Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Народные промыслы как творческий потенциал народов Северного Урала

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском национальном характере, об истории России, о народных идеалах счастья и красоты. Большинство народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы). В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал - место залежей железной руды и полудрагоценных и поделочных камней - знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня.

Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха - существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них - матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.

1. Разнообразие народных промыслов

Матрешка - самый распространенный русский сувенир - еще довольно «молода», ей чуть более 100 лет. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы - буддийского мудреца Фукуруму. Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу. А вот «хохлома» - роспись по дереву золотой, красной и черной красками - зародилась очень давно, в XVII веке, и с тех пор технология ее изготовления мало изменилась. Считается, что растительный рисунок с красными и чёрными элементами на золотом фоне придумали во второй половине 18 века старообрядцы. Другая легенда гласит, что роспись зародилась в старинных монастырях.

Рассказывают, что один из мастеров-«хохломистов» Михаил Красильников в 1884 году отправил на выставку в Петербург свою картину «Крестьянское утро», написанную на крышке стола в хохломской традиции. Мастер мечтал, что ему будет позволено учиться в Петербурге. Картина имела успех: Михаила вызвали в Петербург и наградили часами и тулупом. Однако учиться в столице ему никто не предложил.

Заволжские крестьяне, чтобы не умереть с голоду, вынуждены были заниматься промыслами.

Они делали посуду с хохломской росписью – очень прочную и удобную в быту, раскрашенную ярко и выразительно. Спрос на неё не падал.

Для себя и по заказу односельчан мастера расписывали дуги, прялки, лукошки для ягод, грибов и другие вещи, окружившие их в быту.

Бедна была домашняя деревенская обстановка, и как приятно было поставить хлебопашцу на стол нарядную, отливающую золотом деревянную посуду! Самую красивую посуду делали в селе с названием Хохлома, это на Волге. Там и зародилось известное на весь мир искусство хохломской росписи. Деревянная посуда была у русского человека в употреблении с самых давних времён. Раскрашивали её крестьяне, жившие в деревнях вокруг Хохломы. Посуда была дешёвой и прочной. Как же её изготовляли?

Сначала делали баклуши из липы, осины или берёзы, затем их сушили, покрывали жидкой глиной, потом олифой и красили(пользоваться некрашеной посудой было неудобно: она быстро грязнилась). Украшали посуду орнаментами, которые придавали ей неповторимый облик. Мягко светящиеся золотом, украшенные чёрно- красной травкой миски, блюда, ложки и солонки стали любимой посудой деревенского люда и своим нарядом вносили радость даже в самое бедное жилище.

Сегодня хохломские изделия производятся более чем на тридцати предприятиях России.

Палехская миниатюра возникла на основе древнего иконописного промысла. В 20-е годы, во времена «воинствующего атеизма)», промысел не умер, а переориентировался. Бывшие мастера иконописи стали изготовлять шкатулки, броши, портсигары, расписывая их в "прежней манере, но наполняя новым содержанием - сценами советского быта, иллюстрациями к народным сказкам, историческими и литературными сюжетами. Удивительным было сочетание этого утонченного «духовного» письма с «земным» содержанием: тракторами, бабами и красными знаменами.

Появились шкатулки уже 20-х годах прошлого века. Впрочем мастера начали делать шкатулки не от хорошей жизни. Издавна Палех славился своими иконами. Однако после революции иконописцы остались без работы. Мастера перенесли своё искусство на картонные коробки. И в основу росписи взяли сюжеты русских народных сказок.

Рассказывают, что после октября 1917г. американцы предложили жителям Палеха перевезти их за океан вместе с избами, скотиной и домашней утварью, лишь бы палехское искусство не умерло. Однако патриоты- художники отказались.

Сегодня художники в Палехе работают не в мастерских, а на дому. Мастеров, пишущих в исконно палехской традиции, осталось не более 120. Качественная расписная шкатулка стоит до тысячи долларов

Городецкая роспись, возникшая в середине XIX века, раскрывает представления народа о «хорошей жизни». Помимо цветов и животных, городецкие мастера любили изображать гуляния, чаепития, праздники и пр. Герои этих сюжетов - зажиточные крестьяне, городские жители и купцы - веселые, богатые, щегольски одетые.

В наше время россияне очень любят и ценят произведения народного искусства. Почти в каждом доме можно увидеть каслинскую статуэтку или городецкую кухонную дощечку, хохломскую деревянную ложку или полховомайданский бочонок; среди детских игрушек обязательно найдутся матрешка и расписная пирамидка. Не редкость и целые коллекции гжели, хохломы или дымковской игрушки.

Изделия народных промыслов продаются во всех туристских центрах. Уезжая из России, невозможно не увезти с собой какое-либо народное произведение. Пышные цветы и тончайшие росписи, изящные кружева или наивные забавные игрушки будут напоминать об огромной стране, о добром, щедром и талантливом народе.

Чудеса рукотворные. Вологодское кружево

Как приятно любоваться морозными узорами на стекле, или зимним лесом, где пушистые снега переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи. Жаль только, что эта красота недолговечна. Пригреет теплое солнышко, подует ветер – и нет её

А вот эти ажурные узоры, эта сказочная красота не исчезнет, не растает. Потому что создали её не морозы и снежные вьюги, а руки искусных мастериц. Это знаменитые вологодские кружева.

