Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Песни, опаленные войной

Песни военных лет. Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и таксистов. Песни, написанные в годы тяжелых испытаний, наполняли жизнь, звали весь народ к борьбе во имя победы. Звучали самые разные песни: задумчивые и бесшабашные, тихие и грозные, печальные и лихие.

Конечно, у этих песен есть авторы. Есть люди, которые написали стихи, и люди, которые написали музыку. Но в то военное время эти песни пелись так, будто единственным автором был поющий. Тот, кто пел песню. Только он и никто другой!

Народными и священными были эти песни.

Народными и священными, как Великая Отечественная война

На войне убивают и калечат не только тело. На войне убивают и калечат душу. А жить с мертвой душой невозможно. А советские военные песни – как «тихие», так и «громкие», - несмотря на всю их непримиримость по отношению к врагу, всегда были истинно человечны, истинно гуманны от первой до последней строки.

Прежде всего, то были песни мирных людей. Мирных людей, одетых в военную форму.

Военные песни, они не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинфорбюро, их боевой потенциал не учитывался в штабах при обороне и наступлении, но для Победы нашей, для выстраданной Победы они - песни - сделали очень и очень многое.

Может быть, это нельзя назвать подвигом, а вот честной солдатской службой назвать можно. И нужно!

Оружие музыкантов - песня

В своих воспоминаниях – мемуарах Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян отмечал: «У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастья и цивилизацию мира. И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей»

Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора А. Александрова «Как вошла в мою жизнь Отечественная война». Александр Васильевич писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева. С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создания собственного оружия, которым лучше всего владею-песни »

История военных песен

Созданные в годы войны произведения представляют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война».

Вставай, страна огромная.

Вставай на смертный бой,

С фашистской, силой темною,

С проклятою ордой

Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрову, стихи потрясли композитора. Уже на другой день появилась песня.

Первое исполнение состоялось на Белларуском вокзале столицы 27 июня 1941 года «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение- потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды», - вспоминает один из исполнителей. «Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках вдруг встали после первого же куплета «Священная война »и в наступившей тишине стоя слушали песню. Потом песню требовали повторить еще и, еще пытаясь подпевать, запомнить слова – увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены.

Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну» так начался путь песни, славной и долгой». С этого дня «Священную войну» пели повсюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя Кремлевских курантов она звучала по радио.

Композитором М. Блантером и поэтом М. Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей на нашей планете, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша».

Все мы любим милую «Катюшу».

Любим слушать, как она «поет»

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придает

С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные минометы. Существовало множество военных вариантов «Катюши», которая была написана еще до войны, но стала одной из самых любимых песен Великой Отечественной.

Многообразен мир песен фронтового быта: «В землянке», «В лесу прифронтовом», «Темная ночь», незатухающий «Огонек» и множество других.

Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Однажды поэт Алексей Суриков, выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Это было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше.

После всех испытаний написал жене письмо и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой песней «В землянке». Основанные на пережитом душевном состоянии поэта, располагающие к полной доверительности, они нашли верное воплощение в музыке композитора К. Листова.

Ты сейчас далеко – далеко,

Между нами снега и снега

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти – четыре шага.

На фронтах Отечественной войны «Землянку» пели по-разному: ее текст приобрел десятки вариантов. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта. Так «Землянка» подобно многим другим лучшим песням советских композиторов, стала по существу, народной песней.

Чем дальше уходит от нас та военная пора, тем больше волнуют и трогают до слез лирические песни, согревавшие души наших солдат 60 лет назад. Стоит снова зазвучать нехитрому напеву или вальсовому мотиву, как сами собой возникают в памяти слова песни:

Помню, как памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь

«Синий платочек» Удивительная судьба и у этой песни. История ее началась осенью 1939 года. В Москву приехал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Он привез много новых для столичного слушателя песен и среди них – «Синий платочек». Москва буквально «заболела» «Синим платочком». Клавдия Шульженко, по ее собственным словам, услышала «Синий платочек» еще на концертах «Голубого джаза», но в свой репертуар не включила. « Мне понравился легкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся, но текст меня не заинтересовал, показался банальным», - писала певица о песне «Синий платочек» в довоенном варианте. Но после одного из концертов к певице подошел лейтенант Михаил Максимов и предложил стихи, сочиненные им на мелодию «Синего платочка». Стихи понравились Шульженко.

