Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Информативная функция одежды и аксессуаров в молодежных движениях

Одежда сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования. Костюм можно рассматривать как важнейший элемент культуры. Роль и функции костюма в обществе и отношение к нему служат показателями культурного и общественного развития, социальных, политических и идеологических ориентаций общества.

Костюм своеобразно моделирует и отражает сознание и самосознание общества, являясь специфическим показателем его состояния, показателем доминирующих ценностных ориентаций особенно молодежи.

Актуальность обращения к феномену костюма позволяет прояснить и определить символические функции костюма, что дает возможность создать теоретическую и методологическую базу для изучения различных аспектов феномена костюма и их использования в педагогической практике и в сфере дизайна и моделирования одежды; для выявления скрытых символических характеристик костюма, и его явной и неявной роли в современных молодежных неформальных объединениях.

Исследование символических функций костюма содействует выявлению оптимальных гармонизации бытия личности подростка.

Анализ символических функций костюма открывает перспективу нового взгляда на многие проблемы молодежных субкультур, что имеет как теоретическое, так и практическое значение. Этот вопрос имеет так же непосредственное практическое значение в связи с массовым развитием молодежных неформальных объединений, всевозможных шоу и зрелищных постановках, расцветом рок-культуры и с возрастающей ролью костюма в этих группировках и объединениях.

Бытие костюма в субкультуре многообразно. Сам костюм является одновременно и продуктом человеческой деятельности, и средством ее осуществления.

Анализ символических функций костюма позволяет выявлять особенности субкультурных объединений на разных этапах их существования, особенно в настоящее время. Костюм, как это ни странно звучит, обнаруживает свою причастность к поискам оснований мироздания, смысла жизни, целостного и гармоничного бытия человека.

Отличительная особенность общемолодежной атрибутики – обозначить отличие от взрослых. Причем каждый возрастной слой подростков пытается сформировать собственную молодежную моду, отличающую его от предыдущего возрастного слоя. Это приводит к очень быстрой динамике изменения общепринятых молодежных атрибутов на каждый конкретный период времени. В основном это связано с ассимилированием атрибутики каких-либо специфических молодежных субкультур, которые именно в данный момент оказались наиболее популярными.

Общемолодежная атрибутика активно вбирает в себя традиционные элементы атрибутики молодежных субкультур. Особенно это касается старых субкультур, атрибуты которых со временем почти полностью могут перейти в общемолодежную моду. Это произошло, к примеру, с атрибутикой хиппи и киноманов. Кроме того, общемолодежная мода очень быстро вбирает в себя неявно выраженные атрибуты, как это произошло с атрибутами рэперов.

Все это затрудняет возможность четкого различения по внешним характеристикам представителей неформальных движений и лиц, не имеющих к ним отношения.

Наиболее четкая идентификация представителей различных неформальных движений возможна в отношении молодых субкультур, имеющих собственную атрибутику, которая еще не вошла в категорию общемолодежной моды, либо по отдельным атрибутам, которые общемолодежная мода отказалась перенимать (например, ирокез у панков).

Алисоманы

Символика:

Логотип «Алиса» используется как нашивка или изображение на любых элементах одежды и на рюкзаках. Сочетание черного и красного цветов классическое сочетание алисоманской символики.

«Анархия»- изображение буквы «А», заключенной в круг может использоваться в качестве оформления нашивок, нашейных атрибутов, татуировок. Используется также представителями анархистов, панков и других движений.

Атрибутика: одежда и прически

Прическа и головные уборы: В начале и середине 90-х среди алисоманов были популярны стрижки «под Цоя», особенно характерные для представителей движения киноманов. В принципе, стрижка может быть любой. Девушки редко носят длинные волосы, часто также предпочитая стрижки.

