Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Духовная культура, религия и традиционные верования Мурманской области

Ловозерский район – самый обширный в Мурманской области. Он занимает около трети Кольского полуострова. На его территории легко могли бы уместиться такие европейские государства, как Бельгия или Голландия. Это основное место жительства Российских саамов – коренного населения нашего края.

Свое название район получил по имени большого и красивого озера Ловозеро и возникшего близ него саамского селения Луяврсийт (погост «Ловозеро», «Селение сильных у озера»).

Ловозерье целиком расположено за Полярным кругом, между Баренцевым и Белым морями. На севере его простирается тундра с низким кустарником, болотами и сопками, в средней части – лесотундра, а на юге – так называемая «северная тайга». Лесные массивы и холмы с хорошими ягельниками чередуются с топкими низинами, нагромождениями камней и скудной растительностью. Издавна этот район с суровыми природными условиями населяли саамы. Лишь позже в Кольский край пришли русские (конецXVI – началоXVII веков), а затем в центр Кольского полуострова с берегов Печеры и Ижмы пришли коми и ненцы. В 20-м веке в районе развивается промышленность, строятся горно-добывающие предприятия, а рядом с ними современные поселения. Одно из них расположено недалеко от самого Ловозера – поселок городского типа – Ревда.

С 3 по 9 сентября обучающиеся в ГОУ ДОД МОЦДЮТиЭ в отделе экологии и охраны природы участвовали в экспедиции в село Ловозеро, где смогли ознакомиться с достопримечательностями этого старинного села, жизнью коренного населения – саами, а так же с соседним поселком Ревдой, где основным градообразующим предприятием является Ловозерский ГОК.

Лово́зеро (саам. Луяввьр,Лойъяврсийт («Селение сильных у озера»)) — село, ныне центр одноименного района Мурманской области, основано в 1574 году. Село стоит на реке Вирма. Население — 3,1 тыс. жителей (2002). Коренное население - саамы, занимаются оленеводством и рыбной ловлей. Здесь находится крупнейший оленеводческий и звероводческий совхоз Мурманской области "Тундра". В селе несколько магазинов, где можно приобрести саамские сувениры, купить продукты. Есть почта, столовая, 2 гостиницы, школа, школа-интернат, профтехучилище, музыкальная школа, Дом детского творчества, метеостанция, библиотека, недалеко от села – геофизическая обсерватория. В краеведческом музее села особый интерес представляют предметы саамского быта: тупа, или пырт, - изба, где жили саамы в зимнее время; вежа - жилище на местах летнего рыболовного промысла; куваксы (кувасы) - переносной чум из корья, который еще можно встретить летом на тундровых оленьих пастбищах; саамская национальная одежда. Также информацию о коренном населении полуострова можно найти в Национальном культурном центре Окрестности села объявлены зеленой зоной.

В селе проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные, его часто называют столицей русской Лапландии.

Окрестности села Ловозеро полны саамскими "знаками", почти каждое плато – легенда. Например, гора Куйвчорр известна благодаря громадному "рисунку" на отвесной скале, обрывающейся к озеру восточнее долины реки Эльморайок. Это исполин Куйва. Одна из версий возникновения необычного изображения: особая мозаика влажных пятен на породе, образующей скалу, и темных пятен лишайника.

На Оленьем острове в древние времена проходили загадочные обряды: саамы складывали в пещере привезенные с собой оленьи рога. Также устраивались праздники – состязания молодых людей. Юноши выходили на бой голыми, с оленьими рогами на головах. Победитель получал в награду самую красивую девушку.

Но самым священным местом в этих молчаливых горах стало Сейдозеро – священное озеро саамов. Оно раскинулось посреди Ловозерского горного массива. Ловозеро и Сейдозеро связывает тропинка, замощенная большими каменными плитами.

Жизнь села с давних времен зависела от различных водоемов, которые расположены рядом или недалеко, и которые давали людям воду, рыбу, а так же служили водными трактами. Некоторые из них имели и в настоящее время имеют культовое значение.

    Река Вирма, на которой расположено село Ловозеро - река бассейна Баренцева моря. Течет с запада на восток, в районе села Ловозеро поворачивает на юго-восток. Впадает в оз. Поповское, соединенное широкой протокой с Ловозером. Река мелкая с обилием камней в русле, но вполне проходима для лодок, перед впадением в оз. Поповское становится глубже и шире.

       Озеро Поповское - небольшое, мелководное озеро с низкими берегами. В восточной части озера - широкая протока в Ловозеро. В марте на льду этого озера в рамках Праздника Севера проводятся саамские игры - соревнования в гонках на оленях, а так же народное гуляние.

       Озеро Ловозеро (Луяввьр) - третье по величине озеро на Кольском полуострове. Имеет площадь 208,5 кв. км, средняя глубина 5,7 м, наибольшая - 35 м. Озеро тектонического происхождения, прилегает с востока к массиву Ловозерских тундр. Вытянуто с юга на север, имеет сильно изрезанную береговую линию, большие и малые заливы, многочисленные мысы и около 140 лесистых островов. Озеро делится на северную, среднюю и южную части, соединенные узкими, мелкими проливами. В озеро впадает множество рек. Самые значительные из них Курга, Афанасия, Цага, Сергевань, Вирма, Сейдйок, Сара. Вытекает из озера только Воронья. С созданием на ней в 1970 г. Серебрянской ГЭС Ловозеро превращено в водохранилище. Колебание уровня воды 1,55 м, высшие в мае-июле, низшие - перед вскрытием. Замерзает озеро в октябре - начале ноября, вскрывается в апреле - начале мая.

