Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Красота внешняя и внутренняя

Тема красоты – одна из “вечных” тем. Красоту Женщины воспевали поэты всех времен и народов. Красоту Женщины стремились сохранить на века в своих полотнах величайшие художники мира. Красота Женщины вдохновляла на создание прекраснейшей музыки. Благодаря искусству, прекрасные образы Женщины до сих пор вызывают наше восхищение. Читая художественную литературу, мы невольно представляем любимых героев красивыми внешне. Почему так происходит? Почему одних героев, даже если автор специально подчеркивает их красоту, мы в душе не хотим признать красивыми, и наоборот, все свои симпатии отдаем “гадким утятам”, превращая их в своем воображении в прекрасных лебедей? Потому, что нам так хочется? Или потому, что такой взгляд формировался у людей в течение многих веков? Или потому, что человек не признает красоты в злом, эгоистичном человеке? Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили обратиться к произведениям художественной литературы.

Сюжет, подобный "Сказке о мертвой царевне", очень распространен в русском фольклоре. В сказках обычно мачеха ненавидит свою падчерицу, преследует ее и пытается уничтожить. У мачехи могут быть свои дочери, например, в русских народных сказках “Морозко”, “Крошечка-хаврошечка”, “Финист – ясный сокол”, в сказках “Аленький цветочек” С. Т. Аксакова, “12 месяцев” С. Маршака и других. Как правило, мачеху и ее дочерей не любят, никто за них не сватается. Падчерица же, напротив, всеми любима, ее жених – царевич, красавец, герой и т. п. Почему так происходит? Ответ вроде бы и очевиден: никто не хочет жениться на злой, глупой, ленивой да еще и некрасивой девушке. У падчерицы же, в отличие от сестер, добрый нрав и привлекательная внешность. Рассмотрим, как эта традиция реализуется в сказке А. С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Начинается сказка традиционно: смерть матери-царицы, затем “царь женился на другой”. Новая царица внешне очень красива, “высока, стройна, бела”. Но ее красота не радует окружающих, потому что за красивой внешностью скрыт злой, упрямый, сварливый характер, она “горда, ломлива, своенравна и ревнива”. К тому же у нее нет друзей, ей подчиняются, потому что боятся (Чернавка). Искренней и веселой она бывает только “с зеркальцем своим”. Пока зеркальце ее хвалит, пока нет рядом красавицы-царевны, царица “с ним приветливо шутила и, красуясь, говорила”, но даже ему она не прощает истины: с появлением соперницы, когда зеркало говорит, что “царевна всех милее, всех румяней и белее”, обращение другое: “свет зеркальце” становится “мерзким стеклом”. Причем зеркало нейтрально по отношению к царице: оно отражает лишь объективную реальность, сообщает то, что есть. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркало глядясь.

Царица довольна ответом зеркальца - "Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее", и тело "исполняет" танец: царица плечами пожимает, подмигивает, прищелкивает пальцами, вертится. Глаголы "изображают" движение каждой части тела.

Мачеха не только грубая, злая, “баба гневная”, но еще завистливая и жестокая. Когда мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется “черной завистью”, бросает непослушное зеркало под лавку. “Черная зависть” к красоте падчерицы толкает ее к жестокому поступку, говоря современным языком, к преступлению. За свои злодеяния она понесла заслуженное наказание, причем наказание в ней самой, никто не сделал ей ничего плохого, она умерла “от злости ”.

Образ царевны создается по принципу антитезы. Антитеза в художественном произведении – резкое противопоставление. С первых же строк о царевне вырисовывается совсем другой образ. Если царица “горда, ломлива, своенравна и ревнива”, то царевна, напротив, “нраву кроткого”. Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и незаметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела.

"Расцветание" девушки описано глаголами (два повторения росла, поднялась, расцвела). В них "сосредоточена" жизнь царевны, которая жила тихо, незаметно – “тихомолком”, но ее красота пробилась - и всех поразила. Это подчеркнуто с помощью тире: “поднялась - и расцвела”.

Ее характеристика строится и на отношении к ней других персонажей. Чернавка не выполнила приказ царицы и, “в душе любя”, отпустила царевну. Королевич Елисей, разыскивая свою возлюбленную, скачет на край света. Богатыри полюбили ее, каждый готов на ней жениться. Даже пес Соколко, “лесного зверя злей”, пытается защитить ее от “черницы”, “словно сердце песье ноет”. Такое отношение вполне обоснованно. Царевна добра к окружающим, заботлива: жалеет нищенку, у семи богатырей “хозяюшкой она”; верна своему жениху (“но другому я навечно отдана”), вежлива (“по речи в миг спознали, что царевну принимали”), трудолюбива (“дом порядком прибрала”). Вряд ли можно представить за домашними делами царицу, ее занятие – вертеться перед зеркалом. Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе.

Мотив несоответствия внешней красоты и внутренних качеств еще раз возникает в сцене с яблоком. Яблоко, которым угостила царевну царица,

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь.

От яблока невозможно оторвать глаз: Пушкин дважды повторяет усилительную частицу так. Казалось бы, яблоко не может принести вреда: ведь "видны семечки насквозь". Но поэт недаром поставил после этой фразы многоточие: стоит насторожиться! Мачеха передала падчерице свой "портрет". Тем не менее, сказка заканчивается победой душевной красоты: мачеха умерла от "тоски", завидев прекрасную царевну, которую от "мертвого сна" пробудила всепобеждающая любовь.

