Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Краткая история портретной живописи

Во все времена главным предметом искусства был человек. Искусство не может существовать без положительного героя, образца для подражания. В мировой живописи мы постоянно встречаемся с воплощением представлений о главных достоинствах личности. Только искусство в состоянии наглядно показать, каким может быть и должен быть человек. Не случайно ещё со времён античности в женских образах подчеркивалась, прежде всего, физическая красота, а в мужских интеллект и сила. Отражая уровень материальной, художественной и духовной культуры общества, искусство оказывает мощное влияние на развитие духовности, формирует господствующее представление об идеале человека. Яркие запоминающиеся образы героев своего времени оставила нам русская живопись. Художник всегда смотрит вперёд и видит дальше, чем его современности. Так искусство проецирует будущее в настоящее.

В журнале «Искусство в школе автор статьи и главный редактор журнала А Мелик-Пашаев говорит о том, что «приобщение человека к непреходящим духовно-нравственным ценностям очень важная и актуальная задача образования и воспитания в современной России. А если этого не происходит, если человек растёт бездушным, эмоционально тупым, к высоким ценностям непричастным, то чем компетентнее он во всём остальном, от информатики до каратэ, от экономики до химии, тем он страшнее и опаснее для общества. Потому что все частные «компетенции» могут быть легко обращены во зло.

Нам кажется, что наша научная работа отличается определённой новизной, так как исследований такого рода не существует. Однако в трудах по теории искусства очень часто поднимается тема положительного героя, что неразрывно связано с духовным прогрессом в обществе. Например, в своей книге Коваленская Н. Г. «Русское искусство XVIII века» доказывает, что произведение «Автопортрет с женой» А. Матвеева является прогрессивным и новаторским произведением в русской живописи XVIII века. Но это единственный пример и тему исторической перспективы Коваленская Н. Г. не затрагивает .

В работе Столович Л. «Категория прекрасного и общественный идеал» рассматриваются представления философов различных эпох об идеальном устройстве общества и идеальном человеке в этом обществе. Это ценный и сложный материал и его хочется наполнить конкретными примерами.

Искусство в целом, и портретное искусство в частности не только отражает развитие общества, оно помогает появлению нового человека и рассматривает его точки зрения идеала данной эпохи. Сегодня государство делает попытки объединить общество возродить нравственные ценности и ждет от нас, своих граждан активной работы в этом направлении, и здесь мы не можем пройти мимо огромного нравственного потенциала русского искусства, наполненного предыдущими поколениями. Представляется важным выявить, какой представлялась идеальная личность 50, 100, 150 лет назад. Какими свойствами обладала и чем была привлекательна для своих современников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I

ПОРТРЕТ (фр. portrait — изображение) — жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.

Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I— IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII веке в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи — Рембрандт, Д. Веласкес — создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова). Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов.

Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции — яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к своей модели.

ГЛАВА II

Духовное богатство всегда воспринималось в России как главное достоинство личности. Сразу следует оговориться, что именно мы понимаем под духовностью. На наш взгляд, духовность нельзя отождествлять с религиозностью. Объем понятия «духовность» гораздо шире, чем «религиозность». То есть если религиозность это всегда духовность, то духовность далеко не всегда религиозность. Максимально упрощая, скажем, что духовность – это совокупность проблем, волнующих человека, которые не имеют ничего общего с узколичными, чисто-материальными потребностями. Духовность, несомненно, этическая категория и как всякая норма и требование морали она получила своё отражение в искусстве. Мы пытались обнаружить отражение духовной жизни, прежде всего в реалистическом искусстве. Нам кажется, что увидеть, а тем более отобразить, духовную жизнь человека вне ясного правдивого изображения этого самого человека – крайне затруднительно.

Наше исследование начинается с русской живописи XVIII века, не затрагивая иконописи. Икона – самостоятельная и очень специфическая область религиозной культуры, и вряд ли мы, имеем право рассматривать её как древний вид станковой живописи. Здесь нужны другие критерии.

