Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Панорама города Екатеринбурга XVIII века

Екатеринбург сегодня входит в десятку самых современных городов мира по градостроительной культуре и архитектурному облику. Здесь удачно сочетаются современные и старинные здания. Откуда берет начало эта гармония? Как возникал и формировался архитектурный облик города; как изменялись архитектурные жанры в разные периоды развития; какие архитектурные сооружения сохранились с момента основания Екатеринбурга, назначение этих сооружений в разное время; и в целом гармония современного города с историческими постройками – все эти вопросы и побудили меня к изучению истории архитектурного прошлого и настоящего столицы Урала.

Архитектуру часто называют застывшей музыкой, поэмой в камне. Сравнивают ее также и с каменной книгой. Сооружения прошлого - это действительно свидетели прошлых эпох, своеобразная каменная летопись. Листая ее страницы, можно прочитать всю мировую историю, историю страны, отдельного города. Художественный образ города - понятие сложное и многогранное, складывающееся под влиянием разнообразных факторов, таких, как климат, географическое положение, национальные особенности, роль в экономике страны. Своеобразие города - его лицо - зависит от сохранения архитектурного наследия. Облик старинных зданий отражает определенный исторический этап, стиль, воплощающий социальные и эстетические взгляды, идеалы своего времени.

От всех видов искусств архитектура отличается тем, что это искусство не изобразительное, а созидательное. Архитектура создает жизненную среду.

Памятники архитектуры на улицах Екатеринбурга - это не просто красивые старинные здания, подкупающие разнообразием форм. Историческая застройка во всех ее временных проявлениях имеет большое познавательное значение. Историческая судьба Екатеринбурга наглядно представлена в его градостроительной структуре, в разнообразии стилей и типов зданий, что в совокупности определяет художественную и историко-культурную самобытность уральского города. Появлением своим он обязан эпохе крупнейших преобразований России - Петровских реформ. За период своего существования город пережил как бы два рождения. Старый, дореволюционный Екатеринбург, стал социалистическим Свердловском, а затем – современным Екатеринбургом.

Екатеринбург XVIII - начала XX века оставил планировку центра города и множество зданий, определяющих его своеобразие. В формировании архитектуры старого Екатеринбурга можно выделить три основных этапа.

1723 год-конец XVIII века - развитие Екатеринбурга как завода крепости и постепенное превращение в уездный город Пермской губернии, а затем в административный центр Урала.

Первая половина XIX века (особенно 30-е годы) - наиболее яркий период градостроительного Екатеринбурга. Расцвет архитектуры русского классицизма.

Во второй половине XIX - начале XX века Екатеринбург превратился в капиталистический город, в его архитектуре отразились все сложности взаимодействия стилей и градостроительных принципов того времени -переход от классицизма к эклектике, хаотичность и бесплановость застройки, вызванные дальнейшим классовым расслоением общества.

Русский классицизм первой половины XIX века оставил яркий след в архитектуре Екатеринбурга. Здесь работал выпускник Академии художеств М. П. Малахов. Русский классицизм в Екатеринбурге характерен тем, что отдельные административные здания, усадебные ансамбли и культовые постройки образовали систему пространственных доминант, акцентрировавших основные планировочные узлы - центральные площади, улицы, набережные реки Исеть. Здания русского классицизма начала XIX века создают впечатление высотности при компактности объемов и небольшой высоте.

Вторая половина XIX века внесла свои изменения в характер застройки. Здания этого периода отличаются разнообразием сочетания стилей и форм. Стилистическое единство классицизма сменилось эклектикой - свободным использованием архитектурных приемов. Улицы, застроенные во второй половине XIX века - начале XX века, интересны неповторимым сочетанием разностильных зданий, обладающих только им присущими чертами.

Строились здания, похожие на средневековые замки, на восточные дворцы и затейливые деревянные древнерусские храмы. Сложившийся образ города должен быть сохранен и развит в новом качестве и в соответствии с новыми социально-экономическими потребностями и техническими возможностями общества.

Серьезной проблемой в процессе реконструкции исторической застройки является восстановление первоначального облика памятников архитектуры. Бытует мнение, что памятник необходимо во что бы то ни стало очистить от всех наслоений, поздних пристроек, декора. Однако практика показывает, что восстановление в первоначальном виде сооружения, которое неоднократно перестраивалось, зачастую просто превышает человеческие возможности. Также следует помнить, что зримые следы времени на фасадах - это тоже своего рода историческая ценность. Памятник архитектуры редко бывает однородным, он жил и видоизменялся, каждый новый период вносил в его облик новые черты, порой меняя его до неузнаваемости, и стремление восстановить сегодня его первоначальный вид не оправдано.

Развитие города продолжается. Все новые страницы вписываются в его каменную летопись. И только чуткое отношение к истории поможет сохранить его «лица необщее выражение». Чтобы взять от прошлого все самое лучшее, важно знать, в чем заключается своеобразие градостроительной структуры и формирование архитектурного облика, что нового внес каждый период в образ города, как формировались те временные пласты, которые составляют сложную структуру исторической застройки.

1. Панорама города Екатеринбурга в XVIII веке.

1. 1. Основание и становление города.

Начало XVIII века в жизни России было ознаменовано целым рядом крупнейших исторических событий и социально - экономических преобразований. В результате военной и реформистской деятельности Петра 1 страна получила новые возможности для политического, экономического и культурного развития. Укрепление военной мощи государства, выход к наиболее выгодным местам торговли, укрепление связей со странами Западной Европы - все это вызвало к жизни ряд новых градостроительных мероприятий и способствовало расширению и усилению строительной деятельности, а также возникновению новых городов.

В 1703 году был основан Петербург - новая столица российского государства. Возникновение Петербурга явилось началом нового этапа в истории русского градостроительства.

На строительство новой столицы направлялись лучшие отечественные мастера, приглашены были также зодчие из-за границы, что способствовало проникновению в Россию новых тенденций развития мировой архитектуры. Соприкосновение прогрессивных приемов западноевропейского строительства с традициями русского зодчества породило сплав отечественного и зарубежного начал в развитии архитектурных стилей и градостроительного искусства.

Петербург явился для России первым городом, где была осуществлена регулярная планировка и застройка по строго разработанному плану. Этот принцип регулярности был перенесен и на планировку новых российских городов. Петербург стал школой для русских градостроителей, которые впоследствии составляли планы губернских и уездных городов и осуществляли их застройку.

XVIII век отмечен в архитектуре России расцветом пышного стиля барокко как воплощения эстетических идеалов абсолютистских режимов - с его подчеркнутой монументальностью, живописностью, динамичностью и бесконечным разнообразием архитектурных масс и декоративного убранства. Барокко было тесно связано с традициями русского зодчества, а в петровское время значительно обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейской культуры.

Русское барокко - это подлинно национальный стиль. Его отличает простота и структурность композиции, тесная связь внутренних объемов и внешней пластики зданий. В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады зданий отделывались не камнем, а штукатуркой, что позволяло окрашивать стены в яркие цвета - синий, темно-красный, желтый, лазурно-голубой в сочетании с белыми лепными деталями и позолотой. Это придавало домам особо яркий, оптимистический колорит, отвечавший традициям русского зодчества.

Петербург стал первым в России городом европейского тона, как в планировке, так и в архитектурном облике. Расцвет русского барокко-это творчество замечательных мастеров - В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомского, С. Я. Чевакинского и др. Примерно с середины 60-х годов в русской архитектуре уже наметился зримый стилистический перелом, барокко начинает сменяться классицизмом. Подлинного своего расцвета русский классицизм достиг в начале XIX века, охватив не только столичные города, но и чрезвычайно глубоко проникнув в провинцию, в том числе и на Урал.

