Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Кузнечное производство - потомственное ремесло якутов

Хомус - распространенный музыкальный инструмент у тюркских народов. У многих они сохранились до нас.

Хомус или варган считают своим национальным музыкальным инструментом свыше 200 народов мира. На нем играют в Европе, Америке, Африке и Азии, практически на всех континентах. И название у них одинаковое, только у каждого народа звучит по разному. Например, кобуз - по туркменски, купос - по чувашски, кубыз - по татарски, башкирски и т. д. Правда, некоторые народы со временем утеряли навыки изготовления и игры. И в восстановлении вековых традиций им помогли якутские мастера и умельцы, кузнецы. Как рассказал Спиридон Шишигин, в свое время в Японии был найден хомус. Сами японцы не знали его предназначения и обратились к якутянам. Только после консультаций с народными умельцами из далекой Якутии японцы узнали об истинном предназначении находки. Та же история случилась и с австрийцами. Якутские кузнецы помогли восстановить и изготовить народный музыкальный инструмент. И в древней истории Руси нашлось место для варгана или зубанки.

Хомус (варган) - самый популярный в Якутии национальный музыкальный инструмент. Якутский хомус отличается характерным низким, плотным звуком, изготовляется из стали ковкой. Большие размеры язычка этого музыкального инструмента позволяют добиваться длительных нот, громкого, отличимого от любых варганов других народов, звука. Считается, что длительные низкие вибрации язычка хомуса слышны не только человеческому уху, но и прокладывают играющему дорогу в мир духов и земли.

Якутский хомус

Хомус - инструмент широко распространенный по всему миру. У якутского народа,с глубокой древности сохранился хомус, вмещающийся в ладони, но обладающий способностью петь голосом живой природы. Только в одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый всеми инструмент.

Однако хомус - не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека.

Хомусы изготавливались из дерева, кости и железа. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.

Хомус - очень простой инструмент, но он обладает богатейшими возможностями для передачи эмоционального состояния исполнителя. Только на хомусе можно играть так, чтобы были слышны и мелодия, и слова песни, и только на хомусе можно объясниться в любви. В любое время года в его музыке можно услышать запахи цветов, дыхание весны, радостное пение птиц.

<<Музыка хомуса волшебна>>. Так считали наши предки, так говорят и современные исследователи-музыковеды.

Звуковой идеал интонационной культуры якутов сформирован таким образом, что основным музыкальным инструментов считается хомус - дуговой металлический варган с большой круглой петелькой. Существует несколько разновидностей якутского варгана: плоская тонкая и сужающаяся к концу лучина из лиственницы, плоская рамка с вырезанным язычком из кости, металлический варган с двумя язычками и др. Все разновидности варгана (более 400) собраны музее хомуса (варгана) народов мира в Якутске - единственном в России. Согласно традиции, на хомусе играли преимущественно женщины, <<выговаривая>> (артикулируя) речевые высказывания или известные мелодии. Сложилось несколько видов традиционного музицирования на варгане - <<протяжная игра>>, <<вибрационная игра>>, <<звонкая игра>>. Большой популярностью пользовались звукоподражательные мелодии - <<кукушка>>, <<гуси>>, <<жаворонок>>.

Волшебство музыки хомуса еще и таинственно: оно зарождается как естественное явление природы, но иной раз и не зарождается, словно кто-то не хочет этого. А когда в момент игры на хомусе чувствуется, что <<Рождаются нотки с чудесами>>, хомус как бы играет сам, поддаваясь каким-то сверхъестественным велениям. Хомусная музыкальная мысль своеобразна, приближена к членораздельной речи. Испокон веков сложилось так, что исполнитель играет на хомусе, словно говоря, тем самым <<говорящие << звуки бывают отчетливее, чем музыкальная речь на любом другом инструменте>>. - Эти слова принадлежат Ивану Алексееву - Президенту Международного центра хомусной (варганной) музыки, доктору филологических наук, профессору ЯГУ - человеку внесшему огромный вклад в формирование концертно-виртуозного стиля игры на хомусе.

Кузнечное производство - потомственное ремесло якутов.

Кузнечное дело якутов считается потомственным ремеслом. В одном из вариантов эпических сказаний о кузнецах, говорится о том, что чем больше у кузнеца предков-кузнецов, тем он могущественнее. В легенде об Элляе, его сын Тосогор тоже был назван кузнецом. Обычно секреты металлургического и кузнечного производства передаются по наследству. Помимо технологических вопросов, связывающим звеном между ремесленниками разных поколений выступает их общая идеология - культ кузнеца. Любой кузнец должен твердо помнить: дар кузнечного ремесла они получили от родового первопредка, который в свою очередь получил его от всемогущего и благодетельного родоначальника всех кузнецов - Кыдай Бахсы. Потомок кузнеца через шамана должен принести в жертву скот черной масти своему мифическому божеству.

