Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История свадебного обряда в России

Самое дорогое, что есть у человека – это его жизнь, его близкие. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с историей нашего рода, семьи, которые, в свою очередь, составляют историю страны и мира в целом. Поэтому даже самый маленький фрагмент семейной биографии необычайно важен, представляет большую ценность и сохраняет свою актуальность и для нас – ныне живущих, и для наших потомков. Обращение к старинным обрядам позволяет сохранить культуру народа и каждого человека в частности. Самым торжественным и разнообразным по праву считается свадебный обряд. Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на обряд брака, даже в разных регионах России они имеют существенные отличия. В них сливается старое с новым, религиозное с умилительными и трогающими душу чертами из народного быта, печальное с веселым. Желание узнать, как это было у моих предков, открыть и дописать страничку летописи и моей семьи, и края, и страны определило цели и задачи исследования. В этой работе впервые предпринимается попытка рассмотреть в динамике последнего столетия особенности свадебного обряда в России на примере одной семьи.

Целью нашего исследования было изучение в динамике и сравнение свадебного обряда трех поколений семьи автора работы. Поставленная цель определила задачи исследования: 1) рассмотреть историю свадебного обряда в России; основные этапы свадебного цикла; 2) собрать исторические данные о старинном свадебном обряде в селе Семеновка Кинель-Черкасского района Самарской области; 3) изучить особенности свадебного обряда в данной местности в середине XX столетия; 4) исследовать особенности свадебного обряда в конце XX столетия; 5) проанализировать изменения свадебного обряда в динамике на протяжении последнего столетия. В своей работе мы опирались на данные исследователей свадебного обряда в России, таких как Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун («Тайны языческой Руси»), А. Моршин («Молодых – под венец!», «У вас товар, у нас купец»), И. Смирнова («Браки разных народов»), И. Грачева («Выйду ль я на реченьку»), М. Филонов («Я невеста неплоха – выбираю жениха»), А. Асов (»Брачные узы Сварога и матери Сва»). Кроме того, мы обращались к летописи села Семеновка Кинель-Черкасского района Самарской области, составленной учениками местной школы под руководством учителя истории П. Д. Столярова, основанной на архивных данных и воспоминаниях жителей села Семеновка - Новиковой А. И. , 1915 г. р. , Бызовой А. Н. , 1918 г. р. , Долговой Д. Г. , 1922 г. р. , Павловой Т. Н. , 1923 г. р. , Пожаровой П. П. , 1925 г. р. , Денисовой В. И. , 1926 г. р. , Зотовой Н. К. , 1933 г. р. , Серегиной Л. И. , 1936 г. р. В своей исследовательской работе мы использовали такие теоретические приемы, как историзм, проблемный, анализ и синтез, динамика. При сборе материала использовали метод интервьюирования очевидцев свадебных обрядов в середине и в конце XX столетия.

Работа «Свадебные обряды моих предков» состоит из двух глав. В первой главе дается краткое описание истории свадебного обряда в России и этапов свадебного цикла. Во второй главе рассматриваются результаты исследования свадебного обряда в XX столетии на примерах нескольких поколений одной семьи. В приложении приводятся вопросы интервью, тексты свадебных песен, рецепты свадебных блюд.

Глава I. История свадебного обряда в России. Этапы свадебного цикла

Русская свадьба – одно из самых удивительных явлений народной культуры. Ее традиции соблюдали и простые крестьяне, и самодержавные цари. Свадьба – событие, в котором удивительным образом уживалось языческое с христианским. Она исторически соединила в себе два древних обряда: народный, называвшийся «веселье», и христианский – «венчание». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегов так дает определение свадьбы: «Свадьба – это брачный обряд», а «брак – это семейные отношения между мужчиной и женщиной; супружеские отношения» . Мудрыми древними славянами любовь (и страсть) признавалась как одна из вселенских стихийных сил, способная как созидать, так и разрушать. Суть их учения о браке в том, чтобы обуздать сию великую силу, то есть связать ее брачными узами – и так направить к созиданию. Главным и первым положением в этом учении было прославление и освящение самого брачного союза, причем заключенного именно с целью продолжения рода. Плодовитость, многодетность почиталась, а бездетность полагалась проклятием. В «Книге Велеса» за счастьем в браке, за многодетностью следит сам праотец Сварог, который кует свадебные кольца и венцы – кует нити, связывающие мужа и жену узами на Небесах. «И справляли мы свадьбы, когда ждали, что это сотворит Сварог. И напротив Его – Жена Его. И это празднество мы должны были делать для Мужа с Женой. Так как мы сами – дети Его. И так мы говорили, чтобы быть здоровыми и иметь много детей. И так возносим Ему хвалу за это. И смотрим в воду, чтобы быть плодовитыми», - так было написано в древнеславянской «Книге Велеса» еще в дохристианские времена, так славяне прославляли Сварога и Матерь Сва, бога и богиню свадеб.

Свадебный цикл в самобытном русском ритуале традиционно делился на этапы, каждый из которых сопровождался особыми обрядами: досвадебные обычаи – знакомства, смотры невест, девичьи гадания; предсвадебные обряды – сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки; свадебные обряды – отъезд, свадебный поезд, венчание, пир; послесвадебные, на второй день – визиты молодых. И сама свадьба, и все этапы свадебного цикла сопровождались разнообразием свадебной игры, затейливыми обрядами, становились незабываемым действом. Недаром до сегодняшнего дня сохранилось выражение «играть свадьбу».

1. 1. Досвадебные обряды

Самое первое, исходное событие – знакомство – претерпевало на Руси изменения. От дохристианских времен, когда юноши и девушки действительно знакомились, встречались у реки или озера и образовывали новую семью, до суровых патриархальных, «домостроевских» обычаев, когда большинство браков заключалось вообще без всякого предварительного знакомства будущих мужа и жены, но лишь по сговору старших членов семьи. В давние времена обряд выбора невесты происходил у воды. В «Повести временных лет» говорится, что некогда «древляне», желая привести в дом жену, «умыкали у воды девиц». Ученые-исследователи предполагают, что это следует понимать не просто как легкий способ завладеть девушкой, в одиночку пришедшей к источнику, а особый ритуал брачного сговора, приуроченный к каким-то древним славянским праздникам. Недаром летописец сообщает, что и радимичи, и вятичи, и северяне, и другие племена имели один и тот же обычай: в определенное время сходились на «игрища между селами» и «тут умыкали жен себе, с нею же кто совещался». То есть похищение девушки происходило согласно существовавшей заранее обоюдной договоренности, и сами «игрища» являлись, по сути дела, свадебными торжествами Идущая из глубины веков традиция сватовства у воды трансформировалась в официальной легенде о княгине Ольге, жившей в середине X века. В «Степной книге царского родословия» XVI века рассказывается, будто киевский князь Игорь, приехав поохотиться в псковских лесах, однажды попросил плывшую в лодке девушку перевезти его на другой берег. Покоренный красотой, нравственной чистотой и мудрыми речами перевозчицы князь влюбился в нее и избрал своей супругой. Характерно, что в русском фольклоре перевоз через реку (или переход по мосту) имел любовный смысл. Согласно народным поверьям, приснившиеся девушке аналогичные ситуации означали близкое замужество.

Происхождение слова «суженый» надобно производить от «судьбы», которая посылает невесте жениха. Слово «невеста» (означает - неизвестная, неведомая), по всей видимости, появилось позднее, оно указывает уже на тот русский обычай, когда девушку жених мог видеть только после венца, в качестве новобрачной, точно так же и невеста своего суженого, так как оба молодые сочетались браком по воле не своей, а родительской. Отсюда понятно, что называя в старину венчание «Судом Божиим», видели в этом обряде заведомо сочетание молодых людей на веки, до могилы, возлагая свои надежды на Бога, который Сам в этом случае присуждает им брачный венец.

