Дом  ->  Домашние животные  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Происхождение собаки и приручение ее человеком

Древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком. С давних лет является предметом спора, происходит ли все многообразие современных пород от одного предка, (подавляющее большинство исследователей считают таковым волка), или это результат скрещивания волков, шакалов и даже лисиц. Большинство кинологов считает единственным предком собаки волка (мнение Чарлза Дарвина), а все современные породы – результатом искусственного отбора. Конрад Лоренц выдвинул теорию о происхождении разных видов собак от волков и от шакалов независимо, подчёркивая диаметральные различия между их характерами и повадками. «Шакальи» собаки относятся к своим хозяевам как к собакам-родителям, то «волчьи» собаки видят в них скорее вожаков стаи и ведут с ними соответственно. Покорности инфантильной шакальей собаки у волчьей собаки соответствует гордая «мужская» лояльность, в которой подчинение играет весьма малую роль, а рабская покорность – никакой. Волчья собака, в отличие от шакальей, вовсе не видит в хозяине чего-то вроде помеси отца и бога, для неё он, скорее товарищ, хотя её привязанность к нему гораздо прочнее и не переносится с лёгкостью на кого-нибудь другого. Это «однолюбие» развивается в молодых волчьих собаках весьма своеобразно – в определённый момент детская зависимость от родителей чётко сменяется взрослой преданностью вожаку стаи, причём это происходит, даже когда щенок растёт в изоляции себе подобных, а «собака-родитель» и «вожак стаи» воплощены в одном человеке. Бытует и третья точка зрения, согласно которой предок домашней собаки – некая самостоятельная (ныне исчезнувшая) дикая «прасобака», родственница волков и шакалов. Так считал ещё Карл Линней. Эта гипотеза как будто подтверждается новейшими исследованиями генетиков.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали к самому посёлку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

Австралийские зоологи изучали взаимоотношение охотников-аборигенов с дикой собакой динго. Когда-то более высокоразвитые предки аборигенов приплыли в Австралию, не забыв взять с собой собаку – предка динго. В новых условиях их союз распался: австралийцы деградировали, а собаки одичали. Но связь не утратилась. И теперь у охотничьих племён мы можем наблюдать модель первых этапов схождения человека с дикой собакой. Люди живут небольшими временными поселениями в лесу. Динго самостоятельно живут неподалёку. Ночью собаки приходят к хижинам питаться отбросами; но пока люди в деревне, они не обращают внимание на собак, а те – на людей. Особых симпатий между ними тоже нет.

Когда австралиец выходит на охоту, одна или несколько собак бегут недалеко от него. Охотник следит за их поведением, так как обоняние и слух у собак лучше, чем у него. А динго следят за его поведением, ведь он видит дальше их и умеет убивать с расстояния. Подранков – в основном птиц – охотник и динго ищут в густых зарослях вместе. Если подранка нашла собака, австралиец пытается его отнять, что удаётся не всегда. Если нашёл абориген собаки надеются на объедки. Если подранок так и не найден, собаки отстают и в конце концов находят его. Когда охота окончена, австралиец идёт на стоянку, а собаки в лес.

Взаимовыгодный союз двух слабо вооружённых хищников он мог становиться всё глубже и теснее. В Австралии нет хищников, опасных для человека и собаки. Там нет и стад копытных, для охоты на которых такой союз необходим, и он распался. Но в саваннах Африки или тундростепях Европы кочующие возле стоянки человека, собаки могли своим беспокойством предупреждать о приближении хищников и защищаясь сами, отвлекать их на себя. Умение собачьей стаи загонять и останавливать зверя особенно удачно сочеталось с хитростью и оружием людей в охоте на стада копытных. Если доставалась крупная добыча, её хватало на всех. Приручение – сознательное одомашнивание собак – началось много позднее когда связь между ними и человеком остановилась более тесно.

Приручение собак относится к мезолиту (10-15 тысяч лет до н. э. ). Изучение ископаемых останков древних собак началось с 1862 года, когда в Швейцарии были найдены черепа неолитического периода. Эта собака в специальной литературе называется «торфяной» (иногда – «свайной»).

