СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История становления российской символики с древности до наших дней

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ в. во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн.

Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.

Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядел герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их смысл. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как они возникли, и какой путь прошли сквозь века.

ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В декабре 2000 г. Государственная Дума приняла законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне. Таким образом, в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.

Закон «О государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее описание: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ним – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона». Рисунок герба выполнил художник Е. Е. Уналев.

Так в начале нового тысячелетия возродилась новая эмблема, имеющая в России 500-летнюю историю. Двуглавый орёл символизирует государственность Российской Федерации, её суверенитет, единение народов европейской и азиатской частей современной России.

В России герб является наиболее старшим по возрасту государственным символом и берет своё начало от печати. В средневековой Руси люди не ставили под документами привычных нам подписей. Печать выполняла функцию удостоверения документа, сообщения о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать, что приложивший печать соглашается с документом и подчиняется ему. Именно с момента приложения печати документ вступал в силу. Право пользования печатью обозначало право пользоваться властью, а преступление против печати расценивалось как одно из наиболее тяжких. Обычно княжеская печать имела следующую структуру: на лицевой стороне (это та сторона, на которой начинается надпись, сообщающая титул и имя владельца печати) помещался знак князя. Фигура, изображавшаяся на этой стороне, понималась как изображение самого князя - обладателя печати. На оборотной стороне помещались символы, связанные лично с князем, например святой покровитель обладателя печати.

Великий князь Иван III заложивший во многом основы русской государственности, поместил на свою печать символы, которые стали считаться в дальнейшем главными для Русского государства. Древнейшая из печатей Ивана III, дошедших до нас, датируется 1497 годом. Этот год и принято считать рождением российского герба. На одной стороне печати Ивана III был изображен пронзающий копьем змия всадник - традиционный символ Москвы, объединительницы русских земель; на оборотной стороне — двуглавый орел с опущенными распластанными крыльями и с короной на каждой голове. Теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Поэтому эту печать можно называть уже не личной печатью, а первым русским гербом.

Считается, что образ орла пришел в Россию из Византии: в 1472 году Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье Палеолог. Заключение этого династического брака позволило России стать как бы преемницей Византийской империи. Хотя изображение двуглавого орла встречается на более ранних предметах, например, на золотоордынских монетах. Этот символ находили и во время археологических раскопок, например, под Смоленском. Двуглавый орел призван был символизировать мощь и независимость страны (единение народов европейской и азиатской частей России).

При Иване III во второй половине XV в. Русь освободилась от монгольско-татарского ига и желала дать понять всем своим соседям, что она не уступает им в могуществе. Возможно, двуглавого орла Иван III выбрал, вдохновившись, возможно, образом царственной птицы на печати правителя Священной Римской империи - Фридриха.

Преемники Ивана III вносили новые элементы в образ орла. Так в 1562 г. на печати Ивана Грозного щит со всадником переходит на грудь двуглавого орла. А при Михаиле Фёдоровиче, первом царе династии Романовых, над головами орлов, увенчанными коронами появилась третья корона и крылья стали изображать не опущенными, а устремленными вверх. При сыне царя Михаила, Алексее Михайловиче, русский орёл получил в свои руки атрибуты царской власти – скипетр и державу.

Три короны первоначально считались символом Святой Троицы, а позднее стали символом единения трёх братских народов – русского, украинского и белорусского. Впоследствии их считают символами трёх княжеств: Казанского, Астраханского, Сибирского.

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ.

Второй символ на печати Ивана III – всадник, пронзающий змея, или Георгий Победоносец. Почему же он появился на российском гербе?

Георгий – один из наиболее популярных христианских святых. Достоверных фактов о его личности не существует. Древнейшие письменные данные о нём относятся к IV - V вв. , они содержат сказания о мучениях, которые вытерпел Георгий за свою веру. Христианская традиция считает, что он родился в Малой Азии, был комитом – принадлежал к местной знати, имел высокий военный чин. Римский император Диоклетиант боролся с христианами. Принуждали отречься от христианства и Георгия, но он, несмотря на жестокие мучения, отрёкся только от своего воинского чина. По преданию, Георгий был обезглавлен 23 апреля примерно в 303 г.