Однако с XIX века и особенно со второй его половины в России возвращается древний обычай знакомств и «высматривания невест». В определенные дни (в основном в дни храмовых и календарных праздников) молодежь из соседних деревень собиралась у святых источников, на возвышенном берегу реки или озера, в бору или роще, у церкви, а потом и в нанятых для вечерий домах. Устраивали катания на лошадях, жгли костры, играли в старинные народные игры, пели, плясали и довольно часто к концу празднеств определяли свои симпатии и даже оговаривали день сватовства.

Сговор – сватовство, завершенное по-хорошему «рукобитием», самый важный предсвадебный обряд. И потому считали, что от выбора сватов и соблюдения всех магических предосторожностей зависел не только благополучный исход сватовства, но и вся дальнейшая жизнь молодых. Сватом мог быть любой – отец жениха, его крестный, родственник, просто уважаемый в деревне человек, умеющий «вести дело», «красно» говорить и расхваливать жениха и его семью. Но обязательно было при этом благословение отца. А сваха чаще всего и не состояла в близком родстве с той или другой семьей, сватовство было ее ремеслом. Она хорошо знала всех женихов и невест своего круга, да какое приданое давали за невестой, и выполняла роль посредника за вознаграждение. Кроме того, если дело слаживалось, свахе обязательно дарили кашемировую шаль. Услугами свах чаще пользовались в городе – в купеческой и дворянской среде. В деревнях же серьезное дело сватовства решали прежде всего мужчины, а сваха была скорее «обрядовой», но весьма значимой в свадебном ритуале фигурой – со стороны семьи невесты. Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца, к дому невесты пробирались задворками, по дороге старались ни с кем не встречаться и не разговаривать. Подойдя к избе невесты, сват сначала прикасался рукой или плечом к дверному косяку и лишь потом стучал в дверь. Войдя в дом, крестился на образа, а когда приглашали садиться, садился именно под «матицу» (опорную балку) – «чтоб дело прочней связалось». Разговор сначала вели на посторонние темы, а когда переходили к главному, ради чего пришли, то говорили установленным обычаем, эдак образно: «Телочку хотим купить, не сторгуемся ль»; «У вас товар, у нас купец»; «У вас куничка, у нас охотник» Таких формул было немало. Если родителям невесты жених не нравился, то отказывали в довольно вежливой форме: молода, мол, рано еще ей замуж. А если и жених, и сваты, и семья, с которой предстоит породниться, были по нраву, то разговор шел дальше, но все же порою и не за один вечер приходили к «рукобитию» и «пропою». В доме жениха, после ухода сватов кто-нибудь из женщин связывал вместе все ухваты и кочерги – «для удачи в деле».

Далее следовали смотрины невесты сватами жениха и символическое испытание: «А ловка ль девка-то?» - и невеста брала веник и делала вид, что метет пол. Шли и в дом жениха - осматривали, крепко ль хозяйство, решали некоторые экономические вопросы – о приданом, о расходах на свадьбу. И если все «слаживалось по-хорошему», то, чаще всего в доме невесты, переходили к обязательному во всех сословиях ритуалу «рукобития». На окончательный сговор народу набиралось больше, чем на сватовство: родители, сваты и свахи с обеих сторон, крестные, ближайшие родственники В XIX веке на сговоре уже присутствовали и жених с невестой – для благословения. Зажигали свечи, молились, клали на стол хлеб-соль, совершался традиционный обмен специально выпеченными для сговора хлебами. Родители иконою благословляли жениха и невесту, и все присутствующие трижды обходили вокруг стола. И, по полному обряду, «сваты надевают рукавицы и бьют по рукам», и еще – «берут в руки по пирогу и хлопают ими». И потом, обстоятельно договорившись о дне свадьбы и кому что готовить к пиру, садились за стол и «обмывали свершенное дело», «пропивали невесту».

После сговора объявляли миру жениха и невесту и самый день свадьбы. Назначение дня венчания ограничивалось как каноническими церковными правилами, так и практическими бытовыми соображениями, связанными с народным земледельческим календарем. Канонические правила не разрешали (и не разрешают ныне) венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Крещения). Также не принято совершать венчания в субботу, накануне двунадесятых праздников, накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября), а еще - по вторникам и четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы). Так что для венчания и свадеб оставалось не так уж много продолжительных по времени периодов. В основном – вторая половина осени, зима, весна от Красной горки (первое воскресенье после Пасхи) до начала Петрова поста, да летом месяц до Успенского поста (14 августа). Но летом крестьяне свадеб не играли – работали много. К тому же, когда собран хороший урожай, то можно было устроить и обильный свадебный пир, что всегда считалось хорошей приметой и предвещало изобилие будущей семьи. И свадьбы, как правило, устраивались осенью – в осенний мясоед (в октябре и ноябре) и зимой – в рождественский мясоед (в январе).

В предсвадебные дни устраивали девичники (вечерины) с обрядом расплетения косы, с баней и проводами «красной красоты» грустными песнями и причетами. Как символ невестиной красоты в некоторых губерниях на девичниках наряжалась елочка. После девичника она становилась собственностью жениха – он уносил ее с собою. Жених накануне самой свадьбы собирал парнишник, последний свой вольный вечер. «Невеста во все предсвадебные дни должна быть печальна, а жених, напротив, бодр и деятелен, угощает дружков своих вином и брагою, а девок – орехами да специально испеченными матерью медовыми пряниками».

Было суеверие, что будто бы невесте необходимо в девичнике и перед свадьбой плакать, основываясь на старинной поговорке: «Не плачешь за столом, будешь плакать за столбом». Накануне свадьбы невеста, накрытая фатою, среди подруг-девиц садилась на возвышенное место с искусною причитальщицей и начинала причитать, то есть говорить наивным голосом «приличное слово или привет» отцу и матери, братьям, сестрам и всем родственникам, прощаться со своим домом, и если ее выдавали на чужбину, то и с подругами.

Перед девичником наряженные подруги невесты ходили в дом к жениху. Там их встречали друзья жениха, сажали за стол, угощали. Застолье сопровождалось шутками- прибаутками, песнями. Сватья перед этой встречей готовили мыло, дрова, духи, веник березовый. А подруги невесты приносили к ним в дом узел с подарками для жениха. В узле были, как правило, рубаха, носки, платочек, крестик. Во время этого застолья одна из подруг невесты приглашала к столу мать жениха и говорила: «Добрая наша свашенька! Подойди к нам, подари нам для нашей невестушки Марьи, чтобы она была чистой, душистой, красивой для доброго молодца Ивана». «А еще,наша свашенька, выкупи узел для жениха. Наша Марьюшка-невестушка шила-вышивала, иголочки ломала, номер стежки теряла, все для жениха собирала». Далее сваха дарила подарок невесте и выкупала, торгуясь, начиная с мелочи и заканчивая рублями, содержимое принесенного узла. Потом подруги невесты прощались, благодаря за прием и угощение, и отправлялись к невесте ночевать, чтобы в первый свадебный день утром разбудить ее со слезами и песнями («Да недолго цвет веночку на кусту висеть, да недолго красной Марьюшке в невестах сидеть») и собрать под венец

1. 2. Свадебные обряды

И вот наступал главный день – венчания и свадебного пира. В национальном свадебном ритуале сохранилось древнее уподобление молодых «князю» и «княгине», а участников свадьбы – княжеской свите. На крещеной Руси венчание приняли как главное тайносовершительное действие, но огромное значение придавали и стародавним обрядам и обычаям. И особенно – свадебному пиру, именуя его «большим княжим столом». И даже не считался брак состоявшимся, «коли после церковного венчания не был закреплен традиционным пиршеством! Если, не дай Бог, венчанная уже невеста внезапно умирала или гибла прежде ритуального пира, то хоронили ее как незамужнюю».

