Дом  ->  Домашние животные  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ кота в русском фольклоре

Обращаясь к исконно русскому народному творчеству, замечаешь, какую достаточно значимую роль отводят коту или кошке. Чем это вызвано, не раз задумывались мы, вновь и вновь перечитывая поговорки, потешки, приметы, сказки, прибаутки, вспоминая мамины колыбельные, слушая бабушкины песенки.

Фольклор определяют как устное народное творчество. Часто отдельные его элементы носили магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Народ на Руси издавна пополнял кладовые своих творений, и до наших дней дошло огромное количество бесценных образцов русской национальной культуры, выраженной именно в жанре фольклора. Кот, являясь персонажем довольно неоднозначным и многоликим, тем не менее, привлекал большое внимание к себе, он стал символом мудрости, учености, просветительности. Немало тайных черт присуще данному животному, которые своей недосказанностью, многогранностью завораживали народ на Руси, заставляли поверить в разные немыслимые выдумки, в то, что коту свойственно быть существом, связанным с потусторонним миром. Коту приписывали магические, сказочные свойства, наделяли его почти человеческими характеристиками. Все это замечательно отражено в русском фольклоре. По сравнению с другими животными, коту отдавали главенствующую роль в народном творчестве. Так чем же вызвано столь пристальное внимание к представителю семейства кошачьих? Почему народ на Руси с таким почтением относится к нему? Какие черты кота сделали его любимым персонажем русского народного творчества? Разве другие животные не достойны такого же к себе отношения? Желание найти ответы на эти и другие вопросы стало основой нашего исследования.

Страницы истории.

Чтобы понять, почему котам или кошкам в русском фольклоре отводится особое место, нужно заглянуть в историю развития отношений человека и кошки. Впервые кошка упоминается в китайских письменных источниках шестого века. В тексте говорится, что она очень похожа на тигра, только значительно меньше, живет в доме и ловит мышей. Отсюда мы делаем вывод, что изначальное предназначение кошки – ловля мышей, которое сохранилось за ней и по сей день.

Истоки содружества человека и кошки теряются в песке египетских пустынь. Среди иероглифических надписей в пирамидах – гробницах фараонов V и VI династий (ок. 2700г. до н. э. ) – встречаются уже и иероглифы со значением «кошка». Названия кошки в Древнем Египте, по-видимому, были звукоподражаниями – «МАУ» или «МИУ». Первые изображения кошек в Египте датированы примерно 1800 г. до н. э. , а древнейшие захоронения – концом XVначалом XVI вв. до н. э.

По свидетельствам историков, кошка была приручена в Древнем Египте примерно 5000 лет назад. Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна, хранившиеся в амбарах, необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Неслучайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали в виде кошки.

В городе Баста был расположен знаменитый храм кошек и специальное кладбище для них. Смерть любимца была настоящей трагедией для всей семьи. Позже кошки стали считаться священным достоянием Египта и символом могущества фараонов, и животных запрещалось вывозить за пределы государства.

На Руси домашние кошки появились только в начале XI века, благодаря путешественникам и мореплавателям. Они быстро завоевали всеобщую любовь и популярность: издавна появилась поговорка «Без кошки не изба». Согласно действующим законам, кража кошки наказывалась значительным штрафом, в несколько раз превышающим штраф за кражу коровы. Интересно, что на Руси сугубо хозяйственные качества кошки впервые оценили служители культа и поставили под защиту церковного закона. В «Правосудье митрополичьем», известном судебнике XIV века сказано, что за украденное животное устанавливался штраф: за утку, гуся и журавля платили 30 кун, за корову – 400 кун, за вола, собаку и кошку – по 3 гривны. Получается, что кошку приравнивали к волу, что показывает, какую особенно важную роль ей отводили в хозяйстве.

Еще раньше, в «Русской правде», относящейся к XIв. , кошки не упоминаются. Наверное, они тогда еще не распространились на Руси. После X века среда обитания животных постепенно распространилась дальше на север, хотя даже в XV веке кошка на Руси оставалась редким зверьком. Мы можем гордиться тем, что у нас заморскую гостью не подвергали ритуальным сожжениям и не учиняли над ней судилищ, как в «просвещенной» Европе, но все же её имя связали с массой суеверий. Трехцветная кошка, по поверьям, приносила счастье своим хозяевам, семицветный кот был стопроцентной гарантией благополучия, а вот встреча с черным котом считалась не очень удачной приметой. По поведению кошки предсказывали погоду и ближайшие события в семье.

