Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Творческие работы на уроках русского языка как форма самореализации личности

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни человека далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика, - отмечает О. М. Дьяченко, - такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности» .

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. сreare «творить, создавать» ). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Современные подростки не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя, они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Целенаправленное, интенсивное развитие ребенка становится одной из центральных задач обучения.

Деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.

Цель моего исследования – проследить, какова роль творческих работ по русскому языку в самореализации личности, в формировании положительной Я-концепции ребенка на основе творческих работ, выполненных мною в период обучения в 5 – 9 классах. Эта тема является актуальной в наше время, так как в центре образовательной системы – личность обучающегося, а задача педагога – обеспечить разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Основными источниками в работе послужили труды Пономарева Я. А. «Психология творчества», Григорьева А. Г. «Вопросы методики русского языка в высшей и средней школе», Лука А. Н. «Психология творчества», Полуянова Ю. Я. «Воображение и способности».

Проблема творчества долгое время не имела ни ясно очерченного предмета исследования, ни методики. В последнее время эта тема переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа. Более того, изучение психологии творческой деятельности приобретает прикладное значение.

На данный момент в этой проблеме выделяют несколько граней: процесс творчества, творческую личность, творческие способности, творческий климат. Отсюда вытекает еще несколько вопросов: например, каковы условия воспитания и реализации творческих способностей? Какие этапы творчества связаны с той или иной чертой творческой личности? В чем отличие коллективного творчества? Почему одни люди больше стремятся к творчеству, чем другие?

Разные ученые занимаются этими вопросами, так, например, параметры креативности (по Гилфорду) таковы:

* способность к обнаружению и постановке проблем;

* способность к генерированию большого числа идей;

* гибкость - способность к порождению разнообразных идей;

* оригинальность как способность отвечать на раздражители нестандартно;

* способность совершенствовать объект путем добавления деталей;

* способность решать проблемы, то есть анализировать и синтезировать идеи.

В наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

Одаренных ребят нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Они опережают других в количестве и качестве восприятия окружающих событий и явлений, они больше улавливают и понимают. Одаренные дети больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Для них характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Такие люди способны высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое. Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит именно от одаренных личностей.

Критериями общей одаренности личности являются:

- познавательная мотивация (субъектно-инициируемая и организованная активность ребенка по удовлетворению познавательной потребности. Она является спонтанным внутренним побуждением, выражающимся в стремлении к новой информации);

- интеллект (воспроизведение ранее усвоенного опыта и формирование на его основе активности адаптивного характера);

- креативность (продуцирование новых способов взаимодействия с внешним миром. Критерии креативности: оригинальность, гибкость, беглость продуктов деятельности);

- регулятивный фактор.

Специфические качества творческой личности связывают с резко выраженной фантазией, выдумкой, уклонением в сторону от шаблона, оригинальностью, субъективностью, обширностью знаний и т. п.

Разрабатываются отдельные методики образования одаренных детей, которые при всех существующих трудностях в системе общего среднего образования до сих пор пытаются развиваться и открывать новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности.

Формы работы с одаренными учащимися:

- творческие мастерские,

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися,

- факультативы,

- кружки по интересам,

- конкурсы,

- интеллектуальный марафон,

- спецкурсы,

- участие в олимпиадах,

- работа по индивидуальным планам,

- занятия в профильных классах.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку, надо только суметь раскрыть их и развить. Существует непрерывный «континуум талантливости» — от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных [4, с. 7]. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница — лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творчества совсем не обязательно исследовать лишь гениальных людей. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в «обычном» мыслительном процессе.

О творческом потенциале судят по достижениям. Но потенциал — это лишь возможность успеха. Его как раз и нужно научиться выявлять и предсказывать.

Творческий климат в обществе создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способности мыслить нетривиально. Необходимо еще воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремление использовать и внедрять творческие достижения других людей.

На данный момент, «сущность творческого процесса, - как пишет Матейко, - заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций».

При этом существуют разные сферы творчества. Творчество в одной сфере иногда представляет собой лишь возможность творчества в другой сфере.

Творчество – в самом широком смысле понимается как взаимодействие, ведущее к развитию.

В жизни человека познание неотделимо от словесного выражения. Чувственный образ влечет за собой выражающее его слово, т. е. словесный образ. Слух или зрение воспринимают речь (устную и письменную), и это составляет главный поток наших впечатлений. Он несет в себе мысль и одновременно вызывает связанные с ними чувственные образы. Таким образом, слово служит средством формирования мысли и средством ее выражения.