В металлургическом производстве особенно сложным считается плавильный процесс. Только сам мастер может умело управлять ходом термической обработки сырья в плавильной печи. Опыт достигается чисто эмпирическим путем, долголетней практикой, изнурительной и трудоемкой работой. Самые тонкие производственные, технологические секреты отец-мастер передает в конце жизни своему наследнику-сыну плавильщику. Если нет прямого наследника или близкого способного родственника, то он умрет никому не сказавши секреты колдовского дела.

Вообще кузнечное дело в своей узкопрофессиональной среде почитается особо. Местные металлурги пользовались особым уважением. Их знали далеко за пределами своего улуса. Мастер-кузнец, посвятившей своему ремеслу весь свой талант, силу и энергию, пользовался не меньшим почетом, чем сам металлург. Их изделия помимо хозяйственных, производственных назначений, выполняли и другие функции.

Богатый ассортимент металлических изделий показывал социально-экономическое положение зажиточного хозяина. Кроме того, орудия охоты, труда и быта, выкованные в горне профессионального кузнеца всегда были предметами особой гордости. К особо почитаемым изделиям кузнечного ремесла, прежде всего, относились: пальмы, ножи, топоры, особенно нарезные и винтовые ружья. К ним относился и редкий музыкальный инструмент - хомус.

В создании певучего инструмента наравне с чародеем-кузнецом участвовали и верховные божества: заклинали сотворенный хомус. Поэтому, сладко звучащие струны хомуса могут скрасить долгие ночи, погасить грусть-печаль, развеять думы черные, вообше, имеют магическое свойство возвращать жизнь всем: от лежания вялым, от бездействия захиревшим, от недоедания слабым. Этот инструмент создали божественные кузнецы, великие старцы, чтобы <<звучным голосом и напевом эти игрища приукрасить, эти празднества сделать ярче, песни звонче, танцы живее, а сердце и души светлее.

Мастера хомусного производства продолжают лучшие традиции технических достижений якутского кузнечного ремесла. Чем больше начинают углубленно заниматься обработкой металла, тем больше убеждаются в высоком мастерстве, универсальных возможностя металлургов - кузнецов давно ушедших времен. Наравне с техническими секретами, начинают усваивать еще и религиозные воззрения древних металлургов. По крайней мере, чувствуют природную заданность, особое свое назначение, если не божественное, то по крайней мере, их покровительство.

Якутский мастер изготовитель хомусов Иннокентий Никитич Готовцев

Иннокентий Никитич Готовцев, преподаватель высшей категории, руководитель авторской школы изготовления хомуса Намского педагогического колледжа, отличник просвящения РСФСР, заслуженный учитель школ РС (Я).

Иннокентий Никитич родился в 1942 году в Батагайском наслеге Усть-Алданского района Якутии. В 1962 году окончил Дюпсюнскую среднюю школу. С 1962 по 1965 гг. служил в рядах Советской Армии. С 1965 года - учитель начальных классов. В 1972 году окончил Якутский государственный университет, получил квалификацию учителя якутского языка и литературы. С 1970 по 1974 гг. работал учителем во II Хомустахской средней школе Намского улуса. С 1994 года - преподаватель Намского педагогического колледжа. Имеет квалификацию шофера, тракториста, сварщика, изготовителя хомуса, учителя.

В 1994 году специальным республиканским советом присвоено почетное звание "Народный мастер" по изготовлению Якутского народного музыкального инструмента варганной музыки - хомус. В 1980 году награжден знаком "Отличник просвящения РСФСР". С 1991 года учитель-методист. Рационализатор по сельскохозяйственной технике - удостоверение № 5 - 1992 г. , № 7 - 1993 г. от имени Министерства Сельского Хозяйства Республики Саха (Якутия). Участник I, II конгрессов, дипломант III Всемирного конгресса варганной музыки. Автор брошюры "Хомус Готовцева".

В 1993 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный учитель школ Республики Саха (Якутия). Обладатель Гран-при республиканского конкурса мастеров изготовителей хомуса им. С. Гоголева - Амынньыкы уус. В 1997 году стал лауреатом Европейского фестиваля варгана, прошедшем в г. Осло, Норвегия.

