Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образование в России в конце 19 века

Лучшие люди всех времен давно пришли к убеждению, что нет ничего более необходимого для народа, как знание, воспитание, духовное образование. Знаменитый философ Лейбниц, придавал народному образованию такое большое значение, что говорил: «Отдайте в мои руки воспитание, и я преображу весь мир». А другой не менее великий мыслитель Фихте высказал следующую мысль: «Народ, среди которого распространено глубокое и многостороннее образование, проникающее до самых низших слоев его, станет могущественнейшим и счастливейшим между народами своего времени, предметом зависти и образцом для подражания современников».

В последние годы правительство Российской Федерации предприняло меры по реформированию системы образования, направленные на повышение качества знаний и уровня воспитанности учащихся. Но существует целый ряд проблем и противоречий. С одной стороны все согласны с тем, что есть необходимость духовно-нравственного обновления российского общества. С другой стороны неправильное понимание светского государства как атеистически ориентированного приводит к тому, что цели, задачи и содержание образования основываются исключительно на атеистическом мировоззрении. В результате православный взгляд на человека и мир в современной педагогике игнорируется. Но построить новую школу нельзя, отбросив все старое, созданное мудростью народа. Без знания о том, чем жила старая школа, какими силами располагала, какие идеалы завещала, нельзя понять, что она должна нести в себе сейчас.

Советская школа, в которой учились наши родители, была яростной противницей церкви. Детей убеждали, что бога нет, что религия - это «поповские сказки». Сейчас отношение к церкви и верующим людям изменилось. Я узнала, что некоторое время назад среди педагогов даже велись споры, о том, стоит ли преподавать в школах основы православия. Решили, что в многоконфессиональной стране, каковой является Россия, нельзя отдавать предпочтение одной религии.

В 2009 году вся страна следила за выбором предстоятеля русской православной церкви. В своей речи в Кремле патриарх Кирилл сказал: «Государство – это земля, церковь – небо». Задача государства заботиться о материальном благополучии граждан, а задача церкви – беречь духовное. Школа так же призвана передавать духовное и научное наследие новым поколениям. Поэтому мне стало интересно рассмотреть, какую роль играла церковь в деле народного образования до революции.

Материалы для изучения темы я искала в краеведческом музее, работала в библиотеке им. Горького, использовала Интернет. Я считаю эту тему мало изученной исследователями, потому что в годы советской власти о роли церкви в народном образовании либо умалчивалось, либо факты искажались. В последнее время, в связи с изменениями, происходящими в обществе, возникает необходимость объективного изучения истории церкви и её роли в области народного образования. Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы исследования: «Церковно-приходские школы Осинского уезда в 19 веке»

1. 1. Противостояние светской и церковной систем образования

Понимание того, что грамотность является силой, которая имеет созидательное или разрушительное влияние в зависимости от того, какое направление ей будет сообщено, породило острое противостояние между либеральными силами и духовной властью в борьбе за народную школу. Приверженцы светского образования рассматривали ведущую роль Православной Церкви в обучении народа как препятствие на пути либеральных преобразований. В прессе все более настойчиво звучали голоса о том, что в церковно-приходских школах не учат, а развращают детей: их не развивают, а забивают, их учат верить во все старинные поповские сказки и строго держатся всех суеверий и предрассудков. Неоднократно озвучивалась идея о передаче начальных народных училищ исключительно в ведение светского начальства.

В условиях поиска государством компромисса с обществом, стремление светской власти к устранению духовенства от дела народного просвещения было усилено. Проекты Устава общеобразовательных учебных заведений и общего плана устройства народных училищ, опубликованные Министерством народного просвещения в 1862 году, были выдержаны именно в русле либеральных прогрессистских идей. Ключевое положение объяснительной записки к проекту гласит: «Преподавание во всех учебных заведениях различных разрядов должно иметь одну формальную цель - воспитание человека. Чтобы пользоваться разумно правами человека, необходимо развить в массах сознание этих прав, возбудить любовь к труду разумному и поселить в каждом уважение к самому себе и к человеку вообще».