Платок прямоугольной формы с различными изображениями, который складывается или скручивается и может быть повязан на голову, руку, приколот к любому элементу одежды. Одежда алисоманов выделяется за счет характерного сочетания красного и черного цветов, как правило, вся одежда – черного цвета, красного – традиционный алисоманский шарф. Красный цвет также может присутствовать в оформлении нашивок или надписей на одежде. Характерная, но не всегда встречающаяся деталь – наличие логотипа «АлисА» на любом из элементов одежды. Поскольку среди алисоманов превалируют дети из семей с невысоким уровнем доходов, их одежда, как правило, соответствует материальным возможностям их родителей.

Очень распространены футболки и балахоны с изображениями К. Кинчева, обложками музыкальных альбомов «Алисы». У балахонов имеется капюшон, который выправляется наружу при ношении балахона под курткой.

Традиционно - черные джинсы. Иногда (очень редко) – кожаные брюки. Часто встречаются черные кожаные полуперчатки.

Традиционно встречаются «косухи» - короткие кожаные куртки, часто – с большим количеством заклепок, с нашивками, значками и надписями «АлисА».

Из обуви довольно часто встречаются «хакинги» - высокие ботинки военного типа. Обувь может быть любой, в зависимости от сезона.

Ремни могут встречаться кожаные, с заклепками. Подтяжки не являются значимым атрибутом имиджа алисоманов, но могут встречаться как обычный элемент одежды.

Очень часто встречаются значки с логотипом «АлисА», портретами К. Кинчева, названиями музыкальных альбомов группы «Алиса». Характерный элемент имиджа алисоманов – рюкзаки с соответствующей символикой. (10)

Встречаются кожаные браслеты с заклепками и цепи, которые могут встречаться как нашейные атрибуты, элементы оформления косух или джинсов.

Иногда, обычно при походе на концерты, алисоманы наносят на лицо краску, напоминающую сценический грим К. Кинчева более раннего периода его выступлений.

Киноманы

Атрибутика: одежда и прическа

Стрижка «под Цоя» – наиболее характерный вид прически. Девушки также часто предпочитают стрижки.

Киноманы иногда носят бандану как повязку по окружности головы, предпочитают одежду черного цвета. Носят шарфы белого цвета.

Распространены футболки и балахоны с изображениями В. Цоя, надписью «Кино», обложками музыкальных альбомов группы «Кино». У балахонов имеется капюшон, который выправляется наружу при ношении балахона под курткой.

Куртка может быть любой. Традиционными являются «косухи» - короткие кожаные куртки, часто – с заклепками, значками и нашивками с портретами В. Цоя и надписями «Кино», или просто куртки черного цвета. Иногда могут встречаться длинные плащи и шинелеподобные пальто из ткани темных тонов.

Обувь может быть любой. Периодически встречаются «хакинги» - высокие ботинки военного типа. Часто встречается спортивная обувь (кроссовки, кеды).

Встречаются кожаные браслеты с заклепками.

Характерным атрибутом киномана является черный шнурок, определенным образом завязанный, могут встречаться кожаные «ошейники» с гладкими и иглообразными заклепками или без них.

Атрибутика: одежда и прическа

Ирокез – традиционный тип панковской прически. Представляет собой гребень из волос или полоску в форме плавника на выбритой голове. Может иметь различные размер и форму и окрашиваться (полностью или частично) в яркие цвета. Иногда встречается «антиирокез» - выбривается только полоска в том месте, где обычно бывает «ирокез».

На выбритой части головы могут быть нанесены татуировки. Девушки-панки могут носить ирокезы, стрижки, распущенные волосы, часто – обесцвеченные или окрашенные.

В целом одежда панков обращает на себя внимание большим количеством сопутствующих атрибутов – значков, нашивок, заклепок.

Жилеты – кожаные или джинсовые - так же, как и другие элементы одежды, могут быть обильно усеяны заклепками, покрыты надписями. Часто встречаются джинсы. Обычно – увешанные булавками, часто - с надписями, сделанными обычной шариковой ручкой или маркером. Короткие кожаные куртки – «косухи» являются также традиционной верхней одеждой панков. Отличием панковских косух часто является обилие значков, нашивок и надписей, а также сильная степень заношенности. (8)

Чрезвычайно распространены «хакинги» - высокие ботинки военного типа.