Кружевоплетение известно на Руси с 17 века. Вологодский кружевной промысел сложился на рубеже 18-19 веков. Владельцами мастерских были дворяне, а работали на них крепостные крестьянки с 6 лет. К 14 годам девочки превращались в опытных мастериц.

Плели кружево в сырых полуподвалах, во влажной атмосфере оно садилось и становилось ещё более ажурным. Света в подвалах было совсем мало, и к 25 годам мастерицы полностью слепли.

Рассказывают, что норма выработки у бездетных была больше, чем у кружевниц с детьми. У искусной мастерицы специально отбирали детей, чтобы повысить норму.

Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на сёдлах, на церковном убранстве.

Сегодня центром производства настоящих вологодских кружев является вологодская кружевная фирма «Снежок»

Вологодские кружева плетут из хлопчатобумажных, льняных, реже синтетических нитей с помощью коклюшек. Цвет кружева может быть белым, серым, голубым, кремовым, чёрным. Характерной особенностью вологодского кружева является чёткое деление на крупный, выразительный рисунок и прозрачный, воздушный фон «решётка». В рисунке сохраняются традиции народной орнаментальной вышивки.

Букеты из Жостова. Жостовские подносы

Любили на Руси почаёвничать - с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии – вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками – баранками и другим угощением. Да что говорить поднос – нужная вещь.

Жостовский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу 19 века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье – маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскиной лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине 19 века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

В качестве сюжетов мастера используют натюрморты, пейзажи, образы сказочных персонажей и, конечно, русской тройки.

Однако визитной карточкой жостовской росписи остается букет. Реально существующие и рожденные фантазией художника цветы собираются в букеты или располагаются венками и гирляндами на черном лаковом, цветном металлизированном или перламутровом фоне. Роспись создается как блестящая импровизация на цветочные мотивы, поэтому повтор или стандартизация исключаются.

На промысле работают потомственные мастера, семейные династии, есть свои формы обучения преемственности художественного ремесла.

1. 2 Рождение новых промыслов

(Роспись на ткани)

Роспись тканей в нашей стране широко распространена и занимает большое место в современном русском народном декоративно-прикладном искусстве. Она возникла недавно. В 30-х годах XX столетия, и сразу же получила общее признание. Росписью тканей заняты многие артели в самых различных городах РСФСР. В основном росписью украшаются лёгкие ткани, предназначенные для отделки женского костюма. Здесь и разнообразные шарфы, и косынки, и платки, и вставки. Во внутреннем убранстве нашего жилища тоже часто можно встретить искусно расписанные занавесы, панно, абажурные платки и т. п.

Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканей производится тремя основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Два из них - холодный и горячий батик - основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. [см. приложение 4]

Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.

При горячем батике художник наносит (по контуру рисунка) кистью или специальным прибором – батик шрифтом – на шёлк, туго натянутый на раму, подогретый парафин(резервирующий состав), который сохраняет естественный цвет ткани при её окрашивании. Ткань тут же, на раме, раскрашивается анилиновыми красками при помощи ватного тампона.

При воспроизведении изделий способом горячего батика исполнитель должен обладать высоким мастерством рисовальщика, так как при тиражировании образцов он неизменно вносит что-то свое, индивидуальное.

С изобретением клейкого материала, названного резервом, получила развитие принципиально новая техника росписи - холодный батик.

При холодном батике резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывают изделие. Художественные особенности этого способа росписи состоят в том, что наличие обязательного цвета контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придает рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически неограниченно. Третий способ ручной росписи тканей - так называемая свободная роспись. Рисунок наносится на ткань свободными мазками, и только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резервирующего состава. Здесь еще больше проявляется индивидуальное творчество, так как применение каких-либо шаблонов почти исключено, и мастер, повторяя образец, невольно варьирует рисунок.

Все три способа росписи постоянно совершенствуются, работающие в этой области находят все новые и новые художественные приемы.

Глава 2. Традиционные народные промыслы Урала

Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России.

          Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера.

          В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.

          Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.

          В 1726 году по инициативе Василия Никитича Татищева в Екатеринбурге была создана гранильная мастерская, ставшая впоследствии гранильной фабрикой. Со второй половины 19-го века камнерезные предприятия появились в Березовском, Верх-Исетском, Полевском, Мраморском, Нижнеисетском заводах, поселке Шарташ. Нынешние мастера - ювелиры и камнерезы - возрождают и продолжают традиции Данилы-мастера.

          Широко были известны в прошлом и текстильные изделия уральских мастериц. Многие жители поселка Верх-Исетского завода занимались кружевоплетением на коклюшках, а в деревнях и селах, окружающих Екатеринбург, женщины изготавливали ковры ручной работы. И по сей день в селе Бутка существует фабрика ручного ковроткачества.

          Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской епархии.

          С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие "Метальная лавка" в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники.

          Развивалось на Урале также искусство изготовления изделий из бересты - так называемый "бурачный" промысел. Центрами его являлись Нижнесалдинский, Верхнесалдинский и Нижнетагильский заводы, где в начале 20-го века действовали более 40 кустарных мастерских.

