Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Фольклор на Новгородчине

Народное творчество любой области или района - явление сложное. В широком понимании оно включает словесное, вокальное, музыкальное творчество, различные виды прикладного искусства. В него входят старинные и созданные совсем недавно произведения, активно бытующие или хранящиеся только в памяти пожилых людей и изредка выходящие в живое бытование в виде яркой красочной игры, постановки на клубной сцене, исполнения в концертах и на праздниках или в домашней обстановке.

Сохранность устного творчества в Новгородской области неодинакова. Наиболее богаты северные районы: Хвойнинский, Пестовский, Мошенской, а также граничащие с Псковской областью, например Солецкий. В этих районах много людей, помнящих старинные песни, обряды и обычаи.

Знатоки, небольшие семейные коллективы или группы соседей, привыкших петь вместе, есть в каждой деревне. Можно сказать, что традиционный фольклор живёт здесь полной жизнью. В Пестовском районе, например, ещё в 30-е гг. свадьба происходила по устоявшейся игровой схеме, хотя и без причитаний.

Нередко и сейчас пожилые женщины поют величальные песни на свадебных праздниках, а старинные протяжные песни поют просто за домашней работой или в свободное время. Ни один праздник не проходит без песен.

Произведения народного творчества прочно вошли в репертуар художественной самодеятельности. Далеко за пределами своих районов известны исполняющие старинные песни коллективы сёл Устье-Кировское, Осипово Пестовского района, с. Устрека и пос. Мошенское Мошенского района.

В Демянском, Валдайском, Крестецком районах в целом фольклор сохранился хуже. Даже песни, которые в памяти хранятся довольно прочно, здесь почти полностью забыты. Их место заняли частушки, романсы, городская и авторская песня. Но состояние традиционных форм в одном и том же районе неровное, не повсеместно одинаковое.

Так, например, в Крестецком районе, не очень богатом фольклором, д. Мокрый Остров представляет собою своеобразный заповедник. Здесь прекрасный хоровой коллектив, занявший призовое место на смотре художественной самодеятельности в Москве исполняет старинные лирические, шуточные, игровые и свадебные песни, среди которых немало уникальных вариантов.

Сохранность и бытование жанров также неровные. Большинство календарных обрядов ушло в прошлое. Они помнились и выполнялись до тех пор, пока крестьянин верил, что совершение в определённое время тех или иных действий, исполнение песен способствует урожайности полей и плодовитости скота.

С уходом веры стали забываться обряды и песни - они сохранились лишь некоторое время в качестве игры, развлечения. Обрядовых песен поэтому записано мало. Лучше всего в памяти новгородцев сохранился свадебный обряд. Свадебный обряд был живым ещё в 20-е, местами даже в 30-е гг. , он запоминался его участникам на всю жизнь, поэтому многие женщины рассказывают именно о своей свадьбе и хорошо помнят свадебные песни.

Хорошо сохранились в Новгородской области и традиционные беседные песни. Особенно популярно беседные величальные, поцелуйные песни и шуточные припевки. О хороводах почти забыли, но некоторые хороводные песни исполнялись на беседах и во время игр молодёжи. Шуточные и плясовые песни исполняют охотно, помнят хорошо.

Проголосные лирические песни сохранились хуже. Почти всюду очень старыми считают романсы, городские песни, мещанские романсы 20-х гг. о <<жестокой>> любви, убийствах и т. д.

Хорошее исполнение старинной протяжной песни -большая редкость. Бывает, что исполнители составляют песню из разных мотивов контаминируя эпизоды, близкие по смыслу.

Фольклор Новгородской области неоднократно привлекал внимание видных собирателей и исследователей. Новгородские материалы представлены в собраниях П. В. Киреевского и П. В. Шейна. Этнографические заметки есть в письмах П. Н. Рыбникова из Новгородской губернии.

Обращение к аутентичному музыкальному фольклору и исследование его возможностей в формировании современной культуры досуга является одной из актуальных культурологических проблем. Это обусловлено тем, что в силу исторических, культурных, социально-политических причин отдельные виды художественного народного творчества - певческое, хореографическое, театральное и др. , сейчас во многом утрачены.