Екатеринбург - детище петровских реформ. Усиление власти и военного могущества русского государства, расширение внешних связей, развитие внутреннего рынка - все это обусловило увеличение потребности в металле и послужило толчком к созданию на Урале с его огромными ресурсами крупной металлургической базы страны.

В 1720 году Петр 1 послал на Урал начальником казенных горных заводов Василия Никитича Татищева - энергичного организатора, большого знатока горнозаводского дела.

Весной 1721 года было фактически начато строительство завода, которое, однако, вскоре было приостановлено и активно возобновилось лишь спустя два года под руководством В. И. Геннина, занявшего к тому времени пост начальника горных заводов.

Строительство началось с возведения крепости для безопасности от «неспокойного города» - охваченных недовольством башкир, так как завод строился, по существу, на окраине обжитой русской земли. Строительство Екатеринбургского завода имело огромное значение для развития горнозаводской промышленности Урала. Здесь сложился новый центр горнозаводского дела, один из самых мощных экономических районов не только Урала, но и России в целом. Завод положил начало Екатеринбургу, и когда в 30-х годах XVIII века начал сокращать производство и терять свое значение как крупное металлургическое предприятие, город, связанный с рудниками и заводами всего Урала, продолжал развиваться, постепенно превращаясь в административный центр горной промышленности. Возникший двумя десятилетиями позже Петербурга - новой столицы России, задуманной как «окно в Европу», Екатеринбург должен был стать столицей уральского «горного царства», своеобразным «окном в Азию». Причина общегосударственного значения послужила толчком к созданию этих двух городов России, имеющих обширные связи друг с другом, но развивающихся впоследствии в столь разных географических и социально-экономических условиях.

Несмотря на то, что подлинного расцвета город достиг в первой половине XIX века, XVIII век принес Екатеринбургу не только украшение престижа и экономического могущества. Именно в этот период была заложена основа градостроительного развития городской территории, зримо наметилась планировочная структура, которая впоследствии легла в основу генерального плана Екатеринбурга первой половины XIX века. Одновременно складывался и архитектурный облик города, в котором нашли отражение передовые тенденции развития русской архитектуры XVIII века и традиционные черты уральских городов-заводов.

1. 2. Развитие планировки и формирование архитектурного облика.

Основа планировки будущего города начала складываться буквально с первых шагов строительства крепости завода. Крепостные сооружения, традиционно служившие основой русских городов, всегда строились как оборонительные населенные пункты. При этом обороноспособность крепости, ее конфигурация и внутренняя планировка во многом определялись природными условиями: рельефом местности, водными пространствами-реками, озерами, каналами. Особенность уральских крепостей-заводов XVIII века - это заводская плотина и пруд, служивший для накопления воды и направления водного потока, приводившего в движение заводские механизмы.

Плотина была построена в течение нескольких месяцев и протянулась по северной границе завода с запада на восток. Она имела 98 саженей в длину, 20 саженей в ширину и 3 сажени в высоту и была сооружена из лиственницы, способной долго противостоять влажной среде. В теле плотины имелось 3 прореза: два ларевых - для подачи воды к водоналивным колесам, и один в центре для пропуска вешних вод. Бревенчатые срубы были плотно забиты отборной глиной. Устройство плотины позволяло накопить большой запас воды, который мог обеспечить бесперебойную работу гидравлических колес: образовался пруд, украсивший крепость.

Плотина Екатеринбургского завода явилась наиболее крупным и современным гидротехническим сооружением своего времени на Урале.

Оборудование Екатеринбургского завода было технически более совершенным, чем на других заводах Урала и России, а отдельные производственные сооружения по своим габаритам превышали все имеющиеся до тех пор на Урале промышленные здания.

При этом Екатеринбург, как завод - крепость, был и крупным оборонительным сооружением. На прямоугольном участке размерами 356*307 саженей размещались производственные здания, канцелярия, мельница, гауптвахта, госпиталь, школа, торговые ряды, жилые дома. Все пространство было обнесено земляным валом высотой в сажень и шириной поверху в два аршина. Внутренняя часть крепости была дополнительно укреплена деревянным "палисадом" (частоколом), а за валом с внешней стороны был прорыт ров глубиной в два аршина и шириной две сажени, наполненный водой и дополнительно обнесенный деревянными рогатками. Крепость до 1735 года имела 6 бастионов и 4 полубастиона, с которых грозно смотрели дула пушек. Валы бастионов были укреплены деревянным частоколом. Все эти сооружения надежно защищали территорию завода, а крепостные ворота на ночь запирались железными засовами с замками.

Во второй половине XVIII века в Екатеринбурге строились каменные производственные здания и культовые постройки, а в 80-е годы стали появляться частные каменные дома. На территории завода были построены два цеха из естественного серого камня. Духовенство, как сословие, находившееся в особом финансовом положении, быстро проявило предприимчивость и инициативу в строительстве новых каменных церквей, высоких и нарядных, выстроенных в лучших традициях русского барокко. В 50-70-х годах XVIII века были сооружены Златоустовская церковь, загородная свято-Духовная церковь, Екатерининский собор на левом берегу пруда. В 1745-1747 годах на торговой стороне, на правом берегу пруда, была выстроена Богоявленская церковь (впоследствии Кафедральный собор), а в 1798 году на вершине холма на левобережье пруда была заложена Вознесенская церковь - единственный в Екатеринбурге сохранившийся памятник архитектуры, несущий черты русского барокко.

Немногочисленные каменные постройки конца XVIII века в последствии перестраивались, подвергаясь неоднократным, совершенно изменившим их первоначальный облик, как это произошло, например, со зданием главного горного правления, с Вознесенской церковью. Формирование архитектурного облика города находилось в начальной стадии. В этом смысле Екатеринбург, по определению Д. Н. Мамина - Сибиряка, целиком «дитя XIX века». Однако в XVIII веке уже сложилась планировочная структура города, которая легла впоследствии в основу генерального плана первой половины XIX столетия.

1. 3. Вознесенская церковь.

Церковь Вознесения Господня (Вознесенская) - каменная 2-этажная церковь с 6 престолами. Три придела ее расположены на первом этаже: срединный - Рождества Богородицы, северный - святителя Митрофана, южный во имя явления Казанской иконы Божией Матери. Три предела расположены на втором этаже: главный - Вознесения Господня, северный - св. Пророка Илии, южный - Благовещения Пресвятой Богородицы.

Первая церковь на Вознесенской горе была поставлена в мае 1770 года, для чего были использованы брёвна перенесенного сюда деревянного придела первой деревянной Богоявленской церкви. Здание ее располагалось почти точно на месте того крыла Ипатьевского дома, где было совершено 18 июля 1918 года цареубийство. Церковь была освящена 19 сентября 1770 года.

В 1789 году прихожане пожелали соорудить вместо этой церкви каменную двухэтажную церковь, причем для строительства ее были использованы чертежи недавно выстроенного Богоявленского собора. Здание новой церкви было заложено 16 мая 1792 года протоиереем Карпинским в 300 м к востоку от прежней церкви в самой высокой части горы на месте прежней усадьбы основателя города В. В. Татищева. Рождествобогородицкая церковь на первом этаже была освящена 2 сентября 1801 года, а Вознесенская церковь на втором этаже была освящена 25 июля 1818 года. Деревянная церковь была разобрана и в 1808 году перенесена в Нижне-Исетский завод, где она сначала была приходской, а после строительства там каменной церкви стала кладбищенской.