Озеро Сейдозеро - лежит на высоте 189 метров над уровнем моря, длина его 8 км, ширина от 1,5 км в узкой части до 2,5 км в широкой. По-саамски Сейдъявр – «озеро горных духов». Саамы считали Сейдозеро священным; они ежегодно совершали жертвоприношения у находящихся здесь сейдов – причудливых камней, считавшихся местом обитания духов. В наши дни с Сейдозером связаны многочисленные легенды, поверья и аномальные явления; считается, что это одно из основных «мест силы» на территории России.

3. Исторические сведения

3. 1. Происхождение саамов

Вопрос о происхождении саамов до сих пор не имеет однозначного ответа. Основная трудность для исследователей заключается в том, что по данным физической антропологии саамы выделяются среди народов, населяющих Скандинавию и Кольский полуостров, тогда как лингвистически и саамы, и финно-угорские народы достаточно близки.

Древнейшие антропологические находки на Кольском полуострове относятся  к концу VII – началу VI тыс. до н. э. Кем были эти люди и каковы особенности их языка – неизвестно. До недавнего времени лингвисты считали наиболее вероятной прародиной финно-угров районы Поволжья и Урала. Согласно последним гипотезам скандинавских ученых, подкрепленным данными археологии,  ареал обитания предков прибалтийско-финских народов, к числу которых относятся саамы, расширяется на тысячи километров, простираясь от Уральского хребта до берегов Балтийского моря.

Ранние следы протосаамской топонимики встречаются далеко за пределами Кольского полуострова, достигая своими южными границами верховий Волги. Считается, что предки саамов, представляя более древнюю культуру, вобрали в свой язык лексику волжских народов, однако древнейшие топонимы, которые могли бы внести ясность, бесследно растворились в позднейших языках.

Рассматривая историю саамов с позиций лингвистики, необходимо отметить, что Кольский полуостров, Скандинавия и Карелия были населены племенами единой прибалтийско-финско-саамской языковой общности, которая к I тыс. до н. э. распалась на саамскую и прибалтийско-финскую группы. Иными словами, с позиций лингвистики, саамы, как отдельный этнос, существуют около 3000 лет.

В течение двух последующих тысячелетий саамы испытывали сильное влияние предков финнов, вепсов и карел, постепенно отходя на север Европы и все более изолируясь от других народов. В середине I тыс. н. э. единый язык, который использовали саамы, разделился на два основных диалекта: южный, поглощенный языками финно-угорских народов, и северный, положивший начало современным саамским диалектам.

С точки зрения антропологии, в отличие от лингвистики, общность финнов и саамов не так однозначна. Саамы принадлежат к лапоноидному типу. Его отличительными особенностями являются низкий рост, широкое лицо, темные волосы, глаза и пигментация кожи. Финны, карелы и вепсы, напротив, относятся к северной ветви евразийской расы, которой свойствен средний или выше среднего рост, округлое лицо, высокая частота светлых и русых волос, а также светлых глаз.

Сопоставляя лингвистические, археологические и антропологические исследования, антропологи предполагают, что саамы, имея тесную территориальную и языковую близость с финно-угорскими народами, в ходе расселения по Скандинавии и Кольскому полуострову встретили уже обитавшее в северных широтах население, смешение с которым в конечном счете привело к развитию упомянутых соматологических признаков. Этот же аспект, с учетом территориальной изоляции кольских саамов, отчасти объясняет значительные различия в диалектах между кольскими и скандинавскими саамами. (6)

3. 2. История саамов 

Наиболее ранние письменные упоминания о саамах относятся к I в. н. э. Римский историк Публий Корнелий Тацит в очерке "Германия" называет саамов феннами и упоминает о том, что они занимаются охотой, живут в шалашах и не держат домашнего скота. На протяжении всего I тыс. н. э. нет веских подтверждений того, что древние саамы занимались оленеводством. Наоборот, греческие, немецкие и скандинавские историки отмечают, что саамы ведут кочевой образ жизни, передвигаясь вслед за стадами диких животных, и выживают благодаря охоте и рыбной ловле.

В труде "География" Клавдия Птолемея (II в. н. э. ) впервые выделяются прибалтийские и скандинавские саамы (позднее названные "дикой лопью" и "финской лопью"). Этноним "лопь" или "лопари" в современной транскрипции появился в XII в. в трудах датского летописца Саксона Грамматика и впоследствии укоренился в европейских языках, став синонимом слова "саамы". Еще несколько десятилетий назад прозвище "лопарь" у кольских саамов считалось уничижительным и приравнивалось к оскорблению, однако в самом Ловозере я не раз слышал, как саамы называют себя лопарями и в шутку, и всерьез.

В описании саамского быта, которое оставил Саксон Грамматик, делается акцент на умение саамов охотиться с луком, ходить на лыжах, на их способность предсказывать будущее и управлять силами природы. Эта последняя особенность не раз отмечалась в средневековых хрониках и дневниках скандинавских путешественников XVII-XVIII вв. , считавших саамов сильными провидцами, которым подвластны земля, вода и воздух.

Изоляция кольских саамов, начавшаяся с IX-X вв. , была вызвана не только естественными причинами, такими как миграции оленьих стад, но и регулярными грабежами викингов, а также поборами, которыми их обкладывали скандинавские правители и новгородские воеводы. Саамские поселения на берегах Белого моря были хорошо известны путешественникам и географам, т. к. там шла активная торговля рыбой и мехами. Внутренние же территории, где проживала большая часть кольских саамов, особенно бассейны озер Имандра, Умбозеро и Ловозеро оставались белыми пятнами на картах Европы вплоть до XVIII-XIX вв.

В отличие от европейцев, русским торговцам и сборщикам податей (особенно новгородцам) основные места проживания саамов были известны с конца XIII - начала XIV вв.

В 1478 году при Иване III Новгородская земля, а вместе с ней и Кольский полуостров переходят под власть Русского государства. Спустя  несколько десятилетий началось постепенное и ненасильственное крещение саамов. Благодаря этому вплоть до конца XIX века крещеные саамы нередко обращались за помощью к нойдам, и священники, осуждая подобные действия, как проявление язычества, все же не отлучали ослушавшихся от церкви. Сами нойды не крестились и в церковь не ходили.

