Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Достопримечательности города Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, Питер, город на Неве, Северная столица России, Северная Пальмира, Северная Венеция - каких только имен не носит этот прекрасный город. Туристы со всей России, да и со всего мира съезжаются в Петербург для того, чтобы полюбоваться его красотами. Питер никого не оставляет равнодушным: это город-сказка, город грез, город, доказывающий величие России, самый европейский ее сын, не похожий на другие города, созданный на диком месте могучей волей великого государя, хранящий историю нашей страны в каждом своем камне. Сколько художников, поэтов, писателей, композиторов, ваятелей, архитекторов вдохновил Санкт-Петербург! Не перечесть произведений искусства, шедевров, принесенных в дань этому гордому красавцу. Пройдемся же по его улицам, осмотрим великолепные творения мастеров, славящие Петербург.

Дворцовая площадь так же, как и Красная площадь в Москве, - центральная площадь России. Здесь расположен и знаменитый Зимний дворец с не менее прославленным музеем Эрмитажем, полукругом перед ним расположились здания Главного штаба и министерств, увенчанные скульптурной группой, изображающей въезд триумфатора на колеснице.

Кунсткамера.

Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей") было заложено в 1718 году по проекту архитектора Г. Маттарнови. Оно предназначалось для библиотеки и коллекции "монстров и раритетов", собираемой Петром I. Период постройки Кунсткамеры, продолжавшейся с 1718 по 1734 год.

Сегодня в Кунсткамере находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, включая научные инструменты, книги, портреты, гравюры первого русского академика.

На протяжении вот уже трех веков собрание Кунсткамеры непрерывно растет и пополняется. Многие известные путешественники (Д. Кук, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лиснянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай и другие) привозили из своих заморских странствий бесценные предметы, ставшие экспонатами этого петербургского музея.

В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвященных этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры".

Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII - XIX веках, занимает Зимний дворец - резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф. Б. Растрелли. В музейный комплекс входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище.

Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня, при помощи современных технологий, музей создает свой цифровой автопортрет, который смогут увидеть во всем мире.

Один из самых богатых разделов музея посвящен искусству Италии. Произведения эпохи Возрождения выставлены в залах Большого Эрмитажа. Жемчужинами этого собрания являются "Мадонна Литта" и "Мадонна Бенуа", принадлежащие кисти Леонардо да Винчи. Здесь же можно увидеть произведения Рафаэля, Тициана, Джоджоне, Микеланджело.

В залах испанской живописи экспонируются холсты Веласкеса, Эль Греко, Мурильо. Искусство Голландии и Фландрии представлено картинами Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, Хальса. Превосходное собрание произведений французских художников включает работы

Л. Ленена, Н. Пуссена, Ж. С. Шардена,

Э. Делакруа. Большую ценность представляет эрмитажная коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов. В этой экспозиции есть работы таких выдающихся мастеров, как О. Ренуар,

П. Пикассо, В. Ван Гог.

Юсуповский дворец - это один из самых красивых в Санкт-Петербурге памятников классицизма. Украшенный шестиколонным портиком, дворец восхищает гармонией пропорций и изяществом линий. Во дворце сохранились подлинные интерьеры 19-начала 20 веков. В оформлении залов дворца были использованы мотивы различных исторических стилей: например, домашний театр оформлен в духе барокко, Турецкий кабинет - в восточном стиле, парадные залы - в стиле ампир, часть помещений первого этажа получили отделку в стиле неоклассицизма. Князья Юсуповы собрали во дворце богатую коллекцию живописи, скульптуры и предметов прикладного искусства. Частично эти собрания представлены в экспозиции музея.

Крейсер"Аврора", входит в состав Ассоциации исторических морских кораблей, в которой состоят 90 кораблей-музеев. Крейсер-музей, в котором восстановлены внутренние помещения и обстановка, стенды с подлинными документами из архива, позволит Вам с огромным интересом увидеть вековую историю легендарного крейсера.