В 1834 году была начата капитальная реконструкция церкви по проекту архитектора Н. Шулаева, которая должна была полностью изменить ее облик и переделать из церкви XVIII века в стиле барокко на церковь в византийском стиле, напоминающую церкви архитектора К. Тона. К зданию были пристроены по бокам двухэтажные пристрои с приделами на каждом этаже, что увеличило число приделов с двух до шести. При этом полностью изменился фасад* церкви и немного была надстроена и изменена колокольня, причем первоначальный стиль был заменён на маковку. 25 июля 1837 года был заложен южный пристрой. Митрофаниевский придел на первом этаже северного пристроя был освящен 6 июня 1848 года, Благовещенский придел на первом этаже 12 южного пристроя был освящен 23 сентября 1852 года. Приделы на втором этаже были освящены лишь к концу века: Казанский придел в 1889, а Пророко-Ильинский лишь в 1890 году. Проект перестройки восточной части храма с сооружением над ней нового купола с огромной маковкой к счастью не состоялся, благодаря чему эта часть сохранила облик XVIII века.

После установления советской власти в 1920 году при Вознесенской церкви было образовано религиозное общество, в котором зарегистрировалось 3000 человек. В 1922 году она, как и все церкви, пострадала от кампании по изъятию церковных ценностей. Из церкви было изъято 2 пуда (32 кг) серебра и 30 бриллиантов.

После раскола церкви община Вознесенской церкви не уступила ее обновленцам и осталась «староцерковной», Тихоновской. В связи с этим на общину усилилось давление с целью добиться закрытия церкви. Во время проведенной в апреле 1925 года проверки имущества община была обвинена в пропаже ряда культовых предметов на сумму 1200 руб. , а также в факте сокрытия от властей иконы Казанской Божией Матери в серебряной ризе. Одновременно с этим руководство общины было обвинено в контрреволюции, которая состояла в том, что в церкви на службах поминали имя Патриарха Тихона и молились за него в тот период, когда он находился под судом, что рассматривалось, как «вызов советской власти». Хотя большая часть «похищенного» нашлась, на основании предъявленных обвинений президиум горсовета расторг в 1925 году договор с общиной и поставил вопрос о закрытии церкви и передаче ее под музей или школу. В 1926 году церковь была закрыта, и в 1927 переоборудована под школу. Позднее она в течение многих лет использовалась в качестве Краеведческого музея. Однако в начале 70-х годов музей «закрылся на ремонт», который длился около 20 лет и так и не был окончен.

В 1991 году церковь была возвращена верующим. Однако первоначально возвращен был лишь второй этаж. Начать службы на первом этаже не удалось и через три года. Службы проходили в главном Вознесенском и в Ильинском приделах. К 1995 году в основном проведен наружный ремонт здания. Золотом засияла маковка главного купола*, покрытая стальным листом с титановым напылением. В 1995 году Казанский придел был временно передан общине старообрядцев Поморского согласия.

2. Архитектурный облик города в первой половине XIX века.

2. 1. «Золотой век» Екатеринбурга.

На рубеже XVIII-XIX веков русская архитектура переживала период высокого подъема, когда формировались традиции классицизма - стиля, пришедшего на смену барокко с 1760-х годов и вплоть до 30-40-х годов XIX века классицизм был господствующим стилем в России, охватившим не только архитектуру, но и всю российскую культуру.

Классицизм (от лат. Classicus - образцовый) - художественный стиль в искусстве, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. Крупные исторические открытия, археологические раскопки, впервые показавшие человечеству середины XVIII века строгость и совершенство зодчества Древней Греции и Рима, вдохнули новое содержание в мировую архитектуру. Ясные, спокойные и монументальные образы античной архитектуры, в совокупности с идеалами гражданственности и гуманизма, стали с этого периода источником вдохновения передовых зодчих. Классицизм, зародившись во Франции в условиях абсолютистского режима, нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, в том числе и в России, отличаясь в каждой стране своими региональными особенностями.

Классицизм в России с 1760-х до 1840-х годов пережил периоды зарождения, расцвета и постепенного угасания, когда на смену ему пришли новые архитектурные течения: эклектика, ретраспективизм, а затем модерн.

В эволюции классицизма можно выделить три основных периода: ранний классицизм (1760-1780), строгий (1780-1800) и высокий (1800-1840). С архитектурой русского классицизма связаны имена крупнейших русских зодчих: В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова, Дж. Кварнеги, В. П. Стасова, А. К. Воронихина, К. И. Росси, О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева и других.

На раннем этапе формирования стиля происходило постепенное освобождение от пышных пластических форм барокко; переход к строгим архитектурно - планировочным решениям, к величию и простоте античного зодчества. Крупным толчком к развитию классицизма послужило учреждение в Петербурге 17 ноября 1757 года «Академии трех знатнейших художников» -живописи, скульптуры и архитектуры, которая явилась первой общерусской школой, подготовившей целую плеяду замечательных художников, скульпторов, зодчих.

Во второй период русского классицизма (1780-1800) идеи античного зодчества получили дальнейшее развитие, что выразилось в отказе от декоративной нарядности и обилия лепных украшений. Этот период явился как бы антитезой барокко, отсюда и его название - строгий. Русские зодчие уже прекрасно владели приемами античного зодчества и широко использовали творчески переработанные ордерные формы и приемы композиции. Именно в этот период были созданы крупнейшие дворцово - парковые ансамбли Петербурга и его пригородов, а также Москвы и Подмосковья - знаменитые Павловск, Архангельское, Останкино, Кусково и другие, а также величественные здания нового типа - университеты, театры, дворянские собрания, больницы, крупные жилые дома и усадьбы.

Третий период развития русского классицизма связан с решением больших градостроительных задач. Победа в войне1812 года вдохнула новые патриотические идеи в русскую архитектуру - этот период является наивысшим в развитии классицизма. Торжественная мощь античной архитектуры отвечала вкусам и идеологии тогдашнего общества. Грандиозные ансамбли Петербурга, застройка после пожарной Москвы, градостроительные мероприятия по переустройству провинциальных городов - все это завоевание высокого классицизма (иногда эту стадию называют «ампиром»).

Для русского классицизма характерна сомасштабность зданий как окружающей застройке, так и человеку, особая теплота и пластичность объемно-пространственной организации зданий, мажорная полихромность.

Чтобы понять причины расцвета градостроительства и архитектуры Екатеринбурга в первой половине XIX века, необходимо обратиться к истории города, к «золотому веку Екатеринбурга».

2. 2. Особенности развития Екатеринбурга в первой половине XIX века.

Первая половина XIX века - период наивысшего развития дореволюционного Екатеринбурга. В 1806 году царским правительством был утвержден «Проект горного положения», по которому, в числе других мероприятий направленных на дальнейшее укрепление власти правительства и заводчиков, предполагалось создание ряда горных городов.

Полностью проект не был осуществлен, в результате чего статус горного города официально получил только Екатеринбург (1807). Это обстоятельство определило во многом его особое положение среди других уральских городов вплоть до 1860 года и создало серьезную конкуренцию его с губернской Пермью. Екатеринбург стал центром всей уральской промышленности, от его администрации зависели заводы и рудники, расположенные на огромной территории Пермской, Вятской, частично Казанской, Оренбургской и Тобольской губернии. В ведении горного начальства Екатеринбурга состояли: 9 казенных и 113 частновладельческих заводов, золотые промыслы, то есть примерно две трети всех предприятий Урала.

