Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Биографические особенности, окружение повлиявшее на становление творческой личности

Творчество художника не всегда оценивается по достоинству. Зинаиду Евгеньевну Серебрякову не считали, да и не будут считать великим мастером: эта хрупкая женщина была в жизни такой застенчивой, робкой, отнюдь не победоносной, называвшей свое искусство «бесхитростным и беспретенциозным», подарила нам праздник, небесполезно напомнив всей своей жизнью, что в основе всякого творчества – талант, вдохновение, труд и что не может быть подлинного искусства без служения художника высокому, без самопожертвования, человечности и любви.

На самом деле многие картины художницы зрителям не известны, а особенно детям, да и мало кто знает, что она наша землячка и что жизненный путь ее насыщен творчеством. Ее молодые годы – годы счастливого замужества - пора ее собственного счастья – это пора ее наивысшего вдохновения, ее творческого расцвета. В этом семейном, казалось бы, крайне ограниченном мире природа, искусство, обязанности матери и жены, сливаясь, обретали масштабность, становились источником творческого вдохновения.

Актуальность проблемы. Мы живем в такое время, когда в российском общественном сознании происходит формирование новых ценностей и переосмысление старых. Сегодня наблюдается, особенно у молодежи, неуклонный рост интереса к получению знаний, умений и навыков, способствующих росту материального благосостояния человека. Вместе с тем люди задумываются и над тем, какое место в их жизни занимают моральные и духовные ценности.

В любое время картины З. Е. Серебряковой были актуальны, а в настоящее время – вдвойне. Картины художницы наполнены светом, радостью, добром. Лица ее портретов, обращенные к нам, приветливы и открыты, даруя нам наслаждение общения с ними. В ее портретах пленяет благородство и скромность, достоинство и интеллигентность, а в женщинах – полузабытые прелесть женственности и грация.

Цель работы – изучить творческую деятельность художницы и подчеркнуть духовное богатство в женских образах.

Задача работы – изучить:

- по литературным данным творческий путь художницы;

- влияние родословной на творческое наследие З. Серебряковой;

- влияние родной земли на творчество Зинаиды Серебряковой.

Объект исследования: натурные композиции портретов женских образов, наполненные богатым духовным богатством.

Предмет исследования: изучение поставленной задачи проводилось при обращении к репродукциям ее работ, с привлечением разнообразных архивных материалов.

Научная новизна исследования

• Переосмысление места творческого наследия мастера в истории русского искусства и истории русского зарубежья.

• Определение роли индивидуального стиля З. Е. Серебряковой в развитии неоклассического направления в искусстве первой половины XX в.

• Выделение в творческой манере художницы черт и тенденций, созвучных искусству современной ей эпохи, а так же выдвижение собственных оригинальных находок, развивающих искусство первой половины XX в.

Глава I.

1. Биографические особенности, окружение повлиявшие на становление творческой личности.

Считать, что такой яркий талант мог развиться без каких-либо предпосылок – ошибочно. Шлифованием негранёного алмаза – развитием и расцветом своего художественного таланта Зинаида Серебрякова прежде всего обязана брату своей матери – Александру Бенуа, а также старшему брату – Евгению. Не последнюю роль в становлении вкуса к изобразительным искусствам и блестящего художественного таланта сыграли и другие представители семейства Бенуа-Лансере. Члены этого выдающегося рода составляют целую плеяду известных деятелей искусства и культуры: художников, скульпторов и архитекторов.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении Нескучное, в прославленной искусством семье Бенуа-Лансере. Дед Зинаиды, Николай Бенуа был знаменитым художником, отец – известным скульптором, а мать – художником-графиком. Один из братьев художницы, Евгений, стал знаменательным деятелем сначала российского, а в последствии и советского искусства монументальной живописи, а другой – Николай – был талантливым архитектором. Семья Бенуа-Лансере богата и другими известными родственниками: Питер Устинов – русский и английский писатель и актёр. Долгое время Зинаида Евгеньевна жила в Петербурге, окруженная особой атмосферой многочисленной дружной семьи, где все традиции и условия благоприятствовали занятиям искусством. Жизнь в столице позволяла юной Зинаиде посещать лучшие музеи и выставки, театры и библиотеки, а всё свободное время проходило в окружении людей постоянно занятых разнообразной творческой работой.