Феноменально быстро освоив живописную школу европейской живописи, первые русские художники XVIII века оставили нам яркие образы своих современников – людей энергичных и целеустремлённых. Эти люди хорошо осознают смысл жизни, понимают, что их личная судьба неразрывно связана с судьбой отечества.

Наиболее интересной и известной является работа Андрея Матвеева «Автопортрет с женой» (1729). Художник представляет зрителю двух молодых людей связанных взаимным доверием, уважением и любовью. В допетровские времена в России брак часто был сделкой двух семей и личные качества будущих не имели никакого значения. Матвеев очень тонко и деликатно показывает новый тип отношений между мужчиной и женщиной, который с началом европеизации России привносился на нашу землю. Теперь жена равная мужу личность, опора с жизни, помощница в его трудах. Заметно и глубокое чувство взаимной привязанности, соединяющее этих людей и показанное с максимальной деликатностью. Портрет был написан Матвеевым в счастливое время, в пору надежд и веры в свои силы, в год женитьбы на любимой девушке, Ирине Степановне Антроповой, двоюродной сестре известного живописца.

Основу русскому реалистическому портрету заложил Иван Никитин. Созданные им образы не только свидетельствуют о мастерстве художника, но и обнаруживают желание раскрыть характер портретируемого. Канцлер Г. Головкин один из «Птенцов гнезда Петрова». Это он и его единомышленники вместе с Петром строили новую Россию. Образ Головкина привлекает интеллектом и неоднозначностью духовного содержания.

Образ женщины занимает значительное место в портретной живописи XVIII века. Женские портреты писали и А. Матвеев и А. Аргунов и И. Никитин и Ф. Рокотов. Вершиной произведений в этом жанре является знаменитый портрет М. Лопухиной (1797). Конец XVIII века – время утверждения сентиментализма в русском искусстве. Получает распространение идея ценности «естественного человека» вне его сословной принадлежности. Свидетельством этого служат и резкие изменения в моде, стиль ампир разрушает прежние представления о костюме как способе подчеркнуть социальное положение человека. Уходят в прошлое высокие парики, пышные кринолины и обилие украшений. Используя традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ, Боровиковский придал иную, дотоле несвойственную им роль: выявление не общественного статуса портретируемого лица, а глубоко личных сугубо индивидуальных сторон его характера.

Внимание художника не отвлекается на костюм, который предельно прост и естественен. Женщина, погружена в природу, и составляет с ней органичное целое. И хотя пейзаж, окружающий Лопухину во многом условен и декоративен – в нём уже прослеживаются черты национального русского пейзажа – стволы берёз, колосья ржи, нежные васильки. Простому, спокойному изображению природы вторит облик Лопухиной, скромностью наряда противоречащий пышности парадных портретов. Её фигура немного наклонена, линия наклона ритмически повторяется в линиях пейзажа, ещё раз подчёркивая мысль о единстве человека и природы . Художник сумел создать не только необычайно поэтический тип, но и полный жизни и чувств женский образ, которого не знала вся предшествующая русская портретная живопись. Лопухина конечно красива, но в её красоте неуловимо подчёркнута способность к высоким чувствам, которое в то время в сознании многих составляла главное достоинство человека.

Мария Лопухина, урождённая графиня Толстая прожила очень недолгую жизнь. Она вышла замуж, но была несчастлива в семейной жизни. Портрет написан незадолго до её смерти. Она умерла в 24 года от чахотки. Но её поэтический образ вдохновлял поэтов и при жизни и после смерти.

Она давно прошла – и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить – страдать

– прощать – молчать.