1574 год считается временем появления населенного пункта с названием Ловозеро, а в начале XVII века погост Ловозеро упоминается в летописи и писцовых книгах. На тот момент ловозерским саамам принадлежали озера Ловозеро, Сейдозеро, а также Сиозеро и часть реки Рында. Согласно переписи первой четверти XVIII века в Ловозере проживало около 40 мужчин, среди которых называются фамилии членов старейших родов ловозерских саамов, Галкиных и Юлиных, потомки которых до сих пор живут в селе Ловозеро.

Одно из ранних документальных подтверждений оленеводства у ловозерских саамов относится к 1866 году, когда переписчики подсчитали общее количество жителей (125 человек) и оленей в домашних хозяйствах (210 голов). Спустя 20 лет в Ловозерском погосте насчитывалось более 3800 оленей, т. е. почти 20% от общего поголовья домашних оленей Кольского полуострова. Если смотреть шире, оленеводство как особый вид хозяйственной деятельности стало развиваться у Кольских саамов с XVI-XVII вв.

С приходом коми-ижемцев в 1888 году ситуация в оленеводстве резко изменилась. В отличие от ловозерских саамов, коми ориентировались на коммерческий сбыт продуктов оленеводства (мяса, шкуры, койб, пант) и вели активную торговлю в Коле, Мурманске и на Терском побережье. Саамы же использовали оленей для собственного потребления.

Коми привели с собой около 5000 голов оленей, выпасать которых было негде, т. к. все подходящие места давно принадлежали ловозерцам. Последние отказались подписывать права ижемцев на землю, что положило начало длительному противостоянию, следы которого просматриваются до сих пор. Например, ловозерские саамы стараются не допускать в органы местного самоуправления людей, чьими предками были коми, и говорят о вытеснении их коми-ижемцами из кооператива "Тундра", крупнейшего в Ловозерском районе государственного оленеводческого предприятия.

Александр Кобелев, президент "Союза саамов", полагает, что старый конфликт ушел вглубь и не проявляется лишь потому, что для этого нет достаточно серьезного повода: "Любое опрометчивое убийство саама или коми может поджечь все заново, и результат будет не хуже, чем в Чечне. Тут все вооружены: "от и до". У кого-то законное оружие, а у кого-то и нет. Причем есть не только гладкоствольное, но и нарезное оружие. И не по одной штуке. "

Как отмечалось выше, начавшийся в конце XIX века конфликт привел к тому, что коми где хитростью, где подкупом добились признания своих прав на землю и проживание, и к 1895 году поголовье принадлежавших им оленей выросло до 8500 голов, в то время как число саамских оленей сократилось до 1900. Вскоре появился демографический перевес коми над саамами, сохраняющийся до сих пор. В 1917 году среди жителей Ловозера было 167 саамов и 493 коми; сегодня - около 800 саамов и 3000 коми. Председателем первого местного Совета был избран Семен Рочев, коми по национальности.

Саамы издавна вели кочевой образ жизни на родовых территориях, поэтому создание в конце 1920-х гг. оленеводческих колхозов было крайне невыгодно для саамских семей, державших большие стада оленей. В 1938 году в ответ на недовольство саамских родовых общин, сотрудники НКВД начали расследование "саамского дела" или "саамского заговора", в ходе которого были возбуждены уголовные дела против 34 саамов, 15 из которых были расстреляны. Репрессии затронули и саамских учителей.

Лариса Авдеева, директор Национального культурного центра саамов (село Ловозеро), считает, что наиболее сильный удар по саамской культуре и традиционному образу жизни был нанесен во время строительства приграничных военных баз на побережьях Белого и Баренцева морей, а также при создании горно-обогатительных комбинатов в Апатитах, Мончегорске и Кировске. Эти мероприятия сопровождались массовым отселением саамов в центральные части Кольского полуострова, преимущественно в село Ловозеро и прилегающие к нему территории. Даже в самом Ловозерском районе проводились массовые переселения саамов, в частности из села Воронье, затопленного в 1964 году при строительстве первой Серебрянской ГЭС.

Проживание в одном месте людей, говорящих на разных диалектах и языках привело к тому, что со временем все перешли на русский язык, в большинстве своём забыв родную речь. Сегодня ситуация с саамским языком безрадостная: старики понимают его и могут  говорить, их дети кое-что понимают и как правило могут сказать, а молодежь знает и понимает лишь отдельные, наиболее употребительные, слова и выражения. Курсы саамского языка восполняют этот пробел частично. По мнению самих ловозерских саамов им не хватает практики бытового общения на родном языке.

Наиболее заметные положительные перемены в жизни саамов начались с конца 1980-х гг. , когда в село пришло новое поколение саамских учителей, и стали приезжать в гости скандинавские саамы, многие из которых искали родственников, оставшихся в СССР. Уже в августе 1990 года ГТРК Мурман начало выпускать передачи на саамском языке, ретранслировавшиеся на село Ловозеро и поселок Ревда. В 1992 году российские саамы были приняты в Международную неправительственную организацию "Союз саамов". Спустя два года в Ловозере открылся Национальный культурный центр, а в 1998 году начала работу Общественная организация саамов Мурманской области (ООСМО).

3. 3. Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. В XIX – начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.

У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц. С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим. Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме.

В конце XIX – начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь.

Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

3. 4. Традиционная одежда

В ХVII-ХVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки - цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В ХIХ - начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).

В ХIХ в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин.

Летняя одежда (юпа) делалась из сукна или плотной ткани. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера.

Зимняя одежда печок длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна. Печок иногда надевали на юпу.

Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин он был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин - швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти.

