Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Технология проведения внеклассного мероприятия «Старый бабушкин сундук»

Современное образование – сложный и многогранный процесс. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированных на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Становление, развитие и функционирование такого общества невозможны без решения наиболее важных задач в социокультурной сфере общества. Одной из форм воспитательного процесса является коллективно-творческое дело.

Коллективно-творческие дела (КТД) представляют своеобразную школу демократизации сообщества студентов и преподавателей. Это жизнь старших и младших, построенная на принципах сотрудничества, диалога, самоорганизации, авторства, соавторства. Именно в коллективной деятельности студент выявляет возможность индивидуализации своей личности, самоопределения по отношению к нормам и ценностям сообщества людей.

На первых этапах участия в КТД студентов привлекает эмоционально-праздничная сторона дела, а именно возможность пообщаться, раскрыть свои дарования, самоутвердиться в собственной значимости, дух солидарности.

Но при определенных условиях (что зависит от личности самого студента), собрания побуждают студента к самостоятельным действиям по преобразованию собственной жизни и жизни окружающих, освоению новых социальных ролей.

В качестве практического материала предлагается технология организации внеклассного мероприятия по проблеме патриотического воспитания «Старый бабушкин сундук».

Технология проведения внеклассного мероприятия «Старый бабушкин сундук»

Стадии коллективного творческого дела

Первая стадия

Планирование КТД начинается на сборе студентов второго курса. Руководитель предлагает студентам тему КТД «Мудрость родной Земли: истоки русской души». Затем он произносит небольшую речь о важности этой темы, стараясь воодушевить ребят на интересное и плодотворное сотрудничество. Закончить речь можно данным отрывком:

Россию, ты в душе своей храни,

Люби её ты до самозабвенья.

Пока ты мал,

Но верь, наступят дни,

Когда поймешь своё предназначенье.

«Как вы считаете, ребята, каких целей мы должны достичь в результате проведения этого мероприятия?»

В процессе выдвижения целей студентами, руководитель направляет ход рассуждений. Результатом обсуждения ставится формулировка следующих целей:

1. Постижение народной мудрости.

2. Воспитание глубокого уважения к традициям и обычаям своей Родины.

Студентам даётся 10-15 минут на обдумывание плана формы КТД и его проведения. Их предложения выслушиваются, совместно обсуждаются с руководителем, затем выбирается наиболее оптимальная форма проведения КТД (в данном случае спектакль-игра).

Вторая стадия

Планирование КТД происходит на специальном сборе-старте студентов второго курса, где присутствуют представители первого курса. В процессе совместного обсуждения решаются следующие вопросы:

1) для кого проводится познавательно-развлекательное мероприятие – для студентов первого и второго курсов;

2) кому участвовать – студентам с первого и второго курсов;

3) с кем – бригады добровольцев из первых, вторых курсов;

4) руководит – Совет дела, собранный из представителей второго курса;

5) сроки проведения, срок подготовки – 4 недели.

Третья стадия

Совет дела разбивает КТД на мелкие части и распределяет их по микрогруппам, на которые разбиваются участники.

Первая неделя:

1. Поиск эскизов русских народных костюмов – первый курс (участники – около десяти человек, сроки – не более пяти дней).

2. Для демонстрации костюмов студенты первого курса приносят кукол.

3. Подготовка:

• русских народных игр – второй курс (участники – три человека, сроки – одна неделя).

• русских народных гаданий – второй курс (участники – три человека, сроки – одна неделя).

• русских народных песен, загадок – первый курс (участники – три человека, сроки – одна неделя).

4. Написание сценария – Совет дела и желающие (сроки – одна неделя).

5. Изготовление декораций (десять человек, первый курс; ответственные – два человека со второго курса, сроки – две недели).

Вторая неделя:

1. Изготовление русских народных костюмов (на кукол) – второй курс (участники – около десяти человек, сроки – две с половиной недели).

2. Распределение ролей среди участников (сроки – два дня).

3. Репетиции – общие сборы.

Третья неделя:

1. Репетиции – общие сборы.

Четвертая неделя:

1. Оформление зала (ответственные – два человека второго курса, сроки – до трех дней)

2. Репетиции – общие сборы.

Одновременно с распределением дел готовится показ-презентация русского народного костюма (приложение А).

Руководитель входит в Совет дела, оказывает помощь в подборе материалов, координирует спектакль.

Четвертая стадия

Проведение КТД.

