Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История города Мариинска

Знать историю родного края – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни. Историческая память народа, историческая память поколения, знание истории своей страны и своего народа - основа духовности нации ее жизнеспособности.

Знание особенностей своей малой Родины – залог глубокого и искреннего патриотизма. Не слишком ли часто «за интересом», за экзотикой едем мы куда-то за горы, за долы и там ищем «чего-то такого» неизвестного, необычного. А всегда ли знаем подробности своей «ближней глубинки?»

Мариинск можно с полным основанием назвать маленьким братом старейших городов. Иные из этих братьев - ровесников известны новыми улицами, новыми заводами. А Мариинск все так же скромен, а благодаря своим неутомимым краеведам хранит свою негромкую славу. «Ростом» город не вышел, зато цепкостью взял, превратившись сегодня в одну из тысяч российских районных столиц.

Мариинск, что на востоке Кемеровской области, на географической карте отмечен маленькой точкой. И река Кия, на извилистых берегах, которых расположен наш городок, помечена голубой лентой.

Интересную судьбу имеет город. Возникнув почти на пустом месте, в таежной глухомани, небольшое поселение становиться большим, а с возникновением Никольского собора – селом, а затем и городом.

Среди двадцати индустриальных городов Кемеровской области, в которых тон задают горняки, металлурги, химики, машиностроители, Мариинск стоит особняком.

Хотя и мал наш город, но идет к будущему в едином строю городов и сел страны. Города, села, как и люди, имеют свою биографию. Свою судьбу имеет и город Мариинск.

У сибирского тракта

Довелось ему встать.

У него свой характер

И особая стать.

Вдоль красавицы Кии

На изломе речном

Был наш город впервые

В декабре наречен.

Глинобитные трубы

Да слепое окно.

Листвяговые срубы-

Не охватишь бревно.

Если беглый иль ссыльный

Был не временный гость,

Значит духом был сильным

И крепка его кость.

Он и строил, и сеял,

И не мерил версту,

И привез из России

Красоту, люботу.

Вороша свою память,

Мог такую резьбу

Из тесины сварганить-

Не узнаешь избу.

Самородный художник

Красоту создавал.

Перед нею и дождик,

И мороз пасовал.

В. Веретенников.

Мариинск – старый добрый город с именем императрицы Марии Александровны. Свою историю в статусе города Мариинск пишет с 1856 года. В 18 веке на правом берегу реки Кии появилось поселение. Окрестности Кийского поселения поразили русского человека. Обильные урожаи, леса, богатые дичью, реки полны рыбой. Эти богатства ускорили приток русских, и поселение стало быстро развиваться. Старый Московский тракт дал дыхание Кийску. По нему в 1791 году проезжал Радищев, который писал потом: «От Кии до Ачинска места прекраснейшие, дубравы для хлебопашества и скотоводства удобные». Ехал Радищев в Илимский острог, в ссылку. По Московско – Иркутскому тракту ехали и золотопромышленники, купцы, старообрядцы. Ехали переселенцы из Подмосковья, из Средней и Северной России, с Украины. И не было у них никакого богатства, кроме рук, плотницкого топора. Мастера.

Также важную роль в развитии села Кийского сыграло в начале 19 века развитие золотых приисков на реке Кии. С открытием месторождения началась «золотая лихорадка». Через село Кийское проходили все хозяйственные операции золотоискателей.

6 декабря 1856 года было издано высочайшее повеление «Об учреждении в Томской губернии особого округа, со средоточением окружного управления в селе Кийском, с переименованием последнего в город». 22 июля 1857 года новый округ был открыт с торжественными церемониями, а село Кийское преобразовано в город Кийск, или как тогда выражались «возведено в степень города».

В октябре 1857 года Сибирский комитет обращается к императору Александру 2 с просьбой переименовать город Кийск в город Александровск. Император на прошении написал: «Мариинск».

Название «Мариинск» он обосновал тем, что округ и город Кийск были открыты в день тезоименитства государыни императрицы Марии Александровны.

Кто она была – Мария Александровна?

Из письма наследника - цесаревича Александра Николаевича, своему отцу, императору Николаю I, 25 марта 1839 года:

«Здесь, в Дармштадте, встретил я дочь царствующего великого герцога, принцессу Марию. Она страшно мне понравилась, с самого первого момента, когда я ее увидел. И, если ты позволишь, дорогой папа, после моего посещения Англии, я снова возвращусь в Дармштадт».

По национальности – немка, до замужества носила имя Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария (1824-80), принцесса Гессен Дармштадская, дочь Великого герцога Гессенского Людовика II, после замужества и принятия православия – Мария Александровна.

« - И крещается раба Божья Мария во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь. ! Целуй икону, дитя! - мягко прошелестел митрополит, касаясь ее волос, благовонными перстами и осторожно брызгая в лицо святою водой. Она благоговейно приложилась губами к холодной темной дощечке, пахнущей ладаном и почему - то яблоками. Слезы, против воли, побежали из глаз

- Ну - ну, не нужно дитя, что ты! Это светлый день и Ангел - Хранитель твой на Небесах радуется за душу твою, зачем слезы?! - с мягкой строгостью пожурил священник, и уже другим, твердым голосом, потребовал: - Читай за мною, раба Божья Мария, дочь Александрова: "Верую, Господи и исповедую"

Она послушно повторяла одеревеневшими от волнения губами текст длинной славянской молитвы, Символа Веры, однако, он был почти понятен ей в этом ее горячем воодушевлении, когда она, казалось, сердцем проникала в тайный смысл затейливых древних слов: "Исповедую едино крещение в оставление грехов. Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. " Она осознала вдруг, внезапно, радостно, что вместе с новым именем начинается совершенно новая жизнь, в которой, быть может, не будет места холоду одиночества, злым насмешкам, презрительным улыбкам и тому чувству растерянности и горечи, которое всегда одолевало ее в далеком теперь Дармштадте.

