Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Изменение архитектуры Санкт-Петербурга в связи с историческими событиями

Мне посчастливилось несколько раз побывать в Санкт-Петербурге на родине моих предков. Приезжая сюда зимой и летом, осенью и весной, восхищался красотой города в любое время года. В декабрьские сумрачные дни он кажется городом – загадкой, в июньские белые ночи – городом-праздником. Будучи совсем маленьким ребенком, приходил в восторг от скверов с детскими площадками, фонтанов и «шутих», поездок по каналам и рекам. Сейчас я получаю удовольствие, знакомясь с памятниками, красивыми зданиями, посещением музеев и выставок. Одновременно появилась заинтересованность отследить , как строился и развивался город, какие сооружения были первыми, сохранилось ли первоначальное назначение города. Меня увлекла трёхсотлетняя его история. Читая литературу о Санкт-Петербурге, понял, что очень захотелось поделиться своими «открытиями» с другими людьми. В данной работе рассматриваю некоторые наиболее известные памятники архитектуры города-музея.

16(27) мая 1703 года русским царём Петром I на землях, отвоёванных у шведов, называвшихся Ингерманландией, была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх. Название выбрал сам Пётр в честь святого апостола Петра. В 1720 году название меняется на Санкт-Петербург.

Первой и главной постройкой стала крепость на Заячьем острове в дельте реки Невы. Дату заложения крепости принято считать датой рождения города. Строительство городских построек шло за пределами крепости по берегам Невы, для чего осушались болота. Работами по строительству города руководили приглашённые Петром иностранные инженеры. Чтобы ускорить возведение каменных домов Пётр запретил каменное строительство во всей России, кроме Петербурга. Каменщики ото всюду вынуждены были приезжать сюда на работу. С каждого въезжающего в город брался «каменный налог»: привезти с собой определённое количество камня или заплатить специальный взнос.

Одним из важнейших событий в жизни молодого города стало прибытие первого корабля из Голландии. Шкиперу (капитану) было вручено 500 золотых, а также обещано, что второй пришедший корабль получит 300 золотых, третий – 150.

В 1712 году Петербург стал столицей России, так как сюда из Москвы переместились все официальные учреждения и царский двор. Город оставался столицей до 1918 года (лишь на время царствования Петра II временно столицей была Москва). По сей день Санкт-Петербург называют Северной столицей. К концу XVIII века растёт население города, действуют 60 православных храмов и 15 иноверческих церквей. Вся центральная часть замощена булыжником и покрыта поперечными досками. Открылись учебные заведения: Пажеский корпус, Горное училище, хирургические училища, учительская семинария, театральное училище, институт благородных девиц при Смольном монастыре. В 1785 году создаётся Государственная дума

На развитие города в начале XIX века огромное влияние оказала Отечественная война 1812 года, затраты на которую замедлили скорость развития Санкт-Петербурга. Однако, в это же время состоялось учреждение Министерств, Государственного совета, обновление Академии наук, создание Педагогического института, нескольких гимназий. Огромное значение имело учреждение Царскосельского лицея, выпустившего множество учеников, ставших известными деятелями науки и культуры. Среди них был А. С. Пушкин. Открывается Пулковская обсерватория, Русское географическое общество. Важным событием становится открытие в 1836 году первой железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским селом. В XIX веке заканчивается оформление Дворцовой и Сенатской площадей.

В XX веке в связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений 18(31) августа 1914 года город был переименован в Петроград. После смерти В. И. Ленина 26 января 1924 года он стал называться Ленинградом. 6 сентября 1991 года ему возвращено прежнее название Санкт-Петербург.

Благодаря расположению Петербург должен был облегчить торговлю с государствами Западной Европы. Пётр «прорубил окно в Европу», и эту роль город осуществляет до сих пор.

Центром города предполагалось сделать Васильевский остров. Венеция и Амстердам вдохновили Петра сделать основным водный вид транспорта. Но в северном городе это оказалось несбыточной мечтой. В полной мере задумка осуществилась только на Васильевском острове. Об этом напоминают улицы-линии засыпанных ещё в XVIII веке каналов. В строительстве Петербурга принимали участие лучшие архитекторы России и мира. Город стал не только административной и культурной столицей России, но и одной из красивейших и культурных столиц Европы. Уже в 1719 году открыт первый публичный музей – Кунсткамера, а в 1724 году основана Петербургская Академия наук.