Кошку на Руси не обожествляли, но оберегали. В развалинах одного из первых городищ древних славян, среди руин домов и построек были и кошачьи скелетики. Один из них археологи нашли среди остатков запертого амбара – а у входа в разрушенное здание был обнаружен скелет девочки, сжимающей в руке ключ – ребенок спешил на помощь, но не успел.

В русской культуре и конкретно в русском фольклоре в гораздо меньшей степени бытует мнение о связи кошек с дьяволом, что нашло соответствующее отражение в фольклорном фонде русского языка. Это произошло потому, что широкое проникновение западной культуры в Россию началось тогда, когда средневековые «гонения на кошек» в Европе уже начали уходить в прошлое. В русском фольклоре кот - вполне благообразное животное: интеллектуал, затейник и забавник.

Кошка в Древней Руси.

На Руси кошка издревле считалась «сакрально чистым» животным. Она чрезвычайно почиталась у всех земледельческих народов – по понятным причинам: лучшей защиты амбаров и собранного урожая от грызунов просто не найти. Кошке можно было давать человеческое – христианское имя, а собаке – нет. Кошке можно было находиться в церкви, её пускали даже в алтарь. В Суздале, Владимире и других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для кошек. Содержание кошек при православных храмах приветствуется – и не только за кошачьи способности в ловле мышей, но и за ту особую атмосферу и теплоту, которую создают эти загадочные зверьки своим присутствием. Именно этим во многом определяется такое отношение к кошке в русском народном творчестве.

Наши фольклор и суеверие до сих пор сохранили глубокое уважение к Коту Котофеечу: в новое жилище первой должна войти кошка, а «кота убить – семь лет счастья не видать». Вплоть до революции у купцов было негласное соревнование: у кого кот толще и глаже. Кот был излюбленным персонажем лубочных картинок и стишков. Кот занял столь теплое и почетное место в славянской избе и русской душе не случайно. Русский фольклор тесно связывает кошку с домовым: кот – помощник, «скотинка» домового, домовой – «хозяин», кошка - «хозяйка». Кроме того, «фольклорная» кошка может видеть домового, русалок, кикимор и чертей: если кошка оживилась и с интересом смотрит в пустой угол, там явно шныряет кто-то из них. Есть у неё еще одна немаловажная роль: кошка – русский Харон. Именно кошка провожает душу умершего на тот свет, показывает ему дорогу. Есть еще русский Гипнос – кот Баян, погружающий в дрему, и кот-баян, Ученый Кот, знаток песен и сказок, восседающий на дубе. Такой многоликой может быть русская кошка.

На Руси кошка считалась животным, приносящим удачу, счастье, благополучие в семье, в доме. Поэтому о ней слагали песни, сказки, существует немало примет, связанных с кошкой. Кошка была воплощением добра и отличалась неимоверной преданностью хозяину, несмотря на поверье о том, что кошка существо независимое, гуляющее само по себе. Кошки – животные, ценящие и помнящие добро. При хорошем отношении к себе они способны на крепкую привязанность к хозяину. Симпатия к человеку проявляется кошкой постоянно – какая кошка не любит помурлыкать, свернувшись клубочком на коленях хозяина? В Древней Руси кошка благодаря своей высокой наблюдательности и способности к выучке прочно заняла свое место в доме около хозяйки или хозяина, как верная помощница. Но все-таки кошки в большинстве своем случаях использовалась по своему основному назначению – ловле мышей, ведь в этом с ней никто не может сравниться.

Сотрудничая с человеком, кошки внесли большой вклад в развитие народного творчества, что, в общем, не должно вызывать удивления. Это полезное, элегантное и своеобразное животное даёт много пищи наблюдательному уму.

3. Какой фольклор без кошки?

Народное искусство слова – фольклор, переводится с английского как «народная мудрость, знание». Фольклор возник в глубокой древности, когда люди не умели писать. Первобытный человек верил в то, что его окружают добрые и злые духи. Он старался умилостивить их, задобрить просьбами и заклинаниями. Люди верили в возможность перевоплощения злых духов в кота или кошку, верили в связь кошки с потусторонним миром, поэтому существует такое множество произведений народной культуры с главным действующим лицом – котом.

Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым и независимым характером: хотя она и живёт вместе с человеком, но при этом всегда гуляет сама по себе, никому не подчиняясь.