Художественные наклонности обнаружились у Зинаиды Евгеньевны рано. Учась в гимназии, она на досуге почти не расстается с альбомом, занося в него наброски с натуры. Взрослые члены семьи поправляют рисунки, учат технике акварели.

Если же говорить о событиях юности, действительно повлиявших на ее становление, то самый заметный след оставила поездка с матерью, сестрами и друзьями семьи в Италию, где в то время, по счастью, находился и Александр Николаевич Бенуа — несравненный знаток итальянского искусства и их вдохновенный гид.

Как ни питательна окружающая среда, Зинаида Евгеньевна стремится к «настоящим» занятиям. Окончив гимназию, она посещает хорошо известную в Петербурге художественную школу княгини М. К. Тенишевой, к сожалению, через месяц закрывшуюся, а затем, в течение полутора лет,— студию художника О. Э. Браза. Учение это, хотя и недолгое, посвящено основе художнического ремесла— реалистическому рисунку. Это также дало толчок в развитии художественного таланта Серебряковой, так как в семье Бенуа высоко ценили классическое и античное искусство, а дед Зинаиды – Николай Леонтьевич Бенуа был живой энциклопедией классического изобразительного искусства – он рассказывал внучке об античных и средневековых художниках и скульпторах, о своих путешествиях по Италии.

В самом конце девятнадцатого века в Петербурге было организовано творческое объединение «Мир искусства». Одним из основателей общества был дядя Зинаиды Серебряковой – Александр Николаевич Бенуа, а также его именитые друзья: Леон Николаевич Бакст, Константин Андреевич Сомов, Сергей Павлович Дягилев и другие. Выставки общества, а также издаваемый его членами журнал стали ещё одним весомым стимулом развития творческих способностей Серебряковой, а в 1911 году она и сама становится членом этого объединения.

Несомненно, впоследствии З. Е. Серебрякова могла бы стать крупным мастером советского искусства. Но, крайне критически относившаяся к своему творчеству, скромная и застенчивая, в 20-е годы З. Е. Серебрякова не решается браться за такие заказы, как агитационные плакаты, оформление общественных зданий и массовых революционных празднеств. В эти годы она много занимается написанием портретов, пейзажей Царского села, Гатчины, дворцовых интерьеров. Большой радостью для художницы было полученное разрешение бывать в дни спектаклей за кулисами Мариинского театра. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

2. Творческий поиск.

Серебряный век для России, определил развитие культуры. Это было время религиозно-философских исканий, время расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, поиска новых форм творчества и синтеза разных искусств. Появилась символическая поэзия, метафизическая живопись, новый театр, стиль модерн в архитектуре. Возникло новое культурное явление - русский символизм. Символисты были поклонниками философии Владимира Сергеевича Соловьева, восточных наук, эзотерики, верили в существование трансцендентного мира, полного живой духовности. И эту духовность они пытались передать всеми имеющимися средствами, а если их не хватало, придумывали новые. Искусство считалось магической силой, призванной изменить мир с помощью красоты. Символисты утверждали, что красота сама по себе - созидающая сила, и человек, который может одновременно находясь в материальной стихии бытия, в своем сознании осмыслить мир, как единый живой организм и преображать его, выступая посредником между миром материальным и идеальным

Зинаида Серебрякова, выросшая в атмосфере высокой культуры, эстетизма, духовного аристократизма как никто восприняла философские идеи Серебряного века о гармоническом человеке. Всегда устремленная к поиску идеала, она творит свою прекрасную реальность. Ее эмоциональной натуре и творческим исканиям оказалось наиболее близки символизм и модерн с их культом красоты и романтическим поиском национальных истоков. В ее работах отражена двойственность мира: то, что изображает художница, с одной стороны было в действительности, с другой стороны - это некая духовная, внутренняя, «подлинная» сущность изображаемого, определенная интуитивным путем. А. Белый писал, что в символизме сочетается реализм, романтизм, классицизм — это видно и в стиле З. Е. Серебряковой. Не все произведения художницы отображают жизнь, некоторые - мечту о жизни, о счастье, есть и такие, которые иносказательно передают трагедии. Смысл образа заключен не в самих фигурах, а в их состоянии и взаимоотношении. В ее работах воплотилась идея: Красоты-Женственности.