Группа духовенства Московской епархии, рассмотрев новый Устав, дала свои комментарии в «Православном обозрении». В статье говорилось, что разработчики Устава и объяснительной записки к нему не ставят больше перед собой цели религиозно-нравственного воспитания. Авторы подчеркивали несоответствие указанной цели образования и воспитания для православной страны. Говорили о том, что кроме прав, у человека есть еще и общественно-значимые обязанности, к пониманию и исполнению которых должно быть подготовлено подрастающее поколение. «Между общечеловеческим и православно-христианским образованием есть различие, - пишут они. - Кодекс общечеловеческих прав и обязанностей шаток и неопределен; а Евангелие и церковное учение твердо и ясно. Христианство не унижает, а возвышает человеческое достоинство. Поэтому надобно стараться сделать ребенка не только человеком, но и христианином. Для народа православного, безусловно, необходимо образование собственно христианское. Религиозное наставление, основанное на началах православной веры, должно быть главной целью образования народа». Духовенство подчеркивало, что современное просвещение, активно распространяемое в народе, развращает сознание подрастающего поколения, настраивает его на бунтарский лад. Но эти замечания правительством услышаны не были.

В 1864 году начались реальные преобразования системы просвещения, когда вышло «Положение о начальных народных училищах», которое окончательно поставило точку в соперничестве светской и церковной школы. Согласно ему все церковно-приходские школы духовного ведомства, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием или без пособия от казны, местных обществ и частных лиц становились подчиненными светским училищным советам. Министерству просвещения предоставлялась полная руководящая роль в народном образовании и вменялось в обязанность учреждать школы по всей империи. Кроме него народные училища могли учреждаться земством, городскими и сельскими обществами, частными лицами, а также различными государственными ведомствами.

Перед земскими средствами и влиянием светской администрации ничем не обеспеченная и оставленная в немилости церковная школа выстоять не могла. Церковно-приходские школы стали постепенно приходить в упадок, исчезать, а многие просто передавались в полное ведомство земств. Большинство же оставшихся влачили жалкое существование.

Однако, с началом «контрреформ» 80—90-х гг. правительство стало оказывать Церковно-приходским школам особое покровительство. В 1884 появились «Правила о церковно-приходских школах», согласно которым создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) церковно-приходские школы. В начале 20 века они стали соответственно 3-и 5-годичными. В одноклассных церковно-приходских школах преподавались: Закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, в двуклассных, кроме того, давались сведения из истории. Материал для чтения был религиозно-монархического содержания. Управлял церковно-приходскими школами училищный совет Синода через епархиальные училищные советы. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, окончившие главным образом церковно-учительские школы и епархиальные училища.

Вывод: В России в конце 19 века началось противостояние церковно-приходских и светских образовательных учреждений. Министерство просвещения поддерживало светскую систему образования, признав её более прогрессивной. Представители духовенства утверждали, что религиозно-нравственное воспитание должно иметь приоритет в стране с христианской культурой и традициями. Что отказ от духовных ценностей ведет к деморализации общества. Но их мнение не было услышано. В борьбе между церковными и светскими школами победили последние. Оставшись без государственной и материальной поддержки, церковные школы начали приходить в упадок, влачили жалкое существование. Руководили их работой земства и местные дворяне. Существенно изменилось положение священников в светских школах: они потеряли свое влияние, преподавали только «Закон Божий» и полностью подчинялись руководству учебных заведений. Однако, с началом контрреформ царское правительство вновь повернулось к христианским ценностям, преподаваемым в церковно-приходских школах, но дни монархии были сочтены. С приходом к власти большевиков, церковь была совершенно отстранена от просвещения народа.

1. 2 Статистические данные о положении народного образования в России

В конце 19 века правительство подводило итоги реформ. Положение начального народного образования в России и развитие его в последний, послереформенный период, выражается следующими данными. По последнему отчету министра народного просвещения, относящемуся к 1891 г. , во всей империи начальных народных училищ ведомства министерства было:

год Начальные народные Из них Количество учащихся Из них училища ведомства министерства

Двуклассных 1050 Сельских Мальчиков

1891 г 27101 24216 1 815 859 1 376 322

Одноклассных Городских Девочек

23570 2885 439 537

Увеличение числа начальных народных училищ, которые находились в ведомстве министерства народного просвещения и расходов по их содержанию видно из следующей таблицы, составленной по отчетам министра:

Годы Число училищЧисло учащихся Источники средств, израсходованных на содержание училищ.