Георгий был образцом сословной чести: в Византии – для военной знати, в Западной Европе – для рыцарства, в славянских странах – для князей. Он и пришёл в Киевскую Русь, прежде всего в среду князей, и в XI в. последние стали его считать своим покровителем, особенно в военных делах. Таким образом, начало русской государственности зафиксировано официальной атрибутикой с изображением лика св. Георгия.

Георгий – воин, и изображался всегда с оружием: со щитом, с копьём, иногда – с мечом. Византийский художественный канон предписывал воплощать образ этого святого в виде юноши с выразительными глазами, прямым носом, тонкими изящными бровями, а также с вьющимися волосами, образующими на голове буклевидную шапку.

Позднее, примерно с середины XI в. , более популярным становится другой образ Георгия – воина-всадника, поражающего копьём дракона. Исследователи называют его «простым», ибо в композиции нет других человеческих фигур. Они считают, что подобное изображение символизирует победу христианства над язычниками, иногда – над неверными или дьяволом. Постепенно композиция усложняется – во второй половине XI в. перед конём появляется женская фигура. А на фреске Георгиевского собора в Старой Ладоге (XII в. ) – художник запечатлел не само единоборство Георгия с драконом, а момент «приручения» его: в правой руке всадник держит копьё с развевающимся стягом, большой щит закинут за левое плечо, на переднем плане – дракон, которого ведет на поводке царевна. Эта художественная композиция – своеобразная иллюстрация одного из чудес, сотворенных святым Георгием.

Легенда, превращенная в литературное произведение – повесть «Чудо Георгия о змие», рассказывает, что возле некоего палестинского города Гевал, жители которого были язычниками («все поклонялись идолам»), было большое озеро. В нем поселился огромный змий, поедающий одного за другим жителей города. Пришёл черед и правителя города выдать на съедение монстру свою единственную дочь. Отвели её на берег озера и оставили там. В тот же час оказался на том месте святой Георгий как простой воин, идущий с боя и спешащий в родные края. Увидев плачущую царевну, Георгий спросил её: «Зачем ты стоишь здесь, дева?» Девушка рассказала о чудовищном змие-людоеде. Тогда святой Георгий «на небо возрев», обратился с молитвой к Богу: «Выслушай меня, недостойного раба твоего, и покажи на мне прежние твои милости, и повергни лютого этого зверя к ногам моим». Как только змий показался из воды, святой Георгий, начертав на земле крест, воскликнул: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мной». Змий упал к ногам святого, царевна накинула на шею обессилевшего чудовища свой пояс и повела его в город на поводке, «как послушнейшего пса». Увидев свою дочь живую и невредимую, а чудовище укрощенным, царь с царицей и все горожане – язычники воскликнули, обращаясь к святому воину: «Тобою веруем в единого Бога – вседержителя, и в единого сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в святой животворный Дух». Тогда св. Георгий «извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю». А царь повелел поставить церковь во имя мученика за веру Христову Георгия и украсил ту церковь золотом и серебром и дорогими каменьями.

Надо отметить, что изображение всадника на гербе России не повторяет в точности изображение всадника с московского герба. Иначе говоря, композиция в щите на груди двуглавого орла не является гербом города Москвы. Вот основные их отличия: «Московский» всадник является «скачущим»: его конь стоит на двух ногах, две передние у него подняты; всадник государственного герба - «едущий», он стоит на четырех ногах. «Московский» всадник в отличие от всадника государственного герба имеет головной убор. Дракон в гербе города Москвы стоит на четырех лапах и является обернувшимся, тогда как в государственном гербе дракон лежит на спине и попирается конем.

За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся. При Петре I в гербе появляется изображение ордена Андрея Первозванного, а Андреевский крест порой заменял всадника на груди орла. Тогда же орла стали изображать не с простыми, а с императорскими коронами.

В конце XVIII в. император Павел I, который был гроссмейстером Мальтийского ордена, включил в государственный герб Российской империи мальтийский крест и корону.