В 1999 году организовал авторскую школу хомуса (приказ Министерства образования РС (Я) № 01-06/01 от 5 января 1999 г. ).

Является автором новой станочной технологии изготовления хомуса. Автор двух изобретений в якутском хомусе (патент РФ от 1998 г. ).

Иннокентий Никитич - человек редкостной работоспособности и целеустремленности. Активный сторонник здорового образа жизни. Занимается закаливанием организма, дыхательной гимнастикой.

Имеет 38 лет педагогического стажа, из них 15 лет работал учителем якутского языка и литературы. С женой Матреной Алексеевной воспитали дочь и четверых сыновей, имеют 10 внуков.

Хомус якутского мастера Иннокентия Никитича Готовцева является уникальным по яркости и эффектности звучания варганом. Множество самых разных звуков рождается при первом намеке; при интенсивных же ударах и дыхании инструмент начинает выдавать потрясающую гамму космических обертонов. Громкость так же варьируется в широких пределах, вместе с "пронзительным" частотным диапазоном это позволяет не бояться того, что музыка потеряется в окружающей обстановке, отличной от домашней. Опасность потеряться - в возможностях инструмента - тут подстерегает самого исполнителя.

Конструкция хомуса Готовцева в полной мере соответствует якутским стандартам - это монолитная массивная (варган - один из самых тяжелых) рама нетрадиционной формы с плоским основанием большой площади, позволяющим без напряжения держать инструмент как одними пальцами, так и хватом "от себя". Широкий язычек средней жесткости не задевает о деки ни при каких обстоятельствах, а большое (6 мм диаметром) кольцо на конце просто ласкает палец при ударе в обе стороны. Особенная форма дек с внутренней полостью приводит к повышенному расходу воздуха при игре с активным дыханием, т. е. нужно следить за увлажнением полости рта. Невероятная отзывчивость требует аккуратности при быстром двухстороннем бое, при отсутствии которой может привести к потере управления и превращения мелодии в кашу. На малых же скоростях хомус Готовцева может с успехом использовать даже человек никогда ранее на варганах не игравший.

Мастерская И. Н. Готовцева оборудована в пристрое к дому, весьма небольшая по размеру, однако для работы одному наверное вполне достаточна. Посередине стоит круглый рабочий стол с маленькими тисками и небольшим сверлильным станком. Справа, у стены расположились станки, перечислю их слева направо. Горизонтальный фрезерный, с узкой фрезой для фрезерования паза под язычок. Ещё один сверлильный, электроточило, аппарат для контактной электросварки и дополнительный горизонтальный фрезерный с более широкой фрезой для обработки плоских поверхностей. Слева хранится большое число инструментов на подставках и стоят специальные приспособления.

Мастер рассказал о последовательности изготовления его хомусов. Сначала из листовой стали выпиливается контур рамки. Сверлится большое центральное отверстие. Затем на фрезерном станке делается паз в корпусе под язычок. Окончательная форма рамки придается ей на электроточиле. Далее приходит черед язычка. Иннокентий Никитич много экспериментирует с его материалом. Он показал нам язычок хомуса сделанный из дамасской стали, но, к сожалению, этот эксперимент не удался. Подобная сталь слишком легко расслаивается. На видео показан процесс вырубки язычка из полотна ножовки по дереву. В приспособлении зажимают лист стали, и твердосплавным зубилом делают насечку по краю, затем зажимают в тиски и отламывают заготовку язычка.

В готовом язычке надо проделать отверстие для крепления, мастер применяет следующее хитроумное приспособление, на котором прорубается отверстие. Через это отверстие язычок с помощью винта крепится к корпусу и окончательно крепится точечной электросваркой.

В отдельном помещении есть кузня, в которой рождаются ножи и другие нужные вещи. После мастер-класса Иннокентий Никитич пригласил гостей попить чаю. Чай, правда, оказался полноценными посиделками, за ломящимся от всякой вкуснятины столом. Кстати хозяин ярый сторонник здорового образа жизни и в свои годы не выпил не одной рюмки спиртного и не выкурил ни одной сигареты. Было сказано много добрых слов и сыграно много добрых наигрышей на хомусе.

Иннокентий Никитич Готовцев представитель авторской школы якутских мастеров, его хомусы имеют неповторимое звучание, очень хорошо слушаются исполнителя. Особый, завораживающий тембр, завоевал сердца многих любителей хомуса играющих на инструментах Мастера.

Международный центр хомусной (варганной) музыки.