Утро в доме жениха. Собирались родственники и соседи. Прибывали «поезжане» - на украшенных полотенцами, лентами и цветами подводах (обязательно на трех, но их бывало и много больше). И начинались сборы жениха в дорогу. После общей молитвы родители благословляли жениха иконою, а в это время кто-нибудь из домашних или поезжан (свадебных «детей боярских») запевал:

Как у нашего князя

Не веселы кони стоят,

Они чуют путь-дороженьку –

По невесту ехати

По деревенским обычаям из всех лиц, участвовавших в свадьбе, самым деятельным лицом по возложенной на него обязанности был дружко. Он распоряжался всем, что только принадлежит свадьбе и свойственным свадьбе обычаям. Каждая местность имела свои особенности и оттенки, и дружке (шаферу) эти обычаи должны были быть известны как свои пять пальцев; он должен был быть и знаток в обычаях, и песенник, и весельчак, и плясун, вообще ловок, смышлен, а также и не дурен собою и в обращении. Дружку опоясывали полотенцем, вручали ему кнут, хлеб и образ (ту икону, которой благословляли жениха). После этого он становился распорядителем. Перед отъездом жениха дружка брал в руки два пирога и в одном из приговоров (которых по «должности» своей должен был знать множество) поминал святых покровителей молодоженов – Косму и Дамиана:

Дом священный, мир крещенный,

Тихая беседа, веселое игранье,

Утишитесь на этот час,

Уймитесь на это время,

Благословите Кузьму заиграть,

Благословите князю свадьбу начать.

И какая-нибудь замужняя женщина выскакивала в это время на улицу и громко крикнув: «Кузьма, Кузьма, скуй нам свадебку!» - поспешно вбегала обратно в дом. Для крепости затеянного дела и другие гости по очереди, начиная с самых почетных, благословляли «молодого князя» в путь-дорогу за «молодой княгинею». Здесь тоже руководил дружка: с почтением, величая по имени-отчеству, вызывал благословлять «бояр больших» и «бояр меньших». «Бог благословит на добрые дела», - степенно произносил, наконец, и родитель. Поезжане рассаживались в сани или в телеги. По некому поверью, для крестьянского свадебного поезда обязательно брали чужих лошадей, число которых могло быть различным, но непременно нечетным.

В эпосах большинства народов путь к любимой труден и опасен, требует и выносливости, и незаурядной находчивости. И перед поездом жениха устраивали «заломы» - перегораживали дорогу жердями и поленьями. Зажигали костры. Стреляли из ружей. Откупаться от всех препятствий должен был дружка, а сваха тем временем разбрасывала по пути льняное семя.

Утро в доме невесты. «Молодую княгиню» будили причитаниями. В ответ она рассказывала свои «наканунесвадебные сны». А потом сама причитала долго и печально. Всем известное «Матушка, матушка, что во поле пыльно» - это и есть причитание невесты перед венцом. Девушки помогали невесте одеться, пели песни, в последний раз расплетали заплетенную на девичнике косу. («Рано мою косыньку на две расплели», - причитала она. ) Родители трижды по солнцу обносили икону и хлеб над ее головой, потом ее покрывали платком и сажали за стол – ждать жениха[3]. На Руси покрывали голову невесты не только платком, но и фатой. Это служило символом стыдливости и скромности. Известно также, что в России новобрачной надевали на голову и кокошник, кокуй или кику.

Прибывший поезд долго не пускали во двор. Дружка все стучал кнутом в запертые ворота, делая вид, что вламывается силой. А оттуда загадывали дружке загадки, и дружка их отгадывал. Когда же въезжали во двор, то жених должен был узнать свою невесту среди девушек, укрытых большими платками. Иногда под самым красивым платком прятали древнюю старуху. То-то смеху было, если жених указывал на нее! После преодоления препятствий, когда жених все-таки «встречался» с невестой, оба поезда следовали в церковь.

На старинных свадьбах в коренной Руси перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали рядом на соболий или вообще на какой-либо мех – это сулило богатство молодой семье, и затем «свахи чесали им обоим волосы, обмакивая гребень в вине или в меду (крепком для питья), для чего то или другое питье держал в ковше нарочный. Потом их осыпали хмелем или зернистым хлебом вместе с деньгами, затем зажигали брачные свечи, которые бывали слишком по пуду у богатых и полегче у менее зажиточных. Свечи эти зажигали богоявленскою свечею. В церкви, во время венчанья, жениху и невесте стелили под ноги камку или другую материю, или другую мягкую рухлядь. В церковь возили с собою посудину с хлебным вином, из которой священник давал пить жениху и невесте три раза. При третьем разе жених бросал склянку с вином на пол и топтал ее ногами. Затем, слепивши обе брачные свечи, ставили в кадку со пшеницей в сенник, в головах постели новобрачных, на целый год». Пока молодые были в храме, некоторые чины «княжей свиты» охраняли совершаемое таинство, находясь снаружи. Так, «ясельничий» с двумя помощниками стоял у церковной ограды при лошадях и следил, чтобы кто-нибудь не перешел дорогу между санями жениха и невесты и, вообще, чтобы лихие люди не наделали чего-нибудь дурного колдовством.

Интересно еще такое совпадение, а возможно, и взаимопроникновение обрядов, церковного и народного. В храме молодых – в венцах, рука об руку – священник трижды обводил вокруг аналоя, символизируя тем предстоящее им вечное шествие рука об руку в земной жизни и небесной. Подобное же действие совершалось, как только молодые приезжали в дом жениха после венчания. Так же трижды обводили молодых вокруг стола, на котором хлеб да соль – извечные сакральные символы-атрибуты всех славянских обрядов. Этот обряд приобщения жены к домашнему очагу мужа в дохристианской свадьбе являлся одним из главных. С древнейших времен хлеб у славян играл важную культовую роль. Сам светлый и круглый хлеб был символом дающего жизнь солнца. А вкушение хлеба и соли молодыми после приезда с венчания являлось символическим актом оплодотворения плодами земли молодой жены

После возвращения из церкви следовал традиционный пир за «большим княжиим столом». И сама свадьба, и все этапы свадебного цикла сопровождались столь затейливыми обрядами и становились столь незабываемым действом для молодых, что, может быть, никогда после семейная жизнь уже не облекалась таким блеском, как в те торжественные дни, часы и минуты их жизни. Свадебный пир начинался песней-обращением к тем же святым Косме и Дамиану:

Ты и скуй нам,

Кузьма-Демьян, свадебку! –

Чтобы крепко-накрепко,

Чтобы вечно-навечно,

Чтобы солнцем не рассушивало,

Чтобы дождем не размачивало,

Чтобы ветром не раскидывало,

Чтобы люди не рассказывали!

И именно это «крепко-накрепко», «вечно-навечно» утверждало и священную силу церковного венчания, и магическую силу доброго слова, которыми старались повлиять на всю последующую жизнь молодых. А после пели песни величальные. Молодому «князю» со «княгинею»: «Умны бояре князевы – поумней их князь молодой». Родителям жениха и невесты: «Как у нашего хозяина дорогие ворота, золотая борода». И «тысяцкому», которого «по головушке цари гладят, гладят, воеводою называют, называют». И свахе. И дружке, ведущему всю свадьбу и свадебный пир: «Лучше всех у нас друженька, умная головушка!. » А потом, после чарки-другой, приходило время «корильных» песен. И пели их тем, кого только что величали («У Филиппа-поезжанушки все дураки, все дураки!. »).

Из описания старинных свадеб XV столетия известно, что новобрачным в первый день подносили жареную курицу (куря вечерняя), которая называлась «брачною» или «любовною». В Москве и по сие время дарят молодых парой живых гусей в ленточках, а даже иногда и лебедей, а в старину на столах княжеских молодым подавали жареных лебедей (есть поверье в народе, что только и можно есть лебедей новобрачным) Как только подавали на стол последнее кушанье, то есть жаркое, то дружка, обернув блюдо с жарким, а также калач и солонку скатертью, относил в сенник к постели, куда вслед за ними отводили и молодых. В дверях сенника посаженный отец, сдав с рук на руки новобрачную мужу ее, делал ей пристойное нравоучение и давал советы, как жить в супружестве. По прибыли молодых к постели жена тысяцкого, одетая в то время в две шубы, одна как следует, другая навыворот, осыпала их осыпалом (зерном, деньгами и хмелем), кормила молодых на постели. Сенник, где молодые спали, убирался таким образом: по всем четырем стенам этого помещения ставили иконы, во всех четырех углах втыкали по стреле, а на каждой из них по соболю, или по кунице с калачом. На лавках по углам ставили по сосуду (оловянному) с медом. Самый брачный одр (постелю) делали на двадцать одном снопе (нечет уважался).

