Образ Музы в произведениях А. Ахматовой
Анна Ахматова родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой. Её отец в то время был отставным инженером – механиком флота. Годовалым ребёнком Ахматова была перевезена на север – в царское Село. Там она прожила до шестнадцати лет.
Её первые воспоминания – царско-сельские: зелёное, сырое великолепия парков, вагон, ипподром.
Читать она училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница со старшими детьми, она тогда начала говорить по-французски.
Первое стихотворение Ахматова написала в одиннадцать лет. Стихи начались для неё не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова.
Училась она в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В, 1905 году родители Анны Ахматовой расстались, и поэтому она год прожила в Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую окончила в 1907 году.
Затем поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и латынь, когда же пошли чисто юридические предметы, Ахматова к курсам охладела. В 1910 году вышла замуж за Н. С. Гумилёва, и они уехали на месяц в Париж.
Переехав в Петербург, Ахматова училась на Высших историко – литературных курсах Раева. В это время она уже писала стихи, вошедшие в её первую книгу.
Весну 1911 года Анна Ахматова провела в Париже. В 1912 году проехала по Северной Италии.
В 1912 году вышел первый сборник стихов – «Вечер». Напечатано всего было триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно.
1 октября 1912 года родился первый сын Ахматовой.
А в марте 1914 года вышла вторая книга – «Четки». Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. Каждое лето Ахматова проводила в бывшей губернии в пятнадцати верстах от Бежецка. Там она написала многие стихи для «Белой стаи», которая вышла в сентябре 1917 года. К этой книге читатели отнеслись несправедливо. Считается, что она имела меньше успеха, чем «Четки».
После октябрьской революции Анна Ахматова работала в библиотеке Агропромышленного института. В 1921 году вышел сборник стихов «Подорожник», в 1922 – книга «Anno Domini». Примерно с середины 20х годов Ахматова работала усердно над Архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. До мая 1944 года жила в Ташкенте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненным бойцам.
В мае 1944 года Ахматова прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В послевоенные годы Ахматова много переводила.
В 1962 году закончила «Поэму без героя», которую писала 22 года. Весной 1965 года была на родине Шекспира. Вот что писала в автобиографии Ахматова: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Муза – всегда печальная, но родная.
Муза – сестра заглянула в лицо,
Взгляд её ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
Муза! Ты видишь, как счастливы все –
Девушки, женщины, вдовы
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.
Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.
Завтра мне скажут, смеясь зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».
Это стихотворение Ахматовой написано в 1911 году, название его – «Музе». Трудно бы было что – либо сказать об этом произведении, не вникая в его смысл. «Муза – сестра» - так называет Музу Ахматова. Можно сделать вывод, что она относится к ней, как к близкому человеку. Тут же она описывает некоторые черты её лица, а именно взгляд: «Взгляд её ясен и ярок». Это значит, что Ахматова представляет Музу очень светлой, возвышенной девушкой. Анна Ахматова делится своими переживаниями с ней, она открывает ей душу, надеясь на её помощь, но открыто не говоря ей об этом. Её проблема – любовь и она не скрывает этого Но вот в стихотворении появляется грустная нота, Ахматова уже не говорит так о Музе, как говорила раньше. Взор сменяется на неясный неяркий. А. Ахматова отвечает: «Она отняла Божий подарок». Подобные сточки были сказаны в начале, но не были сказаны с такой грустью и унынием. Можно заметить, что Муза приходит к Ахматовой весной, именно в эту пору, когда всё кажется таким сказочным и волшебным.
Музакак гостья.
Теперь обратимся к другому произведению о Музе, написанном в 1915 году, то есть позднее.
Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой
Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?»
Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей
Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.
В общем, строчки стихотворения схожи со строчками стихотворения 1911 года. Ясно выражены чувства Ахматовой: обида, любовь, грусть.