Создатели музея хомуса.

АЛЕKСЕЕВ И. Е.

Инициатор создания музея

АЛЕКСЕЕВ Иван Егорович - хомусист- импровизатор, доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РФ и РС(Я).

В 1988 г. на фестивале фольклорной музыки народов Северной Америки встретился с известными исследователями и исполнителями варганной музыки: М. Сигером, Ф Крейном, Л. Фоксом. По возвращении в Якутск Иван Алексеев выступил с инициативой и создании Музея Хомуса. Иван Егорович безвозмездно подарил будущему музею уникальную коллекцию варганов, собранную годами. А также фотографии, грампластинки, книги, журналы и другие материалы, посвященные варганной музыке.

К. Д. УТКИН - к. и. н. , д. ф. н. , заслуженный работник культуры РФ

Большой вклад внесли в разработке и размещении экспозиций, работе с другими музеями энтузиасты музейного дела К. Д. УТКИН - к. и. н. , доктор философских наук, заслуженный работник культуры РФ и Е. Е. ВАРЛАМОВА - хомусист- импровизатор, отличник культуры РС(Я).

Е. Е. ВАРЛАМОВА - хомусист- импровизатор, отл. культуры РС(Я).

Директор музея, ИВАНОВ С. В.

Первый специализированный в мире музей - Музей Хомуса (варгана) народов мира- открылся 30 ноября 1990 года. Он создан на базе уникальных коллекций хомусов (варганов) разных стран известного хомусиста-импровизатора, заслуженного работника культуры Якутской-Саха ССР, к. ф. н. Ивана Егоровича Алексеевича, а также изделий народного мастера-изготовителя Захарова Ивана Федоровича - Кылыадьы Уус и других мастеров.

Музей Хомуса - удивительное царство древней музыки, рожденной еще в каменном веке и дожившей до наших дней, благодаря своей чарующей звучности и демократичности самого маленького в мире музыкального инструмента - хомуса (варгана). Изготавливается он из бамбука, дерева, кости и металла.

По рекомендации II Международного конгресса варганной музыки "Варган: традиции и современность", постановлением Совета министров Саха ССР от 19 декабря 1991 года за № 612, с 1 января 1992 года был организован Международный Центр хомусной (варганной) музыки. Созданный ранее Музей Хомуса народов мира передан в введение Международного Центра хомусной (варганной) музыки.

С 25 февраля 1993 года Центр с Музеем является коллективным членом Международного Совета музеев (ИКОМ) при ЮНЕСКО, рег. № 19841. Основные мероприятия вошли в программу ИКОМ ЮНЕСКО.

В целях пропаганды и сохранения музыки хомуса (варгана), древнейшего музыкального инструмента, Международный Центр хомусной (варганной) музыки (Президент - Алексеев И. Е. ) с Музеем Хомуса (варгана) народов мира (Вице - президент Центра, директор музея Иванов С. В. ) проводит многоплановую работу: семинары, творческие лаборатории, конкурсы и фестивали исполнителей и мастеров - изготовителей, организует передвижные выставки, лекции. Созданы школы игры на хомусе (варгане), повышения мастерства изготовителей; а также классы хомуса в училищах искусств, музыкальных школах, консерваториях, университетах в Кыргызстане, Тыве, Башкортостане, Якутии, Австрии. Ежегодно проводятся фестивали варганной музыки, издаются специализированные буклеты, журналы, антологии в Германии, Австрии, Японии, Америке, Якутии. Выпущены серии из многосерийного видеофильма <<Музыка хомуса (варгана) народов мира>>. С ростом интереса медиков к природе музыки традиционной медициной Якутии сделаны первые удачные шаги применения хомуса в лечебной практике. Состоялись I Всесоюзная конференция по проблемам варганной музыки (г. Якутск, 1988), I, II, III Международные конгрессы хомусной (варганной) музыки (США, 1984; Якутия, 1991; Австрия, 1998). Впервые проведены детские республиканский международный фестивали <<Чарующие звуки хомуса>> (г. Якутск, г. Покровск, 1999), посвященные Году детства и детского спорта в рамках проекта <<Культура мира в России - год 2000>>, утвержденного Правительством РС(Я) от 9. 12. 1998.

Сейчас в фонд музея хранится около 600 хомусов из 43 стран мира.

Техника игры на хомусе.

Способы фиксирования хомуса.

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и приоткрыв зубы, освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щечки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.

Если вначале это не удается, то можно держать хомус между зубами. В первое время лучше, когда концы корпуса находятся на уровне средних зубов. А потом можно сдвинуть хомус правее.