Конрад Лоренц предположил, что «человек продвигаясь на север и запад, привёл с собой и собак, или полуприрученных шакалов, которые следовали за ним в его странствиях. Когда же он начал строить жилища на сваях над водой и изобрёл пирогу (два нововведения, несомненно, знаменовавшие значительный культурный прогресс), его взаимоотношения с четвероногими спутниками неминуемо должны были претерпеть кардинальные изменения. Вода уже не позволяла шакалам жить вокруг его стойбища, как прежде. Не могли они, и охранять жилища своих хозяев от других людей, нападавших с воды. Представляется логичным, что человек, когда он впервые сменил прежнее стойбище на свайный посёлок, захватил с собой и нескольких наиболее ручных шакалов – тех, например, которые особенно отличались на охоте и были покладистее большинства своих полудиких собратьев, - и таким образом создал из них домашних собак в буквальном смысле слова».

Затем останки торфяной собаки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте. Торфяная собака была постоянной формой в течение всего каменного века, останки её найдены даже в отложениях римской эпохи возле современного немецкого города Майнца. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов (саамов). Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда – лаек.

На основании вышесказанного были сделаны следующие выводы:

1. Большинство кинологов считают, что собаки произошли от волка, но в последнее время появилась новая гипотеза - вероятнее всего предком домашней собаки была некая самостоятельная (ныне исчезнувшая) дикая «прасобака», родственница волков и шакалов.

2. собаки были приручены человеком в период мезолита 10 – 15 тысяч лет назад.

3. Союз человека и собаки – это взаимовыгодный союз, который позволил обоим «слабовооруженным хищникам» выжить, в те опасные времена.

Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях

Уважительное отношение к собаке было характерно для многих древних культур и традиций. Известны даже самостоятельные религиозные собачьи культы.

На изображениях в гробницах Древнего Египта нередко встречается фараонова собака, пронесшая всё типичные черты породы через тысячелетия. Собака, как многие другие животные в Египте обожествлялись. В связи со смертью собаки в египетских домах, по свидетельству Геродота, объявлялся траур, а хозяин дома сбривал себе волосы. Трупы собак мумифицировались, но мумии эти всё же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих.

Бог смерти в Древнем Египте изображался с туловищем человека и головой шакала.

При раскопках гробниц египетских фараонов были найдены и останки басенджи (лесная собака Конго) – забальзамированные, обёрнутые в дорогие ткани, в ошейниках из драгоценных камней. Так в древности украшали только собак-талисманов.

В других странах Древнего Востока, например в Ассирии, найдены изображения огромных мастиффов, использовавшихся для охоты и в качестве других псов. На таком рельефе в окружении мастиффов изображён, в частности, великий царь Ашшурбанипал (хранится в Британском музее).

В Древней Греции и Риме собаки стали играть гораздо более значительную роль. Естественно, особым спросом пользовались боевые псы, могучие и неустрашимые. В армии Александра Македонского они занимали почётное место. Весьма ценились и собаки охотничьих пород, борзые и гончие. Знаменитые молосские доги, чьё изображение встречается на монетах и фресках, дали начало многим современным породам.

В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками, львами, слонами, медведями. Но там же получили распространение и миниатюрные декоративные мелиты, предки нынешних болонок.

В Греции и Риме известно множество монет с изображением собак, древнейшие из которых датируются 6-7 вв. до н. э. Собаке, спасшей древнегреческий полис Коринф, был даже поставлен памятник. В Спарте самой высокой жертвой богу считалась собака. Описание собак мы находим в «Илиаде» Гомера. Знаменитого по легендам вепря, опустошавшего поля возле города Калидона в Средней Греции, удалось убить только,

Выгнав кругом из градов звероловцев с сердитыми псами

В Китае и Японии с древнейших времён собаки играли важную роль в религии, в фольклоре и мифологии. Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности о воспитании и разведении собак. Древнейшей китайской породой считается пекинес. Разведение и содержание одной из декоративных пород собак – пекинесов – считалось исключительной привилегией китайского императорского двора. Нарушителей этого правила карали смертью. Культ пекинесов в Китае достиг высшей точки, когда один из них был объявлен перевоплотившемся Будой, и ему оказывались высокие почести. Другая знаменитая декоративная собачка региона – японский хин – гораздо моложе.

Многие мифы прямо указывают на происхождение того или иного героя или целого народа от собаки. Считается, например, что эскимосы появились от того, что одна эскимоска вступила в связь с собакой. Племя паланг на острове Яве полагает, что в доисторические времена некая принцесса сочеталась браком с собакой и от их союза родился сын, положивший начало этому племени.