Пятая стадия

Проводится общий сбор всех участников КТД, в котором участвуют и классные руководители, обсуждаются следующие вопросы:

1. Общие впечатления (высказываются представители микрогрупп, Совет дела, классные руководители, желающие).

2. Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему?

3. Что не получилось? Почему?

4. Что следует учесть в будущем?

5. Кого бы вы похвалили? Чью работу отметили бы?

Шестая стадия

Планирование нового КТД на основе проведённого (конкурсы, викторины, турниры, возможна организация краеведческого музея в техникуме).

Конспект КТД

1. Название: «Старый бабушкин сундук».

2. Цели:

• постижение мудрости народной через создание ярких картин будней и праздников молодёжи конца XIX – начала XX веков;

• воспитание глубокого уважения к традициям и обычаям.

3. Материалы:

• декорации для оформления на сцене русской избы;

• русские народные костюмы (2 шт. );

• прялка (или её макет);

• сундук с большим замком (или его макет);

• поделки;

• полотенца с вышивкой;

• иконы;

• лампадка;

• куклы в русских народных костюмах;

• эскизы костюмов;

• самовар;

• блины;

• баранки;

• блюдо;

• фонограммы колокольного звона и русских народных песен.

Оформление зала

Зал украшен вышивками, поделками. Сцена оборудована, как русская изба. В красном углу – божница: иконы, лампадка под ними, яркий рушник. От окна две лавки, ансамбль сидит, а под самым окном большой сундук, на нем висит замок. На сундуке спит бабка Катя. Чуть в стороне стол, на столе самовар, заварничек, блины и баранки. В углу прялка.

Оформлена выставка кукол в русских костюмах и эскизов русских народных костюмов.

4. Форма проведения КТД: спектакль-игра.

5. Ход: сценарий.

СТАРЫЙ БАБУШКИН СУНДУК

Россию, ты в душе своей храни,

Люби её ты до самозабвенья.

Пока ты мал,

Но верь, наступят дни,

Когда поймешь своё предназначенье.

Звучит русская народная песня.

Первый ведущий. От того, как относимся мы к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре.

(голос за сценой)

Среди горя и обид

Бес не дремлет. Бог не спит.

Иль безверье одолеет,

Или. вера исцелит.

Второй ведущий. Многое забыли, растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого СТАРЫЙ БАБУШКИН СУНДУК!

Сколько интересного может рассказать его содержимое. А главная хранительница сундука баба Катя считает, что это не только скопленное добро, это – целая жизнь.

(голос за сценой)

Мы чуем с предками родство,

Их золотое мастерство,

Одолевая жизни зло,

Хотим, чтобы к потомкам перешло.

Первый ведущий. Но Баба Катя спит. Что снится ей.

Бабушка садится за прялку (во сне).

Ансамбль поёт песню «Летят утки» (приложение Б).

Баба Катя.

Здравствуйте, люди добрые!

Милости прошу. Удивлены!

Если величать - так на пороге встречать

(голос за сценой)

Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты -

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

Баба Катя. Проходите, проходите, красавицы мои ненаглядные. Самовар готов, чайком угощайтесь, блины мои попробуйте. Напекла, а есть-то некому.

Первая участница. Зачем много печешь, баба Катя?

Баба Катя. По привычке, девонька! По привычке. Раньше-то семьи большие были, вот и пекли много.

Вторая участница. Баба Катя, какой у вас сундук старый, большой. Да под замком! Видно, много в нем добра.

Баба Катя. Старый. Верно, старый, ему уже больше ста лет. Хотите покажу, что я в сундуке храню?

Первая участница. Покажи, бабуленька!

Открывает сундук, девушки нетерпеливо заглядывают в него.

Баба Катя. Интересно? Все покажу. Только плату с вас за это возьму.

Вторая участница. А чем платить за поглядки?

Баба Катя. Плата пустяшная. Кто споет, кто спляшет, кто быль расскажет, а кто отгадает, про что спрошу, – вот и вся плата.

Ансамбль поет песню «Зеленейся, зеленейся» (приложение Б)

Баба Катя. Растрогали вы меня. Расскажу вам, как мое поколение взамуж отдавали.

Первая участница. Мы это знаем бабушка.

Ах ты, душечка добрый молодец,

Ты зачем в гости не ходишь, друг, не жалуешь?

Отец-мать бранит тебя, род-племя журят,

Не велят тебе, надежда-друг, жениться.

– Не теряй-ка, девушка, своей красоты,

Не расплетывай своей трубчатой косы.

