Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Колокольный звон как явление русской культуры

Колокольные звоны были известны на Руси ещё с X века, со времени принятия христианства. Многие века они сопутствовали жизни народа, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возращение полков с поля битвы, сопровождали празднества .

Не повезло колокольным звонам в XX веке. Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремлённые ввысь колокольни.

Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народны ремесла. А по своей художественной сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.

Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с Запада первоначально как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался как нельзя кстати. Но сигнальные звоны – это ещё не искусство, а лишь предтеча его. К тому же распространение колоколов, в первые десятилетия принятия христианства на Руси, не носило массового характера. Они были ещё редки и невелики по размерам, к тому же, как сообщают летописи, часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений с татаро-монгольскими захватчиками.

Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры.

Испокон века считалось, что колокола обладают особой духовной силой.

Русские колокола – это материализованные знамена духовного развития России, «звонкие иконы». Колокола – это одно из таинств бытия, недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню.

Ко́локол — металлический инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом в различных моделях раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимался как "глас Божий".

Русский колокольный звон уникален: в основе его лежат ритм, темп и тембр. "Мелодия в собственном смысле слова отступает на задний план или же совершенно исчезает" (В. Н. Ильин). Отсюда главное достоинство колокола - его благозвучие. "Звонящей молитвой" называл русские колокола американский кампанолог Эдвард Вильямс.

Сорок веков истории. А может быть и больше: полагают, что колокольчики - гремки из дерева и высушенных плодов существовали уже в эпоху неолита! Что же касается бронзовых колоколов, то их история началась с маленького колокольчика. Именно он является в колокольном семействе "старшим братом".

До сих пор нет единого мнения относительно его родины и возраста. Колокольчик и бубенец были обнаружены в быту многих народов: китайцев, евреев, скифов, египтян, этрусков, греков. А бронзовое литье существовало c четвертого тысячелетия до н. э. на территории южного Ирана, Турции, Месопотамии и Египта. Однако самый древний литой колокольчик, сохранившийся до наших дней, родом из Китая.

По одной из версий именно в Китае появились первые колокольчики, откуда по Великому шелковому пути они попали в другие страны Азии и Ближнего Востока, а затем и в Европу. По другой версии колокольчики появились в нескольких культурах одновременно.

Основными функциям древних колокольчиков являлись: сигнальная, культовая, магическая. Ко времени возникновения христианской религии, колокольчики и бубенцы применялись почти во всех существовавших ранее религиях.

Известно, что древнегреческие солдаты отделывали колокольчиками щиты, древнеегипетские жрецы привязывали их к щиколоткам, иудейские первосвященники украшали колокольчиками подолы одежд, древние римляне клали их в гробы к покойникам.

С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, для того чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались «ботала», и свою задачу выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей. Но специально отливать колокольчики стали в Италии. По преданию, еще в IV веке один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, устал да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда - то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок - колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по - русски означает колокольчик.

Исходя из этого, нами было решено исследовать явление колокольного звона в русской культуре.

Маленькие колокольчики выкапывают из древних могил и курганов России. Они свидетельство того, что еще в дохристианские времена колокольчики использовались в быту славян, но об их назначении можно лишь догадываться. Возможно, колокольчики из курганов были первоначальными атрибутами богослужебного культа наподобие волшебных колокольчиков современных шаманов.

На Руси впервые о колоколах упоминается в летописи 988 года, с приходом христианства, их распространение не носило массового характера. Они были редки и невелики по размеру, к тому же, как сообщают летописи, часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений с татаро – монгольскими захватчиками.

О колоколах немало говориться в русской литературе, начиная с самых древних источников. Первое упоминание в русской летописи под 1066г. связано с Новгородом и Святой Софией, с которой полоцкий князь Всеволод снял колокола.

О колоколах есть упоминание в былинах киевского и новгородского циклов:

И повели – то Илью да ко висельнице

И сопровождають Илью да как Муромца

Со всеми звонами да церковными

В «Слове о полку Игореве» говорится о колоколах полоцких, слышимых в Киеве.

Особенно славились на Руси новгородские колокола, хотя и поется в песне:

Звонили звоны в Новгороде

Звончей того во каменной Москве.