В эти годы художница пишет одно из самых запоминающихся своих произведений – «Купальщицу».

Опираясь на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности. Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и З. Е. Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер. Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба. Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы. Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость З. Е. Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение.

Именно это свойство З. Е. Серебряковой, выявлять и отражать в своих полотнах красоту так, что она через годы волнует, вдохновляет, заставляет задуматься - ее основное и главное качество, как художницы.

За кажущейся простотой искусства З. Е. Серебряковой мы ощущаем глубинный пласт всей мировой культуры, но в первую очередь русской литературы и русской реалистической живописи. Можно ли представить себе ее духовный мир без ее поклонения Пушкину, прочность основы ее реалистического мастерства — без ее восхищения портретами Репина и Серова, ее утонченность — без ее близости «Миру искусства»? В ее творчестве нет прямых влияний, тем более — заимствований и цитат, но выросло оно на благодатной почве.

3. Стиль письма. Влияние на стиль

В данном исследовании на примере стиля З. Е. Серебряковой, исходя из общетеоретических положений о соотношении субъективного и объективного в художественном сознании и художественной практике, рассматриваются индивидуальные творческие качества мастера в контексте общих черт культуры эпохи. Особый интерес представляет анализ формирования и развития собственной манеры: в творчестве художницы есть как следование в русле популярных тенденций своего времени, так и оригинальные стилистические находки.

З. Е. Серебрякову привлекали мощной пластикой формы, умением выразить национальный характер работы Тинторетто Пуссена, Иорданса, Рубенса. Но особенно ее пленяли чистота и целомудренность образов А. Г. Венецианова. Она почувствовала значение простоты, гармонии внутреннего мира, присущих венециановским крестьянам, увидела органическую связь этих черт с русской природой. «Этим чудесным художником я не могу налюбоваться», - писала она впоследствии.

Не только эмоциональная интонация, но вся стилистика живописи З. Е. Серебряковой не обнаруживала родства с модными в ту пору течениями, разновидностями модернизма. Войдя на равных в круг художников-профессионалов, З. Е. Серебрякова заявила себя в искусстве не только как сложившийся мастер, но и как самостоятельная личность.

В данном случае это особенно удивительно: выросшая под доброй сенью своего семейного клана, огражденная им и после замужества от треволнений извне, она была погружена в свой собственный, казалось бы, крайне ограниченный мир. Но в этом мире природа, искусство, обязанности матери и жены, сливаясь, обретали масштабность, становились источником творческого вдохновения. Черпая из него, Зинаида Евгеньевна передавала, творя, ту «радующую ее видимость» (А. Н. Бенуа), которая выражала ее светлое миросозерцание.

Произведения Зинаиды Серебряковой очень узнаваемы - колоритом, певучестью линий, чувственностью, удивительным умением передавать тело, делая ощущение от обнаженной кожи почти тактильным. Ренессансной пластикой фигур, необычным выражением лиц с «газельим» разрезом глаз. И выбором материала - темпера и пастель.

Изящество, легкость, свежесть восприятия и динамичность исполнения, привлекающие в пастелях Серебряковой, сменяются плотностью, весомостью материала в работах, написанных маслом, несмотря на то, что художник обращается к тем же сюжетам.

Становится очевидной интересная особенность ее творчества: если в графике ей, как никому другому, удается иллюзорно передавать фактурные характеристики изображаемого объекта - мягкость волос, нежность кожи, покрытой румянцем, глянцевитый или матовый блеск тканей, то в живописи художницу занимают фактура поверхности как таковой, пастозность и корпусность красочного «теста». Впрочем, и графика, и живопись Зинаиды Серебряковой убеждают, что она принадлежит к тому типу художников, которые относятся с огромным уважением к используемым материалам. Чувствуют изобразительную выразительность каждой техники, красоту текстуры бумаги и ценят ремесленную сторону работы живописца.