Из сумм государст казначействаОт городск. дум, ратуш и управлений

Сметные отчисления 10,19 %; 13,71 %; 15,51 %; 15,90%.

Цифры показывают, что земства постоянно увеличивали расходы на народное образование. На первом месте по отчислению средств на образование стоят две губернии с преобладающим крестьянским представительством – Пермская и Вятская, а на последнем – губернии с преобладанием дворянского представительства - Симбирская и Тульская. Городские общественные управления также постепенно увеличивают свои расходы на народное образование.

Отчисления городских общественных управлений на народное образование

Избиратели Губернии %

мелкие Тамбовская 19,77

Саратовская 13,8

крупные Петербургская 7

Московская 5,57

По процентному отношению этих отчислений к общей сумме всех городских расходов на образование на первом месте стоят города с преобладанием мелких избирателей, а на последнем – с преобладанием крупных. Города неземских губерний стоят гораздо ниже городов земских губерний (в городах Волынской губернии – 1,49 %, Ковенской – 0,57 %). Среднее жалование учителей народных училищ, по сведениям, собранным московским комитетом грамотности из 33 губерний, равняется 270 р. (максимум в Таврической губ. , 408 р. и в Пермской – 367 р. ; минимум в Калужской губ. – 199 р. и в Тульской – 185 р. ). Учительницы получают еще менее – 252 р.

По этим таблицам можно отследить динамику развития школ. В середине века единственными учреждениями, занимавшимися обучением народа были церковно-приходские школы. Число этих школ увеличивалось постепенно. Наибольшее их количество наблюдалось в шестидесятые годы, что можно объяснить началом реформ, созданием земств и привлечением частных средств на обеспечение народного образования. Можно отследить так же, что самые большие суммы в образование вкладывали сельские общества. Из этого следует, что крестьяне были заинтересованы в развитии народного образования. Политическая борьба либералов и представителей церкви так же нашла свое отражение в первой таблице, из которой видно, что количество церковно-приходских школ сокращается, тогда, как число школ грамоты неуклонно растет. В этом процессе ведущую роль играли земства, которые были противниками церковно-приходских школ.

До 1880 г. земство открывало в среднем около 800 сельских народных училищ ежегодно. Вместе с тем замечается значительное увеличение числа учащихся, приходящихся на 1 училище: в 1880 г. на 1 земскую школу приходилось, в среднем, 52,6 учащихся, а в 1894 г. – уже 70,6 учащихся.

Вывод: Таким образом до 1880 г. земство усиленно создавало новые центры обучения, а после 1880 г. ему пришлось расширять существующие школы, под влиянием быстро растущего стремления к обучению. Увеличение затрат на народное образование из сумм государственного казначейства шло крайне медленно и сильно отставало не только от земств, городов и сельских обществ, но даже и от частных лиц. Земства, в которых преобладали представители крестьян, больше выделяли средств на развитие народного образования, чем дворянские представительства. Заработная плата учителей в среднем по стране составляла 270 рублей. В Пермской губернии жалование учителей превышало средний показатель по стране и составляло 367 рублей. При этом учителя-мужчины получали больше, чем представители женского пола.

В начале века образованием народа занимались церковно-приходские школы, но, начиная с 1885 года, все большее распространение получают светские школы, далекие от идеалов и ценностей христианства.

Глава 2. Деятельность церковно-приходских школ в Осинском уезде

2. 1. Миссионерская деятельность Православной церкви в Осинском уезде

Историческое прошлое и настоящее России показали огромную роль Православной церкви в духовно-нравственном воспитании человека. Одним из наиболее важных направлений в деятельности Православной церкви является ее миссионерская, т. е. просветительская деятельность. Традиционно церковь была основным организатором начальных школ для крестьянства. Как правило, школы создавались приходскими священниками при церквях, а так же при монастырях и архиерейских домах. Школы могли открываться каждым причтом по его просьбе беспрепятственно.

