Дом  ->  Домашние животные  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Приметы и обычаи охотников Якутской Земли

Этимология слова “примета” прозрачна, легко объяснима, значение этого слова выводится из семантики корня. Однако этимологическая прозрачность термина в отношении примет приводит к некоторой двусмысленности: приметами иногда называют не только прогнозирующие наблюдения, но и вообще наблюдения типовые, характерологические, поведенческие. Так С. И. Ожегов дает этому слову два толкования:

• отличительное свойство, признак по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь;

• явление, случай, который в народе считаются предвестием чего-нибудь.

Мы будем рассматривать примету, как наблюдение-предсказание, устремленное в будущее, сориентированное на угадывание будущего.

Приметы всегда были составной частью духовной жизни и быта разных народов. Они охватывали все области общественной и частной жизни, основанной на бытовом, охотничьем, земледельческом и скотоводческом укладах, выражали установления мирского бытия, сопутствовали существующим принципам нравственности, сопряжёнными с религиозными понятиями, с представлениями об этических нормах, запечатлевали натуралистические наблюдения.

Народная примета - это проверенное многократными наблюдениями или традиционно принятое и передаваемое из поколения в поколение предсказание событий, выраженное в краткой, подчас вариативной форме.

Как появились приметы

Можно выделить две причины возникновения приметы. Первая – заключается в том, что человек издавна примечал непонятные для него, но постоянные отношения между какими-нибудь часто повторяющимися явлениями или событиями в нравственном или физическом мире. Наблюдая эти явления, но не понимая отношения между причиной и следствием, человек выводит заключение о существовании какой-то связи между предыдущим и последующим и сохраняет в памяти плоды своих наблюдений; образовавшиеся таким образом приметы более или менее верны, смотря по характеру наблюдений.

Другая причина образования примет заключается в том, что предметам и явлениям, имеющим особое значение, приписывается таинственное, сверхъестественное влияние и действие; происходящий отсюда ряд примет основан уже не на непосредственном опыте и наблюдении, а есть следствие представлений, верований и носит название предрассудков. Несмотря на различие по происхождению, между теми и другими приметами существует самая тесная связь.

Таким образом, приметы можно разделить на две группы: одни указывают на действительную или мнимую связь и постоянные отношения, существующие между различными явлениями природы; другие указывают на такую же связь между явлениями природы и событиями, большей частью случайными, в жизни человека и народа, основанными на веровании и предрассудках человека.

Приметы первой группы являются главным образом результатом наблюдений над естественными явлениями и служат преимущественно для предсказания погоды. Например: лошади фыркают перед дождем; на молодом месяце рыба клюет; рыба не клюет перед дождем; кошка спит, закрыв рыло, — стужа будет и т. д. Впрочем, многие приметы, предсказывающие погоду, объясняются не опытом, а древними языческими верованиями.

Приметы второй группы — все, несомненно, языческого происхождения или составлены под влиянием языческого мировоззрения. Они сохранилось в поверьях, сказаниях, обрядах, обычаях и других преданиях незапамятной старины. Приметы обставляют жизнь подробным кодексом условий и верно передают картину младенческого состояния человека, когда он беспрекословно подчинялся окружающему его миру и приписывал каждому явлению и предмету жизнь и произвольность.

3. Якутские охотничьи приметы

Среди большого количества различных примет можно выделить в отдельную группу приметы охотничьи.

С древних времен охота была и остается по сегодняшний день одной из важнейших отраслей хозяйства якутов. Жизнь наших предков в те далекие времена зависела от удачливой охоты, поэтому суеверия среди охотников можно считать закономерными.

Среди охотничьих примет мы выделили две группы по их происхождению.

К первой группе, основанной на наблюдениях человека за поведением животных или природными явлениями, можно отнести следующие приметы: «Собака спит, подогнув под себя ноги – к удачной охоте», «Если пауки дружно вьют сети, то будет хорошая погода; если сидят, угрюмо спрятавшись, будет дурная погода» и др.

Так же можно выделить приметы, основанные на веровании, представлениях людей об окружающем мире. По представлению древних якутов, каждая гора, каждое озеро, дерево, река, огонь и все, что окружает человека, имеет свой дух (иччи) – владельца или хозяина. Хозяином леса является добрый и щедрый иччи «Баай Байанай», который покровительствует благодарным и нехвастливым охотникам. Очень многие охотничьи приметы связаны именно с представлениями о сверхъестественных силах. Например: «Икать – кому-то повезет на охоте», Если трещит огонь в костре, значит, жди пургу», «Во сне «курить – к удаче на охоте» и др. Остальные приметы представлены ниже, в картотеке классификаций.

Вывод по первой главе

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что приметы – очень древний жанр устного народного творчества, который имеют две причины происхождения: первая – это результат наблюдений человека над окружающим миром; вторая – религиозная, основанная на верованиях людей.

Среди примет можно выделить особую группу охотничьих, которые имеют две основы происхождения.

2. Приметы современных охотников Якутской Земли

Определив значение слова примета и изучив историю происхождения приметы как жанра устного народного творчества, а также рассмотрев историю происхождения якутских примет, в частности – охотничьих, и разобрав старинные охотничьи приметы, мы пришли к выводу, что среди них немало таких, которые основываются на многовековом опыте, а потом подтверждаются научными исследованиями.

