Древние способы нотной записи
Музыкальное произведение – это «письмо» из прошлых эпох и дальних стран или обращение композитора современника к нам.
Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи, и музыка передавалась только устно. Потребность передать «живое» звучание привело к созданию нотной записи.
Но́та (лат. nota — знак) — условный графический знак, находящийся на нотном стане (нотоносце, как иногда называют пять линий, на которых и записываются ноты) и указывающий высоту и длительность звука.
Мне стала интересно, когда же люди впервые решили записать музыку?
Где и когда это случилось?
Как выглядели первые ноты?
Как записывали музыку люди в разных частях света?
Когда появилась современная нотная запись, которую я изучаю в своей музыкальной школе?
ДРЕВНИЕ СПОСОБЫ НОТНОЙ ЗАПИСИ
Из всех известных способов нотной записи (нотации) самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников.
К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшая, как предлагают ученые, в Древнем Вавилоне.
На северо-западе Сирии древнем городе Угарит археологам удалось найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Была найдена клинописная таблица, содержащая запись слов и музыки обрядовой песни, связанной с ритуалом плодородия. Исследование сирийских ученых подтвердило, что находка действительно содержит первую известную запись музыкального произведения.
Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Спустя тысячу лет знаменитый греческий математик Пифагор придумал систему нотного письма, включающую в себя семь нотных знаков.
Буквы и слоги греческого алфавита обозначали высоту звука и ритмический рисунок мелодии.
Первые музыкальные инстументы
Зародившись в Древней Греции, эта система получила широкое распространение.
Буквенные и слоговые обозначения ритмических конструкций, разработанные древними греками и перенятые мусульманами, впоследствии заменили невмы (буквально “знак, намек” от греч. pneuma “дуновение”).
Невмы состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений.
На основе невменного письма в средневековой Армении возникла своя система нотного письма. Она состояла из 40 основных, 20 вспомогательных и множества производных знаков. Знаки музыкальной нотации назывались – Хазы. Возникнув в 8-9 вв. , система хазового написания развивалась до 12-13 вв. С 15 в. развитие хазового письма прекратилось, и, с упадком культуры феодальной Армении, оно было предано забвению.
Музыкальные произведения народов дальнего востока, Китая, Японии кажутся нам экзотическими. Однако, эти народы, быть может, раньше всех других обитателей земного шара достигли некоторой высоты культуры, но затем внезапно остановились в своем развитии. Поэтому мы в современном их музыкальном искусстве находим элементы древнейшей музыкальной культуры, коренным образом отличающейся от тех основ, на которых покоится наша музыка.
Придворный певец Гуй китайский Орфей, музыка которого приводила в восхищение даже зверей, по настоянию императора положил на музыку ряд нравоучительных изречений, музыкальных правил. Так появилось первое известное нам нотописное произведение в Китае. Гуй жил примерно около 2300 лет до Рождества Xристова (Р. X. ). Собрания народных песен у китайцев, очевидно, существовали уже в весьма древнюю эпоху, и первый их национальный сборник мелодий восходит к XVIII столетию до Р. X. Тогда же была основана первая консерватория, профессора которой писали музыку для придворных драматических представлений. Консерватория просуществовала до III века до Р. X.
Нотопись китайцев состоит из письмен, соответствующих названию отдельных тонов. В новое время введены были особые обозначения для ритма и различных манер исполнения.
Подобно многим иным сторонам духовной культуры Япония заимствовала свое музыкальное искусство у Китая. Заимствованы были и музыкальные инструменты, самый распространенный «кото» струнный инструмент, прямой потомок древнекитайского «тше».
Музыкальная нотация японцев относит свои обозначения всегда к определенным инструментам, указывая либо струну (на «кото»), либо звуковое отверстие (на флейте), либо лады на народной лютне. Писаные ноты имеют, впрочем, весьма малое распространение. Музыкальные произведения - не только народные песни, но и композиции для разных инструментов - передаются по слуху. Каждый новый исполнитель украшает заветную схему пьесы по своему собственному вкусу и умению.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОТНОЙ ЗАПИСИ НА РУСИ.
В средние века появляется невменнная нотация, характерная для религиозной музыки. Одна из ее разновидностей - русское крюковое, или знаменное, письмо. Условные обозначения - невмы (на Руси они назывались крюки, знамена) состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний.