        

В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие "Пятков и К", ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов.

          Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

2. 1. Красота, рождённая огнём. Каслинское чугунное литьё

«Касли» - в переводе с татарского – «гусиная яма». Очевидно название этого городка, лежащего у острогов Уральского хребта , произошло из – за того, что здесь много живописных озёр. Поэтому Касли ещё называют «уральской Венецией»

Каслинское чугунное литье Недалеко от города Снежинска расположен один из старейших городов Южного Урала - Касли. Этот небольшой городок знаменит во всем мире благодаря своим изделиям, созданным по технологии чугунного литья. В 1747 году тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Обширные земли в округе он купил у башкир почти за бесценок.

А места оказались богатые: сосновые леса, озера, железная руда, залегающая почти на поверхности. В 1752 году Каслинский завод купил Никита

Демидов - владелец многих заводов на Урале и в Сибири. К тому времени завод выплавлял чугун, который переделывался в сошниковое, полосовое и кусковое железо. Отправлялись в Центр России пушки и ядра. Демидовское железо имело свою марку - двух соболей, стоящих на задних лапках. Оно было самого высокого качества в мире! И если в XVIII веке завод прославился отличным железом, то в XIX веке большую известность ему принесло чугунное художественное литье. Оказалось, что в Каслях есть большие запасы хороших формовочных песков. К тому же в достатке имелась древесина для изготовления угля. Первые отливки из каслинского чугуна появились в 50-х годах XIX века. Это были крупные изделия. Среди них:

плиты, решетки, садовые скамейки, надгробные барельефы.

В 1860-1890 годах чугунное художественное литье достигает своего наивысшего расцвета. В это время Каслинский чугунолитейный завод получает дипломы и медали выставок в Санкт-Петербурге, Париже, Вене, Филадельфии, Стокгольме. [3,с. 112]

Большую известность и славу каслинскому литью принесла Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где была представлена интереснейшая работа чугунный павильон.

Каслинское художественное литье представляет собой целый мир разнообразных тем и сюжетов: от крестьянина-пахаря до Венеры Милосской, от массивных торжественно печальных надгробий до тончайшей цепочки для карманных часов, от монументальных скульптурных фигур до миниатюрных

[см. приложение5]

О волшебном каслинском искусстве прославленный уральский сказочник П. П. Бажов говаривал с восхищением: «Каслинские литейщики в форму льют чугун, а он остывает серебром». Бажов хранил у себя чугунную табакерку чуть больше спичечной коробки старого формата с демоном на крыше. Эта табакерка стоила в Париже в самом деле дороже, чем такой же серебряный портсигар, а чугунные колечки и брошки- серёжки приближались по цене к золотым.

  Выпуск художественного литья увеличивается в Касли с каждым годом. На заводе отлиты детали для многих архитектурных сооружений городов страны, канала имени Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1937 году Каслинский завод участвует на Всемирной выставке в Париже. На выставке были представлены работы, выполненные по прежним моделям и по моделям советских скульпторов. В ней приняли участие лучшие мастера-исполнители, В 1940 году в Москве была открыта первая в стране выставка художественного чугуна, в которой принял участие и Каслинский завод. После Великой Отечественной войны в Касли открылось специальное профессионально-техническое училище для подготовки молодого пополнения рабочих завода, в том числе формовщиков, чеканщиков и специалистов по окраске литых изделий.

2. 2 Лаковая живопись Урала

Разбирая много лет назад имущество Онежского монастыря, исследователи наткнулись на описания железных восьмигранных подносов с клепанными бортами. В уголке, как обычно, стояло клеймо автора – одного из тагильских художников – самоучек – и дата изготовления – 174 –й. Этот год и принят за точку отсчёта подносного дела в Нижнем Тагиле.

В ноябре 2006 года подносному делу исполнилось 260 лет.

Три имени особо ценны для почти трёхвековой истории тагильского подносного промысла. Естественно Демидовы,Чуткие и прозорливые заводчики, в особенности внук основателя рода Никита Акинфиевич, не просто снисходительно поощряли живописные забавы талантливых самородков, но стали учить их, основав первую художественную школу. Железа, удивительного по своей мягкости, прочности и ковкости, в Тагиле было много, умельцев из числа крепостных – тоже. Они и стали первыми ремесленниками, изготовлявшими шкатулки, сухарницы, столики и как вершину творения – подносы, служившие и кухонной утварью, и элементом интерьера.

Неотделимо от промысла и имя художников Худояровых, несколько поколений которых посвятили себя росписи по металлу. Внук основателя династии Степан занесён в анналы промысловой истории как талантливейший ученик Брюллова. Именно они изобрели особый, хрустальный, лак – необычайно прочный, прозрачный и крепкий, которым покрывали свои изделия и благодаря которому слава о тагильских подносах мгновенно разнеслась по России, перешагнув её границы.

Агриппина Васильевна Афанасьева – ещё один уральский самородок, но уже из 20 века.