Звонили радостно и гулко колокола, а когда выходила Великая княгиня Мария Александровна, невеста наследника-цесаревича, из приделов храма, ведомая под руку сияющим женихом, показалось ей, что в декабрьское сизое небо, по морозному воздуху, взметая крылами серебряную пыль, унеслась вихрем целая стая голубей Благословляющий знак, добрый!»

И в звании императрицы оставалась женщиной в лучшем значении этого слова: красивой, любящей и полной неутомимой жажды делать добро. Она вела большую просветительскую и гуманитарную деятельность. В 1844-1862 — попечительница Выборгской школы Женского патриотического общества. С 1860 осуществляла главное попечительство над заведениями Ведомства учреждений императрицы Марии. По ее инициативе открыты всесословные женские гимназии и женские епархиальные училища, в том числе и в Мариинске – в 1912 году.

Содействовала созданию барачных лазаретов при городской Рождественской больнице (1871), позднее носивших ее имя, и Училища лекарских помощниц при ней (1872). Способствовала учреждению Российского общества Красного Креста. С середины 1860-х гг. самостоятельной политической роли не играла. В 1876-1877 гг. выступала в поддержку славянских народов на Балканах. Оказывала покровительство Обществу восстановления христианства на Кавказе, Российскому миссионерскому обществу, Обществу распространения духовно-нравственных книг, Братолюбивому обществу в Москве. Владела Александрией под Петергофом.

Мария Александровна была еще и многодетной матерью, родившей восьмерых детей Александру Второму и пережила двоих из них - дочь Александру и сына Николая, последнего она хоронила двадцатилетним;

Ее Императорское Величество, Государыня Императрица Всероссийская, Мария Александровна, тихо скончалась в Петербурге, в Зимнем дворце, в собственных апартаментах, в ночь со второго на третье июня 1880 года. Смерть пришла к ней во сне. Согласно завещанию похоронена в Петропавловском соборе Санкт - Петербурга четыре дня спустя. После ее смерти в шкатулке нашли письмо, адресованное мужу, в котором она благодарила его за все годы, проведенные вместе.

Погребена в Петропавловском соборе в Петербурге.

Из воспоминаний А. Ф. Тютчевой, фрейлины двора о невесте цесаревича, принцессе Марии:

"Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление красавицы; но она была необычайно изящна тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера. Черты ее не были правильны. Прекрасны были ее чудные волосы, ее нежный цвет лица, ее большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль ее не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, что свидетельствовало о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка составляла странный контраст к выражению ее глаз"

2 октября 2007 года исполнилось 150 лет со дня присвоения городу имени Марии. «Здравствуй, Мария!» - под таким названием в Мариинске состоялся уникальный по своей значимости праздник, посвященный открытию памятника императрице Марии Александровне. Решение о создании памятника державной супруге, известной своей благотворительностью по всей России, было принято Советом общественности Мариинского района. Утонченная и грациозная бронзовая фигура с голубем в руках, как символ города у многих вызвала радость и гордость за свой город.

Жители Мариинска гордятся своим городом.

Века истории оставили на сибирской земле яркие следы. Такие следы мы видим и в нашем старом городе Мариинске. Когда видишь деревянные постройки конца 19-го начала 20-го веков, поражаешься их прочности, фундаментальности. Конструктивные приемы и традиции убранства жилых и бытовых построек отличаются своей житейской целесообразностью.

Мариинск - один из тех городов, который сохранил в целом традиционный архитектурный облик прошлых времен. Прогуливаясь по его улицам, восхищаешься чудесами деревянного зодчества: богатой резьбой стен, резных наличников, металлическими кружевами узорных решеток. В Мариинском орнаменте сохранился узор, восходящий к декоративному искусству 17 века: два завитка, две птицы. Птицы прикасаются клювами к солнышку – цветку, круглому, с двумя листьями. Стебель цветка и длинные тонкие ножки

До сих пор привлекают внимание горожан и гостей города и каменные здания, построенные в стиле «сибирского барокко». Главным образом, это постройки общественного назначения. Окруженные деревянными домами, они создают с ними удивительные ансамбли. Некоторые из каменных построек украшены декором, на которые явно повлияло деревянное декоративное убранство. Птицы – стражи круга с ростком повторяют извечную тему «древа жизни».

Символ жизни и символ деревянного резного узорочья старинного зодчества является несомненной гордостью нашего города и отражены в гербе. Колосья вверху означают принадлежность к сельскохозяйственному району. Изображение дано на голубом фоне, символизирующем чистоту и свежесть мирного неба. Щит окружен тополиными ветвями, которые в золотистом исполнении придают гербу нарядный торжественный вид. Голубая лента, переплетающая ветви, ассоциируется с голубой лентой реки Кии, которая причудливо извивается вокруг города.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)