Крейсер “Аврора” принимал участие в трех войнах, был свидетелем революционных событий февраля - октября 1917 г. кузница подготовки многих морских офицеров, став впоследствии музеем, сохранил статус корабля N 1 Российского военно-морского флота. Своей героической судьбой крейсер "Аврора" сохранил за собой статус боевого корабля N1 Военно-Морского флота России, притягивает к себе внимание не только туристов нашей страны, но и прибывших в Санкт-Петербург из-за рубежа.

Много в Санкт-Петербурге православных храмов. На берегу Невы стоит, блестя золотыми крестами на куполах, потрясающей красоты бело-голубой Смольный собор. Распростер крыла с колоннами на Невском проспекте Казанский собор - символ победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Смольный собор

В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно.

В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

В тесном местечке над каналом Грибоедова расположился красивейший памятник архитектуры, чем-то напоминающий собор Василия Блаженного в Москве, - храм Спаса на Крови. И действительно, возведен он на крови - благородной крови императора Александра II, одного из многочисленных жертв надвигающихся в государстве изменений. Окруженный деревьями, высится массивный купол великолепного собора святого Исаакия Далматского, или попросту Исаакия, ставший одной из легенд Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор

Когда находишься рядом с собором, всегда поражают его величие и грандиозные размеры. Высота Исаакиевского собора 101,5 м. На портиках и вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 т. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 м.

Здание украшают 382 произведения скульптуры, живописи и мозаики. Внутри около 200 картин кисти известных русских художников К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, П. В. Басина, мозаика мастеров Н. М. Алексеева, И. Ф. Лебедева, М. А. Хмелевского

На углах фронтонов здания расположены 16 статуй апостолов и евангелистов. Также углы акцентированы статуями ангелов со светильниками. На фронтонах можно увидеть композиции на библейские темы архитекторов Лемера и Витали.

Казанский кафедральный собор

Cобор Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 25) — православный кафедральный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви. Одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге, один из фасадов которого выходит на Невский проспект, другой — на Канал Грибоедова. Строился как кафедральный собор города. Долгое время был местом хранения одной из главных святынь Русской Церкви — иконы Казанской Божией Матери, обретённой при Иване Грозном вскоре после завоевания Казани. Пётр I распорядился перевезти её из Москвы, где она хранилась в одноимённом храме на Красной площади, в северную столицу. Относительно облика будущего храма Павел I распорядился, чтобы он был похож на Собор Святого Петра в Ватикане. Начатый в 1801 году, собор был достроен лишь после смерти Павла I, в 1811 году. Храм стал памятником победе в Отечественной войне 1812 года, в 1813—1814 годах сюда свозили знамёна побеждённых французских полков. Через год после окончания войны в соборе был похоронен фельдмаршал Кутузов.

Монументальной скульптура

В наши дни архитектурный облик Санкт-Петербурга просто не мыслим без монументальной скульптуры. Памятники Санкт-Петербурга являют собой искусство создателей и величие личностей.

Санкт-Петербург украшен большим количеством уникальных памятников. Великими скульпторами в городе создавались памятники и бюсты, стелы и обелиски. Одни из них хранят память о людях, известных не только в Санкт-Петербурге, но и в России, а также за пределами страны. Другие - память о значимых событиях в истории города и государства.

Ме́дный вса́дник — памятник Петру I

Расположен на Сенатской площади (бывшей Площади Декабристов) в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А.  С.  Пушкина. Это был первый конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе прежде всего как законодатель: в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. Надпись на постаменте гласит: «Петру Первому Екатерина вторая, лето 1782» с одной стороны, и «Petro primo Catharina secunda» — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью.

Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, а богатое седло заменил звериной шкурой, чтобы всё это не бросалось в глаза и не отвлекало внимание от главного. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а змея под ногами вздыбленного коня изображает враждебные силы. И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

Памятник Петру I (Царь-плотник)

27 июня 1910 года на Адмиралтейской набережной открыт памятник Петру I работы Леопольда Адольфовича Бернштама, известный как "Царь-плотник". Он изображал молодого Петра I во время обучения корабельному делу в голландском городе Заандаме. Копия скульптуры была подарена Голландии, где Петр обучался корабельному делу и установлена в 1911 году на главной площади города Заандама.