В предыдущей главе нами уже было сказано, что одной из основных деятельностей древних якутов была охота. Поэтому в якутском фольклоре можно найти немало интересных примет касающихся именно этого рода занятия. Но следует отметить, что по мере освоения территории Якутии русскими, изменялись и обычаи якутского народа, его мировоззрение, отношение к окружающему миру.

На якутской земле наряду с коренными жителями, поселились и стали осваивать быт и уклад люди других национальностей, среди которых были охотники. Вместе с этим изменялись и приметы. Они «впитали» в себя мировоззрения и обычаи охотников других народностей. И с течением времени появился новый тип примет, являвший собой синтез различных культурных традиций.

Собрав и проанализировав приметы, которые используются в быту охотников, мы сделали классификационную картотеку и пришли к выводу о том, что современные охотники пользуются не только приметами, пришедшими из древности, но и вносят в этот жанр свои изменения, дополняют его. Благодаря этому, примета всегда будет оставаться актуальным и необходимым источником мудрости, который никогда не подводит и приносит удачу охотникам земли якутской. Недаром в народе говорят: «У того беда в носу висит, кто примет не чтит и не слушает старых людей».

Картотека примет охотников Якутской Земли

Классификация Примета Источник

Если пауки дружно вьют сети, то будет хорошая погода; если же сидят, угрюмо Древняя

Приметы, связанные с спрятавшись, будет дурная погода.

природными явлениями

Тайга весной начала шуметь к приходу тепла.

С заснеженных деревьев облетает «Кухта» (хлопья снега), к потеплению. Майоров М. М.

В полнолуние рыба плохо клюет.

Красное северное сияние к сильному морозу.

Звезды мерцают к морозу.

Вода в речке пенится к дождю.

В пасмурную погоду рыба не поднимается – клева не будет.

В снежную погоду капканы на соболя не ставят, на крупного зверя (олень, лось) не охотятся.

Апросимов Н. Д.

Если посреди поля или леса вдруг видят неизвестно откуда взявшийся след зверя (белки, Древняя

Приметы, связанные с поведением зайца и пр. ), то к обилию звериного промысла; если же след, проложенный зверем, вдруг животных. теряется, то к уменьшению промысла.

Собака спала, подогнув под себя ноги – к удачной охоте.

Глухарь и тетерев не улетают от охотника – к удачной охоте.

Если лежит сонная собака, высунув язык, будет жаркая погода.

Много белок – много соболей. Михайленко Д. В.

Собака спит беспокойно к удачной охоте.

Если кедровка беспокойная (тараторит) – дождя не будет.

Если медведь поздно ложится – осень будет поздняя, весна – ранняя.

Если выпал первый снег и по нему сразу же прошел соболь, то соболя будет много.

Колган С. Н.

Бурундуки весной забегали – медведь просыпается.

В капканы попадаются соболя – самцы – началась миграция.

Собака плетется позади хозяина к ветру, резкой перемене погоды.

Черный дятел забарабанил к потеплению. Апросимов Н. Д.

Собак с короткими ушами не бери – плохо работают в лесу.

Белая собака – хороший «охотник».

Собаку бери с разноцветными когтями (черный - белый) – хороший «охотник».

Собака с черным небом – злая. Майоров М. М.

Если поймаешь карася и из под чешуи сочится кровь, через два дня будет дождь.

Белка рано поменяла шубку к морозу.

Собака катается к теплу, нос прячет к морозу.

Если самка соболя перехаживает срок рождения детенышей, будет мало корма в новом году.

Если чайки очень сильно галдят – в реке много рыбы.

Сахаров Е. В.

Барнашов А.

Приметы, связанные с охотничьим Нож лежит острием кверху – лося убьешь. Древняя инвентарем и атрибутами

Маскхалат стирают на крещение – будет белый Майоров М. М.

Икать – кому-то повезло на охоте. Древняя

Приметы, основанные на верованиях Если убить медведя с полинявшей шерстью – к смерти членов семьи охотника.

Во сне курить – к удаче на охоте.

Зуд в ладонях – к удачной охоте.

Во сне убивать соболя – к удачной охоте. Колган С. В.

Если медведь зимой спит, охотнику нужно сначала его разбудить, потом убивать, чтобы дух медведя его не преследовал.

Если Байанай дал охотнику даже небольшую добычу, тот должен показать, что рад, дабы неАпросимов Н. Д.

разгневать хозяина леса.

Если поймал крупную добычу, перед тем как разделывать, надо закопать глаза зверя, чтобы тот не видел.

Охотник, отправляясь в лес, задабривает Байанайя – бросает в огонь что-нибудь съестное, если огонь вспыхивает – будет удачная охота.

Михайленко Д. В.

Заключение

На анализе собранных нами примет, мы составили картотеку классификаций, в которой разгруппировали приметы на следующие виды:

1. Приметы, связанные с природными явлениями;

2. Приметы, связанные с поведением животных;

3. Приметы, связанные с охотничьим инвентарем и атрибутами;

4. Приметы, основанные на верованиях.

И пришли к выводу о том, что данный жанр продолжает развиваться и обогащаться, главным образом основываясь на древние приметы, которые являются по нашему мнению фундаментом развития охотничьих примет.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)