Новгород гордился звонами колоколов Софийского собора и древнейшего Юрьевского монастыря XI века, среди прочих выделялся новгородский вечевой колокол – символ свободы и независимости Новгородской республики. Для них специально строили колокольни и звонницы[4].

На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце

XV века после татаро – монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси в Москве, где был открыт «Пушечный двор», на котором лили и пушки и колокола. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. А затем русские мастера сами овладели секретами создания кампанелл. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег по красоте и по качеству звона колокола. На Руси сложился особый способ звона, отличный от западноевропейского – «языковый», когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню.

Одним из первых кто, рассмотрел колокол с технической точки зрения и с точки зрения звуковой теории, был ростовский протоиерей Аристарх Александрович Израилев. Можно сказать, что он первый дал толчок русским мастерам рассматривать колокол как музыкальный инструмент.

Колокол - единственный сигнально-музыкальный инструмент, используемый Русской Православной Церковью при совершении богослужений.

За свою многовековую историю колокола в России из примитивных и мало благозвучных сигнальных инструментов переросли в весьма сложный сигнально- музыкальный инструмент, состоящий из более, чем десятка колоколов, имеющий различные назначения и играющий значительную роль в церковной, государственной и общественной жизни России.

Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы. Они представляли собой деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, каждый из которых звенел своим собственным голосом.

А еще люди начали возводить колокольни, которые поднимались выше остальных домов, и поэтому звон с них был особенно хорошо слышен. В России с ее необъятными просторами и значительной удаленностью селений друг от друга была острая необходимость в таком инструменте, который мог бы быстро оповестить людей. Поэтому на Руси и стремились отливать крупные колокола.

Самая известная колокольня в России находиться на территории Московского Кремля. Она называется колокольней Ивана Великого. Это величественная трехъярусная златоглавая башня, строительство которой велось под руководством архитектора Бона Фрязина в 1505 – 1508 годах. И самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, тоже находиться в Московском Кремле у подножия колокольни Ивана Великого. Его так и называют Царь – колокол. Весит он 200 тонн .

Процесс производства колоколов считался секретным, но в старину почти на каждой крупной российской дороге имелось селение, в котором отливались ямщицкие колокольчики. Самыми знаменитыми были колокольчики, которые делали в городе Валдае. Этот город расположен на полпути из Москвы в Петербург. Об этих колокольчиках даже сложена народная песня.

Вот мчится тройка почтовая

По Волге - матушке зимой,

И колокольчик - дар Валдая –

Звенит уныло под дугой.

Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: едет мимо тройка, то ли почту везет, то ли гостей везет. Создание колокольчиков в городе Валдае было окружено секретами старых мастеров. А о происхождении валдайских колокольчиков существует интересная легенда.

В 1478 году по приказу московского князя Ивана III в Великом Новгороде сняли Вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где потом был перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор, сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.

В народе бытовало мнение: чтобы уберечься от ненастья, надо очень быстро бить по колоколу – такой его звон разгоняет грозовые облака принесшие град и шквальный ветер. На берегах северных морей и рек колокола ставили на маяках, а если колокольня храма была хорошо видна с воды, то для моряков она становилась указывающим путь маяком. С XVII века на русском флоте вводят обязательную установку и использование на корабле колокола. Он не только отсчитывает время, но и сигналит другим судам, предупреждая в тумане о своем местонахождении, в случае опасности его звон объявляет на корабле тревогу. Многие горожане считали, что колокола приносят счастье, защищают от невзгод; если их разместить на городском гербе, они будут покровительствовать жителям. Колокол красовался на гербе Звенигорода в полном соответствии с его звонким названием. На некоторых гербах изображали даже два – три колокола.

Как один из национальных символов профиль колокола виден и в памятнике «Тысячелетие России», созданном в 1862году скульптором Микешиным.

Под защитой колоколов и колокольчиков находятся не только города, люди, но и все живое. Колокольчики домашних животных с древних времен выполняли «пастушескую» роль - они сообщают, где находиться их подопечный, и одновременно заботятся о нем - отпугивают кровожадных зверей.

И как иллюстрация, вспоминаются слова великого Пушкина в повести «Дубровский». Когда Троекуров подъезжал к имению Верейского, то он «не мог не налюбоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо – зеленый луг, на ком паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками» - конечно, русскими.

