Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Портрет молодежи России и Великобритании 21 века

Понятие «ментальность» («mentality») определяется как:

• «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов»

• «образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе»

• «обобщение всех характеристик, отличающих ум», «способность или сила разума»

• «установки, настроение, содержание ума»

• «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических»

В российской науке под ментальностью принято понимать «совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определённой эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы».

Выделяется три основных компонента: знания, отношения и поведение, образующие «треугольник ментальности».

1. 1Сравнительная характеристика русского и английского менталитетов

Языковые различия между народами очевидны не только в том, что нации говорят на разных языках, но и в особых языковых привычках (русские кричат по-русски, а англичане – по-английски). Существуют разные междометия для выражения боли (ouch – ой), привлечения внимания (psst – эй), сопровождения неловкого движения (ooops – ох), выражения удовольствия от еды (mmmm – ах, вкусно) и др.

Языковые различия приводят к нарушению взаимопонимания на уровне приписываемых друг другу отношений. Так, русская интонация нередко воспринимается англичанами как слишком категоричная, недружелюбная или даже враждебная из-за обилия нисходящих тонов в русской мелодике. Обилие высоких и резко нисходящих интонаций у россиян может произвести у англичан впечатление происходящей ссоры.

Анализ суждений россиян показывает, что в большинстве случаев они носят прямой и открытый характер: «Книга неинтересная», «Фильм плохой». Открытость выражается также в неприкрытых выражениях своего мнения в случае конфликтных ситуаций, явной или мнимой агрессивности в общении, обмена мнениями.

У англичан проявляется характерная сдержанность в выражении своего мнения, суждения и оценки: «Книга могла бы быть интереснее», «Это не лучший фильм», «общежитие еще можно улучшить», «В ваших аудиториях пока только самое необходимое оборудование» и т. п. В общественных местах иногда лишь по еле заметному жесту можно догадаться о том, что причинил кому-то неудобство.

Знания россиян также выражают характерную особенность их ментальности. Она проявляется в том, что знания имеют программный характер. Россияне считают, что буква «V» означает победу, кредитная карточка ассоциируется у них с банком, Нельсон напоминает им адмирала или колонну на Трафальгарской площади. Англичане же обнаруживают свои знания путём импровизации. Буква «V» значит для них любое слово, начинающееся с этой буквы. Кредитная карточка напоминает им о разнообразных бытовых ситуациях. Нельсон может вызвать воспоминания о любом человеке – соседе, знакомом и т. д.

Россияне знают о том, как следует писать поздравительную открытку, произнести речь или тост. Их высказывания нередко носят клишированный, стандартный, однотипный характер. Аналогичные высказывания англичан, как правило, более разнообразны. В них обычно проявляется творческая индивидуальность, пусть маленькая, но индивидуальная импровизация. Программные знания обнаруживаются реже. В этом проявляются традиции обучения и воспитания.

Восприятие различных сторон и явлений жизни также имеет отличительные особенности у россиян и англичан. Демократия для россиян связана со словом «свобода», расизм – «ненависть», любовь – «счастье», частный дом – «богатство», СПИД – «страдание», закон – «сила» и т. д. В таком восприятии проявляется сентиментальный характер россиянина, существующий в виде эмоциональных версий. Версии восприятия сохраняются до тех пор, пока не появится новый и более убедительный миф.

Восприятие англичан носит более прагматичный характер и отражает не обобщённо-эмоциональную версию, а личный практический опыт. Например, машина может восприниматься не как «роскошь» или «средство передвижения», а как «необходимость страховки» Иностранец воспринимается не как «интересный человек», а просто как «приехавший из другой страны».

Привычные действия влияют на выбор поступков. У россиян поведенческие установки связаны со знанием типа «что такое хорошо и что такое плохо». Например, «попрошайничать» - «стыдно», «честный поступок» - «прекрасно», «иметь долг» - «плохо», «убить» - «жестоко».

Англичане в поведенческих установках более склонны связывать поступок с его причинами, условиями или последствиями: «попрошайничать» - «быть бездомным», «убийство» - «суд», «обязательство» - «семья». Общепризнанно, что английская нация остаётся одной из самых законопослушных в мире.