Туземцы Новой Гвинеи очень любят собак и постоянно носят их собой на руках. В ряде стран не считается чем-то необычным созерцание женщины, кормящей грудью щенка. Соответствующие сцены видел мореплаватель Кук; аналогичное поведение описано этнографами в более поздние времена в Полинезии, на островах Новой Гвинеи, Алжире, Тунисе и Бирме.

Чисто декоративные породы собак преобладают в доколумбовых культурах Америки. Собаки, выведенные индейцами, без человека совершенно беспомощны и в природе не могли бы существовать. Собакоподобный бог ацтеков был причастен к сотворению Пятого солнца – того, что светит нам до сих пор.

Эскимосы могут давать собакам имена своих предков и верить, что души предков воплощаются в собаках. Собака является тотемным животным у множества племён и народностей. В большинстве стран на употребление в пищу собачьего мяса накладывается жёсткого табу.

Уже к 17 веку во многих европейских странах развивается собаководство как прибыльная отрасль, особенно в Англии, Германии. К началу 18 века уже повсеместно можно говорить о служебном собаководстве. Появляется такое понятие, как «модные породы", особенно декоративные. Начиная с 19 века происходит бурный рост числа пород. Собаки используются на военной и полицейской службе. В России с середины 19 века собаки охраняют границы. В ряде стран создаются общества охраны животных. В 1824 появляется первое из них – Королевское общество защиты животных в Великобритании.

У некоторых народов собака рассматривается как исключительно полезное домашнее животное, заслуживающее – прежде всего в сельской местности – самое высокого уважения именно в этом качестве. Такова, например, армянская традиция. Но ни о каком равенстве собаки с человеком нет и речи, но в голодные и неурожайные годы собак и детей кормили примерно одинаково, отдавая им последнее. Приблизительно такое же отношение к собаке наблюдается и в других кавказских этнических традициях, например в Азербайджане.

Но не для всех народов собака была другом, помощником и защитником. В Талмуде о собаке говорится как о самом презренном существе, даже как о «враге человека»; там же есть указание на то, что в городах собак вообще не полагается кормить. Нечистым, «поганым» животным объявляет собаку и Коран. Древние вавилоняне считали, что в собак могут вселяться демоны, насылающие болезни. Людям советовали избегать уличных собак и носить амулеты, предохраняющие от переносимых собаками болезней.

В Верхнем Завете собаки слоняются по улицам, питаются падалью, могут пожирать трупы: «Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеной Изрееля» (3-я книга Царств. 21. 23).

О нечистоте собаки особенно свидетельствует следующий текст: «И будете у меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте; псам бросайте его» (Исход. 22. 31).

В несколько более позднюю эпоху первые христиане считали, что гунн Атилла родился в результате преступной связи девушки с собакой.

На огромных территориях (в основном в Азии) распространены собаки-парии – они живут рядом с человеком, пользуются объедками с его стола, но не допускаются в жилище, не являются другом человека. Наиболее характерны собаки-парии для Шри-Ланки, Явы, Суматры, Сирии, Судана, стран в верхнем течении Нила, Индии, Внутренней Африки, Занзибара, Синайского полуострова. К этой группе примыкают ареалы, где не существует табу на употребление собачьего мяса в пищу. Некоторые народы. Живущие здесь, специально разводят мясные породы собак. Таковы некоторые племена Африки (азанде, митту и другие), а также племена, обитающие на Гаити, на Гавайских островах, на Суматре (батаки) и других. Кулинарные рецепты некоторых племён требуют даже, чтобы животных предварительно замучили до смерти, ибо считается, что мясо в таком случае будет вкуснее.

В принципе этнических традиций, в которых отношение к собаке было бы безоговорочно положительным или отрицательным, по-видимому, не так много. В большинстве случаев собака воспринимается носителями каждой традиции более или менее амбивалентно. Это хорошо видно у русских.

На протяжении многих веков собака на Руси была символом юродства и отчуждения. Одним из самых унизительных указаний считалось избиение дохлой собакой. Физический контакт с собакой может вызвать брезгливость.

Ещё в конце прошлого века было распространено мнение, что домашняя собака должна, хотя бы летом, промышлять для себя пропитание самостоятельно.