Кроме казенных предприятий в Екатеринбурге развивались и частные промышленные производства. Самым мощным из них в первой половине XIX века был принадлежащий Яковлеву Верх-Исетский завод, хотя он формально и не входил в черту города. Остальные частные промышленные предприятия были в основном небольшими, насчитывающими до нескольких десятков рабочих. Это были свечные, салотопленные, кожевенные, мыловаренные и другие предприятия, принадлежащие екатеринбургским купцам.

Вместе с развитием промышленности значительно оживилась торговля в Екатеринбурге и его пригородах. Городское купечество торговало металлом, хлебом, салом, пушниной, различными привозными изделиями и всем тем, что производилось на их собственных предприятиях; славилась екатеринбургская торговля различными изделиями из цветных и поделочных камней. Однако в Екатеринбурге не было крупных ярмарок, лишь два раза в год устраивались так называемые торжки, и поэтому екатеринбургское купечество вело большую торговлю за пределами города - на ирбитской, нижегородской и других ярмарках.

Большое богатство екатеринбургским купцам принесла разработка и эксплуатация сибирских золотых приисков. Исключительную предприимчивость в этом деле проявили купцы Рязановы, Казанцевы, Валакозины. Особенно прославился как баловень «дикого счастья» Тит Зотов. За 10 лет он получил более 30 миллионов рублей прибыли. Огромный приток золота оживил промышленную и торговую жизнь города, а семьи купцов Расторгуевых, Харитоновых, Зотовых, Рязановых, Казанцевых, Баландиных стали самыми богатыми в Екатеринбурге. Новоявленные владельцы крупных капиталов стремились продемонстрировать миру свое богатство и власть, используя также и архитектуру как средство упрочнения своего общественного положения. В центре Екатеринбурга одна за другой начали строиться усадьбы в подражание столичной знати с высокими каменными домами, обширными дворами, садами и многочисленными надворными постройками. Усадьбы богатых горных чиновников и купцов - золотопромышленников во многом определили своеобразие архитектурного облика Екатеринбурга в первой половине XIX века.

На протяжении всего XIX века преобладала деревянная одноэтажная застройка. Подавляющее большинство непроизводственных каменных строений принадлежало частным лицам. Казенных каменных зданий было построено настолько мало, что они не могли играть решающую роль в формировании архитектурного облика города, так как были сосредоточены в основном на двух центральных площадях города, образуя вместе с заводскими постройками и плотиной своеобразный производственно - административный центр города. В 1820 году в городе было 8 казенных зданий и только два из них каменных. В это же время частных каменных строений было 54, а деревянных 2470. К концу 1849 года каменных казенных зданий стало 7. Зато резко увеличилось число частных каменных домов-до 161, тогда как деревянных было 2678. Всего в Екатеринбурге в 1849 году было 168 каменных домов и 2884 деревянных.

Благоустройство Екатеринбурга находилось в прямой зависимости от городских финансов. Ни городское управление, ни горное начальство не уделяли должного внимания этому. В городе не было ни коммуникации, ни водопровода, улицы и площади не были замощены, в базарные и праздничные дни превращались в сплошное море грязи и нечистот. Основная часть населения пользовалась водой из реки Исеть, которая загрязнялась стоками промышленных предприятий, хлебный рынок особенно весной представлял собой целое море грязи, и перебраться через него считалось чуть ли не рискованным делом. Страшная грязь была и на Главном проспекте. При переходе улицы обыватели нередко топили калоши и, чтобы избежать этого, нанимали извозчика для того только, чтобы переехать улицу. Современники характеризуют Екатеринбург как город, производивший двоякое впечатление, в архитектурном облике которого отразились все классовые противоречия крепостнической системы, переживавшей в первой половине XIX века период своего кризиса. Но все же, как писал Д. Н. Мамин-Сибиряк «вид на город был очень хорош и приятно для глаз пестрел своими садами и ярко расписанными церквями. «Это был бойкий сибирский город, совсем не походивший на своих «расейских» братьев. Видно, что жизнь здесь кипела ключом на каждом шагу. В густом сосновом бору, который широким кольцом охватывал город со всех сторон, дымилось до десятка больших фабрик и заимок, а по течению Узловки раскинулись дачи местных богачей». Так описан в романе «Приваловские миллионы» город Узел, прообразом которого послужил Екатеринбург.

В 1805 году М. П. Малахов приехал на Урал, в Оренбург, где в течение 10 лет работал в качестве казенного архитектора. Огромен вклад М. П. Малахова в осуществление генерального плана Екатеринбурга, многие здания и сооружения города отмечены особым «малаховским почерком». Это лучшие постройки классицизма в Екатеринбурге: контора Верх-Исетского завода (1820) на территории завода, ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода (1824-1826), горная аптека (1820-1821), реконструированное здание главного горного правления (1833-1836), Собор Александра Невского (1838-1852) и другие. Немало сделал М. П. Малахов для благоустройства городской территории, для придания «европейского» облика Екатеринбургу. По его замыслу была создана целая система зеленых бульваров: Главный проспект в 1835 году разделили на три части - две пешеходные и одна для проезда, и устроили бульвар для «публичных прогулок», еще раньше, в 1819 году был разбит бульвар, соединивший город с поселком Верх-Исетского завода.

М. П. Малахов много работал и по заказам екатеринбургских богачей -горных чиновников и купцов - золотопромышленников. При этом он руководствовался передовыми идеями русского классицизма, поэтому построенные им в Екатеринбурге жилые усадьбы и особняки стали подлинными произведениями архитектуры. М. П. Малахов плодотворно работал и как архитектор - педагог, создав в Екатеринбурге своеобразную архитектурную школу. Работы его учеников и помощников: 3. Гуляева, И. Галкина, Р. Полубникова и других отмечались высоким профессиональным мастерством.

2. 3. Архитектура периода классицизма.

Загадочная особенность русского классицизма - создавать красоту почти без деталей и украшений точно найденными пропорциями гладких стен - заметна и сегодня во многих зданиях города.

Гармония и нарядность колоннад* комплекса бывшего Дворца пионеров и школьников, оригинальность трехъярусного портика* здания больницы на берегу пруда, изящество силуэта дома Малахова, легкость и воздушность портиков и балконных решеток фасада консерватории, величественность многокупольных соборов - все это неотъемлемые черты исторического центра современного Екатеринбурга.

Градоформирующее значение этих зданий выразилось в том, что они послужили пространственной связью рядовой мелкомасштабной застройки с системой доминант, образованной высотными объемами колоколен и церквей и явились составными частями наиболее важных планировочных узлов Екатеринбурга. Каменные дома, утопавшие в зелени садов, сверкавшие белизной колоннад и портиков, казались настоящими дворцами в Х1Х веке. Это отмечали и путешественники, посещавшие Екатеринбург, которые любили осматривать город с вершины Вознесенского холма. Именно отсюда, с самой высокой точки центра города, открывалась величественная панорама «бойкого сибирского города», видны были самые красивые здания. С вершины холма простирался живописный вид на город, реку и пруд, на волнообразные очертания Уральских гор, покрытых густым сосновым лесом.

Крупный дворцовый комплекс занял весь северный склон холма (усадьбы Расторгуева - Харитонова и Зотова, Вознесенская церковь). Застройка Вознесенского холма явилась примером продуманной комплексной организации в планировочном решении и в композиции силуэта.