Имеются упоминания о более древней саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь.

Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона.

Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.

Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки.

Зимние высокие сапоги - яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.

Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи.

В конце ХIХ в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен - пимы из камусов мехом наружу.

3. 5. Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).

Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.

Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырех- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3х3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивался каменный очаг. Вход был обращен к югу. Пол покрывался оленьими шкурами.

С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 м2, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.

Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.

В жилище обычно обитали 1-2 семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место. К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

3. 6. Пища

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо. Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др. ). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте. Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.

Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

3. 7. Социальная организация

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община сийт/сыйт. Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована. Община контролировала семейно-брачные отношения. В ХIХ в. преобладала малая семья. До конца ХIХ в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже ХIХ-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось. Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

3. 8. Духовная культура, религия и традиционные верования

В России в настоящее время официально саамы православные. Но сохраняется вера в духов - хозяев озёр и рек. Существует почитание священных камней (утёсов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала ХХ в. в каждой семье хранились божки - завёрнутые в тряпку камешки. Поклонялись также высоким пням (часто антропоморфного облика) - сейдам. Им приносились жертвоприношения. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.

У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень). Фольклор саамов включает сказки (майнс): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины бойса и импровизации муштоллы.

В 1936 г. создан саамский хор, который продолжает свою деятельность как Ловозерский народный ансамбль песни и танца. Пение саамских песен сопровождается игрой на национальных музыкальных инструментах нивьта, хоуфф и келлах. С конца 1970-х гг. появляются произведения саамских поэтов (О. Вороновой, А. Бажанова). В селе Ловозеро действует филиал Мурманского областного краеведческого музея, где создана экспозиция, характеризующая культуру местных саамов.

3. 9. Современные этнические процессы

В 1970-е годы завершилось разрушение ареала традиционного расселения саамов. Саамы потеряли 32 поселка, в которых являлись этническим большинством. Большая часть саамов - (859 чел. ) в настоящее время проживают в Ловозерском районе. Переселенные в основном в село Ловозеро более 100 оленеводов лишились работы. Переселение было связано с нуждами промышленности, строительством военных объектов и преобразований колхозов в совхозы. Нарушен процесс передачи традиционных хозяйственных навыков и знаний от старшего поколения молодёжи. Из-за интенсивного воздействия на природу, нарушается экологическое равновесие. Уменьшается количество саамов, говорящих на родном языке. Если по переписи 1979 г. из 1565 саамов Мурманской области родным языком владели 933 человека (59,6 %), то по переписи 1989 г. из 1615 саамов - 814 человек (50,4 %). Увеличивается число саамов-горожан. По переписи 1989 г. они составляли 39,1 % численности саамов РСФСР.

В настоящее время 60% саамских мужчин не состоят в браке, 40% женщин имеют неполные семьи. Из оленеводческих предприятий в Мурманской области остались совхозы "Тундра" (центр - с. Ловозеро), "Память Ленина" (центр - с. Краснощелье), которыми руководят саамы, а также опытно-производственное хозяйство "Восход", расположенное в селе Лопарская Кольского района. В 1995 году базе совхоза "Енский" было восстановлено фермерское оленеводческое хозяйство. 3 частных оленеводческих хозяйства действуют в Кольском районе, 1 - в Печенгском районе.

В 1993 г. правительством России был утверждён список районов преимущественного проживания малочисленных народов Севера. В Мурманской области к ним относятся: Ловозерский, Кольский районы и Енский сельсовет. Активизировались контакты кольских саамов и саамов скандинавских стран. Северный саамский совет, образованный в 1956 г. , является теперь общим консультативным органом саамов Финляндии, Норвегии, Швеции и России. Но и в настоящее время возникают вопросы, задевающие интересы саамов, о чем говорят некоторые обращения к Мурманскому правительству

3. 11. Этнические и этнографические группы

В составе кольских саамов не выделяются этнические и этнографические группы, но имеются территориальные подразделения, названия которых связаны с наименованием погостов (селений и окружающих угодий, где проживали саамы). Число погостов постоянно увеличивалось: в начале XVII в. их было 15, в конце XVIII в. - 17.

3. 12. Язык

Алеутский: Саамский язык относится к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи. Близок к языкам прибалтийско-финской подгруппы, но имеет заметный самодийский субстрат. Имеет 2 группы диалектов: западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии), восточные (Россия, часть Финляндии). В России распространены 4 диалекта: иоканьгский, кильдинский, нотозерский и бабенский (Аккала). Взаимопонимание между носителями разных диалектов затруднено.

По мнению финляндских языковедов, не существует единого языка саамов, а имеются 10 самостоятельных саамских языков.

3. 13. Письменность

В 1895 г. для Кольских саамов впервые предпринимается попытка издания «Азбуки для лопарей». С начала 1930-х гг. в Советском Союзе создана письменность на базе кильдинского диалекта, сначала на латинской основе, позднее переведена на кириллицу. Обучение на саамском языке было прекращено в 1937 г. В 1980-х гг. в СССР для саамов воссоздана кириллическая письменность, возобновилось преподавание родного языка в начальной школе. Изданы учебники для 1-3 классов, и школьные саамско-русский и русско-саамский словари.

4. Результаты экспедиции в село Ловозеро.

Участники экспедиции во время пребывания в селе Ловозеро участвовали во множестве экскурсий как в самом селе, так и других местах, расположенных недалеко от села. Обзор экскурсий дан в хронологическом порядке. Фотографии, сделанные на этих экскурсиях, помещены в приложении 1, в тексте даны ссылки на них. Особое внимание ребят обратил тот факт, что в этом селе живет очень много интересных людей, которые знают особенности своего края, любят его и могут поделиться своими знаниями с другими.