Красота - девичий свадебный головной убор. Он снимался во время девичника. Снятие красоты означало расставание девушки с родным домом, а потеря её воспринималась, как утрата девичества, чистоты. Расплетение косы – один из моментов свадебного обряда, предшествующий венчанию. Он знаменовал переход молодой в распоряжение мужа.

Чтение отрывка из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – замужество няни.

Ансамбль поет песню «Соловейка» (приложение Б).

Баба Катя. Растрогали вы меня совсем.

Стук. Девушки уходят, приходят новые гости (два студента первого курса).

Первый гость. Занавески редки, редки –

Чернобровую видать.

Кабы с этой чернобровой

Вечерочек погулять.

Вторая гостья. Баба Катя, мы увидели у тебя девчат и зашли к тебе. Вы что там разглядывали?

Баба Катя. Про жизнь свою вспоминаю. Замужество мне девоньки напомнили, я и расстроилась. А вы с частушкой ко мне пожаловали. На гуляньях мы много пели частушек. Частушка откликалась на все события личной жизни.

Милый взглянет – травка вянет,

Говорит – душа болит,

Веселым глазом поведет –

Моё сердечко отомрёт.

Вторая гостья. (заглядывая в сундук) А вот этот наряд свой помнишь?

Баба Катя. Помню. Ваню в нем привораживала (достают из сундука наряд).

Ансамбль поёт вместе с бабой Катей.

На реке, на льдиночке, Двести сорок песен знаю,

На самой серединочке Все сейчас перепою.

Напишу четыре буквы: В каждой песне, в каждой строчке

«Ваня», ягодиночка. Я милого припою.

Поиграй повеселее. Как я Ваню подпояшу

Мне игра-то нравится. Черной бархатиночкой,

Как услышу, заиграет — Как я Ваню поцелую,

С рук работа валится. Назову картиночкой,

Интересная походка Не пора ли со двора:

У Ванюши моего. Зорька занимается,

Идет в горочку в наклонку – Прокричали кочета,

За то люблю его. Бабулька улыбается.

Гости уходят.

Баба Катя. Ну вот, и наслушалась, и напелась. Словно в девках побывала. Аж, на душе легче стало.

Садится за прялку, задумчиво кудель перебирает.

(голос за сценой)

Когда порой воспоминанье

Грызет мне сердце в тишине.

И отдаленное страданье,

Как тень, опять бежит ко мне.

Мечтанью вечному в тиши

Так предаемся мы.

Крадучись, тихо входят двое студентов с первого курса.

Первый гость. Баба Катя, здравствуй. А что сундук-то твой открыт, ревизию делаешь?

Баба Катя. Она самая, сынок, ревизия. Девчата попросили показать, что в сундуке.

Вторая гостья. А гармонь-то Ивана Степановича цела?

Баба Катя. Цела. Сейчас только мне сыграли и спели ребятушки. Утешили.

Первый гость. А помнишь, как ты его привораживала на гаданиях?

Баба Катя. Помню, помню. Особенно любила я Катерину Введенскую — 24 ноября – день великомученицы Екатерины. В старину один из веселых молодежных дней – день гадания о женихах.

Баба Катя делает умилённое лицо, сидит за пряхой, ребята рассаживаются на табуретках.

Вторая гостья. А в какой одежде вы гадали?

Баба Катя. Особой одежды не было, в обычной крестьянской одежде для дома. Но одно должны были мы соблюдать правило, оно облегчало страшное общение: перед гаданием снять нательный крест, чтоб не отпугнуть нечистую силу, развязать пояс, очертить себя крутом, чтобы оградиться от христианской «святости», приобщиться к неведомой силе.

(голос за сценой)

Отрывок из баллады Жуковского «Светлана».

Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.

Снег пололи; под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном

Ярый воск топили

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой

Серьги изумрудны,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Первокурсники.

«Гаданье с сарафаном» (на Крещенье). Девушки выходят на перекресток дороги, бросают на дорогу сарафан по очереди, и куда он ляжет проймами, в ту сторону и замуж выйдет.

Для гаданий вызываются все желающие из зала.

«Гаданье с зеркалом» (демонстрация) (приложение В).

«Гадание с блюдом» (демонстрация) (приложение В).

«Гаданье с воском» (демонстрация) (приложение В).

На Катерину Введенскую гадают, сорок земных поклонов кладут перед сном и говорят: «Святая мученица Катерина! Введи меня в тот храм, где буду венчаться, и покажи мне, с кем буду обручаться». Если знакомый суженый — лица не увидишь, только костюм, а голову не рассмотришь, а если незнакомый – всего увидишь.