Программа обучения включала в себя чтение по часослову и псалтири, чистописание, начатки христианского учения, но могла варьироваться в различных школах. Срок обучения составлял один год. Непосредственное заведование церковно-приходскими школами было обязанностью приходских священников, которые одновременно являлись преподавателями Закона Божия в начальных училищах всех типов. Как заведующие церковных школ, приходские священники должны были руководить и наблюдать за правильной постановкой учебно-воспитательного дела в школе, заботиться о хозяйственной стороне жизни школы и изыскивать местные средства на школьные нужды.

Указы Пермской духовной консистории благочинному I Осинского округа, благочинные материалы Пермского епархиального училищного Совета, клировые ведомости церквей Осинского округа, постановления Осинских уездных земских собраний дают нам возможность проанализировать степень участия священников и церковнослужителей в таком важном общегосударственном деле как просвещение народа.

В обширном по территории и народонаселению Осинском уезде (261. 000 человек, 890 населенных пунктов) грамотных насчитывалось 5 тысяч человек, т. е. 2,8 % от всего населения уезда. Первые школы уезда были открыты при церковных приходах и преподавали в них в основном священники.

В 1867 год по официальным сведениям в Осинском уезде было 27 училищ с 520 учащимися. Сельские приходские училища открывались в то время за счет особого сбора на школы с государственных крестьян (по 6 3/ 4 копейки с души). К 1870 г. , когда в уезде были введены земские учреждения, школ насчитывалось 29, а учащихся в них – 674 (583 мальчика, 91 девочка).

27 сентября 1870 года на заседании Осинского уездного земского собрания был рассмотрен доклад Управы о народном образовании. Согласно Постановлению собрания, управа должна была обратиться к Преосвященному с ходатайством об устройстве при приходских церквях бесед и чтений для детей всех возрастов, с целью «уяснения последним главнейших догматов веры и важнейших истин христианского учения». Таким образом, уездное земское собрание и в деле воспитания детей главными союзниками видят священнослужителей приходских церквей. В сентябре 1900 года Епархиальный училищный совет, обращаясь к Высокопреподобию Н. Старицыну, просит дать подробные сведения: «в каких деревнях и поселках Вашего прихода Вы находите нужным открыть чтения, исключая селения, имеющие церковные школы, сколько нужно книг, брошюр, журналов для чтений». А также предписывает «ввести во всех церковных школах епархии народные чтения с привлечением к этому делу церковного причта. Проводить их под наблюдением священников, под наблюдением учителей церковных, земских и министерских школ». Отсюда следует, что имеющиеся уже церковные школы должны были активно включиться в дело просвещения всего народа.

Начиная в 1885 года, в уезде открываются новые церковно-приходские школы.

Год 1885/86 1886/87 1887/88 1888/89 1889/90

Количество школ 6 7 9 12 13

Уездное земство выдавало в 1887–89 годах на содержание церковно-приходских школ пособие в 210 рублей в год, а в 1890 году увеличило его до 720 рублей в год.

Беспокоясь о наличии наглядных пособий в школах, Земское собрание по докладу Управы определяет обязательный их перечень по Закону Божию. В список входят:

1. Заповеди закона Божия.

2. Заповеди Блаженства.

3. 5 таблиц по Богослужению.

4. Священная история Ветхого и Нового завета в картинках Крюкова.

5. Карта Палестины.

Средства, выделяемые из Государственного казначейства на содержание церковных школ и школ грамоты и на инспекцию за этими школами, составили по Пермской Епархии в 1895 году 3 279 205 рублей.