Освобождение Александром II крестьян вызвала приток людей на заработки. Это привело к бурному росту промышленности города. К концу XIX века Санкт-Петербург становится крупным промышленным центром Европы.

С ростом промышленности возникли радикальные движения. Здесь произошли Февральская и Октябрьская революции. Отсюда началась Гражданская война.

В годы Великой отечественной войны город выдержал 900-дневную блокаду. За героизм населения и защитников города Ленинград стал первым городом , удостоенным звания «Город - герой». За годы войны были разрушены многие здания, почти полностью уничтожены пригороды. Сейчас, в основном, всё восстановлено. Санкт-Петербург продолжает оставаться интеллектуальным, культурным и промышленным центром страны.

Петербург прекрасен во все времена года. Но только на краткий миг белых ночей он предстаёт во всём великолепии. Рождённый гением Петра в дни белых ночей майских суток он неповторим. Изящные фасады дворцов и силуэты храмов вырисовываются в лучах восхода и заката, подчёркивая единство форм природы и архитектуры. Город будто парит между синевой Невы и неба на крыльях разведённых мостов.

О Санкт-Петербурге написано много книг. Аполлон Григорьев в XIX веке написал, что если «издавать всякий день книгу толщиной с толстейший русский журнал, то и тогда не выскажешь всего о Петербурге и каждый день будешь находить в нём новые неожиданные черты и красоты». Любая эпоха в истории обладает своим стилем, выраженным в архитектуре , поэтому её и называют «каменной летописью». На протяжении трёх веков менялся облик города, но до наших дней сохранилась его уникальность. Остались нетронутыми исторически сложившиеся территории, ансамбли, целостность застройки. Это происходило потому, что каждое следующее поколение зодчих бережно относилось к творческому наследию своих предшественников, находя удачное сочетание новых построек со старыми. Именно это и послужило основанием для включения центра Санкт-Петербурга в список наследия ЮНЕСКО.

Петербург – огромный город, но он не сразу стал таким. Пётр I задумывал строить город-крепость, да видно место выбрал удачно. Вот и вырос город-мегаполис площадью более 1439 квадратных километров, число жителей которого век от века увеличивалось примерно в 5 раз: к концу XVIII века - 220 тысяч, к концу XIX века - 1 миллион 100 тысяч, к концу XX века - 5 миллионов человек. Величественные ансамбли украсили проспекты и площади. Гранитные уступы набережных, прямые линии проспектов, дворцы, музеи, театры, храмы составляют мировую славу города на Неве. А планы регулярной застройки появились ещё в царствование Петра I. И начиналось строительство города с прибрежных территорий.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

Петропавловская крепость - историческое ядро Петербурга, один из уникальных историко-архитектурных ансамблей города, расположена на Заячьем острове. Первые земляные сооружения строились по плану царя Петра I и Ж-Г. Ламбера. Современный план крепости повторяет первоначальную планировку. Памятником архитектуры являются Петровские ворота, барельеф на которых прославляет победы Петра I над шведским королём Карлом XII. Главным для города и крепости является Петропавловский собор, его колокольня увенчана золоченым шпилем и фигурой летящего ангела с крестом в руке. Достопримечательностями собора является иконостас, кафедра, с которой произносились проповеди, и царское место в виде небольшого помоста, обитого малиновым бархатом, где во время богослужения стоял император.

Уже в XVIII веке Петропавловская крепость утратила своё оборонное значение, оказавшись в центре города, а собор служил усыпальницей Российских царей и членов их семей. 10 марта 1725 года здесь погребён и основатель Санкт-Петербурга – Пётр Великий. 17 июля 1998 года в приделе Святой Екатерины состоялось захоронение праха последнего императора Николая II, членов его семьи, врача и трёх слуг.

В течение XVIII – XIX веков на территории крепости были построены Ботный дом, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Комендантский и Инженерный дома, Гауптвахта и другое. Уже с XVIII века крепость стала местом заключения государственных преступников. Мрачная слава «русской бастилии» окружала её вплоть до 1924 года, когда она стала музеем.