Кот - это домашнее животное небольших размеров с острыми, загнутыми, цепкими когтями, хорошим зрением, округлой головой правильной формы, ловким гибким телом, покрытым мягкой пушистой шерстью. Коты ласковые и игривые - и потому также разводимые человеком ради забавы, как равно и для ловли мышей и крыс. Они не выносят собак, мурлыкают и мяукают, любят молоко, охотятся в одиночку; ведут себя тихо и беззвучно. Приписываются коту также такие черты, как: ловкость, ум, хитрость, находчивость, осторожность, осмотрительность, проворство, а также неуступчивость, независимость и самостоятельность. По причине своей привлекательности и кротости, как и приятности на ощупь благодаря его мягкой, пушистой шерсти, а также полезности, пользуется симпатией и расположением человека.

Мы не зря привели такое достаточно подробное описание кота, ведь именно благодаря еще и этим качествам, которые заметно отличают его от других животных, кот стал дорогим гостем в русском народном фольклоре.

3. 1 Народные приметы и суеверия.

Наблюдения за поведением кошек вели с незапамятных времен. Каждое движение, будь то облизывание лапки, царапанье стен, мяуканье и даже чихание, истолковывалось как добрый или дурной знак. За кошками, особенно черными, потянулись длинным шлейфом суеверия, обряды, приметы с многочисленными «фактами», перекочевавшими в устный фольклор, сказки и литературные произведения.

Русские народные поверья о кошке противоречивы. С одной стороны, кошка считается животным вещим (способным предугадывать будущее) и приносящим счастье, поэтому в России до сих пор повсеместно считается, что кошку убивать - большой грех. "Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать". "Кошку мучить - грех. Первая встреча человека на том свете будет с кошкой: если он жестоко обращался с кошками, то она будет мучить и царапать его. До сих пор остается обычай в новый дом запускать первой кошку для того, чтобы счастье и благополучие не оставляли жилище.

Согласно народным представлениям, кошка находится в распоряжении домового. Поэтому её заводят той масти, какого цвета волосы у хозяина дома. Иначе домовой невзлюбит животное и будет выживать его из избы.

Приобретение кошки сопровождается разнообразными магическими действиями: покупать кошку нельзя, ее можно обменять, например, на куриное яйцо или две копейки.

Народными приметами, связанными с этим домашним зверьком, люди пользуется до сих пор. Мы и сейчас чуть что — грешим на кошку. Дорогу перебежала — пути не будет, во сне привиделась — к ссоре, чихнула в твою сторону — заболеешь, лапкой «рыльце мыла» — жди незваных гостей и т. д.

Известны следующие приметы:

• Кошка крепко спит к морозу.

• Кошка закрывает нос лапами - к ненастью.

• Кошка катается по полу - к ветру и метели.

• Кошка клубком свернулась - к морозу, вверх брюшком лежит - к теплу.

• Кошка к человеку тянется - к обнове.

• Кошка умывается - гостей "намывает", зазывает

• Кошка дерёт стену когтями - к непогоде.

• Кошка клубком — на мороз.

• Кошка лижет хвост, прячет голову — к ненастью.

• Кошка в печурку — стужа на двор.

• Кошка скребет пол — на ветер, на метель.

• Если кошка лежит на столе, то это не к добру — она кого-нибудь из семьи «вылеживает»

• Кошка крепко спит — к теплу.

• Кошка морду хоронит — к морозу, либо к ненастью.

Многие из примет подтверждены научными исследованиями. Так, если кошка свернулась клубком — к морозу. Доказано что, домашние кошки подвержены простудным заболеваниям и, прикрывая хвостом нос, тем самым согревают втягиваемый в себя воздух. Залезла кошка в печку — к ненастью, развалилась вверх брюшком — к теплу.

Кошка – барометр.

• Кошка крепко спит к морозу.

• Кошка закрывает нос лапами - к ненастью.

• Кошка катается по полу - к ветру и метели.

• Кошка клубком свернулась - к морозу, вверх брюшком лежит - к теплу.

• Кошка к человеку тянется - к обнове.

• Кошка умывается - гостей "намывает", зазывает

• Кошка дерёт стену когтями - к непогоде.

• Кошка в печурку – стужа во двор.

• Кошка морду хоронит – к морозу, либо к ненастью.

• Кошка моется, лижет лапу – к вёдру (т. е. хорошей погоде).

