Марийская республика в годы Великой Отечественной войны
«Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий».
Антуан де Сент Экзюпери
С незапамятных времен хлеб — один из самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Для многих народов он олицетворяет собой жизнь. При обозначении этого продукта на письме древние люди использовали тот же символ, что для солнца и золота — круг с точкой посередине.
Его одухотворяли, называли кормильцем и отцом. В честь хлеба слагали гимны, песни, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению, и прививалось ребенку с первых дней жизни. Детям с малых лет говорили, как бережно следует относиться даже к самому маленькому кусочку хлебушка. Хлеб по праву занимает одно из первых мест среди наших материальных и нравственных ценностей.
Наше исследование направлено на поиск ответов на вопросы:
• Какова ценность хлеба?
• Хлеб войны. Какой он?
• Из чего пекли хлеб в годы войны?
• Как Марийская республика помогала в годы Великой Отечественной войны.
• Как хлеб помогал людям выстоять в годы войны?
• О чем вспоминают ветераны Великой Отечественной войны.
• Есть ли музеи хлеба?
Наши действия:
1. Изучить литературу о хлебе, познакомиться с историей возникновения хлеба.
2. Сходить на экскурсию на хлебозавод, элеватор, встретиться с людьми, чьи профессии связаны с выращиванием хлеба и его переработкой.
3. Провести эксперимент «Долгий путь хлеба».
4. Изучить литературу и архивные материалы о Великой Отечественной войне.
5. Встретиться с ветеранами ВОВ 1941-1945 г. г. , взять интервью.
6. Написать научно-исследовательскую работу «Ценность хлеба».
7. Создать компьютерную презентацию.
8. Принять участие в научно-исследовательской конференции
«Я – исследователь» в нашей школе.
История хлеба.
15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пище зерна диких злаков. Сначала люди ели зерна сырыми, потом стали растирать их между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким мучнисто-зерновым, как каша. Нечто похожее и сегодня едят некоторые племена Азии и Африки. Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли хлеб в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте они ели пресный хлеб. В жарком климате, тесто быстро закисало и его выбрасывали. Но нашлись люди, которые стали из кислого теста печь хлеб – кислый хлеб. Так родился новый вид хлеба – кислый хлеб. Вначале в Европе ели пшеничный и ячменный хлеб, а с 17 века стали употреблять ржаной хлеб.
На Руси выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Качество хлебных изделий контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли, взвешивали хлеб и хлебные изделия. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века.
Во второй половине XIX века на базе общего роста машиностроения в хлебопекарном производстве начали появляться механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. В начале 20 века в России было построено несколько крупных механизированных пекарен и три хлебозавода в Петрограде. Вслед за рождением биохимии и микробиологии рождается наука о хлебе — технология хлебопекарного производства. У истоков «хлебной» науки стоят выдающиеся ученые: Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, А. Й. Опарин и другие.
Ох, и нелегок тернистый путь хлеба на земле! Как и у человека, создавшего его, у хлеба свои история, свои лихолетья, когда миллионы людей умирали потому, что не имели его, и было то веками: он колосился и радовал взор хлебороба, но черной тучей налетал из-за горизонта лютый враг, и пылал хлеб прямо на корню. Вот так же горел он и в роковом 1941-м, в пору нашествия на нас фашистских полчищ.
Марийская республика в годы Великой Отечественной войны.
Шестьдесят пять лет назад отгремели залпы Великой Отечественной войны – справедливой освободительной войны советского народа против нацистской Германии и ее союзников за свободу и независимость нашей Родины. На защиту Отечества стали миллионы. На фронте и в тылу, в партизанских отрядах и в подполье день за днем советские люди ковали Победу. Такого беспримерного героизма, такой воли к Победе история ХХ века еще не знала. С первых дней Великой Отечественной войны жизнь марийской республики была перестроена на военный лад. Большинство промышленных предприятий республики перешло на выпуск военной продукции. На марийскую землю были эвакуированы многие промышленные предприятия военного значения из разных регионов России. В первый год войны в столицу марийской республики эвакуировали крупнейшие оборонные предприятия: завод № 298 (полупроводниковых приборов) из Москвы, завод № 297 (Марийский машиностроительный) из Одессы, завод «13 лет Октября» (торгового машиностроения) из Киева. За годы войны было построено 48 предприятий, что позволило в два раза увеличить выпуск военной продукции. Они выпускали авиабомбы, снаряды, прожекторы, оптические приборы, прицепы для артиллерийского и стрелкового оружия, транспортные средства, лыжи, тару для боевой техники, оборудования.
