Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Обучение и воспитание в Древней Греции и в Древнем Риме

Знатоки древнего мира утверждают, что европейская культура и европейская цивилизация в целом были бы не возможны без Древней Греции. И в самом деле, это так. В истоках древнегреческой культуры зачатки всех тех духовных ценностей, которые дороги нам сегодня. Понятия свободы, демократии берут своё начало в те времена. Греция – прародительница европейского театра. Греческие поэты и драматурги оставили культурное великое наследство, которое актуально и интересно сегодня. В Греции закладывались основы наук, которые развивались в наше время. Великие греческие философы Сократ, Платон, Аристотель заложили основы представлений о мире. Греческие спортсмены были первыми чемпионами Олимпийских игр У этого списка нет конца. Какую бы отрасль знаний или искусства мы ни взяли, корни её уходят в Древнюю Грецию – страну Олимпийских богов и бесстрашных героев.

Итак, Древнегреческая цивилизация оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но мировую цивилизацию вообще.

Во 2 в. до н. э. Греция была захвачена римлянами. Её культура оказала значительное воздействие на римскую цивилизацию.

Римом были унаследованы многие культурные ценности.

Предмет исследования – сравнительный анализ формирования и развития обучения и воспитания в двух древнейших цивилизациях.

Цель данной работы:

1) подбор и изучение литературных источников;

2)выделение и исследование конкретных аспектов в древнегреческой и древнеримской культуре, то есть аспекты обучения и воспитания;

3)сравнение программ обучения и воспитания в Древней Греции и в Древнем Риме.

Метод исследования – сравнительный анализ.

В Древней Греции можно выделить две основные системы обучения – афинскую и спартанскую, наиболее распространённой была афинская. В древнеримский период родители сами обучали своих детей. И только к началу 2 в. до н. э. начинала складываться система обучения.

С древнейших времён отец играл в воспитании сына решающую роль и в пример ему всегда ставилось старшее поколение.

В Древней Греции с семи лет мальчики поступали под опеку отца, где под руководством его и избранным им опекунов и наставников приобретал навыки общения с оружием, обучался музыке и танцам. Для человека, участвующего в религиозных обрядах и празднествах, всё это было необходимо. Надёжную подготовку к участию в общественной жизни давало овладение ораторским искусством. Готовили мальчика и к жизни практической: он учился вести хозяйство, наблюдал, как работают в поле и в винограднике, знакомился даже с практической медициной.

В Древнем Риме, как мальчики, так и девочки начинали учиться тоже с семи лет. Мальчики, ходившие в школу, были под постоянной опекой воспитателя-педагога: он сопровождал их на занятия, а дома исполнял роль воспитателя и учителя одновременно.

В Афинах в классическую эпоху обучение не было юридически обязательным, а рассматривалось обычно как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказывает мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании.

В 5 в. до н. э. в период Пелопонесской войны, афиняне уже могли гордиться тем, что среди них нет ни одного неграмотного. И хотя формально организованных школ не было, и каждый воспитывал детей, как хотел, (Аристотель) однако обучение приняло уже формы коллективные. Дети объединялись в группы под руководством преподавателя, и таким образом начинала складываться школа.

Поначалу древнеримская программа обучения была очень скромной, ограничивалась чтением, письмом и элементарными познаниями в арифметики. В дальнейшем программа менялась, иногда существенно, но проследить когда в какой степени, невозможно, так как мало об этом данных.

Итак, посмотрим, из чего складывались программы обучения в Древней Греции (афинская и спартанская) и в Древнем Риме.

В Греции программа обучения охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой греческой культуры, прославляющей идеал «калокагатии» - красоты и добра, слитых в человеке воедино.