Героиня Бунина опасалась: – Подойдут собаки и голову нанюхают (Бунин и. А. Деревня)

Попытки русских помещиков заставлять крепостных крестьянок вскармливать молоком породистых щенят рассматривались как самое дикое самодурство, как предел издевательства. Существует предположение, что самое грубое русское ругательство тоже первоначально было связано с наименованием собаки и могло означать примерло: «Твой отец – пёс!», т. е. что-то вроде «Ты – сын пса!» Ср. также (Толстой А. К. Василий Шибанов):

И молвил так царь:

«Да, боярин твой прав,

И нет уж мне жизни отрадной,

Кровь добрых и сильных ногами поправ,

Я пёс недостойных и смрадный».

Собака в народном сознании могла успешно конкурировать с чёртом. Ср. : «Чёрт его знает!» - «Пёс его знает!» - и даже «Ну его к чертям собачьим!».

Но одновременно собака в России ценилась очень высоко за свои полезные качества, в первую очередь охотничьи и сторожевые. К XIX в. укрепилось и чувство этической близости человека и собаки. Ср. : «Нас двое в комнате: собака моя и я Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живёт одно и тоже чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонёк» (Тургенев И. С. Собака).

Амбивалентное отношение к собаке можно проследить в разные эпохи и в других традициях. Вот несколько исторических примеров. Об ассирийском царе Санхерибе (ок. 700 г. до Р. Х. ) в современном ему тексте говорится, что он был «так тщательно воспитан, как молодой пес», из чего можно было бы, казалось судить о высоком статусе собаки в Ассирии. Однако тот же самый Санхериб не нашел унижения тяжелее для побежденного арабского султана Унити, чем надеть на него собачий ошейник.

В «Одиссее» есть несколько прочувствованных строк о верных псах. Но из того же источника явствует, что слово собака могло служить у древних греков оскорблением. Пенелопа называет свою служанку «дерзкой сукой» Даже происхождение собаки древние греки связывали с Кербером, страшным псом – сторожем адских врат.

Использование названий собаки в качестве бранной лексики – прием почти в любой этнической традиции.

Очень резкий характер носят оскорбления, связанные с названием собаки, в кавказских культурах, причем мусульманские традиции мало отличаются в этом отношении от христианских. Вот литературный пример – перебранка и перестрелка хевсура Алуды (христианская традиция) и кистина Муцара (кисти – грузинское название чеченцев и ингушей – носителей мусульманских традиций). Это цитата из книги Важа-Пшавелы «Алуда Кеталаури (пер. В. Державина):

Грянуло ружье Муцара,

Открошился выступ от скал

Крикнул кист: «Эй, пес неверный!

Так в тебя я не попал?»

«Не попала, пес неверный?» -

Крикнул кист: «Нет, не попала,

Пес неверный! И не ранен

Раб Гуданского креста!»

Подобные оскорбления могут предполагать смертельный исход и внутри одной этнической традиции.

В грузинской и армянской традициях исключительно грубо звучат инвективы типа: «Твой отец – собака!», потому что задевают честь не только того человека, к которому они обращены, но и всего его клана: имя отца как родового символа по-прежнему окружено там чрезвычайным почтением.

Достаточно оскорбительны соответствующие инвективы и у других народов.

По-калмыкски выкрик «Собака!» звучит тоже очень резко. Сравнение с собакой – одно из самых оскорбительных у таджиков. Ненец может очень сильно задеть честь противника заявлением, что тот «хуже, чем собака!»

Еще очень сильное в недавние времена ругательство во французском языке звучит в дословном переводе как «Святая собака!»

В немецком языке популярны инвективы, означающие что-то вроде «Собака-отщепенец!», «Глупый пес!», «Кровавый пес!»

В. И. Жельвис, рассуждая, почему сравнение с собакой считается оскорбительным приводит следующие аргументы: во многих традициях собака занимает особое, привилегированное положение среди домашних животных. Собака намного больше других животных связана с эмоциональным миром человека, эмоциональн6о нередко воспринимается человеком как близкое ему существо, интеллектуально почти или совсем не уступающее своему хозяину. Ни одно другое животное, домашнее или тем более дикое, по своему статусу в человеческом обществе не в состоянии конкурировать с собакой.

Но в то же самое время в ряде аспектов поведение собаки – этого «почти человека» - находится в грубейшем противоречии с принятыми в человеческом обществе нормами. Собака известна своей агрессивностью, может нападать, даже не будучи на это спровоцированной, она не стыдится собственных отправлений и, что особенно существенно, абсолютно не способна соблюдать самое строгое человеческое табу – табу на открытое осуществление интимных отношений между полами.