На другой день поутру члены свадьбы являлись в сенник, стрелою поднимали одеяло новобрачных и осматривали по известным признакам непорочность новобрачной. Ежели молодая не была целомудренна, то дружка, взяв стакан с дырою на дне, зажимал его пальцем, и, налив его каким-либо напитком подносил ее матери; коль скоро мать брала стакан, он отнимал палец, и напиток вытекал.

1. 3. Послесвадебные обряды

Второй после венчания и свадебного пира день, и третий считались тоже свадебными. То были дни визитов (прежде всего к родителям новобрачной) и ответных подарков от молодых – тестю и теще, крестным и близким родственникам. И был большой свадебный стол в доме родителей молодой. Назывался он «отводный», а само гулянье – «отводинами». Поездками молодых к родственникам заканчивалась свадьба. Начинались будни. Но время, когда несколько дней были они самыми главными – «князем со княгинею», - оставалось в их памяти на всю жизнь .

В русском коренном обычае водилось и посейчас местами водится, что новобрачная должна разувать своего супруга. Этот обычай в древности изображал покорность, рабское отношение. Даже на княжеских и боярских браках совершался обычай разувания и троекратное ударение плеткою, которую вместе с гостинцем клали в ларчик. Молодая должна разувать молодого в первую ночь свадьбы и у него под пятой правой ноги всегда бывало несколько медных монет, а в левом сапоге плетка. От молодой зависело взяться за правую или за левую ногу, так как мужа необходимо требовалось разувать. И вот, ежели она по своей оплошности, застенчивости или робости хваталась за левую ногу, то молодой, вынув из-за сапога плетку, хлестал ее. Но если она бралась за правую ногу, то деньги, которые были в сапоге, она брала себе

Глава II. Свадебный обряд моей семьи

« Около 300 лет тому назад на берегу реки Сарбай возникло русское село Семеновка. Лежит оно в лощине между холмами. Если идти с холмов, то может показаться, что залитая туманом низина и не село вовсе, а широкая река, не огни домов видны, а колеблются в реке отраженные звезды. Ничего завидного не было в жизни деревни. Такой же сохой, что по всей России, пахали здесь поле, такой же бороной боронили, из такого же лукошка сеяли. Тяжелым мужским потом поливалась земля. Семеновские крестьяне сеяли пшеницу и рожь, овес и ячмень, горох и гречиху. Наравне с хлебом нуждалась деревня в своем искусстве, и наравне с хлебом возделывала, выращивала и лелеяла она его. Полнее всего раскрывалось сердце русского человека в празднике», - написано в сельской летописи[6]. Главным веселым праздником была свадьба. Создание нового дома, новой семьи было важнейшим событием не только для жениха и невесты, но и для всей деревни. На протяжении столетий выбором жениха и невесты занимались родители. Эти браки всегда были прочными (такие были устои), но не всегда они были счастливыми, а свадьба не всегда была радостной для жениха и невесты. Так создавались семьи моих прабабушек и прадедушек. Но уже в середине 20 века этот обычай «канул в летах», и моя бабушка выходила замуж по собственному выбору. Моя бабушка – Новикова Валентина Григорьевна родилась перед самой Великой Отечественной войной 23 февраля 1940 года в Самарской области (раньше она называлась Куйбышевской), все ее детство прошло в селе Семеновка Кинель-Черкасского района, выдержку из летописи которого мы привели в начале этой главы. Мой дедушка – Новиков Александр Сергеевич родом из этого же села, но его детство прошло вдали от родины, так как он был сыном советского офицера, и его семья долгое время жила на Дальнем Востоке в городе Петропавловск Камчатский. Дедушка родился 14 октября 1934 года, с бабушкой в детстве они знакомы не были. Встретились очень романтично в 1958 году и вот уже 46 лет живут счастливо вместе, с удовольствием рассказывая внукам историю своей семьи.

2. 1. Свадьба моих бабушки и дедушки в селе Семеновка

Кинель-Черкасского района Самарской области в середине XX столетия

Свадьба моих бабушки и дедушки состоялась 04 января 1959 года в селе Семеновка Кинель-Черкасского района Самарской (в то время Куйбышевской) области. На протяжении веков свадебный обряд в этом селе не менялся, жители села свято чтили традиции предков. Удивительно, но даже сегодня свадебный обряд остался близок к сложившемуся первоначально. Для его исследования автор работы использовала материалы летописи села, основанные на архивных записях и воспоминаниях жителей, а также интервьюировала очевидцев свадебного обряда в этом селе в середине XX столетия – своих бабушку и дедушку Новикову Валентину Григорьевну и Новикова Александра Сергеевича и жителей села Пудову Екатерину Григорьевну 1928 года рождения, Новикову Лидию Сергеевну 1935 года рождения, Беляеву Нину Дмитриевну 1938 года рождения .

Новикова В. Г. : «Этапы нашей свадьбы были следующие: знакомство, потом сватовство, пропой, накануне перед свадьбой - девичник, далее три дня свадебного пира: «княжий стол», «отводной стол», «семейный стол», а после - приглашение «молодых» в гости к родственникам. Познакомились мы так. Влюбленный в меня одноклассник служил в армии в военно-морском флоте на Дальнем Востоке, там же, где и заканчивал службу в 1958 году мой, как оказалось впоследствии, будущий жених. Этот одноклассник, узнав, что земляк возвращается домой, попросил его найти меня и передать привет. Красавец – моряк, вернувшись на родину, нашел меня, так мы и познакомились. Наши родители к этому знакомству не имели никакого отношения. Вообще, послевоенная молодежь была очень самостоятельной. Патриархальных семей в России практически не осталось. Великая Отечественная война вошла в каждый дом и «унесла» у многих одного из родителей, люди жили очень трудно, дети рано взрослели, им рано приходилось принимать самостоятельно взрослые решения, от которых часто зависела не только их жизнь, но и жизнь целой семьи. Так было и у нас. В моей семье было трое детей, отец с войны не вернулся, «пропал без вести», все заботы о нас были на матери. У моего жениха отец хотя и вернулся живым с войны, но уже в 1948 году скончался от туберкулеза, оставив жену с двумя детьми. Мой жених был старшим. Мы знали, что все заботы о свадьбе «лягут на наши плечи». Но сомнений по поводу того, как играть свадьбу у нас не возникало. Однозначно согласно традициям!»

Началом свадьбы считался приход сватов жениха в дом родителей невесты. Торжественно самым длинным путем, чтоб «видела вся улица», шли опоясанные полотенцами сваты. И хоть неизвестны были еще результаты сватовства, люди начинали настраиваться на свадьбу.

Новикова В. Г. и Новиков А. С. : «У нас сватовство проходило по следующему сложившемуся в народе веками сценарию. Зайдя в дом родителей невесты, сваха кланялась и начинала «держать речь».

Сваха: Здравствуйте, добрые молодцы, хорошие старички! Пустите-ка нас переночевать!

Брат невесты: Да что! Негде. Изба тесна.

Сваха: Ничего, мы переночуем и на дворе.

Брат невесты: Нельзя. Двор худ, коней сведут.

Сваха: Мы сами, братцы, покараулим! Уж что ни взять, то взять, а пустите переночевать. Мы ездим здесь. Купцы. Ищем куниц, лисиц да красных девиц.

Брат невесты: Ну, уж так и быть, пустим.

Сваха: В избе и в самом деле тесно. (Помолясь Богу и поклонясь) Здравствуйте, добрые люди, хорошие старички!

Присутствующие в доме (со стороны невесты): Здорово, здорово.

Мать невесты: Что ты за та?

Сваха: Здравствуйте, сватьюшка и сваточек!

Мать невесты: Э, ты уже и сватов тут нашла?! Смотри на них! Пустили переночевать, а она лезет в сватовья.

