Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Как научиться играть на рояле

Самуил Майкапар - видный деятель русской музыкальной культуры, ярко проявивший себя как великолепный пианист, талантливый педагог, вдумчивый теоретик-мыслитель, и наконец, как композитор - мастер детской фортепианной миниатюры.

При жизни должного признания у своих современников композитор не получил, и лишь спустя десятилетия его творчество было оценено по достоинству. Произведения Майкапара не имели шумных премьер и не исполнялись на концертных площадках мирового уровня. Однако, без пьес Майкапара не обходится ни одна хрестоматия для начинающих обучение игре на фортепиано.

Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата пьесы Майкапара прочно вошли в репертуар маленьких пианистов. Детям нравятся эти ярко образные и вместе с тем простые по фактуре произведения. Не будет преувеличением сказать, что нет ни одного пианиста, не игравшего или, на худой конец, не слышавшего в исполнении товарищей какой - нибудь пьески Майкапара.

Его популярные циклы давно и прочно вошли в педагогический репертуар наряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны - Магдалены Бах» И. С. Баха, «Детский альбом» П. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана.

Самуил Моисеевич Майкапар родился 18 декабря 1867 года в Херсоне, но вскоре семья Майкапаров переехала в Таганрог. Огромное внимание родители уделяли разностороннему развитию детей. Все они – Самуил и его четыре сестры – занимались музыкой.

Музыкальные способности Самуил унаследовал от матери. Композитор вспоминал об этом так: «Моя мать хорошо играла на рояле. Первая мелодия, запечатлевшаяся во мне, была мелодией первой темы последней части 8-й «Патетической» сонаты Бетховена. До сих пор в моей памяти живо то меланхолическое очарование, которое мотив этот вызывал во мне каждый раз, когда я его слышал. Мне было не более 5-6 лет».

Регулярные занятия музыкой начались у мальчика с 6 лет. Его первым музыкальным педагогом стал итальянец Гаэтано Молла. Молла научил Майкапара тому, что сам знал и умел. Главное же, он привил своему ученику любовь к музыке. С 9 лет Майкапар начал принимать участие в концертах, с 11 лет увлёкся импровизацией, сначала для собственного удовольствия, а к 14 годам уже пробовал свои силы в собственных сочинениях. Он завёл большую нотную тетрадь, куда записывал свои опусы, первым из которых стали «4 фантастические пьесы», посвящённые другу по гимназии. В 15 лет Майкапар уже свободно читал с листа, хорошо знал многие произведения мировой культуры, играя их в четыре руки со своей сестрой.

В 1881 году Майкапару удалось прослушаться у известной пианистки Софии Метнер, ученицы Ф. Листа. Она отметила у мальчика превосходные музыкальные данные и отличную техническую подготовленность.

Одновременно с занятиями музыкой Майкапар посещал ту же гимназию, в которой когда-то учился А. П. Чехов. Закончил её Самуил с серебряной медалью.

В ту пору не было высших учебных заведений, и было решено отправить юношу в Петербург, где он без труда поступил на юридический факультет университета. А вот с зачислением в консерваторию всё обстояло гораздо сложнее.

К тому времени Майкапару исполнилось 17 лет – возраст для поступления несколько запоздалый. Но, учитывая хорошие данные абитуриента, его приняли в класс старшего преподавателя В. Демянского. Чуть позже его наставником стал итальянский пианист В. Чези, а затем он перешёл в фортепианный класс И. Вейса. В занятиях музыкой Майкапар всегда проявлял целеустремленность и настойчивость, желание постичь все тонкости пианистического искусства. По совету директора А. Рубинштейна он начал всерьёз заниматься изучением специальной теории композиции в классе Н. Соловьёва.

Университет был закончен двумя годами раньше консерватории. Но полученные знания в юриспруденции в дальнейшей жизни музыканту практически не пригодились. Отказавшись от юридической карьеры, он целиком посвятил себя занятиям музыкой.

Потребность в самосовершенствовании побудила Майкапара продолжить обучение и после окончания консерватории.