Руки Агриппины Васильевны Афанасьевой навсегда запомнили уроки дореволюционных мастериц. Именно она в 70-е годы связала порвавшуюся нить: был возрожден истинный тагильский мазок, на подносы вернулась красота и своеобразие маховой росписи, старые композиции, цветовые особенности. Тагильская роза и весь промысел набрали полные легкие, чтобы зажить новой жизнью. Но пришли времена, когда всем стало не до подносов. Мастера оказались невостребованными, как и их авторские находки, эксперименты Производство (огромный цех, где работало одновременно до 250 художниц) сошло почти на нет Мастерицы, чтобы выжить, уходили в разные профессии, но, отторговав в киоске, возвращались к краскам и кистям. Большинство из них сегодня работает дома. Уголок в комнате, дневной свет или настольная лампа, два десятка кистей, фантазия, вдохновение и суровая железная заготовка оживает, превращается в поднос.

Но на него страшно поставить самовар или положить горячий пирог. Им можно лишь безмолвно и затаенно восхищаться. Как картиной в музее. Ибо многие подносы и есть картины, выполненные на металле. Мазок, другой, третий и вот уже суровые в своей красоте уральские скалы, излучины горных рек, неповторимый осенний лес, притаившийся на заиндевелой ветке глухарь Металл словно добавляет пейзажу свою энергетику, напитывает огнем жизни.

    Тагильский промысел возник на гребне промышленного расцвета Урала, который сегодня вновь пребывает на индустриальном подъеме. В настоящее время интерес к лаковой живописи на Урале не угас. В Нижнем Тагиле существует училище, выпускающее художников, занимающихся росписью по металлу. Традиции подносного промысла продолжают мастера А. В. Афанасьева, С. В. Веселков, Т. Д. Котова, Ольга и Сергей Ивановы, работающие на предприятиях "Метальная лавка", "Смена", "Исток-1", и другие. Нижнетагильский поднос был представлен на многих российских и международных выставках и снискал всемирное признание и славу.

2. 3. Уральские росписи

Широко распространённым видом народного творчества Урала является декоративная роспись: расписная утварь, расписные крестьянские дома. Немало красочных вещей было в домах уральских рабочих - деревянные подсвечники, вёдра и коромысла, «клеёнки» - своего рода праздничные половики.

Народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы. Разнообразию травных орнаментов способствовала специализация в изготовлении икон. Среди иконописцев были «травники», « личники», « доличники». Мастера травники расписывали прялки и вальки, украшали дома зажиточной части населения. В это время на Урале складывается два направления расписной утвари - роспись металлических и деревянных изделий. Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах-Нижнесалдинском, Невъянском, Нижнетагильском и стало ремеслом городским. Второе, стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, у Далматона изготавливали прялки.

Среди этого обилия домашней утвари выделялись прялки. Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов. Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки. Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку приподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях. На Урале прялки чётко различались по конструктивному принципу. Были корневые, составные и токарные прялки. Прялки - корневушки делали сами крестьяне. Проходящие через деревни красильщики расписывали такие прялки цветочными мотивами, стилистически связанными с домовыми росписями.

В Кунгуре и его округе существовали корневые и токарные прялки. Они отличались стройностью пропорций и характерным рисунком верхнего края лопасти в виде гребня с тремя полукруглыми вырезами. Их росписи были разнообразными. В целом кунгурская роспись относится к живописному типу русских кистевых росписей. Особенностью её были цветочные мотивы, плотно заполняющие поверхность. Наиболее любимой и чаще всего используемой была композиция цветущего дерева с сидящими на нём птицами. В уральской росписи предпочитали холодные тона и в окраске фона прялки преобладали синие, голубые и зелёные цвета.

Наряду с утварью на Урале было принято расписывать жилища. Этот обычай появился с середины XIX века, это объясняется тем, что до этого периода крестьянские избы топились по-чёрному. Формированию целостного стиля уральской домовой росписи способствовало то, что данный промысел отличался большой подвижностью. Профессиональные крестьяне-художники переезжали из волости в волость, расписывая избы. Свою живопись они подчиняли вкусам местного населения. Первым делом художники расписывали входные двери и голбец. На них рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем разрисовывали печь-символ жизни в доме. Её украшали особенно тщательно, так как по поверьям в подполье под печкой жил домовой-доброе существо-охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной. Изба делилась на «углы»: прихожая-пространство под полатями, середа-место у печки, где работала женщина стряпуха, сама изба с «красным углом»-столовая и место приёма гостей. Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый-для моделировки форм и чёрный-для приписок графических элементов. Сама техника росписи была очень простой. После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок, которым обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производили их моделировку белилами, если «подмалёвок» был цветной, или какой либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

Глава 3. Популярные народные промыслы Северного Урала

Знаменитые промыслы Урала - камнерезное и ювелирное искусство, традиционная уральская вышивка, глиняная игрушка, расписные подносы, плетение из лозы, лоскутная техника.

3. 1. Ювелирное дело - визитная карточка горного Урала.