Государственные органы и органы местного самоуправления объединили свои усилия по открытию и содержанию школ, наиболее доступных крестьянскому населению, имеющих важнейшее значение в деле обучения и воспитания детей. Совместная работа в деле просвещения церкви и земских учреждений дала свои результаты. В 1915-1916 учебных годах в Осинском уезде и городе числилось:

Название учебного заведения количество Название учебного заведения количество земские одноклассные училища 223 министерские 3

двуклассные 24 церковно-приходские 71

городские приходские одноклассные 1 высшие начальные училища 4

Церковь можно рассматривать и как хранилище книг религиозно-нравственного содержания. В рапорте Осинского Благочинного Василия Пьянкова в Пермскую духовную комиссию за 1866 год есть «сведения о библиотеках при церкви 1-го округа».

Библиотеки для внеклассного чтения существовали во всех церковно-приходских школах. Они были довольно богатые, с отделами религиозно-нравственным, историческим, географическим и сельскохозяйственным. В частности, в 3 церковно-приходских школах такие библиотеки состояли из 95 книг, в 3 из 105 книг, в 13 из 138, в 4 церковно-приходских школах и в 2 школах грамоты из 146 книг. Книги эти охотно брались для чтения как учащимися, так, в особенности, взрослым населением; больше всего обращались в школы за книгами там, где поблизости не было никаких библиотек с читальными залами; замечено еще, что обращаются за книгами в большинстве случаев бывшие ученики школ. Таким образом, благодаря библиотекам, начинается и внешкольное образование народа и, кроме того, естественно поддерживается связь между школой и ее учениками и вообще утверждается сочувствие населения к школе. В остальных 46 церковных школах уезда, если и были библиотеки, то подбор книг в них не имел строго выдержанного характера, напротив был совершенно случайный.

Вывод: на большой по площади и многочисленной территории Осинского уезда грамотного населения насчитывалось около 3 %. Правительство и вновь созданные земства вплотную занялись решением проблемы народного просвещения.

Первые школы были открыты при церквях. В 1867 год в Осинском уезде было 27 училищ с 520 учащимися. Сельские приходские училища открывались в то время за счет особого сбора на школы с государственных крестьян.

Начиная в 1885 года, в уезде открывались новые церковно-приходские школы. В период с 1885 по 1890 их количество увеличилось с 6 до 13. Уездное земство увеличило пособие, выдаваемое ежегодно школам до 720 рублей. Средства, затрачиваемые государственным казначейством на содержание школ, составило 3 279 205 рублей.

Именно церковь являлась хранилищем книг различного содержания: по истории религии, по сельскому хозяйству и географии. В библиотеках 3 церковно-приходских школ можно было брать книги, как учащимися, так и взрослыми.

2. 2. Общее число церковных школ в уезде, условия обучения и количество учащихся.

В отчётном 1903 – 1904 учебном году в ведении Осинского уездного отделения Пермского епархиального училищного совета состояло 101 учебное заведение. Из них было: второклассных церковно-приходских 1, одноклассных церковно–приходских 31, школ грамоты 68 и 1 воскресная школа. К концу учебного года это число увеличилось ещё одной воскресной школой.

Из школ грамоты две Монастырская и Верх-Давыдовская находятся в пограничных селениях Оханского уезда; остальные 100 церковных школ Осинского уезда находятся в пределах последнего.

Из церковно-приходских школ имели собственные здания 24; из них 12 весьма хороших, 11 вполне удовлетворяют школьным требованиям и лишь одно мало удовлетворительно; при 10 таковых школах имелись и квартиры, или, по крайней мере, комнаты для учащихся. Прочие церковно-приходские школы помещались в наемных квартирах; из них 1 была хорошая, 4 вполне удовлетворительных и 2 мало удовлетворительные; при трех из школ этого рода имеются и квартиры для учащихся. Всех учащихся в церковных школах Осинского уезда ко времени полного сбора в половине октября месяца состояло:

Остальные из учащихся были православного вероисповедания. Таким образом, в среднем на каждую церковно-приходскую школу в отчетном году приходилось 47 учащихся и на каждую школу – грамоты 27 учащихся.

В этих школах преподавались: Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, счисление, чистописание, пение. Ниже приведен отчет по результатам экзамена за один год обучения в церковно-приходских школах.