После Октябрьской революции петербургский памятник в январе 1919 года был уничтожен (снят на переплавку как "уродливый" и "антихудожественный"), но его копия до 1934 года находилась в Летнем саду. В одном из путеводителей 1930-х годов она (копия в Летнем саду).

С повторения "Царя-плотника", установленного в 1911 году на главной площади Заандама, была в свою очередь снята копия, которую установили 7 сентября 1996 года на Адмиралтейской набережной заново в 300-летнюю годовщину Российского флота и Великого посольства Петра I в Нидерланды.

Памятник А. С. Пушкину

Гений о гениальном городе

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

Домик Петра I

Домик Петра I - уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней. Этот домик, ставший первой петербургской резиденцией Петра I, был сооружен солдатами Семеновского полка в рекордно короткие сроки - с 24 по 26 мая 1703 года. "Красные хоромы" были срублены из тесаных сосновых бревен, снаружи окрашены под кирпич, а изнутри обиты холстом "на голландский манер".

Михайловский (Инженерный) замок

Находится в центре Санкт-Петербурга, выдающийся памятник русской архитектуры XVIII—XIX веков. Проект замка был разработан великим русским архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной резиденцией. Замок был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок расположен у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально он был со всех сторон окружён водой: Воскресенский и Церковный каналы, ныне засыпанные, превращали территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через три подъёмных моста. Но ни стены замка, ни рвы не спасли императора от его страшной судьбы. Вскоре после переезда в свою неприступную резиденцию, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, Павел был убит в собственной спальне.

После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец. В 1823 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название.

В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук», отлитый в 1745—1747 годах по модели скульптора Б.  К.  Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I.

Памятник Чи́жику-Пы́жику

Установлен в 1994 году на реке Фонтанке рядом с 1-м Инженерным мостом, напротив дома № 6, где в 1835 году по инициативе принца Петра Ольденбургского было основано Императорское училище правоведения. Памятник был разработан грузинским киносценаристом и кинорежиссёром Резо Габриадзе и является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге. Его высота — 11 см, вес — около 5 кг. За время существования памятника его несколько раз похищали, но каждый раз скульптура усилиями граждан и правоохранительных органов возвращалась на место.

Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть в Чижика-Пыжика монеткой, то желание обязательно сбудется.

Произведения монументальной скульптуры – конные памятники, колонны, обелиски, статуи, скульптурные группы – рассчитаны на восприятие с больших расстояний и на долгое существование под открытым небом. Памятники выполняются из самых прочных материалов – бронзы, гранита. Что бы подчеркнуть выразительность монумента, памятник, как правило, устанавливают на постамент.

Монументальная скульптура играет огромную роль в архитектурном убранстве города. Часть памятников является центром композиции площадей:

Памятник Николаю I сооружён в 1856–1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859. Общий проект памятника принадлежит О. Монферрану, конная скульптура царя выполнена по проекту П. К. Клодта. Памятник установлен на многоярусном постаменте из различных сортов мрамора и гранита, украшенном бронзовыми барельефами и окруженном аллегорическими фигурами Веры, Мудрости, Силы и Правосудия.

Александрийская колонна

В центре Дворцовой площади в 1834 г. архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата - Императора Александра I над Наполеоном.

в Санкт-Петербурге была возведена Александрийская колонна. Она является чудом инженерного расчета - вот уже более 150 лет он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн.

Ростральные колонны

Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова видны издалека. Они стоят на мощных каменных постаментах из блоков серого гранита, а на них расположены аллегории рек прежней Руси - Невы, Волхова, Днепра и Волги

Стрелка Васильевского острова — восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге; один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города; пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.

Пётр I намеревался сделать Васильевский остров административным и культурным центром города и перенёс на Стрелку – восточную оконечность острова, омываемую Большой и Малой Невой, морской торговый порт. Здесь в XVIII- в начале XIX располагался петербургский порт, а сама стрелка была оживленным местом торговли. Центральным зданием архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова является здание б. Биржи окруженное торжественной колоннадой. По сторонам этого здания симметрично расположены более скромные здания бывших складов – пакгаузы – Северный и Южный, где хранились привезенные товары (В Южном пакгаузе сейчас находится Государственный Зоологический музей), а перед ним, ближе к берегу – две Ростральные колонны, служившие маяками.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга. Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка.