Я. Полонский

Русский романтизм первой половины XIX века имеет свои специфические особенности. В силу отсутствия буржуазии наиболее передовым мировоззрением обладала определённая часть дворянства. Сочувствие тяжёлой судьбе крепостных крестьян, возмущение деспотизмом, гармонично сливается с идеей гражданского долга и характеризует взгляды передовой дворянской интеллигенции. Идея свободы – ведущая идея романтизма. Гуманистическое мировоззрение и служение общественному благу воспринимается как нечто личное, определяющее саму сущность человека.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты верного свидания!

А. Пушкин

Наиболее ярко русский романтизм проявился в творчестве Ореста Кипренского. В лучших традициях портретного жанра, освобождённого от репрезентативности и сословной престижности, Кипренский запечатлел духовную жизнь целого поколения русских людей. «Портрет лейб-гвардии полковника Е. Давыдова» 1809 широко известен.

В зыбкой игре света и тени контрастно выделяется сильная и стройная фигура гусара. На фоне тёмного таинственного пейзажа горит ярким огнём красный ментик, блестит золотое шитьё. Взгляд офицера устремлён в пространства, как это часто бывает у человека погружённого в размышления. В небрежной спокойной позе ощущается скрытая сила. Не смотря на то, что художник работал над портретом и запечатлел на нем реально существовавшего человека, мы воспринимаем этот образ как отражение лучших качеств русского дворянства. Замечательным явлением в русской живописи первой половины XIX века стали образы крестьян, созданные Алексеем Венециановым. Впервые в русском искусстве художник обратил внимание на людей «состояния, которых было самое презренное». Венецианов увидел в крепостном крестьянине красивого, умного, достойного уважения человека. В условиях крепостного строя это был гражданский подвиг. Художник утверждал ценность и достоинство человека вне зависимости от его социального положения. Венецианов оставил прекрасные образы русских крестьян, где сочетаются физическая привлекательность и нравственная чистота.

Жизнь российской женщины из привилегированных слоёв общества в XIX веке, изменилась по сравнению с веком XVII, но тем ни менее оставалась предопределённой. Девушка получала образование (домашнее или в учебном заведении) и начинала выезжать в свет. Основной жизненной целью для подавляющего большинства было – «сделать хорошую партию», то есть удачно выйти замуж. А основная задача родителей – устроить дочери выгодный брак с достойным человеком. Выгодное удачное замужество считалось вершиной женской карьеры и рассматривалось как решение многих жизненных проблем.

Но во второй половине XIX века система традиционных ценностей в жизни женщине начала меняться. Появляются и мужчины и женщины, для которых основной целью жизни становиться принести пользу обществу. И именно такую девушку-студентку изобразил Николай Ярошенко в своей картине «Курсистка».

Это не широко распространенный образ, девушек отважившихся порвать с семьёй, бросить вызов традициям было тогда не много. Многие их осуждали, некоторые ими восхищались. Образ «Курсистки» девушки, решившийся практически помогать своему народу – образ положительного героя, вызывающего уважение автора. Юная хрупкая девушка с сильной волей. Она сама выбрала свой нелёгкий путь, и её с полным основанием можно назвать «совестью нации».

Если художник воспринимает своё творчество как служение народу, то стремиться к максимально правдивому изображению действительности, и привлечению внимания общества к главным проблемам современности. Такая постановка задач обязательно приводит к критическому осуждению существующих порядков.

Русское искусство второй половины XIX века развивается в русле критического реализма . Весь мир знает имена Льва Толстова, Фёдора Достоевского, Антона Чехова. К сожалению, русская живопись этого периода менее известна, хотя она может служить ярчайшим примером воплощения гуманистического передового содержания в высокопрофессиональной художественной форме. Ни одна страна в мире не знает такого явления как «передвижничество», ни по количеству, ни по качеству произведений. Передвижники – подлинные новаторы, которые сумели раскрыть в полном объеме социальные возможности живописи.