Марийская республика отправила на защиту Родины свыше 130 тысяч человек, 1620 коммунистов ушло на фронт в первые шесть месяцев войны. Немногим более 56 тысяч человек вернулось с полей сражений. Неоценима трудовая доблесть колхозной деревни в годы войны. Это был массовый подвиг деревенских женщин, стариков, подростков, детей, которые в тяжелейших условиях обеспечивали снабжение продовольствием нашей армии и тыла. Женщины и дети осваивали трактора, а порой сами впрягались вместо лошадей и вспахивали колхозные поля. Труженики сельского хозяйства республики за период войны дали стране и фронту более 21,7 млн. пудов хлеба, около 4 млн. пудов картофеля, 1. 3 млн. пудов мяса, много молока и другой продукции. Марийские лесозаготовители дали стране 14 млн. кубометров леса.
Радушный прием на марийской земле встретили более 30 тысяч жителей, эвакуированных из западных областей страны: из Москвы, из блокадного Ленинграда, Киева, Смоленска, Калинина, Белоруссии, Прибалтики. Местное население оказало огромную помощь в их обустройстве, помогало им обжиться, привыкнуть. Уже к 26 июля 1941 года в Йошкар-Олу прибыли 15582 эвакуированных. Для них выделили 10 общежитий, 4 столовые, 7 буфетов, 16 грузовых машин, 6 автобусов, баню и обслуживающий персонал. В сельских советах заранее определяли для прибывших жилье и ремонтировали его. У многих эвакуированных женщин было по 3-4 ребенка, привыкших к более мягкому климату западных областей страны. Им требовалась теплая одежда. Обыкновенные валенки зачастую означали жизнь, ведь надо было работать, учиться, и ходить за продуктами. По талонам выдавали соль, спички, мыло. Хлебные паек все эвакуированное население получало на общих основаниях. Рабочим полагалось хлеба по 450 граммов в день, служащим – 300, иждивенцам и детям до 12 лет – 250. Из экономии хлеб выпекался на 10 процентов из картофеля, на 20 процентов из овса или ячменя.
В 1941 году в республику прибыли по эвакуации 17 детских домов – 1377 детей. Всех разместили в лучших школьных зданиях. Куярский детский дом потеснился и принял два детских сада из Выборга и детсад Московской чулочной фабрики. Детский интернат для детей работников московского Гослитиздата нашел себе временное прибежище в Цибикнурском детском доме Йошкар-Олинского района. В Волжске разместился детский сад № 34 московско фабрики «Красный Октябрь». В Козьмодемьянск во второй половине 1941 года, когда враг угрожал Москве, переехал 43 школьный интернат Лечсанупра Кремля, где находились дети членов правительства Советского Союза.
Хлеб войны.
Одним из важнейших факторов, помогающих выстоять, защитить свою Родину, остается хлеб – мерило жизни. Несмотря на колоссальные трудности, страна в 1941–1945 гг. обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом. Для выпечки хлеба обычно использовались производственные мощности хлебозаводов и пекарен, которым централизованно выделялись мука и соль. Заказы воинских частей выполнялись в первоочередном порядке, тем более что для населения хлеба выпекалось немного, и мощности, как правило, были свободными. В Великую Отечественную войну хлеб ценился наравне с боевым оружием. Его не хватало. Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Приготовление хлеба из обойной муки с примесью ячменной существенных изменений технологического процесса не требовало. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.
В 1941 г. для обеспечения воинских подразделений, сосредоточенных на Ржевском направлении, местных ресурсов не хватало, а подвоз хлеба из тыла был затруднен. Для решения проблемы воспользовались старинным опытом создания напольных жаровых печей из доступных материалов: глины и кирпича. Для устройства печи необходимы были глинистый грунт с примесью песка, либо яма. Такая печь строилась обычно за 8 ч, затем 8–10 часов сушилась, после чего готова была выпечь до 240 кг хлеба за 5 оборотов.