Ансамбль поёт песню «Живет моя отрада» (приложение В).

Баба Катя. Давайте-ка, девоньки, сложим всё обратно в сундук. Невелико моё богатство.

Первый гость. Значит, шили, ткали, вышивали и всё в сундук клали?

Баба Катя. Да, девоньки, каков сундук – таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть.

Вторая гостья. Спасибо, баба Катя.

(студенты первого курса уходят, приходят еще двое студентов).

Первый гость. А веселиться-то умели? Баба Катя, праздники праздновали?

Баба Катя. Батюшки. Всё было. И песни пели, и частушки, и о гаданьях вспомнили. А игры?

Хороводы (карагоды, танки) в русских деревнях начинали водить с Красной горки (последний день пасхальной недели), с Фоминой недели, с появления первой зеленой травки. В народе говорили: «Весна пришла — игра пошла». Хоровод возглавлял и направлял ведущий.

Вторая гостья. Проводит игру «Утка - селезень».

(Участников игры приглашают из зала. ) (приложение Г).

Баба Катя. Да и песни-хороводы пели и разыгрывали: величальные, прогулочные, гулевые, плясовые, потешные.

Первый гость. Проводит игру «Медведь в бору» (приложение Г).

Баба Катя. А еще загадки загадывали (студенты загадывают залу загадки) (приложение Г).

Баба Катя. Ну, вот и меня развеселили и себя потешили. Спасибо вам. Приходите ещё. А сундук (закрывает) – дело наживное.

Копите, милые, сундуки добра души вашей, копите любовь к земле, на которой живёте, пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре, жениху, невесте. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша, любовью богата и трудом. А песнями, играми счастье копится и полнится. (Ложится на сундук, спит. )

Первый ведущий. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши тревожные дни.

Второй ведущий.

Процветай, народ,

– Твердый, как скрижаль,

Жаркий, как гранат,

Чистый, как хрусталь.

Колокольный звон. Два студента читают стихотворение «Слово о погибели земли Русской».

Из «Слова о погибели Русской земли»

О, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими, реками и кладязьми мест-ночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разноличными, садами обительными, домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими – всего еси исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская.

Баба Катя просыпается, молится иконам. Все берутся за руки, образуют хоровод, баба Катя в середине. Кланяются.

Заключение

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность студенческой группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы студенческая группа, создавала его впервые.

Характерными признаками коллективных творческих дел являются:

• направленность коллективного дела на заботу о ближних и дальних людях;

• выбор дела на основе идей, предложений, проектов участников будущего дела;

• планирование, проектирование дела в форме временных групп организаторов (советов дел) на основе предложений всех участников дела;

• осуществление дела как совместной творческой деятельности по решению общественных, практических, творческих задач;

• рефлексия – совместный анализ и оценка проведенного дела;

• на основе выводов принятие идеи нового дела.

Организаторам необходимо помнить, что КТД – форма работы, которая направлена на:

• развитие творческих способностей;

• развитие интеллектуальных способностей;

• развитие социально-психологических особенностей;

• реализацию коммуникационных потребностей;

• обучение правилам и формам совместной, коллективной работы;

• освоение новых социальных ролей;

• формирование нравственно полноценной, индивидуальной личности гражданина;

• самопознание, самообразование, самовоспитание и саморазвитие.

При организации КТД главная роль отводится руководителю, идея которого должна быть воспринята студенческим коллективом как собственная; чтобы деятельность студентов имела практическую направленность на благо собственного или других коллективов – имела гуманистическую и альтруистскую цели; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включались в реализацию дела.

КТД развивают воображение, творческую фантазию, расширяют границы в использовании интеллектуальных и образных средств и в образовании и в воспитании.

1. В основу любого КТД должна быть положена общественно значимая идея, пронизывающая всю технологию организации КТД.

2. При организации КТД следует обращать внимание на формирование у студентов нравственных качеств личности.

3. Необходимо соблюдение всех стадий КТД.

4. Каждая стадия должна быть продумана и отработана.

5. Мероприятие должно вызвать у участников и зрителей ответную реакцию: гордость за свою историю, желание самостоятельно и более детально изучить (рассмотреть) главные вопросы по этой проблеме.

6. Следует соблюдать регламент проведения КТД.

7. Техника (аудио-, мультимедийная) должна работать четко.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)