Обогащение учащихся мыслями и чувствами, выработка правильной литературной речи — неотъемлемая задача преподавания русского языка и литературы в школе на новом этапе ее развития. Русский язык является одним из основных школьных предметов. «По отношению каждого человека к своему языку, - писал К. Г. Паустовский, - можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» .

Между тем известно, что этот школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учащихся. Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из наиболее серьезных в современной методике. В этой связи уместно привести слова А. В. Текучева: «Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у учащихся интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа. Любить язык – это для учащихся значит, прежде всего, хорошо изучать его. Хорошо же знать родной язык – значит понимать его, любить его создателя – народ, а значит, и верно служить ему, служить Родине» .

Известный методист И. А. Фигуровский, труды которого проникнуты настоящим гуманизмом, считал, что необходимо изыскивать методические приемы, облегчающие усвоение трудного материала, вызывающие к нему, как и к языку в целом, подлинный интерес.

Чтобы работа по русскому языку была эффективной, нужно не просто учить языку, но воспитывать любовь к нему, показывать выразительность, красоту русской речи на примере произведений великих мастеров.

"С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения" (К. Паустовский) .

Следует помнить, что самыми крепкими являются знания, добытые самостоятельно. Поэтому, для выработки навыков грамотного письма требуется умение пользоваться справочной литературой. "В формах языка должно быть единство. А этого единства можно достигнуть только строгим исследованием, как правильнее должно говорить или писать то или другое. Это искание правильности должно быть доведено до педантизма - для успеха самого языка", - верно заметил В. Г. Белинский . По мнению И. А. Фигуровского, "учитель русского языка должен постоянно иметь под рукой несколько словарей, в первую очередь толковый, иностранных слов, фразеологический и этимологический" .

Саморазвитие – это движение к максимально полному и многогранному осознанию себя «здесь и теперь», к пониманию своей отдельности, автономности, невозможное без открытости опыту переживаний .

Наряду с традиционной формой урока, надо шире практиковать такие формы, как уроки-семинары, зачеты, практикумы, творческие задания, уроки, на которых можно проявить свою фантазию, воображение.

Роль воображения в разнообразных видах человеческой деятельности общепризнанна. По словам А. В. Запорожца, никакое «обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Учебная деятельность предъявляет большие требования к воображению» .

Поскольку воображение есть создание нового в форме образа, представления или идеи и своим источником всегда имеет объективную реальность, развитие воображения происходит спонтанно в процессе творчества. Воображение, как понимает его классическая психология, рождается в творческой деятельности и является ее необходимым элементом.

Бесспорное влияние урока на становление личности школьника не надо кому-то доказывать. Современные учителя квалифицируют урок именно как фактор воспитательного влияния почти единодушно: 95% утверждают, что урок играет роль элемента воспитания .

Стратегия современного обучения русскому языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Задача педагогики в творчестве заключается в обучении детей поиску оригинальных, неожиданных решений, соответствующих своеобразию современной ситуации в области исследования определенных проблем.

При этом есть определенные механизмы, на которых строится обучение, например, к ним относятся принципы образования:

- принцип научности,

- принцип историзма,

- принцип сознательности,

- принцип доступности,

- принцип систематичности,

- принцип последовательности,

- принцип активности,

- принцип наглядности,

- принцип связи обучения с жизнью,

- принцип воспитывающего обучения,

- принцип развивающего обучения,

- принцип проблемного обучения.

Применение творческих работ отвечает большинству из этих принципов и является теорико-практическим методом изучения языка

Детский возраст – это время, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробивающемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому-многому другому, чему взрослые разучились радоваться. Родители, учителя и все те, кто в ответе за наших детей, не должны забывать пронизанные болью слова великого гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то» .

У каждого ребенка есть способности, таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

Существуют определенные принципы развития творческого воображения:

- прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки;

- новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;

- содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми;

- в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики;

- следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства;

- необходимо стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Все это должно вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей:

- беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени);

- гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую);

- оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых);

- любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);

- умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Любая школа сталкивается с проблемой выбора методов эффективного обучения детей, различающихся по уровню подготовленности, способностям к усвоению того или иного предмета, мотивации его изучения. Особенно актуально эта проблема становится на ступени основной школы . В одних школах это гимназические, коррекционные классы с углубленным изучением предметов. В 1998 году в школе №135 было решено создать цикло-поточное обучение отдельным предметам.