Участник Ржевской операции В. А. Сухоставский вспоминал: «После ожесточенных боев нашу часть весной 1942 г. отвели в деревню Капково. Эта деревня находилась в удалении от боев, но продовольственное дело налажено было слабо. Для пропитания мы сварили суп, а деревенские женщины принесли к нему хлеб «Ржевский», выпеченный из картофеля и отрубей».
Как готовился хлеб «Ржевский»? Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку, выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.
Хлеб блокадного Ленинграда.
В июле – сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Несмотря на страдания, тыл проявил чудеса мужества, отваги, любви к Отчизне. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни».
За 900 дней блокады голод перенесли 2 млн. жителей. К июню 1943 года в живых осталось 970 тыс. жителей. Самой тяжелой была зима 1941-1942 годов. После того, как в сентябре разбомбили Бадаевские склады, положение становилось с каждым днем все хуже и хуже, нормы выдачи продуктов сокращались. С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. они были самые низкие: рабочие получали по 250 г суррогатного хлеба, служащие, иждивенцы и дети – по 125 г в день. Общая калорийность суточного пайка 20 ноября 1941 года была сокращена с 1087 ккал до 707 ккал для рабочих, до 470 ккал для служащих, а для детей и иждивенцев (кто не мог работать) – 420 ккал. Больничный паек для гражданского населения составил 1300-1500 ккал при очень небольшом содержании белка – 35-40 гр.
А. Н. Юхневич, старейшая работница ленинградского хлебозавода, рассказала о составе блокадных буханок: 10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.
Воспоминания участников Великой Отечественной войны.
Писатель Григорий Люшнин во время войны был в концлагере Нейбранденбурге. В апреле 1941 года он ушел в армию. Мать протянула перед уходом сына ломоть хлеба и просила его откусить. Сын не придал этому значения. Мать сказала: «В мире неспокойно. Я хочу, чтобы ты вернулся к этому хлебу». В июне началась война. Григорий Люшнин был в одном из боев ранен и попал в плен, в лагерь смерти. Тиф косил сотнями в день. Еле держась, он выходил во двор и грыз кору осины и пил ее сок, что спасло его от смерти. А потом в кармане он случайно обнаружил крошку хлеба. Положил ее под язык и выпил целый котелок воды. Показалось, что пьет чай, заваренный травой, не с крошкой хлеба, а с медом. В концлагере давали узникам суррогат, который только назывался хлебом. Его глотали, не прожевывая. Он хрустел на зубах, а мурашки сыпались по телу – один песок. В этом «хлебе» были отруби, опилки, кора желудей и выжимки гнилой брюквы. Резали его не ножом, а веревочкой, чтобы ни одна крошка не падала со стола на пол. А если упадет, то ее все искали и находили. Три года в концлагерях, три года ни грамма натурального хлеба. И вот конец войны. Когда он вернулся домой, мать достала тот надкушенный кусочек хлеба, он весь потемнел и зачерствел. Они опустили его в кипяток, где он набух. Потом разделили и пили с ним чай.
Стихи, которые родились в концлагере, в те трудные дни.
Крошка хлеба на землю упала –
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит вдоль пашен!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу,
Хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б фашистские тюрьмы сломали.
Снова вышли в бои, под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Головина Муза Павловна, заслуженный работник образования республики Марий Эл. Муза Павловна награждена орденом «Трудового Красного знамени», медалью «За трудовую доблесть». В нашем «Лицее Бауманский» она работала 35 лет, ее педагогический стаж составляет 44 года.
Муза Павловна вспоминает: «Единственная мечта была в годы войны – покушать хлеба, взять буханку хлеба и пройти с ней по городу. Детство было голодным, трудным».
Зыкова Галина Георгиевна, ветеран педагогического труда, заслуженный работник образования Республики Марий Эл. В 1944 году закончила педагогическое училище, была назначена учителем в одну из школ Яранского района Кировской области.
Галина Георгиевна вспоминает: «Дети с 7 лет помогали взрослым. Во время уборки урожая все школьники собирали упавшие на землю колоски ржи и пшеницы. Руки царапали о сжатое жнивьё, но на царапины и даже нарывы никто не обращал внимания, ведь за хорошую работу им давали по 2-3 горсти колосков. Дома из них доставали зёрна и варили кашу».