3 сентября. 2007

Обзорная экскурсия по селу Ловозеро

Участники экспедиции вскоре после приезда ознакомились с основными достопримечательностями села Ловозеро. Экскурсия началась на улице Советской около Краеведческого музея истории кольских саамов, рядом с которым расположен деревянный крест, поставленный в честь принятия саами православия. Это сыграло в истории саами положительную роль, хотя были и некоторые негативные моменты, связанные с необходимостью местного населения платить дань церкви . Тут же участников экспедиции ознакомили с историей возникновения села, его географическим и административным положением, природными особенностями Далее группа прошла к военно-историческим памятникам и мемориалу. Во время Второй Отечественной войны саами активно участвовали как в военных действиях, так и в оленетранспортных отрядах, в которые ушли воевать оленеводы колхозов района. Из Ловозера на фронт ушло свыше 200 человек (всего же за годы войны более 800 жителей). Был создан трудовой фронт.

Далее группа прошла к реке Вирма , на которой стоит село, и которая до сих пор играет большое значение в жизни села, т. к. по ней местное население попадает в озеро Ловозеро, а так же по ней идет наиболее краткий путь к священному озеру саамов Сейдозеру. Через реку построено 7 мостов, большая часть из которых пешеходная. Они соединяют между собой 2 части села.

Группа ознакомилась с расположением основных объектов в селе: школа и школа-интернат, почта (имеющая современную связь, в том числе и Интернет), столовая, сбербанк, магазины, детские сады, Национальным культурным центром, часовней. Маршрут пролегал по основным улицам села – Советской и Вокуева, названной так в честь жителя села, погибшего в Афганистане. Интересным оказался тот факт, что в селе большую площадь занимают частные дома, хотя все жители села имеют квартиры в современных домах со всеми условиями. А эти дома используются как дачи, где можно вырастить овощи (в том числе картошку и, даже, клубнику), искупаться в собственной бане и т. д.

После этого группа прошла в Дом детского творчества, где состоялась встреча с краеведом, фотохудожником Кузнецовым В. М. , который прочитал лекцию «История заселения территории Ловозерского района коренными народами. Сейды - древние верования, мифы, легенды» (фото 4). Кузнецов поделился так же своей гипотезой в происхождении петроглифов – наскальных рисунков. Он предполагает, что эти рисунки не несли культовой нагрузки, как это принято в настоящее время, а были сделаны детьми первобытных людей. В пользу данной гипотезы были приведены весьма убедительные доводы. После участники экспедиции просмотрели фото- и видео- материалы по данной тематике.

4 сентября. 2007

Обзорная экскурсия по п. Ревда:

Участники экспедиции на следующий после приезда день местным рейсовым автобусом выехали в поселок Ревду. По пути удалось познакомится с расположением аэропорта «Ловозеро», который играет значительную роль в связи с удаленными населенными пунктами. В поселке Ревда была проведена обзорная экскурсия, на которой ребята узнали об истории создания поселка и его административном положении.

«Ревтом» саамы называли рехкающего во время брачного сезона оленя. Кстати, именно олень изображен на гербе этого поселка.

Поселок Ревда располагается в Ловозерском районе Мурманской области. Свое название поселок получил от одноименного озера, расположенного поблизости. В переводе с саамского – Ревда - означает «яма, место сбора оленей и лосей в период осеннего гона».

Поселок был основан в 1950 году в связи с началом добычи и переработки лопаритовой руды. На данный момент население поселка составляет около 8000 человек. Градообразующим предприятием является Ловозерский горно-обогатительный комбинат, в состав которого входят два подземных рудника «Карнасурт» и «Умбозеро».

Вот уже 56 лет комбинат осуществляет добычу лопаритовой руды, её обогащение и получение лопаритового концентрата - сырья для производства редких и редкоземельных металлов: тантал (электроника, химическое оборудование, оптика, акустика, хирургия, квантовые генераторы); ниобий (легированные стали, электроника, химическое оборудование, оптика, сверхпроводники, атомная промышленность); титан; редкоземельные металлы (катализаторы, стекло, металлургия, керамика, люминофоры, магниты, лазеры).

Маршрут лежал мимо самолета - памятника времен Великой Отечественной войны "Хаукер-Харрикейн", найденного недалеко от с. Ловозеро , и установленного в 1989 году в честь боевого содружества СССР и Великобритании. Это единственный иностранный самолет-памятник, установленный в СССР. Кстати, на «харрикейне» летал прославленный Борис Сафонов. Недалеко от памятника расположен родник, где многие жители поселка берут воду для питья, т. к. считают ее более полезной и вкусной, чем водопроводная вода . В конце экскурсии группа ознакомилась с деятельностью Дома детского творчества, после этого она прошла на остановку служебного автобуса для посещения Ловозерского ГОК.

Экскурсия на Ловозерский ГОК :

Начал экскурсию главный горный инженер Татицин Андрей Васильевич. Он ознакомил группу историей открытия месторождения лопарита, строительством горно-обогатительного комбината, его современной структурой, геологическими условиями залегания пластов лопаритовых руд, методами разработки месторождения.

Продолжила экскурсию Городович Валентина Михайловна, начальник отдела производственного контроля, охраны труда и экологии. Она рассказала об экологических последствиях освоения месторождения (отходы горно-обогатительного производства - пустая порода «хвостохранилище», подсыпка при строительстве дорог) ). Группа посетила участок опрокида вагонеток с горной породой на обогатительной фабрике , после чего прошла в санитарно-промышленную лабораторию Ловозерского ГОКа, где начальник лаборатории Куринская Елена Анатольевна ознакомила ребят с работой различных отделов лаборатории. Особое внимание ребят привлекла экологическая лаборатория, где наблюдают за тем, что бы деятельность комбината не приносила вреда как здоровью работающих там людей, так и окружающей среде. Очень интересным участникам группы оказалось и знакомство с химико-аналитической лабораторией.