Подобное поведение со стороны «неочеловеченных» животных общество соглашается снисходительно терпеть; но собака в такой ситуации может вызвать резкое осуждение: «Кажется, все понимает, а тут ведет себя, как животное».

Особенно важно, что собака обладает такими благородными, с точки зрения человека, качествами, как преданность и способность к дружбе. В свете таких достоинств нарушение собакой человеческих табу кажется особенно постыдным: подразумевается, что тот, кто способен быть другом, должен быть этическим образцом и в других отношениях, и разочарование в этом случае бывает особенно сильным, Как видим, осуждение собаки в рассматриваемом случае свидетельствует об очень высокой оценке человеком этого животного.

К какой этнокультурной традиции относятся жители нашего города? Чтобы выяснить это, был проведен социологический опрос среди учащихся и учителей нашей школы. В опросе приняло участие 89 человек.

Были даны вопросы:

4. В частном доме или квартире вы проживаете? в частном доме квартире

57 чел. (64%) 32 чел. (36%)

2. Есть ли у вас собака? да нет

64 чел. (72%) 25 чел. (28%)

3. Любите ли вы собак? да нет

77 чел. (87%) 12 чел. (13%)

4. Кто для вас собака? Были даны следующие ответы.

охранник 44 чел. (45%) друг 77 чел. (87%) член семьи 10 чел. (11,2%) защитник 16 чел. (18%) помощник 6 чел. (7%) животное 1 чел. (1,1%) сторож 5 чел. (6%) санитар 4 чел. (4,4%) охотник 1 чел. (1,1%) любимое животное 8 чел. (9%) родная душа 1 чел. (1,1%) спасатель 6 чел. (7%)

Социологический опрос показал, что, как и раньше основное количество собак содержат в частных домах. Главное преимущество собаки состоит в том, что она может быть другом человека и даже для некоторых членом семьи, «родной душой». Если в прежние века собака была помощником человека в охоте, то в настоящее время, всего 1,1 процента, используют собаку в качестве охотника. Для большинства учеников и учителей нашей школы роль собаки состоит в том, чтобы быть охранником и сторожем, защитником. В целом, по своему отношению к собаке, жителей нашего города можно отнести к I группе этнокультурных традиций. Для нас собака является другом, помощником, защитником.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

1. История многих стран и народов неразрывно связана с собакой. Тем не менее, «статус» собаки у разных народов не одинаков.

2. Ученые выделяют следующие группы этнокультурных традиций: I группа – собака – друг, помощник и защитник; II группа – собаки-парии, отщепенцы, не имеющие хозяина, но живущие вблизи человеческого жилья и питающиеся падалью; III группа – полезное животное, заслуживающее – прежде всего в сельской местности – самого высокого уважения.

3. По своему отношению к собаке, жителей нашего города можно отнести к I группе этнокультурных традиций.

4. Отношение к собаке безоговорочно положительное или отрицательное в каждой этнической традиции, по-видимому, не так много.

5. Использование названий собаки в качестве бранной лексики – прием почти любой этнической традиции, в связи с тем, что собака, обладая такими благородными сточки зрения человека, качествами, как преданность и способность к дружбе нарушает человеческие табу. Она может нападать, даже не будучи на это спровоцированной, она не стыдится собственных отправлений, не способна соблюдать самое строгое человеческое табу – табу на открытое осуществление интимных отношений между полами.

6. Амбивалентное отношение человека к собаке наблюдается на протяжении многих веков.

Роль собаки в истории человеческого общества

Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. У нас в Сибири до сих пор такой собакой является лайка. Интересно о ней написал иркутский писатель В. В. Жемчужников: «« Хорошей собаке, как хорошему человеку, цены нет!» - так думают, так говорят таежные охотники. Правда, имеют они в виду не любую-всякую собачью породу, а одну лишь сибирскую лайку.

У лайки от рождения талант охотницы. По первой же осени, без всякой натаски начинает облаивать найденную белку. Через годик-другой, когда уже назовут рабочей собакой, она держится в лесу и вовсе самостоятельно; в одиночку без понуканий и окриков охотника ведет свой свободный поиск; безошибочно ориентируясь на местности, за передвижением хозяина следит сама; лишнего шума никогда не подымает, по следу зверя идет молчком, как волк, а голос подает, лишь когда добычу завидит. Лайка настолько вынослива и неприхотлива, к сибирским условиям приспособлена настолько, что не у всякого местного жителя язык повернется назвать ее домашним животным, - по обыкновению ее не пускают в дом, даже в самую большую стужу.