Майкапар начинает брать уроки у знаменитого в Европе профессора Т. Лешетицкого, живущего в Вене. Будучи учеником К. Черни (как и Лист), Лешетицкий был крупнейшим европейским пианистом – виртуозом и талантливейшим педагогом, воспитавшим целую плеяду звёзд первой величины того времени.

В этот же период в Вене Майкапар публикует первые собственные сочинения: ор. 1- «6 немецких романсов для пения и фортепиано» и ор. 2- «Вариации Е- dur» для фортепиано.

В 1901 году Майкапар переезжает из Москвы в Тверь, где у него появляется возможность открыть собственную детскую музыкальную школу. Занятия с маленькими учениками привели его к мысли о необходимости создания специальных произведений для детского исполнения, построенных на принципе художественности и доступности музыкального материала. Таковыми явились « Маленькие новеллетты» ор. 6 и ор. 8, сразу же ставшие весьма популярными. С этого момента и до конца своей жизни Майкапар создавал музыку для детей. Он значительно обогатил детский музыкальный репертуар.

С 1903 по 1910 год Майкапар жил и работал в Германии. Берлин, этот крупнейший европейский музыкальный центр, привлекал его более всего. Там в доме композитора бывали Н. Метнер, А. Гречанинов, Е. Цимбалист. В берлинском концертном зале Бехштейна Майкапар выступил с концертом, после которого последовали концерты в Лейпциге, Кельне и других городах. Однако Майкапар не произвёл большого впечатления на местную публику. Пресса также обошла его вниманием, и музыканту не оставалось ничего другого, как довольствоваться заработками от уроков, которые ему удавалось найти только как бывшему ученику знаменитого Лешетицкого.

В 1910 году Майкапар получает предложение от А. Глазунова, директора Петербургской консерватории, вести класс специального фортепиано.

Через 2 года Майкапар стал старшим преподавателем, а в 1915 году получил звание профессора. Ученица Майкапара, известный музыкальный педагог С. Ляховицкая вспоминает, что « в классе профессора Майкапара проводились традиционные « четверги». Посвящались эти встречи частично теоретическим вопросам, частично музицированию. Здесь же горячо обсуждались наиболее волнующие события концертной жизни того времени».

Не оставлял Майкапар и концертно – исполнительскую деятельность. Наивысшим его достижением как пианиста явилось исполнение в 1925 году всех 32 фортепианных сонат Бетховена, приуроченное к 100- ию великого немецкого композитора. К этой же дате была выпущена книга «Значение творчества Бетховена для современности».

Революция 1917 года привела к неизбежным реформам в консерватории. Майкапар выступил против них достаточно открыто, за что снискал репутацию консерватора и ретрограда. Он последовательно отстаивал свои убеждения, считая, что весь учебный процесс должен строиться на основе прямой преемственности мастерства от педагога ученику и что расширение учебного плана за счёт новых предметов губительно скажется на качестве профессиональной подготовке пианистов. За что он вскоре поплатился своей должностью профессора, а затем и вовсе вынужден был оставить работу.

Совместно с Б. Асафьевым и В. Каратыгиным Майкапар принимал участие в работе издательства и даже какое - то время был председателем его правления. По заказу « Тритона» композитор написал свой самый популярный детский фортепианный цикл «Бирюльки». «Бирюльки Майкапара имели предшественника – фортепианный цикл А. Лядова с таким же названием. Но широкое признание и репутацию «классического» приобрёл всё же цикл Майкапара.

В последние годы жизни композитор создаёт музыку для инструментальных ансамблей: сразу ставший популярный цикл «Первые шаги» для ф – но в 4 руки для начинающих, сюиту для скрипки и ф- но «Песни дня и ночи», детские квартеты.

Помимо сочинения пьес для инструментального ансамбля и оставшегося цикла лёгких прелюдий и фуг для фортепиано, Майкапар продолжал уделять много внимания методической работе. Всю жизнь, проводя за роялем и за письменным столом, Майкапар не уставал трудиться до конца дней и умер 8 мая 1938 года, накануне выхода в свет своей книги «Почему и как я стал музыкантом», названной при издании «Годы учения».

Педагогические труды С. Майкапара.