Сазонова Фаина Ивановна, ветеран Великой Отечественной войны, награждена медалью «За взятие Будапешта». Фаина Ивановна одна из 1256 женщин республики, участниц Великой Отечественной войны, принимала участие в Параде Победы, посвященном 50-летию Победы. Медицинская сестра Фаина прошла вместе с бойцами 51 стрелкового ордена Александра Невского полка 93-й Миргородской Краснознаменной ордена Суворова дивизии дорогами сражений по городам и областям нашей страны. Участвовала в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Переходила через Карпаты и Австрийские Альпы, закончила поход близ Вены. Первое боевое крещение Фаина Ивановна приняла 31 августа 1942 года на Калининском фронте. Во время войны медицинская сестра Ф. И. Сазонова сопровождала раненых в армейский эвакогоспиталь, преодолевая трудности. Все медицинские сестры являлись донорами, сдавали кровь.
После войны Фаина Ивановна была активным членом республиканского совета ветеранов партии, комсомола, войны и труда при обкоме ВЛКСМ. В 70-80-е годы Фаина Ивановна Сазонова совместно с поисковыми группами Дворца пионеров и школьников г. Йошкар-Олы вела поиск ветеранов Великой Отечественной войны.
В. Медведков, журналист, долгие годы был прикован к постели, и совсем недавно умер, вспоминает дни своей юности. Он пишет на страницах «Марийской правды»: «Мне помнятся длинные очереди перед магазинами, с номерами, написанными мелом на спинах людей. Солдат на войне сражался за нас и должен был быть сыт. Кто-нибудь тогда видел человека, бросившего ломоть хлеба в помойное ведро или на землю? Если бы такое в войну случилось, худо, ох, как худо пришлось бы такому. Об этом забыть нельзя. Никогда не сотрутся в памяти ленинградские ребята – одноклассники, эвакуированные в наш город. Их заплаканные глаза, дрожащие руки, когда нам, школьникам, выдавали в классах небольшие пайки хлеба сверх того, что полагалось в те времена по хлебным карточкам».
Музеи хлеба.
Санкт-Петербургский музей хлеба обладает уникальной коллекцией из 14000 экспонатов, которые позволяют показать жизнь и быт наших предков через гениальное изобретение человека - хлеб. В Санкт-Петербургском музее хлеба представлен 125 г. ломтик того самого – “с песком и кровью пополам” черного хлеба. Там же можно увидеть карточки на покупку крупы – 50 г в день. Экспозиция показывает историю создания хлеба, пути развития хлебопечения в Петербурге с момента его основания до настоящего времени. В музее представлены различные образцы выпечки с древних времен до наших дней, инструменты, утварь, формы для выпечки, коллекция самоваров, вывески торговых заведений, живопись, предметы прикладного искусства, документы и собрание книг по кулинарии. В экспозиции воссоздана мелочная лавка с русской печью и всем необходимым оборудованием для выпечки и продажи хлеба. Музей продолжает оставаться единственным в России музеем хлеба.
Во многих странах есть музеи хлеба. В Цюрихском, например, выставлен хлеб, возраст которого 6 тыс. лет. В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад. Музеи являются свидетельством благодарной памяти человека, нравственной ценности хлеба.
Ценность хлеба.
Человек употребляет хлеб и в будни и в праздники, утром и вечером. Представить обед без хлеба невозможно. Такое уважение хлеб заслужил благодаря своим ценным качествам. Самый простой хлеб включает в себя почти все нужные человеку питательные вещества. Одна интересная особенность хлеба: он не надоедает и не перестает быть полезным даже будучи черствым. Ежедневное, повсеместное потребление хлеба позволяет считать его одним из важнейших продуктов питания, пищевая ценность которого имеет первостепенное значение. Ежедневная норма потребления хлеба в различных странах составляет 150- 500 грамм на душу населения. В хлебе содержится от 40 до 45% углеводов, а это значит, что не менее 1/3 всей необходимой для жизнедеятельности энергии человек получает с хлебом. Кроме того, за счет хлебопродуктов на 50-60% удовлетворяется дневная потребность человека в витаминах группы В.