Извлечение звука. Хомус звучит за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались.

При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычка, производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса удлинится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя.

Чтобы усилить звук необходимо сомкнуть губы так, чтобы они обхватили корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.

Приемы ударов по язычку. Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки. Локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди.

Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным.

Если два этих приема применять вперемешку, получается переменный удар.

Способы дыхания. Основным способом является вдыхание. Вдыхать можно и нужно по-разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз.

При быстрой игре необходимо использовать при дыхании мышцы брюшного пресса, диафрагмы. Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу колебания, значит, силу и время звучания.

Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота. Если <<качать>> воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.

Движение губ. Если во время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит трудно использовать его при игре. Если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.

Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания можно извлекать самые разнообразные звуки.

Изменение звука.

Прием игры "Хаастатыы"

1,2,3,4 - места касания кончиком языка при произнесении звуков л, ль

Прием игры "Куерэгэйдетии" стрелки показывают направления движения языка при многократном произнесении звука й или слогов йа-йа, йо-йо,йе-йе, йу-йу

Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание.

Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении звука <<О>>, при этом язык уходит назад и ротовая полость максимально расширяется.

Подражание жаворонку - широко распространенный прием еще с давних времен. Язык держать так, как будто выговариваешь <<ый-ый-ый>> и двигать им вперед-назад в быстром темпе, не касаясь твердого нёба.

Подражание гусиному пению - также традиционный прием. При этом язык движется примерно так же, как при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь нёба и отрываясь от него, т. е. образуя артикуляцию слога <<ля>>.

Чтобы подражать кукушке, напрягаешь мышцы глотки, язык держишь, как будто выговариваешь звук промежуточный между <<Э>> и <<О>> и после удара по язычку, двигаешь языком, беззвучно выговаривая <<хах-кук>>.

Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путем обхвата его конца губами. Последний эффективнее первого и удобен при постепенной остановке звучания.

Если тормозить губами язычок, можно получить звук, похожий на весеннюю капель. Такой звук называется <<табыгыр>>. Это сложный прием, можно поранить губы. Проще остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно подражать топоту копыт, весенней капели, стуки дятла, барабанной дроби и т. д.

Любой желающий может научиться играть на хомусе. Чтобы овладеть всей техникой игры, нужны систематические занятия, упорство, настойчивость и большое желание.

Приемы игры на хомусе.

Существуют внешние, артикуляционные и внутренние группы.

Внешними называются приемы игры на хомусе, связанные с различными движениями (ударами) пальцев правой руки о языках хомуса и способствующие порождению всех других артикуляционных и внутренних приемов.

Прием <<наар охсуулар>>- односторонние удары образуется при легком подергивании кончика язычка хомуса средним коленком указательного пальца. Разновидностей односторонних ударов, зависящих от ритмичности и динамичности исполняемых мелодий или импровизаций, множество.

Прием <<хардары-таары охсуулар>>-двусторонние удары образуется путем чередующихся двусторонних (от себя и на себя) ударов о язычок хомуса. По сравнению с односторонними ударами данный прием более разнообразен, богаче, благодаря <<экономному>> обратному удару, при котором затрачивается меньше усилий, чем в убыстренных односторонних ударах.

Прием <<Тарбах араас охсуулара>> - варианты ударов пальцами появился в 70-х годах, благодаря деятельности талантливейших хомусистов-виртуозов С. Шишигина, А. Пахомова. Варианты ударов реализуются посредством комбинированных движений всех пальцев и ладони правой руки исполнителя при мгновенном ударе о язычок хомуса.

Прием <<табыгыр>> -стаккато, впервые созданный И. Е. Алексеевым, образуется при нажатии основания язычка хомуса большим пальцем левой руки и <<задержки>> губами вибрации язычка инструмента.

Артикуляционными называются группы приемов игры на хомусе, образуемых при обязательном участии артикулирующих органов речи исполнителя (языка, объема и частей полости рта, зева, гортани, носовой полости, фарингса).

Прием <<н оон>> -основной тон образуется при нулевой артикуляции органов речи, т. е. без движения воздуха в полости рта, без движения всех артикулирующих органов речи. Данный прием применяется для настройки, поиска искомого звука хомуса.

Прием <<уос ооно>> основан на физическом участии губ, преимущественно при исполнении мелодий, импровизаций с губными звуками о, , , б, в, м.

