Политические репрессии в СССР
30 октября, День памяти жертв политических репрессий. Может быть, самая незаметная из всех памятных дат. По нескольку десятков человек из года в год сходятся в этот день у Соловецкого камня на Лубянской площади, у памятных мест жертвам политических репрессий в городах, селах, станицах нашей Родины. Тема политических репрессий в СССР отразилась в душах как современников, так и людей старших поколений, переживших эти страшные годы. За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным и национальным признакам. Политические репрессии у нас обычно связываются с именем Сталина. В действительности же они начались при Ленине. И после Сталина их продолжали все его преемники. Официально в СССР политические репрессии продолжались с 1921 по 1954 годы. Сколько же за эти годы советских граждан подверглось репрессиям, и сколько их было расстреляно? Истинные цифры мы наверно не узнаем никогда. Сотрудники ОГПУ и НКВД тщательно скрывали места расстрелов и захоронений, держали в строгом секрете списки репрессированных и расстрелянных. Хотя существуют и официально опубликованные данные о количестве осужденных и приговорённых к смертной казни (расстрелу) органами ВЧК-ОГПУ-НКВД с 1921-1940 гг. Произвол и насилие с самого начала исходили из центра через лозунги и призывы, указания и декреты. А потому большинство репрессивных актов никогда не публиковались, их можно найти только в архивах. Придя к власти незаконным путем, большевики установили режим, несовместимый с правом и свободой.
Решением всех проблем советской власти был избран террор. Что такое государственный террор? 1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения (Террор политический, индивидуальный, единичные акты политических убийств); 2. жёсткое запугивание, насилие. Такова природа любого насилия. Произвол порождает противодействие ненависть, и, чтобы удержаться у власти, диктатура вступает на путь дальнейшей эскалации террора. Уже несколько десятилетий историки называют террор, охвативший страну в 1937 - 38 г. <<большим>>, потому что по своему размаху и жестокости он был сопоставим с массовыми репрессиями первых лет советской власти и, безусловно, превосходил карательные операции последующего периода. НКВД возглавил Ежов Н. , но не ему принадлежал замысел акции "Большого террора", он был лишь исполнитель. Идеологически "Большой террор" был основан ещё в 1928 году сталинским тезисом об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.
Ежов представил план "Большого террора" на утверждение Политбюро ЦК ВКП (б) 2 июля 1937 года. Всё население СССР было разбито на группы и категории, с (%) процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам. Ликвидации и лишению свободы подлежали не только остатки белого движения (и их дети), но и коммунисты - бывшие члены оппозиционных течений в ВКП (б) - 383 списка виднейших партийных и государственных деятелей. В 30-е гг. по стране прокатилась волна сфабрикованных политических процессов. Все это не могло не вызывать опасений, особенно у старой ленинской гвардии большевиков. На XVII съезде партии (январь-февраль 1934 г. ) предпринимались, правда, неудачно, тайные попытки сместить Сталина с поста генсека. Однако убийство в 1934 г. С. М. Кирова, лидера ленинградских большевиков, развязало руки Сталину, стало предлогом для развертывания по всей стране "большого террора".
Массовые репрессии этих лет представляли собой серию централизованных карательных операций против различных категорий населения, рассматривавшихся руководством СССР в качестве потенциальных или реальных врагов режима. Эти операции начались в июле - августе 1937 г. и продолжались до ноября 1938 г. , когда были также централизованно, по приказу из Москвы, прекращены. Именно на этот период пришлись самые кровавые акции, прежде всего массовые расстрелы, по своим масштабам не имевшие даже отдаленных аналогов в последующей отечественной истории. За эти два года по политическим мотивам было арестовано 1548366 человек, из них расстреляно 681692.
Что такое жертва террора? (Жертва - человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи).
Сколько жертв "БТ" официально опубликовало НКВД? 1 344 923 арестованных;
681 692 расстрелянных
Известный историк Конквест называет числа жертв "БТ": 12-14 млн. человек арестованных; не менее 1 млн. расстрелянных.
Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше: 19 млн. арестованных; не менее 7 млн. расстрелянных.