Психологизм образов – главная особенность и главное достижение русских художников второй половины XIX века. Поиски положительного образа героя привели к тому, что была создана целая галерея выдающихся писателей, художников, актёров. Все они чрезвычайно богатые духовно люди, и несомненно сами авторы этих портретов были им под стать. Образ Христа Крамского созвучен образу писателя Фёдора Достоевского, работы Василия Перова. Те же мучительные сомнения и тягостные раздумья. Трагическая судьба самого писателя во многом перекликается с судьбами его героев «униженных и оскорблённых». Он типичный представитель «бедных людей», которому судьбой уготована роль жертвы «хищников». Тот, кто не может отказаться от моральных принципов, обязательно оказывается на дне жизни. Следовательно, жизнь – это или «наказание без преступления» или «преступления без наказания». Образ Достоевского воплотил вечную драму умного, честного талантливого человека, страдания которого не понятны большинству окружающих.

Такие произведения волновали зрителя, заставляли его душу трудиться и искать ответы на вечные вопросы. Таким образом, русская живопись перестала быть просто престижным предметом интерьеров, способом запечатлеть себя для потомков.

При всех очевидных заслугах передвижников их можно упрекнуть в некоторой ограниченности и однобоком отражении действительности. Они искренне считали, что пока народ страдает нельзя радоваться жизни воспевать её красоту. Но в жизни есть место всему. Новая эпоха – рубеж веков – породила новое отношение к искусству. Молодые художники осуждали излишнюю тенденциозность передвижников. Их совсем не привлекала роль вечных плакальщиков по страдающему народу. Александр Бенуа сказал: «У передвижников идея съела живопись»! Хотелось бы уточнить, что идея обличения съела не саму живопись, а вычеркнула из неё ту сторону жизни, которая связана с радостью, счастьем и гармонией. Но и сам Бенуа, и художники которые вошли в знаменитое творческое объединение «Мир искусств» впали в другую крайность. Посвятив свои работы поиску гармонии и красоты, они начисто игнорировали серьёзную социальную проблематику. Своими произведениями они пытались создать беззаботный, счастливый мир, где царствует красота.

В их произведениях отсутствовала социальная тематика, сюжеты были посвящены далёкому прошлому, не имеющему ничего общего с окружающей действительностью. Эстетическую функцию искусства художники этого объединения считали единственно важной. Перефразируя Бенуа можно сказать, что красота съела идею.

И ещё одно, на наш взгляд, очень яркое отличие от искусства художников – передвижников. У авторов произведений появляется ироническое отношение к своим моделям. Иронично относится к своим купчихам Борис Кустодиев, хотя и не скрывает своего восхищения их роскошными телами. Ведь в народе полнота считалась неотъемлемой составляющей идеальной женской красоты. На автопортретах Зинаиды Серебряковой зритель видит молодую, красивую, любующуюся собой женщину, которая к тому же не чужда эпатажа . Теперь герои живописи – люди довольные собой и своей жизнью, избегающие задумываться над трагической стороной бытия.

ГЛАВА III

Духовность это обязательно сомнения, а в тоталитарном государстве, каким был Советский Союз, сомнениям места не было, сомнения автоматически вызывали подозрения. В чём можно было сомневаться, если партия и правительство наметили курс и твёрдой рукой вели страну в счастливое будущее. Народу же оставалась роль послушного исполнителя всех их предначертаний. Причём строить «светлое завтра» нужно было с энтузиазмом. Верность власти объявляется главным достоинством человека. Постоянно и повсеместно унижая и уничтожая свой собственный народ, советское правительство лицемерно восхваляло его, объявив – единственным, подлинным хозяином в своей стране.

Первые герои нового времени – это участники гражданской войны. Очень быстро складывается своеобразная иерархия, кого следует изображать, а кого нет. Портрет, в советский период – это прежде всего признание человека, это честь которая ему оказана властью. Известно, что советское руководство взяло на себя содержание признанных мастеров, обеспечивая их работой так называемым государственным заказом.