Майкапар определял своё педагогическое credo такими словами: «В преподавании придерживаюсь метода логического обоснования технических приёмов путём как опытным, так и привлечения данных науки; по отношению к художественной стороне исполнения считаю важным и необходимым указывать и требовать выполнения логически обоснованных неокрашенных личным вкусом положений, предоставляя всегда вне этих рамок полную свободу индивидуальности и личным склонностям учащегося».

Начав сочинять музыку для детей ещё в дореволюционные годы, Майкапар был первым из старшего поколения советских композиторов, кто полностью посвятил свою творческую деятельность созданию детской и юношеской музыкальной литературы.

Однако разнообразная музыкальная деятельность Майкапара для многих остаётся неизвестной. Им давно вынашивался замысел большой автобиографической работы, которая представляла бы собой скорее книгу о музыке для детей старшего возраста. Майкапар даже сделал к ней такое посвящение: «Юному поколению будущих художников – музыкантов». К сожалению, он успел написать только первую часть книги, назвав её «Годы учения» (первоначально она называлась «Почему и как я стал музыкантом»). Вторая часть, книга «Годы музыкальной деятельности», осталось незавершенной.

В 1900 году была опубликована его первая крупная исследовательская работа «Музыкальный слух: его значение, природа, особенности и метод правильного развития». В ней рассматривались проблемы развития внутреннего слуха, взаимодействия его с внешним слухом, впервые ставился вопрос о развитии внутреннего слуха.

Другая значительная работа – книга «Музыкальное исполнительство и педагогика», анализирующая различные явления, связанные с публичным исполнением музыки. В ней также даётся описание разновидностей творческих дарований в области музыкального исполнительства, в том числе рассматриваются проблемы «вундеркиндов».

Много внимания Майкапар уделял и научно – методической работе. Об этом свидетельствуют серия его докладов «Научная организация труда в области музыкального исполнительства» и учебные пособия – «12 кистевых прелюдий для фортепиано», «20 педальных прелюдий», «Стаккато – прелюдии».

Не все научные работы Майкапар успел завершить. Не опубликованы, за малым исключением, и методические труды Майкапара.

В последние годы жизни Майкапар особенно много работал над вопросами теории исполнительства. Им был закончен труд «Творчество и работа музыкального исполнителя по данным опыта и в свете науки». Труд Майкапара остался в рукописи, но его мысли о технике работы над музыкальным произведением нашли отражение в лекциях. Лекции назывались «Как работать на рояле» и предназначались для детей школьного возраста.

Самуил Майкапар

Из книги «Как работать на рояле»

Вам, дети, конечно известно, что не все люди одинаково способны к занятиям музыки. Некоторым уже в детском возрасте музыка даётся очень легко, и они без усилий быстро двигаются вперёд. Другим музыка даётся труднее и они успевают медленнее.

Однако не одни только музыкальные способности играют при этом важную роль. Для успешности музыкальных занятий большое значение имеет то, как мы работаем. Некоторые думают, что самое важное- работать как можно больше часов в день и не задумываются совершенно над тем, как работать.

Всё зависит от того, как мы работаем - правильно или неправильно.

Если мы много раз повторяем одно и то же и не обращаем внимания на то, что играем неправильно и с ошибками, то заучиваем прочно все эти неправильности и ошибки. И чем больше мы будем так работать, тем будет хуже всё получаться.

Прежде всего необходимо, чтобы у работающего была свежая голова, чтобы он мог быть внимательным всё время пока он работает.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Когда вы берёте в работу новое произведение, очень важно для всей дальнейшей работы правильно и очень точно разобраться в нотах с первого же раза.

Перед тем как разучивать и начать повторять несколько раз пьесу или этюд целиком, надо во чтобы то ни стало получить полную уверенность в том, что вы не взяли ни одной неверной ноты, верно исполняете все их длительности, играете точно в метре и ритме. Очень опасно делать первое чтение как попало: брать фальшивые ноты, забывать диезы и бемоли в ключе и случайные знаки, забывать брать их при повторении тех же нот в такте. Если так фальшиво прочесть пьесу или этюд в первый раз, пальцы уже по привычке будут попадать на манерные клавиши, а слух до того привыкнет к фальши, что даже верные звуки будут казаться фальшивыми.