Глава II. Экспериментальная часть: формирование творчества.

1. Условия исследования.

Повлияла на формирование творчества художницы и жизнь в Нескучном: это небольшое имение на стыке Курской и Харьковской губерний, где семья проводила лето. Жизнь и природа Нескучного и хутора за рекой, оказавшихся так тесно связанными с ее собственной жизнью, станут для Зинаиды Евгеньевны постоянным источником душевных, духовных и творческих сил. Семнадцатилетней девушкой она пишет домой из Нескучного: «Дорогая мамуля, как здесь чудно, как хорошо. Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый; за эту ночь (шел теплый дождичек) весь сад оделся в зелень, все луга усеяны цветами, а поля ярко - зеленые, всходы чудесные. По вечерам мы ходим слушать соловьев, которые заливаются в обоих садах».

Чистые краски окрестного пейзажа, неторопливость усадебной жизни, свобода и пластичность движений работающих крестьян восхищали З. Е. Серебрякову. Упоение жизнью, природой, искусством, выражавшееся особенно ярко в Нескучном, выливается в массе пейзажных, портретных и жанровых зарисовок, сделанных в доме, в саду, в поле, на скотном дворе, в крестьянских избах. Представлены виды и персонажи Нескучного — и кого только здесь нет! Мужики, бабы, детишки, индюки, куры. Эту нехитрую хронику простой деревенской жизни отличают искренность, непосредственность взгляда на окружающий мир и вместе с тем сдержанность, строгость: ни в цвете, ни в форме не обнаружить стремления к усложненности, к внешним эффектам. Все окружение молодой женщины, будь то семья, город или Нескучное, воспитывало ее, обогащало знаниями.

С юности художница стремилась выразить свою влюбленность в мир, показать его красоту. Наиболее ранние работы З. Е. Серебряковой "Деревенская девушка" (1906, ГРМ), "Фруктовый сад в цвету" (1908) говорят о поисках любимой темы, об остром ощущении красоты русской природы и связанных с нею людей. Это этюды с натуры, и уже в первых опытах художница проявила незаурядность таланта, уверенность и смелость.

Зинаида Евгеньевна всей душой любила русскую деревню, но если что-то любишь, то видишь в этом только хорошее и светлое. Художница писала, «влюбилась в безбрежную ширь полей, в великолепный характер крестьян, столь отличный с городских лиц».

Самые лучшие работы З. Е. Серебрякова напишет, вдохновленная образами русских крестьянок. Крестьянские девушки, гармония их чистых душ и сильных тел, закаленных физическим трудом и жизнью близкой для природе, станут для художницы эталоном той безусловной красоты.

В Петрограде Зинаида сформировалась как личность, в Нескучном её дарование достигло расцвета. Дорога из Весёлого в Нескучное — ворота в мир, воспетый Серебряковой. Этот клочок родной земли на пути к родному дому всегда волновал художницу.

Начиная с 1899 года почти каждую весну и лето З. Е. Серебрякова проводит в Нескучном. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. Особенно пристальным этот интерес становится в 1906 году, после возвращения из Парижа. И хотя до 1915 года — даты создания знаменитой «Жатвы» («Крестьяне в поле») — ещё далеко, но эскизы-портреты крестьянок и крестьянских детей заполняют её альбомы.

Всё лучшее, в том числе полотна «За туалетом», «Баня», «Жатва», «Беление холста» — было создано З. Е. Серебряковой в Нескучном.

В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов.

Нескучное — ее земля обетованная. Оно подсказало темы лучших картин, напитало солнцем ее палитру, Нескучное подарило любовь, огромную, чудесную, единственную на всю жизнь.

Всю жизнь художницу привлекали люди труда, атмосфера, в которой они живут, природа, которая их окружает. Вглядываясь в лица, запечатленные на полотнах З. Е. Серебряковой, невольно отмечаешь их характерную особенность: люди словно застигнуты художницей в момент счастливого душевного равновесия. Они - носители высокой духовной энергии в ее творчестве.