Социальные роли также определяют поведение индивида. У россиян социальные роли нередко отождествляются с их ожидаемыми признаками: «мать» - «заботливая», «отец» - «спокойный», «джентльмен» - «вежливый», «бизнесмен» - «богатый», «панк» - «экстравагантный» и т. д.

У англичан чаще, чем у россиян, выделяется не признак социальной роли, а взаимодействие с другими социальными ролями. Например, «мать» - «отец», «леди» - «джентльмен», «невеста» - «жених», «лидер» - «ведомый».

Данное различие отчётливо проявляется в бытовых ситуациях. У россиян слово «гость» имеет признак «желанный, а «хозяин» - «гостеприимный». В соответствии с таким восприятием социальной роли строится отношение к иностранному гостю у «русского хозяина». У «английского хозяина» отношение к «русскому гостю» строится как конкретно-ситуативное взаимодействие, в котором социальные роли «хозяина» и «гостя» не имеют постоянных качеств. Вот почему вчерашний «радушный хозяин» сегодня может не заметить своего вчерашнего «дорогого гостя». У нас это вызывает непонимание и даже обиду.

Социальные ожидания характеризуют представление о будущем для себя в обществе.

У россиян наряду с нейтральными ожиданиями выявляются пессимистические взгляды на будущее. «Старость» - «смерть»; «рождение» - «проблемы», «трудности»; «1996 год» - «неопределённость», «страх», «ничто», «гибель»; «послезавтра» - «мрак»; «трудный час» - «предательство» и т. п.

У англичан социальные ожидания носят умеренно оптимистический характер: «проблемы» - «решения», «старость» - «пенсия», «1996 год» - «интересно увидеть», «трудный час» - «надежда» и т. п.

Данные различия, думается, не могут объяснятся только переживаемыми нашим обществом экономическими и политическими трудностями, так как ни российское, ни английское общество не лишено трудностей и потрясений как экономического, так и социально-политического характера.

В изучении порога ментальности важно определить, что и каким образом воспринимается россиянами и англичанами как ценность. У россиян ценности в большинстве случаев носят отвлечённый характер: «образование» - «знания», «власть» - «сила», «Библия» - «истина», «равенство» - «права», «роскошь» - «деньги» и т. д.

Англичане видят в ценностях конкретный материальный смысл: «образование» - «дорого», «власть» - «деньги», «Библия» - «заповеди», «равенство» - «секс - меньшинства», «роскошь» - «налоги» («за роскошь надо платить») и т. д. В таких оценках проявляется более конкретное осмысление жизненного опыта англичанами.

Отношение к кумирам может иметь не только культурологическое, но и политическое значение. Выявляется следующая тенденция: россияне видят у своих кумиров определённые свойства личности (рост, красоту, богатство, талант), а англичане обычно ограничиваются тем, что называют имена («Арсенал», «Биттлз», Мадонна). Следствием этого, вероятно, является более динамичная и лёгкая смена кумиров у английской молодёжи.

Различия в кругозоре россиян и англичан проявляются, прежде всего, в том, что внимание россиян направлено на восприятие заграничной науки, культуры и искусства, в то время как англичане ориентированы на собственное национальное достояние. Россияне нередко могут рассказать англичанам об их стране больше, чем сами англичане. Англичане же, приезжающие в Россию, обычно знают о нашей стране лишь то, что им необходимо для комфортного и безопасного существования. Нарушенный баланс между национальным и зарубежным в кругозоре россиян нередко вызывает недоумение у их английских сверстников. Привычки как характерные способы поведения важны для понимания особенности ментальности.

Анализ показывает, что многие привычные действия россиян связаны с получением удовольствия: «наиболее частая еда» - «мясо», «наиболее частый напиток» - «кофе», «наиболее частая тема разговора» - «деньги», «наиболее часто применяемый принцип жизни» - «меньше работать и больше иметь, не волноваться и быть счастливым»

Англичане в качестве наиболее распространенного продукта питания называют овощи, напитка – воду, темы разговора – работу и погоду, принципа жизни – относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Таким образом, если поведение россиян нередко связано с получением удовольствия, то ментальность англичан связана с заботой о здоровье, удобстве, самосохранении. Англичане ставят комфорт выше некоторых условных правил, свободно располагаются на газонах, садятся на пол перед экскурсоводом в музее. В среде английских студентов почти полностью исчезло курение.