Вступивший на престол Александр I убирает мальтийские символы с Российского герба. Изображение орла при Александре I вообще очень разнообразно: он мог иметь и одну и три короны, держать в лапах не только скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. Крылья орла были то приподнятыми, то опущенными.

При императоре Николае I наибольшее распространение получил герб, на котором крылья орла украшены гербами земель, перечисляемых в титуле императора. На правом – Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом – Кольский, Таврический, Финляндский. Три короны над орлом были соединены голубой лентой ордена Андрея Первозванного.

В середине 1850-х годов в связи с коронованием в 1856 году императора Александра II государственная символика Российской империи претерпела значительные преобразования. Государственная геральдическая служба, существовавшая до сих пор, была преобразована в отдельный департамент Сената — геральдический. Во главе его был поставлен немец Бернхардт Кёне. Именно он предложил ввести три государственных герба: большой, средний и малый. Наличие трех типов государственного герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скрепляющих разные по значимости документы. Увеличивается количество гербов на крыльях орла: теперь на правом крыле помещались гербы Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенный герб Великих княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), а на левом – щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии; изменяется направление движения всадника на щите - он стал смотреть влево от смотрящего, что соответствовало Европейской геральдической традиции.

Так было до правления Александра III. В 1892 г. в Своде законов Российской империи появляется точное описание герба. Изображение орла содержит в себе полный титул российских императоров, который употреблялся в торжественных манифестах, на грудь орла возвращается Андреевская цепь (она появилась при Петре I учреждением ордена Андрея Первозванного, а исчезла при Александре I), изображение императорских корон стало соответствовать виду реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации. Герб времён царствования Александра III просуществовал до 1917 г.

После Февральской революции возникла необходимость в новом Государственном гербе и печати. Была создана специальная комиссия, председателем которой стал Максим Горький. В эту комиссию вошли такие знаменитые художники, как А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, а также крупнейший исследователь геральдики В. К. Лукомский. После февральской революции 1917 г. и до июля 1918 г. на печати временного правительства использовался двуглавый орёл, нарисованный художником И. Я. Билибиным. В основе этого изображения – двуглавый орёл с печатью Ивана III. После 1918 г. члены комиссии пытались приспособить двуглавого орла к новой эпохе: например, его изображали с серпом и молотом в лапах, но эти попытки не увенчались успехом.

Летом 1918 г. в государственном гербе РСФСР утверждаются новые политические символы. В течение нескольких месяцев был разработан новый проект. Рисунок включил перекрещенные серп и молот рукоятками книзу. Они располагались на красном фоне, который своими очертаниями напоминал гербовый щит с фигурными краями. Эмблему обрамляли снопы колосьев. Внизу под щитом располагалась надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

В конце 1922 года республики, которые создали народы бывшей Российской империи, образовали единое государство — СССР. Новый герб союзного государства состоял из серпа и молота на фоне земного шара. Земной шар был изображен в лучах солнца и обрамлен колосьями, перевитые красной лентой, с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках республик. В верху герба - располагалась пятиконечная звезда.

Новая символика советского пролетарского государства имела свою историю и специфику. Следует отметить, что многие родовые и земельные гербы включали в свой рисунок орудия труда. Так изображение молота можно увидеть в гербах Демидовых и Кузнецовых, серпа – в гербе Подрезовых. На гербе города Красноярска золотой лев держит в левой лапе золотой серп. Идея молота как символа рабочего класса возникла в период русской революции 1905 – 1907 г г. , являясь наиболее распространенной эмблемой наряду с мечом – символом свободы.

В 1992 г. Двуглавый орёл вновь появляется на монетах; его рисунок напоминает герб Временного правительства. 30 ноября 1993г. Президент России Б. Н. Ельцин подписывает Указ о государственном гербе. Рисунок золотого двуглавого орла выполнил художник Е. Ухналев. И 27 декабря 2000г. в «Российской газете» был опубликован Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации».

Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе православной веры, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов.

Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемых государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, что указывает на державную преемственность России от Руси Московской, и на Москву как на собирательницу и защитницу русских земель. Недаром на пороге XXI в. двуглавый орёл становится символом России.