О колоколах народ сложил немало легенд. Например, с угличским колоколом связано предание, что звон его имел целебные свойства, лечил больных детей.

Так же Необычный опыт провели в Архангельском онкологическом диспансере. Его назвали колоколотерапией. Как сообщил мастер колокольного звона Владимир Петровский, таким способом лечили больных в Древней Руси. Считалось, что колокольные звоны приносят облегчение при заболеваниях сердца, желудка и других заболеваниях, которые в наше время называются психосоматическими. В ХХ веке этому феномену нашли объяснение: звуковые колебания, производимые колоколами, благотворно воздействуют на психику человека.

«Живой голос церкви» - так говорит о колокольном звоне новоорчанка А. В. Чапайкина, жизнь которой на протяжении последних десяти лет тесно связана с храмом Святителя Чудотворца Николая. Когда она тяжело заболела, стала посещать церковь, пела с певчими, а затем стала изучать азы звонарского дела и болезнь отступила.

У колокола, который находится на колокольне церкви Святителя Чудотворца Николая, непростая история. В 2009 году ему исполнилось 225лет. Отлит он был в 1754 году в демидовских печах литейных дел мастером Иваном Куликовым. Этот колокол всего лишь на 19 лет младше Царь – колокола в московском Кремле. Он был чудом спасен, и теперь его звон разливается торжественными и певучими звуками над станицей. Александра Васильевна в большие православные праздники ударяет в колокол до 40 раз. «В звуках церковного колокола скрывается дивная сила, эта сила глубоко проникает в человеческие сердца и души, возрождая новые, добрые чувств. »- считает Александра Васильевна.

Как оказалось, колокольный звон - это не просто звон, но и музыка, и лекарство для человека с тяжёлыми болезнями.

В ходе исследования истории возникновения колоколов в православной культуре нами было выявлено, что за свою многовековую историю колокола в России из примитивных и мало благозвучных сигнальных инструментов переросли в весьма сложный сигнально- музыкальный инструмент, имеющий различные назначения и играющий значительную роль в церковной, государственной и общественной жизни.

Характеристика звонов

Русский Православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы, то в русских звонах это практически отсутствует. В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь благодаря внутреннему чутью, чувству ритма прекрасному знанию звукоряда и владению техникой исполнения на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние своей души[8].

В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.

Полюбив Церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение.

Автор проекта узнал, что колокольный звон выполняет в церковной жизни определенные функции:

- созывает верующих к службе,

- выражает торжество Церкви и Богослужения,

- оповещает о времени совершения наиболее важных частей службы.

Звоны зависят от статуса службы (отсюда и названия колоколов, которые используют: праздничный, воскресный, вседневный, часовой).

Существует несколько видов звонов. Благовест - одиночные удары в большой колокол. Перебор - по одному удару в колокола от малого к большому. Перезвон - поочерёдные удары в колокол от большего к малым. Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

Перебор - это погребальный звон. Он представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно. Такой перебор колоколов повторяется "кругами" столько времени, сколько того требует устав, в конце перебора следует краткий трезвон.

Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни смертью. Радость в будущей жизни с Христом выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.

Трезвон - самый сложный по сравнению с другими звонами, он является наиболее ярким выражением колокольного звона. Кроме богослужебных "прописных" уставов здесь существует звонарская преемственность, которая в книгах не описывается, но важна не менее, чем литературные указания звонарям, поэтому обучение звонарей предполагает не меньшее руководство, нежели бывает наставничество у иконописцев или церковных певчих и чтецов (замечу, что "в царской России официальных школ колокольного звона не существовало", но недостатка в звонарях не было).

Развитие видов трезвона тесно связано со становлением русского церковного хорового пения, которое прошло большой путь от строгого знаменного моно-распева XVI века до трехголосия XVII-го. Скорее всего, становление трезвона как многоголосного вида звона происходит тоже на XVII век. Выделяются группы колоколов, которые выполняют различные функции в "колокольном оркестре" (такое деление сохраняется до сих пор). Самые маленькие колокола именуют дискантами или зазвонными. На них исполняют мелкие ритмические фигуры. Самые крупные - басовые колокола - задают темп звону и создают его основу, средние колокола или альты ведут мелодию.

