Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Понятие толерантности среди подростков

Проблема нетерпимости к другим достаточно распространена в российском обществе. Она все чаще затрагивает школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей. Ксенофобия, националистические предрассудки, профашистские настроения становятся распространенным явлением в детской среде. Порой странно и даже страшно замечать все это в наших школах. Странно, потому что, мы живем в стране, заплатившей в прошлом веке непомерно много за то, чтобы больше никогда не возникало подобных настроений. Страшно, потому, что именно эти массовые настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту» национальной культуры, городов, улиц или рынков готов унижать людей с «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой

Из различных информационных источников можно услышать, как современная молодёжь делит общество на «свой – чужой», «черное - белое».

Приведём несколько примеров из РИА "Новости":

- 21 марта в Василеостровском районе Петербурга было совершено нападение на гражданина Афганистана. У пострадавшего зафиксированы закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы, колотые раны головы и лица.

- В Москве на Измайловском шоссе совершено нападение на гражданина Китая. Неизвестный выстрелил через лобовое стекло автомобиля в голову гражданину КНР.

- Молодежь Ульяновска отличилась жестокостью группировок. В течение года шла жестокая война на улицах города среди подростков. Пожалуй, не осталось ни одной улицы, которая бы не принадлежала той или иной банде. На жителей Ленинского и Железнодорожного районов ужас наводят подростки из «Центра» и «Центр-КамАЗа». В Засвияжьском районе орудуют «воропаевские» и «стародаманские». Новоульяновск контролируют «молодовские», поселок Криушье - «азатовские».

- Одним из наиболее масштабных преступлений подобного рода стал погром на рынке близ станции метро “Царицыно” в г. Москве, произошедший 30 октября 2001 г. Вооруженная арматурными прутьями толпа молодых людей ворвалась на территорию рынка и принялась избивать торговцев “нерусской наружности”. Беспорядки продолжились в метро - в переходе между станциями “Каховская” и “Севастопольская”. В результате погибли 3 человека – граждане Азербайджана, Таджикистана и Индии, травмы получили порядка 20 человек.

Подобные конфликты можно увидеть между сельскими и городскими подростками. Многие взрослые даже и не догадываются, что их дети способны на такие поступки.

В прошлом году в нашей школе я проводила научно-исследовательскую работу, направленную на изучение ценностных ориентаций сельских и городских подростков. По результатам исследования инструментальная ценность «терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения» заняла 10 место у сельских школьников и 15 место у городских. Ценностные ориентации людей выступают регулятором жизни. Изучение жизненных приоритетов современной молодёжи весьма актуально, так как это характеризует состояние современного Российского общества. Мне бы хотелось остановиться на такой ценности, как терпимость к взглядам и мнениям других. Исходя из вышесказанного, цель работы: выявить уровень сформированности толерантности у учащихся старших классов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) ознакомиться с методологией по теме исследования

2) охарактеризовать черты толерантной и интолерантной личности;

3) провести исследование по проблемам толерантности среди учащихся старших классов;

4) выявить на основе анализа результатов исследования уровень сформированности толерантности.

Было опрошено 40 респондентов – подростки 14-16 лет Костёнковской средней школы. В данной работе мы использовали методы: изучение литературы, анализ, анкетирование, опрос.

Понятие толерантности

Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов – в английском языке толерантность– «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».

В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово «толерантность» обычно используется в медицине и гуманитарных науках. Слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.

В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия.

В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

Толерантность – это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов.

Критерии толерантности:

- равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным и экономическим возможностям для всех людей);

- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам;

- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в этом обществе;

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений

Расшифровка этих понятий очень важна для полноценного понимания смысла «толерантность». На сегодняшний день в российском обществе мы можем проследить как положительное, так и отрицательное отношение к принципам толерантности. Как правило, это происходит из-за понимания слова «толерантность», как терпимости и непротивления. Люди, живущие в период кризиса, не хотят больше ничего терпеть. Хотя с правовым, этическим смыслом они согласны.

Построение цивилизованного общества, способного строить экономически развитое государство, для чего потребуется задействовать все человеческие ресурсы, требует изменения принципа общественных взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.

Мысль о принципах мирного сосуществования зародилась со времен появления и формирования людского сообщества.

П. А. Кропоткин прослеживает историю людской взаимопомощи. Он считает, что именно взаимопомощь помогала людям преодолевать трагические периоды времени.

В религии принцип взаимной помощи был необходимым основанием повседневной жизни.