2. Объект исследования.

Апофеоз красоты для нее — это женщина, пленительная в своих превращениях и божественная — она любила это слово— в своей наготе. Обнаженное тело З. Е. Серебрякова пишет так, как его уже почти разучились писать — не голым, а именно обнаженным— возвышенным, чистым, земным. А сколько положено ею любви и труда на создание монументальных полотен, воспевающих великий крестьянский труд на нашей родной земле — не укор ли это современным художникам, пока еще мало радующим нас в этой теме?!

В работах З. Е. Серебряковой нет никакой изощренности— все просто, доступно восприятию каждого; лаконичные композиции и рисунок, убедительность цвета — часто ли нам доводится видеть в сегодняшней живописи столь ликующий, радостный цвет — красный, синий, зеленый, столь любимые издавна в нашей русской народной культуре, которым она вернула их изначальную чистоту?

Художница портретирует в основном близких людей. Но и здесь у нее есть тема, наиболее ей удающаяся и любимая,— тема молодости и красоты. Зинаида Серебрякова чаще всего решает ее, включая портретный образ в определенную среду, и тогда подробности интерьера или природного окружения придают ему особую декоративность, превращая в небольшую картину. К таким портретам относится портрет Ольги Константиновны Лансере - жены брата Евгения. «Больше всего люблю написанный с громадной силой портрет жены Лансере - женщины с черными косами», - говорит Гирин. (Приложение 2)

Струящиеся и нежные линии передают женственность, теплые тона и мягкий свет - ощущение покоя и гармонии. Прекрасная женщина ощущается нами как единая сущность с природой, изображенной за открытым окном, с полями и деревьями, мягким и рассеянным солнечным светом. Длинные и густые волосы модели, их глубокий насыщенный цвет, ясные глаза, красиво очерченные брови, все, чем любуется художница - это та самая безусловная, всесторонне привлекательная, объективная красота, о которой говорит нам Ефремов. Именно это свойство З. Е. Серебряковой, ее здоровая радостная способность видеть, различать и подчеркивать красивое - делают ее особенно ценным для нас художником.

В 1910 году никому не известная Зинаида Серебрякова представила на выставке Союза русских художников ряд портретов, пейзажей, этюдов крестьянского быта. Её выступление, столь неожиданное, вызвало восторженные отклики, но настоящий фурор произвёл автопортрет

«За туалетом». Картина, казалось, была выполнена с необычайной лёгкостью и быстротой. С полотна на зрителя смотрела счастливая, гармоничная женщина, своей красотой и уютом дома защищённая от сурового внешнего мира. За окнами царит зима (что удалось передать талантливой художнице с помощью света), а в комнате, среди причудливых безделушек, духов, свечей — тепло и празднично. Как сильно не хватает в жизни человеку этого внутреннего покоя и удовлетворённости, порядка, без педантичности, просто естественного душевного порядка и здоровья.

В 1910-е годы, когда искусство декларировало ломаные линии и изломанные судьбы, в предчувствии катастроф, картина З. Е. Серебряковой поразила современников своей детской непосредственностью и восторженностью перед будущим.

Картина была задумана и исполнена как отражение в зеркале. Стоя перед ним, молодая полуодетая женщина совершает утренний туалет: перехватив рукой распущенную косу и держа ее на весу, она расчесывает свои густые длинные волосы. Пожалуй, самое чудесное в ней — выражение открытости и лукавства, женственности и целомудрия, грации и силы. Тронуто нежной улыбкой лицо с разлетом темных бровей над яркими блестящими глазами. Вертикали высоких белых свечей вторят белизне и стройности стана, акцентируют по контрасту прихотливую позу и разноцветную россыпь прозрачных флаконов, булавок и бус. Видные в глубине узенькая кровать и умывальный столик поддерживают доминанту скромности и белизны этой светлицы, где пленяет ощущение близости и ускользания, отражения и преображения — правды, волшебства и игры.