Если же в первом стихе Муза приходит к поэтессе, то в этом наоборот уходит от неё. Действие происходит осенью, не случайно Ахматова выбирает это время года, оно ближе ей по духу, эмоционально. Ахматова упоминает о просьбе: «Я долго её просила Зимы со мной подождать», но Муза как бы упоминая о не очень удачной жизни поэтессы, отклонила это предложение. Строчки: « Ведь здесь могила, Как ты можешь ещё дышать?», означают, что Муза просто не может остаться, так как здесь, в духовном мире Ахматовой невозможно жить. Ахматова хочет сделать «гостье» подарок (белую голубку), но птица сама летит за Музой. Упоминая о своей любви к Музе, этим она хочет «подчеркнуть» не безразличие к ней. Поэтесса ничего не может сделать, Муза уходит против её воли, к тому же она не может ей препятствовать: она «любит» её, как близкого ей человека. И вот Муза уходит «в свою страну».
Разобрав только два стихотворения, посвящённых Музе, вырисовывается её образ: ясный и яркий взгляд, стройность, смуглые ноги, но это ещё не всё
Обратимся к другому стихотворению Ахматовой.
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?». Отвечает: «Я».
И вот опять Ахматова ждёт прихода Музы, причём в тот момент, когда сильно в ней нуждается. Она открыто «воспевает» её, говоря строчки: «Что почести, что юность, что свобода. Пред милой гостьей с дудочкой в руке», но тут же она упоминает о Музе, как о милой гостье, то есть она не производит на Ахматову впечатление сурового, решающего всё человека. Далее происходит диалог, и Ахматова, задав вопрос, получает весьма твёрдый ответ, где открывается вся сущность Музы. Она уже не кажется нам возвышенной и прекрасной, а наоборот «превращается» в злую, коварную, жестокую девушку, которая совершила самый большой грех, диктуя страницы Ада, но в тоже время она понимает о серьёзности своего поступка. Возможно, она сожалеет о содеянном и её мучает совесть, возможно, она не испытывает горечных чувств, но в любом случае она не боится открыть свою душу и признаться
«Обуза» по имени Муза.
Теперь обратимся к седьмой книге Ахматовой. В произведении «Тайны ремесла», которое подразделяется на небольшие главы, под пунктом третьим находится глава – Муза. Проанализируем её.
3. Муза.
Как и жить мне с этой обузой,
А ещё называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу»
Говорят: «Божественный лепет»
Жестче чем лихорадка, отреплет,
И опять весь год ни гу – гу.
С первых строчек понятно, что отношение Ахматовой к Музе резко изменилось, причём до такой степени, когда поэтесса считает, что зваться Музой, она не достойна. «Говорят: Ты с ней на лугуГоворят: «Божественный лепет». Кто это говорит, нам неизвестно, но можно догадаться, что эти люди были поклонниками её искусства, они как бы говорили, что Ахматову посещает Муза, благодаря ей, она пишет свой стихи, и это прекрасно, но поэтесса знала, что всё просто догадки и это совсем не так: «жестче, чем лихорадка оттреплет, И опять весь год ни гу – гу». Более того, Муза становится обузой для поэтессы, и теперь у Ахматовой есть проблема, в которой Муза ей не поможет, так как сама является этой проблемой, возможно, что причина и в самой Ахматовой, но она просто не хочет этого понимать.
О любви и о Музе.
Ахматова не только посвящала свои стихи Музе, но и упоминала о ней в произведениях о любви.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою.
Тебя заклинаю: уйди
И пусть не узнаю я, где ты,
О Муза, его не зови,
Да будет живым, невоспетым
Моей не узнавшей любви.
Ахматова использует Музу, как «оружие мести», однако Муза и так особо не играет здесь большой роли. Хотя и поэтесса снова просит Музу о помощи.
Кое – как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого - нибудь вправду любить
Я – то вольная. Всё мне забава,
Ночью Муза слетит утешать.
А на утро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.
Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад
Чёрный ветер меня успокоит
Веселит золотой листопад
Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?
И вот уже Музе предстоит другая роль – роль утешительницы. Ахматовой, как никогда требуется помощь и поддержка, и так как более родного человека на тот момент у неё нет, Муза берёт на себя эту ответственность.
Вот ещё несколько стихов, посвящённых теме любви, где «присутствует» Муза.
Пусть голоса органа грянут,
Как первая весенняя гроза;
Из – за плеча твоей невесты глянут
Мои полузакрытые глаза.
Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,
Верну тебе твой радостный обет,
Но берегись твоей подруге страстной
Поведать мой неповторимый бред,-
Затем, что он пронижет жгучим ядом
Вам благостный, ваш радостный союз.