Верх - Исетский завод в то время еще не вошел в черту городской застройки. От города его отделял большой лесной массив. Однако именно отсюда начиналась главная композиционная ось города. На берегу огромного Верх - Исетского пруда, при заводе, который был в то время самым крупным предприятием Екатеринбурга, сформировался поселок. В нем появились крупные здания - заводская контора, «господские дома», заводская церковь, Успенский собор, госпиталь. На берегу Верх-Исетского пруда, при плотине, раскинулась предзаводская площадь, на которой были сосредоточены административные здания, среди них особо выделялась контора, обращенная фасадом на водную гладь. Здание украшенное нарядными портиками и увенчанное высоким шпилем, явилось ярким художественным акцентом в ансамбле завода.

Поселок Верх-Исетского завода соединялся с городом зеленым бульваром. Здесь, в густом сосновом лесу, был построен заводской госпиталь, состоящий из трех корпусов, увенчанных куполами и украшенных портиками. Три компактных объёма, соединенные между собой оградами с красивыми чугунными решетками, образовали цельный по композиции и выразительный по силуэту архитектурный ансамбль в лучших традициях классицизма.

Пожалуй, только госпиталь был оторван от реки и не просматривался с ее берегов, теряясь в густом лесу, остальные же красивые здания города были так или иначе обращены к Исети. В верховьях городского пруда, при впадении в него реки Ольховки, образовался участок дачной застройки. Здесь была построена дача главного горного начальника. Легкий силуэт дачного дома, увенчанного купольным бельведером - ротондой в сочетании с массивными арками* плотины, образовал еще одну живописную панораму, украсившую берег Исети.

На зеркало городского пруда ориентирован и главный фасад дома горного начальника, замкнувший на противоположном берегу перспективу Клубной улицы, которая спускалась к пруду от Вознесенского Холма. Несколько зданий на Гимназической набережной (на изгибе пруда) образовали архитектурный комплекс, сформировавший одну из самых представительных панорам. Для набережной характерна цельность широкообозримого пространства водной поверхности, подчинение объемно - планировочной структуры единой, сильно выраженной продольной оси, организующей всю композицию. Цельные объемы домов контрастировали с горизонталями ажурных ограждений набережной и темной зеленью деревьев.

Район правого берега пруда был деловым и торговым. Здесь расположились гостиный двор, Главное горное правление, горное училище. Здание горного правления в начале XIX века было реконструировано, надстроено до трех этажей и украшено нарядными коринфскими портиками. Ансамбль зданий правого берега пруда завершался силуэтом грандиозного Кафедрального собора, который перекликался с высотным объемом Екатерининского собора на противоположном, левом берегу пруда. На правом берегу в первой половине XIX века была каменная набережная, а левый еще оставался неблагоустроенным и значительно портил вид центра города. Здесь помимо собора выделялось здание горной аптеки - одна из лучших построек периода классицизма в Екатеринбурге. Эта постройка украсила вид Главного проспекта при выходе его к плотине.

Вдоль Главного и Вознесенского проспектов, по набережным, по Клубной улице строились многочисленные жилые дома и усадьбы купцов, горных чиновников, военных, богатых горожан, образуя как бы вкрапления в городскую рядовую застройку. Эти усадьбы во многом определяли архитектурный облик Екатеринбурга XIX века.

Градостроительные мероприятия отразились и на облике производственного ядра. Было построено много новых производственных зданий: различные цеха, цеховые «магазины», кузница и котельная, надстроено здание арсенала, возведен корпус гранильной фабрики. Архитектурное оформление производственного комплекса было завершено устройством ограждения над плотиной и оградой вокруг заводской территории с несколькими красивыми воротами. Архитектура новых зданий и сооружений находилась в полном созвучии с принципами классицизма.

С юга территория производственного комплекса ограничивалась Покровским проспектом, по которому через русло Исети был перекинут первый каменный мост Екатеринбурга с массивными перилами, украшенными ажурными решетками, со столбами и фонарями. Покровский проспект как одна из центральных улиц города был застроен деловыми зданиями, богатыми особняками, а на улице Уктусской и параллельной с ней Успенской располагались в основном здания, так или иначе связанные с коммерцией, торговлей: рынки, гостиный двор, лавки, склады. Их облик в полной мере отражал характер торговой части города.

Главная композиционная ось городского центра ниже по течению Исети была подчеркнута целым комплексом купеческих усадеб с садами. Отдельные особняки были увязаны между собой по фронту улиц горизонтальными вставками оград и ворот, архитектура которых отличалась разнообразием и свидетельствовала о мастерстве и изобретательности зодчих, сумевших элементами архитектуры малых форм связать различные по характеру здания в единую выразительную композицию, формировавшую парадную панораму представительных городских улиц.

Александровский проспект в западной части замыкался комплексом Ново-Тихвинского монастыря. Основные постройки этого ансамбля были возведены в первой половине Х1Х века. Среди них выделялся собор Александра Невского, заложенный в честь победы в войне 1812 года. С восточной стороны город был ограничен Водочной улицей, к которой вплотную подступал сосновый лес. Самым значительным сооружением классицизма в этой части города можно смело назвать загородную усадьбу архитектора Малахова.

Здания самого различного назначения - производственные, конторские, госпитали, аптеки, заводское горное училище, гимназия, театр, обсерватория, культовые постройки, жилые усадьбы - вот архитектурное наследие классицизма в Екатеринбурге.

Во второй половине XIX века многие из этих зданий подверглись перестройкам и переделкам в соответствии с новыми функциональными художественными требованиями, что подчас до неузнаваемости изменило их облик. Утрачены многие усадебные сады, некогда украшавшие Екатеринбург.

Процесс упадка классицизма на Урале наступил с 50-х годов, и этот упадок стиля ощущался во многих постройках, в дальнейшем градостроительном развитии города.

2. 4. Собор Александра Невского.

Из культовых построек первой половины XIX века эпохи классицизма до наших дней сохранились лишь немногие. Сохранившийся комплекс Ново -Тихвинского женского монастыря представляет интерес как единственный культовый ансамбль старого Екатеринбурга.

Александровский проспект в западной части замкнулся комплексом Ново - Тихвинского монастыря. Основные постройки этого грандиозного ансамбля возводились в первой половине XIX века. Среди них особенно выделялся собор Александра Невского, заложенный в честь победы в войне 1812 года, по проекту М. П. Малахова. Собор - пятиглавый. В плане он образовал квадрат с выступами большой апсиды с востока и двух портиков с юга и севера, а также пристроенной с запада колокольней.

Внутреннее пространство собора расчленено на пять частей четырьмя шестигранными столбами, поддерживающими барабан главного купола. Углы собора перекрыты четырьмя малыми барабанами с куполами, апсида завершена плоским куполам, а ветви креста - цилиндрическими сводами. Собор отличался хорошими акустическими свойствами.

Объемная композиция сооружения выражена в духе зрелого классицизма, в ней звучат отголоски идей храмового строительства, типичных для А. Н. Воронихина, И. Е. Старова, В. П. Стасова. Гладкая стена расчленена продуманным ритмом оконных проемов - прямоугольных по двум этажам и полуциркульных, вытянутых пропорций по барабанам.

Главной темой декоративного убранства явились композиции коринфского ордера* - крупномасштабные шестиколонные портики, увенчанные гладкими фронтонами*. Стена за портиками оформлена коринфскими пилястрами; такими же пилястрами* акцентированы углы основного объема. Четкая выверенность пропорций, использование крупномасштабных ордерных композиций, гармоничное сопоставление объемов куполов с вертикалью колокольни - все это сделало собор Александра Невского одним из красивейших зданий Екатеринбурга прошлого столетия.