Но взамен требовала верного, безоговорочного служения. Но наряду с официальным заказным искусством, всегда существовало искусство неофициальное, когда художник работал «для себя» и был относительно свободен.

Примером такого искусства могут служить портреты, выполненные художником вне официального заказа. Именно они и стали значительными достижениями в области изобразительного искусства 20 -30-х годов. Достаточно вспомнить работу Кузьмы Петрова-Водкина – «Автопортрет». В автопортрете, перед нами личность пытающаяся разобраться в сложной политической обстановке, понять, где правда. Это не просто портрет художника, написанный им самим, это отражение состояния русской интеллигенции вскоре после прихода к власти большевиков. В то время было мало, что было известно об этих людях и этой партии. Но волна всеобщих предреволюционных настроений позволила придти к власти коммунистам. Только позднее наступило запоздалое прозрение и разочарование, когда повсюду утвердилось беззаконие и насилие. Умные люди поняли, что за ужасный джин был выпущен из бутылки и загнать его обратно уже невозможно. В глазах художника – страшное будущее России. И извечный русский вопрос: «Что делать?». Хотя выбора у интеллигенции уже тогда не было. Им оставалось или покинуть Родину или приспосабливаться не рассуждая, не сомневаясь, что для художника, было неприемлемо.

Наверное, это имел в виду Владимир Маяковский, когда писал:

Хорошо у нас в стране Советов!

Можно жить, работать можно дружно.

Только вот поэтов, к сожалению, нету,

Но быть может, это и не нужно!

Легко догадаться, что Маяковский и власть смотрели на назначение искусства по-разному. И хорошо известно, чем это закончилось для Маяковского.

Герой начала 30-х годов – сильный, здоровый энергичный человек готовый к «труду и обороне». Утверждая здоровый образ жизни - искусство разрабатывало новую тему – спорт. Яркий запоминающийся образ молодой спортсменки картине «Девушка в футболке» создал Александр Самохвалов. Картина имела огромный успех и в стране и за границей. На Международной выставке в Париже в 1937 году она была отмечена золотой медалью. Типичный герой своего времени. Художника мало заботит духовный мир героини, он исповедует модный лозунг «В здоровом теле – в здоровый дух!». Его можно понять, ведь он выполняет социальный заказ, а основное требование руководства к советскому гражданину – быть в хорошей физической форме. Эта картина открывает серию работ, где героинями выступают молодые женщины – строительницы новой жизни. Типичные образы девушек, полных энергии и трудового энтузиазма, вписанные в простую ясную композицию, широкой свободной манерой письма напоминает фресковую живопись, о которой художник мечтал, но так и не сумел заняться.

Моделью для этой работы стала молодая учительница Евгения Петровна Адамова, но многие советские женщины узнавали в нём себя. Не случайно, «Девушка в футболке» это не портрет Адамовой, а собирательный образ, где индивидуальное растворяется, в общем. Это идеал женщины будущего, устроительницы коммунизма, у которой сильное, тренированное тело и простой, предсказуемый духовный мир.

В эпоху коллективизации средствами массовой информации был создан омерзительный образ кулака – вредителя, на которого можно было списать все просчёты и преступления, которые привели к тотальному дефициту продуктов питания, а в некоторых регионах страны к голоду. В этот период ещё одним важным качеством любого советского человека провозглашалась бдительность. Популярный лозунг того времени «Каждый коммунист должен быть чекистом». Выслеживать и обезвреживать мнимых шпионов и врагов народа, было не только правом, но и обязанностью каждого советского гражданина. Повсеместно насаждалась атмосфера подозрительности и недоверия. Массовой пропагандой внушалась мысль, что враги притаились повсюду и стремятся нарушить мир и благополучие советского народа, которого на самом деле у него и не было. Разобраться «кто есть кто» под тягчайшим прессом советской пропаганды, которая беззастенчиво называла чёрное белым и наоборот - было непросто. Грозным хранителем социалистической собственности предстаёт «Колхозный сторож» в картине Сергея Герасимова. Произведения Самохвалова и Герасимова скорее плакаты, выполненные средствами станковой композиции.