Изображения государственного герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства. На официальных документах. Его помещают на пограничных столбах, тем самым, обозначая государственную границу нашей Родины. Боевые знамёна воинских частей также украшает российский герб. Он присутствует на печатях государственных учреждений и организаций.

Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.

ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. В 1667 – 1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Она предназначалась для защиты торговых караванов, плававших по Волге и Каспийскому морю, и состояла из трёхмачтового корабля «Орёл» с 22 пушками и 4 более мелких судов. Предстояло выбирать флаг для корабля. Капитан корабля «Орёл» Д. Бутлер запросил у правительства, какие флаги следует поднять его флотилии: «на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя». Из документов того времени известно, что на знамена к корабельному строению: «знамя, что живет на корме», «знамя на переднее лежачее дерево, что на носу» и «долгое узкое знамя» - были получены ткани красного, белого и синего цветов. К сожалению, время не сохранило для нас ни корабль «Орёл», ни его флаги, о которых история России получила первое известие. Для нас остаётся неизвестным, как располагались цвета на полотнищах флагов. По мнению историков, эти флаги могли представлять собой полотнища с синим прямым крестом и углами белого и красного цветов.

Это были первые флаги, которые включили Россию в общеевропейскую систему флагов на примере ведущих морских держав. Именно первые флаги определили сочетание цветов полотнища российского Государственного флага.

РОССИЙСКИЕ ТРИКОЛОРЫ.

Петр I определил точное расположение горизонтальных полос. Впервые триколор Петр I поднял в 1693 на корабле в Архангельске. Под этим флагом путешествовало его Великое посольство в Европу и в конце XVII века бело – сине – красный флаг стал символом российского государства прежде всего на море.

Впервые российский «национальный» флаг был утвержден официально только в 1858 г. Комиссия, созданная при Александре II, 11 июня 1858 г. утвердила рисунок «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых в торжественных случаях». Закон установил, что «расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая или золотая, а нижняя белая или серебряная». Цветов полотнища флага связывали с принятыми на тот момент цветами государственного герба: черный орел в желтом (золотом) поле и белый всадник в гербе Московском. Золотой, черный и белый цвета использовались в оформлении знамен и униформы российской армии.

В 1883 г. императором Александром III принято Положение «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях». В нем было сказано, что «в тех торжественных случаях, когда признается возможным украшение здания флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов». Это Положение являлось официальным документом. Но и прежнее утверждение оно не отменило. Флаги черно–желто–белый и бело– сине–красный вывешивались на улицах как символы российского государства.

Два вида триколоров мирно существовали длительное время. «Баталии» вокруг цветов флага, как и идейно – политическая борьба относительно пути развития России, развернулись в середине XIX в. Сторонники тех, кого когда-то называли славянофилами, считали, что предпочтительней черно–желто–белый флаг. «Западники», т. е. сторонники леводемократического развития России, стояли за бело – сине – красный флаг.

Вопрос о цветах в очередной раз поднимается накануне коронования Николая II. В марте 1896 г. созывается Особое совещание, которое постановило считать народными цветами для всей территории империи белый, синий, красный.

В 1914 г. на бело-сине-красном полотнище помещают императорский штандарт. Его изображение находится в верхнем левом углу. Такой флаг предписывается поднимать во время демонстрации как символ народного единения народа и царя.

В XIX в. цвета триколора шагнули за пределы России. Их считали цветами славянского единства. Многие славянские народы использовали их как символ борьбы за свою независимость. Позже они вошли в государственные флаги славянских стран. Бело–сине–красное расположение полос в Словакии и Словении, красно–сине–белое в Сербии, красно–бело–синее в Хорватии. После русско-турецкой войны (1877 - 1878) болгары тоже приняли флаг из трех горизонтальных полос, но среднюю, синюю, полосу заменили зелёной. Так российский флаг стал прототипом флагов других славянских государств.

Бело–сине–красный флаг просуществовал до февральской революции 1917 г.