Использование хлебопродуктов, богатых белками, углеводами, жирами, витаминами и микроэлементами, позволяет человеку удовлетворять комплекс физиологических потребностей при сравнительном незначительных материальных затратах. Давно доказано, что употребляя хлеб, организм получает все необходимые для полноценной жизни вещества. Всем нужен хлеб. Даже космонавты не могут обойтись без хлеба. В каждом бортовом пайке лежат пакетики хлеба по 4,5 грамма каждый. А вес такой маленький, что резать его в невесомости нельзя.
Эксперимент «Долгий путь хлеба».
Много сил и труда нужно вложить людям разных профессий для того, чтобы на нашем столе появилась буханка хлеба. Сначала нужно разрыхлить почву, затем посеять зерно, всё лето бережно ухаживать за посевами. В засушливое или дождливое лето урожай может погибнуть, значит можно остаться без хлеба. До глубокой осени хлеборобы на ком на полях собирают урожай. Затем отсортированное зерно отправляют на мельницу, где из него получают муку. Из этой муки на хлебозаводах, пекарнях пекут хлеб, пироги, разную выпечку.
В классе мы посеяли пшеницу. Поливали, поставили на самое светлое, тёплое место. Думали, что вырастет пшеница, появятся колосья, а в них зёрна. Но прошло два месяца, а пшеница наша ещё маленькая. Чего же ей не хватило. Зима в этом году холодная, пасмурная, значит, не хватило солнца. Стебли немного поникли, от избытка влаги в одном горшке, а в другом горшке от недостатка влаги. Мы взяли горсть зерна, хорошо высушили, положили в кофемолку и размололи. Получилась мука. Смочили водой, получилось пресное тесто.
Если в тесто положить сахар, дрожи, растительное масло, то получится дрожжевое тесто. В результате брожения в тесте появляется углекислый газ. Вот почему хлеб с дырочками. Выходит, мы кушаем хлеб с углекислым газом. А почему хлеб такой вкусный? Да потому что, его растили, за ним ухаживали, пекли люди сообща и с любовью.
Хлеб для здоровья и очищения души.
Хлеб – великолепный лекарь, он содержит удивительно полезные вещества, способные излечить самую тяжелую болезнь. К сожалению, в настоящее время мало кому известно, что когда-то калачи, сайки, караваи широко использовались народными лекарями для исцеления таких недугов как чахотка, цинга, водянка. В сочетании с другими компонентами хлеб без особого труда излечивал болезни горла и желудка, печени и почек. При помощи обыкновенного хлеба люди избавлялись от сердечной недостаточности, нервных болезней, от бессонницы и даже полового бессилия.
Чувствовала душа русская, что спасение в вере богу. Издревле русский народ, подобно заблудившийся в ночи, тянулся к святым местам в надежде найти помощь и утешение. Верила душа в чистоту молитв. Поэтому народ тянулся в монастыри. После определённых таинств: миропомазания, исповеди и причащения людям предлагают скушать священный хлеб для очищения души. Этот хлеб называется – просвира. Просвира печётся по определённой технологии и принимается как лекарство для души натощак. Так же в монастырях пекут свой монастырский хлеб, который не только душу исцеляет, но и тело тоже.
Результаты исследования:
1. Хлеб выращивают из зерна, и процесс этот очень долгий. Озимую пшеницу и рожь выращивают целый год.
2. Хлеб - продукт удивительный. Он содержит белки, углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты, которые необходимы каждому человеку. Даже черствый он не теряет своих полезных свойств. Половину всех необходимых питательных веществ человек получает с хлебом!
3. Хлеб кормит, поит, лечит, омолаживает, используется в медицине и косметологии, очищает душу.
4. Хлеб появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий - агрономов, трактористов, комбайнеров, мукомолов, кондитеров, пекарей и многих других.
5. Очень важно знать цену хлеба и беречь его.
6. Нужно помнить о хлебе войны, сколько подвигов совершали люди во имя хлеба!
7. Состав хлеба в годы Великой Отечественной войны был совсем другой, но люди дорожили каждой крошкой хлеба, ценили и берегли его.
8. В мире существует несколько музеев хлеба. В Санкт-Петербургском музее хлеба имеется уникальная коллекция экспонатов.
Комментарии