Английские булавки и колечки от крышек пивных банок являются стандартными атрибутами панков.

В ушах панков мужского пола являются одним из основных атрибутов участников панкориентированных движений.

Роль серег выполняют французские булавки, которыми прокалывают периферийный участок ушной раковины. Таким образом могут носиться несколько булавок. Встречаются также серьги в виде колец.

В отдельных случаях сохранилось ношение бисерных браслетов («фенечек»). Встречаются кожаные браслеты с заклепками. Могут встречаться кожаные «ошейники» с гладкими и иглообразными заклепками или без них.

В отличие от Запада, распространена дешевая, чаще всего самодельная (неровная и кривая), татуировка. Сюжеты очень простые.

Пирсинг широко распространен на Западе, у нас среди панков практически не встречается, по крайней мере, пока. (8)

Хип-Хоп движение. Рэперы

Атрибутика: одежда и прическа

Короткие стрижки – встречаются часто, они практичны для занятий скейтбордингом и брейкдансом.

Дреды – пряди волос скручиваются определенным образом, создавая характерную прическу.

Бейсболки – очень популярны. Часто носятся козырьком назад. Очень популярны вязаные шапки, которые носятся почти надвинутыми на глаза.

Стиль одежды продиктован идеологией поклонников хип-хопа и его ветви рэпа и их увлечениями. Это уличное движение, и одежда ориентирована на занятия скейтбордингом и брейк-дансом. Часто одной из характерных особенностей одежды хопперов и рэперов является их размер, на два-три значения превышающий реальный.

Балахоны традиционны – для более холодной погоды. Могут носиться как самостоятельная одежда или как утепляющая под куртку, капюшон выправляется.

Очень широкие джинсы и штаны – характерный предмет одежды представителей рэп-движения. Часто встречающийся элемент таких штанов – квадратные карманы. Для летнего периода характерны укороченные штаны.

Самым характерным атрибутом рэперов является ношение брюк (труб) очень больших размеров на подтяжках так, что сами брюки оказываются сильно опущены. При этом часто видны трусы. Ходить в таких брюках неудобно, и, когда рэпера удирают от кого-либо, они вынуждены придерживать руками сползающие «трубы».

Предпочтительна обувь спортивного типа – кроссовки, кеды.

Очки с черными стеклами в сочетании с надвинутой на глаза шапкой могут быть ярким элементом имиджа рэпера.

Могут встречаться серьги, носимые в одном ухе.

На джинсах или штанах часто носится длинная толстая цепь (иногда несколько).

СКИНХЕДЫ

Движение скинхедов представлено в первую очередь двумя крупными течениями, противостоящими друг другу. Это:

Бонхеды (от англ. Boneheads – “костяные башки”) – праворадикальные скинхеды-нацисты.

Скинхеды-антифашисты – Красные скины, представители движения SHARP

Бонхеды используют традиционную нацистскую символику: изображения свастики, нацистского орла, черепа с перекрещенными костями, символ SS, другие символы 3-го Рейха, также различные модификации изображения так называемого кельтского креста. Его изображение используется в качестве эмблемы расистской организации “White Power”.

Скинхеды-антифашисты: используют коммунистические, революционные, символы: портреты Ленина, Че Гевары, Нельсона Манделы, антифашистские и антинацистские эмблемы, эмблемы с названиями своих организаций и групп левого направления, на которые они ориентируются.

Атрибутика: одежда и прическа

Бритая голова является основным отличием всех скинхедов. Поскольку бритая голова – очень характерный признак, часть скинхедов не бреются налысо, чтобы не привлекать к себе внимание. Волосы могут быть просто коротко подстрижены. Существует мнение, что длина волос по всей голове должна быть одинаковой.