«В этот же день после одной – единственной репетиции я отдала песню на суд слушателей». «Приговор» был единодушным – повторить! И, пожалуй, не было потом ни одного концерта, где бы не звучало это требование» - писала К. Шульженко.

Подлинными вершинами советской песенной лирики можно назвать «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого на слова А. Чуркина и «Дороги» А. Новикова на слова Л. Ошанина.

Споемте, друзья, ведь завтра в поход

Уйдем в предрассветный туман

Споем веселей, пусть нам подпоет

Седой боевой капитан.

Написанная в первые месяцы войны, песня «Вечер на рейде» претерпела нелегкую борьбу за свое существование. Многие музыканты ее не приняли: мол «такая» песня в дни кровопролитной войны не нужна. Только весной 1942 года на фронте, после настоятельной просьбы бойцов сыграть что-нибудь «души» В. Соловьев-Седой решил спеть эту замечательную – грустную песню. «Я запел, - вспоминает композитор – «Прощай, любимый город» Бойцы в землянке, их было человек тридцать – сорок, со второго куплета начали мне подпевать и я почувствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец» Сегодня ее исполняют на многих концертах, проходящих как в нашей стране, так , и за рубежом.

Интересная судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню – раздумье, воспоминание о пройденных путях – дорогах, об оставшихся на поле боя. Миллионы фронтовиков и труженики тыла приняли эту песню как свою.

Эх, дороги

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян

Снег ли ветер,

Вспомним друзья.

Нам дороги эти

Позабыть нельзя

«Как я запою, так ротный плачет»

Мой дедушка, Роман Иванович Зарубин, во время войны служил на Дальнем Востоке. В части был создан ансамбль, дедушка играл на баяне и был солистом. «Как я запою, то ротный плачет» вспоминал дедушка.

-Что ты, Вася, приуныл,

Голову повесил,

Ясны очи, замутил,

Хмуришься, не весел?

С прибауткой – шуткой в бой

Хаживал, дружочек!

Что случилось вдруг с тобой,

Вася – Василечек?

Эту песню дедушка часто пел. А, с какой гордостью он исполнял следующую песню:

Ехал я из Берлина

По дороге домой

На попутных машинах

Ехал с фронта домой.

Ехал мимо Варшавы, ехал мимо Орла-

Там, где русская слава,

Все тропинки прошла

С задором, с искоркой в глазах он исполнял песню:

Ой, ты зима морозная,

Ноченька - яснозвездная

Скоро ли я увижу

Свою любимую

В степном краю

Он знал очень много военных песен, но после каждой веселой песни он всегда пел - грустную.

«Все для фронта, все для победы»- лозунг тыла.

«Все для фронта, все для победы» гласил лозунг военных лет. Мужчин забрали на фронт, а в тылу остались женщины, дети и старики.

Бабушке, Анне Михайловне Зарубиной, было всего 10 лет, когда она начала работать в колхозе. Отца и двоих братьев забрали на фронт, большая семья из шести детей с матерью остались в деревне Сизово. Во время войны колхозникам давали по 500 гр. хлеба в день, а подросткам, работающим в колхозе, по 200 гр. «Сначала, хлеб давали серый пшеничный, а потом стали давать хлеб – овсюг (черный овес) - вспоминает бабушка. Когда бабушке исполнилось 13 лет, дали двух лошадей под личную ответственность, она начала боронить землю под пары. Через год дали ей плуг, бабушка стала пахарем. После посевной коней перевозили на другой остров, чтобы они отдохнули, набрались сил до уборки сена и хлеба. Сено косили в основном вручную, хотя и была сенокосилка, но ее берегли для уборки хлеба.

В хлебоуборочную пору шесть подростков шли за сенокосилкой, завязывали снопы. Была установлена норма: выкосить 3 гектара и 1200 снопов связать в день. За ними шел ставельщик он ставил суслоны (по 6 снопов в кучу), а поздно вечером суслоны складывали в стога. Убирали так, что ни одного колоска в поле не оставалось, уходили на работу в 6 часов утра и приходили ночью. Шли домой уставшие, голодные, но с песней. А песни пели в основном старинные:

Отец мой был природный пахарь,

Я работал вместе с ним

На нас напали злые чехи

Село родное сполегли

Скакал казак через долину

Через Маньчжурские края

Пели песни и про любовь.