• Кошка крепко спит – к теплу.

• Кошка ложится на загнетку – к морозу.

По славянской традиции, перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал.

Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию.

Русское народное поверье

Из черной кошки можно извлечь кость, которая сделает человека невидимым, или получить в обмен на черную кошку у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.

Старинное русское поверье

С помощью черного кота можно получить неразменный рубль. Для этого нужно, поймав черного кота без единой белой отметины, встать с ним безлунной ночью на перекрестке четырех дорог, одна из которых ведет на кладбище, и щипать кота так, чтоб он мяукал. Когда подойдет незнакомец и попросит продать кота, надо требовать за кота один рубль – этот рубль и будет неразменным: сколько бы раз вы его не отдавали, он будет возвращаться к вам.

Народное поверье

Кот, пес и петух черной масти предохраняют дом от воров.

Русская народная примета.

• Нельзя возить кошку на лошади – лошадь после этого будет сохнуть.

• Кошачий чих – к зубной боли. И чтобы зуб не заболел, нужно сказать кошке: «Здравствуй!».

• Если кот чихнет неподалеку от невесты в день её свадьбы – счастливая семейная жизнь обеспечена.

В России есть примета: если кошка умывается, придут гости. И в зависимости от того, откуда кошка заносит лапу, хозяева определяют, с какой стороны ждать гостей.

Можно дальше продолжать список примет, связанных с котом или кошкой, настолько люди верили в её силы и придавали суевериям, связанным с загадочным животным огромное значение.

Сегодня кошка – одно из самых любимых домашних животных и символ уюта, а многие древние приметы о её поведении сохранились и по сей день.

3. 2 Образ кота в русских народных сказках

Особенный интерес представляет образ кота в русских народных сказках. Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. Этот чудесный зверь русского фольклора, получил свое прозвище от глагола "баять", рассказывать. Сказки Кота Баюна наделены магической силой, ими он насмерть поражает своих врагов. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван - царевич  надевает  железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван - царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.  

     Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным. Образ кота ученого - неотъемлемого представителя сказочного мира - он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила".

В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. К примеру, рассмотрим цикл сказок "Кот, петух и лиса. Здесь он  выступает бравым защитником петуха. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив.

Всем известен и следующий цикл сказок. Это "Кот и лиса". Здесь кот уже другой – это образ кота-вояки, способного напугать таких лютых зверей, как медведь и волк.

Часто народная традиция соединяет вместе кота и лису. Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и  ловкие.

Во многих сказках кот имеет имя, причём с отчеством, например, Кот Котофеич, Котофей Иванович. Происхождение данных фольклорных имён объясняется неуловимостью границ между кошачьим и человеческим.

Итак, во многих русских сказках кот показан ловким, хитрым. В ряде сказок он - вояка, приходит на помощь друзьям. Он любит погреться на печке и полакомиться сметанкой или свежей мышкой. Может устроить "побоище", а может смириться со смертью. Особенности сказок непременно зависят от особенностей людей того или иного района. Ведь, несмотря на то, что народ один - русский, люди все равно разные.

3. 3 Пословицы и поговорки

Немало пословиц и поговорок, связанных с кошками. Ни один народ столько не многословил о ней, как русские. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и народ мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.

Вот некоторые из них:

• Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет.

• Не всё коту масленица - будет и великий пост.

• Кошка на порог- мышка в уголок.

• Кошки нет - мышам раздолье.

• Кошка спит, а мышей видит.

• Отольются кошке мышкины слёзы

• Кошачьи глаза дыму не боятся.

• Лапка у кошки мягка, а коготок остёр

• Кошки грызутся - мышам раздолье.

• Кошка со двора- мыши по столам.

• Видит кот  молоко, да рыло коротко

• Кошке тигра не родить.

• Кошке смех, а мышке слёзы.

• Кошка лазает в окошко.

• Кошка на мышей храбра.

• Кошка на печке, а пёс на крылечке.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

• Кошка - лапкой, а медведь - пяткой.

• Кот мышей ловить не устанет, а вор воровать не перестанет.

• Кот Евстафий покаялся, постригся, посхимился, а всё мышей во сне видит.