Обращу ваше внимание на то, что рояль или пианино, на котором вы работаете, должен быть всегда чисто настроен. Играть на расстроенных инструментах очень опасно. Слух привыкает к фальшивым звукам и аккордам и портится. Поэтому вы всегда должны приглашать хотя бы раз в два- три месяца хорошего настройщика, который бы вам чисто настроил инструмент. На хорошо настроенном фортепиано успешнее и приятнее работается, а слух не только не портится, но даже совершенствуется.

ФАКТУРА

Представим теперь, что вы уже прочли пьесу или этюд, которые вам предстоит выучить очень точно и верно в отношении нот, ритма и штрихов.

Только прочесть - ещё недостаточно. Необходимо дать себе ясный отчёт, где в каждом отрывке главная мелодия, где аккомпанемент, нет ли где-нибудь двух, трёх или больше голосов, то есть, нет ли многоголосия, сколько звуков в аккордах, есть ли двойные ноты и какие, а также, нет ли самостоятельного голоса в басу; лежит ли мелодия в верхнем голосе или внизу, в левой руке, или в середине? Одним словом, необходимо разобраться в строении данного отрывка, в его конструкции, или, как выражаются музыканты, в фактуре произведения.

ТЕХНИКА

Раньше думали, что трудные места нужно повторять очень много раз, и тогда они уже начнут сами собой выходить как следует. Когда я ещё только начинал учиться, то слышал, что некоторые учителя назначают ученикам повторять какие – нибудь трудные пассажи не менее как по 10-20 раз, а иногда и больше.

Тогда ещё были в ходу ноты, на которых сочинители упражнений печатали: «Повторить 10 раз», иногда 20 и 30 раз. Мне говорили с самым серьёзным видом о Листе, будто бы он, занимаясь техникой или разучивая трудный пассаж, ставил по обе стороны рояля по корзине, причём левая корзина была наполнена орехами, а правая была пустая. Сыгравши раз гамму или пассаж, он перекладывал один орех из левой корзины в правую, затем вторично играл пассаж и опять перекладывал один орех. И так продолжал повторять и перекладывать орехи до тех пор, пока все орехи не оказались в правой корзине. Впоследствии я узнал, что всё это выдумки и что Лист никогда так не работал.

Итак, мы установили два условия успешной работы над техникой исполнения: общая техника должна быть в порядке, это во – первых, и, во- вторых, повторения надо делать разумно, обдуманно и избегать зубрёжки. Наконец, третье, тоже очень важное условие, быть вполне свежим, здоровым и не утомленным, чтобы работать с полным вниманием, живостью и энергией. Если чувствуешь себя усталым, больным и вялым, лучше совсем не работать - пойдёшь назад, а не вперёд. Вот почему известный педагог, профессор и бывший директор Московской консерватории Василий Ильич Сафонов в своих упражнениях, изданных под названием «Новая формула», усиленно рекомендует во время работы выходить погулять на воздух и никогда не работать без перерыва много часов подряд.

АППЛИКАТУРА

Дело в том, что наши 10 пальцев- это наши 10 подчинённых, которые должны вполне следовать нашим распоряжениям. Кроме того, большие артисты-художники отлично знают, что каждый палец имеет свой характер, свою природную звучность. Этим они пользуются при выборе пальцев. Когда нужно дать особенно сильный звук, они пользуются 1 или 3 пальцем. Когда нужно дать особенно мягкую, нежную звучность, то берут такую ноту 4 пальцем. Когда нужно сильно взять терцию, то ставят 3 и 1, слабую, мягкую-4 и 2.

. Основой всегда является постановка 5 пальцев на соседних нотах. Исходя из этого мы знаем, что если на ноте поставлен какой-нибудь палец, то следующую ноту, если она соседняя сверху или снизу, надо взять соседним пальцем. Если же следующая нота, на которой нет обозначения пальца, будет через одну, то и палец будет не соседний, а через один и т. д.

Кстати, все ли вы знакомы со словом «аппликатура»? Аппликатура- это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструмента, также и само обозначение этого способа в нотах.