Как подобает другу человека, она умеет многое прощать человеку. Она уживчива и добродушна, легко привыкает к новому хозяину. Не мирится только с грубым обращением, точно бы знает себе цену. В сезон промысла ей неизбежно достается и работать на износ, и голодать, и холодать – такова собачья жизнь! И все-таки сохраняет свой мягкий, почти не обидчивый характер.

В разношерстном собачьем роду, населяющем землю, набирается около сотни охотничьих собак пород. Лучшая из них, самая талантливая и универсальная, живет в Сибири. Где же найдется другая такая собака, которая способна и матерого медведя осадить, и изюбря загнать на скалистый уступ, откуда нет ему никакого выхода, и белку причуять в период чернотропа, когда на земле не видать ни одного следка, и ондатровую хатку обнаружить под льдом, и глухаря попридержать на дереве, прикидываясь до подхода охотника глуповатой пустолайкой, и самого соболя-хитрована перехитрить?.

Для сибиряка лишиться лайки – значит, лишиться общения с тайгой, душу обречь на голодный паек. Без этой собачьей породы заглох бы пушной промысел и захирело племя охотничье. »

С развитием человеческого общества область применения некоторых пород радикально изменилась. В наибольшей степени это относится к охотничьим собакам, которые сейчас либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки-проводники слепых и т. д. )

Упряжным животным собака также стала давно. Северные остроухие собаки с незапамятных времен сопровождали жизнь алеутов, нивхов, нганасанов, юкагиров, ительменов, чукчей и эвенков.

Впервые запрягли собака в нарты кереки, самая древняя народность побережья Берингова моря. Таким образом, именно Россия по праву считается исторической родиной ездового дела. Одной из ездовых собак являются хаски.

Овчарки или «овечьи пастухи», появились в глубокой древности, когда начало развиваться скотоводство. В каждой стране формировались свои породы пастушьих собак, в зависимости от климата, рельефа и сельскохозяйственных животных. Шотландские (пушистые колли), южнорусские и кавказские овчарки охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далеких выпасах в степи или в горах, защищают хищников.

Собаки используются на военной и полицейской службе. В России с середины 19 века собаки охраняют границы.

Более 150 овчарок участвовало уже в Русско-японской войне.

Первый питомник полицейско-сыскных собак – доберманов и немецких овчарок начал работать в 1909году в Санкт-Петербурге.

У ньюфаундлендов, или водолазов, черных мохнатых гигантов на толстых, как у медведя, лапах, с тяжелыми, пушистыми хвостами, - служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спасать утопающих.

Среди служебных собак есть большие спокойные мохнатые собаки, белые с рыжими или серыми пятнами. Это сенбернары – спасатели. Несколько сотен лет назад близ трудного и опасного горного перевала Сен-Бернар в Альпах стоял монастырь. Там-то и вывели эту породу собак. После метелей или просто к ночи собак выпускали за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разыскивая засыпанных снегом, сбившихся с дороги путников.

Есть необычный памятник в Париже. На фоне стены, символизирующей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на ее спине – ребенок. Малыш крепко обхватил руками шею собаки, доверчиво приник к своему спасителю. Этот памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла не один десяток людей, погибавших в непогоду в глубоком снегу.

Во время Великой Отечественной войны 60 тысяч собак находили и вытаскивали раненых с поля боя, доставляли донесения. Одним из наиболее эффективных видов применения собак на фронтах была минно-розыскная служба. Достаточно сказать, что при помощи собак менее чем за два года (июнь 1943-май 1945) было обнаружено и обезврежено более 4 млн. различных мин и фугасов, что сохранило многие и многие тысячи жизни наших воинов.

Имели место отдельные случаи применения подразделений минно-розыскных собак в танковых войсках. Так, в директиве начальника инженерных войск Красной Армии от 17 ноября 1944 года, говорилось: «В Ясско-Кишеневской операции взвод специально отобранных собак-миноискателей, прошедших особую тренировку, успешно выполнял боевую задачу по сопровождению танков. Этот специально обученный взвод собак – миноискателей сопровождал танки на всю глубину зоны оперативных заграждений противника. Собаки привыкли к езде на броне танков, к шуму моторов и к стрельбе из орудий. В местах, подозрительных на минирование, собаки-миноискатели под прикрытием огня танков производили разведку и обнаруживали минные поля».