На основе канонических на Руси сложилась разветвленная жанровая система звонов: будничные, постные, водосвятные, свадебные (или разгонные), встречные и, конечно, праздничные, среди которых великие, средние, красные. Красные звоны требуют большого состава колоколов, которыми располагают, в основном, кафедральные соборы, Лавры и крупные монастыри .

Музыканты, которые управляли колоколами - звонари на колокольнях, достигали большого мастерства в своем искусстве – на каждое событие придумывали свой звон, и каждый звон имел свой характер и значение, нес особое настроение. Нотной записи тогда не существовало. Чтобы легче было запомнить колокольные перезвоны, звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят под тот или иной звон. Вот некоторые из них: «Пеки блин - дров нет, пеки блин дров нет», « а мы вас обокрали, а мы вас обокрали», « а мы знаем да не скажем, а мы знаем, но не скажем».

Показательно, что колокольный звон развивался на Руси исключительно как вид народного творчества, как своеобразный музыкальный эпос нашего народа, неразрывно связанный с древнерусским певческим искусством. В художественные богатства звонов свой вклад внесли и русская частушка и ритмы русской пляски.

Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия. Например, один из колоколов Ивана Великого назывался «Медведь», а другой «Ревун».

Звуки колокола сопровождали жизнь человека от рождения до смерти. Они размеряли течение дней, оповещали о грозящем стихийном бедствии и приближении врага, встречали торжественным звоном победителей, сообщали о важных государственных или местных событиях.

Звон колоколов созывал людей на борьбу с врагом, когда тот угрожал русской земле или провожал воинов на битву и встречал их с победой. Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определенными назначениями, являлись основой для формирования её жанровых разновидностей

Благовест, перезвон праздничный, проводной (погребальный). Звоны будничные, свадебные, красные, великие – вот основной перечень жанров, который дополняется различными видами звонов региональных традиций и местных «школ».

БУДНИЧНЫЙ – прост по своей структуре. Звучит с использованием нескольких малых колоколов, будто узорами вьются колокола в будничном звоне.

ПРАЗДНИЧНЫЙ - особенно любим в народе. Он – отражение политического склада русских людей, их умения радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Праздничные звоны очень разнообразны по своему музыкальному содержанию. Они отличаются эпической торжественностью звучания великих колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. Такая музыкальная образность воссоздает в музыке колокольного звона стихию народного торжества и ликования.

БЛАГОВЕСТ – одиночные, равнодлительные и спокойные удары в один колокол. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему звону.

ПЕРЕЗВОН ПРАЗДНИЧНЫЙ – это удары во все колокола поочередно по нескольку раз, завершавшиеся мощным заключительным аккордом «во все».

ПРОВОДНОЙ (ПОГРЕБАЛЬНЫЙ) – его трагическое мелодическое звучание символизирует связь земли и неба – одиночные удары во все колокола поочередно от низких к высоким и наоборот – от высоких к низким, после чего следует остродиссонирующий удар во все колокола одновременно, звучащий, словно надрывный вопль поющих голосов[1].

Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры.

С давних пор на Руси известно выражение «малиновый звон». Сразу возникает ассоциация с чем-то особенно приятным, сладким, вкусным. На самом деле название «малиновый звон» произошло вовсе не от ягоды малины. Есть в Бельгии город Мехелен (Малин), стоит он на реке Диль. Там есть собор Синт-Ромбаутскерк, построенный в XIII-XVI веках. Он известен своим красивым «малиновым» колокольным звоном – отсюда название.

К сожалению, не все колокольни могут выполнять в настоящее время свое прямое назначение, но радует то, что многие сохраняются в своем первозданном виде как памятники архитектурного зодчества.

Из множества источников, 123 написанных о колокольном звоне, дают нам представление о том, что колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Колокольный звон в произведениях русских композиторов

Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни – прибаутки «Бом – бом, тили – бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали - колокол.

Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона. В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – набат в сцене пожара Путивля. Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова. Светлый праздничный звон ликует в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова. Картина всенародного победного ликования достигается введением колокольного перезвона, в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и во многих других произведениях.