Бонхеды носят футболки с символикой НС-движения (Кельтский крест, руна Отар, изображения орла, бульдога). Могут встречаться изображения свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (порядковый номер двух «H» в немецком алфавите, обозначают «Heil Hitler!»), числа 14 или букв WP (“White Power”). Возможны футболки или кители защитного цвета. Скинхеды-антифашисты используют символику своих организаций и портреты коммунистических лидеров.

Часто встречаются армейские штаны. Альтернативой таким штанам служат узкие подвернутые (высоко закатанные) джинсы. У бонхедов идеальным цветом джинсов считается белый, как символ белой расы. Джинсы черного цвета могут выбираться с точки зрения функциональности: на них плохо видны грязь и кровь.

Бомбер – летная (военно-морская) куртка, традиционная верхняя одежда скинхедов. Цвета – черный, защитно-зеленый. Особенность куртки - отсутствие воротника, что соответствует требованию функциональности в драке. Настоящий «бомбер» должен выдерживать удар ножа. Хакинги - тяжелые шнурованные армейские ботинки.

Классические ботинки «Доктор Мартенс»- это кожаные рабочие ботинки черного цвета или цвета бычьей крови, прошитые желтой нитью, либо приваренные к подошве, шнуруемые на восемь или десять отверстий с каждой стороны, причем считается, что чем больше отверстий, тем лучше. Милитаризованная модель имеет стальные подковки в передней части подошвы (носок ботинка армирован сталью). В последние годы компания приступила к выпуску подошв “Рейнджер”. Данная подошва выпускается с теми же вариантами верха, что и классическая. Такие ботинки также пользуются популярностью у скинхедов.

Шнурки – должны быть такими длинными, чтобы, после шнуровки обуви, их можно было два или три раза обмотать вокруг верхней части ботинка. Бонхеды часто носят ботинки с белыми шнурками, так же как и белые джинсы. Белый - широко известный, хотя и не общепринятый символ скинхедов, обозначающий правого радикала или расиста. Черный цвет также может встречаться. В отдельных случаях у бонхедов могут встречаться шнурки красного цвета как символ готовности пролить кровь за расу, но такая символика в среде бонхедов в данное время считается архаизмом. Красные шнурки – элемент атрибутики скинхедов-антифашистов, который они используют как один из отличительных признаков представителей движения.

Соответствуют принципу функциональности. Не должно быть ничего лишнего, что мешает увернуться из рук противника никаких очков, никаких сумок, погончиков, клапанов – ничего. В качестве оружия могут быть использованы нож, отвертка или кастет, бейсбольные биты.

Ремень с тяжелой пряжкой может служить орудием в драке. Скинхеды обычно не носят с собой никакого оружия, но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку. К ремню может быть подвешена якобы декоративная цепь (на самом деле цепь делает этот импровизированный кастет более опасным).

Некоторые скинхеды носят подтяжки. Бонхеды - цвет любой, кроме красного. Скинхеды-антифашисты – подтяжки красного цвета.

Ношение серьги в одном ухе, а иногда в обоих ушах, встречающееся у западных скинхедов, для российских нехарактерно.

Бонхеды – возможны татуировки с изображением кельтского креста, нациситской символики, чисел «14» и «88».

Скинхеды-антифашисты – в сюжетах татуировок используются традиционные антифашистские сюжеты.

Футбольные фанаты («хулиганы», «хулсы»)

В качестве символики выступают эмблемы различных футбольных клубов и цветовая гамма, в которой они оформлены. Обязательно наличие символов своих команд. Не исключено использование отдельными экстремистски ориентированными группами хулсов элементов нацистской символики, например, кельтского креста, в составе других символов.

Атрибутика: одежда и прическа

Стрижки - любые, чаще короткие, во время матчей, и не только, фанаты носят шапки характерной формы. Фирменная атрибутика «Зенит» включает в себя зимние шапки с соответствующей символикой. Для девушек производятся косынки с символикой «Зенит».