«БИРЮЛЬКИ» С. МАЙКАПАРА

По своей форме «Бирюльки» - это сюита, состоящая из 26 разнохарактерных пьес для фортепиано различного содержания, объединённых художественными и методическими целями. Для удобства они поделены на 6 тетрадей по 4 пьесы в каждой ( в последней тетради 6 пьес). Все пьесы рассчитаны на уровень подготовки начинающего пианиста и написаны по принципу, уже использованному многими композиторами( И-С. Бах в «ХТК», Ф. Шопен в «Прелюдиях» и «Этюдах». Д. Шостакович в «Прелюдиях и фугах»), который даёт возможность исполнителю познакомиться со всеми существующими тональностями, с диезными и бемольными знаками.

Все пьесы цикла либо програмны, либо чётко жанрово определены. Их названия подсказывают ребёнку содержание миниатюры, помогая развернуться его творческой фантазии. В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный образ, темы обычно непротяжённые, но очень яркие и мелодичные. Простыми и лаконичными средствами Майкапару удаётся достичь почти зрительного эффекта, глубокой образной выразительности.

В «Бирюльках» мы не найдём сложных тематических разработок. В них преобладает экспозиционный тип изложения, их достоинство в самом тематическом материале, а не в его развитии. Разнообразие в повторении тем достигается путём изменения гармонического фона, смены регистра или фактуры.

Гармоническое содержание пьес предельно просто, но даже в этой простоте Майкапар добивается удивительной свежести звучания и проявляет неистощимую фантазию. Достаточно посмотреть все заключительные кадансы- при одинаковой для всех гармонической функции(D-Т)как по- разному они решены.

Полифоническое изложение использовано во многих пьесах(«Песня моряков», «Весною»), но ярче всего проявилось в его фугеттах, в которых можно встретить и тему в увеличении, и в обращении- всё как в настоящих фугах, только в миниатюре.

Для детей дошкольного возраста, а также начинающих пианистов и малышей начальной школы.

БЕСЕДА 1

Давайте вспомним, как называют тех, кто занимается сочинением музыки, кто является автором музыкальных произведений? Правильно, это композиторы. Многие из них пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые и дети.

Чаще всего это произведения на сказочные сюжеты. Это может быть балет «Щелкунчик» П. Чайковского, опера «Сказка о царе Салтане» Римского- Корсакова, сюита «Петя и Волк» С. Прокофьева. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять.

Сегодня мы познакомимся с музыкой одного из таких детских композиторов, который жил 140 лет назад. Звали его Самуил Майкапар.

Небольшие пьески композитора для маленьких начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. С одним из таких циклов мы сегодня познакомимся. Он называется «Бирюльки».

Что же означает это слово? Сейчас мало кто помнит, что когда-то, давным- давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички- бирюльки. Чаще всего это были искусно выточенные из дерева крошечные чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было доставать маленьким крючочком, одну за другой, не пошевелив остальные.

Маленькие пьесы Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди музыкальных бирюлек Майкапара?

Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти свой стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине миниатюры мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка. (Звучит пьеса «Пастушок»)

А теперь перед нами «Маленький командир». Он очень воинственный, мужественный и отважный. Громким голосом он энергично отдаёт чёткие и уверенные приказы, акцентируя каждое своё слово. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам. мягким игрушкам или таким же друзьям- ребятишкам, как и он сам. Музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет беспрекословно выполнен, потому что он сам полон твёрдости и решимости. ( Звучит пьеса «Маленький командир»)

Сейчас прозвучит ещё одна пьеса Майкапара. Попробуйте сами определить её характер, настроение и придумать название следующему музыкальному портрету. О каком ребёнке композитор мог написать такую музыку? (Звучит пьеса «Сиротка»)

Вы совершенно правильно заметили, что музыка очень грустная, печальная, тихая, жалобная, нежная, сострадательная. Слушая её, хочется посочувствовать тому, о ком она написана, или даже поплакать. Кажется, ребёнок грустно рассказывает что-то, жалуется на свою судьбу, нелёгкую жизнь. Пьеса называется «Сиротка». Вы ведь знаете, кто такие сиротки? Это дети, навсегда потерявшие своих родителей. Вот почему так печально звучит музыка, словно поёт одинокий сиротливый голос.

Вот какие совершенно разные, не похожие друг на друга портреты- образы представил нам композитор Майкапар. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказала замечательная музыка.