В соборе три входа - один с запада (через нижний ярус колокольни) и два с севера и юга (оформленные портиками). Выразительный силуэт монастыря, образованный отдельными объемами, перекрытыми системой куполов в сочетании с горизонталями каменной ограды с башенками по углам и вертикалью многоярусной высотой колокольни собора на фоне сочной зелени обширного монастырского сада очень украсили панораму юго-западной части Екатеринбурга, тем более, что это была болотистая часть окраины города.

Собор Александра Невского является доминантой ансамбля Ново-Тихвинского комплекса.

2. 5. Городские усадьбы (классицизм).

2. 5. 1. Усадьба Расторгуева - Харитонова.

Усадьба Расторгуева - Харитонова (ныне Дом детского творчества) - один из наиболее значительных памятников архитектуры Екатеринбурга XIX века. Это самый крупный и ранний по времени строительства ансамбль классицизма в городе. Многочисленные легенды и предания, связанные и историей создания усадьбы, ее автором и владельцами - все это издавна привлекало внимание историков, краеведов, исследователей. В 1792 году на возвышенном месте левобережья городского пруда была сооружена Вознесенская церковь с колокольней, разбита небольшая площадь. Именно здесь решил построиться купец второй гильдии Лев Иванович Расторгуев. В декабре 1799 года Расторгуев просит оценить вновь возведенный двухэтажный каменный дом с каменным подвалом.

Вся усадьба начиналась с углового двухэтажного дома. Второго сентября 1814 года Расторгуев подал в городскую думу прошение о выдаче свидетельства на два принадлежащих ему каменных дома, здесь же «описание каменному дому, строящемуся по течению реки Исеть на левой стороне в 3-ей части города в приходе Вознесенской церкви, выстроенному на сухом возвышенном месте с каменным фундаментом, покрытому листовым полуаршинным с огрунтовкой железом, кроме того два амбара, две конюшни, каретник и баня».

Как и другие купеческие усадьбы города, дом Расторгуева строился по устоявшемуся в XVIII веке типу русской дворянской усадьбы - поместья: с господским домом, дополняющими его корпусами флигелей, различными службами и садом. Автор главного дома не известен.

В дальнейшем в строительстве и отделке фасадов принимал участие воспитанник Петербургской Академии Михаил Павлович Малахов. Этим можно объяснить похожесть усадьбы Расторгуева на Петербургские дворянские усадьбы.

В 1824 году комплекс зданий пополнился двухэтажной вставкой, соединивший дом с флигелем под бельведером.

Окончательно сформировавшийся усадьба представляет собой комплекс зданий, сгруппированных вокруг переднего двора, хозяйственного двора со служебными и различными парковыми сооружениями.

Все главные постройки - двухэтажный дом, три флигеля, соединенные вставками, службы, выполненные из крупного размерного кирпича со штукатуркой с наружи и изнутри, бутовыми фундаментами, деревянными перекрытиями и кровлями из листового железа.

Самое значительное сооружение ансамбля - это главный дом.

Фасады, оформленные контрастно разбросанными и близкими по высоте портиками коринфского ордена, составляет единую композицию, акцентирующую перекресток и рассчитанную прежде всего на восприятие с угла.

Поставленный на высокую рустованную аркаду*, шестиколонный портик южного фасада явился мощным градоформирующим акцентом не только всего дома, но и всего ансамбля.

Южный фасад ансамбля - сложная и асимметрическая композиция образованная объединенными в одно здание объемами, из которых каждый имеет свою четко выраженную ось симметрии.

Ось симметрии фасада двухэтажного флигеля под бельведером подчеркнута большим арочным окном и крупным купольным объемом - ротондой*, зрительно увеличивающей высоту здания.

Соединительная часть по высоте равна флигелю под бельведером, но кажется ниже, так как плоский купол как бы давит на здание.

Западный фасад, раскрытый на городской пруд, так же как и главный фасад воспринимается из многих точек.

Особенность рельефа - крутой спад местности в северную сторону, прекрасно использовано создателями ансамбля. Эта живописная панорама с четко выраженной структурой отдельных элементов отличается богатством и разнообразием архитектурных форм и не имеет аналогов в русском классицизме первой половине XIX века.

Следующий элемент композиции - высокая каменная ограда хозяйственного двора - величественная аркада, заполненная ажурной кованой решеткой строгого рисунка, в центре которой находятся ворота. Ворота хозяйственного двора выполнены в виде арки, обрамленной колоннами* тосканского ордера.

Утонченные формы ограды сменяются монументальными объемами флигеля, представляющего уже следующую ступень композиции. Боковой фасад флигеля, выходящий на улицу, акцентирован выступающим вперед портиком коринфского ордера со спаренными боковыми колоннами.

Портик, в сочетании с изящным очертанием арок ограды, образует мощный каскад архитектурных форм при подъеме к площади.

Арочный мотив многократно повторяется в панораме бокового фасада и достигает наиболее полного звучания в композиции ворот, соединяющих флигель и главный дом. Парадные ворота и ограда хозяйственного двора «смело могут быть отнесены к лучшим и замечательнейшим произведениям, так называемой, архитектуры малых форм».

Парадные ворота имеют вид нарядной триумфальной арки - символа победоносного торжества - мотив, весьма распространенный в архитектуре * после Отечественной войны 1812 года.

Нарастание объема составляет композицию западного фасада усадьбы.

Объем достигает своей кульминации в основном корпусе главного здания, поставленного в самой высокой точке, и доминирует над всем архитектурным ансамблем.

Четырехколонный портик, высоко поднятый на рустованных столбах, поддерживает крупномасштабность главного дома, зрительно увеличивая его высоту.

Большое внимание уделено фасаду, выходящему в хозяйственный двор. Руководствуясь важной градостроительной ролью, которую играли постройки усадьбы, поставленные на высоком холме и обозримые с севера и со стороны хозяйственного двора, были возведены две великолепные колоннады коринфского ордера, ставшие ярким акцентом северного фасада усадьбы.

Восточный фасад, соединяющий части и обращенный в парк акцентирован четырехколонным портиком коринфского ордера, перекликающимся с колоннадой круглой беседки - ротонды. Эта часть носит интимный, можно даже сказать - альковый характер.

Крупномасштабная ордерная композиция повторяется на фасаде основной постройки. Она играет важную роль в создании гармоничного строя сооружений, образует стилевое единство ансамбля.

Ордер, применяемый в композиции фасадов ансамбля, в каждом отдельном случае трактуется по-разному - это зависит от его места в общей композиции. Однако в качестве ведущего ордера использован коринфский.

Усадьба Расторгуева - Харитонова - это один из тех архитектурных памятников классицизма, которым по-настоящему может гордиться город Екатеринбург и Урал.

2. 5. 2. Усадьба генерала Качко.

Среди сооружений общественного назначения, типичных для городского устройства, весьма заметное и достаточно своеобразное место занимают здания музеев. Расцвет музеев в России и за рубежом приходятся на конец Х1Х-го начало XX веков. В музейных фондах сосредоточены огромные культурные и научные ценности. Поэтому музеи - это не только выставочные залы, но и сами здания (памятники архитектуры).

Со сменой исторических этапов развития общества меняется архитектура зданий, их форма, силуэт, функциональная значимость. Одним из ярких примеров изменения структуры здания на протяжении многих лет, является Музей истории Урала (ранее музей Я. М. Свердлова).