В жизни людей Древней Руси большое место занимала музыка. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и плясунов.
Исторические источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень рано появились нотные записи, которые пришли к нам из Византии. Этому способствовало распространение христианства. Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным певческим рукописям-книгам. Крупным центром музыкальной певческой культуры был Новгород. Дошедшие до нас памятники знаменной нотации датируются не ранее, чем началом XII века.
Новое музыкальное мышление, занесённое в Россию с Запада (поначалу через Киев), потребовало и новой системы письменной фиксации песнопений.
К концу XV в. в Россию стали проникать и западноевропейские музыкальные инструменты – органы, клавесины и клавикорды. Для них и была изобретена линейная нотация взамен невмам. Из-за необходимости настраивать инструменты по камертону в хоровое пение перешёл принцип точной тональности.
В царствование Екатерины II в 1772 г. произошел полный переход на европейскую нотацию, которой мы пользуемся, по сей день.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НОТНОЙ ЗАПИСИ
Родиной современной нотной грамоты стала Италия. Сегодня можно с уверенностью утверждать – вся музыка на земле, начиная от «Марсельезы» и заканчивая произведениями ВИА «Песняры» не смогла бы найти свое письменное выражение, если бы не средневековый итальянский монах, теоретик музыкального искусства и блестящий музыкант Гуидо д'Ареццо.
Появившись на свет в крошечной деревеньке, что рядом с городком Ареццо (отсюда и его имя) около 993 г. , Гуидо юношей принимает монашество в Помпозе. Как и любой средневековый монастырь, Помпоза – не просто место несения монашеского служения Богу. Это, прежде всего, культурный центр – здесь развивается музыка и живопись, закладываются основы ораторского искусства. Делается все это, безусловно, с уклоном в религиозную философию – и Гуидо целиком посвящает ей всю свою жизнь.
В Средние века музыка выступала в роли одного из семи «свободных» искусств, чье распространение не контролировалось всесильной католической церковью. Более того, ее чрезвычайная ценность всегда учитывалась: музыка считалась математической наукой, и входила в курс светского образования вместе с геометрией, алгеброй и астрономией. Единственным недостатком музыка обладала с точки зрения методики преподавания – ее нельзя было записать. Она существовала только в виде монашеских песнопений, передававшихся «из уст в уста». Монашеский курс их изучения длился десять лет.
Гвидо из Ареццо понадобилось более пятнадцати лет, для того, чтобы систематизировать и обобщить «грамматическую основу» музыки. Плод его трудов был представлен настоятелю монастыря около 1020 года – и мгновенно принят в качестве обязательного во всех итальянских монастырях. Таким образом, появилась серия из шести музыкальных нот (шестиступенчатый звукоряд).
Знакомые каждому школьнику ноты Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La – это первые слоги полустиший монашеского гимна, стихи к которому были написаны Павлом Дьяконом: «UT queant laxis/REsonare fibris/MIra gestorum/FAmuli tuorum/SOLve polluti/LAbii reatum / Sancte Iohanne» («Чтобы могли рабы твои заставить звучать в полный голос чудеса твоих прошлых подвигов, отвори уста их, запятнанные грехом»). Седьмую ноту SI (последнее полустишие «Sancte Iohanne») добавили позднее, в 1482 году, а замена UT на DO случилась в 17 веке. Произошло это благодаря Джован-Баттисту Дони, итальянскому музыкальному теоретику и композитору. В отличие от средневекового монаха, Дони не стал проявлять ложной скромности и дал ноте две буквы своей фамилии.
Но д'Ареццо не ограничился только названием нот, но и попутно изобрел нотную линейку из четырех линий. В 13 веке ее модернизировали, прибавив к ней пятую – и получилась пентаграмма, которой музыканты пользуются до сих пор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Если хотите знать, как страна управляется, и какова ее нравственность — прислушивайтесь к ее музыке», говорил сам Конфуций.
Мною была исследована литература, посвященная данной теме. Обобщен и систематизирован данный материал. Я узнала, когда и где появились первые известные нам нотные записи, как они выглядели, кто был их автором, как их появление связано с историей государств и народов.
Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода "живого" звучания музыки на язык условной графической записи - нотации. Сравнивая образцы нотного текста разных времен и народов, можно увидеть, что они не похожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, прежде чем люди перешли к той форме нотной записи, которая используется сейчас.
Комментарии