Современные исследования в различных областях прикладной культурологии свидетельствуют о необходимости обращения к историко - этнографическому, образовательному, воспитательному, социальному опыту населения определённого региона, естественно, учитывая факторы трансформации традиционного мировоззрения, процессы урбанизации и миграции населения и др.

Одной из таких областей является новгородская певческая культура. Изучение истории, специфики и современных форм бытования новгородского певческого исполнительства позволило определить перспективы его развития в регионе, специфику функционирования в системе досуговой деятельности различных групп населения, принципы и методы освоения в образовательных и культурно -досуговых учреждениях.

Новгородская певческая культура представляет собой ряд направлений культового и светского содержания. Культовое (церковное) пение условно можно разделить на <<древнерусское>> (до XVII в. ) и << партесное>> (с XVII в. ). Светское пение (гражданское, мирское) можно разделить на народное - общинно-родовое (аутентичное), и авторское.

Народно-певческий стиль - это выраженное в тембрально-звуковых красках состояние произведений народных творцов.

НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИЕ СТИЛИ

Современное фольклорное исполнительство можно подразделить на два самостоятельных направления. К первому относится исполнительская деятельность этнофоров - аутентичное исполнительство, ко второму исполнительская деятельность вторичных исполнителей - фольклоризированное пение.

В современных условиях угасания народно-певческой культуры фольклоризированное исполнительство первостепенно призвано сохранять традиции аутентичного. Поэтому основное внимание уделено этнофорам - жителям различных деревень Новгородской области, которые этновоспитания последовательно осваивали многогранный потенциал художественной культуры и приблизительно с 18 лет становились её носителями.

На современной территории Новгородской области выявлено пять народно-певческих стилей.

<<Исконный>> народно-певческий стиль-А- наиболее архаичный - достаточно редкое явление, присутствует в отдалённых северо-восточных районах Новгородской области. Характерными признаками названного певческого стиля являются: применение голосоведения типа << в>> независимо от акустического пространства, текстурных режимов, специфики жанра; статичный широкий или узкий объём рупора; << скованный>> артикуляционный аппарат.

Данный певческий стиль рассмотрен на примере пения жителей двух деревень - Жилой Бор и Комарово Хвойнинского района.

Народно- певческий стиль << под влиянием древнерусского>> -А- сформировался под влиянием церковного пения и характеризуется:

* дифференцированной манерой звукоизвлечения в соответствии с тесситурными и акустическими условиями (исполнители прикрывают звуки <<запредельного>> регистра в замкнутом акустическом пространстве; в открытом акустическом пространстве поют их в открытой манере звукоизвлечения);

* дифференцированной техникой голосоведения в соответствии со спецификой жанра, акустическим пространством;

* округлённым объёмом рупора;

* активной свободной артикуляцией.

Народно-певческий стиль << под влиянием древнерусского>> церковно-певческого искусства -А - наиболее распространённый на территории Новгородской области. Данный певческий стиль отличается от <<исконного>>:

* применением различным типов голосоведения: <<а>>, <<б>>, <<в>>, в соответствии со спецификой жанра, акустическим пространством;

* округлённым объёмным звуком;

* свободной артикуляцией;

* применением дифференцированной техники звукоизвлечения в произведениях с широких диапазонов акустических условиях (прикрытая манера пения применяется на звуках высокого и <<запредельного>> регистров, открытая - на звуках среднего и низкого регистров голоса).

Рассмотрим технологию данного исполнительства на примере пения фольклорной группы д. Новотроицы Валдайского района.

Народно-певческий стиль <<под влиянием художественной массовой самодеятеятельности>> - А>> - сформировался под воздействием городского народно-хороводного исполнительства, авторской народной песни широкого диапазона. Это любительский уровень академического народно-хорового исполнительства, который характеризуется:

* применением голосоведения типа <<в>> - <<криковая>> манера пения - во всех регистрах голоса независимо от акустической среды;

* дифференцированным положением рупором: широкий ( гортанный) объём - в условиях низкого, среднего регистров открытого вокального голоса, узкий - на звуках высокого и <<запредельного>> регистров;

* скованной артикуляцией.

Данный исполнительный стиль присутствует у фольклорной группы деревни Долгово Новгородского района и народных хоровых коллективов районных и сельских домов культуры.

Народно- певческий стиль <<под влиянием партесного пения>> - Б - сочетание народно-певческого <<под влиянием древнерусского и <<партесного>> стилей в ансамблевом пении.