После лаборатории участники экспедиции ознакомились с работой опытного участка – цеха щелочных металлов (начальник участка - Баранов Василий Викторович). В этом цеху выращивают кристаллы с очень высокой степенью чистоты. В настоящее время там налажена работа по изготовлению сувениров из кристаллов.

Экскурсия в Краеведческий музей ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания" (п. Ревда).

Во второй половине дня группа посетила Краеведческий музей ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания" (п. Ревда). Заведующая музеем ознакомила ребят с историей создания музея, а так же провела их по различным его отделам: истории края, минералогии, промышленности, живой природы и т. д. Краеведческий музей был создан в 1988 году А. Б. Комаровым, на основе его собственной коллекции. В последствии по инициативе и поддержке директора Ловозерского ГОКа И. А. Мусатова для музея было построено двухэтажное каменное здание В настоящее время экспозиция музея насчитывает около 5000 экспонатов, распределенных по шести залам. Наиболее интересной и представительной является коллекция минералов и горных пород, включающая в себя как минералы Ловозерского и Хибинского массивов, так и минералов различных пегматитов Мурманской области. В одном из лекционных залов музея находится топографически точный макет гор Ловозерские тундры, сделанный в масштабе 1:25000.

5 сентября. 2007

Экскурсия на метеостанцию (с. Ловозеро):

Метеостанция в селе Ловозеро старейшая на Кольском полуострове. Регулярные наблюдения на метеостанции в селе Ловозеро начаты с 12 марта 1899 года. Первый начальник станции - Николай Шмаков. Метеорологические данные используются моряками, энергетиками, оленеводами, военными. (8,9) В настоящее время метеостанция – это организация, на которой трудятся высококлассные специалисты. Она снабжена современными приборами и средствами связи с которыми ознакомили группу. Участники экспедиции прошли на метеоплощадку, где ознакомились с внешним видом, принципом действия и назначением ряда приборов и оборудования, а также системой и методами ведения метеонаблюдений .

Экскурсия в Краеведческий отдел народов Севера Ловозерской центральной библиотеки

Заведующая отделом краеведческой литературы Ловозерской центральной библиотеки Шерстюк Татьяна Валентиновна ознакомила группу с историей и значением библиотеки. Библиотека в селе играет огромное значение. Это важнейший культурный центр села, имеющий сою историю. Первая изба-читальня открылась в 1921 году В 1925 году в Ловозерской избе-читальне действуют два кружка - драматический и политико-просветительский. А в 1927 году ловозерцы впервые услышали радио, установленное в избе-читальне.

В настоящее время это просторное помещение, занимающее первый этаж 5-этажного дома. Кроме возможности взять книги, жители села могут здесь найти разнообразную информацию по многим вопросам, подготовиться к защите дипломных работ, выйти в Интернет, т. к. библиотека имеет несколько современных компьютеров. Татьяна Валентиновна ознакомила группу с саамским эпосом, современными литературными источниками по природоохранной деятельности, вопросам культуры и истории коренных народов. А так же была проведена презентация литературного буклета «Как наши предки природу берегли». В конце встречи участники экспедиции просмотрели видеофильм по экологической и природоохранной тематике «Понойская депрессия» (автор – директор заказника «Сейдъявврь» Вдовин В. И. ).

Экскурсия на Геофизическую обсерваторию (с. Ловозеро), отделения Полярного геофизического института Кольского филиала академии наук

Участники экспедиции посетили геофизическую обсерваторию (с. Ловозеро), отделение Полярного геофизического института Кольского филиала академии наук, расположенную в 6-ти километрах от села Ловозера. Дорога проходила мимо свалки, проблема которой остро стоит перед жителями села, т. к. она приносит вред окружающей среде, но на более прогрессивное решение данного вопроса у государства пока нет денег. Далее дорога проходила в лесу, где березняки перемежались с сосняками.

Сама обсерватория представляет собой одноэтажный домик, где располагаются компьютеры, фиксирующие показания приборов. Сами приборы расположены в специальных строениях неподалеку от домика в лесу. При строительстве этих помещений особое внимание уделялось материалам. Недопустимо использовать материалы, способные сождавать магнитное поле, поэтому часть строений сделана без гвоздей из дерева (по принципу строительства церкви в Кижах), в других случаях применялись медные гвозди. Экскурсию проводил кандидат наук, начальник обсерватории Косолапенко Валентин Иванович В обсерватории проводятся наблюдение за изменением магнитного поля Земли, а так же фиксируются северные сияния ( в период, когда нет белых ночей). В целях изучения северных сияний в помещении обсерватории соблюдается полная светомаскировка при помощи специальных штор. Из этих же соображений сама обсерватория расположена на значительном удалении от села. Участники группы посмотрели показания приборов, которые видны на мониторах, литературу, выпущенную по результатам наблюдений.

Далее группа прошла к озеру Ловозеро на мыс Семерка, где ознакомилась с окружающим ландшафтом, названиями видимых островов. Недалеко отсюда была обнаружена стоянка первобытных людей.

Экскурсия в Национальный культурный центр (с. Ловозеро)

Национальный культурный центр был открыт в июне 2003 года в здании в виде большого чума, которое было восстановлено и отремонтировано на средства зарубежных спонсоров. В настоящее время это здание является украшением села. В нем же так же располагается Кольское саамское радио. Директором центра является Лариса Павловна Авдеева.

Участников экспедиции ознакомили с саамским флагом, символикой, динамикой численности коренных малочисленных народов Севера проживающих на территории Ловозерского района, этно-экологическими факторами, влияющие на национальное культурное наследие коренных народов. Рассказали об обрядах, традициях, обычаях, праздниках, особенностях национальной кухни коренных народов Ловозерского района.