Это сооружение было воздвигнуто в 20-30 годы XIX века (в эпоху классицизма) и являлось усадьбой генерала Качко Александра Гавриловича. Усадьба представляла собой два отдельно стоящих дома (жилой дом и флигель) и большой огород позади сооружения. Вход в дом был расположен со двора. Жилая часть соединялась с флигелем деревянным переходом. Флигель сперва был одноэтажным, затем к нему надстроили второй этаж. В нем располагались подсобные помещения. Жилое здание состояло из двух этажей и мезонина* с балконом (позже балкон был убран). Первый этаж включал в себя прихожую, кухню, столовую, зал для приема посетителей; на втором были спальни, гостиная, а в мезонине располагался кабинет генерала и детская.

В конце XIX века усадьба выполняла роль доходного дома. Здание сдавали в наем богатым семьям. Вскоре после революции в доме были образованны коммунальные квартиры. Помещения усадьбы перегородили многочисленными стенками так, что здание приобрело анфиладную* структуру. Для попадания жильца в самую отдаленную комнату следовало пройти через комнаты других жильцов.

В 1939 году было принято постановление о создании в бывшей генеральской усадьбе музея Я. М. Свердлова, и в 1940 году открылась первая музейная экспозиция. Со временем росло число экспонатов, что требовало организации нового более удобного доступа к ним. В связи с этим в 60-е годы сооружение претерпело крупные изменения. В основном в здании было убрано большинство перегородок, во флигеле перестроены помещения, на месте двора здания, где стояли колонны и памятники Свердлову, был построен вестибюль с входной группой и сделана лестница на второй этаж. Так были определены архитектурные формы, тектоника сооружения, а также взаимодействия с окружающей средой.

3. Архитектура Екатеринбурга во второй половине XIX - начале XX веков.

3. 1. Екатеринбург после реформы 1861 года.

Признаки зарождения новых капиталистических отношений стали заметны в феодальной России еще в конце XVIII века, однако новый социально-экономический строй установился в стране лишь в середине XIX - начале XX веков, что значительно позже, чем в Европейской части.

После реформы 1861 года, отменившей крепостное право, начался активный приток рабочей силы в города. Значительный подъем промышленности в целом по стране в 90-х годах предпослал развитие новой стадии капитализма - империализма, пробудившей технический прогресс, оживление торговли.

С этим были связаны и глубокие перемены, которые начали происходить в русской архитектуре. С определенного момента классицизм перестал удовлетворять социальным, жизненным, идеологическим; бытовым и другим требованиям нового капиталистического общества. Строгие архитектурно -планировочные композиции уже не могли вместить нового общественного содержания. Они перестали соответствовать прогрессивным конструктивным решениям, основанным на применении металла, чугуна, стали, бетона, позднее - железобетона.

Архитектура второй половины XIX века в России характеризуется крайней пестротой архитектурных образцов, подлинных «архитектурным маскарадом», в котором классицистические композиционные приемы соседствовали с русско-византийским стилем, стилизаторство западного средневековья и восточной архитектуры сосуществовало с самыми различными интерпретациями русского национального наследия.

Развитие капитализма породило бурный рост городов. В них возникали новые промышленные предприятия, строились самые разнообразные типы зданий - торговые, банковские, административно-конторские, учебные, научные, музейные, казарменные, больничные, выставочные, зрелищные, а также различные транспортные и инженерные сооружения, жилища в таком городе приобретали значение товара. Высокая стоимость земли повлекла уплотнение застройки и повышение этажности. Преобладающим в городах стал тип многоквартирного дома, с квартирами, сдаваемыми в наем. На рубеже веков стало все больше ощутимым несоответствие стилизаторства русского зодчества требованиям жизни. Использование металла, стекла, бетона и железобетона давало большие возможности для дальнейшего совершенствования строительной техники. Новые материалы подсказывали необычные конструктивные и архитектурные решения, идущие в разрез с укоренившимся в практике эклектизмом. Постепенно начинает формироваться стиль «нового века» - рациональный, современный, получивший название модерн.

Модернисты стремились создать новую, оригинальную архитектуру. Рациональная сторона модерна проявилась в широком использовании металлических и железобетонных конструкций, больших площадей остекления, в выявлении структуры конструкции в четком ритме опор и основных несущих элементов. В создании художественных образов нового стиля архитектуры вдохновлялись необычными композициями и формами, плавными текучими линиями, несвойственными предшествующей архитектуре и основанными на произвольной деформации привычных очертаний. Особенности модерна проявились в оформлении интерьеров, в мебели, в одежде, прикладном искусстве - они были навеяны искусством декадентов, использовавших символические декоративные мотивы.

Модерн как стиль не был однороден по времени: более того русские архитекторы часто использовали его приёмы в сочетании с различными историческими мотивами - так называемый стилистический модерн.

Этот стиль не стал господствующим в русской архитектуре. На ряду с ним в начале XX века существовали неорусский стиль, неоклассицизм, обращенный к классическому наследию. Различные мотивы эклектики продолжали сохраняться в русской архитектуре вплоть до 20-х годов, когда архитектура породила новые стили. В застройке Екатеринбурга второй половины XIX - начала XX веков в полной мере отразились тенденции, характерные для русской архитектуры того времени.

3. 2. Оперный театр.

Для русской архитектуры рубежа XIX-XX веков характерно строительство театров. В это время были построены театры в Рыбинске, Тифлисе, Киеве, Иркутске и других городах.

В Екатеринбурге было решено построить оперный театр. Во второй половине XIX века в городе уже сложились стойкие театральные традиции. Городской театр окреп и достиг значительных успехов. В Екатеринбурге часто гастролировали крупнейшие русские артисты, приносившие передовые достижения сценической культуры. Здесь побывали А. Яблочкина, К. Варламов, В. Долматов, В. Комиссаржевская, Л. Собинов и другие.

Строительство нового городского театра явилось крупным событием в культурной жизни Екатеринбурга, а также важным градостроительным мероприятием. Место для театра было выбрано на Дровяной площади (пл. Парижской Коммуны), которая примыкала к Главному проспекту. Это была одна из 14 площадей Екатеринбурга, существующая еще с конца XVIII века. Первоначально она использовалась как место для продажи дров, строительного леса.

В 1896 году на площади было сооружено деревянное здание цирка.

Мысль о постройке нового театра возникла у городского правления еще в 80-х годах XIX века, однако в то время не нашлось для этого средств. В начале XX века объявили конкурс на лучший проект театра оперы для Екатеринбурга. Была принята работа петербургского зодчества В. Н. Семенова. Девиз проекта был «Светлана». Впоследствии горожане долгое время так и называли новый театр. В процессе внедрения проект потребовал доработки. Была создана специальная комиссия во главе с архитектором К. Т. Бабыкиным. В нее вошли также инженер Т. Реммельт и скульптор Д. Вейнберг, осуществивший наружную отделку здания. Интерьеры выполнялись по проекту И. Янковского. Здание театра было рассчитано на 1500 мест.

В январе 1910 года была окончательно утверждена смета на строительство, которая выразилась в сумме 300 тысяч рублей. Производство работ взял на себя частный подрядчик на условиях договора с городской строительной компанией.

Строительство театра было отражением новых веяний и требований жизни начала прошлого века. Сам образ здания навеян господствующими в то время идеями - он как бы перекликается с великолепием грандиозного театра в Одессе. Архитектура здания эклектична, но при этом конструктивно -планировочное решение отразило прогрессивные достижения строительной техники начала века. Объем здания выполнен традиционно - из нового в то время материала - железобетона. Новое оригинальное конструктивное решение обусловило не только необычную форму зала, но и хорошую акустику.