Народно-певческий стиль <<партесный>> - В - характеризуется прикрытой техникой звукоизвлечения в пении традиционного фольклорного репертуара (любительский или профессиональный уровень).

Очаги разноплановой исполнительской техники присутствует в тех деревнях и их окрестностях, где были сильные церковно-певческие центры, школы.

Природа народно-певческого исполнительства может быть локальной или избранной относительно жанровых, акустических, тесситурных, возрастных условий, роли запевалы, качества запева (диктует стиль пения), уровня профессионализма исполнителей и др.

Каждый певческий стиль имеет дополнительную характеристику в соответствии с сохранностью или утратой диалектных особенностей.

НЕБЫЛИЦЫ, БАЛЛАДЫ, ПЕСНИ БАЛЛАДНОГО ХАРАКТЕРА, РОМАНСЫ.

Ехали солдаты со службы домой -

На плечах погоны, на грудях - кресты.

На плечах погоны, на грудях - кресты.

Едут по дорожке - родитель стоит.

Здорово, папаша, - здорова ли семья!

-Семья - слава богу, жена родила!-

Сын батьку - ни слова, садился на коня, -

Подъезжает к дому - встречает мать, жена.

Мать стоит с улыбкой, жена - во слезах.

Мать сына просила: - Прости, сын, жену! -

Тебе, мать, прощаю, жену - никогда! -

Закипело сердце в солдатской груди,

Заблестела шашка во правой руки,

Скатилась головка с неверной жены.

-Ой, боже мой, боже, что я наробил,

Жонку я зарезал, дитя погубил.

Жонку похоронят, меня закуют,

А дитю-малютку в приют отдадут.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

Не с родимой ли сторонушки

Ветерок поду (й), да подувает,

Да подувает.

Да не хороши наши девушки

Песенки да возно. , ой, да хорошо поют,

И хорошо поют.

Да у каких-нибудь у молодцев

По нам сердце но. , но. , ой, да болит-ноет,

Да болит-ноет.

Да я сказал-то, не ной-то, сердечушко,

Не ной-то ретиво. , моё-то ретивое,

Моё ретивое.

Да во дали я пою, девушка,

Голосу не слышно, не слыхать-то отсель,

Да не слыхать-то отсель.

Да только слух-то прошёл про девушку, слышно, про хорошую,

Что я замуж вышла, замуж вышла.

СТРОЕВЫЕ ПЕСНИ

Полно нам, полно нам, братцы, сокрушаться,

Пе. , перестанем мы, братцы, горевать,

Перестанем мы, братцы горевать!

О-ой, нам не лучше ли, братцы, веселиться,

С го. , с горя песенку, братцы, распевать,

С горя песенку, братцы, запевать.

О-ой, запоём-то мы, братцы, с горя песню,

Про. , про солдатское, братцы, житьё, -

Про солдатское, братцы, житьё, -

О-ой, как мы жили да, братцы, поживали,

За, за Дунаем, братцы, за рекой,

За Дунаем, братцы, за рекой!

О-ой, Дунай-речка- да речка неширока,

Пе. , переходу, братцы, на ней нет,

Переходу, братцы, на ней нет.

О-ой, тут мы мостик, да мостик намостили,

Че. , через реченьку, братцы, перешли!

ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ

Ой, как матушке на Волге

Да появлялася работа,

Работушка немалая,

Немалая - тяжёлая,

Ой, дубинушка, ухнем,

Раззелёная - сама пойдёт,-

У нас Поздеев - не приказчик:

Полведра вина притащит.

Поглядите-ко на гору, -

Не ведут ли там Егору, -

Ой, дубинушка, ухнем,

Раззелёная - сама пойдёт, -

ИГРОВЫЕ ПЕСНИ И ПРИПЕВКИ, ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Тетеря шла,

Моховая шла -

Что по ельночку,

По березничку:

-Отворяйте ворота -

Мне самой пройти

И детей провести.

Буду брать, буду хватать -

За ручку, за ножку,

За русую косу!

Заплетися, плетень, заплетися,

Ты завейся, труба золотая,

Завернися камка хрущатая,

Ах, свет сера утица -

Потопила малых детушек

И в мёду, и в патоке,

И в янстве сахарном.