Создавались портреты советской интеллигенции, верно, служивших советской власти, и тем заработавших право на своё изображение. Достаточно красноречив портрет Алексея Толстого работы Павла Корина. Жесткая живописная манера художника оказалась созвучна характеру «раскаявшегося» и обласканного властью «красного графа». Перед нами умный, волевой, но циничный и беспринципный человек, променявший талант и убеждения не сытое, безбедное существование. Раз, и навсегда выбрав, свою судьбу, Алексей Толстой уже не допускал, чтобы эмоции угрожали его высокому положению.

В данной работе мы сознательно не рассматриваем образы вождей Владимира Ленина и Иосифа Сталина, занимающие в советском изобразительном искусстве значительное место. Эта особая область тоталитарного искусства и цель её формирование культа личности. Этот настойчиво навязанный «идеал» ничего не имеет общего с проблемами духовности в искусстве. В данном случае свято верилось, что количество когда – нибудь перейдёт в качество.

В живописи 60-х годов появляются новые тенденции. Идеологический гнет на искусство ослаб, чем воспользовались многие художники. На волне разоблачений преступлений сталинской эпохи возникает желание осудить всё, что делалось в то время. Тотальному отрицанию подверглось и искусство социалистического реализма, которое стало восприниматься как синоним лживости и продажности. Стремясь обновить искусство, освободить его от тяжёлого наследия прошлого, многие художники стали искать другие формы, отступая от реалистической манеры изображения действительности. Живопись нового стиля демонстративна, лаконична и монохромна. Иллюстрацией к сказанному может служить портрет Зинаиды Ивановны Заботиной, Героя Социалистического Труда и мастера механической дойки, художника М. Малютина.

3. И. Заботина представилась художнику в образе современной хозяйки деревни. В облике ее чувствуются значительность и даже суровость. Сильная воля, жизненная мудрость, крестьянская рачительность, думы о будущем составляют основу психологической выразительности этого портрета. Обобщенность и монументальность образа, к которым стремился художник в этом портрете, достигаются строгостью композиции, сопоставлением крупных масс, светлых и темных живописных пятен, графической остротой абриса фигуры, своеобразным и широким мазком. Исполнен портрет в излюбленном автором, но, может быть, более напряженном сочетании белых, черно-синих и оливково-коричневых тонов. Здесь, как и в ряде других произведений Малютина, прекрасно написан пейзаж: суровый, предвесенний, вечерний, с далями, полями и фермами.

Иногда художники отказываются от выстроенной композиции, используя приём «предстояния», когда герои фронтально выстраиваются в картинной плоскости, как на любительской фотографии. Ещё одним новаторством 60-х стало появление неоклассических тенденций. Заметно влияние произволений позднего средневековья, те же скрупулезные подробности то же старательное перечисление примет и деталей.

Картина Е. Романовой «Семья В. Шукшина» производит двойственное впечатление. С одной стороны мы видим руку мастера и профессионала, но с другой тщательно написанные образы начисто лишены эмоциональности. Герои очень похожи на реальных и абсолютно безжизненны. Для этого периода характерна попытка художника отстраниться от объекта изображения, что создает как бы преграду между образами и зрителем.

Всегда в любое время, находятся действительно талантливые художники, имеющие возможность и желание сохранить для потомков образ духовно богатого современника. Такие художники составляют гордость нашего искусства, являясь свидетельством его жизнестойкости в любых испытаниях. Кисти Орешникова принадлежит образ очаровательной женщины талантливой балерины Аллы Шелест. Благодаря творчеству этого мастера сохранялися лучшие традиции русской живописной школы.

