Историческое прошлое станицы Старочеркасской
Чем же славен Дон? Край Донской славен поэтическими преданиями, песнями, яркостью и самобытностью традиций и обрядов, пронесенных через столетия. Это земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей, которые работают от зари до зари, желая сделать родной край ещё краше.
В Ростовской области много исторических памятников и культурных центров. Они являются достопримечательностями нашего края. Одна из них станица Старочеркасская, бывший город Черкасск, столица донских казаков. Трудно найти на Дону ещё такой заповедный уголок, где дышится стариной, где все так живо напоминает историческое прошлое. Старый город привлекал путешественников именно этим ароматом старины, кривыми улицами и переулками, казачьими куренями.
8 июня 1820г. станицу посетил А. С. Пушкин и генерал Н. Н. Раевский, который в письме к дочери писал: «Сей разжалованный город в станицу ещё более обыкновенного залит водой. В нем осталось домов 700, в том числе несколько старых фамилий чиновников Словом, Старый Черкасск останется вечно монументом: как для русских, так и иностранных путешественников».
Как столица земли области войска донского «старый город» прекратил своё существование 9 мая 1806г. в этот день атаман М. И. Платов по весеннему половодью совершил переезд войсковой канцелярии в Новый Черкасск, который строился на голой аксайской возвышенности. Такое решение было принято из-за ряда обстоятельств.
К началу 19-го столетия, когда Россия укрепилась на берегах Приазовья и Причерноморья, Черкасск потерял свое былое военно-стратегическое значение. Потому что ежегодно город подвергался разрушительному наводнению, которое на несколько месяцев превращало его в плавучую станицу, названную иностранными путешественниками «донской Венецией». В 1801г. итальянский инженер Антонио Людвиг де Романо разработал проект защиты города от наводнений, но он не был принят, т. к. требовал больших затрат: город нужно было перестраивать на искусственно возведённой насыпи.
Правительство России давно хотело упразднить казачье самоуправление. И используя предлог о переносе столицы на другое место , надеялось осуществить свой замысел. Ведь Черкасск на протяжении 17-18 столетий был очагом антифеодальных движений. Всё это в совокупности и решило судьбу Черкасска.
С 1970 года столица Старочеркасская превращена в историко-архитектурный музей-заповедник. Станица ожила. Отреставрированы церкви и здания. В летнее время огромное количество туристов посещают станицу.
Возникновение Черкасска относится к концу 16-го столетия. Первое упоминание о городе встречается в летописях времён царствования Ивана Грозного: «Пришли из-за Днепра черкасцы на Дон с князем Вишневецким и, там поселившись, город Черкасской построили». Постепенно непрерывно пополняли население Дона беженцы с Украины, великорусские крестьяне. Этим объясняется нерушимый союз Донских казаков и Украины с запорожцами.
Остров, выбранный для поселения, защищенный со всех сторон водой, был надежным пристанищем для казаков. В самом начале город состоял из узеньких улиц и теснящихся куреней и землянок. Единственным украшением была часовня, да башня – каланча, на которую казаки несли сторожевую службу.
В деревянном городе часто случались пожары, но он отстраивался снова.
Турки совершали частые набеги, уничтожали всё до основания. В 1643г. разорили Манычский и Черкасский городки, сожгли городок на Монастырском Яру. Позже турки, татары, нагайцы безуспешно пытались овладеть городом.
В источниках 18-го века говорится, что город «Черкасский изрядно построен и укреплен по-старинному устрою, с раскатами и башнями». Крепость расположилась на острове, образуемым Доном, Танькинским ериком и Протоком, отделяющим её от степной равнины. На валу стояли стены с двойным рядом дубовых Полисадов, набитых внутри землёй. Крепость дополняли деревянные башни и ров, заполненный водой.
Внутри город – крепость, разделяется: Черкасская, Прибылянская, Дурновская и др. Названия селений произошло от куреней или станиц, из которых образовалось казачье войско. А. Ригельманом составлен план, где кроме стен Черкасск снаружи был укреплён дополнительно одним большим – Даниловским раскатом и десятью меньшими.
Черкасская крепость в 17-18 веках представляла собой грозное сооружение, свидетельствующее о том, что казаки прочно обосновались на этом месте, и не собираются его оставлять.
Крепостные укрепления и валы теперь исчезли, а на их местах установлены памятные обелиски с чугунными пушками. На нашем пути в станицу встретится первым Ивановский раскат.
Внимание гостей обязательно привлекут плетни, деревянные курени, сохранившие до наших дней старинную планировку. Резные наличники, угловые пилястры и ставни, выделенные белой краской, придают им живописный и нарядный вид.