А я иду владеть чудесным садом,
Где шелест трав и восклицанья Муз.
И вот Ахматова уже не может себе представить сад без Муз, где всё благоухает, цветёт, поют птицы. Наверно это и не случайно, ведь вообще Муза ассоциируется с мифической девушкой, живущей в каком – нибудь великолепном дивном саду.
Вот глава из произведения « Эпические молитвы», где во второй главе можно часто услышать слово Муза.
Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала,
Я, тихая, весёлая, жила
На низком острове, который словно плот,
Остановился в пышной невской дельте.
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и лёгкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины.
Как рано я из дома выходила,
И часто по нетронутому снегу,
Свои следы вчерашние напрасно
На бледной, чистой пелене ища,
Друг к другу нежно, нежно прижимаясь,
О сером взморье до весны тоскуют,-
Я подходила к старому мосту.
Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Всё горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, -
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.
«Муза Плача», так Ахматова называет Музу в первый раз. Такое название не просто необычное, но и навеяно грустью. В своём произведении поэтесса про художника, о Музе которого она также упоминает. «Но чувствую, что Музы наши дружны Беспечной пленительною дружбой». Этими сточками как бы говоря, что она схожа характером со своим избранником. «Как девушки, не знавшие любви». Прослеживается характер Ахматовой. Она сравнивает свою любовь, точнее, её отсутствие, порою ей казалось, что она влюблена, но проходило время, и чувства угасали. Этим образом – образом Музы, она передавала свои эмоции, переживания и страдания.
В произведениях о любви, Анна Ахматова рассказывает нам про свою жизнь, но делает это красиво – через стихи. Человеку часто хочется выразить свои чувства, к сожалению, он не может подобрать каких – то слов или вовсе боится. Да и в сущности выразить всё через стихи, тоже сможет не каждый, и совсем не потому, что он не умеет писать их. Просто в стихах ты должен ещё больше раскрыть свою душу, ты должен сделать так, что бы люди прочитав стихи, не только поняли смысл, но и помогли себе в чём – то, или помогли даже в создании другим человеком «шедевра». В особенности написать стих не сложно, но одно дело когда пишешь любовный стих. Анне Ахматовой удаётся в любовных стихах не только передать эмоции, но и заставить задуматься при их чтении.
А при чём тут Муза? Муза, в любовных произведениях Ахматовой, её «душа». Поэтессе удалось через образ Музы выразить то, что «было» у неё на сердце, в особенности это, касалось любви, о которой мы до конца так и не сможем узнать
Муза для Ахматовой. Какая она?
Итак, какой же предстаёт перед нами Муза после того, как мы окончательно познакомились с творчеством о ней в стихах А. Ахматовой.
Для неё Муза всегда – «смуглая». Словно она возникла перед ней в «садах Лицея» сразу в отроческом облике Пушкина, который сыграл большую роль в её жизни, благодаря которому она написала несколько великолепных произведений, в том числе и посвящённых ему.
Много раз говорит Ахматова о первостепенном значении для неё чистого вдохновения, о том, что она не представляет, как можно писать по заранее обдуманному плану, что ей кажется, будто временами за плечами у неё стоит Муза
Лирика Ахматовой.
Трудно бы было рассуждать о произведениях Ахматовой, не изучив её лирику (в общей сложности 20-30-х годов), таким образом можно не только понять о использовании лирики поэтами тех времён, а более того, узнать о ней в мельчайших деталях. Причём лирика помогает нам в раскрытии любой темы, чего бы она ни касалась: будь то любовь, природа, дети и так далее. А мы, естественно, коснёмся лирики Ахматовой.
Новизна лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых её стихов, опубликованных ещё в Аполлоне. Особенность ахматовской лирики, полной недоговорённостей, намёков, уходящей в далёкую, хочется сказать, хемингуевскую, глубину подтекста, придаёт ей истинную своеобразность. Ахматова не боится быть откровенной в своих признаниях и мольбах, так как уверена. Что её поймут лишь те, кто обладает тем же шифром любви. Поэтому она не считает нужным что – либо объяснять и дополнительно описывать. Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с её излюбленной манерой, принципиально не завершены и подходили на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями прежде. Форма случайно и мгновенно вырвавшейся встречи, которую может подслушать каждый проходящий мимо или стоящий поблизости, но не каждый может понять, позволяет ей быть лапидарной, нераспространённой и многозначительной.