В период <<ежовщины>> (1937-1938 гг. ) пострадало 10 млн. человек (по другим сведениям, 5-7 млн. ). Из них почти 1 млн. человек были приговорены к расстрелу.
С 1929 по 1953 гг. в СССР было репрессировано, посажено в тюрьму, сослано, расстреляно около 50 млн. человек.
Число репрессированных в годы войны по разным оценкам может составлять от 10 до12 млн. чел. , после войны (1946-1953 гг. ) число арестованных по политическим мотивам может быть не менее 5,5-6. 3 млн. человек (по другим сведениям от 1 до 1,5 млн. ).
Сколько же за эти годы советских граждан подверглось репрессиям, и сколько их было расстреляно! Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего времени такого рода информация была закрыта, и было запрещено разглашение государственной тайны. Мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть эти страшные цифры жертв государственного террора.
К концу 30-х годов наша страна имела мощный экономический потенциал. Однако тоталитарный режим осуществил этот скачок благодаря жёсткому контролю со стороны государства всех сфер жизни советского общества, опираясь на внеэкономические меры принуждения и эксплуатацию собственного народа. В 30-40 гг. сталинская система развивалась по линии упрочения, ужесточения своего режима, в полной мере используя механизм подавления инакомыслия, устрашая через репрессии и публичные судилища любую оппозицию, манипулируя сознанием людей и насаждая веру в непогрешимость и даже "святость" вождя.
Система репрессий служила экономическим и политическим целям партии большевиков, которую Сталин называл "орденом меченосцев внутри советского государства. "
Человек становился механизмом, "винтиком", который можно было всегда легко и быстро заменить.
В водоворот репрессий попали самые известные активисты большевистской гвардии, многие хозяйственники, деятели науки и культуры, крестьяне, не пожелавшие мириться с коллективизацией, и другие. "Врагом народа" мог быть объявлен любой, кого репрессивные органы (НКВД) заподозрят в нелояльности к утверждающемуся режиму. Когда началась "сплошная коллективизация" (декабрь 1929 год), её сопровождала политика "ликвидации кулачества как класса", т. е. раскулачивание. Бедняков, которые отказались вступить в колхоз, называли подкулачниками. Им тоже была объявлена война.
Раскулачивание - это массовые репрессии по отношению к кулакам (лишение имущества, аресты и высылка, физическое уничтожение).
2. Судьба простой женщины
В нашем посёлке живёт обыкновенная женщина. Никто бы не подумал, что у неё было тяжёлое детство и трудная юность.
Родилась Регина Вильгельмовна 22 октября 1928 года в деревне Шпаковщина, Витебской области, Ветринского района.
Мать звали Шуневич Анна Михайловна, отца - Вильгельм Эдуардович. Родители были белорусами. Владели огромным поместьем и поэтому, когда издали указ о вхождении в колхоз, они отказались.
Анну и Вильгельма сочли <<кулаками>> и репрессировали. Отец был приговорён к 1 году тюрьмы.
Брат отца - Антон, уехал в Прибалтику и не общался с Шуневичами. Ему было стыдно за родственников.
И вот, в 1929 году, годовалую Регину со старшей сестрой и матерью сослали в деревню Выселки (от Соломбалы за Хабаркой) Архангельской области, где был образован Пустошинский сельсовет репрессированных.
Везли их в холодных товарных вагонах, а когда под Архангельском распределили, то в деревне их приютили у себя на квартире добрые люди. Их племянница Мария Воронович утонула, когда её перевозили в лодке.
Когда отец приехал, то родилась младшая сестра.
Дети ходили в Выселковскую школу №43. .
Старшая сестра окончила вечернюю школу в Соломбале и курсы воспитателей.
После этого сестру направили в Коношский район, потом перевели в пос. Старый Куваш Вельского района, воспитателем.
Мать, отец и двое младших детей остались в Выселках.
Анна работала уборщицей, Вильгельм - в <<Красной Кузнице>>. Он работал без отдыха, чтобы хоть как-то прокормить семью, потому что после <<раскулачивания>> они остались ни с чем.
В годы войны родители умерли, их похоронили в Выселках.
В 1943 году Регина окончила 7 классов и переехала к сестре в Куваш. Работала в садике с младшей группой. Окончила трёхмесячные курсы воспитателей.
