Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Записки из мёртвого города Чуфут-Кале

Чуфу́т-Кале́— средневековый город-крепость в Крыму (Украина), расположен недалеко от Бахчисарая. Чуфут-Кале расположен на плато Крымских гор. Кажется, что его дома и крепостные стены подобно орлиным гнездам прилепились прямо на неприступной отвесной скале.

Название переводится как «еврейская крепость» (çufut — еврей, qale — крепость). Ранее город был известен под названиями Кырк-Ер, Кырк-Ор, Гевхер-Кермен.

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение и носил название Фуллы. Жили в городе аланы. Позже там жили кыпчаки и караимы. Город был резиденцией первого крымского хана Хаджи I Гирея.

В 15-17 веках город был местом заточения знатных пленников. Здесь находились в заточении литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, послы Ивана Грозного Василий Грязной и Василий Айтемиров, посланный в Крым Петром I для заключения мирного договора князь Ромодановский. Русский воевода В. Б. Шереметьев пробыл в заточении в Чуфут-Кале 21 год. Хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русский царь Алексей Михайлович не пошёл на это. Беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметьев на родину и вскоре умер. В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себя выкупить. Бедняков продавали в рабство.

Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке,  но сохранили и свой. Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством.

После включения Крыма в состав России Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.      

Моё путешествие.

Лето 2009 года.

Дорога к Чуфут-Кале трудная. Раньше по ней возили на осликах воду из источника в город.

Идём мимо старого караимского кладбища. Кладбище это довольно большое. Здесь когда-то росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Поэтому татары называли кладбище Балта-Тиймез («топор не коснется»).

Одолев крутой подъем, входим в город через малые ворота.  От ворот начинается оборонительная стена. С этой стены защитники крепости нападающих градом стрел, забрасывали камнями и дротиками, поливали расплавленной смолой и кипятком. При нападении на город можно было спрятаться в пещерах.

Ближе к воротам, по преданию, находился монетный двор. Монета здешней чеканки с надписью «Кырк-Ор» была серебряной с большой примесью меди. Ее называли «гнилой деньгой» и брали неохотно.

Вот улица Средняя. По ней двигались телеги.  

Вот улица Кенасская, названная так потому, что на ней находятся караимские молитвенные дома — кенасы.

Недалеко от кенас находилась караимская типография, созданная в 1731 году. Это была первая типография на Крымском полуострове. Деревянный древнееврейский шрифт для нее выписали из Венеции. Печатались книги большей частью религиозного содержания, на некоторых указано место печатания — «Кале».

Вот мавзолей – здесь в 15 веке похоронена дочь крымского хана Тохтамыша Джаныке-ханым. За мавзолеем крутой обрыв в долину Ашлама-Дере. Отсюда видны прекрасные Крымские горы. В 1825 году Чуфут-Кале посетил Адам Мицкевич. Может быть, он стоял именно здесь и назвал в своих «Крымских сонетах» город «воздушным».

На Главной улице сохранились  два жилых дома XVIII — начала XIX веков. В одном жил известный караимский ученый, знаток древних рукописей, А. С. Фиркович. Он часто путешествовал по Египту, Палестине, Турции, Кавказу и Крыму в поисках сведений о своем народе. Фирковичем собрано много старинных караимских и еврейских рукописей, книг и надгробных надписей. Эта уникальная коллекция ныне хранится в Санкт-Петербурге в Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Мёртвые города в России.

Безлюдные улицы, пустые глазницы окон, ветер гонит по улицам осколки и обрывки прошлой жизни. В России есть тоже мёртвые города. Покинутые города – российская реальность. На берегу озера Воже в Вологодской области заканчивает свой земной путь бывший город с названием Чаронда. В нескольких десятках километров от приполярной шахтерской Воркуты лежит в руинах поселок городского типа Хальмер-Ю, что в переводе с ненецкого означает "долина мертвецов". Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, здесь хоронили, и никто никогда не пытался поселиться в таком месте.

У нас в Магаданской области за тысячи километров от "долины мертвецов» есть поселок городского типа Кадыкчан ("кадыкчан" с эвенского языка – "долина смерти"). Тут вообще нет ничего, кроме брошенных домов. А 15 лет назад тут жили и работали 6 тысяч человек.

Города будут продолжать возникать, расцветать, хиреть и постепенно, а иногда и довольно быстро умирать. Процесс неизбежен, как сама жизнь и смерть. Память о многих городах надо хранить и беречь, чтобы знать историю и извлекать из неё уроки жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)