Работники центра ведут большую работу по развитию сотрудничества между малыми народами Севера, особенно с саамами Скандинавских стран. Ребята задавали вопросы о традициях брака у саамов, о владении родным языком. Выяснилось, что при помощи центра в одном из детских садов создана группа, где детей учат саамскому языку. Одно игровое занятие, которое используется при изучении языка детьми, было проведено и с участниками группы.

Но работниками центра была высказана и озабоченность дальнейшей судьбой саамов. Это и потеря языка, многих традиций, навыков, а так же и небольшая численность народа, что приводит или к близкородственным бракам, или к межнациональным, в результате которых теряется саамская кровь. Озабоченность высказывалась и в ухудшении условий для оленеводства: раньше олени свободно кочевали по пастбищам и они успевали восстанавливаться. В настоящее время нагрузка на пастбища высокая, что приводит к их оскудению. Немалую роль в проблемах саамов играет и пьянство: этот народ не имеет ферментов, которые расщепляли бы алкоголь. Поэтому саамы легко спиваются, что приводит к дальнейшей деградации национальности. Работники центра делают все возможное для сохранения культуры, языка, традиций саамов, в чем им помогают подобные организации из Скандинавских стран.

Экскурсия в Ловозерское профессиональное училище № 26.

Участники экспедиции ознакомились с историей и деятельностью Ловозерского профессионального училища № 26.

Первая группа по подготовке оленеводов-механизаторов была открыта в Ловозере 1 октября 1974г. Первым мастером был П. П. Юрьев. Первый выпуск в 26 оленеводов-механизаторов были направлены в оленеводческие хозяйства Ловозерского района в 1976-м году. В 1990 году были установлены международные связи с училищем из Финляндии. С 1992 года в училище преподается саамский язык. В настоящее время в училище производится обучение нескольким специальностям: «Оленевод», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Хозяйка усадьбы», «Резчик по дереву и кости». Есть современный компьютерный класс, работают две учебные площадки: в с. Ловозеро и п. Ревда. В училище учатся как ребята из Ловозера, так и других населенных пунктов. В том числе приезжают изучать ремесло из Сибири, Санкт-Петербурга и других городов России.

Группа прошла в производственные мастерские, где мастера училища ознакомили их с методикой и техникой выполнения работ национальных культурных промыслов. Сначала им рассказали о поделках, которые выполняются у саамов женщинами – это одежда, вышивка разных предметов обихода бисером, плетение из корней деревьев. В витринах училища демонстрируются готовые предметы, изготовленные учащимися. Далее в другой мастерской группа ознакомилась с тем, как выполняются работы по дереву и кости. Им продемонстрировали инструменты, необходимые для работы, готовые поделки. Объяснили символы, используемые для украшения. Эти символы имеют очень давние традиции, которые в училище бережно сохраняют. В настоящее время для училища строится современное и просторное здание.

Экскурсия на стойбище оленеводов:

Изучение образа жизни местного населения на примере одной семьи.

Члены экологической экспедиции побывали на стойбище, расположенном на коренном берегу озера Большой Зимник. На этом стойбище проживает семья, состоящая в настоящее время из 2-х человек: мужа – Филиппова Николая Егорович и его жены – Филипповой Марии Васильевны. Николай Егорович по национальности – коми, а его жена – саами. Оба они имеют пенсионный возраст. В настоящее время смешенные браки очень распространены, т. к. чистокровных саами мало, и внутринациональные браки могут привести к вырождению. Современные социальные тенденции так же способствуют этому.

Несмотря на то, что у семьи есть 3-х комнатная квартира в селе Ловозеро, эти люди практически постоянно проживают на стойбище, так как основное их занятие – оленеводство, которое является исконной отраслью животноводства и в недавние времена было самой рентабельной. На момент посещения около стойбища постоянно паслись 5 оленей (самцы – хоры) . Летом семья проживает в домике, похожем на тупу, но сделанную частично из современных материалов (рубероид, стекло, полиэтилен). В самом домике есть стол и нары, покрытые оленьими шкурами. Имеется для отопления небольшая печка с дымоходом, на которой так же готовится еда. В случаях, когда погода стоит теплая, еда готовится на другой маленькой печке, сложенной рядом со входом на улице. Топятся печи дровами, которые заготавливаются недалеко от домика (сам домик расположен в березнике, перемежающимся с участками ерниково-воронично-лишайниковой тундры). Посуда используется семьей современная – алюминиевая, стеклянная. За жилищем расположен небольшой огород, на котором выращиваются картофель, салат, укроп, лук и даже несколько кустиков клубники. Для предотвращения набегов на огород оленей, его огородили сеткой. Картофель хозяева выкапывают зимой – в декабре, что связано, возможно, с отсутствием места для его хранения. Так же хозяевами используется в питании рыба из озера, оленина, которые являются традиционными продуктами для саамов. Заготавливается черника (участников экспедиции угощали вареньем из нее), брусника и морошка. Для оленей идет заготовка на зиму сена, грибов (отвариваются). Но кроме этого семьей используются и продукты, которые закупаются в магазинах в Ловозере, а так же привозятся гостями. Для гостей, да и самих хозяев сооружен стол с навесом из полиэтилена (в случае дождя, нередкого для этих мест) недалеко от входа. В паре десятков метров от домика есть туалет. Так же недалеко от этого домика имеется зимнее жилье: вагончик на полозьях, где есть самое необходимое, и нарты .