Шарф - является ключевым атрибутом хулсов. Шарфы оформлены в цветовой гамме определенной футбольной команды, с надписью ее названия. Футболки – с символикой предпочитаемой команды (см. иллюстрацию 14 этого раздела).

Брюки – так же, как и скинхеды, хулсы носят джинсы бледно-голубого цвета, используя его как основной цвет джинсов, в отличие от скинхедов, которые могут носить джинсы различных цветов. У хулсов не должно быть подкатов и заправленных штанов, характерных для скинхедов. Распространены куртки темно-синего цвета. Довольно часто встречаются ботинки «Гриндерс», реже – кроссовки. Нет белых шнурков, так как хулсы воспринимают белые шнурки как атрибут скинхедов.

На время матчей фанаты часто наносят на лицо грим цветов российского флага или предпочитаемой команды.

«Пацифик» - схематически-стилизованное изображение лапки голубя в круге, символизирующее идеологию пацифизма. Может использоваться в качестве оформления нашивок, нашейных атрибутов.

Атрибутика: одежда и прическа

Традиционным является ношение длинных волос (у мужчин и женщин).

Хайратник - полоска из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются волосы по окружности головы. Является характерной деталью образа хиппи. Волосы могут быть заплетены в большое количество косичек.

Растаманки - небольшие пряди волос, переплетенные особым образом разноцветными нитями мулине).

Хиппи часто отдают предпочтение свободной, не стесняющей движения одежде. В ее оформлении могут быть использованы различные этнические мотивы и сюжеты (традиционно – индейские, восточные). Часто предпочитаются яркие цвета.

Джинсы – в особенности джинсы-клеш – традиционная часть облика хиппи.

Девушки-хиппи часто носят свободные, длинные платья и юбки разнообразных цветов и цветовых сочетаний. В оформлении одежды могут быть использованы вышивка, бисер, аппликация. Ткань может быть украшена орнаментом или узорами, содержащими различные этнические мотивы. Иногда встречается ношение традиционной одежды различных народов или использование элементов такой одежды.

В теплое время года возможно хождение босиком и в любой легкой обуви (сандалии, тапочки). В холод – любая теплая обувь. Крайне нехарактерна обувь военного типа.

Ксивник – маленькая нашейная сумочка прямоугольной формы на шнурке, предназначена для ношения бумаг, фантиков, сигарет т. п. Еще в начале 90-х гг. он перешел в разряд атрибутов общемолодежной моды.

Браслеты – «феньки» создаются из различных материалов: кожи, ткани, ниток, наиболее часто – плетутся из бисера с использованием лески. Могут иметь различную смысловую наполненность в зависимости от замысла создателя. В ряде случаев (не всегда) особое значение могут иметь цвета и цветовые сочетания. Браслеты- фенечки могут носиться в большом количестве единовременно.

Ролевики. Реконструкторы

Атрибутика: одежда и прическа

Прически могут быть любыми. У реконструкторов форма прически может быть продиктована обычаями того исторического периода, который он реконструирует. То же самое касается головных уборов.

Хайратник – полоска из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются волосы по окружности головы. Был заимствован романтическим крылом движения ролевых игр. Ношение хайратника свидетельствует о принадлежности человека к неагрессивным формированиям.

Одежда ролевиков шьется для участия в ролевых играх и соответствует роли игрока в рамках сюжета игры и особенностей культуры, которая отражена в игровом контексте. Вне рамок игры такая одежда не носится, так как имеет сугубо функциональное назначение. Реконструкторы создают одежду реконструируемого ими исторического периода. Ношение такой одежды предусмотрено в периоды реконструкторских фестивалей и праздников.

В качестве сопутствующей атрибутики могут выступать модели оружия и доспехов. У ролевиков – деревянные или дюралевые мечи, луки, арбалеты и проч. Реконструкторы создают модели оружия и средств индивидуальной защиты, следуя историческим нормам той эпохи, которую они реконструируют. Модели оружия ролевиков предназначены для участия в ролевых играх, реконструкторов – в фестивалях.