Революция в России проходила под красными знамёнами и красный цвет стал её всеобщим цветом. С бело–сине–красных флагов в знак неприятия прошлого иногда даже сдирали две верхних полосы. В ноябре 1918 г. на площади Москвы прошло свержение эмблем старого, царского, режима. В огонь летели и трехцветные полотнища бывших государственных флагов. С тех пор бело–сине–красный российский флаг в советской России под запретом.

В годы гражданской войны (1917 - 1922) триколор обрёл новое рождение. Теперь он воспринимался как флаг свободной России, знамя борьбы с революционерами и своим знаменем триколор считали представители «белого» движения. Победа «красных» «отправила» триколор в эмиграцию. Русская эмиграция считала триколор святыней. Он торжественно вносился в зал перед началом собраний, все присутствующие при этом вставали.

КРАСНОЕ ЗНАМЯ.

1917 г. окрасил Россию в красный цвет. В апреле 1918 г. был утвержден декрет о флаге РСФСР: «Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».

Первая советская Конституция, принятая в 1918 г. содержала описание государственного флага: Флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. В октябре 1918 г. красный советский флаг был поднят над Московским Кремлем, башни которого в это время еще венчали двуглавые орлы.

После образования СССР в 1922 г. государственный флаг СССР, согласно Конституции 1924 г. , представлял собой красное или полотнище с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Таким флаг СССР оставался до 1991 г. Флаги союзных республик были однотипны. Их красные полотнища, помимо серпа, молота и пятиконечной звезды, имели названия республик.

Тяжелым и испытанием для всего русского народа стала Великая Отечественная война (1941-1945 г. ). Много подвигов совершили граждане СССР под знаменами своих воинских частей. В честь подвига советского народа в Великой Отечественной войне Знамя Победы бережно хранится, и каждый год 9 мая оно участвует в параде на Красной площади в Москве. В апреле 1996 года был принят президентский указ «О Знамени Победы», которое используется наряду с современным государственным флагом при проведении воинских ритуалов и массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа. Таким образом, был очень мудро решен вопрос и о возрождении традиционного российского государственного флага – триколора, и о сохранении красного флага СССР.

В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг – бело–сине–красное полотнище. 22 августа 1991г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР». В апреле 1991г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила применение трехполосного флага как нового символа РФ. В этом же году Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». Закон установил описание Государственного флага. В статье I говорится: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к длине 2:3». 22 августа объявлен Днем Государственного флага Российской Федерации.

Сейчас ученые-историки по-разному толкуют цвета русского национального флага. Согласно одному из мнений, цвета и расположение трех горизонтальных полос флага совпадало с древним пониманием строения мира: в верху располагался божественный, недостижимый горний мир (белый цвет); ниже – мир небесный, ангельский (синий цвет), сообщающийся с миром людей, земными трудностями и радостями (красный цвет); этот последний мир находился на земле, ниже всех. Для людей эти цвета воплощали собой их Веру в Бога, Надежду на Него, Любовь к Нему.

ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Высшим символом государства, наряду с гербом и флагом, является гимн. Происхождение гимнов - различно. В одних случаях это были молитвенные песни, в других – военные марши, в – третьих – революционные мелодии. А вообще история гимнов восходит к христианским гимнам, которые славили Христа.

Гимн — торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Государственный гимн - единственный символ, который доступен почти любому человеку: его легко воспроизвести в любой момент. Кроме того, музыка остается самым эмоциональным и глубоко проникающим в душу человека видом искусства.

В отличие от герба и флага Россия обрела государственный гимн только в начале XIX века. До этого его роль играли православные церковные гимны. Первые «торжественные песни» (гимны) повелел исполнять Петр I. В честь российских побед звучало, по меньшей мере, пять или шесть разных песен, наиболее известная из которых — «Преображенский марш». Автор его, к сожалению, нам неизвестен.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МАРШ.

Созданные Петром I Преображенский и Семеновский полки стойко сражались в Северную войну (1700 - 1721). Не раз они на деле доказывали свою преданность престолу и Родине.

При преемниках Петра эти полки стали именоваться гвардейскими. Гвардейцы считались воинами лучшими из лучших. Со временем число гвардейских полков возросло, но Преображенский и Семёновский продолжали оставаться старейшими и самыми почетными частями русской армии. Поэтому неудивительно, что марш гвардейского Преображенского полка обрёл в русской армии большую популярность.