Цикло-поточной системы обучения - это система дифференцированного обучения, которая позволяет решать задачи вариативности и индивидуализации обучения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся.

Суть этой системы в распределении учащихся одной параллели (5 кл. ) на несколько потоков (4 или 3) в рамках одного предмета - цикла, в нашем случае это обучение русскому языку и литературы.

В пятом классе происходит переход к основной школе. Детям приходится адаптироваться к новым условиям в основной школе, при этом классный коллектив не ломается – он сохраняется. Распределение на потоки по данной системе обучения русскому языку и литературе проводят учителя начальной школы и словесники с учётом желания родителей, реальных результатов успешности в начальной школе, данных психологов. Эта система основана на личностно-ориентированных технологиях, которые ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Их цель – разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Структура потоков гибкая. По итогам четверти возможен переход из одного потока в другой, в соответствии с учебными достижениями ребёнка, его интересами, рекомендациями учителей учитывается:

- успешность усвоения программ по предметам, желание ребёнка изучать этот предмет на более (или менее) глубоком уровне (перемещение «либо вверх, либо вниз»);

- необходимость устранить проблемы в знаниях (например, из-за болезни) «вниз»;

- переутомление ребёнка при обучении в верхнем потоке, независимо от успеваемости («вниз»);

- недостаточная нагрузка («вверх»);

- развитие ученика, резкий всплеск интереса к предмету («вверх»);

- желание родителей (не складываются отношения учитель - ученик) («вверх» или «вниз»);

- предложение учителей «вверх» или «вниз».

При такой системе учителю легче отобрать оптимальный объём информации, количество, вид упражнений, необходимых для усвоения и закрепления знаний. А ученикам комфортнее работать, воспринимать учебный материал.

Чем выше поток, тем больше внимания можно уделить заданиям, связанным с применением полученной информации в новой творческой ситуации, с большей долей познавательной самостоятельности учащихся, выведению их на уровень создания нового, оригинального [См. «Приложение»]. В потоке низкого уровня широко используется наглядность, практические и бытовые представления ученика, ход рассуждений от частного к общему. Чем ниже уровень, тем более простой и образный язык использует учитель. Но это не значит, что учитель опускается на уровень ученика, он не ведёт ученика, а идёт рядом и впереди, создавая ситуацию успеха. Учеба в высшем потоке требует от детей постоянной работы, сознательности, глубокой мотивации обучения и одновременно стремления развить свою эрудицию в различных областях знания.

Цикло-поточная система обучения - адаптация урочной системы к возможностям и потребностям каждого ученика - групповая форма организации обучения с учётом индивидуального характера усвоения знаний, умений и навыков учащегося.

В чём преимущества цикло-поточной системы обучения?

- В гуманизме, признающем ценность человека как личности, в праве ученика на свободу, в успешном развитии и проявлении своих способностей.

- В системности, т. е. в логике процесса обучения, взаимосвязи всех его частей.

- В эффективности результатов, в оптимальности затрат, в гарантии достижения стандартов обучения.

- Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях (Я-концепция – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение).

- Повышается уровень мотивации учения в сильных группах.

- В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Происходит также и изменение учебной атмосферы в изучении русского языка и литературы, ученики чувствуют личную причастность к выполнению творческих работ, сами хотят придумывать, создавать необыкновенное [См. «Приложение»], становятся более ответственными, раскрепощёнными.

«Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли», - как говорил Иоганнес Бехер .

Большую роль в преподавании играет способность учителя придумывать творческие задания, стимулировать познавательную самостоятельность учащихся, использовать нетрадиционные формы урочной и внеурочной деятельности. Он создаёт ситуацию заинтересованности, предлагает решать нестандартные творческие задачи, не ограничиваясь предметом только своего цикла. Учитель делает всё для того, чтобы дети могли проявить свои дарования. Это умелое руководство с его стороны. Решая задачи, ребёнок находится в поиске, он ищет пути решения их в разных источниках, привыкает к работе с различными словарями, которые становятся его настольными книгами, а учитель поощряет и направляет этот поиск. Поощряет за работу энциклопедиями, справочниками, написанием четверостиший, стихотворений, за составление загадок, кроссвордов, ребусов и т. д. , побуждает детей к участию в различных творческих конкурсах. Ребенок привыкает к самостоятельности, к тому, что он всегда сам может найти все, что ему нужно в том или ином справочнике. Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё – «Я». Задача учителя помочь детям обрести возможность для самореализации, для выражения этого «Я».