Во время Парада Победы 1945 года по Красной Площади прошел батальон Центральной военно-технической школы дрессировщиков с четвероногими солдатами.

В двадцатом первом веке собаки используются на военной службе, таможенниками, их обучают быть поводырями слепых, помогать инвалидам. Овчарки служат «газовыми инспекторами». Малейшую утечку газа может учуять собака (даже если трубы находятся глубоко в земле), ей надо только «растолковать», как об этом сигнализировать. Есть собаки-рудоискатели. Собаки, которые помогают людям бороться с контрабандой наркотиков. Для этой цели используют овчарок, фокстерьеров и спаниелей.

Большой вклад внесли собаки в развитие науки. Один из памятников собаке был открыт в 1935 году в Ленинграде. Идея его создания принадлежала нашему замечательному ученому – академику Павлову. По- существу, это памятник всем собакам – верным помощникам человека в научных исследованиях.

В ноябре 1957 г. на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. В ходе дальнейших запусков животных была доказана возможность жизни в невесомости, отработаны систем ориентации в пространстве, системы мягко приземления. Не все полеты совершались без потерь, но быстрое устранение неполадок и повышение надежности аппаратов сделали реальным запуск на околоземную орбиту первого человека – Юрия Алексеевича Гагарина.

Существует еще одна большая группа собак – комнатно-декоративные. Маленьких забавных болонок и тойтерьеров можно научить танцевать и прыгать через обручи. Комнатные собаки почти все маленькие, но тойтерьер (игрушечный терьер) – самая крошечная. Весит 600-700 граммов. Эти собаки очень преданы своему хозяину, иногда самоотверженно бросаются его защищать. Сообразительность, любовь к дрессировке и играм позволили пуделям сменить за свою историю множество профессий. Особенно прославились они тогда, когда стали спутниками бродячих артистов и участниками цирковых представлений.

Огромное разнообразие пород, прежде всего, предназначено для растущего среднего класса, стремящегося найти в собаке в первую очередь друга. Для многих собака становится членом семьи. Таким образом, собака стоит рядом с человеком в самом буквальном смысле. Это усиливается за счет существования во многих странах собачьих парикмахерских, собачьих мясных лавок, магазинов, где продается только одежда для собак и даже драгоценные украшения для них. «Умершим собакам ставятся памятники. Другие расходы на собак ежегодно составляют 17 млрд. долларов. В некоторых семьях на содержание собаки тратится ежемесячно до 120 долларов, в то время как на ребенка – всего 70. Существует гостиница для собак стоимостью в миллион долларов и горный лагерь для отдыха собак».

На протяжении многих тысячелетий собака «доказывает» человеку свою дружбу и преданность, готовность жертвовать собой ради друга, служит человеку.

Почему же на улицах наших городов мы видим большое количество брошенных собак.

Обилие брошенных собак в городах породило новое явление – одичание собак. Одичавшие собаки объединяются в стаи, имеют строгую иерархию. Часто они в лесах в какой-то степени заменяют истребленных волков.

Всех бездомных собак можно разделить на две группы:

1) вторично одичавшая форма домашней собаки;

2) бывшие домашние животные, потерявшие своих хозяев.

Если раннее традиционно собаки-парии были исконными представителями фауны Юго-Восточной Азии, некоторых районов Африки, то в настоящее время их можно встретить и в наших городах.

Почему же мы, считающие собаку другом, помощником и защитником безжалостно выбрасываем ее на улицу?

Чтобы вырастить здоровую и послушную собаку необходимо очень много времени и сил. Собака не игрушка, которую когда надоест, можно бросить. Это живое существо, требующее повседневного внимания. Многие, беря щенка в дом, не понимают этого.

Неправильное разведение собак, содержание и воспитание человеком собак приводит к тому, что они хозяевам становятся не нужными.

Большая часть собак содержится в частных домах. Многие владельцы, содержащие собак в городских квартирах и видящие в них только сторожей, гуляют со своими собаками по 2-3 минуты. Собаке не хватает времени для физических упражнений. От избыточной энергии она начинает проявлять агрессию.