Различия в этикете выявили типичную для россиян готовность жертвовать собой ради идеала, коллектива, гостя и т. п.

Формулировались следующие негласные правила: «Если хозяйка предложит поесть, вначале следует из вежливости отказаться», «За столом все должны начинать есть одновременно», «Мнение большинства важнее, чем мнение одного», и др.

Излишняя жертвенность критически оценивается в поговорке «Демьянова уха». Жертвенность ценится в отношениях между мужчиной и женщиной, родителями и детьми и др.

В английском этикете подчеркивается равноправие сторон. Отказываясь из вежливости от обеда, гость рискует остаться голодным; за столом каждый начинает есть по своему усмотрению; мнение большинства является решающим только по регламенту. Для англичан характерна привычная, малоэмоциональная, но любезная вежливость по отношению друг к другу. Дети имеют очевидное право на самостоятельность и независимость. Предложение вступить в брак делают на равных и мужчина и женщина и т. д. в связи с этим горячее и неумеренное желание россиян сделать приятное их английским гостям в ряде случаев воспринимается как назойливость, посягательство на личную свободу и даже как корыстное отношение.

Россияне отличаются либеральным отношением к правилам, инструкциям и законам. Такое отношение выражается, например, в просторечной поговорке, не имеющей аналогов в английском языке: «Закон что дышло». Английские студенты усвоили консервативные отношения к закону, принятые в их обществе. Им свойственна твёрдость к защите собственных прав, уважение к бюрократии. В английских пословицах нередко отражается решительность, инициатива и своеволие, но не легкомыслие: «Take the law into ones own hands».

Исследование подтверждает гипотезу о том, что овладение иноязычной культурой предполагает усвоение не только соответствующих «фактов культуры», но и специфической национальной ментальности носителей изучаемого языка.

Изучение порога ментальности россиян, англичан и американцев, при соприкосновении национальных культур, показывает, что основная граница, очевидно, проходит на стыке конформизма и индивидуализма как поведенческих тенденций личности. Изучение порога ментальности позволяет лучше понять особенности национального характера, предвидеть возможное непонимание россиянами, англичанами и американцами друг друга, предупредить осложнения во взаимоотношениях и, сохраняя национальную самобытность, делать шаги навстречу друг другу.

2. Молодежный сленг

2. 1 Понятие молодежного сленга

Происхождение слова «сленг» неизвестно. Его сходство в звуковом и переносном значении существительного и глагола sling и очевидно того же корня в скандинавском выражении отправляет к языку, что это образование германского корня и вытекает из английского слова sling. Другая версия заключается в том, что слово «сленг» образовано от сокращенной фразы beggars’ language или rogues’ language, (тюремный сленг), в котором суффикс от первого существительного присоединился к последующему слову, а конечный слог у второго слова отпал. В языкознании нет четкого понятия сленга.

Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает:

1. речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку

2. вариант разговорной речи (в т. ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка.

Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных замкнутых референтных группах. Сленг – слова, которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Часто это очень выразительные слова, с переносным значением, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни. Сленг – это молодежный жаргон, составляющий слой разговорной лексики, отражающей грубовато – фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи, слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Молодёжный сленг формируется на основе заимствования. Сленгу характерен скорее семантический юмор. Более всего ценится удачная – порой мрачновато – абсурдная – игра слов. Сленг не остаётся постоянным. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, им на смену приходят другие. Этот процесс происходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в молодёжном сленге лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового процесса появилось и ушло в историю невероятное количество слов. Идёт процесс смены поколений, и те слова, которые казались модными и смешными 5 – 6 лет назад, сейчас выглядят устаревшими. Меняется мода, тенденция в обществе, некоторые слова просто надоедают.

2. 2 Английские слова в сленге российской молодежи

В молодежном сленге много слов заимствовано из английского языка: аск, бакс, блэк, пипл и многие другие, заимствования из других языков крайне немногочисленны.

Можно выделить следующие группы иностранных заимствований.