БЕСЕДА 2

Теперь мы обратим своё внимание на музыкальные пейзажи. Что такое «пейзаж», вы все отлично знаете - это картина природы. Музыкальные пейзажи Майкапара посвящены четырём временам года.

Сейчас мы прослушаем пьесу, которая называется «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы: звон ручейков, оживленные птичьи трели. Музыка светлая, нежная, совсем как свежий весенний воздух. (Звучит пьеса «Весною»)

В «Бирюльках» Майкапара нет пьесы, которая бы называлась «Летом», но это время года легко узнаётся в некоторых его миниатюрах. Вот, например, «В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый летний день и детскую площадку в тенистом саду. Музыка передаёт весёлый характер детских игр. (Звучит пьеса «В садике»)

«Мотылёк» -так назвал Майкапар эту пьесу. Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших и красивых крыльев, поэтому он менее грациозен и изящен. Зато его полёт более стремительный и лёгкий. И это точно передаёт музыка, слушая которую мы как будто видим перелетающего с цветка на цветок маленького мотылька. (Звучит пьеса «Мотылёк»)

Вслед за летом приходит осень. В цикле «Бирюльки» мы встречаем миниатюру с таким названием. В музыке запечатлена грустная картина поздней осени, когда деревья уже сбросили свой роскошный золотой убор и перелётные птицы давно покинули родные края. Вся природа умолкла в ожидании зимы. Приглушённые медленные аккорды очень точно передают ощущение скованности, оцепенения. Только тихий моросящий дождик привносит какое-то еле заметное движение. (Звучит пьеса «Осень»)

Но вот выпал снег, и наступила зима. Она принесла с собой весёлые зимние забавы, о которых и рассказывает пьеса « На катке». Снова перед нами почти живая картинка из жизни детворы. Мы слышим короткие повторяющиеся фразы, словно шаги разбега, за которыми следует долгое скольжение по льду. И снова разбег и скольжение. Так обычно двигаются начинающие конькобежцы. Вы видите, музыка опять подсказывает, что перед нами не взрослый фигурист, а ребёнок. (Звучит пьеса «На катке»)

Все времена года изображены в музыке Майкапара очень разнообразно и красочно. А теперь скажите мне, какая пьеса вам понравилась и запомнилась больше всего?

БЕСЕДА 3

Мы продолжаем знакомиться с циклом Майкапара «Бирюльки». Нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Приоткроем маленькую волшебную музыкальную шкатулочку. Она-то нас и приведёт в мир сказок. Послушаем как она играет. (Звучит пьеса «Музыкальная шкатулочка»)

Она как будто игрушечная. Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие, напоминают игру крошечных колокольчиков. Они приглашают нас в сказку.

А в сказке множество разных чудес. И первое, с которым мы встретились, – это «Семимильные сапоги». Как же изображает их композитор? Это большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния. (Звучит пьеса «Семимильные шаги»)

Следующее музыкальное произведение «Сказочка». Напевная мелодия звучит сдержанно, мягко, ласково, таинственно и грустно. Начинает её только один голос, тихо рассказывающий о чём-то. Создаётся настроение лёгкой задумчивости, спокойной безмятежности. Вступление второго голоса оживляет картину. И как не вспомнить, например, А. Пушкина:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит

Налево сказку – говорит.

(Звучит пьеса « Сказочка»)

Мы предлагаем вам дома нарисовать любой сюжет, навеянный прослушанной сегодня музыкой Майкапара.

БЕСЕДА 4

Кто из нас не любит танцы?! Нам нравятся танцы детские и молодёжные, современные бальные и эстрадные. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танцы. В старину без них не обходился ни один бал. Помните, как Золушка на балу увлеклась танцами? Она даже забыла предупреждение доброй Феи.

А какие танцы вы можете назвать? Правильно, это полька, вальс, полонез. А к ним можно добавить мазурку, менуэт, гавот, кадриль, краковяк.

Давайте представим себе бал, но необычный, а кукольный. Танцы, которые композитор Самуил Майкапар включил в свой цикл «Бирюльки», как никакие другие подходят для кукольного бала.