Илья Глазунов и Александр Шилов. Имена этих двух художников, пожалуй, наиболее известны широкому кругу зрителей. Вокруг их творчества до сих пор не утихают споры, и мнения критиков диаметрально расходятся. Это «последние могикане» реалистической школы, мастера которые могли писать портреты. И хотя их произведения ориентированы на лучшие образцы русской живописи, что-то важное безвозвратно потерянно в их работах. Несомненно, и Илья Глазунов и Александр Шилов настоящие профессионалы и мастера, что уже тогда встречалось не часто. Илье Глазунову удалось стать «придворным» художником. Его поддерживали власти, он пользовался расположением самых высших правительственных чиновников, что вызывало, завись его собратьев по профессии, и обрушивало на него нескончаемые потоки критики.

Шилов – великолепный рисовальщик, признанный мастер портрета, но его живопись слишком подробная, излишне детализированная, да и герои его полотен скорее вызывают скорее смущение, чем восхищение. Мы не знаем, ставили ли себе задачу раскрыть внутреннее через внешнее эти художники, но добиться её решения им удалось не в полной мере. Может быть, это произошло потому, что сами модели никак не соответствовали статусу высоко духовных людей. А может, у самих признанных художников не было возможности, эту самую духовность продемонстрировать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги – мы можем сделать вывод, что вершиной русской духовности является вторая половина XIX века, о чём наглядно свидетельствует история живописи этого периода. Конечно, и до этого времени и после художниками создавались гениальные полотна. Но XX век в силу многих исторических и социальных причин неуклонно демонстрирует нам утрату приоритета духовности.

Мы живём в эпоху кризиса, и не только финансового, который начался недавно. Наша страна живёт и уже давно в эпоху глубочайшего духовного и нравственного кризиса. Сегодня и те наши соотечественники, кто входит в список самых богатых людей мира и те, которые живут за чертой бедности, озабоченны своим материальным положением. Герои нашего времени, конечно есть, но они мало кого интересуют. Искусство больше не испытывает гнёта со стороны государства, но и абсолютная свобода и пришедшая с ней необходимость самостоятельно выживать в рыночных условиях для искусства оказалось пагубной. Диктат рубля ничем ни легче диктата идеологии. Общеизвестный факт, что художник Александр Иванов писал свою картину «Явления Христа народу» в общей сложности двадцать лет. Менее известно, что Академия Художеств дважды продлевала ему срок пребывания в Италии и сам император Александр II назначил художнику пенсию, позволившую ему воплотить в жизнь свой гениальный замысел.

Неоспоримый факт, картина как жанр умерла, на выставках современного искусства мы можем видеть основном натюрморты и пейзажи. Единственное место, где еще можно увидеть серьёзные работы - это защита дипломов в художественных училищах и ВУЗах. Эти работы чаще всего выполнены на высоком профессиональном уровне и поднимают серьёзные проблемы современности, или обращены в историческое прошлое нашей страны. Но предоставленный сам себе, художник просто не решается взяться за большую серьёзную работу.

Людей бездуховных раздражают герои и всё что с ними связано. Искусство постепенно превращается в развлечение, не претендуя не на что больше. Именно в таком положении оно востребовано теми, кто в состоянии оплатить. Никто не знает, сколько продлится такое удручающее положение. В атмосфере бездуховности искусство становится бездуховным, то есть перестает быть искусством. Нам остаётся лишь надеется, что найдутся талантливые художники, которых заинтересуют герои, а государство найдёт возможность таких художников поддержать. Художник и идеальная личность должны найти друг друга. Уязвимость художника в том, что ему нужен не только зритель, но и покупатель.

Не раз в нашей истории были тяжелые моменты, когда передовые силы общества обращались к прошлому, черпая в нем силы для решения сложнейших задач. Мы наследники славной, великой культуры. Наш моральный долг сохранить и развивать отечественную культуру как это делали наши предки на протяжении веков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)