Анализ лирических произведений ХХ столетия
В основу данной работы положен сопоставительный анализ лирических произведений некоторых известных поэтов начала ХХ столетия. Критериями анализа послужили средства изобразительной выразительности и поэтического синтаксиса. В результате проведения сопоставительного анализа произведений были сделаны выводы об основных творческих тенденциях художественного воплощения в лирике серебряного века.
В стихотворениях создан неповторимый, особенный образ Москвы. Колоссальную роль здесь играют средства изобразительной выразительности. Облик города воплощен в тексте во многом благодаря обилию эпитетов: какой огромный//Странноприимный дом; сердце// Червонное; смуглые поля; колокольное семихолмие; червонный день; жаркий сон; колокольный гром; гремучий опрокинулся прибой; дивном граде; с нежной горечью; вольный сон; колокольный звон. Зачастую эпитеты и сравнения приобретают статус постоянных, переходя из одного лирического произведения Цветаевой в другое. В качестве примера можно привести следующие сравнения : семь холмов, как семь колоколов; дом – пряник. Цветаевские метафоры создают необычайно масштабный и осязаемый образ города: я в грудь тебя целую, московская земля; клеймо позорит плечи; поп, крепче позаткни мне рот колокольной землёй московскою; но выше вас, цари: колокола; передашь Москву. Нередко автор прибегает к риторическим восклицаниям и обращениям: Москва! - Какой огромный//Странноприимный дом!; Я в грудь тебя целую,//Московская земля; Семь холмов - как семь колоколов!; Провожай же меня весь московский сброд,//Юродивый, воровской, хлыстовский; Поп, крепче позаткни мне рот//Колокольной землей московскою!; Царю Петру и вам, о, царь, хвала!//Но выше вас, цари, колокола; И целых сорок сороков церквей//Смеются над гордынею царей!; Надо всей Москвой//Сколько хватит рук!; Возношу тебя, бремя лучшее,//Деревцо мое//Невесомое!; Царевать тебе, горевать тебе,//Принимать венец,//О мой первенец!; Исходи пешком - молодым шажком!
В отношении стихотворения «По бульварам» следует заметить, что образ Москвы в нем «развернут» на основе комплексного сравнения и многокомпонентной метафоры (включающей в себя сравнение и олицетворение): В темноте, задыхаясь под шубой , иду,//Как больная рыба по тонкому льду; трамвай зашипел и бросил звезду; в чёрное зеркало оттепели.
В стихотворениях Ивана Бунина о Москве сконцентрирована масса эпитетов, представляющих собой свернутые пейзажные зарисовки: особый город; по ночам – чудесно; древней церковке; храм невзрачный, неприметный; жёлтых глаз; буйных галок; Снежный город древен, мрачен, жалок, Нищ и дик; царские врата; и так похоже на Москву,//Старинную, далёкую; сравнения рождают ассоциации и тем самым провоцируют своеобразный авторско-читательский контакт при восприятии одного субъекта: теплятся, как свечи,//Кресты на древней церковке; ласково сияют, как золотые кованые шлемы,//головки мелких куполов; олицетворения придают картине живость и яркость, безусловный колорит: в храме стены потом плачут; каждая строка стихотворения метафорична, что создает эффект не только «очевидения», но и погружения в обстановку и состояние изображаемого автором: и холодно и низко в мезонине; облитых лунным светом; и Чёрная престол покрыла скатерть; риторические восклицания: как нежно//Весной ночное небо! Как спокойна//Луна весною!
К особенностям поэтического синтаксиса следует отнести употребление бессоюзной связи, и это придает пейзажу не только насыщенность (в отношении предметов изображения), но и некую этюдность, манеру наброска. : Снежный город древен, мрачен, жалок.
Стихотворение характеризуется обилием эпитетов: неподражаемой России; уютной церквушке; гранатного ли переулка; радушные особняки; неповергаемой России; неизменимая земля; развернутых метафор-сравнений: мечты! вы - странницы босые,//Идущие через поля; риторические восклицания в сочетании с обращениями (не просто к неодушевленным предметам, а к неким абстракциям: прогулка, мечты) придают тексту необыкновенную эмоциональность: и ты, вечерняя прогулка//На тройке вдоль Москвы-реки!; мечты! вы – странницы босые,//Идущие через поля, -//Неповергаемой России//Неизменимая земля!; инверсии сообщают строкам стихотворение музыкальную певучесть: мечтаний замедляет лёт; странницы босые.