Собаки определенных пород выводились для весьма определенных жестоких целей (например, борцовые собаки). Держать такое животное дома – это риск не только для хозяев и членов их семей, но и для соседей, случайных прохожих.

По данным специалистов, в 90% случаев агрессия происходит со стороны именно домашних животных, а не бродячих собак.

А как защитить наших четвероногих друзей от жестокости людей, неправильного воспитания?

У нас в стране недостаточно ведется просветительская работа по этим вопросам. Несовершенно и законодательство.

По законам некоторых стран (например, Израиль) владелец отвечает за поведение своих питомцев по всей строгости закона.

На основании вышеуказанного были сделаны следующие умозаключения:

1. На протяжении многих веков человек одомашнивал собаку, приспосабливал ее к своим потребностям и своему быту, способствовал ее психическому развитию и развитию ее мышления.

2. В результате эволюции изменилась социальная роль собаки. В настоящее время собаки используются для охоты, в качестве пастухов, ездовых собак, но вместе с тем область применения некоторых пород изменилась: собаки-рудоискатели, собаки-артисты, поводыри слепых, собаки-миноискатели, «газовые инспекторы», собаки, которые на таможне помогают бороться с контрабандой наркотиков, служат на границе и в милиции. Вносят огромный вклад в развитии науки.

3. Собака остается преданным другом человека, а для некоторых является членом семьи.

4. Собаки-парии не являются исконными представителями нашей фауны.

5. Причины, по которым люди выбрасывают своих друзей, помощников и защитников на улицу:

1) неправильное разведение, содержание и воспитание собак;

2) несовершенство законодательства;

3) недостаточная просветительская работа;

4) эгоизм людей.

Заключение.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы.

Большинство кинологов считают, что собаки произошли от волка, но в последнее время появилась новая гипотеза - вероятнее всего предком домашней собаки была некая самостоятельная (ныне исчезнувшая) дикая «прасобака», родственница волков и шакалов.

Собаки были приручены человеком в период мезолита 10-15 тысяч лет назад.

Союз человека и собаки – это взаимовыгодный союз, который позволил обоим «слабовооруженным хищникам» выжить, в те опасные времена.

Человек расселился по всей земле – шире, чем любой вид животных. И везде с ним собака. На протяжении многих веков человек одомашнивал собаку, приспосабливал ее к своим потребностям и своему быту, способствовал ее психическому развитию и развитию ее мышления.

В результате эволюции изменялась социальная роль собаки. В настоящее время собаки используются не только для охоты, в качестве собак-пастухов, ездовых собак. Область применения некоторых пород радикально изменилась: собаки-рудоискатели, собаки-артисты, поводыри слепых, собаки-миноискатели, «газовые инспекторы», собаки, которые на таможне помогают бороться с контрабандой наркотиков, служат на границе и в милиции. Вносят огромный вклад в развитие науки.

Собака остается преданным другом человека, а для некоторых является членом семьи.

История многих стран и народов неразрывно связана с собакой. Тем не менее, «статус» собаки у разных народов не одинаков.

Ученые выделяют следующие группы этнокультурных традиций: I группа – собака-друг, помощник и защитник; II группа – собаки-парии, отщепенцы, не имеющие хозяина, но живущие вблизи человеческого жилья и питающиеся падалью; III группа – полезное животное, заслуживающее - прежде всего в сельской местности – самого высокого отношения.

Безоговорочно положительного или отрицательного отношения к собаке в каждой этнической традиции, по-видимому, не так много. Амбивалентное отношение к собаке наблюдается на протяжении многих веков.

Почти в любой этнической традиции название собаки используется в качестве бранной лексики. Это связано с тем, что собака обладая такими благородными с точки зрения человека качествами, как преданность и способность к дружбе нарушает человеческое табу. Она может нападать, даже не будучи на это спровоцированной, она не стыдится собственных отправлений, не способна соблюдать самое строгое человеческое табу – табу на открытое осуществление интимных отношений между полами.

По своему отношению к собаке, жителей нашего города можно отнести к I группе этнокультурных традиций, а собаки-парии не являются исконными представителями нашей фауны. Почему же люди на улицы наших городов выбрасывают своих друзей, помощников и защитников? На это можно указать следующие причины:

1) недостаточная просветительская работа;

2) неправильное разведение, содержание и воспитание собак;

3) несовершенство законодательства.

Работа может быть использована на уроках истории и естествознания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)