Параллели с пушкинским «Зимним утром» возникали не раз. Действительно, нетрудно найти и домыслить внешние совпадения: яркое зимнее утро, заснеженная округа, за домом — поля и берег реки. Но главное сходство — в совпадении авторского состояния, того душевного подъема, когда тревоги и вьюги кажутся позади, и «нынче» — только свет, радость, полнота сил и чарующий женский образ. У Пушкина он лишь обозначен — «красавица», лишь позван — «проснись». Здесь же она сама предстает перед нами, воплощая собой и свет, и радость, и полноту молодых сил.

Необычайный успех этого портретного образа более всего объясним его оптимизмом. Он оказался тем неожиданнее и нужнее, что появился во времена реакции, духовного кризиса, так драматично прочувствованных в поэзии Блока. Мировосприятию Серебряковой чуждо предощущение исторических катаклизмов, катастрофических потрясений, «ужаса при дверях», столь характерных тогда для весьма значительной части русской интеллигенции.

«Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши. и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем. Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо. Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной», - писал о картине А. Н. Бенуа.

Вот как Серебрякова вспоминала историю создания автопортрета «За туалетом»: «Мой муж Борис Анатольевич был в командировке Зима в этот год наступила ранняя, всё было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя — но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете». Оригинальность композиции Серебряковой заключалась в том, что она написала само это зеркало и настолько точно передала взгляд человека, смотрящего на себя, что ни одному зрителю не придёт в голову отрицать наличие зеркала, хотя оно фактически, конечно, нигде не нарисовано. Эта была первая работа художницы, выполненная масляными красками, первая и самая значительная, её камертон. Серебрякова уже никогда не сможет повторить этого успеха.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе.

В 1917 году З. Е. Серебрякова пишет «Спящую крестьянку». Мотивы сна и отдыха часто повторяются в её живописных и графических работах. Человек во сне, в спокойном, расслабленном состоянии обнаруживает свою глубинную, скрытую природу.

Так вот, тайное тайных ее обаяния: она наблюдала жизнь, затем пропускала через себя, колдовски опускала в живую воду своего таланта и высветленную, очищенную, ясную, спокойную выносила на свет. Всю ту свежесть, все - то неприкрытое счастье, когда и самая дрянная вещь становится драгоценной и изумительной.

На примере картины «Две крестьянские девушки» можно выделить основные черты крестьянского цикла, которые сформировались уже в этой достаточно ранней работе (1914). Фигуры монументально спокойны, занимают практически весь холст. Их движения неспешны и полны какой-то подлинно ренессансной силы.

Искусство Ренессанса было гимном новому человеку, вышедшему из мира извившего себя средневековья. И картина З. Е. Серебряковой – гимн обновленному простому русскому человеку, родившемуся в горниле революции.

Этюды, написанные с натуры, все чаще обобщаются ею в образы по-особому значительные, становятся законченными произведениями. Их отличают классическая завершенность форм, тяготение к монументальному, эпическому, что выразится вполне в больших многофигурных композициях ее «крестьянского жанра» — в картинах «Жатва» (1915) и «Беление холста» (1917).

Среди них самым значительным произведением является «Беление холста» (1917), здесь раскрылся яркий талант З. Е. Серебряковой как художника-монументалиста. Фигуры крестьянок, изображенные на фоне неба, кажутся особенно величественными и мощными благодаря низкому горизонту. Цветовая композиция, построенная на сочетании крупных плоскостей красного, зеленого, коричневого, придает небольшой картине характер монументально-декоративного полотна, выглядит как часть величественного фриза. Это великолепное произведение звучит песней славы крестьянскому труду. В "Белении холста" выбрана точка зрения снизу, и уже все четыре фигуры, расположенные по кругу, словно подняты па пьедестал, и их силуэты четко рисуются на фоне неба. Как в хороводе, здесь нет персонажей главных и второстепенных, здесь только чередование перетекающих друг в друга свободных движений и поз — бесконечный природный круговорот. И здесь выразительность принадлежит не лицам, но силуэтам и позам, чередующимся, сливающимся в общем движении. Их движение скрыло пейзаж, только в просветах между фигурами чувствуется бесконечность и даль, но уже без внешних примет пейзажа. Усилена весомость, объемность фигур, пламенеющих красным, озаренных откуда-то снизу — как будто они на вершине холма — золотыми лучами солнца. Такая природная «рампа» усиливает сценичность изображенного, его выразительную декоративность. В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

Основным полотном цикла является «Беление холста», в котором возрожденческое звучание достигает максимума. Помимо могучей, сильной пластики фигур, ракурса снизу, добавляющего крестьянкам величественности (они кажутся своеобразными бронзовыми колоссами, на фоне ясного голубого неба), ренессансность видится и в благородстве колорита в целом.