• как кот наплакал

• носится как угорелая кошка

• кто кошек любит — жену будет любить

• баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе

• кошкам свадьба - мышкам смерть

• кошка из дома мышкам в радость

• стар кот, а масло любит

• кот видит молоко, да у него рыло коротко

• кот охотник до рыбы, да воды боится

• кота в мешке покупать нельзя

• кошачьи дыму не боятся

• кошачья лапка мягка, а коготок востер

• кошка мышей ловить не устает, а вор воровать не перестает

• кошке игрушки, а мышке - слезки

• кошки нет дома - мышам воля

• кошки - со двора, а мыши - по столам

• кошку бьют, а невестке наветки дают

• Кошка да баба - в избе, мужик да собака - на дворе

• Стар кот, а масло любит

• Ложка не кошка, рта не оцарапает

• Сболтнул бы коток, да язык короток

• Взяло кота поперек живота

• Кошка в лукошке ширинки шьет, кот на печи сухари толчет

• Что поп, что кот - не поворча, не съест

• Рано пташка запела - как бы кошка не съела

На протяжении веков наблюдения людей за кошками выразились во множестве остро подмеченных пословицах и поговорках.

Записывать пословицы начали еще в глубокой древности. Один из первых сборников пословиц был составлен еще Аристотелем, в России сборники пословиц появляются в конце XVII века.

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. Прямой смысл связан с конкретным наблюдением и его оценкой, скрытый отражает многовековой опыт народа, поэтому в ряде случаев пословицу надо также разгадывать, как и загадку.

Отличительной особенностью поговорок является соединение краткости и яркости оценки или описания. Поговорки - «золотой запас» русского языка, поскольку являются одним из ярких изобразительных приемов.

И пословицы и поговорки являются результатом наблюдений. Так как кошка на протяжении веков находилась рядом с человеком, она, несомненно, нашла свое место и в этом жанре фольклорного творчества.

3. 4. Загадки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, колыбельные песни.

Все, приведенные в названии главы образцы народного творчества, берут свое начало также с глубокой древности. Они доносят до нас дыхание давно прошедших эпох. Каждый элемент является символизацией какого-то события, произошедшего на Руси, ну а вера в чудодейственные силы кошки подкрепляла слова народа еще большей силой.

Во всех этих небольших стихотворения отразился многовековой опыт. Но не только педагогический – в них отразились следы магических представлений. По происхождению многие элементы народного творчества сближаются с заговорами. По древним поверьям кот связан с потусторонним миром, он может быть проводником в мир сладких снов и видений. Вероятно, именно поэтому так много колыбельных песен и других творений о котах. Однако со временем их магическое значение полностью забылось, и они превратились в забавные стихотворения. В большинстве из них мы опять сталкиваемся с кошкой, как с неизменной гостьей фольклора детской тематики. Дети и по сей день любят кошку, за её мягкость, кротость, терпение – качества, так необходимые для общения с детьми.

Главным для ребенка становился процесс запоминания маленьких стишков, который превращался в своеобразную словесную игру. А ведь намного интереснее, когда главным действующим лицом является такой мягкий, пушистый, теплый зверек!

Заключение.

Анализ собранного материала позволил сделать следующие выводы:

• - Причины частого упоминания кота в русском народном фольклоре уходят своими корнями в древние века. Исторические особенности взаимоотношений кошки с человеком положили основу к дальнейшему почитанию кошки, как символа уюта и целостности русской избы, как главного предсказателя грядущих событий, как любимого персонажа детского и взрослого фольклора.

• - Жизнь наших предков была немыслима без пения, танцев, каких-либо обрядовых ритуалов. Само слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка и переводится как «народная мудрость». Вот так уважительно во всем мире называют танцевальное, песенное, словесное, изобразительное искусство. В фольклоре воплощены народный опыт, традиции, мировоззрения, то есть, то есть действительно передана народная мудрость. Кот и народ – явления испокон веков неразделимые, поэтому народное творчество не может не содержать в себе образ кошки, как существа многоликого и всеми любимого. Кот всегда жил рядом с человеком, пользовался его любовью и уважением, и человек всегда мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения, которые были постепенно переложены в устное народное творчество.

• - По результатам опроса одноклассников, было выявлено, что ученики хорошо относятся к кошке, у большинства из них она является еще одним членом семьи. Но все же, в наш век, когда люди стали жестче, они перестали видеть, что животное, которое так почитались их предками, часто оказывается безжалостно выброшенным на улицу. Ведь так хочется, чтобы любовь к этому милому созданию осталась не только в сказках, но и в реальности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)