Эта особенность, как видим, полностью сохраняется и в лирике 20 – 30-х годов. Сохраняется и предельная концентрированность содержания самого эпизода, лежащего в основе стихотворения. Стихи 20-х и 30-х годов идут по самым вершинам человеческого духа. Они не подчиняют себе всей жизни, всего существования, как это было прежде, но зато всё существование, вся жизнь, вносят переживания всю массу присущих им оттенков. Но – так или иначе – лирика Ахматовой 20-30-х годов в несравненно большей степени, чем прежде, обращена к внутренней, иных или описательных любовных стихов. Они всегда драматичны и предельно напряжены, смятенны. У неё редкие стихи, описывающие радость установившейся, безбурной и безоблачной любви; Муза приходит к ней в самые кульминационные моменты, переживаемые чувством, когда оно или предано, или иссякает. В сложной музыке ахматовской лирики, в её едва мерцающей глубине, в её убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову. Расширение диапазона поэзии, явившееся следствием перемен в миропонимании и мироощущении поэтессы, не могло, в свою очередь, не повлиять на тональность и характер лирики. Правда, некоторые её особенности остались прежними. Недаром, говоря об Ахматовой, о её лирике, критики впоследствии замечали, что её любовные драмы, развертывающиеся в стихах, происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несёт огромную психологическую нагрузку. Предполагается, что читатель или должен догадаться, или же, скорее всего, постарается обратиться к собственному опыту, и тогда окажется, что стихотворение очень широко по своему смыслу: его тайная драма, его скрытый сюжет ко многим и многим людям.
Лирика Ахматовой с течением времени, в предреволюционные, а затем и в послереволюционные годы, завоёвывала всё новые и новые читательские круги и поколения и, не переставая быть объектом восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходила из, казалось бы, предназначенного ей узкого круга читателей. Это совсем неудивительно, ведь лирика Ахматовой, близка всем даже сейчас, ни один человек не остается равнодушным к её произведениям.
Итак, лирика Ахматовой своеобразна, она отражает всю глубину души, она, как сама поэтесса: нежная, но в то же время настойчивая, молчаливая, но рассказывающая о многом, интересная, но скрытнаяВозможно, что прийти к такой лирике ей помогло знакомство со многими интересными людьми, одним из которых был А. С. Пушкин.
Пушкин, Ахматова и Муза.
Одним из неоскудевающих источников творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла эту любовь через всю жизнь, не побоявшись даже темных дебрей литературоведения, куда входила не однажды, что бы прибавить к биографии любимого поэта несколько новых штрихов. (А. Ахматовой принадлежат статьи: «Последняя сказка Пушкина (о Золотом петушке»)», «Адольф» Бенжамена Константа в творчестве Пушкина», «О «Каменном госте» Пушкина», а также работы: «Гибель Пушкина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году» и др. )
Любовь к Пушкину усугублялась ещё и тем, что по стечению обстоятельств Анна Ахматова царскоселка, её отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает неисчезаючий пушкинский дух, словно навсегда поселившийся на этой вечно священной земле русской поэзии. Те же Лицей и небо и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк, мерцают пруды и, по - видимому, так же является Муза бесчисленным паломничающим поэтам
Муза возникла перед глазами Ахматовой, когда она увидела Пушкина, ещё учившегося в лицее, тогда он был её ровесник, её божественный товарищ, и она чуть ли не искала с ним встреч. Во всяком случае её стихи, посвященные Пушкину, проникнуты той особенной краской чувства, которую лучше назвать всего назвать возлюбленностью, - не той, однако, несколько отвлечённой, хотя и экзальтированной влюблённостю, что в почтительном отдалении сопровождает посмертную славу знаменитостей, а очень живой и непосредственной.
Многие годы Муза была отражением Пушкина, но в то же время отражением и самой Ахматовой.
Таким образом, Пушкин – не только являлся кумиром поэтессы, он познакомил Музу и Ахматову. Муза возникла тогда такой, каким был Пушкин: прекрасная, гордая, цветущая, умная, неприкосновенная, и проникнутая «запахом» тех времён
Комментарии