«Жатва» (1915). Крестьянская трапеза во время жатвы, женщины, расстилающие холсты на лугу. Величавость обликов и поз, бесконечность земного простора, насыщенность цветом: золото полей, синева горизонта, пылающая алость одежд. В сцене отдыха в поле все буднично и просто и в то же время аскетически лаконично: нет ничего жанрового, как бы случайного — это мир монументального полотна, где подробности неуместны. Одна из крестьянок приготовилась разделить хлеб, лежащий у нее на коленях, другая — разливать молоко, рядом стоят две их более молодые товарки. Движения кажутся остановленными, лица с опущенными глазами почти лишены выражения и индивидуальных примет. Жизнь картины, ее внутренняя динамика — в ритме цвета, линий, объемов, в сложной полифонии соотношений. Испробовав многие варианты, З. Е. Серебрякова оставила для обеих картин по четыре фигуры, что позволяло соединять их попарно, варьировать парные сочетания, всегда предоставляющие художнику возможность превратить их в некие динамичные диалоги.

Вот самое явное и простое из сочетаний: две крестьянки сидят — это центр тяжести композиции, две крестьянки стоят, обрамляя ее,— и достигается идеальное равновесие. Но те же фигуры и их повороты, а также цвета образуют ряд других композиционных сближений, чередований, перекрестных «вопросов-ответов». Эти приемы нам незаметны, ибо задача художницы в том, чтобы мы восприняли произведение в его целостности, а не самый прием. Мы даже не замечаем того, что фигуры стоящие отличаются друг от друга только позой и аксессуарами — на самом деле это одна и та же девушка: просто слева она закомпонована в круг с сидящими женщинами, но уже отделилась от них и обращена к своему отражению справа, а там, еще более отдаляясь от остальных, она «оживает», глаза ее «открываются», она «смотрит» на нас, или, если прибегнуть к современному словоупотреблению, «выходит на связь» со зрителем. Так происходит переход от эпического заднего плана к переднему, от статики к динамике, от замкнутости к общению, от времени нейтрального, «вечного» — ко времени настоящему.

И «Жатва» и «Беление холста» могли бы стать фрагментами эпического цикла на темы жизни человека и природы, на темы вечного круговорота бытия.

При всей русскости картин «Жатва» и «Беление холста» нельзя не почувствовать их родства с классическим итальянским искусством, с эстетикой монументальных росписей Возрождения, с пластической культурой Италии— ее своеобразным живописным «бельканто». Видимо, в процессе работы над «Жатвой» З. Е. Серебрякова испытала потребность вновь прикоснуться к итальянской живописной стихии, сверить с ней чистоту своих линий, ритмов и цвета, и художница совершает поездку в Италию. Близок мир З. Е. Серебряковой, хотя и совсем по-иному, прекрасным крестьянским образам Венецианова, выставка произведений которого состоялась в Русском музее в 1911 году. Как бы заново обнаруженное и оцененное, его творчество вызвало к себе большой интерес. З. Е. Серебрякова и прежде знала и любила его картины, но, конечно, этого было мало, чтобы выйти на «свою» тему: импульсом была только жизнь.

Выполняя исследовательскую работу, при посещении Художественного музея города Белгород старший научный сотрудник, исполняющий обязанности старшего хранителя Агриян Гаянэ Паруйровна, указала на тот факт, что Зинаида Евгеньевна Серебрякова часто использовала вторую (обратную) сторону работы. На ней она делала многочисленные зарисовки женских образов, в которых наблюдаются красота и поэтичность женских фигур, пластичность движений.