История появления ювелирного искусства уходит в глубину тысячелетий. Стремление человека украсить себя проявлялось еще на заре зарождения эволюции. В каменном веке наши далекие предки создавали украшения из цветной гальки, прозрачного горного хрусталя и раковин. Известный индийский минеролог Рао Бахадур утверждает, что, судя по археологическим находкам в Индии и Бирме, мужчины и женщины не только носили различные ювелирные украшения из камня, но и украшали свое жилище, оружие и бытовые предметы 7,5-10 тысяч лет назад. Это были местные камни — халцедоны, агаты, нефрит. Использование изумрудов началось за 2000 лет до нашей эры, сапфиров и рубинов из россыпей на Цейлоне — за 600 лет до н. э. Алмазы появились в той же Индии — за 1000-500 лет до н. э. Находки изделий из лазурита, гранатов, аметиста, амазонита на территории современного Египта датируются неолитом. В настоящее время установлено, что изумруды добывались в горах на берегу Красного моря почти за 2000 лет до н. э.

Драгоценные камни, добытые на приисках, стекались в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики, которая уже в 1774 году выросла в мощное для своего времени предприятие по переработке самоцветов. Здесь, на фабрике, постепенно складывается, развивается искусство гранильщиков, чьи заветы сохранились в памяти веков как фольклор, как сказы и легенды, питающие творчество современных уральских художников-ювелиров.

Фабричные мастеровые быстро освоили секреты и тонкости гранения самоцветов в «звездочку», «розой», в ленточную и бриллиантовую грань. Однако ремесло так и осталось, наверное бы, ремеслом, если б не «живинка в деле», которая вывела уральцев из числа подмастерьев, снискав им славу не только в России, но и среди ювелиров Европы.

Большое распространение в 20-30-х годах XIX века получает гранение искр из горного хрусталя и фенакита. Особенно славились мастера Березовского завода. Они делали большую, среднюю и малую искру. Большая и средняя шли на головки для крестиков, малая - в осыпь колец, диадем.

Получив «вольную», гранильщики стали трудиться на дому. К земле особой привычки не было, и работа по камню осталась наипервейшей и самой главной. Приобретали нехитрый инструмент, ставили в избах шлифовальные

18 круги. К 80-м годам складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Верхне-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском.

Мастера, прошедшие фабричную выучку, тайны ремесла сберегали строго, при посторонних не работали, чтоб не появились конкуренты. Тем не менее к обработке камня приспосабливались все новые и новые поколения. Отчасти путем передачи опыта отца к сыну, отчасти путем выведывания секретов.

Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений, отраслей изготовления вещей из поделочного камня. Основными были малахитовый, яшмовый и селенитовый. А сколько узких специализаций было в промысле! В одном доме семья делала брелоки, в другом - пасхальные яйца, в третьем - пепельницы, в четвертом - спичечницы в виде башмака - право, всего не перечтешь. И что самое интересное - кустари стали использовать поделочные камни для украшений.

Малахитчики Иванов, Турунев, Алексеев, Квасников из гумешевского плисового и светлого меднорудянского малахита наряду с пресс-папье, досками для чернильных приборов, подсвечниками, шкатулками изготовляли малахитовые браслеты и ожерелья. До ста штук шариков, выточенных от руки, тщательно подобранных по величине и по цвету, содержалось в нитке. Иногда все бусинки были одинаковые, иногда же размер их увеличивался постепенно, и в центре помещалась самая крупная.

Сейчас об уральском ювелирном искусстве можно говорить не только беспристрастным тоном летописи, точно фиксирующей факты и события. Его интересно представить и в анализе основных тенденций художественного развития, в их скрещивании, переплетении. С начала шестидесятых годов более многообразной становится творческая деятельность художников. Уже не один и не два, как это было в период становления, а целая группа мастеров составила тот коллектив, который принял на себя все тяготы первых поисков и открытий.

Наиболее распространенными исконно русскими ювелирными украшениями считают изделия, содержащие речной жемчуг, которого достаточно много в чистых северных реках, а также изделия из янтаря – застывшей смолы деревьев. Также распространены изделия из полудрагоценных камней – самоцветов. По-прежнему остаются популярными и изделия из золота и серебра.

Уральская ювелирная школа известна по всему миру. Ее победоносное шествие началось еще в эпоху Демидовых. Живую традицию уральского самоцвета развивают и наши современники – мастера камня.

Новое мировое открытие уральской ювелирной школы началось в шестидесятые, когда заслуженный художник России Леонид Федорович Устьянцев представил на выставке в Париже брошь из серебра и яшмы под названием

«Урал». Это событие вновь открыло путь на международную арену уральским изделиям из цветного камня.

  В 1965 году уральский мастер стал участником всесоюзной художественной выставки «Искусство и быт», а черед два года изделия Леонида Устьянцева из золота и бриллиантов были приобретены для уникальной экспозиции «Алмазный фонд СССР» в Москве.

  Расцвет творчества ювелира приходится именно на 60-е годы. Леонид Федорович работал тогда на заводе «Ювелиры Урала» в составе экспериментальной группы. Перед ее сотрудниками ставилась задача – снабжать модельеров предприятия, и особенно участка индивидуальных изделий, эскизами, рисунками и моделями новых образцов.

  Леонид Устьянцев вспоминает: «Мы совершили маленькую «революцию», повлиявшую на все дальнейшее развитие ювелирного искусства на Урале, открыли путь для широкого использования несметных каменных кладовых нашего края».