Первая группа - прямые заимствования. Слово встречается в русском сленге приблизительно в том же виде и в том же значении, что и в языке-оригинале. Это такие слова, как мэн – мужчина, молодой человек; блэк – негр; сайз – размер, мани – деньги, яппи – преуспевающий (благодаря своим деловым качествам) молодой человек. Например, предложение: «Камон ко мне». Видно, что английское слово вошло в речевой поток без изменения звучания и значения.

Вторая группа – образование слов путем присоединения к иностранному корню русского суффикса, приставки и окончания. В этом случае часто несколько изменяется значение иностранного слова-источника, например, аскать, литловый.

Третья группа – русские слова, которые звучат похоже на английские и используются в значении соответствующих английских слов. Очень много слов третьей группы в языке компьютерщиков: мыло, или емеля (e-mail), – электронное письмо, аська или ася – система общения «он-лайн» ICQ (произносится «айсикью»). В молодежном сленге похоже звучащими русскими словами или русскими именами называются западные музыкальные группы и исполнители: Куры – рок-группа «The Cure», Ленин – Джон Леннон, Паша Макаренко (Макаров) – Пол Маккарти. Этот способ появления новых слов сейчас наиболее продуктивен.

Есть типовые способы образования сленговых слов. Так, английские глаголы приобретают в русском сленге следующие русские глагольные суффиксы: -а(ть): аскать (to ask «просить»), камать (to come «прийти»); реже -и(ть): апгрейдить (to upgrade «увеличить»), -ну(ть): искейпнуть (to escape «избежать»), рингануть (to ring «звонить»). Глагольные суффиксы -а(ть) и -и(ть), как правило, не меняют значения исходного глагола, они просто дают возможность спрягать глагол, то есть строить с ним нормальные русские предложения: Камай сюда! – Приходи сюда! Что будем итать? – Что будем есть?

Иногда эти глаголы уже сами приобретают в сленге новые значения; так, глагол аскать приобрел новое значение (ставшее сейчас основным) – просить деньги, попрошайничать. Поскольку в русском языке очень много глагольных приставок, многие английские глаголы присоединяют к себе наряду с глагольными суффиксами еще и глагольные приставки: за-, по-, при- и другие. Эти приставки вносят в значение заимствованных глаголов дополнительные оттенки значения. Например, глагол заситать (от английского to sit) означает не просто сидеть (ср. : Как вчера заситали у Ники?), а глагол заслипать (от английского to sleep) – это не просто спать

(ср. : Хорошо заслипал после трудового дня).

Имена существительные, называющие лиц женского пола, часто приобретают женские падежные окончания (в частности, в именительном падеже оканчиваются на -а): герла (от английского girl) – девушка, мужские также приобретают привычный вид: фазер (отец).

Во множественном числе заимствованные слова получают русские окончания множественного числа (-ы или -а): трузера (брюки), олды (от английского имени прилагательного old – «старый») – родители, шузы (туфли).

Имена прилагательные образуются с помощью суффиксов: крезовый, литловый (образованы от английских прилагательных crazy – «сумасшедший», little – «маленький»), крезанутый (ср. : шизанутый). Интересный тип представляют собой прилагательные, образованные по образцу русских прилагательных с приставками, но от заимствованных корней. Вообще в сленге наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, сленг пополняется за счет заимствований из других языков (в основном за счет английских заимствований), с другой стороны, ко многим иностранным словам в сленге появляются соответствующие русские образования или кальки с этих слов: дискотека – дрыгалка, тренажер – качалка.

Итак, появление в молодёжном сленге английских заимствований вызвано повышением статуса этого иностранного языка, его широким изучением и распространением среди молодёжи.

Английские слова не просто входят в речь молодёжи, а получают привычное для нас оформление (русские приставки, суффиксы, окончания). Следует отметить, что такие сленговые нововведения - это всего лишь игра слов, некое состязание в остроумии и острословии, и большинство таких новообразований не остается в языке, уступая общепринятым русским словам.

3. Молодежные субкультуры России и Великобритании.

3. 1 Молодежные субкультуры России

Исследования молодежных субкультур. Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований.

С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов».