В 18 веке И. Кант сформулировал знаменитый нравственный императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице , и в лице всякого другого также, как и цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. »

Середина 20 века характеризуется изучением корней национализма и фашизма. Проводился поиск психологических истоков поведения вождей.

Т. Адорно обнаружил психологический феномен, названный «авторитарной личностью». В него входит набор идеологических представлений – национализм, консерватизм, милитаризм, религиозность. В отношении власти таких людей характеризует авторитарная агрессия, авторитарное подчинение. Поздние исследования дополняют авторитарную личность признаком конвенционализма – стремление ориентироваться на других и на условности, принятые в группе.

В середине XX века Г. Оллпорт построил типологию личности по шкале толерантности – интолерантности. Двадцатый век завершился принятием Декларации прав толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, рассматривающей основные принципы толерантности и путем утверждения этих принципов в мировом сообществе.

Толерантность – обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. На основе Декларации в Российской Федерации была установлена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Целями Программы являются внедрение в жизнь общества норм толерантного поведения, создание основы для снижения социальной напряженности, опережающее реагирование на изменение социально-политической ситуации в стране. Осуществление Программы было рассчитано на период с 2001года по 2005год.

Таким образом, общество в своем развитии прошло путь от понимания необходимости взаимопомощи, до возведения понятия толерантности в необходимый принцип организации современного общества.

Некоторые симптомы нетерпимости и их проявление в поведении.

Язык. Очернительный, уничижительный или отчуждающий язык, который обесценивает и унижает культурные, расовые, национальные или сексуальные группы. Отрицание за этими группами права употреблять собственный язык.

Стереотипы. Определение всех членов какой-либо социокультурной группы посредством обобщенных, как правило, негативных характеристик.

Насмешки. Привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания или оскорбления.

Предубеждения. Вынесение суждения по поводу отдельных людей или групп на основании негативных обобщений и стереотипов, а не реальных фактов или конкретных поступков.

Поиск «козла отпущения». Обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем.

Дискриминация. Лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных фактов.

Остракизм. Поведение, игнорирующее присутствие или существование других. Отказ говорить с другими, признавать их самих или или их культуру.

Преследование. Преднамеренные действия, направленные на устрашение, унижение других; нередко принимаются с целью вытеснения человека из группы из сообщества или организации.

Осквернение или порча. Нанесение прямого ущерба или искажение религиозных и культурных символов, предметов или зданий с целью дискриминации и осмеяния верований и идентичности тех, для кого эти здания, предметы и символами являются значимыми

Запугивание. Использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения к конкретным сомнительным действиям.

Изгнание. Официальный запрет или насильственное лишение права на посещение каких-либо общественных мест, на присоединение к некой социальной группе, на участие в коллективной деятельности или на профессию, т. е. на все то, от чего в частности, зависит возможность выживания. таковы, например, запрет на трудовую деятельность, на кров и т. д.

Отчуждение. Отрицание возможности удовлетворения фундаментальных потребностей и/или полноценного участия в жизни как общества, так и отдельных сообществ.

Сегрегация. Установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола, как правило с ущербом для этой группы.

Подавление. Ограничение и лишение человека его прав.

Насилие. Физические или моральные издевательства, изгнание из мест проживания , вооруженные нападения, убийства.

Некоторые обнадеживающие знаки толерантности и их социальное проявление.

Язык. Отсутствие расовых, этнических или гендерных эпитетов. В средствах массовой информации, учебниках используется недвусмысленный язык, в описании событий и людей не допускаются предвзятые оценки. В образовании и в средствах массовой информации используется язык меньшинств.

Общественный порядок. Характеризуется равенством всех людей, то есть равным доступом к общественным благам, разновидностям общественной деятельности, образованию и экономическим возможностям, независимо от социальной принадлежности, пола, национальности, вероисповедания, возраста и т. д.

Общественные отношения. Основаны на взаимном уважении человеческого достоинства всех членов общества и уважении прав человека.

Политические процессы. По своей сути демократические, предполагают равные возможности для участия меньшинств, мужчин и женщин.

Отношения между большинством, меньшинством, и коренным населением. Общество в целом или отдельная группа намеренно обеспечивает возможность совместного участия представителей большинства и меньшинств в разных видах активности. При этом гарантируется, что культурная самобытность и языки меньшинств будут сохранены, что их использование будет поощряться, что будут уважаться человеческое достоинство, все права людей, принадлежащих к меньшинствам или коренному населению.

Общественные мероприятия, традиции. Публичные мероприятия, посвященные историческим датам, предполагают участие каждого заинтересованного человека в их планировании и проведении. Исторические даты, национальные праздники и т. д. отмечаются в масштабах всего сообщества, проявляется чуткость ко всем, для кого данные исторические события могут иметь значение.