На основе педагогической науки выделяют два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Ребёнок, находящийся на первом уровне проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определённой деятельностью, осуществляя её по образцу. На втором уровне ребёнок способен при помощи взрослых создавать новое, творческое. В верхнем потоке для реализации развития учитель ставит целью разностороннее свободное, творческое развитие ребёнка, при этом использует разного рода познавательные задачи.

Как указывал К. Д. Ушинский, восприятие обеспечивается не тем, что говорит учитель, а тем, какие задания выполняют учащиеся

Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. «Изящный результат», «красивое решение» - эстетические категории, к которым нередко прибегают дети в своих поисках. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого. В том и другом случае открыватель испытывает огромное удовлетворение, чувство радости познания доселе неизвестного, как объективно, так и субъективно нового для человека.

Значительное повышение грамотности учащихся достигается благодаря интересу к заданию, его проблемно-творческому характеру. Возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса.

При этом условия творческой деятельности таковы:

- обмен и борьба мнений;

- свобода критики;

- снятие «зажимов»;

- снятие психологической инерции;

- проведение детального анализа;

- не избегать вопроса «почему?»;

- сам педагог - творческая личность;

- сотворчество педагога и воспитанника;

- мотивация;

- самооценка.

Задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Задания: сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать своё отношение, доказать, почему, действительно ли. , перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный текст по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу, игру, лекцию - не просто нормативного уровня. Неоценимую пользу оказывает самостоятельное конструирование творческих заданий учащихся . Школьники привлекают для их создания целый комплекс знаний и умений, извлекают необходимую информацию из различный сфер знаний, учатся сопоставлять, анализировать.

Среди творческих работ учащихся - загадки, пословицы, поговорки, ребусы, кроссворды, интегративные разминки, развивающие каноны, цифровые диктанты, шарады, шаранты, частушки, стихи и т. д.. Специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, постоянно включаются в уроки, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом.

Одним из таких заданий является развивающий канон. Это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями.

Благодаря Д

Около Р

Вопреки ?

Решение: Д (дательный падеж)

Жарко Х

Хорошо П

Много ?

Решение: М (мало)

Развивающие каноны могут легко и органично вписываться во все методики обучения, направленные на активизацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечения необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся, чем это могут сделать традиционные школьные задачи.

Интересными являются интеллектуальные и интегративные разминки. Первая представляет собой ряд утверждений, с которыми необходимо согласиться или опровергнуть.

Несомненно, творчество играет большую роль не только в процессе образования, но и в воспитании ребенка (создание яркой, оригинальной личности, способной самостоятельно думать, решать какие-то проблемы; развитие души, чувства прекрасного). Творчество делает обучение более интересным и увлекательным, реализует желание сильных детей быстрее и глубже продвигаться в образовании, искать что-то новое, необычное, расширять свой кругозор. Ребенок, создавая шарады, ребусы, кроссворды, сочиняя стихи, мудрые мысли, интеллектуальные разминки и другого рода необычные задания вынужден обращаться к справочникам и учебникам, что позволяет ему не только ознакомиться с новыми правилами, но и своеобразно закрепить их на практике. При такой постоянной и систематической работе ребёнок условно помещён в центр круга педагогического пространства, наполненного разнообразными формами деятельности. Он выбирает, находится в ситуации выбора, и все векторы направлены от него в ту сторону, где сконцентрированы его пристрастия. Развивается личность, ее самоценность.

Таким образом, при цикло-поточной системе обучения в группах верхнего потока, то есть среди детей с высокой мотивацией, происходит как обучение и воспитание ребенка, так и формирование его как личности.

Ребенку предоставляется возможность реализовать себя в положительной исследовательской деятельности. Его сознание приобретает черты рефлексивности, создавая предпосылки для превращения ученика из субъекта деятельности, направленной вовне, в субъекта деятельности, направленной на изменение самого себя, то есть в субъекта самоизменения, саморазвития. Школьник осознает свою самодостаточность, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои позиции. А это значит, что в человеке начинает развиваться настоящая личность, гражданин, осознающий свою социальную роль в обществе, свое предназначение.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)