Расплетися, плетень, расплетися,

Ты развейся, труба золотая,

Развернись, камка хрущатая,

Ах, свет сера утица -

Выкупай малых детушек

Из мёду, из патоки

И из яствы сахарноей.

ШУТОЧНЫЕ И ПАРОДИЙНЫЕ ПЕСНИ

- Сидор Поликарпович, сколько тебе лет-то?

- Семьдесят, бабушка, семьдесят

Семьдесят, Пахомовна, семьдесят!

- Сидор Поликарпович, сколько у тебя детей- то?

- Семеро, бабушка, семеро,

Семеро, Пахомовна, семеро!

- Сидор Поликарпович, чем ты их будешь кормить-то?

-Хлебушком, бабушка, хлебушком,

Хлебушком, Пахомовна, хлебушком!

- Сидор Поликарпович, где ты хлебушко-то возьмёшь?

-По миру, бабушка, по миру,

По миру, Пахомовна, по миру!

- Сидор Поликарпович, по миру-ту ходить - собаки злые!

-С палочкой, бабушка, с палочкой,

С палочкой, Пахомовна, с палочкой!

- Сидор Поликарпович, когда ты помрёшь-то?

-В середу, бабушка, в середу,

В середу, Пахомовна, в середу,

- Сидор Поликарпович, когда тебя будут хоронить-то?

-В пятницу, бабушка, в пятницу,

В пятницу, Пахомовна, в пятницу!

- Сидор Поликарпович, как будут по тебе звонить-то?

-Тин-дирлин-дирлин, дирлин-дирлин-бом,

Тин-дирлин-дирлин, дирлин-дирлин-бом!

- Сидор Поликарпович, как по тебе будут плакать-то?

- Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои,

Сени новые, кленовые, решётчатые!

Бытовало в прошлом, да и сейчас ещё существует, особенно в сельской местности программа свадебного торжества, наполненная элементами зрелищности, фольклора, рассчитаны на широкий круг зрителей.

Гражданские обряды на новгородчине и в настоящее время украшают современные свадьбы, фольклорные группы сопровождаются иллюстрированными, театрализованными, эмоционально насыщенными элементами обрядности минувших дней.

В сценарий включены подлинные русские народные свадебные песни, исполняются в разные периоды подготовки к свадьбе и её << игре>>.

Умение угадать в фольклорном материале живой, неугасимый пульс народной мудрости, которая имеет непреходящую ценность, и одинаково интересна как в прошлом, так в настоящем и будущем.

Принимая во внимание тот факт, что фольклорному творчеству всегда, или почти всегда, была свойственна функциональная бытовая основа, а в материале, выбранном для включения в программу современного свадебного торжества, отражены следующие мотивы - величание молодых, напутствие в новую жизнь, предостережение от невзгод, застольные шутки в адрес присутствующих гостей и некоторые сценки, юмористически представляющие главных действующих лиц свадьбы, исключаю жениха и невесту.

Для осуществления фольклорной части свадьбы, равно и для ведения всего свадебного торжества, сценарий введение следующих свадебных чинов, взятых из арсенала русского народного свадебного обряда: <<дружка>>, <<сваха>>, <<сваты и снохи>>, << князь и княгиня>>, << поваруха>>, <<поездяне и кляжане>>.

Например, в отделе ЗАГС Марёвского района в сценарии торжественной регистрации заключения брака используются вот такие элементы фольклора, когда девушки в старинных народных костюмах: встречают молодожёнов на улице перед входом в ЗАГС песней:

:: Как на свадьбу народ собирался

Посмотреть на невесту молодую,

А жених - то распригожий

Ой, распригожий, да хороший,

Говорил он ей, будь моей женою

Да женою.

::Ты, добрый молодец, (имя)

Заманил ты в ЗАГС, добрый молодец,

Раскрасавицу нашу гордую (имя)

И увёл с собой в мир совсем иной

В мир других забот, других радостей

Будь опорой ей, другом праведным

Береги её нашу ласточку

И живите век припеваючи.

Одевают обереги со словами: << Ну, а эти обереги из берёзы лучезарной пусть от бед оберегают, счастье и любовь предлагает.>> Ценность Новгородского фольклора, его уникальность бесспорна. Новгородский фольклор представляет собою устойчивое сочетание признаков одной из древнейших восточнославянских культур.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)