При разработке проекта мы прослушали и вспомнили музыкальные произведения, которые звучали на уроках музыки и в которых русские композиторы использовали колокольные звоны. В опере Мусоргского «Борис Годунов» вторая картина оперы начинается торжественным великолепным перезвоном больших и малых колоколов. Гулко разносится звон на Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы -это Бориса венчают на престол. Тревожный, призывный звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» Мусоргского и в ней же — мрачный, скорбный погребальный перезвон в сцене смерти Бориса.

В финале оперы «Иван Сусанин» звучит хор «Славься!». Глинка определяет этот хор как «Гимн – марш». В этом хоре проявляются черты кантаты. Тема хора сочетает в себе древние знаменные распевы, мощь многоголосного партесного пения, маршевые ритмы военных песен 1812 года. Звучание симфонического оркестра сливается с мощью двух медных духовых оркестров на сцене и звоном колоколов. Хор и оркестр славят бессмертный подвиг Ивана Сусанина, славят русский народ. Музыка М. И. Глинки звучит в наши дни и вдохновляет наш народ на созидание, является мощной объединяющей силой.

Под звуки колокольного набата созывает народ под русские знамена, новгородский князь Александр Невский в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский», «Вставайте, люди русские».

В 1874 году композитор Мусоргский создает сюиту «Картинки с выставки» и заключает её пьесой былинного характера – «Богатырские ворота», фортепиано изображает величаво и торжественно звон колоколов, символизируя мощь русского народа.

Удивительные звуки, передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок, а самое главное – перезвон колоколов в увертюре «Рассвет на Москве – реке» в опере «Хованщина» М. П. Мусоргского. В «Сюите № 2» С. В. Рахманинова колокольный звон изображают два рояля, которые играют по очереди и поэтому создается эффект звона.

Многие композиторы вспоминают конкретные яркие слуховые впечатления детства. Так, в 1913 году С. В. Рахманинов написал грандиозное вокально – симфоническое произведение – поэму «Колокола» на стихи Эдгара По в переводе Бальмонта. Музыкальное произведение, написанное накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины – «симфонию» русских колокольных звонов.

С тихого удара колокола начинается первая часть музыкального произведения Г. В. Свиридова «Отчалившая Русь». А слушая пьесу «Дорога» вы услышите, как музыка передает бескрайние русские просторы, монотонную ленту дороги и звон ямщицких колокольчиков. Музыка начинается приглушенно, словно тройка едет к нам издалека, затем мощь оркестра возрастает, и мы будто воочию видим, как мимо нас скачут красавцы кони. Слушая такую музыку, невольно вспоминаются слова писателя Н. В. Гоголя, в которых он воспел русскую птицу – тройку. «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие дороги и государства».

Колокольный звон для этих композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» — той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство .

Ознакомившись с музыкальными произведениями, мы пришли к выводу, что колокольный звон в музыке русских композиторов — это олицетворение России.

Возрождение колокольного звона как части духовной культуры русского народа

Возрождение колокольного звона

Мы выявили, что в конце XX - начале XXI века искусство колокольного звона переживает второе рождение после многолетнего запрета. Строятся новые храмы, для которых уже не на одном десятке предприятий льют колокола, созданы школы звонарей. И хотя возрождение - дело всегда не простое, хочется верить, что колокольный звон скоро вновь станет неотъемлемой частью русской жизни.

Колокола и колокольчики возвращаются в нашу повседневную жизнь. В начале третьего тысячелетия вновь торжественно гудят над городами и селами церковные колокола в праздничные дни.

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного вида народного творчества. Чаще всего такие праздники колокольной музыки устраивают в городах, которые принято называть «золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами. Тогда в городах звучат целый день колокола, и над родной землей плывут волшебные мелодии колокольной музыки.

Возвратились в Россию из Гарвардского университета колокола Свято- Данилова монастыря, когда - то приготовленные к переплавке и выкупленные американцами. И мы опять имеем возможность слышать колокола одного из древнейших московских монастырей.

Каждый год 27 августа в 15 часов в небольшой скромной даче, недалеко от столицы в Переделкине, где все связано с именем Булата Окуджавы, отмечают День колокольчика. Хранительница музея Ольга Владимировна Окуджава рассказывает, что первый колокольчик ему подарила Белла Ахмадулина со словами: «Позвони, и я всегда прибегу». Поэт был растроган и всем рассказывал эту историю. Вскоре все гости, приезжавшие в Переделкино, входили со звоном колокольчика. Так и родилась удивительная коллекция поэта. И вы можете приехать в этот день с подарком – колокольчиком.