  Его произведения рождались на основе уральских самоцветов. Мастер отдавал предпочтение горному хрусталю, агату, халцедону, сердолику, яшме, родониту, малахиту, аметисту. Внимательно вглядывался в камень-самоцвет, в котором уже заложен рисунок. Всегда долго искал выразительную композицию, цветовую гамму, прежде чем вставить камень в оправу.

Сегодня ювелирное искусство Урала – калейдоскоп манер и стилей. Это подтверждают современные уральские ювелирные магазины, по которым можно ходить целыми днями, выбирая подарок из драгоценного камня. Зато, найдя украшение себе по душе, можно быть уверенным в его качестве.

  Ведущие ювелирные российские компании, занимающиеся самоцветами – «Русские самоцветы» и «Ювелиры Урала». ОАО «Русские Самоцветы» было создано в 1992 г. путем реорганизации государственного производственного объединения «Русские Самоцветы», ведущего свою историю с 1912 г. Сегодня это один из ведущих в России производителей эксклюзивных и массовых ювелирных изделий, эмалево-филигранной серебряной посуды, столового серебра, живописных эмалевых миниатюр, часов и браслетов для часов, украшений из золота и серебра, камнерезных изделий. Ассортимент предприятия насчитывает более 3,5 тыс. моделей - на заводе изготавливают как изделия массового спроса, так и эксклюзивные произведения в единственном экземпляре или малыми партиями.

ОАО «Ювелиры Урала» — предприятие, которое имеет более чем столетнюю историю и производит широкий ассортимент ювелирных украшений из

20 драгоценных металлов с драгоценными и полудрагоценными камнями, а также сувенирной продукции с применением поделочных камней. Квалифицированные специалисты не только продолжает традиции старых мастеров, но и постоянно совершенствует способы и приемы обработки драгоценных металлов и камней.

3. 2. Плетение из лозы.

Плетение из лозы - одно из самых древних ремесел. Оно возникло ещё в древности и занимало значительное место в жизни древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.

    На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.

    В современном быту корзины тоже находят различное применение, а уж настоящего грибника без нее трудно и представить. И лучше всего для грибов подходит ивовая. Ивовые ветки, из которых сплетена корзина, содержат большое количество дубильных веществ. Благодаря им грибы долго не портятся, а воздух, проходящий между прутьями, как через фильтр, очищается от вредных микроорганизмов. Кроме того, ивовые прутья впитывают лишнюю влагу и благодаря теплоизоляционным свойствам предохраняют грибы от перегрева. И, конечно же, хорошая корзина легка, красива и удобна. Настоящую ивовую корзинку сегодня редко встретишь даже на базаре. Поэтому лучше сплести ее самому, на свой вкус.

Плетение - один из очень интересных видов народного искусства, который таит большие возможности. Для плетения берут различные материалы - сосновый и еловый корень, прутья лозы разных сортов, лыко бересту, ржаную соломку и рогоз, известные как чекан, или камыш.

Плетение из лозы. Лозу издавна используют на изготовление различных хозяйственных поделок; верши для ловли рыбы, корзинки для грибов и ягод, столы и диваны, женские сумки - вот далеко не полный перечень вещей, которые можно делать из лозы.

Плетение из корня. В наше время мало кто знает, что такое плетение из корня, ещё меньше людей, профессионально владеющих художественной обработкой этого материала. Корень хвойных пород деревьев, прочный, красивый, раньше чрезвычайно широко использовали в изготовлении различной домашней утвари. Однако большая трудоёмкость, сложность заготовки сырья, а главное, изменение быта сельского населения и уход из него ставших

22 не нужными современному человеку предметов, например корзинок - чаруш для выпечки хлеба, резко уменьшили потребность в плетённых из корня вещах.

Корень хвойных деревьев - сосны, ели, пихты - применяются в плетении с глубокой древности. Плетение из корня изделия - прочные и красивые корзины, короба, солонички - встречаются на обширной территории у разных народов нашей страны. Ещё не так давно из корня плели особой формы корзины - полусферические, с одной ручкой, как бы замыкающей эту сферу, или широкие, овальные, с двумя отверстиями-ручками на острых концах.

Круглые, как горшки, большие сосуды с крышками использовали для хранения круп и муки. В овальных  корзинах - ларцах держали утварь и принадлежности для рукоделия. Не высокие овальные корзиночки с ажурными  бортиками украшали празднично убранный стол.

Плетение из корня гораздо более трудоёмкое, но оно имеет преимущества по сравнению с плетением из других материалов, заключающиеся не только в прочности, но и в красоте материала, а также в особой фактуре плетения.

3. 3. Вышивка бисером, бисероплетение, лоскутная техника.

Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением. Бисер может быть вышит с помощью специальной нити, нанизан на нить или проволоку или приклеен к поверхности чего-либо (например, ткани). История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. Из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и История бисероплетения уходит своими корнями в глубокую древность. Стеклянные бусы из бисера были известны уже в глубокой древности. В Египте изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер - это стеклянные бусинки очень маленького размера. Вначале их делали, наматывая тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут.

Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни.