В октябре 1912 года театр открыл свой первый сезон оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин». Связан театр и с революционными событиями. Именно с его сцены 26 октября 1917 года была провозглашена советская власть в Екатеринбурге. В декабре этого же года открылся первый оперный сезон. Зрительный зал и фойе заполнила новая публика. В ноябре 1924 года в зале театра было объявлено о переименовании города, который с того момента стал называться Свердловском. В 1924 году в театре выступил с речью А. В. Луначарский. Его имя носит сегодня Свердловский государственный академический театр оперы и балета.

Дровяная площадь, на которой был выстроен театр, до революции оставалась неблагоустроенной, только к театральному входу подвели каменный тротуар. Величественное здание резко контрастировало с окружением. Одна из актрис первой труппы театра М. Ростовская - Ковалевская вспоминала:

«. Новый театр нас глубоко порадовал. Серебристо-серый, он гордо высился на большой площади, и скромные деревянные особняки робко обступали перед ним. »

Театр, который поначалу был удобен для артистов и зрителей, со временем перестал удовлетворять возросшим потребностям. Увеличилась труппа театра, изменились требования к сценическому оборудованию. Стала остро ощущаться нехватка производственных помещений. В 50-е годы делались попытки перестроить здание, но они мало что изменили.

В 1977 году институту Свердловскгражданпроект было поручено разработать проект реконструкции театра. Творческий коллектив под руководством заслуженного архитектора РСФСР А. Е. Заславского разработал и осуществил этот проект. В конце 1982 года здание предстало перед свердловчанами в обновленном виде. Увеличение высоты сценической коробки, сооружение боковых крыльев и пристройка со стороны заднего фасада - все это повлияло в целом на объемную композицию здания, однако архитекторы сделали все возможное, чтобы не нарушить общий обзорный строй театра, максимально сохранить и отреставрировать его старую часть. Увеличение объема сделало театр более сомасштабным современному градостроительному окружению. При этом внешний облик части здания, включающий в себя фойе, вестибюль, кассовый зал, при реконструкции был максимально сохранен, изменена частично лишь внутренняя планировка.

В основу объемной композиции положена симметричная схема с подковообразным зрительным залом, вписанным в объем наружных стен. Форма зрительного зала образована линиями ярусов, он окружен кольцевыми кулуарами для зрителей. Стена здания прихотливо изломана и расчленена выступами. На фоне крупной рустовки выделяются многочисленные декоративные акценты. Главный северный фасад театра, выходящий на проспект с центральным выступом, акцентирующими вход, богато декорирован нарядными балконами с балюстрадами, лепными украшениями, аттиком, завершенным в центре скульптурной группой из трех муз. Лепные детали декорируют все фасадные плоскости, акцентируют сложный ритм стен. Это многочисленные розетки, растительные орнаменты, скульптурные барельефы. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками.

В отделке интерьера здания отразились те же тенденции эклектизма в сочетании с некоторыми композиционными приемами модерна, что выразилось в плавном очертании зрительного зала, в рисунке некоторых элементов декора, решеток перил внутренних лестниц. В процессе реставрационных работ бережно восстановлены и покрыты позолотой лепные украшения интерьеров - плафон на потолке, обрамление портала сцены, оформление ярусов. Восстановлены люстры, светильники, изготовлена новая мебель. Интерьеры являют сегодня всю повышенность декоративного убранства театрального здания начала века.

Здание театра - одно из самых значительных сооружений, отразившее эстетические идеалы и передовую конструктивную мысль начала XX века.

3. 3. Здание цирка.

Первое стационарное здание цирка появилось в городе еще в далеком 1883 году на месте нынешнего оперного театра. Правда, простояло оно всего четыре года. И в 1896-ом здесь же, на дровяной площади, известный антрепренер П. Боровский поставил новый, хотя и летний, но солидный цирк, который затем стал постоянным. В первую труппу, по сообщениям газеты «Уральская жизнь», входило сорок первоклассных артистов, 26 дрессированных лошадей и других животных. Впоследствии там проходили и соревнования по популярной французской борьбе, в которых принимал участие знаменитый тогда атлет Иван Залкин.

После октябрьской революции первые представления в цирке начались с 20-х годов. Шапито с брезентовыми куполами долго существовали в Центральном парке культуры и отдыха, в соцгородке Уралмаша. Летний цирк на улице на улице Куйбышева вмещал 2325 зрителей и принимал самых выдающихся советских мастеров манежа. В феврале 1980 года открылся новый цирк, настоящий дворец искусства, вмещающий три тысячи человек. Он был построен по интересному индивидуальному проекту, разработанному Центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений (архитектор Ю. Л. Шварцбрейн, конструктор Никитин).

Уральцев и многочисленных гостей города здание прежде всего поражает куполом, похожим особенно в вечерние часы при подсветке, на гигантский абажур. А точнее, тут даже два купола: верхний - ажурный, сделанный из железобетонных конструкций, к которым как бы подвешен сплошной нижний купол. Внутри цирка оригинальные подвесные потолки, стены отделаны алюминием, хромом, никелем, полированным деревом и уральским мрамором. Главный манеж приспособлен для демонстрации любых массовых аттракционов, сложнейших иллюзионов, цирка на льду и на воде. Его могут разом осветить триста разноцветных прожекторов и юпитеров - пушек. Современная аппаратура и экраны при необходимости сделают любую программу насыщенной и интересной.

Заключение.

Новые идеи послереволюционного времени нашли отклик в архитектуре Свердловска 20-30-х годов. Годы первых пятилеток оставили городу много памятников советской архитектуры периода конструктивизма. Строились соцгородки при заводах, кварталы жилых домов нового быта с блоками первичного обслуживания, дома - коммуны, рабочие клубы, учебные заведения, больницы, спорткомплексы и многое другое. В этих сооружениях уже зримо читались черты нового города, подхваченные сегодняшней архитектурой Екатеринбурга.

Однако с каждым этапом строительства город терял многие характерные исторические черты строго Екатеринбурга. С уничтожением культовых зданий была утрачена система градостроительных доминант, акцентировавших главные архитектурно планировочные узлы городского центра. До сих пор современная архитектура восполняет эту потерю. Снос кварталов рядовой застройки не прибавил красоты и значимости отдельным памятникам архитектуры. Вырванные из привычной среды, они во многом потеряли былое градоформирующее значение. Не удалось сохранить многие постройки уникального производственного комплекса, составлявшего некогда центр Екатеринбурга. На привычном месте старой улочки взгляд уже не обнаружит затейливо украшенного особняка, ворот, старинной ограды, исчезают гранитные плиты мостовых. Можно лишь сожалеть об утраченном, вернуть все это уже не возможно. Ошибок совершенно немало.

В настоящее время разработан историко - опорный план центра города, основанный на комплексном исследовании сохранившихся сооружений прошлого. Ведется большая работа по паспортизации и учету памятников архитектуры. Составление историко - опорного плана стало основной для реконструкции исторической застройки с тем, чтобы она не только не утратила своего своеобразия, но и была бы обогащена новым содержанием.

Только совместные усилия архитекторов, историков, художников, строителей, общественности города могут обеспечить успешное решение благородной задачи - создания качественно новой системы центра, в котором еще большее звучание приобретут исторические черты уральского города, его самобытность.

Ушел в прошлое бойкий горный город, из которого вырос современный Екатеринбург. Но он остался городом Татищева, Мамина-Сибиряка, Бажова; он в зданиях и исторических местах, связанных с памятными событиями, в тихих улочках, в причудливых башенках и колоннадах, в ажурной резьбе деревянных домов, в арках каменных мостов, в вечном беге Исети там, где она обрушивается с уступа плотины - первого сооружения города.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)