Прежде всего рассмотрим специфику молодежной субкультуры в России.

Во-первых — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г. , согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Во-вторых — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

В-третьих — потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Криминализация молодежных субкультур. Истоки этого процесса носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 г. составило 5576,3 тыс. человек. При суммировании мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта — важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку. В 1980-е годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки, название одной из которых было в общественном сознании стало знаком всего этого явления. Речь идет о люберах. Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в т. н. практике «ремонта» — совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

Влияние западных молодежных субкультурных феноменов. По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г. ), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г. ). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно от поддерживаемой команды.

Специфика этой субкультурной формы состоит в том, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Например, фанаты футбольных команд не знают истории спортивных коллективов, им достаточно актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» (в котором насчитывается по крайней мере,85 тыс. человек: такое число организованных болельщиков отмечалось на некоторых наиболее важных матчах) выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д. ), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками — нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в другой город, координируют свои действия по сотовой связи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».

В обозначениях «своих» также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов — сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’s go Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорбление противнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый — с индивидуальным номером — шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф — значит, относиться к элите (группе «Правых»). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

Экологисты. В целом экологическое сознание российской молодежи — в стране Чернобыля — не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на оригинальной философской основе. Даже среди студенческой молодежи (наиболее культурной и информированной в молодежной среде), по данным исследований, испытывают опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее четверти опрошенных. Экологически ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Акции российского «Гринписа», например, в большей мере демонстративны, чем эффективны.

Байкеры versus мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы.

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль

Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. «Рейв» (от англ. rave — бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения»

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее — образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов — носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера — ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке.

В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов. В Москве входная плата в клуб 20 долларов, напитки продаются по ресторанным ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения.

Хип-хоп культура. Хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде уже достаточно давно, и на характеристике черт этой субкультуры мы остановимся подробнее.

Хип-хоп — «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

По своему происхождению хип-хоп культура связана с бедными «цветными» кварталами крупных городов США и отразила черты культурных паттернов ряда этнических групп. Так, за основу брейк-данса взяты афро-американский ритм и черты народного «танца в кругу», элементы акробатики, афро-бразильской борьбы капоэйро, приемы китайского кунг-фу. На становление хип-хоп культуры оказало влияние массовое распространение технических новинок в области музыкального оборудования, прежде всего появление виниловых пластинок и техники, позволявшей их проигрывать на уличных «тусовках

Брейк-данс (англ. Breakdance — «ломаный танец») — вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова (некоторые вошли в молодежный сленг) «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг» (от b-boy — парень, исполняющий брейк, но, возможно, и от африканского слова boioing — танец, состоящий из прыжков). Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. По данным исследователей хип-хоп культуры, в конце 1960-х годов брейк-данс существовал еще в виде двух самостоятельных танцев — лос-анджелесской пантомимы («верхний брейк», boogie), шедшей от негритянской традиции, и нью-йоркского акробатического стиля («нижний брейк» латиноамериканского происхождения, собственно breaking).

В СССР/России брейк-данс стал известен в середине 1980-х годов. В 1985 г. возникли первые команды брейкеров «Меркурий» и «Магический круг». Началось проведение фестивалей брейк. Брейк-данс — заметное явление в жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной с хип-хоп культурой. Однако в социологии молодежи оно не нашло более или менее серьезного отражения.

Граффити (ит. graffito — «нацарапанный») — вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

История граффити начинается в середине 1960-х годов в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован «бомбинг» (to bomb — «бомбить») — практика писания на стенах общественных зданий своих имен как художественно оформленных текстов. Исполнители таких надписей получили название «райтеры» (от англ. write — «писать»).

В СССР/России с приходом моды на брейк-данс определенной частью молодежи начали осваиваться и практики граффити. Это увлечение сохраняется, хотя столь массового характера, как в европейских странах, не имеет. Граффити выступает как одна из основ определенных стилей жизни в некоторых из молодежных сообществ (прежде всего воспринявших импульсы от хип-хоп культуры).

 В крупных российских городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к «крутым парням в широких штанах (а часто просто в узких с карманами)», изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство, что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.

Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры — исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности.

Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно — не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др. ). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д. ). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты. Очевидна их связь с иностранным источником — образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.

Критики толкинистов обратили внимание на то, что книги Толкиена изданы в России или как совместные издания, или как российские издания, но осуществленные при поддержке западных фондов, т. е. являются частью планов культурной экспансии Запада, направленной на захват российского социокультурного пространства. Видимо, столь однозначные выводы не имеют достаточных оснований, поскольку не учитывают множество противоречивых обстоятельств, определивших распространение идей и образов Толкиена в России. Эти идеи и образы скорее стали материалом для конструирования реальности толкинистами, чем законченными социокультурными моделями. Это подтверждается и парадоксальным обстоятельством продвижения на российском кинорынке в 2002 г. фильма компании Wignut Films «Властелин колец», а затем последующих серий, что, тем не менее, не повлекло за собой заметных изменений в активности толкиенистов (хотя прокатная судьба фильмов была достаточно удачной).

Таким образом, анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданно приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.

3. 2 Молодежные субкультуры Великобритании

Молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля называется эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный); представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка). Философская позиция: выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов (emo-kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо), их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение, зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек, выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви (существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках); эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Корни: эмо-кор появился и развивался как подвид панк-рока, но ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны — в отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви: внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события; эмо-культура начисто лишена агрессивного мачизма, столь характерного для хардкора, прямого предка эмо. \

Отдельное место среди субкультур принадлежит хип-хоп движению: хип-хоп зародился в афроамериканской и латиноамериканской среде Бронкса, района Нью-Йорка, в первой половине 1970-х гг. , в то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции, а первые «эм-си» были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» — то есть сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами (на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960—1970-х гг. благодаря зародившейся технике даба). Для хип-хоп движения характерны такие составляющие: рэп, фанк, битбокс (музыкальная), брейк данс, крамп (танцевальная), граффити (изобразительная).

Философское ответвление панк/хардкор-культуры, политико-мировоззренческое движение, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные для всего панк-движения получило название straight edge (англ. четкая грань, сокращённо sXe). Straight edge первоначально возник в среде американских панк-рок-исполнителей как призыв против популяризации образа «грязного вечно непросыхающего панка», быстро превратился в этико-мировоззренческое движение, ставящее на первое место идею самоконтроля и личной свободы, и в начале 80-х стал довольно распространённым выбором среди американских панков, особенно в Вашингтоне и Бостоне, где образовались очень мощные хардкор-сцены, к середине 80-х эта культура распространилась и за пределы США, хотя до начала 90-х большого распространения на других континентах не получила.

Неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия, получила название Движение Ролевых Игр, родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов и толкиенистов; иногда выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература (в основном фэнтези) и другие характерные элементы единой культуры. Пространство актуализации помимо ролевых игр включает собрания на Ролевые Конвенты — кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению, на конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

Скинхеды (разг. скины́ от англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — собирательное название представителей молодёжной субкультуры, считается, что 1969 год был пиком популярности этой субкультуры. Изначально скинхеды — представители субкультуры рабочего класса, которая была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века, существенное влияние на них оказали руд-бойз Вест-Индии и моды Объединенного Королевства, а в последние десятилетия культура скинхэдов распространилась по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. Поле политических воззрений скинхэдов колеблется от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними, встречаются и аполитичными; внешний вид также может отличаться от более милого, взятого у модов шестидесятых годов, до стилей в духе стрит-панка и хардкора. В частности оформление как движения относится ко второй половине шестидесятых годов в Великобритании и впервые начала угасать уже в начале семидесятых, однако оказалось, что до конца себя она не изжила и, перенеся кризис семидесятых годов, постепенно разошлась по другим странам, где адаптировалась к различным культурным традициям и социальным условиям — в пределах широкого названия одной субкультуры сформировалось множество направлений, в России наиболее ярко представлены более агрессивные из них.