Позже бисер стали изготовлять в Богемии. Изобретение в конце XIX века машин по изготовлению бисера позволило удешевить его производство, и богемский бисер быстро распространился по всему свету. Богемский бисер отличался легкостью обработки, чистотой стекла и особой огранкой. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в XVIII веке. Больше всего было распространено вышивание и вязание бисером, а кроме того, создание картинок путем вдавливания бисеренок в расплавленный воск.

В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в

24 нашей стране пытался осуществить М. В. Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению недолго и закрылась вскоре после смерти Ломоносова. Бисера высокого качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.

К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".

В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать швы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.

Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.

Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительность ю, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц.  

Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны и прочее.

История лоскутного шитья

До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н. э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н. э. —200 год н. э. ) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разно

26 цветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

Глава 2. Экспериментальное исследование.

Народные умельцы г. Новая Ляля

Работая над данной темой я решила провести исследование и убедиться, что в моём городе Новая Ляля тоже живут народные умельцы. Выяснилось, что людей, которые владеют ремёслами много. С некоторыми из них я встретилась, узнала об их занятиях, расспросила о жизни, о дальнейших планах в области творчества.

Одним из таких народных умельцев является Галина Аркадьевна Зайнова. Она искусно вышивает крестом картины, которых у неё очень много.

С её работами я познакомилась на выставке, она была посвящена Дню Города. Работы мне её понравились, и я захотела познакомиться с ней поближе.

Эта приветливая женщина гостеприимно приняла нас у себя дома. Каково же было моё удивление, когда я увидела на стенах её квартиры работы, вышитые крестиком. Тематика работ была разнообразной. Это были иконы, храм Христа Спасителя, Ново – Девичий монастырь в городе Москве, домашние и дикие животные. [см. приложение 8]

Галиной Аркадьевной уже вышито крестиком сорок работ. А начала она заниматься художественной вышивкой с августа 2006 года. Одну из своих работ Галина Аркадьевна подарила храму нашего города на Рождество в 2008 году. Это вышивка иконы Николая Чудотворца ,в данный момент эта работа находится в алтаре храма «Воскресения Христова». 17 работ она подарила своим близким и друзьям.

Но кроме этого Галина Аркадьевна прекрасно делает поделки из бумаги «Оригами». Красивые лебеди, цветы украшают её квартиру.

Ещё она успевает петь в хоре ансамбля « Русская песня» уже более 30 лет, посещает клуб «Ветеран».

Я спросила у неё, как она всё успевает, а она просто мне ответила красивыми словами, которые стали для неё девизом в жизни:

Чтобы дома не скучать Не считать морщины Начала я вышивать На канве картины

Нить цветная на канве

Лучшее лекарство

Я смогла себе создать Собственное царство. Здесь уютно и тепло Ангел за плечами И остались за окном Все мои печали.

А другой народный умелец и талантливый человек – это Любовь Васильевна Шунта.

Совсем новой стороной открылась для меня Любовь Васильевна Шунта, учитель русского языка и литературы нашей школы. Она имеет большой стаж работы в нашей школе.

Строгая, но в то же время доброжелательная, а оказывается ещё интересная, творческая, энергичная.

Иногда мы мало знаем о людях, которые нас окружают, причём люди, которых мы видим каждый день, к которым мы привыкли.

Я узнала, что Любовь Васильевна занимается росписью на ткани – холодным батиком. Мы с ней договорились о встрече. Приветливая, внимательная хозяйка нас встретила у себя дома. Стены квартиры украшали работы, сделанные Любовью Васильевной.

Любовь Васильевна занимается холодным батиком около года. Два раза в неделю она ходит на кружок в ГДЦ, где она учится этому мастерству, общается с людьми, разделяющими её интересы.

Я очень обрадовалась, когда Любовь Васильевна предложила мне попробовать самой пройти все этапы изготовления изделия.

Этапы работы таковы:

1. Сначала надо нанести рисунок на бумагу

2. Нанести рисунок на ткани с бумаги

3. Набрать в резерв специальной краски и обвести им рисунок, дождаться пока высохнет

4. При помощи кисти и специальных красок раскрашивается рисунок на ткани

С искринкой в глазах рассказывала и показывала Любовь Васильевна как надо выполнять роспись на ткани. И мне тоже захотелось заняться этим, потому что такие работы радуют глаз, повышают настроение и к тому же являются модным женским украшением. Это шёлковые шарфы, косынки, которые расписывает Любовь Васильевна.

В этом году я продолжила знакомство с народными умельцами нашего города.

Я узнала, что в моём городе есть люди, которые занимаются ювелирным искусством. Это Фанис Вагаповия Вагапов. Беседуя с ним, я узнала, что Фанис Вагапович любит красивые вещи, любит посещать музеи, выставки.

Идея его занятия: чтобы было интересно и полезно людям.

Изготовлением ювелирных изделий он занимается уже 10 лет. Его консультантом был Василий Иванович Дзюба, который закончил Тагильское училище прикладного искусства.

Для изготовления украшений Фанис Вагапович использует материал

Мельхиор – сплав меди (до 70 %) и никеля, похожий по цвету на серебро, подходит не только для изготовления ювелирных украшений, но и для производства посуды, столовых приборов, карманных часов

Нейзильбер (от нем. neusilber — «новое серебро») — сплав меди и никеля с добавлением цинка. В настоящее время нейзильбер широко используется для изготовления медалей и ювелирных изделий. Использует филигранную скань.