Характерны для лирического текста Брюсова эпитеты, восходящие к одной тематической группе: невзрачной; пустырь огромный; таинственные страны; знойный сплин; жестокий треск; газовый рожок; небесный блеск; скученных домов; промозглых, сумрачных, серых; бесстыдный стиль; в данном случае с помощью слов, в значениях которых зачастую отсутствует положительное ядро, изображается картина благого прошлого. Сравнения и олицетворения, используемые автором, сообщают стихотворению некую мистерийность: и лампы в фонарях дивились, как спросонок; на газовый рожок, как на небесный блеск; а также: лампы в фонарях дивились; гремели балаганы; лежал пустырь; восстали небоскрёбы; риторическое восклицание: но изменилось всё!
Эпитеты, используемые Вячеславом Ивановым, вызывают в читательском сознании необычайно яркую, колоритную картину. Эффект экзотичности вызван употреблениям устаревших слов и сочетаний: истомой влаги; берёзы никлые; дугой зеркальной; жарких глав; зелёной тенью; текучим золотом; червонный зыбля пересвет; волшебный стан; померкнувших полян; мирских чудес; столпной крепостью; супротивных ратей; подобное можно справедливо отнести и к нередким приемам сравнения: как солнца зарных ста знамён -//Ста жарких глав затеплил свечи; и башен тесною толпою//Маячит, как волшебный стан; как бы, ключарь мирских чудес,//Всей столпной крепостью заклятий//Замкнул от супротивных ратей//Он некий талисман небес. Примечательно, в синтаксическом аспекте данное стихотворение выделяется широким употреблением инверсии: облака//Истомой влаги тяжелеют; и низом стелется река; как солнца зарных ста знамён; текучим золотом играет; червонный зыбля пересвет; и башен тесною толпою; и далью тускло-голубою; и многосоюзия: и низом стелется река. //И Город-марево; и башен тесною толпою//Маячит, как волшебный стан,//Меж мглой померкнувших полян//И далью тускло-голубою – это сообщает строкам философическую мелодичность и роднит с фольклорной поэзией.
Образ Москвы, изображённый Цветаевой в цикле «Стихотворения о Москве», это образ прекрасного и сказочного, православного города, в соответствии с древнерусскими традициями изображения Москвы. Город является богохранимым, сохраняющим и поддерживающим православные традиции, передающим их из поколения в поколение.
В стихотворении «По бульварам» В. Ходасевич показывает, через призму своих эмоций и ощущений, состояние дискомфорта, которое он испытывает, бредя по Москве.
Иван Бунин, в стихотворении «Москва» восхищается её красотой. Он видит в старых переулках за Арбатом «совсем особый город», старинную и далёкую Москву. Но уже в стихотворении «Москва 1919 года» он показывает её иную сторону – тоскливую, невзрачную, нищенскую
Игорь Северянин же, воспринимает Москву, как столицу неповергаемой, неизменимой и великой страны России. Он любит этот город. Ему приятны и знакомы некоторые мелочи, которые по его мнению, значимы и могут очертить силуэт Москвы.
А вот Валерий Брюсов в одном из своих стихотворений сравнивает Москву различных временных отрезков и показывает в нём свою неприязнь к переменам, произошедшим в городе.
В отличие от Валерия Брюсова, Вячеслав Иванов придерживается мнения, схожего с мнением Игоря Северянина. В Москве его всё восхищает, что он и отражает в своём стихотворении «Москва». Автор описал город, как великолепной красоты, стойкую, непоколебимую столицу.
Все перечисленные поэты жили в одну эпоху, но их отношение к переворотам, отразившимся на Москве, оказались весьма различны. Кто-то пытался бороться с изменениями или просто призирал их, а кто-то всячески поддерживал. Но все они отображали свои настроения, чувства и переживания, связанные со столицей, в поэзии. Обращаясь к их лирическим произведениям, спустя многие годы, можно определить отношение поэтов Серебряного века к переменам, произошедшими с Москвой в первой половине XX века.
Комментарии