Отдельный тип субкультур, связанный с идентификацией по анималистическому, либо мифологическому признаку получил название драконы, представители которой увлекаются мифологическими и описанными в художественной литературе драконами, а так же так или иначе отождествляют самих себя с драконами. Основной линией является драконность, иначе драконство или драконизм, означает состояние бытия драконом, драконообразным, или подобным дракону:жизнь драконьего сообщества, главным образом, происходит в сети; интернет популяризирует сообщества с нестандартным мировоззрением, помогает единомышленникам найти друг друга и собраться вместе, что, в частности, привело к увеличению организованных встреч в реальности, но тем не менее, интернет остаётся наиболее распространённым способом общения в сообществе. Для большинства представителей субкультуры характерно стремление понять причину своего мировоззрения и ощущений, то есть — занятие драконологией. Драконность рассматривается как один из типов азеркинизма (самоидентификации как существа, отличного от homo sapiens): азеркин сознаёт себя как дракона, в то же время понимая, что биологически является человеком, носителей драконности чаще всего относят к субкультуре драконов, хотя есть индивидуумы, совершенно не знакомые с субкультурой. Человекодраконы не любят привлекать к себе внимания, особенно со стороны специалистов медицинского профиля (из-за опасения, что драконность поспешно отнесут к психическим отклонениям) — феномен драконности является предметом изучения драконологии, но азеркины-драконы говорят о нём с осторожностью — является ли он тем, чем кажется, остаётся вопросом даже для самих носителей феномена.

Одной из разновидностей молодёжной субкультуры являются готы — представители общности, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка; готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, может проявляться интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам, любовь к готической музыке (готик-рок, готик-метал, дэт-рок, дарквейв и т. п. ), часто ошибочно причисляются к сатанистам или путаются с ними вследствии похожего образа и разных клише. Основные признаки можно этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность — средства массовой информации иногда ошибочно ассоциирую готов с насилием, ненавистью к различным меньшинствам, идеей превосходства белых и другими проявлениями нетерпимости, однако на деле это не так, с другой стороны их идеология частично сформировалась путем признания, идентификации и скорби о социальном и личном зле, о котором многие массовые культуры стараются умолчать.

Весьма примечательно такое явление как панк (англ. punk) — молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике, с панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground (солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком): любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк — трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком: культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой; она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино, но сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие, поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма. Получили признание как воплощение панк-идеологии первые британские панк-группами Damned и Sex Pistols. Происхождение панка: слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство, среди значений, в зависимости от контекста, могло быть просто «подонок» или «негодяй», во всех остальных случаях как эмоциональное нецензурное выражение, а первое упоминание слова «punk» в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины»; впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кей в 1970-е; в 1976 году появился фэнзин «Punk magazine», созданный Легсом МакНилом — журнал был посвящён панк-року и родственным жанрам, уже чётко объединяя их как направление. Истоки панка в середине 60-х годов XX столетия, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл — так говорится в статье «Потерянное поколение» на в журнале Volkey. Сходное атмосферное звучание, относительно сырое и грубое, основанное всего лишь на нескольких аккордах, можно обнаружить в таких классических вещах того времени, как «You Really Got Me» группы The Kinks, а к концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges (её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв, выступал на концертах вымазанным в собственной крови и заканчивал бесчинства на сцене «нырянием» в толпу зрителей). В истории панк-культуры Патти Смит представляют как связующее звено между движением панков и предыдущим поколением битников.