Вывод: В начале учебного года всех церковных школ в Осинском уезде состояло 101; из них было: второклассных церковно-приходских 1, одноклассных церковно–приходских 31, школ грамоты 68 и 1 воскресная школа. К концу учебного года это число увеличивалось ещё одной воскресной школой.

Мальчиков обучалось в два раза больше, чем девочек. Кроме детей православного вероисповедания, в числе учащихся были «раскольники, язычники и магометане».

2. 3. Преподаватели церковных школ. Их образовательный ценз и отношение к учебно-воспитательному делу.

Всех учащих в церковных школах уезда в отчетном году состояло 87 человек, в том числе было:

Законоучительские обязанности и общее наблюдение за церковно-приходскими школами возлагалось на священнослужителей, а преподавание других предметов велось «особыми учителями». Согласно правилам «для производства испытаний по духовному ведомству» на звание учителя или учительницы одноклассной церковно-приходской школы допускались лица православного вероисповедания, мужчины не моложе 17 лет и женщины не моложе 16 лет. «На звание учителя» испытания проводились педагогическим собранием правлений духовных семинарий или духовных училищ; «на звание учительницы»- советами епархиальных женских училищ или правлением женских училищ духовного ведомства. Пробные уроки давались в образцовых школах при семинариях и женских училищах. Устное испытание проводилось по Закону Божию и церковно-славянскому языку. Письменное – по русскому языку и математике. Если письменное ответы признавались удовлетворительными, то испытуемый допускался к устному испытанию по всем предметам: русский язык, чистописание, арифметика, история, география, церковное пение.

Кроме того, будущий учитель должен был знать молитвы в количестве 20. Из утренних: Царю небесный, Святой Боже, Пресвятой Троице, Отче наш, От сна восставь – всего 12 молитв; из вечерних молитв следовало знать такие: Помилуй нас, господи, Милосердия двери, Боже вечный, Ангеле Христова, Да воскреснет Бог – всего 8 молитв.

Для окончивших полный курс мужских духовных училищ, городских и уездных училищ, мужских и женских гимназий и первых 4-х классов женских училищ духовного ведомства, а также епархиальных женских училищ проводились сокращенные испытания. Письменные ответы на один вопрос необходимо было дать по церковно-славянскому, русскому языкам и арифметике. Дополнительно проводилась устная беседа. Из этого видно, что преподаватели были людьми образованными, умеющими донести знания до учащихся. На должность уездных наблюдателей за работой церковно-приходских школ избирались также люди образованные и «доказавшие своей педагогической деятельностью и опытом умение вести церковно-школьное дело». Учителя церковно-приходских училищ получали ничтожную плату, и иногда их труд и вовсе не оплачивался, за исключением единовременных вознаграждений. Несмотря на такое положение, учителя достойно несли свет знания в народные массы.

Большое значение в миссионерской деятельности священнослужителей и церковнослужителей имел своевременный контроль и содействие в этом благородном деле со стороны отцов Благочинных церквей Осинского уезда.

В Осинском уезде наблюдателем школ был священник А. Пономарев в 1899-1900гг. , председателем уездного отделения Училищного совета был протоиерей А. Заведеев, заведующим Градо-Осинскими церковно-приходскими школами служил о. Николай Старицын. Николай Алексеевич Старицын заведовал также Градо-Осинской женской церковно-приходской школой; диакон Градо-Осинского Успенского собора Александр Сперанский заведовал Симаковской школой. Протоирей Александр Иванович Заведеев исполнял должность законоучителя в Осинском Городском приходском училище; диакон Иоанн Третьяков служил законоучителем в Больше-Никольской церковно-приходской школе; священник Успенского собора Петр Александрович Шилов преподавал Закон Божий в Осинском городском 4-хклассном училище.

В частности, следует сказать, что из числа законоучителей церковных школ уезда 3 священника и 6 диаконов одновременно занимались в двух церковных школах своего прихода; кроме, того, при Тюинской и Градо–Осинских церковных школах имелось по два законоучителя (особо для I – II отделений и для III отделения). Таким образом, церковных школ, при которых были особо назначенные законоучители, в уезде было 69.