Мальчикам в Греции полагалось иметь трёх учителей: грамматиста, кифариста и педотриба. Грамматист (учитель грамоты) – обучал детей чтению и письму, давал им основные понятия о счёте. «Тетрадями» служили деревянные таблички, покрытые воском, на которых дети острыми палочками чертили буквы, а позднее целые фразы. Когда уже овладевали искусством чтения и письма, то переходили к изучению старых писателей, среди которых главное место занимали Гомер и Эзоп с его мудрыми баснями. Следующий учитель – кифарист, прививал мальчикам навыки игры на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов пели песни и гимны – соло или хором. Наконец, систему образования дополнял своими уроками педотриб – учитель гимнастики. Под его руководством дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска.

По окончании школы, или палестры, как её называли по-гречески, юноши 16 лет из богатых семей рабовладельцев посещали гимнасий (на современную гимназию это заведение похоже, конечно, только своим названием). Здесь они занимались гимнастикой, философией, политикой. Заканчивали обучение в 18 лет.

Совершенно иную, чем в Афинах и многих других городах-государствах, форму приняло обучение мальчиков в Спарте, где воспитание физическое развивалось за счёт интеллектуального и эстетического. Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, - он приносил его в «лесху», место, где сидели старейшины, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в пропасть. Хилый и больной ребёнок, по мнению спартанцев, не имел права на жизнь. Кормилицы не пеленали детей, давали полную свободу всему телу, приучали мало есть, не быть разборчивыми в пище, не бояться в темноте или не пугаться, оставшись одни, не капризничать и не плакать. С семи лет мальчики переходили под опеку государства. Организовывались специальные отряды, где они жили, ели и играли вместе. Это была школа послушания – старики смотрели за играми детей и нередко специально доводили до драки, ссорили их, чтобы узнать характер каждого – храбр ли он и не побежит ли с поля боя. Спартанские мальчики должны были сами добывать себе пищу. А прокормиться они могли только одним способом: воруя продукты из садов и домов. При этом если вор попадался, его наказывали не за то, что он воровал, а за то, что попался. Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С годами их воспитание становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и без одежды. Спали на тростнике, который сами рвали, без помощи ножа. Закалка давалась суровая: воспитание упорства и выносливости, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль, воспитание готовности к походам, спортивным тренировкам, владению оружием. Чтобы проверить подготовлен ли молодой человек надлежащим образом, его подвергали двойному испытанию. Сначала его сильно секли розгами перед алтарём Артемиды: эту экзекуцию подросток должен был вынести без малейшего стона. Второе испытание они проходили перед самым концом обучения – целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало, был начеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Только успешно пройдя это испытание, юный спартанец мог быть допущен в совместных трапезах мужчин. До 30 лет каждый спартанец жил казарменной жизнью, позднее ему разрешалось жениться и обзаводиться семьёй.

Римская система обучения, охватывала три стадии:

1)Начальная школа, где обучали письму и счёту;

2)средняя школа – «грамматиков»;

3)высшая школа – «риторов».

Учителями были чаще всего греки, образованные рабы или вольноотпущенники, которые самыми примитивными способами учили читать и писать. Так, сначала дети (семи лет) заучивали одно за другим названия букв, ещё не зная, как они выглядят, затем приучались складывать буквы в слоги и в слова. Ораторы-педагоги предлагали другой метод обучения грамоте – учить, развлекая, приобщать к чтению при помощи игрушечных букв, вырезанных из слоновой кости. Таким «учебным пособием» могло быть дажепеченье в форме разных букв. Для письма использовались навощенные таблички и заострённая палочка, которой выцарапывались буквы.

Учителя арифметики в Древнем Риме называли калькулятором (вот откуда пришло к нам это понятие, с которым знаком каждый ребёнок). Калькуляторы учили считать, сначала на пальцах, причём пальцы левой руки служили для обозначения единиц и десятков, а пальцы правой – сотен и тысяч; для более сложных вычислений пользовались камешками – простейшими счётами. Большое внимание уделяли вычислениям в уме. Таблицу умножения запоминали, повторяя хором за учителем. Затем в возрасте 12-13 лет ребёнок переходил к грамматику, где изучал греческий язык, читал греческих авторов в подлиннике и т. д. А в 16 лет юноша переходил к ритору – учителю красноречия, обучающему ораторскому искусству.