При Петре I были созданы и полковые оркестры, с 1722 г. их наличие стало обязательным. Каждый полк гордился своим маршем, но особую известность приобрел марш Преображенского полка, который стал главным военным маршем России. В 1805 г. офицер Преображенского полка С. Н. Марин написал слова к музыке марша.

После 1917 г. Преображенский марш Петра Великого обрел новую жизнь. Белые армии не могли пользоваться старым гимном «Боже, царя храни!», поскольку далеко не все в их рядах желали возращения монархии. Оставался Преображенский марш – символ армии, который и звучал чаще всего на военных парадах и смотрах. С ним встречали иностранные делегации, под звуки прощались с Русской землей, уезжая в другие страны.

Марш Преображенского полка:

Знают турки нас и шведы

И про нас известен свет

На сраженья, на победы

Нас всегда сам Царь ведет

C нами труд Он разделяет

Перед нами Он в боях

Счастьем всяк из нас считает

Умереть в Его глазах

Славны были наши деды

Помнит их и швед, и лях

И парил орел победы

На Полтавских на полях

Знамя он полка пленяет

Русский штык наш боевой

Он и нам напоминает,

Как ходили деды в бой.

Гордо штык четырехгранный

Голос чести не замолк

Так пойдем вперед мы славно

Грудью первый русский полк

Государям по присяге

Верным полк наш был всегда

В поле брани не робея

Грудью служит он всегда

 Преображенцы удалые

Рады тешить мы царя

И потешные былые

Славны будут век Ура!

«ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!»

В годы правления Екатерины II широкую известность получила песня «Гром победы, раздавайся». Впервые эта музыкальная композиция прозвучала в честь А. Суворова. Песня была написана композитором О. И. Козловским на стихи Г. Р. Державина и пользовалась большой популярностью, но государственным гимном никогда не была. Россия знала еще немало мелодий, ставших, по сути, ее неофициальными гимнами. Это и знаменитое «Славься!» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», и марш «Прощание славянки» В. И. Агапкина.

Гром Победы, раздавайся:

Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрес!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Хабрость Россов почитая,

Tавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздается

Днесь в подсолнечной везде;

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, премудрая царица!

Зри, великая жена!

Что Твой взгляд, Твоя десница

Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,

Зри на сей прекрасный строй;

Всех сердца Тобой и взоры

Оживляются одной.

Припев: Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная к нам мать

«БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!».

В 1816 году на параде в Варшаве Александра I встречали исполнением английского гимна «God save the King». Мелодия гимна была несколько изменена, а хор пел слова на русском языке. Этот вариант известного всей Европе гимна получил название «Молитва русских». При царе Николае I он стал гимном России. Мелодию написал русский композитор Алексей Федорович Львов, а слова снова сочинил В. А. Жуковский. Поэт дал своим стихам название «Молитва русского народа». 25 декабря 1833 года гимн впервые прозвучал на государственной церемонии — после рождественского Богослужения во время освящения знамен гвардейских полков в Зимнем дворце в Петербурге. А 31 декабря был официально отдан приказ, которым «Молитва русского народа» под новым названием «Боже, царя храни!» официально утверждалась в качестве российского государственного гимна. Свое название гимн получил по первой строке текста «Боже, царя храни!» Первое публичное исполнение гимна состоялось в начале декабря 1833 г. в Московском Большом театре, затем чуть позже на торжественной церемонии в Зимнем дворце Петербурга. С этим гимном Россия жила вплоть до революции 1917 г.

Боже, царя храни!

Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю:

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Все ниспошли!

Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!

Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

«ИНТЕРНАЦИОНАЛ».

2 марта 1917 года после потрясений 1917 года государственным гимном была объявлена «Марсельеза», но партию большевиков «Марсельеза» в качестве гимна не устроила, и 23 января 1918 года по предложению В. И. Ленина в качестве официального гимна РСФСР был принят международный революционный гимн «Интернационал». 10 января 1918 г. на III съезде Советов «Интернационал» был исполнен как гимн СССР. Интернационал был до 1944 года официальным государственным гимном нашей страны и одновременно гимном партии большевиков.