Растафарианство (само название растафари, т. е. поклонники этого движения, пошло от имени Хайле Селассие до коронации — рас (принц) Тафари) представляет собой не столько субкультуру, сколько, в оригинале, религия, которая подразумевает восприятие Хайле Селассие I — бывшего исператора Эфиопии как воплощения Бога, которого называют в данном течении Джа (также входил в святую Троицу, как мессия, обещанный Библией). Считается, что первым растафари был Леонард Хоуэлл, который создал коммуну из пяти тысяч человек в Пиннэкл на Ямайке. В сущности, растафарианство представлено как религиозно-политическая доктрина африканских суждений, корни которой можно проследить до времен правления царя Соломона, его сын Менелик привез благословение на африканскую землю, как об этом рассказывает Книга Мудрости Растафари Кебра Нагаст, а общемировое распространение растафарианство получило благодаря популяризации музыки регги, в связи с чем многие думают, что оно зародилось на Ямайке в 1930 году; его последователи называются растаманами, или растафари. Можно выделить атрибутивные составляющие растаманского движения: дредлоки — причёска из пучков волос, сбитых в колтуны (изначально, для растаманов, символизировала львиную гриву — источник образа — Апокалипсис 5:5: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её»); частое присутствие символов в форме Африканского континента и расцветки Эфиопийского триколора (зеленый, желтый, красный); обрядовое курение марихуаны, но не у всех направлений (лист конопли является символом мудрости); народные религиозные песнопения и музыка регги на Ямайке, калипсо — во многих других странах карибского бассейна, в Африке это скорее музыкальные ритмы, основанные на исконной культуре барабанного боя, даже сложно определить название этого музыкального направления; соблюдение особого поста, именуемого Айтал (Ital); неприятие Царствия Вавилона — прагматической цивилизации угнетателей, царства лжи и пороков, которое в конце концов падёт от руки Господа, как указано в Откровении Иоанна Богослова — метафизической оппозицией Вавилону является Сион (Zion), располагающийся на территории Эфиопии.

В общих чертах движение хиппи можно определить как специфическую подгруппу субкультуры, возникшей в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых: хиппи воспринимали доминирующую на тот момент культуру как коррумпированную и безнравственную монолитную структуру, которая путем силового влияния изменяет жизни людей, то, чему они противостояли, хиппи называли «Системой» (в СНГ), «Большим Братом» или «Человеком» (в других странах), из-за того, что они постоянно находились в поисках смысла и придерживались определенной философии, хиппи иногда называют религиозным течением. Ситуация 40-х — 50-х годов XX века в США раскрывает существование термина хипстеры среди представителей «бит-поколения», обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них — культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Впервые использование слова хиппи было зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа «группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны»: в то время было популярным сленговое выражение to be hip, означавшее «быть в курсе», «быть мировым», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались hips, — в данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.

Образ хиппи: началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основная концепция субкультуры — ненасилие (ахимса). Коннотативные составляющие движения: хиппи носили длинные волосы (музыкальная культура хиппи представляла собой смесь рока, фолка, блюза и психоделического рока, что нашло свое отражение в литературе, драме и изобразительном искусстве, включая фильмы, плакаты, анонсирующие рок-концерты и обложки для альбомов), употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД — эксперименты с сознанием), жили в коммунах (самая известная ныне коммуна находилась в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. По причине того, что хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а так же использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов». Расцвет движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — A «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas and the Papas, исполнялась певцом Скоттом МакКензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles, а музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка — в 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: c движением хиппи связана популяризация нудизма.

Влияние движения хиппи: хиппи показали миру новую ступень духовного развития, изменили мировую культуру, для понимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе под влиянием движения хиппи: терпимость к расовым различиям; легализация ПАВ во многих странах; влияние на моду; популяризация здоровой пищи, вегетарианства — в том числе радикальной формы ненасилия (веганства); антивоенное движение (пацифизм); движение за альтернативную службу в армии; экологические движения; свободные путешествия (автостоп), альтермондиализм (быть хиппи — значит верить в мир, как способ разрешения разногласий между людьми, идеологиями, религиями, путь к миру лежит через любовь и терпимость, любить — значит принимать других такими, какие они есть, давать им свободу выражать себя, и, безусловно, не осуждать их за внешний вид, — суть философии хиппи).

Заключение

Исследовав проблемы молодежи России и Великобритании, мы пришли к выводу, что у молодежи разных стран, даже таких далеких друг от друга, как Россия и Великобритания очень много общего.

Схожи жизненные ценности, увлечения, хобби, музыкальные предпочтения.

Молодежь обеих стран предпочитают субкультуры, которые так или иначе присутствуют в другой стране.

Молодежный язык, а точнее сленг российской молодежи наполнен заимствованиями из английской речи, что делает молодежь еще более похожей друг на друга.

Лишь в менталитетах мы нашли существенные различия, скорее всего это связано с различными традициями в странах и в подходах к воспитанию детей.

Но не смотря на это, молодежь остается очень похожей и оказываясь в другой стране молодые люди легко адаптируются в молодежной среде там.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)