С древнейших времён велика роль учителя. Например, Платон (древнегреческий философ) видел в учителях в первую очередь воспитателей, дело которых – не только передать ученикам определённые знания, но и направлять их во всём. Поэтому он считает, что деятельность воспитателя необходимо подчинить строгому контролю.

Квинтилиан Марк Фабий предъявлял к учителям серьёзные требования: прежде всего они, должны иметь соответствующее образование, а если у них его нет, то отдавать себе отчёт в этом. «Нет ничего хуже людей, мало продвинувшихся в науке дальше начальных сведений, а уже преисполненных ложной уверенности, будто они учёные!» Нередко древнеримские учителя прибегали к розгам. Квинтилиан осуждает этот метод, считая подобное наказание унизительным для свободнорождённого. Под влиянием этого чувства ребёнок со временем может впасть в отчаяние и возненавидеть людей. «Пусть учитель почаще беседует о добром и честном, так как чем больше он будет увещевать, тем меньше придётся наказывать».

И в Греции и в Риме составной частью обучения было чтение поэтов. Какова была цель этих занятий?

В Древней Греции задачей учеников было не только овладение текста и умение его произносить в соответствующих ситуациях (на религиозных празднествах, на пирах). Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия призвана была служить воспитанию этическому. Произведения рассказывали и о добре и о зле, а учитель-воспитатель показывал различие между дурным и добрым и помогал ученикам выбрать верную дорогу в жизни. В программу обучения непременно входило знакомство с творчеством великого Гомера. Дети заучивали наизусть огромные тексты из «Илиады» и «Одиссеи».

В Древнем Риме сочинения римских и греческих писателей изучались очень тщательно. Считалось, что ученики должны уметь имитировать стиль знаменитых авторов. Греческий язык был необходим римлянам, потому, что большинство лучших книг по разным отраслям знаний были написаны греками. При чтении поэтов и прозаиков говорилось о необходимости других знаний, таких как – музыка (стихотворный размер, ритм), астрономия (поэты так часто упоминают восходы, закаты).

Истории не известны греческие школы для рабов, которые существовали в Риме. Из сообщений самых различных авторов, мы узнаём, что рабов издавна не допускали даже к упражнениям, развивающим физическую силу и выносливость. Рабов обучали только некоторым практическим навыкам, необходимым им для работы в домашнем хозяйстве.

Об обучении рабов Сенека писал, что их следует кормить и одевать, но давать ли рабу такое же образование, как и свободному, - это целиком зависит от доброй воли его господина (Сенека. О добродетелях. ) Среди людей, попавших в Рим в качестве невольников, захваченных на войне или купленных, было не мало образованных людей, особенно греков. Рабы могли исполнять в домах своих господ функции секретаря, библиотекаря, управляющего поместьем. Рабы преподавали в начальных школах, учили музыке, стенографии, были архитекторами. Нет сведений только о рабах-юристах.

Для детей рабов в Риме организовывали школу – так называемый педагогиум, чтобы как говорили их господа, не позволять им пребывать в праздности и в то же время повысить их ценность как слуг. В педагогиуме преподавали учителя, часто те же самые, что воспитывали и детей своего господина, или же иные интеллигентные и образованные рабы, также называвшиеся педагогами. Программа обучения включала в себя чтение, письмо, счёт, физические упражнения. Кроме того, мальчиков готовили к различным практическим занятиям и профессиям. При школе работали массажист и цирюльник, оказывавшие услуги особенно отличившимся ученикам. Обучались в педагогиуме дети рабов, достигшие 12 лет, обучение длилось около 6 лет. Крупным центром образования для рабов был Карфаген. Для хозяина молодого раба делом чести (и выгоды) было дать ему соответствующее образование и воспитание, а уж от самого раба, его характера и способностей зависело, насколько он воспользуется этой благоприятной возможностью.