Интернационал:

Вставай, проклятьем заклейменный

Весь мир голодных и рабов

Кипит наш разум возмущённый

И в смертный бой вести готов.

  Весь мир насилья мы разроем

  До основанья, а затем

  Мы наш мы новый мир построим,

  Кто был никем, тот станет всем!

    Это есть наш последний

И решительный бой.

С Интернационалом

Воспрянет род людской

Никто не даст нам избавленья:

Ни бог, ни царь и не герой

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

  Чтоб свергнуть гнет рукой умелой,

  Отвоевать свое добро —

  Вздувайте горн и куйте смело,

  Пока железо горячо!

Довольно кровь сосать, вампиры,

Тюрьмой, налогом, нищетой!

У вас — вся власть, все блага мира,

А наше право — звук пустой!

  Мы жизнь построим по иному —

  И вот наш лозунг боевой:

  ВСЯ ВЛАСТЬ НАРОДУ ТРУДОВОМУ!

  А дармоедов всех долой!

Презренны вы в своём богатстве,

Угля и стали короли!

Вы ваши троны, тунеядцы,

На наших спинах возвели.

  Заводы, фабрики, палаты —

  Все нашим создано трудом.

  Пора! Мы требуем возврата

  Того, что взято грабежем.

Довольно, королям в угоду,

Дурманить нас в чаду войны!

Война тиранам! Мир Народу!

Бастуйте, армии сыны!

  Когда ж тираны нас заставят

  В бою геройски пасть за них —

  Убийцы, в вас тогда направим

  Мы жерла пушек боевых!

Лишь мы, работники всемирной

Великой армии труда

Владеть землёй имеем право,

Но паразиты — никогда!

  И если гром великий грянет

  Над сворой псов и палачей,

  Для нас все так же солнце станет

  Сиять огнем своих лучей.

    Это есть наш последний

И решительный бой.

С Интернационалом

Воспрянет род людской

СОВЕТСКИЙ ГИМН.

В годы Великой Отечественной войны возникла необходимость в поднятии патриотического духа Красной Армии и всего народа, в том числе и через создание нового гимна страны. Поэты Сергей Владимирович Михалков и Габриэль Аркадьевич Эль-Регистан написали слова, композитор Александр Васильевич Александров сложил для них музыку. Впервые новый гимн СССР прозвучал по Всесоюзному радио, в новогоднюю ночь 1944 года — после полуночного боя курантов Московского Кремля.

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надежный оплот!

Партия Ленина - сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведет!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил:

На правое дело он поднял народы,

На труд и на подвиги нас вдохновил!

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надежный оплот!

Партия Ленина - сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведет!

В победе бессмертных идей коммунизма

Мы видим грядущее нашей страны,

И Красному знамени славной Отчизны

Мы будем всегда беззаветно верны!

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надежный оплот!

Партия Ленина - сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведет!

ГИМН БЕЗ СЛОВ

23 ноября 1990 г. на сессии Верховного Совета РСФСР состоялось первое исполнение нового государственного гимна РСФСР, а 27 ноября 1990 г. гимн был утвержден как государственный гимн РСФСР. Правда, это была одна только музыка. Это было незавершенное музыкальное произведение композитора М. И. Глинки. Еще в 1895 г. среди его бумаг обнаружили набросок мелодии с названием «Motif de chant nationale» («Мотив национального гимна»), написанной в конце 1834 г. Видимо, композитор обдумывал музыку для создания государственного гимна, но сделать все не успел.

Указом президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. государственный гимн Российской Федерации был утвержден, но Государственная Дума его не утвердила.

К вопросу о гимне вернулись в 2000 г. , а музыка осталась от прежнего гимна, новые слова к гимну снова написал С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 г. Таким образом, в XX в. Россия вступила с обновленным гимном.

Многие считают, что символы Российской Федерации заимствованы из других стран, но изучив историю символики нашей страны, мы можем сказать, что это утверждение не верно.

1-й куплет:

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2-й куплет:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3-й куплет

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)