В советское время часть помещений использовалась под жильё, мастерские, склады. В 1932-1933 годах на территории крепости существовала организация «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД), объединившая энтузиастов ракетной техники и космонавтики. Среди них был С. П. Королёв. Их деятельность послужила началом практических работ по развитию ракетной техники, обусловленное научно-техническим прогрессом. Теперь здесь музей «Космонавтики и ракетной техники». Экспозиция открыта в 1973 году. Интересно, что в 1703 году Пётр I сказал:»Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, аки птицы!».

Во время Великой отечественной войны крепость не сильно пострадала. У могилы Петра I воины принимали клятву : не сдавать город.

25 декабря 1975 года к 150 – летию со дня восстания декабристов в крепости сооружён обелиск с именами казнённых здесь К. Рылеева, П. Пестеля, С. Муравьёва – Апостола, М. Бестужева – Рюмина, П. Каховского.

В 1991 году скульптором М. Шемякиным перед Гауптвахтой установлен памятник Петру I. Это памятник – размышление не только о Петре, но и трагической судьбе России последних трёх веков.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

Одним из самых известных зданий Санкт-Петербурга является Зимний дворец, расположенный на дворцовой площади и построенный в стиле барокко архитектором Ф. Б. Растрелли. Самый первый Зимний дом был сооружён для Петра в 1711 году на берегу Невы. Он был двухэтажный с черепичной крышей и высоким крыльцом. Полностью здание перестраивалось 5 раз. Дворец, строительство которого закончилось в 1762 году, сохранился до наших дней.

Зимний дворец представляет собой трёхэтажное здание, имеющее прямоугольную форму с огромным парадным двором внутри. Главные фасады обращены к набережной Невы и Дворцовой площади, на которой высится Александрийский столп. Дворец отличался невероятными, по тем временам, размерами: длина вдоль Невы – 210 метров, ширина – 175 метров, высота - 22 метра. Общая площадь дворца 60 тысяч квадратных метров, в нём более 1000 залов, 117 различных лестниц. В наружном облике Зимнего дворца раскрывается замысел Растрелли: связь здания с городом, с характером окружающего пейзажа.

При Екатерине II во дворце был обустроен зимний сад, где росли и северные и южные растения, Романовская галерея, завершилось формирование Георгиевского зала. В 1764 году Екатериной была приобретена коллекция голландских и фламандских художников. Картины разместили в апартаментах, получивших название «Эрмитаж»

При Николае I была создана галерея 1812 года, где представлены 332 портрета участников Отечественной войны. В это время архитектором Монфераном ко дворцу были пристроены Петровский и Фельдмаршальский залы.

В 1869 году во дворце вместо свечного появилось газовое освещение. С 1882 года началась телефонизация помещений, в 1880 году появился водопровод. С 1888 года залы дворца освещались электричеством, для чего построили на территории дворца электростанцию, которая тогда была крупнейшей в Европе. На протяжении всей истории существования Зимнего дворца в нём в соответствии с техническим прогрессом и веяниями моды происходила реконструкция.

Зимний дворец с 1732 года по 2 марта 1917 года был официальной зимней резиденцией российских императоров. В 1918 году часть здания, а в 1922 году всё здание передано Государственному музею «Эрмитаж».

АДМИРАЛТЕЙСТВО

Это один из шедевров архитектуры Санкт-Петербурга, памятник классицизма. Оно было заложено в 1704 году и строилось изначально как верфь по чертежам, подписанным Петром I. В походном журнале царя сохранилась запись: «Заложили адмиралтейский дом длина 200 сажен, ширина 10 сажен». В 1706 году состоялся первый спуск корабля на воду. В здании размещались склады, мастерские, кузницы и служба Адмиралтейского ведомства. Здание многократно перестраивалось. Архитектор А. Д. Захаров в 1823 году, сохранив конфигурацию первоначального плана, создал новое сооружение протяжённостью 407 метров по фасаду. В центре – башня с золоченым шпилем, на котором укреплён кораблик (Знаменитая «Адмиралтейская игла» запечатлена на медали «За оборону Ленинграда»). Здание приобрело величественный архитектурный облик, который подчёркивал его центральное положение в городе. Идеей нового облика стала тема морской славы России, могущества морского флота.