В магазинах колокольчики сообщают продавцам о том, что пришел покупатель, и одновременно приветствуют его. Радостно и весело звонит колокольчик, когда открываешь дверь своего дома. И как в старину, на нем традиционная валдайская надпись: «Звони веселей у дверей».

Школьный колокольчик призывает детей на урок, а последний звонок возвещает о важном рубеже в жизни выпускников - о вступлении во взрослую, серьезную жизнь. На уроках по искусству в школе учащиеся изучают такие темы как: «Колокола на Руси», «Колокольные звоны в произведениях русских композиторов»,

«Колокольные звоны – мир прекрасный и удивительный».

В истории XX столетия есть страницы, написанные кровью невинных жертв. В мемориальных комплексах, посвященных их памяти. Скорбят о них печальные колокола. «Хатынь» - огромные, словно обожженные огнем войны буквы появляются на 54- километре дороги Минск – Витебск. Здесь, на месте деревни, где когда – то стояли хаты, - остатки фундаментов, печные трубы и доски с именами погибших жителей каждого дома. Дети, женщины, старики, а над ними печальный колокольный звон.

В немецком Веймаре в 1956 году на кладбище Эттесберг впервые зазвучал мемориальный колокол. «Бухенвальдский набат» - так по праву назвал его поэт А. Соболев.

Люди мира на минуту встаньте.

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон.

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон

Хорошо известен в Москве, на Малой Грузинской улице, дом с памятной доской. На ней – Владимир Высоцкий на фоне колокола. Здесь жил и писал народный любимец – поэт и артист. Отсюда с 1975 по 1980 год колокольным звоном звучали по всей стране его яркие песни.

В синем небе, колокольнями проколотом, -

Медный колокол, медный колокол -

То ль возрадовался, то ли осерчал

Купола России кроют чистым золотом -

Чтобы чаще Господь, замечал

В Москве восстановлен храм Христа Спасителя. После 68 – летнего молчания наши мастера возродили русское литье с традиционным русским звучанием. Мощный величественный звон понесся не только над Москвой, а над всей Россией.

Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке (Колокольный звон).

В результате исследования мы установили, что колокольный звон становится неотъемлемой частью современного общества.

Изучение отношения школьников к колокольному звону.

В современном обществе будущее принадлежит молодому поколению. Будущее не может быть без прошлого. Молодежь нашей страны должна обращаться к прошлому нашей Родины, к истории России и вырабатывать в себе гражданские качества, чувство патриотизма.

Возрождение интереса учащихся к колоколу - средство приобщения к духовной культуре русского народа.

В современной школе на различных уроках и внеклассных мероприятиях учащиеся встречаются с колокольным звоном - явлением русской культуры.

Мною были проведены беседы и лекции в младших классах и в среднем звене. Моя задача состояла в том, чтобы вызвать у школьников интерес к теме проекта.

С помощью анкетирования было выявлено отношение ребят к возрождению колокольного звона.

Вопросы Ответы

Встречались ли вы в жизни и где с колокольным звоном? 79%

Считаете ли вы колокольный звон музыкой? 100%

Можно ли утверждать, что колокол – часть православной культуры?

Нужно ли возрождать колокольный звон? 93%

Знаете ли вы произведения русских композиторов, 72%

где звучит колокольный звон?

Анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что:

1) только 79 % ребят встречались в жизни с колокольным звоном, и в основном, в церкви, небольшая часть слышала звон при посещении Мемориальных памятников, в кино и по телевидению;

2) 100% школьников считают колокольный звон музыкой;

3) 100% учащихся согласны с утверждением, что колокола являются частью православной культуры;

4) к сожалению, не все ученики согласны с необходимостью возрождения колокольных звонов;

5) в условиях нашего поселка дети не имеют возможности приобщения к классической музыке, и поэтому только 72% ( на уроках музыки и М Х К) знают произведения, где звучит колокольный звон.

Исходя из вышеприведенного анализа, мы приходим к выводу, что воспитание интереса у школьников к колокольному звон находится на должном уровне, но в силу жизненных обстоятельств и проблем современного общества данный вопрос в стадии решения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)