Сваха: Что же делать, братцы?! Линия такая подошла. Делать нечего.

Мать невесты: Ну, милости просим садиться, сваточки.

Сваха: Покорно благодарю. (Кланяется, приносит «харчи», потом обращается к отцу невесты, который сидит за «мужским» столом. ) Нет ли у вас продаж- ного красного товару?

Отец ( у меня отца не было, поэтому за него говорил только брат) невесты: Есть такой.

Сваха: Продай. Мне нужно купить.

Отец (у меня брат) невесты: Не продам. Кроме моей лавок много.

Сваха: Мне тут хочется купить. Люди его да послали.

Отец (у меня брат) невесты: Люди могут послать тебя и в другие.

Сваха: Я уж там была, да нет продажного.

Отец( у меня брат) невесты: А ты спроси товар вон в том углу.

Сваха: Здравствуйте, тетки-лебедки, ременные застежки! Нет ли у вас красного товару: куниц, лисиц да красных девиц? Кабы такой товар нам попался, уж мы бы что ни дать, а дали.

Мать невесты: Есть у нас такой товар.

Сваха: Ну, что же вам дать за девицу?

Присутствующие женщины (со стороны невесты): Да что? Уж мы дорожиться не станем. Давай 200 рублей да ведро вина.

Сваха: Больно дорого, тетки-лебедки! Вот вам 100 рублей и ведро вина.

Присутствующие (со стороны невесты): Э, полно скупиться! Мало. Давай 200 рублей и ведро вина.

Сваха: Ну, так и быть. Уж куда ни шло. Мы дадим и 300 рублей, и 2 ведра вина. Возьмите. (Ставит присутствующих девушек, женщин в ряд и обращается к жениху. ) Ну, любезный, выбирай любую. Мы за цену не стояли, а теперь уж твое дело. (Жених подходит к невесте. )

Отец (у меня брат) невесты, обращаясь к жениху: Берешь ты в жены деву красную? Обращаясь к невесте: Идешь ли ты за ясна сокола? (Берет правой рукой, ставит жениха и невесту на одну половицу и связывает подпояской. Все садятся за «девичий» стол. )

Хозяева: Ты, сваха, к нам приходила?

Сваха: Приходила.

Хозяева: Речи наши переводила?

Сваха: Переводила. Приходиться нам ударить по рукам, выпить винцо да и слово дать крепкое, верное. (Целуются)».

Беляева Н. Д. : «Сватовство сопровождалось песнями. Например, в доме невесты в ожидании сватов девушки пели: « На улице дождик с ведра поливает», а во время сватовства гости пели: «Мы зачем сюда пришли»[приложение II]. После согласия на свадьбу невестиных родителей и самой невесты назначался «пропой». Родители невесты приходили в дом жениха и там «пропивали» невесту».

Пока «бражничали» старшие, невеста дарила жениху в знак своего окончательного согласия вышитое полотенце. Получив этот подарок, жених мог быть уверенным, что невеста не возьмет назад своего слова. Были случаи, когда обходились и без полотенца, но тогда вся деревня знала, что девку отдают неволей. На «пропое» родители невесты дотошно перечисляли какую «кладку» хотят получить они за дочь. Высчитывали, сколько положит жених за невесту деньгами, одеждой. Но и жених не оставался «в накладе». Заранее обговаривалось, какие подарки преподнесет невеста отцу жениха, родной и крестной матери, какое приданое принесет в новый дом. Торги шли не на шутку! Будущая родня «рядилась» словно барышники на конных базарах. Когда все вопросы во время «пропоя» были решены, назначался день свадьбы. С этого момента до самой свадьбы в доме невесты по вечерам собирались ее подруги на «посиделки». Они помогали ей шить, вышивать (например, вышивали рушники, плели кушаки, вязали носки, перчатки), т. е. помогали закончить приготовление «приданого».

Пудова Е. Г. : «В крестьянских семьях родители чуть ли не со дня рождения дочери начинали собирать в отдельный сундук ее приданое: куски полотна, одежду, обувь, украшения, постельное белье и многое другое. Выучившись рукоделию, девушка пополняла сундук собственными вышитыми, связанными, сотканными изделиями».

На «посиделки» приходили парни со сладостями, угощали девушек, играли в игры (например, «в бутылочку»), пели песни («В низенькой светелке», «Ой, васильки, васильки»). Жених тоже появлялся на «посиделках» с подарками. Это называлось «приехать с пряниками». Кроме пряников он привозил «отрез» ткани на сарафан, платок, кашемировую шаль, полушалок или ленту.

Новикова В. Г. : « Во время «пропоя» жених мне подарил очень красивый шарф из шифона. А я ему полотенце. Про «кладку» речь у нас не шла. Что было в приданом, то и было, не торговались, не то время было. На селе особенно трудно жили в послевоенное время, деньги за работу не получали, наградой за труд были «палочки-трудодни» и призрачная надежда когда-то что-то за них получить. Но жили очень дружно, родственники держались всегда вместе, по возможности помогали друг другу. В моем приданом было очень красивое постельное белье - белоснежные, накрахмаленные, с вышивкой «ришелье» наволочки, подузорники. Ткань для одежды и «шикарные» для того времени часы купил мне в городе старший брат, который уже стал работать инженером. А старшая сестра сшила мне платья и нижнее белье. «Посиделки» перед свадьбой у нас проходили в обязательном порядке как и в старину, может быть только еще более веселее, так как особо не из чего было шить приданое. По вечерам после работы и учебы мы собирались по очереди в домах у подруг: пели песни, шутили, танцевали, играли в «фант». В последний вечер перед свадьбой был девичник. К нам в дом сходились подруги, приезжали даже родные и знакомые из других селений. Подруги помогали укладывать приданое, а я, как и положено в нашей местности, как бы прощаясь с ними, пела: «Я последний раз с вами прощаюсь».

От жениха приезжали сваха с сундуком или коробом, в котором находились разные подарки невесте, а также гостинцы для невесты и подруг, последними сваха одаряла девушек, детей и прочих зрителей, которые пришли посмотреть на девичник. Невеста должна была причитать и при этом сидеть за столом под платком, с закрытым лицом. А подруги в это время пели песни, веселились. По окончании девичника гости расходились.

Новикова В. Г. : «К нам в дом от жениха, действительно, приезжала сваха с подарками. А вот я отошла от традиций и во время девичника под платком не сидела и не причитала. Мне было волнительно, радостно и любопытно («как же все будет на свадьбе и потом?»). Наверно, это потому, что наша семья образовывалась по любви, без всякого насилия и расчета.

Первый день свадьбы у нас проходил почти по старинному обряду, описанному в летописи села».