Особое место в архитектурном решении здания Адмиралтейства занимает скульптура. Александр Македонский, Ахилл, Аякс, Пирр, 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, воздуха, и другие подчёркивают назначение здания и утверждают образ России как морской державы.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: морское министерство, главный морской штаб, гидрографическое управление.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

Исаакиевский собор – выдающийся образец русского культового искусства построен в 1858 году архитектором О. Р. Монферраном. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. Высота храма – 101,5 метра, площадь 4000 квадратных метров. Храм вмещает до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей. Строительство его продолжалось 40 лет. Золотой купол Исаакиевского храма выделяется в пространстве центра Санкт-Петербурга. И храм и прилегающая площадь названы в честь Святого Исаакия Далматского, которого почитают в день рождения Петра I, 30 мая.

Исаакиевский собор пятиглавый. На позолоту куполов ушло 100 килограммов червонного золота. При строительстве было использовано сорок три породы минералов. Цоколь здания облицован гранитом, а стены серым мрамором. Портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Стены облицованы белым мрамором, панно изготовлены из зелёного и жёлтого мрамора, яшмы, порфира. В храме видим десятки мозаичных и живописных картин, его украшают более 300 статуй. Колонны иконостаса облицованы малахитом и лазуритом.

В 1991 году принято решение об использовании храма верующими. Здесь 4 раза в год совершаются церковные службы. В настоящее время можно подняться на колоннаду собора и с высоты 43 метров увидеть панораму города. Исаакиевский собор является символом города на Неве.

ХРАМ «ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА» (СПАС НА КРОВИ)

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста И. И. Гриневецкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 марта на этом месте было решено построить временную часовню. Она оставалась здесь до начала строительства храма.

Торжественная закладка состоялась в октябре 1883 года. Храм построен в 1897 году. В храме под сенью над местом ранения императора сохранена часть мостовой и набережной канала, обагрённых кровью царя Александра II. Достопримечательностью храма являются мозаичные композиции с библейскими сюжетами. Площадь мозаичного покрытия 105 квадратных метров снаружи и 6000 квадратных метров внутри собора. Из –за сложных мозаичных работ на 10 лет задержалось освещение храма. Оно свершилось 19 августа 1907 года. При строительстве были применены новые технологии, здание было полностью электрифицировано. Храм освещают 1689 электроламп. Он не был рассчитан на массовые посещения, вход осуществлялся по пропускам. В нем совершались службы, посвящённые памяти Александра II.

В 1968 году собор взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников как памятник архитектуры. 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК

Дворец был заложен 26 февраля 1797 года. В закладке принимал участие сам император Павел I. В строительстве здания принимали участие В. Баженов, В. Бренна и сам император, который создал несколько эскизов дворца. Дворец построен всего за 3 года.

Для ускорения работ отовсюду привозили декоративный камень, колонны, фризы, скульптуры. Домовая церковь была освещена в день Святого Михаила, поэтому дворец получил имя этого архангела.

Павел I , сын Екатерины II, хотел , чтобы в построенном дворце он чувствовал себя в полной безопасности. Во дворец можно было добраться только по трём подъемным мостам, которые усиленно охранялись. Потайные ходы, окружавшие здания земляные валы казались Павлу надёжной защитой. Но это не спасло хозяина дворца. 1 февраля 1801 года Павел с семьёй переехал в новый Михайловский замок, а уже в ночь с 11 на 12 марта император был убит. Во дворце он прожил всего 40 дней.

После этого события никто из членов царской семьи не хотел здесь жить. Из дворца вывезли художественные ценности, а помещения отдали под учреждения и квартиры. В 1823 году замок передаётся Главному Инженерному училищу и носит официальное название Инженерный. Территория вокруг замка была перепланирована, каналы засыпаны.

В 1991 году замок вошёл в состав комплекса «Государственный Русский музей»

СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ.