Атрибутика: одежда и прическа

Специфические признаки готов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах:

Ношение «египетского креста» - анкха, кулонов и подвесов с летучей мышью, в том числе со стилизованной летучей мышью.

Длинные волосы на голове, окрашенные в черный (иссиня) цвет. Длинные волосы могут гармонировать с выбритыми висками и/или более крупными бритыми участками на голове.

Пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак).

Черный лак на ногтях у мальчиков. При плохом качестве лака он может смотреться как коричневый. Так же выглядит старый, частично сошедший черный лак.

Выбеливание лица белым гримом (встречается также у «кишей»). Крашенные в черный (редко в красный) цвет губы и обведенные черным карандашом глаза у мальчиков при отсутствии феминных признаков в поведении (крашенные губы редко встречаются в gay-среде у крайне феминных мальчиков, обводка черным карандашом глаз редко встречается в среде панков).

Классический наряд «западной ведьмы» с черной остроконечной шляпой (встречается также как карнавальный костюм на Хэллоуин). Наряд «под вампира» (Дракулу) с длинным черным плащом (чаще кожаным, с красной подкладкой). Длинные черные кожаные плащи, но без красной подкладки встречаются также в среде gay – садомазохистов (GSM), а также в качестве моды «под чекистов» начали распространяться среди работников спецслужб.

Использование в одежде поголовно черного цвета (встречается также у сатанистов, металлистов и gay – садомазохистов).

Обильный черный грим на лице. Черные или темно-синие тени под глазами у мальчиков и девочек. Дополнительные рисунки на лице. Гримирование лица может осуществляться в виде перманентного макияжа, который держится около 2 мес.

У мальчиков в 2005 году появилась мода на длинные кожаные юбки с вырезами, при полном отсутствии каких-либо иных феминных компонентов одежды и имиджа (например, в сочетании с армейскими высокими ботинками на шнуровке и торчащими волосатыми ногами). Эпатаж может быть усилен за счет большого накладного кармана – «косметички» в районе промежности.

Прослушивание классической симфонической музыки (по совокупности с другими признаками).

ОТЛИЧИЯ ГОТОВ-ХИМОЗНИКОВ:

Специфические признаки химозников, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах:

Ношение шерстяной чёрной шапочки – «вилливалки». И ношение «химограммы» - перевернутой пентаграммы с закругленными двумя верхними лучами.

ОТЛИЧИЯ ГОТОВ-МАРГИНАЛОВ:

Отличия готов-маргиналов от остальных готов идентифицируются слабо. Специфические признаки отсутствуют. Указанные ниже признаки заметны только в сравнении с другими готами.

Относительные признаки готов-маргиналов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах:

Использование нестильной дешевой готической одежды. Наличие самодельной кривой татуировки и самодельного, криво сделанного пирсинга. Заметное превалирование панковской атрибутики, например, ботинок (часто полуботинок) на высокой платформе.

Следовательно, как в целом костюм можно назвать знаковой системой, так и одежду и атрибутику неформальных объединений можно называть языком и знаковой системой молодежной субкультуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача информации. Язык костюма различных субкультур, наряду с устной речью, расширил диапазон знаний и представлений общества и послужил средством передачи информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя данное исследование мы определили, что язык костюма формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. Совокупность языков костюма — основное коммуникационное средство в культуре (субкультуре), поэтому освоение языка костюма — ключевой элемент социализации, акультуролизации. Каждому языку костюма соответствует, как правило, своя область действительности или человеческой деятельности, представленная в определенных смыслах, а также собственно знаковая система — выразит, средство языка.

Другим важным моментом функционирования языка костюма является понимание. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствует определенная неадекватность понимания (обусловленная различием индивидуального опыта, степенью знакомства с языком и т. п. ), момент интерпретации, искажающий исходный смысл. Понимающий всегда обладает определенным представлением о понимаемом, ожидает определенного смысла и интерпретирует знаки в соответствии с этим представлением.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)