Прием <<хаастатыы>> - гусиное пение является традиционно развитым способом игры, акустический эффект которого принимается слушателем как подражание гусиному пению. Артикуляционной базой <<хаастатыы>> служат мгновенные и размеренные касания кончиком языка альвеол или различных участков твердого (редко и мягкого) неба. То излюбленный прием якутских хомусистов, который используется при оформлении любой импровизации или попурри.

Прием <<куерэгэйдэтии>> -пение жаворонка является исконно традиционным и образуется при ритмичном движении языка исполнителя по полости рта (горизонтально, без касания твердого неба и боковых стенок рта). Кончик языка при этом не должен соприкасаться с колеблющимся язычком хомуса. рэгэйдэтии>> акустически воспринимается как непрерывное звучание хомуса в виде трели жаворонка.

Прием <<бэлэс ооно>>- глоточный звук образуется при мгновенном смыкании и размыкании глотки исполнителя. Он весьма употребителен при импровизации с убыстренными темперированными структурами.

Прием <<э>> - кукушка представляет собой еще более сложную артикуляционно-акустическую модуляцию глоточно- зевного участка. Воспринимаемый звук э>> достигается путем выражения речевого сегмента типа кхах-куух посредством указанных участков дыхательно-речевой полости. Автором э>> является хомусист Александр Пахомов.

Прием <<сыыйа тардыы>> - умеренная игра является традиционно-специфичной манерой игры на хомусе, используемый при монологическом повествовании, лирической импровизации. Умеренно-размеренный темп игры сопровождается фоновыми оттенками двуголосия, динамичными периодами на стыке музыкальных фаз.

Прием <<хос ырыа>> - двуголосие , в отличие от оттенков <<сыыйа тардыы>>, изображается постоянными синхронными мелодико-обертоновыми линиями музицирования.

Прием <<мурун оон>> - носовой звук образуется при смыкании мягкого неба с задней стенкой языка, при котором воздух свободно проходит через полость носа и звуки приобретают носовой оттенок.

Во внутреннюю группу приемов игры на хомусе объединяются й>> и <<тыыныы араастара>>.

Прием <<й>> - гортанно-легочный звук образуется в результате подъема мягкого неба в положении артикуляции звуков , н, м и остановки дыхания и напряжения стенок глотки, гортани. При этом образуется единая <<труба>>-резонатор и акустически воспринимается объемный характер звучания хомуса.

Приемы <<тыыныы араастара>> - разновидности дыхания образуются при самых различных ритмических вариантах вдоха и выдоха исполнителя в момент игры на хомусе. Их можно распределить на одинарный вдох-выдох, двукратный вдох-выдох, многократные вдох- выдохи. Возможны также разновидности только вдоха и выдоха, т. е. вдох делится исполнителем на несколько ритмизированных компонентов. Аналогичным же образом можно регулировать и выдох.

Об учебном репертуаре. Игра на хомусе в основном имеет тематически направленный импорвизационный характер. Сильно развито лирическое уйуу>>- воспевание, всегда связанное с явлениями родной природы и состоянием душевных переживаний исполнителя. Особое внимание в учебном процессе уделяется стилю уйуу>>, господствовавшем в деятельности хомусистов старшего поколения. уйуу>> отличается от импровизации прежде всего звуко- извлекательными приемами, связанными с речевой артикуляцией. При этом наряду с мелодической линией синхронно произносятся слова о том, что воспевается. Голосовые связки в таком случае не вибрируют, а акустический эффект текста воспевания достигается путем особой артикуляции речевых органов (языка, мягкого неба, полости носа, губ и др. ).

В начальной стадии обучения игры на хомусе используются традиционные народные мелодии-куплеты <<Биэ-биэ-биэ>>, ыт-тыа>>, уохай>> (без перевода).

Мелодия <<Биэ-биэ-биэ>> состоит из повторяющегося одного слова биэ, которая доступна каждому начинающему хомусисту.

Биэ-биэ-биэ

Биэ-биэ-биэ

Биэ-биэ-биэдаа

Биэ- биэ- биэ.

Данная мелодия прежде всего применяется при обучении новичка для извлечения первых звуков на хомусе, при котором одновременно используются ритмичные удары, умеренное дыхание, движение всех артикулирующих органов.

Заключение

Хомус - инструмент широко распространённый по всему миру. Только в одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый всеми инструмент.

С виду неприметный, хомус таит в себе необыкновенные возможности, ибо способен извлечь из себя все много - образие естественных звуков, как бы рождённых самой матерью-природой.

Однако хомус - не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольётся с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)