Методы исследования:

В процессе исследования были изучены фонды работ З. Е. Серебряковой в Художественном музее г. Белгорода, что позволило составить более полное представление о стиле художницы. Изучение биографии художницы через художественную литературу, интернет ресурсы;

• Метод сравнительного анализа выявил наиболее характерные черты живописной манеры З. Е. Серебряковой, а также ее эволюцию в разные периоды творчества.

• Метод исследовательского анализа показал жизненное и одновременно романтичное изображение женщины, носительницы высокой духовной энергии.

1. Произведения З. Е. Серебряковой воплощают человеческие чувства, мечты, благородство, нечто восторженное и устремленное к несбыточному идеалу. Искусству художницы подходят определения «непревзойденный, наилучший, неподвластный времени, старению, вечно прекрасный», что является синонимами черт классического стиля.

2. На предназначение художника в истории искусств повлияло ее многочисленные знаменитые родственники.

3. Место проживания, повлияло на творчество. Художница раскрывает духовность, душевные качества человека, которые не устаревают до сего времени и является актуальным в наше время и будет необходимым завтра. В эстетическом смысле ее художественные образы являются идеалом, нормой, уравновешенностью рационального и эмоционального начала.

Заключение.

В чем же причина столь большого интереса к З. Е. Серебряковой? Не только эмоциональная интонация, но вся стилистика живописи Серебряковой не обнаруживала родства с модными в ту пору течениями, разновидностями модернизма. Войдя на равных в круг художников – профессионалов, Зинаида Серебрякова заявила себя в искусстве не только как сложившийся мастер, но и как самостоятельная личность. Зинаида Евгеньевна творила, передавая ту «радушную ее видимость» (А. Н. Бенуа), которая выражала ее светлое миросозерцание. Мы ощущаем в ее искусстве не изнеженность, но особую женскую чуткость восприятия красоты. Красота для нее – это земля, любовно возделанная человеком; это люди труда, умственного и физического, которых она пишет. Не выполняя социальный заказ, а по велению сердца; это дети, прекрасные как цветы, овеянные ее материнской нежностью; это не только юные, но и совсем старые люди, чьи глаза излучают человечность и мудрость; это русские, негры, арабы, евреи, французы для нее прекрасен весь род человеческий без различия расы и возраста. Еще в ранний период творчества, ища в искусстве свой человеческий идеал и любя свои модели, она часто как бы перевоплощалась в них, а они оставались ею – так появился чарующий женский тип с чертами самой художницы. А сколько положено ею любви и труда на создание монументальных полотен, воспевающих великий труд на нашей родной земле. В работах З. Е. Серебряковой нет никакой изощренности – все просто, доступно восприятию каждого; лаконичные композиции и рисунок, убедительность цвета – столь ликующий, радостный красный цвет, синий, зеленый – которым она вернула их изначальную красоту.

З. Е. Серебряковой удалось достичь гармонии индивидуального дарования и общих стилистических устремлений русского искусства начала XX века. В ее творчестве органично сочетаются тонкое восприятие оригинальных художественных концепций времени и своеобразие собственных открытий в живописи и графике.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова была человеком высокой духовности и исключительного таланта. Ее отличала цельность художественного мировоззрения, что в полной мере нашло воплощение в произведениях, исполненных гармонии и совершенства. З. Е. Серебрякова одна из продолжателей традиций русской реалистической школы, которые берут начало в творчестве ее любимых мастеров — Ореста Кипренского и Алексея Венецианова. Это и позволило ей занять почетное место в истории отечественного искусства

Что нам, зрителям, до того, что З. Е. Серебрякову не считали, да и не будут считать в ряду великих мастеров: эта хрупкая женщина, бывшая в жизни такой застенчивой, робкой, отнюдь не победоносной, называвшая свое искусство «бесхитростным и беспретенциозным», подарила нам праздник, небесполезно напомнив всей своей жизнью, что в основе всякого творчества — талант, вдохновение, труд и что не может быть подлинного искусства без служения художника высокому, без самопожертвования, человечности и любви.

Считаю, что многие наши земляки гордятся тем, что на этой земле жила такая удивительная женщина, художница и мать.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)