Многие учителя за свой труд получали награды и благодарности. Учитель Мария Николаевна Меркурьева - дочь канцелярского служащего, из Ново-Залесновской церковно-приходской школы получила благодарность Пермского Епархиального училищного Совета «за ревностное и умелое преподавание учебных предметов». Жена унтер-офицера Анастасия Филипповна Жуланова из Тишковской церковно-приходской школы награждена «серебряной медалью за 10-летие служения в должности учителя». Благословение с выдачей свидетельства Пермский Епархиальный училищный совет преподнес диакону Горской церкви Валериану Попову «за усердие и полезное прохождение должности законоучителя» и учителя пения Копыловской и Верх-Пещерской школами грамоты. «За усердное служение святой церкви, за отличное преподавание Закона Божия в Осинской женской прогимназии» золотым наперсным крестом с украшением осинское купечество отблагодарило протоиерея Успенского собора Николая Старицына.

В 1890-е годы при церквях уезда открываются церковно-приходские попечительства. Пермская духовная консистория считала, что попечительства могут своей деятельностью оказать «большое и хорошее влияние на благоустройство училищ и улучшение положения учащихся в них». В июне 1895 года в Гамицкой церкви было открыто церковно-приходское попечительство. Председателем назначен священник и членами 23 лица из прихожан.

Попечителем Градо-Осинской смешанной церковной школы был купец первой гильдии И. А. Осипов.

Вывод: Преподавали в церковно-приходских школах преимущественно священники или люди, прошедшие специальную подготовку, и выдержавшие серьезные экзамены. Несмотря на то, что учителя церковно-приходских школ получали маленькую плату, они достойно несли свет знания в народные массы. За свой труд многие были отмечены различными званиями и наградами.

2. 4. Воспитательная сторона церковной школы.

Значительная часть горожан Осы сохраняла религиозные традиции. В купеческих мещанских семьях, среди крестьян, переселившихся в город, почитались традиционные религиозные ценности. Соблюдение православных обрядов представлялись как нечто само собой разумеющееся. Поэтому церковно-приходские школы играли значительную роль в деле образования и воспитания подрастающего поколения.

В церковно-приходской школе реализация образовательных задач являлась второстепенной. В первую очередь, священник был обязан обеспечить христианское воспитание детей. В этих условиях учитель церковно-приходской школы выступал лишь его помощником, который следил за соблюдением учащимися правил христианского поведения, присутствовал с ними на богослужениях, руководил хором в церкви, участвовал в ежедневной школьной молитве, устраивал религиозно-нравственные чтения. Преподавание же общеобразовательных предметов осуществлялось педагогом самостоятельно, но обязательно в соответствии с религиозным духом.

В отношении воспитательной работы, проводимой в церковно-приходских школах Осинского уезда, представляет интерес отчет о её состоянии за 1903-1904гг. «Преследуя образовательные цели, церковные школы в тоже время стремятся к доброму воспитанию детей в духе христианской церкви и русской народности. Началами религиозности и национальности проникнуто, в мере возможности, все обучение; ими же проникнута жизнь школы и весь строй ее». Перед открытием учения, в начале учебного года и по окончании учения, в школах совершаются установленные молебствия в присутствии учащих и учащихся. Затем ежедневно перед началом уроков, в большую перемену и в окончании уроков читаются и поются в школе установленные молитвы. В воскресные, праздничные и высокоторжественные дни учащиеся, благодаря близости храма, вместе с преподавателями посещают церковь; при этом многие из учащихся по очереди читают и поют на клиросе, а некоторые прислуживают в алтаре. В одну из недель рождественского и великого постов ученики и ученицы также вместе с преподавателями, исповедуются и приобщаются к св. Тайне.

Основным предметом преподавания в школе служит Закон Божий; второе место отводится церковно-славянскому чтению и церковному пению. В ряду воспитательных средств видное место занимает ознакомление учащихся, преимущественно в школах церковно-приходских и в значительной части школ грамоты, с главными событиями из истории родной земли и заучивание учениками на память стихотворений патриотического характера. Вообще воспитательная часть в церковных школах поставлена хорошо.