Таким образом, мы видим, что царевна и царица – полная противоположность друг другу, и все же у них есть и черты сходства: во-первых, обе царского происхождения, во-вторых, обе очень красивы. А это значит, что в "Сказке о мертвой царевне" конфликтом, движущим сюжет, является "соперничество" красоты внешней и красоты внутренней. Пушкин здесь смотрит на женщину так же, как народ: внешняя красота сама по себе не вызывает в народном самосознании уважения и восхищения. Гораздо важнее внутренняя красота. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность. Только такие героини добиваются счастья, гармония внешней и внутренней красоты помогает им преодолеть все препятствия. Сам Пушкин и в жизни ценил в женщине не только красоту внешнюю. "Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица", - писал поэт своей прекрасной возлюбленной, будущей жене Наталье Гончаровой.

СКАЗЫ П. П. БАЖОВА

Сказка с ее мудростью не принадлежит одному человеку и одному народу. Она не знает границ во времени и не знает границ между странами и языками. Сказка всегда нравственна, она не дает назиданий, она учит в игре. Близок к сказке такой жанр, как сказ. Доброта и бескорыстие в сказах, как и в сказках, всегда вознаграждаются.

В сказах уральского писателя П. П. Бажова также действуют и волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Тема красоты связана прежде всего с образом Медной горы Хозяйки. Интересно происхождение этого образа. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки.

Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на "подземной каторге", в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.     Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.

Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце - ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".

Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцветные ящерки. Их “тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены”.

Живет она в прекрасном подземном дворце: “Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя”, “деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня. Ну, всякие. Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная. разная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев-то змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идет.  Земля тут, как простая глина, а по ней кусты черные, как бархат. На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют”. Однако попасть туда можно, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки. Степану приходится терпеть гнев приказчика, непосильную работу в сырой шахте, а Даниле приходится пройти через муки творчества, создавая свой каменный цветок.

Действия Хозяйки могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям. Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло - "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей. Вот, - думает парень, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила". Это происходит потому, что отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней. Не случайно и то, что сказ о ней автор заканчивает такими словами: “Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало”. И для Степана встреча с ней оборачивается бедой. "Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью завел, дом обстроил, все как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял”. И умирает Степан, зажав в руке памятку о Хозяйке – слезы Малахитницы.

Главные герои сказов - простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них слепого поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы. Произведения Павла Петровича Бажова, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны. Положительные герои фольклора, добрый молодец и красная девица, должны быть обязательно красивы, а красота их описывается в соответствии с представлениями народа. Сходные красочные описания находим в сказах Бажова: "Глаза звездой, брови дугой, губы - малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя". Катя, невеста Данилы-мастера, “пригожа была”. Всего в двух словах набросан портрет девушки, и все же соответствует сказочной традиции. Да и сам Данилушко “вон какой! Высокий да румяный, кудрявый да веселый”.

Но есть и другие описания. Во внешности Настасьи, невесты Степана, подчеркнута в первую очередь не внешняя красота, а человечность: “Хорошая девушка, сиротка одна. Ну, конечно, против малахитницы где же ей красотой равняться! Простой человек, обыкновенный”. Простенькая, обыкновенная девушка явно противопоставлена Хозяйке, но она побеждает свою всемогущую соперницу. Степан остается верным своей возлюбленной: “Не могу, говорит (жениться), другой обещался”, - и Хозяйка хвалит его за благородство: “Молодец, — говорит, — Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку”.

Не остался в горе, не променял мир людей на прекрасный, но неживой мир и Данило-мастер.  Прямой поединок его невесты и Хозяйки описан в сказе “Каменный цветок”. Автор восхищается ее смелостью, решительностью: “Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку Ну, смелая девка. Прямо на горло наступать стала. Это Хозяйке-то!” “Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется”. Даже “каменную девку” покоряет сила любви, самоотверженность, верность героини.

Красота - не главное для героев и автора. Металл, камень в одежде, волосах, даже в поведении не раз подчеркивают холодность Хозяйки: “коса ссиза-черная”, “ленты тонко этак позванивают, будто листовая медь”, “артуть-девка” (ртуть), “одежа из шелкового, слышь-ко, малахиту”. Тепло и красота человеческой души побеждают блестящую, холодную красоту Хозяйки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В фольклоре отражены представления народа о добре и зле, красоте души человека. Фольклор всегда высмеивал глупость, жадность, злость и другие отрицательные качества. Идеал красоты – это, в первую очередь красота душевная. Только такому человеку в сказках дано стать красивым. В произведениях А. С. Пушкина и П. П. Бажова продолжается эта традиция. В них созданы образа прекрасных женщин, добрых, высоко нравственных. В отличие от фольклорных сказок писатели наделяют красотой внешней и злых, завистливых, жестоких, холодных и бесчувственных. Но симпатии других героев, автора, читателя всегда на стороне красоты душевной. А это значит, что красота душевная во все времена побеждает злую душу, скрытую за красивой внешностью.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)