Культурные события и праздники. Люди любой культуры в обществе имеют возможность соблюдать свои традиции и отмечать свои праздники наряду со всеми остальными общими и местными традициями праздниками.

Религиозная практика. Всем людям гарантирована свобода вероисповедания, возможность отправления религиозных обрядов. Никого не принуждают участвовать в отправлении религиозных обрядов против воли.

Межгрупповое сотрудничество. Все группы общества участвуют в решении общих проблем. Общественные проблемы и противоречия решаются совместно всеми группами общества. Межэтнический и межрелигиозный диалог по поводу общих проблем и отношений между группами является частью общественных дискуссий.

Если перечисленные признаки обнаруживаются в обществе, то это общество развивается в русле культуры мира, демократии и прав человека.

Сравнительная характеристика толерантной и интолерантной личности.

В современной науке выделены черты толерантной и интолерантной личности, но деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями.

1. Знание самого себя

Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинить окружающих. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность.

Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя.

3. Ответственность.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, он не властен над судьбой.

Толерантные люди убеждены, что судьба зависит от них самих. Они всю ответственность несут сами, не перекладывают на других.

4. Потребность в определенности.

Интолерантные люди делят мир на две части – черное и белое, есть только два сорта людей. Все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя – ориентация на других.

Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. Они стремятся к личной независимости. Стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее.

6. Чувство юмора.

Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности.

7. Авторитаризм.

Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия, внешняя дисциплина. Толерантный человек предпочитает жить в свободном демократическом обществе.

Таким образом, выделяют два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь – путь человека свободного, хорошо знающего себя и потому признающего других.

Уровень сформированности толерантности у учащихся старших классов

Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые относятся к интолерантному поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа «Я», безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.

В нашем исследовании приняли участие 40 респондентов, учащиеся 14-16 лет Костёнковской школы. В школе, по данным социального среза, учатся представители более 10 национальностей. Открытых конфликтов, проявления интолерантности не отмечается. Свидетельствует ли это о том, что у учащихся сформировано такое качество, как толерантность? Мы провели исследования в результате которых выяснилось, что 52% учащихся старших классов готовы дружить со сверстниками другой веры, другой национальности, иной социальной группы, сомневаются 33% опрошенных, «нет» ответили 15% . Со сверстником другого цвета кожи отказываются дружить 20% опрошенных. Но готовы дружить со сверстником, который «учится лучше, чем я»(70%), «учится хуже, чем я» (63%), «богаче, чем я» (60%), «беднее, чем я» (63%), «из отдаленной деревни» (65%). Если сверстник имеет другие взгляды на жизнь, то 50% опрошенных сомневаются: будут ли с ним дружить? Большой процент учащихся (40%) не хотят иметь ничего общего с представителями молодёжных группировок, таких как панки, скинхеды и др..

Анализируя данные анкеты, можно отметить, что уровень толерантности девушек выше, чем у юношей. 62% девушек готовы дружить со сверстником другой социальной группы и 48% юношей.

По мнению 70% респондентов в нашем селе к приезжим относятся безразлично . Процент безразличных высок, и если резко отрицательных пока 5%, то вероятнее всего из-за безразличия половины отрицательная цифра будет увеличиваться. 87% учащихся считают, что у приезжих возникают трудности с местным населением. Подростки достаточно дружелюбно относятся к людям другой национальности. На вопрос: «В каком коллективе ты бы хотел учиться?» 50% опрошенных ответили, что национальность не имеет значения. Но, на дискотеке 70% учащихся не предпочитают танцевать с юношей или девушкой другой национальности. 78% опрошенных считают, что их национальность лучше, чем национальность других людей.

38% респондентов сталкивались с враждебностью по отношению к людям другой национальности в форме: презрительных, оскорбительных высказываний (17%); обман, мошенничество (5%); угрозы, запугивания (8%); ограничения в правах (3%); драки, насилия (5%), но лишь 8% от числа опрошенных испытывали агрессию по отношению к людям другой национальности.

Заключение

Анализируя данные анкет можно сделать вывод, что уровень сформированности толерантности подростков Костенковской школы не достаточно высок. Необходимо вести работу, направленную на формирование терпимости у подростков. Мы предлагаем разработку классного часа «Толерантность – дорога к миру» с целью повышения толерантного отношения подростков к инакомыслию, а также разработали памятку для учащихся.

Результаты исследования были представлены на школьной научно-практической конференции. На заседании школьного Совета Здоровья для педагогов было сделано сообщение об уровне сформированности толерантности подростков Костёнковской школы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)