Сенатская площадь – одна из центральных и наиболее старых площадей Санкт-Петербурга. Она начала формироваться в 1704 году. Адмиралтейство задумывалось не только как верфь, но и как крепость, поэтому вокруг него понадобилось создать свободное пространство. После того, как адмиралтейство утратило значение крепости, это пространство превратилось в городскую площадь. С 1763 года площадь стала называться Сенатской, так как на ней было размещено государственное учреждение – Сенат. Сейчас в здании Сената заседает Конституционный суд России.

В 1782 году на площади был открыт памятнику Петру I («Медный всадник»). Конная статуя Петра выполнена скульптором Э. Фальконе. Голову лепила его ученица Мари – Анна Коло, змею - Ф. Гордеев. Гром - камень для постамента весом 1600 тонн проделал путь в 8 вёрст прежде, чем оказался на месте, где размещали памятник.

Это был первый конный памятник русскому царю. В простом и лёгком одеянии на вздыбленной лошади Петр изображается как законодатель, и только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца – победителя. Постамент в виде громадной скалы – символ преодолённых Петром I трудностей, а змея изображает враждебные силы. Памятник символизирует победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой.

14 декабря 1825 года у подножия памятника Петру I выстроились восставшие полки, которые отказались присягать новому царю Николаю I. Восстание было подавлено. К столетию этого события в 1925 году площадь получила название – площадь Декабристов. Название это просуществовало до 2008 года. Сейчас она опять называется Сенатской площадью.

СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

Стрелка Васильевского острова – один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города, пример гармонии архитектуры с пейзажами берегов Невы.

Васильевский остров начал застаиваться ещё в петровские времена. Пётр I решил сделать стрелку культурным и деловым центром города. Здесь была построена Кунсткамера, дворец, который был отдан Академии наук, здание биржи, выполненное в стиле античных храмов. Перед зданием биржи установлены Ростральные колонны с аллегорическими фигурами у подножья, олицетворяющими реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Сейчас в здании биржи размещается Центральный военно-морской музей. В центре зала – особое внимание привлекает ботик Петра I, который с давних пор называют дедушкой русского флота. В экспозиции музея предметы и реликвии, рассказывающие о героической истории отечественного флота, о развитии кораблестроения в России, о подвигах моряков, а также различное оружие и техника.

ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II

В самом центре небольшого уютного сквера на площади Островского у Александринского театра стоит красивый монумент, посвящённый русской императрице. На высоком пьедестале, изготовленном из серого полированного гранита, установлена бронзовая статуя Екатерины II. Царственная фигура императрицы, облачённая в длинную мантию, замерла в немом ожидании чего-то. Правая рука сжимает скипетр – знак власти, левая – лавровый венок – символ славы. На постаменте изображены скульптуры Г. А. Потёмкина, фельдмаршала П. А. Румянцева, полководца А. В. Суворова, президента Российской Академии Е. Р. Дашковой, поэта Г. Р. Державина, графа Орлова, адмирала В. Я. Чичагова, президента Академии художеств И. И. Бецкого, государственного деятеля А. А. Безбородько. Идея установить памятник Екатерине возникла ещё в первые годы её правления. Однако она резко выступила против этого. Созданный впоследствии памятник Екатерине II – дань уважения и восхищения правительнице, немке по происхождению, отдавшей свою жизнь служению новой родине – России.

О шедеврах Санкт-Петербурга можно говорить бесконечно. Его архитектура неотделима от истории. В данной работе рассмотрены наиболее известные памятники культуры, которые являются «лицом» города на Неве. На их примере было прослежено, как менялось это «лицо». Архитектурные ансамбли, отдельные здания и сооружения перестраивались или под влиянием веяний моды, или потому, что теряли со временем своё первоначальное назначение, а также в результате технического прогресса. Но в одном Санкт-Петербург верен себе: он был и остаётся интеллектуальной и культурной столицей мира, находясь на передовых рубежах технического прогресса.

Работа по изучению истории Петербурга была интересной и увлекательной. В работе прослеживается, как северный город, построенный в болотистых местах, за 300 лет своего существования превратился в один из красивейших городов мира.

Я уверен, что познакомившись с работой, ребятам захочется посетить город «белых ночей», почитать об истории Северной столицы и полюбоваться её красотами: памятниками, архитектурными ансамблями, дворцами, мостами, парками, фонтанами.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)