Также Фанис Вагапович для своей работы приобретает материал в Каменск-Уральском заводе по обработке цветных металлов.

Среди украшений можно увидеть браслеты с кораллами, серьги различной формы: купольные (в них 175 элементов), серьги с фисташками (говорящие);

31 чулпа для кос (кто их носит, у того снимается отрицательный заряд), также можно увидеть комплекты украшений(цепочка с подвеской, серьги, браслеты) и многие другие

А в 2007 году он был приглашён в Санкт- Петербург на международную ювелирно-минералогическую выставку-ярмарку.

Я очень была рада этой встрече, оказывается чтобы изготовить украшение нужно терпение, знание и конечно же любовь к своему делу.

Продолжая работать над темой своего исследования я была удивлена, что красота заключается не только в ювелирных украшениях. Оказывается из лозы, корней хвойных деревьев можно сплести очень много красивых и полезных вещей.

В музее нашего города я узнала, что в нашем Новолялинском округе живут люди, которые занимаются плетением из лозы. Одним из них является Егор Михайлович Поляков. Начал он заниматься этим ремеслом с того, что на день рождения ему внучка Ирина подарила книгу «Плетение из лозы. Техника. Приёмы». Первая его работа была «дамская сумка», которую он подарил своей внучке Ире. Также Егор Михайлович плетёт корзины, вазы, коробы, корзины - дровницы и многое другое.

Я узнала от него, что корзины плетутся по разному. Это плетение корзины с донышка и с обруча. Оказывается лучше всего для грибов подходит ивовая. Ивовые ветки, из которых сплетена корзина, содержат большое количество дубильных веществ. Благодаря им грибы долго не портятся, а воздух, проходящий между прутьями, как через фильтр, очищается от вредных микроорганизмов. Кроме того, ивовые прутья впитывают лишнюю влагу и благодаря теплоизоляционным свойствам предохраняют грибы от перегрева. И, конечно же, хорошая корзина легка, красива и удобна. Настоящую ивовую корзинку сегодня редко встретишь даже на базаре. Поэтому лучше сплести ее самому, на свой вкус.

Для того, чтобы сплести корзины, различные вазы, Егор Михайлович сначала заготавливает лозу, прутья, потом идёт окоренение прута и расщепление, а потом уже - плетение, некоторые свои изделия он покрывает лаком.

Люди нашего города обращаются Егору Михайловичу с просьбой сплести корзины или что-то другое.

Я узнала, что в нашем городе есть целые династии по изготовлению таких изделий. Это Вера Васильевна Юрлова, её родители: Надежда Сергеевна и Василий Дмитриевич Ячменёвы, дочь Наташа. Женщины в этой семье вышивают крестиком, бисером. Вера Васильевна и её дочь Наташа занимаются также лоскутной техникой.

Вера Васильевна Юрлова ведёт кружок «Рукодельница». Она участвует в различных конкурсах: «Грани таланта», «Семейные традиции» и др. Всё своё мастерство она отдаёт детям. Я обратила внимание, что все её работы яркие, красочные. На некоторые изделия уходит очень много времени, даже до 2- 3 месяцев. А одну из своих работ Вера Васильевна вышивала полгода.

Отец Веры Васильевны занимался резьбой по дереву. Некоторые его работы были даже на выставке за границей.

Я узнала, что многие учителя нашей школы занимаются художественной вышивкой. Моя классная руководительница Алла Юрьевна Луганская, учитель русского языка и литературы Светлана Алексеевна Тураева вышивают крестиком.

В этом году я снова провела опрос среди ребят и родителей нашего класса. Вопросы были те же, что и в том году.

Результаты опроса таковы:

На вопрос: Какие народные промыслы вы знаете?

2009 год- 48% ребят назвали следующие народные промыслы: хохломская роспись, городецкая роспись, матрёшки, дымковская игрушка

2010 год – уже 73% ребят знают народные помыслы.

А на вопрос: Каких людей нашего города вы знаете, которые занимаются народными промыслами?

2009 год- лишь 35% родителей назвали народных умельцев, а в этом 2010 году – 68 %

Заключение

В данной работе рассматривались народные промыслы, которые встречаются и бытуют на Руси, на Севере Урала и в нашем городе.

В ходе работы была изучена научная и популярная литература по данной теме, сайты Интернет и краеведческие материалы музея г. Новая Ляля. В ходе исследования было проведено анкетирование и социологический опрос детей и родителей моего класса. Далее было проведено исследование, целью которого стало знакомство с народными умельцами нашего города, с их работами.

Выдвинутая мной гипотеза подтвердилась. Народные промыслы Северного Урала являются крупным центром русского национального искусства. Народные промыслы на Урале живут и развиваются. А также подтвердилось, что Уральская земля богата народными талантами и мой город не исключение.

В ходе исследования был проведён опрос и выяснилось, что есть люди, которые бережно хранят крупицы народного мастерства, развивают творческие умения.

Следовательно, задачи, которые ставились в ходе исследования, решены.

Работу свою в практической части я собираюсь продолжить. В перспективе моего исследования я планирую познакомиться с деревянным зодчеством Новолялинского округа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)