Нарвские ворота

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге. Расположены на площади Стачек вблизи станции метро "Нарвская".

Построены в 1827—1834 (архитектор Василий Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт — первая серьёзная работа) в память о героях Отечественной войны 1812 года. Высота более 30 м, ширина

28 м, ширина пролета более 8 м, высота пролета 15 м.

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Однако возведенные в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность и на высочайшем уровне было принято решение о постройке новых ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.

Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестерка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов).

Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия в условиях петербургского климата стала коррозировать.

К концу XIX века ворота подвергли реставрации, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию. В 1925 была начата новая реставрация, однако ее прервала Великая отечественная война, во время которой ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбежек. После войны ворота реставрировались еще трижды: 1949-51, 1979-80, 2002—2003. С 1987 года в верхней части ворот открыт музей, в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки.

В начале существования Санкт-Петербурга в дельте Невы находилось более 140 островов. По мере развития города засыпались временные каналы и небольшие реки, количество островов сокращалось.

Но и сегодня Санкт-Петербург не уступает по количеству каналов и мостов над ними таким городам как Амстердам и Венеция.

Большеохтинский мост

Мост трёхпролётный, металлический, центральный пролёт — разводной. В башнях, выполненных в виде маяков, находятся механизмы, управляющие разводом моста. Начинается от Невского (Староневского) проспекта. Длина моста 335 метров, ширина — 23,5 метра.

Строительство моста начато 26 июня 1909 года в день двухсотлетия Полтавской битвы, поэтому мост получил название «мост Императора Петра Великого». 26 октября 1911 года мост был открыт. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1954 в соответствии с правилами орфографии в Большеохтинский.

Стены башен выше крайних ферм. Они увенчаны четырехгранными, кубической формы, фонарями. К одной из сторон четырехгранных башен пристроены полукруглые низкие полубашенки, завершенные остроконечными полукуполами — сочетание модерна и романского стиля. На шести бронзовых досках, прикрепленных к стенам башен моста, выведены имена строителей моста.

Аничков мост через Фонтанку расположен в створе Невского проспекта. Из малых мостов это пожалуй самый известный мост Петербурга. Хотя его нельзя назвать самым красивым, но скульптурная группа коней Клодта сделала мост одной из самых ярких визитных карточек города.

Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Анны Иоанновны дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля

Статуи покорения коня

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их «королю обеих Сицилий» за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост. В 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города.

В 1900-х годах в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, были установлены копии скульптур, выполненные внуком П. К. Клодта.

Мост Ломоносова

Своё первоночальное название

Чернышёв мост получил от находившейся здесь загородной усадьбы графа Чернышёва. В 1948 году он был переименован в честь

М. В. Ломоносова. Одновременно с ним была переименована и примыкающая к мосту площадь Ломоносова, где установлен памятник этому многоплановому учёному, поэту, художнику.

В 1785—1788 годах, когда сооружались гранитные набережные Фонтанки, были построены 7 типовых трёхпролетных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: Ломоносовкий и Старо-Калинкин.

Мостам решили оставить «стиль эпохи императрицы Екатерины».

Львиный мост

Львиный мост через канал Грибоедова расположен в створе Львиного переулка. Один из знаковых пешеходных мостов Петербурга. Мост был построен в 1825—1826 годах по проекту инженера В. К. Треттера. Мост — однопролетный висячий. Его опоры, сложенные из бутовой и каменной, тесаной кладки, облицованной гранитом, находятся на одном уровне с набережной.

Поражает красота этого удивительного города с его гармоничным сочетанием уникальных архитектурных ансамблей с реками и каналами. Пожалуй, не хватит всей жизни, чтобы осмотреть все его достопримечательности. Из всего многообразия, которое можно встретить здесь, невозможно выделить что-то одно, как нам кажется самое главное. Создается ощущение, будто каждый камень овеян духом истории. И действительно, на этой земле происходило немало исторических, можно сказать судьбоносных, событий для России - один выстрел Авроры чего стоит.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)