Утром рано к невесте приходят подруги-девицы, чтобы собрать ее к венцу. Собрав к венцу, они усаживают ее на лавку, на которую постилается шуба кверху волосом (примета: сидеть на волосе шубы – жить богато, а также, чтобы не могли злые люди испортить молодых). Невеста сидит на лавке за столом, покрытая платком. Столы покрыты скатертью белой, а на нее поставлен букет «девичьей красоты». Невеста, девушки и родные, сидя за столом, ожидают приезда дружки, жениха и прочих поезжан – «новой родни», которые должны приехать взять невесту и увезти ее к венцу. В избе в это время бывает много народа, который желает видеть, как приедут за невестой, как ее будут выкупать, благословлять и провожать к венцу. Собирая к венцу, и невесту и жениха предостерегали от лихих людей, от «порчи», болезни следующим образом: втыкали в платье и костюм безголовые булавки, безухие иглы, осыпали хмелем. Сидя в ожидании за столом, невеста говорила такие слова: «Ветры буйные, разбушуйтесь». Во время причитания невесты изба переполнена народом, который слушал причитания невесты и поджидал приезда «новой родни» - сватов за невестой. Вот слышится говор в народе: «Дружко подъехал ко двору!» Невестин отец выходит на улицу, встречает жениха, дружку с «поездом», приехавшим за его дочерью, приглашает в дом. Если невесту берут в другую деревню, то соседи загораживают дорогу, и дружко должен им дать вина, пива и закуски (пирогов и пряженцов). Кроме этого затворяют у дома ворота или калитку, и дружко стуча, кричит: «Есть ли у этих дверей придверник, у ворот притворник, кто бы нам эти ворота отворил и двери на пяты постановил, а нас добрых молодцов до хозяина допустил?» Соседи в это время поют «Ах, вы сени, мои сени». Хозяин (отец невесты) выходит, растворяя двери, кланяется и пропускает гостей в избу. По традиции невеста сидит в переднем углу, окруженная с одной стороны крестной матерью, а с другой подругой. Стоящие рядом братья и сестры, стуча скалкой по столу, кричат: «За сестрицу: сто рублей за косицу и ведро вина!» В эту комнату со стороны жениха заходят дружко, полдружко, сведший, крестная мать жениха, сам жених и остальные гости, и начинается выкуп невесты. Первым делом выкупают «девичью красоту» - березовый веник, украшенный бусами, рябиной и лентами. После выкупа «девичьей красоты» крестная мать жениха выкупает себе место у крестной матери невесты. Ставят стакан вина, бросают в него медные деньги, крестная мать невесты при этом говорит: «Темно». Бросают еще деньги, она говорит: «Скучно». Еще бросают деньги, она говорит: «Сладко» и просит покрыть стакан бумажной купюрой. Потом крестная невесты выпивает вино, забирает деньги и отдает свое место крестной жениха. Дружко берет за руку жениха, подводить и сажает рядом с невестой. Родственники невесты быстро накрывают на стол, все выпивают за счастье молодых, дружко встает и первым выходит из дома, за ним – остальные. После чего отец и мать невесты благословляют жениха и невесту, молодые целуют иконы, родителей и кланяются им в ноги. После благословления родителей жених с невестой должны выходить из дома всегда за руку, не расцепляясь. Во дворе их встречает народ песнями. Дружко первым садится в сани и вместе с полдружко впереди всех едут к церкви. За ними – жених с братом, потом – невеста со свахой, далее едут родные поезжане по старшинству и родству. Невесту везут на паре или тройке украшенных лошадей. После венчания при выходе из храма сваха осыпает молодых хмелем, считавшимся символом плодородия.

Свадебный поезд направляется к дому жениха. Его родители встречают новобрачных с образом, хлебом и солью и благословляют их. Все гости, родня усаживаются за «княжий» стол и начинается угощение «до увалу», все веселятся, пьют, танцуют, поют песни. Подгулявшие поезжане за «княжим» столом очень часто обращаются к новобрачным и говорят: «Горько, очень горько!» Призывая молодых, «подсластить» вино поцелуем. Во время застолья дружко веселит гостей. По окончании застолья гости бьют тарелки и рюмки, чтобы молодые жили счастливо, и расходятся по домам.

Новикова В. Г. : « Небольшие отступления от этого обряда все же были на нашей свадьбе. Так, во время ожидания жениха я не причитала. Отца у меня не было, поэтому за него был старший брат. В церкви мы не венчались, так как в отличии от наших родителей росли атеистами. Да в те годы венчание властью и не приветствовалось. Регистрация брака проходила в сельском совете, мужем и женой нас объявил вместо священника председатель сельского совета, о чем он и сделал запись в книге актов гражданского состояния. Из отчего дома жених меня увозил на повозке, запряженной не тройкой лошадей, а всего одной лошадью. Но для того времени и это было роскошью. На лавке сидели, постелив овчину ворсом вверх. Букет «девичьей красоты» был согласно традициям. Несмотря на то, что венчания не было, родители нас благословляли с образами, при этом в комнате зрители не присутствовали. Икону ту до сих пор храню».

Новиков А. С. : «На нашу свадьбу почти вся деревня приходила посмотреть. А за «княжим» столом были многочисленные родственники, которых полдеревни, тогда и не считали!»

Пудова Е. Г. : « В старину, по рассказам наших бабушек, невесте шили сарафан и кофты, отделывали их рюшами. Сорочки изготавливали вручную из холста, их отбеливали. На головы - чепчики с рюшами, потом головные уборы стали типа кокошников. Строгой приверженности к белому цвету в одежде невесты не было. Одежда жениха - это белые кальсоны, поверх нижнего белья брюки, рубашка холщевая, сшитая «под горлышко», спереди – планка-застежка на пуговицах. Рубашку жених носил поверх брюк свободно и подпоясывался кушаком цветным из нескольких ниток. Имел холщевые брюки и хромовые сапоги. Костюмы дружко, полдружко и жениха украшали самодельные бумажные цветы».

Новикова В. Г. : «Наш свадебный наряд был, как говорят, «из того, что было». У жениха – черный классический костюм, светло-зеленого цвета рубашка. Так как свадьба была зимой, то поверх парадного костюма была теплая верхняя одежда: утепленный кожаный плащ, сапоги и на голове - меховая шапка-ушанка. У меня свадебное платье было зеленого цвета, как тогда говорили «цвета весенней молодой травы». Платье было сшито сестрой из дорогого крепдешина, который купил брат. Туфельки были не модельные, а очень простенькие, похожие на современные осенние модели, коричневого цвета, на завязках. На голове была «сногсшибательная» по тому времени фата. Она была единственной на всю деревню и передавалась от свадьбы к свадьбе. Ее привез из Германии, возвращаясь со службы в армии, мой двоюродный брат в подарок двоюродной сестре на свадьбу. Из всех украшений моего свадебного наряда были только наручные простенькие часы, подаренные братом на 18-летие. Обручальных колец на нашей свадьбе не было, так как не было возможности их купить. Но это было распространенное явление по тому времени, и поэтому особых расстройств отсутствие колец нам не доставляло. Вообще, во времена моей послевоенной молодости люди на свадьбах обращали меньше внимания на какие-то материальные атрибуты свадебного наряда, стола, ощущение праздника создавалось определенным душевным настроем».

Пудова Е. Г. : «По рассказам наших бабушек, дары на свадьбу готовились заранее: для невесты – платье от жениха и шаль кашемировая; от родных новобрачным – лошади, овцы, телята, гуси, утки, холст; родителям и крестным с обеих сторон, а невеста еще и другим членам семьи жениха – сорочки, платки, холст (ткань)».

Новикова В. Г. : «В нашу послевоенную молодость на селе крайне редко на свадьбу дарили домашнюю живность для будущего хозяйства молодых, подарки были намного скромнее, например, мыло, чулки, платки, полотенца, холст, столовые принадлежности».

Новикова Л. С. : «В старину на свадебном столе стояли блюда из тыквы, свеклы, капусты, мяса, позже в этом меню добавились пироги и другие блюда из теста, яичница. Пристрастия в пище у русских людей не менялись веками».

Новикова В. Г. : «В первый свадебный день на «княжий» стол по возможности старались поставить какие-то мясные блюда. Праздничными деликатесами считались курник (пирог с куриным мясом) и лапшевник (из домашней лапши) . Во второй свадебный день из горячих блюд часто на столе была уха из разнообразных сортов рыб. Стол на второй день назывался «отводным», он был у родителей новобрачной. Рано утром подгулявшие гости наряжались (их называли «ряженые») и приходили искать «ярку», то есть невесту в доме жениха. Чтобы повеселиться, родные жениха прятали новобрачную. Меня спрятали на печке за ворохом одежды. На нашей свадьбе не обошлось без непредвиденных обстоятельств. Мой жених был молодым перспективным специалистом – строителем в городе, руководил какими-то строительными работами. В нашу первую брачную ночь на строительном объекте, которым он руководил, произошло чрезвычайное происшествие, и молодого мужа утром срочно вызвали на работу. Свадьбу приостанавливать из-за этого мы не стали. Но чтобы невеста-новобрачная не сидела за столом одна, решили вместо жениха посадить его двоюродного брата. Вот и были у нас на второй день свадьбы не только гости ряженые, но и жених ряженый. Правда, жених ряженым был всего несколько часов, потом появился настоящий».