Олени пасутся в нескольких сотнях метрах от жилья на участке ерниково-воронично-лишайниковой тундры. Часть из них привязана к колышкам, часть – к бревнам, которые они с некоторым трудом, но могут тащить за собой. Это сделано для того, что бы легко было поймать оленя при необходимости , но сам он мог более-менее свободно передвигаться в поисках пищи. Основной пищей оленей является ягель (несколько видов кладоний), другая растительность. Очень любят олени грибы, которыми удалось угостить их участникам экспедиции . Двое из этих оленей участвовали в Праздниках Севера. По словам хозяев, земля, на которой пасутся олени и расположен домик, принадлежит им. Для связи с селом используется моторная лодка и велосипед летом, нарты зимой. Основное стадо, принадлежащее семье, ушло на лето к морю для того, что бы избежать кровососущих насекомых, которые у моря сдуваются ветром. К зиме стадо возвращается. Принадлежность оленей семье определяется по клеймам, рисунки которых обозначают принадлежность оленей определенным семьям на протяжении длительного времени. В ближайшее время семья планировала перейти на другое стойбище, так как олени уже сильно выели пастбище.

Итак: семья продолжает поддерживать традиционный уклад жизни, т. е. основное занятие – оленеводство, большей частью используется традиционная пища (оленина, рыба), вынуждены вести отчасти кочевой образ жизни, в быту используются шкуры оленей как покрывала на нарах. Но многое в их жизни появилось под действием современности: одежда, посуда, материал, используемый для строительства жилищ, средства передвижения, продукты питания и. т. п. Хочется отметить и невысокий уровень дохода этой семьи, которая несмотря на пенсионный возраст, вынуждена заниматься оленеводством и жить в таких некомфортных условиях.

Экскурсия на молочно-товарную ферму СХПК «Тундра»

На обратном пути от оленеводов участники экспедиции посетили с экскурсией ферму, где разводят коров молочной породы. Экскурсию проводил главный ветврач фермы. Коровы, содержащиеся на данной ферме, относятся к гибридам холмогорской и голштино-фризской пород. Гибридизация проводилась путем искусственного осеменения. В настоящее время большей частью преобладает голштино-фризская кровь. Коровы крупные, большей частью черно-белые (фото30). Средний надой молока по ферме 5000 литров в год от коровы, что является недостаточным для Мурманской области (8000 литров в год). Но необходимо отметить, что этот показатель выше показателя удоев для многих других регионов страны. Из помещения, где стоят доящиеся коровы, участники экспедиции прошли в родильное отделение, где в специальных стойлах так же содержатся телята (новорожденные отдельно от подросших).

Далее группа ознакомилась с производством продукции фермы, которая изготавливается в отдельных цехах. Совхоз производит молоко и сливки, которые отличаются от продающихся в Мурманске повышенной жирностью. Молоко и сливки продаются в селе в специальном магазине и пользуются повышенным спросом у местного населения. Следует отметить, что эта продукция имеет повышенное, по сравнению с привозной, содержание витаминов, особенно жирорастворимых. Этот факт очень важен в питании местного населения, т. к. условия жизни на Севере требуют при составлении пищевого рациона очень ответственно подходить к такому вопросу, как достаточное потребление витаминов.

Экскурсия в краеведческий музей с. Ловозеро.

Музей основан в 1962 году. Действующая экспозиция оформлена в 1990 году. В нем собрана богатая коллекция, посвященная культуре и быту малых народностей Кольского севера. В музее широко представлены археологические находки разных временных периодов. В частности в музее находится уникальный камень с наскальными рисунками, доставленный в 1988 году из центра Кольского полуострова из местечка Чалмны-Варрэ (среднее течение реки Поной).

В экспозиции разнообразно представлены этнографические экспонаты, макеты древних жилищ, предметы быта, одежды и прикладного искусства народов Кольского севера, орудия труда, макеты древних жилищ, диорама с оленьей упряжкой. Здесь можно также увидеть тупу, или пырт – избу, где жили саамы в зимнее время; вежу – жилище на местах летнего рыболовного промысла; куваксу (кувасу) – переносный чум, который еще и сейчас можно увидеть летом на тундровых оленьих пастбищах.

Объемные экспонаты удачно дополняются репродукциями и фотографиями, документами разных эпох. В музее можно познакомиться с историей и развитием края с древних веков до наших дней а также приобрести сувениры сделанные местными умельцами из оленьего меха, вышитых бисером, традиционных украшений и деталей саамской одежды.

В настоящее время музей является одним из 8 филиалов Мурманского областного краеведческого музея. Особенно хочется отметить великолепную эстетику при оформлении экспозиции, что так же повышает ценность данного музея.

Во второй половине дня участники экспедиции провели экологическую викторину и спортивные состязания с командой ловозерских школьников.

Общение с этими ребятами во время соревнований и в свободное от экскурсий время позволило лучше узнать и понять этническое самосознание местного населения, так как эти ребята в большинстве своем относятся к саамам или коми.

К сожалению, по причинам, независящим от нас, участники экспедиции не смогли посетить еще ряд интересных мест. Так невозможно было попасть на священное для саамов озеро Сейдозеро, как это планировалось вначале. На перевале к нему уже выпал снег, к тому же для похода туда необходим некоторый туристический опыт, которого у участников экспедиции не было. Не смогли посетить и мастерские для пошива одежды для оленеводов.

И в заключении хочется выразить особую благодарность Ярославцевой Наталье Валентиновне, педагогу-организатору Дома детского творчества с. Ловозеро и Горбачевой Наталье Викторовне, педагогу-организатору Дома детского творчества п. Ревда, которые и организовали для участников экспедиции эти интереснейшие экскурсии.

Выводы:

1. За время своего пребывания (6 дней) в селе Ловозеро участники экспедиции побывали на 12 экскурсиях, на которых ознакомились с историей, бытом, современным положением коренного народа Кольского полуострова – саами. По результатам этих экскурсий возможно составить туристическую программу для посещения с,Ловозеро.

2. К сожалению, в настоящее время были потеряны многие традиции саамов. Молодое поколение не знает саамского языка. Но, благодаря энтузиастам, делаются попытки к возрождению как языка, так и традиций. Растет этническое самосознание саамов.

3. На примере одной семьи оленеводов удалось на практике увидеть их быт, узнать о проблемах, их волнующих.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)