Рукодельные занятия велись лишь в немногих церковных школах и, к тому же, не носили классного характера, по причине недостатка средств, с одной стороны, а с другой потому, что почти все школы уезда по составу учащихся были смешанные. Занятия рукоделием велись в Градо-Осинской женской приходской школе. В других школах занятия рукоделием велись в не учебные часы; они носили самый разнообразный характер. Местное население относилось к этим занятиям с заметным сочувствием и открыто, при ревизиях школ, высказывало благодарность учительницам за их добровольный, и исполненный сознания долга и любви к детям, труд.

«В заключение настоящего отчета о состоянии церковных школ Осинского уезда за 1903-1904 учебный год можно по всей справедливости сказать, что школа церковная в пределах уезда, в меру предоставленных ей скромных сил и средств, добросовестно трудится над делом просвещения народного, с каждым годом постепенно совершенствуется и впредь, можно надеяться, развивалась бы и совершенствовалась, если бы местное уездное земство не изменило прежнего своего доброжелательного отношения к школам церковным и не отказало им в своем материальном пособии».

Вывод: В церковных школах детей воспитывали в духе христианской морали и русской народности. Основным предметом преподавания был - Закон Божий, изучалось церковно-славянское чтение и церковное пение. В начале и в конце учебного года в школах совершались установленные молебствия в присутствии учащих и учащихся. Ежедневно перед началом уроков, в большую перемену и в окончании уроков читались и пелись установленные молитвы. В воскресные, праздничные и торжественные дни учащиеся вместе с преподавателями посещали церковь. В одну из недель рождественского и великого постов ученики и ученицы также вместе с преподавателями, исповедовались и приобщались к святой Тайне. Во многих школах велись занятия рукоделием.

Заключение

Церковно-приходская школа имела более длительную историю своего развития, нежели земская. Церковные школы появились на Руси вместе с началом распространения христианства, иными словами со времени образования русской государственности. Приоритет в них отдавался религиозно-нравственному воспитанию над умственным просвещением. Мировоззренческой основой преподавания всех предметов была православная вера, которая являлась единственным критерием истинности всех знаний. Этот тип школ более всего соответствовал духу русского народа, его национальным традициям. Многие патриоты России - Ушинский, Рачинский, Ильин, Киреевский, Розанов и др. - выступали именно за образование, которое давала церковно-приходская школа.

Распространение западноевропейского рационализма в широких кругах русского общества привело к тому, что, отвергнув христианский нравственный идеал воспитания, данный человечеству Богом, русская интеллигенция принялась формировать новый, основанный на разуме и науке. Представителями этого направления в педагогической мысли являлись идеологи земской школы. Обучение и всестороннее развитие личности выступало на первый план, воспитание и духовное развитие не имели существенного значения для достижения педагогического идеала. Таким образом, произошло закрепление тенденции оттеснения религии на второй план.

На территории Осинского уезда дело образования тоже начинали священнослужители. Именно при церквях открывались первые школы и библиотеки. Финансировали их, что называется «всем миром». Потребность крестьян в образовании проявлялась в том, что за несколько послереформенных лет, когда были созданы органы местного самоуправления, существенно выросло количество школ и учащихся в них. В школах постепенно увеличивалось число девочек, но преимущественно получали образование мальчики.

Первостепенной задачей и главной особенностью церковно-приходской школы было воспитание в духе христианских ценностей. Отказ от них и поворот к рациональности и гуманизму, основы которого не были достаточно разработаны и адаптированы к российской действительности, привел к падению нравственности, утрате основ православной веры, что впоследствии привело к воинствующему атеизму советских граждан.

В условиях реформирования сегодняшней системы образования Российской Федерации было бы неправильно игнорировать тот богатый опыт в деле народного просвещения, который был приобретен русской школой за ее историю. Обращение к опыту Церкви, которая, находясь в тесном соприкосновении с народом, сумела создать свою образовательную модель начальной школы, позволит предоставить современным детям нравственную основу их будущей жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)