Иного рода учебными заведениями, мрачными и трагичными, была школа гладиаторов. Тысячи рабов упражнялись здесь в гладиаторских боях. Такие школы были в Риме, в Помпеях, Александрии, в городах Малой Азии и других провинций. Сражаясь и умирая в амфитеатрах, они, лучшие ученики этих школ, развлекали богачей и отвлекали, успокаивали народные толпы, пристрастившиеся к подобным кровавым зрелищам.

Обучение девочек.

В Греции девочки до 7 лет оставались под опекой матери и няньки, свободные от всяких обязанностей. Затем воспитание их проходило по-разному в Афинах и в Спарте.

В Афинах девочка знакомилась с домоводством, с женскими ремёслами: прядением, ткачеством. Не пренебрегали там и элементарным образованием, а именно: учили девочек читать и писать. Программа обучения девочек включала в себя также пение и танцы, необходимые для участия в религиозных празднествах. Не избегали женщины и изучения литературы, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. Идеи Платона, что женщины обладают не меньшими способностями, чем мужчины, и должны получать столь же углублённое образование, долго не находили отклика в афинском обществе.

Итак, афинские женщины были исключены из сферы интеллектуальной жизни.

В Спарте воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Поэтому девочки занимались гимнастикой на равне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Поскольку они были должны участвовать в религиозных торжествах, их, как и в Афинах, учили пению и танцам.

В Риме девочки из богатых семей учились дома, кто победнее ходили в школу вместе с мальчиками. От девочек образованность и начитанность, в отличие от Греции, даже требовались: «пуэлла докта» - «учёная девица» - было желанным комплиментом. Образование было необходимо женщинам, прежде всего для участия в общественной жизни. Кроме того, девушки должны были заботиться о своём интеллектуальном развитии и как будущие матери, ведь непременным условием обучения ребёнка было обучение его родителей. Плутарх предъявлял к женщинам очень высокие требования: они обязаны были разбираться в астрономии, математике, философии. Обучались женщины и ораторскому искусству, и даже прибегали к своим умениям и навыкам на практике, чаще всего в своих личных, домашних делах, но иногда и в делах общественных.

Заключение

Мы заглянули в мир Древней Греции и Древнего Рима – туда, где ковались сегодняшняя цивилизация и культура. Две с лишним тысячи лет отделяют нас от тех времён, но любовь и интерес человечества к этому прославленному периоду не угасает.

Мы рассмотрели проблему обучения и воспитания. Изучили её в рамках древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Проведённый сравнительный анализ показал, что образовательные программы двух рассматриваемых цивилизаций имеют много общего. И это неслучайно. Как уже говорилось выше, Рим унаследовал многие греческие традиции (культура, обучение, воспитание, искусство)

1. Изучение греческого языка, т. к. большинство лучших книг по разным отраслям написаны были греками.

2. Изучение греческой литературы (Гомера, Эзопа), философии (Сократ, Платон, Аристотель), математики и других важных наук.

3. Забота общества и родителей о достойном воспитании и обучении подрастающего поколения.

4. Огромная роль отводилась интеллектуальному и духовному развитию ребёнка (исключение – Спарта, где физическое развитие на первом месте).

Мы считаем, что обучение и воспитание в двух представленных цивилизациях имеют и различия.

Программа Обучения

(с семи лет)

Древняя Греция Древний Рим

Афинское обучение

Мальчики Девочки Поначалу программа ограничивалась чтением, письмом и элементарными познаниями в арифметике. Позднее сложилась римская система обучения, состоящая из 3 стадий.

1. Начальная школа, где обучали письму и счёту.

2. Средняя школа – «грамматиков»

(с12-13лет) – изуч. греч. языка, умение правильно, без ошибок строить фразу на родном языке, способность толковать сочинения поэтов

3. Высшая школа – «риторов» (16лет) обучение ораторскому искусству, красноречию

1. Грамматист (учитель грамоты) Обучение чтению, письму, пению и обучение чтению, письму, счёту. танцам

2. Кифарист – обучение навыкам игры(для участия в религ. Праздн. )

на лире или кифаре. Домоводство, прядение, ткачество.