С 1943 по 1949 - работала воспитателем.
Регина начинала всё с нуля. В 1949 году приняла заведование детсадом (1949 - 1956 г. г. ). Она создала своё хозяйство - коровы, поросята. Сажала картофель. Подрабатывала, таская тяжёлые мешки, чтобы подкормить детей.
Вступила в комсомол. Работала секретарём в комсомольской организации, ездила на курсы пропагандистов.
Детсад перевели в Нижнюю Подюгу.
Но, здоровье Регины было подорвано. В 1957 году она лечилась грязями в санатории.
Регина стеснялась своего отчества, фамилии. Очень хотела выйти замуж за человека с русской фамилией. Не вышла замуж за военного из Минска, т. к. его фамилия была - Круглик.
В Куваше встретила Помешкина Виталия, работавшего экономистом. Они поженились и уехали на работу в Хмельницкий леспромхоз. Потом его перевели в Усть-Шоношу, и семья Помешкиных переехала сюда, где у них в 1965 году родился сын Славик.
Сейчас Регина Вильгельмовна живёт в пос. Усть-Шоноша на ул. Северная. Она воспитала сыновей, которые стали замечательными людьми. . Не забывают её и внуки.
В общем-то, Регина Вильгельмовна прожила счастливую жизнь, если не вспоминать времена репрессий. При разговоре о тех временах, она очень волнуется, хотя говорит, что ничего не помнит, т. к. была очень маленькая.
Но она до сих пор стыдится своего отчества. Хотя никакое отчество не испортит хорошего человека.
3. Реабилитация жертв политических репрессий
Первая волна реабилитации, начатая после 20 съезда КПСС, сняла ярлыки "врагов народа" с сотен тысяч безвинных жертв. Но она только приоткрыла чудовищную картину репрессий. Постепенно реабилитация затормозилась. С 1961 года пересмотр дел велся лишь по личным заявлениям репрессированных или их родственников. В 1987 году процесс реабилитации под давлением общественности возобновился.
26 апреля 1991 года был подписан Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". В нем признается существовавшая ранее политика произвола и беззакония. Стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозгласил отмену всех незаконных актов и принял настоящий закон о реабилитации народов.
А чуть позже, 18 октября 1991 года был подписан Закон "О реабилитации жертв политических репрессий". Целью этого закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального и морального ущерба.
К настоящему времени практически все репрессированные в разные годы полностью реабилитированы, т. е. оправданы. Государство, таким образом, официально признало, что они были невиновны в преступлениях, обвинявших их сталинским режимом.
III. Заключение
Десятилетиями режим молчал о числе репрессированных. Лишь в период перестройки были обнародованы отдельные крайне противоречивые сведения. К сожалению, тайна остается до конца не раскрытой. До сих пор неизвестно, сколько дел невиновных пропустили через органы внесудебной репрессии и советские суды. Неизвестны также сведения о выселенных крестьянах, депортированных народах, о членах семей "врагов народа" и других репрессированных, в отношении которых уголовные дела не возбуждались.
По данным исследователей, социальное переустройство общества стоило десятки миллионов жизней. Расчеты специалистов дают цифру в 66 700 000 человек, включая жертв политических репрессий с 1917 по 1959 годы и военные потери.
Для того чтобы сохранить память о жертвах и помочь людям восстановить историю их семей, общество „Мемориал приступило к созданию единой базы данных, сводя вместе информацию из региональных Книг Памяти.
Мне пока не удалось собрать всю информацию о репрессированных в нашем поселке, и я надеюсь, что в следующем году я дополню свою работу свидетельствами еще одного ребенка, пострадавшего вместе с родителями - Ганчиковой М. А.
Осенью 2009 года в поселке Куваш, с именем которого неразрывно связана судьба маленькой Рены Шуневич, на месте, где был Кувашлаг, открыли первый в районе памятник жертвам репрессий. Он стал дополнением тем, крестам, поставленным при въезде в Вельск всем пострадавшим в годы <<Большого>> террора.
Шаг за шагом, медленно и тяжело мы движемся к демократическому обществу. В недалеком будущем мы будем принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постараемся сделать все необходимое, чтобы не повторились те страшные 20-30 годы XX века.
Комментарии