Вот, например, полька - подвижный танец с подскоками. Слово «полька» означает полшага. На самом деле он чешского происхождения. Музыка польки Майкапара оживлённая, жизнерадостная лёгкая. Поскольку она звучит в очень высоком регистре, то производит ощущение «кукольности». (Звучит пьеса «Полька»)

В отличие от польки вальс более плавный и лирический танец. Слово «вальс» означает «вращательный» и, действительно в танце преобладают кружащиеся изящные движения. Поэтому музыкальные фразы в «Вальсе Майкапара округленные, плавные и мягкие пьеса. (Звучит пьеса «Вальс»)

Следующий танец, менуэт, гораздо старше польки и вальса. Ему по меньшей мере 300 лет, и появился он во Франции. Его танцевали на балах кавалеры и дамы в напудренных париках и в нарядных одеждах, напоминающих кремовые торты. Сам танец исполнялся мелкими неторопливыми шажками и больше был похож на какую-то церемонию поклонов друг перед другом. Кавалеры галантно шаркали ножкой, а дамы приседали в жеманном реверансе.

Менуэт, который мы сейчас послушаем, тоже звучит в сдержанном темпе, с маленькими остановками между музыкальными фразами, как будто танцующие куклы застывают на мгновенье в красивых позах. (Звучит пьеса «Менуэт»)

Гавот, современник менуэта. Такой же изысканный и церемонный придворный танец. Одно из его движений французы в шутку называли «кривые ноги журавля»: так изящно перекрещивались прямые ноги в танце, напоминая позу птицы.

«Гавот» Майкапара – последний из танцев, который мы будем слушать сегодня. Его светлая, простодушная мелодия в то же время изящна и грациозна. «Гавот» как и другие танцы цикла «Бирюльки», производит впечатление «игрушечной» музыки. (Звучит пьеса «Гавот»)

Мы закончили знакомство с замечательным циклом композитора Самуила Майкапара «Бирюльки». Вы услышали много ярких миниатюр. Надеемся, они вам понравились. А кому-то из вас ещё удастся с ними встретиться, если вы начнёте учиться играть на фортепиано.

Заключение

Мы закончили наш творческий проект на тему:

« Беседа у рояля».

Перед тем как сделать основные выводы, представим вашему вниманию мнение детей и учащихся, которые в рамках нашего проекта коснулись замечательной музыки С. М. Майкапара.

-Совершенно недавно, на уроке фортепиано Гульшат Нурисламовна представили моему вниманию сборник С. Майкапара «Бирюльки». Сыграла несколько произведений. Когда я услышала эту музыку, очень удивилась с какой лёгкостью композитор передаёт настроение каждой пьесы. Восприятие доступно любому человеку, будь то взрослый или ребёнок.

- Что мне особенно понравилось, эти произведения может сыграть как пианист, проучившийся уже несколько лет, так и начинающий.

-Я считаю, что произведения таких композиторов, как Майкапар стоит играть и в наше время, потому что мир ребёнка- это удивительный и особый период в жизни каждого человека. Композитору удалось точно определить состояние ребёнка, понять его душу и музыкальными красками передать всё это в своей завораживающей музыке.

-Музыка Майкапара спокойная, душевная, проникновенная. Композитор видит в каждой мелодии детскую душу. Ведь каждый ребёнок, это свой мир и своя маленькая Родина.

- В наше время забывают про спокойную мелодичную музыку. Пользуются только попсой. Такая музыка закрывает таланты величайших композиторов.

Всё выше перечисленное, говорит в пользу нашего проекта. О его наглядности и позитивности. Таким образом, сделаем основные выводы:

1. В ходе нашего проекта нам удалось предоставить каждому ребёнку и ученику возможность реализовать свои способности в условиях сельской местности.

2. Добровольно выбрать формы самореализации: лекции- беседы, концерты и выступления.

3. Ясное понимание и осознание исполняемой музыки, на базе полученных знаний, придаёт юным музыкантам артистизм и уверенность на эстраде, развивает у них волевую активность.

4. Как показал проведённый нами творческий проект, дети смогут самостоятельно:

- формулировать определения и строить рассказы

- активно использовать ранее полученные знания и переносить их на новые условия.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)