Вот кто-то с горочки спустился

Наверно милый мой идет,

На нем защитна гимнастерка,

Она меня с ума сведет

Шел солдат на побывку домой,

Через речку лежал путь прямой.

Обломилась доска, подвела казака

Искупался в воде ледяной

После работы находили время и повеселиться: плясали, под балалайку пели веселые, озорные частушки.

Шила милому кисет,

Вышла рукавичка.

Меня милый похвалил

Какая я мастеричка.

Питались они в основном рыбой. Рыбу добывали сами, ставили сети. А зимой, после работы, в сумерках зажигали керосиновые лампы, шли на Ангару, долбили лунки и ставили уды на налимов. Морозы были крепкие, и лед промерзал до одного метра.

Еще бабушка вспомнила, как они строили на ручейке мельницу, так как старая совсем развалилась. Ручеек бил из-под скалы: ледяной, чистый, лечебный. Лечили этой водой даже малярию. Строили мельницу шесть девочек-подростков по 13-15 лет и два старика. Старики навалили лес, привезли из Седаново два больших камня на жернова, которые сами из скалы и добыли. Когда ставили оклад, бродили по колено в ледяной воде. «Выскочим на камушек погреться, а в это время вторая партия работает,- вспоминает бабушка, - эта мельница простояла пока Усть - Илимское море не затопило».

Война. Шли похоронки. И зазвучали страдальные песни:

Под кедрой, под кедрой

Под кудрявой, зеленой

А под этой кедрой

Добрый молодец лежал

Часто пели и такую грустную песню:

Как в саду при долине,

Громко пел соловей.

А, я, мальчик на чужбине

Позабыл всех людей

Во время похорон часто звучала такая печальная песня:

Рассыпалась пышная роза

В том саду, где пел соловей.

Только ты лишь моя дорогая

Будешь низко над гробом рыдать.

Из друзей моих верных, наверно

Знать никто не придет провожать

Еще пели песню «Партизан»:

На горе высокой

Старый дуб стоит,

А под этим дубом

Партизан лежит

А над ним старушка

Мать его сидит,

Слезы проливает,

Сыну говорит:

«Сын, ты мой сыночек,

Сын, ты мой родной.

Что – же ты наделал,

Над своей судьбой?

Я тебя растила,

Нежно берегла.

А теперь могила

Будет здесь твоя. »

Ты не плачь, родная,

Он героем пал.

За страну родную

Жизнь свою отдал.

Все ждали окончания войны, и надеялись, что родные придут живыми:

Спит деревушка,

Дремлет старушка

Ждет не дождется сынка.

Старой не спится,

Медные спицы

Тихо дрожат в руках

Не обошла похоронка и бабушкину семью. Получили они две похоронки на братьев Алексея и Егора. Но не верила мать, Евдокия Петровна, что нет больше любимых сыновей. И правильно! Оклемавшись от контузий, Алексей послал весточку о себе домой. Вскоре получили весточку и от Егора. Алексей всю свою жизнь носит в теле осколки (они постоянно причиняют боль, напоминают о фронтовой молодости). И сейчас, Алексей и Егор живут и здравствуют!

Заключение

Песни военных лет!. Песни помогали людям мужественно сражаться на фронтах Великой Отечественной за честь и свободу Родины, людям самоотверженным трудом крепить оборону и тыл, вынести на своих плечах тяжелейшие испытания, какие когда-либо выпадали на долю человека. Песни помогали выжить, они были и в горе, и в радости. Можно ли сегодня жить без этих песен?

Можно ли не помнить тех, потрясающих молодых - теперь уже вечно молодых – солдат, которые, остались лежать там - за Днепром, Вислой, Дунаем, Эльбой?

Можно ли забыть о них, павших за месяц, за неделю, за час до конца Большой войны?.

И вот - один за другим - рождаются на нашей земле звучащие песенные памятники. Не из холодного камня и равнодушного метала, а из живой мелодии и взволнованных стихов. Эти песни: «Бухенвальдский набат», «Березы», «У деревни Крюкова», «Горячий снег», «Растет в Волгограде березка», «Рязанские мадонны», «На Кургане», «День Победы». Военные песни, они не подвержены веяниям моды, они навсегда становятся неотъемлемой частью и новых поколений. Они не утрачивают эстетического воздействия, трогая наши сердца величием подвига! И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма всего народа.

Пока существует жизнь на планете Земля, будет согревать людей и освещать им дорогу Вечный огонь человеческой памяти, Вечный песенный огонь!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)