После того как найдется «ярка», жениха и невесту сажали за стол, с ними усаживались и все остальные, начинался завтрак. По окончании завтрака новобрачные шли в родительский дом невесты и там всех родственников приглашали на «отводной» стол. Новобрачные за «отводным» столом усаживались так, чтобы оказаться в середине, а «новая родня» - около них, занимая первое место к переднему углу. Родители новобрачных (в первый день жениха, во второй день невесты) не сидели за столом, а ходили у столов и кланялись, угощая гостей, а кто-то из родственников подавал на столы кушанье и напитки. При каждом поданном кушанье на стол родители новобрачных, а также подающие говорили: «Покушайте, гости хорошие, дорогие!» Веселье заканчивалось к полуночи. Некоторые из гостей этой ночью уезжали по домам, другие оставались еще ночевать у новобрачных. Их было немного. Третий день имел вид праздника семейного. Утром молодую жену заставляли что-то поделать около печи и смотрели умеет ли она приниматься за стряпню. В основном ее просили печь блины, и она должна была их подавать от печки на столы, кланяясь и прося покушать («отведать») ее печенья. К вечеру к новобрачным собирались на посиделки девицы, парни, молодые женщины. Они пели песни, заводили разные игры, плясали. Во время этого новобрачная знакомилась с соседями и потчевала их блинами, пирогами, пряниками и орехами [6].

Новикова В. Г. : «У нас тоже был «семейный» стол, но меня не проверяли на умение готовить. В последующую после свадьбы неделю близкие родственники по обычаю нас приглашали к себе в гости, отказываться было нельзя».

2. Свадьба моих родителей в конце XX столетия

Свадьба моих родителей состоялась 05 августа 1989 года в городе Самара. В то время моей маме Комаровой Ирине Александровне было 19 лет, а папе Комарову Андрею Александровичу 25 лет. Несмотря на то, что свадьбу играли в городе, ее устроители, в первую очередь бабушки и дедушки, решили придерживаться, по возможности, старинного обряда. А приглашенные родственники из села Семеновка Кинель-Черкасского района Самарской области помогли в этом. Как праздновалась данная свадьба, автор работы выяснила из интервью с ее главными действующими лицами [приложение I].

Комарова И. А. : «Началась эта история со знакомства, потом были сватовство, пропой (помолвка), два дня свадебного пира: «княжий» стол, «отводной» стол и свадебное путешествие».

Комаров А. А. : «Знакомство наше произошло 25 августа 1987 года во время поездки на сельскохозяйственные работы по уборке картофеля. Мы в то время были студентами. А студенты институтов часто помогали убирать урожай подшефным совхозам. Нас снимали с занятий иногда даже на месяц. Тот год был очень дождливым, автобусы, на которых нас везли в совхоз, не могли из-за бездорожья подъехать к студенческому лагерю. Поэтому всех студентов с их багажом высадили за три километра до лагеря. Я увидел худенькую стройную девушку с огромной сумкой и решил ей помочь. Так и «несу сумку» по сегодняшний день!»

Комарова И. А. : «Наше знакомство произошло без участия родителей. Но прежде чем решиться на свадьбу, мы советовались с ними, так как понимали, что с образованием семьи могут возникнуть бытовые проблемы, ведь мы были студентами и материально, конечно, в какой-то степени зависимы от родителей. Родители наше решение поддержали. И было сватовство. Хотя, конечно, оно проходило не как в старину, на мой взгляд, более просто, без красивого театрального действа и песен. Сначала мой жених познакомился с родителями, попросил у них «моей руки», получив согласие, прислал сватов. К моим родителям приехали родители жениха, его крестная мать и он сам. Для гостей был накрыт стол, за столом состоялось знакомство, в теплой дружеской обстановке были обсуждены некоторые вопросы предстоящего свадебного пира. По окончании этого визита решили, что «пропой невесты» состоялся. Потом мы подали заявление на регистрацию нашего брака во Дворце бракосочетания, в то время там по старинному обычаю устраивали еще и торжественную помолвку. На этой помолвке мы были без родственников, в окружении таких же как мы будущих семейных пар, у которых бракосочетание должно было состояться в один день с нами. Это проходило в огромном зале, женихи и невесты сидели по парам в комфортных мягких креслах, слушали рассказ о истории свадебного обряда на Руси, о важности этого события в жизни людей, участвовали в викторинах, смотрели костюмированное театрализованное свадебное действо, потом каждую пару официально объявили женихом и невестой. Таким образом, то, что раньше проводилось по обычаю дома в присутствии многочисленной родни, было проведено во Дворце бракосочетаний. По моему мнению, обряд от этого только потерял, сказалось и отсутствие домашней обстановки, и в некоторой степени пассивность участников, и элементы официальности и формальности. После помолвки, когда была точно определена дата дня бракосочетания, был «ответный» визит родителей невесты в дом родителей жениха. Во время этого визита детально обговаривались все организационные вопросы свадьбы. Подготовкой приданого я не занималась, и подруги мои в этом мне не помогали. Приданое невесты готовили полностью родители: покупали постельное белье, обязательно ковер, посуду, украшения, бытовую технику, если была возможность, то и мебель, и квартиру, словом, все, что могло пригодиться молодым супругам для начала семейной жизни. 80-е годы XX века – время «пустых» прилавков магазинов, время дефицита промышленных товаров, время талонной системы отпуска продуктов. Можно представить, каких трудов, хлопот, терпения требовали и подготовка приданого для дочери, и организация свадебного пира! Накануне перед свадьбой девичника в классическом понимании у меня не было. Что было? Была предсвадебная суета: съезжались родственники из других городов, подруги готовили плакаты для украшения подъезда и квартиры, различные дипломы, сувениры для свадебного пира, обсуждали наряды, программу. Все это продолжалось до глубокой ночи. Утром – встреча родственников, сборы невесты, развешивание плакатов с юмористическими надписями на входной двери подъезда, в коридоре подъезда, в квартире, обсуждение подругами и родственниками программы «выкупа невесты». К условленному времени к дому подъехал свадебный «поезд» жениха. Он, конечно, отличался от старинного. В первую очередь тем, что состоял не из конных повозок, а из семи легковых автомобилей белого цвета, хотя украшенных, как и кони, цветами, лентами, воздушными шарами. Подруги и родственники преградили друзьям жениха дорогу у подъезда, с шутками и прибаутками устроили торг за возможность пройти к невесте. Руководили всем свидетель со стороны жениха (раньше он назывался дружко) и свидетельница со стороны невесты. Чтобы пройти к невесте, нужно было не только выкупить деньгами дорогу, но и выполнить задания: жениху назвать как можно больше ласковых слов в адрес невесты; отгадать и спеть любимую песню невесты, тещи; назвать день рождения тестя; съесть пирожки, чтобы в одном из них найти ключ от квартиры невесты; отгадать жениху какая из накрытых платками девушек его невеста и т. д. Потом свидетель и крестная мать жениха выкупали места за столом рядом с невестой для жениха и для себя, торгуясь с крестной матерью невесты, свидетельницей, родственниками и подругами. При этом двоюродные братья и сестры невесты взяли скалки и, стуча ими по столу, приговаривали как и в старину: «За сестрицу: 100 рублей за косицу и ведро вина!» Друзья жениха, торгуясь, снижали цену аргументами, что у невесты нет косицы. Когда места за столом рядом с невестой были выкуплены, гости угощены и надо было вставать из-за стола, оказалось, что у невесты нет одной туфли. Подруги невесты предложили друзьям жениха ее найти и выкупить. Шутки начались вновь. Невесте предлагалось ехать босиком («потом муж купит»), чужие туфли, пока не нашли настоящую свадебную. Потом в отдельной комнате родители невесты благословили будущую семейную пару образом Богородицы. После свидетели взяли «молодых» за руки, и все вышли к «свадебному поезду». Венчания у нас не было. Во Дворец бракосочетаний мы ехали в разных машинах: жених со свидетелем в одной, а невеста со свидетельницей в другой. Во Дворце бракосочетаний нас объявили мужем и женой, мы и свидетели расписались в подтверждении этого в книге регистрации, потом был обмен золотыми кольцами, «скрепление союза» поцелуем, вальс молодоженов. После Дворца бракосочетаний «свадебный поезд» поехал в дом родителей жениха. У дома родители встретили нас хлебом и солью. По очереди мы кусали каравай, молодой муж откусил при этом огромный кусок, что значило – быть ему хозяином в доме. Потом вошли в дом, где родители благословили нас на семейную жизнь образом Николая Чудотворца. У родителей был накрыт фуршетный стол, за которым задерживаться не стали, так как в кафе всех участников свадьбы ждал «княжий» стол. В кафе все гости встали в два ряда, образовав коридор, по которому к «княжему» столу шли молодожены. Гостей на нашей свадьбе было более ста человек, так что «коридор» получился длинный. При этом все нас поздравляли, осыпали хмелем, пшеном, цветами. Это было очень красиво, по-доброму, с душевной теплотой. Потом все сели за столы и начался веселый пир с поздравлениями, песнями, танцами, шутками до полуночи. Свадебные дары преподносились гостями во время «княжего» стола по очереди. В основном это были денежные дары. В то время обычно они были следующими: близкие родственники по 100-200 рублей, другие родственники – по 50 рублей, свидетели, близкие друзья – по 25 рублей, остальные друзья-студенты – по 10 рублей. Кроме того, дарили посуду (чайные сервизы, хрустальные вазы), ковры. Был обмен подарками и между «новыми» родственниками. Невеста дарила подарки матери, отцу, сестре, крестной матери жениха. Мать жениха преподносила «ответные» дары. Невесте – золотой перстень, отцам – рубашки, галстуки; матерям, сестрам – отрезы натурального шелка на платье. Подготовка свадебного наряда жениха и невесты занимали много времени, сложно тогда было из-за дефицита найти и подобрать мужской костюм и туфли, а для невесты ткань на платье. У нас свадебные наряды получились следующие: у меня – белого цвета длинное платье со шлейфом, фата с веночком и туфли, в руках – букет из 25 розовых гвоздик; у жениха – классический костюм светло-серого цвета, белая рубашка, темно-синий с серыми полосками галстук, туфли темно-серого цвета. Подготовка свадебного стола из-за талонной системы отпуска продуктов представляла большие трудности и велась три месяца: «доставались» мясные деликатесы, сухое вино, конфеты и т. д. На «княжем» столе для молодоженов, как и в старину, была «куря вечерняя» (запеченная курица), огромный торт, украшенный лебедями из теста, фрукты. На второй день свадьбы на стол подавали уху и другие традиционные блюда. Стол был красиво украшен самыми разнообразными цветами: розами, гвоздиками, георгинами, гладиолусами. Во второй день «отводной» стол устраивали родители невесты. На нашей свадьбе «отводной» стол плавно перешел в «семейный»: к вечеру основная масса гостей разъехалась, остались только близкие родственники. Третьего дня свадебного пира, как в старину, не было. После свадьбы «походов» в гости к родственникам тоже не было, мы отправились в свадебное путешествие в Москву, а потом в Прибалтику и Белоруссию».