3. Педотриб (учитель гимнастики) –

бег, прыжки, метание копья

После окончания школы (палестры) Девочки из богатых семей учились дома, кто победнее ходили в школу юноши 16 лет из богатых семей Женщины не могли участвовать в вместе с мальчиками. Образование и начитанность высоко ценились.

посещали гимнасий, где занимались общественной жизни. Женщины участвовали в общественной жизни.

гимнастикой, философией, политикой. Педагогиум – школа для детей рабов.

В 18 лет обучение заканчивалось.

1. Суровое спартанское воспитание существовало только в Древней Греции (в таком ярком проявлении), давало развитие упорству и выносливости, физической силе и храбрости, как у мальчиков, так и у девочек.

2. Жестокие школы гладиаторов, существовавшие в Древнем Риме;

3. Школы для рабов были только в Риме, хотя и имели своей целью выгоду, но для раба это был шанс на лучшее будущее. В Греции рабов не учили ни наукам, ни физическим упражнениям. Допускалось обучение только некоторым практическим навыкам, необходимым для работы в домашнем хозяйстве.

4. Рим позволил женщинам занять своё место в общественной жизни – быть образованными, начитанными, интеллектуальными, а афинские женщины были исключены из сферы общественной жизни.

Изучение древних цивилизаций – очень увлекательное занятие. Интересна жизнь людей того времени – их обычаи, религиозные верования, вообще, всё то, чем они занимались. Подробное изучение древности позволяет окунуться в прошлое человечества – узнать чудесные, сказочные мифы и легенды, мечты и жизненные искания прославленных воинов, полководцев и жестоких императоров. Интересно и то, что меняются люди, поколения, эпохи, а выбор жизненного пути перед человеком всегда один – путь добра или зла, лжи или справедливости, честности или обмана

Свой путь каждый выбирает сам!

Великие имена Древней Греции

Александр Македонский (356-323 гг. до н. э. ) – полководец, завоеватель.

Гомер - писатель

Гесиод (8-7 вв. до н. э. ) - поэт

Геродот (5 в. до н. э. ) - историк

Архимед (около 287 – 212гг. до н. э. ) – выдающийся изобретатель.

Пифагор (живший в 6 в. до н. э. ) – математик, философ, политический деятель.

Сократ (около 470-399 гг. до н. э. ) – философ.

Платон (около 427- около348 гг. до н. э. ) – ученик Сократа, философ.

Аристотель 9384-322 гг. до н. э. ) – учёный, философ.

Эсхил, Софокл, Еврипид – древнегреческие драматурги.

Фидий (5 в. до н. э. ) – скульптор.

Гиппократ (около 460-370 гг. до н. э. ) – заложил основы будущей медицины.

Великие имена Древнего Рима

Вергилий (70-19 гг. до н. э. ) – поэт.

Гораций (65-8 гг. до н. э. ) – поэт.

Овидий (43г. До н. э. - 18г. н. э. ) – поэт.

Сенека (ок. 5 г. дон. э. - 65г. н. э. ) – писатель, философ, юрист.

Цезарь, Гай Юлий (ок. 100-44гг. до н. э. ) – политический деятель, полководец, писатель.

Цицерон (106-43 гг. до н. э. ) – политический деятель, писатель.

Квинтилиан Марк Фобий (ок. 35г. -ок. 96г. ) – римский оратор и учитель красноречия.

Понятийный словарь

Обучение – основной путь получения образования, целенаправленно организованный

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности

Цивилизация – 1) синоним культуры.

2) уровень развития общества, материальной и духовной культуры.

Духовные ценности – представления о добре и зле, правде и лжи, о справедливости, о свободе

Идеал – (греч. идея, понятие, представление) – совершенство, совершенный образец какого-либо объекта, явления, события.

Идеал «колокагатии» - (греч. прекрасный и добрый) – гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека.

Культура – ( от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – уровень развития общества, творческих сил и способностей человека

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)