3. Сравнительная оценка свадебных обрядов

Рассмотрев исторический аспект свадебного обряда в России, свадебный обряд на примере одной семьи, мы обратили внимание, что на протяжении последнего столетия он несколько изменился. Анализ этих изменений мы представили наглядно в виде таблицы.

Обряды В старину В серед. XX века В конце XX века

Этапы свадебного цикла Досвадебные обряды - знакомство, Досвадеб. обряды - знакомство, Досвадебные обряды - знакомство, смотры невест, сватовство, смотрины, сватовство, сговор, девичник, сватовство, помолвка, свадебные обряды –

сговор, девичник, жениховы посиделки; жениховы посиделки; свадебные отъезд, свадебный поезд, пир;

свадебные обряды – отъезд, свадебный обряды – отъезд, свадебный поезд, послесвадебные – свадебное путешествие поезд, венчание, пир; послесвадебные –пир; послесвадебные – визиты визиты молодых. молодых.

Принимали ли участие родители в знакомстве? Да Нет Нет

Был ли «театральный» сценарий сватовства (с песнями)?

Да Да Нет

Были девичник и посиделки?

Да Да Нет

Готовила ли сама невеста свое приданое? Да Да Нет

Участники свадебного обряда «Молодой князь с княгинею», «княжья Жених, невеста, дружко, полдружко,Жених,невеста,свидетель, свита» (дружко (шафер), полдружко, сваха, крестная мать, свидетельница,крестная мать, родственники, ясельничий,тысяцкий), сваха, крестная родственники, друзья друзья мать, родственники

«Свадебный поезд» Состоял из повозок, запряженных Состоял из 1-2 повозок, Представлял собой кортеж из легковых нечетным количеством лошадей запряженных одной лошадью автомобилей

«Причитала» ли, плакала невеста во время свадебного обряда? Да Нет Нет

Был ли выкуп невесты? Да Да Да

Было ли венчание? Да Нет Нет

Длительность свадебного пира 3 дня 3 дня 2 дня

Свадебный наряд жениха и невесты Невеста: сарафан с кофтой, отделанный Невеста: платье (необязательно Невеста: наряд белого цвета – длинное рюшами, на голове - чепчик с рюшами, белого цвета), туфли, фата. платье, фата, туфли, букет цветов в руках.

потом был кокошник. Строгой Жених:классический мужской костюм,Жених: классический мужской костюм, приверженности к белому цвету в одеждерубашка, туфли(или сапоги) рубашка, туфли.

невесты не было. Жених:холщевые брюки, рубашка холщевая, сшитая «под горлышко», спереди – планка-застежка на пуговицах. Рубашку жених носил поверх брюк свободно и подпоясывался кушаком цветным из нескольких ниток.

Имел хромовые сапоги. Костюмы дружко, полдружко и жениха украшали самодельные бумажные цветы.

Свадебные дары Для невесты – платье от жениха и шаль Мыло, чулки, платки, полотенца, От гостей в основном денежные подарки от кашемировая; от родных новобрачным – холст, столовые принадлежности. 10 до200рублей. Невеста дарила подарки лошади, овцы, телята, гуси, утки, матери, отцу, сестре, крестной матери холст; родителям и крестным с обеих жениха. Мать жениха преподносила сторон, а невеста еще и другим членам «ответные» дары. Невесте – золотой семьи жениха – сорочки, платки, холст перстень, отцам – рубашки, галстуки;

(ткань). матерям, сестрам – отрезы натурального шелка на платье.

Послесвадебные обычаи Визиты «молодых» к родственникам Визиты «молодых» к родственникам Свадебное путешествие

Заключение

Несмотря на желание потомков сохранить культурные традиции своих предков, многие древние обряды, к сожалению, все равно видоизменяются, трансформируются, частично утрачиваются. Свадебный обряд может служить тому примером. В своей работе мы попытались проследить динамику изменений на протяжении последнего столетия. Это позволило нам сделать следующие выводы:

1) на протяжении последних десятилетий среди всех этапов свадебного цикла особенно изменяются и частично исчезают досвадебные обряды, такие как сватовство, сговор, смотрины, девичник, жениховы посиделки;

2) постепенно теряется самобытность русской культуры в свадебном обряде: со временем происходят изменения русского языка, диалектов; уменьшается число участников свадебного обряда; все меньше обряд напоминает «театральное действие», стремительно упрощается (так что выражение «играть свадьбу» через несколько лет может стать не актуальным); исчезают свадебные песни, старинные русские обрядовые блюда;

3) в тоже время мы наблюдаем положительную динамику внешних атрибутов обряда: свадебные наряды жениха и невесты, свадебные дары становятся богаче.

Меняются времена, меняются обстоятельства, меняемся мы. Этими переменами можно объяснить и изменения свадебного обряда, но совершенно недопустимо забывать нашу культуру и нашу историю. На мой взгляд, сегодня необходимо приложить все усилия для их сохранения. Наша работа является вкладом в это дело.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)