Курени появились на Дону во второй половине 17-го века, когда жизнь казаков приобрела более оседлый характер. Раньше они обитали в наскоро сделанных землянках, которые в случае опасности оставляли и уходили. В жизни казака мир был временным, тревога была спутницей казака. «Содержа долговременный мир, мы остаемся и босы и голодны» - писали они царю, но тем не менее удобные жилища были по достоинству оценены. Курени строили на высоких сваях, которые предохраняли жилые комнаты от подтопления. В комнаты поднимались по лестнице на «галдарею» так называли закрытый со всех сторон балкон. Нижний этаж (омшаник) использовался в качестве подсобных помещений для хранения различного хозяйственного инвентаря. Де Романо писал: «Все без исключения деревянные дома имеют галерею по фасаду и ещё с одной стороны: на них спят летом. Эти наружные галереи – готовые костры во время пожаров: улицы так узки, что с противоположных галерей можно пожимать друг другу руки». Поэтому пожары выжигали город дотла. Дошедшие до наших дней курени относятся ко второй половине 19-го века. Они были богато украшены широкой, ажурной резьбой.
Широкая, ажурной резьбы доска, которую прибивали к карнизу над напуском четырехскатной крыши, придают особую выразительность фасадной части куреня.
Жилища казаков прошли длительный путь развития – от мазанок до многокомнатного дома, который делился на прихожую и горницу, к которым примыкают сени, чулан и «галдарея».
Курени встречаются и сейчас в Старочеркасске, они составляют архитектурный фон города. Правда, уже покосившиеся, многие потеряли своё резное убранство, но тем не менее несут память о прошлом.
Возможно, поэтому в Старочеркасске сохранилась традиция проведения фольклорных праздников, которые проходят летом, каждое третье воскресенье месяца.
В нашей семье стало доброй традицией раз в год посещать станицу Старочеркасскую, во время таких празднеств. Самой яркой и запоминающейся была поездка 20 августа 2005 года, когда я побывала на 355-летии станицы.
На берегу Дона, у пристани, был устроен праздник. Только приглашенных гостей было около 20 тысяч. Сюда съехались фольклорные ансамбли с разных республик, городов, станиц и хуторов, с Кубани, Запорожья, Оренбурга и т. д. Приехали из разных мест Ростовской области народные умельцы для того, чтобы показать, что создано их руками. Здесь и резьба по дереву, изделия из бисера, украшения, плетёная мебель, иконы, картины, барельефы и статуэтки. И когда смотришь на них, невольно возникает чувство гордости за своих земляков, что в такое трудное время создают настоящие шедевры. Пройти мимо, не купив чего-либо, не возможно. Я тоже на память приобрела несколько сувениров.
Концертная программа началась с 10 часов утра и длилась до полуночи. Артисты художественной самодеятельности показали сцены из жизни и быта казаков: проводы солдата на службу, свадьба и т. д. Поздравить Старочеркассцев приехали народные ансамбли «Иван Купала» и «Русская песня». Выступление Надежды Бабкиной вызвало шквал аплодисментов. Заместитель атамана войска донского преподнёс в дар артистке икону «Божья Матерь».
Казаки катали желающих на лошадях. В небо взмывались красочные воздушные змей и шары. Я была свидетелем, как запускали огромный воздушный шар.
Праздник закончился фейерверком.
Я, конечно же, побывала и в Войсковом Воскресенском соборе. На меня произвело огромное впечатление украшение собора: особенно грациозный барочный пятиярусный иконостас, где старинные иконы обвиты красивой резьбой в виде виноградной лозы и гроздьев, покрытый позолотой. Он кажется драгоценным кружевом на чистом фоне побелённых стен. На хорах изображено 35 фрагментов из Ветхого и Нового заветов, и под каждой картиной пояснительная подпись, как в композиции изгнания Адама и Евы из рая:
« И грозного божьего гласа встрепеташа,
И, скрышася, грех бо свой познаша».
До сих пор поражает собор своим величием и красотой. Находясь у таких памятников, поэты слагают стихи:
Как песня храм струится в высоту,
Он рвется ввысь, торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылен –
Для бога он иль не для бога строен,
Но человеком был воздвигнут он,
И нет в нем лицемерного смиренья,
Безвестный зодчий, дерзостен и смел,
Сам стал творцом и окрылил каменья
И гордость в них свою запечатлел.
И ты стоишь на каменном пороге,
И за людей душа твоя горда –
Приходят боги и уходят боги,
Но человек бессмертен навсегда.
При входе в собор поразила достопримечательность: кандалы Степана Разина, в которые он будто бы был закован в древнем деревянном соборе перед отправкой в Москву. Позже эти кандалы и цепи были выставлены в назидание мятежному и вольному казачеству. Не далеко от цепей в стене замурована плита, за которой находится прах войскового атамана Корнила Яковлева. Рядом с собором стоит двухъярусная колокольня, построенная в 1725 – 1730 годах. Это единственная шатровая колокольня 18-го века на юге России (её высота 45,8 м). С верхней площадки колокольни открывается чудесный вид на станицу, на реку Дон.
На соборной площадке – майдане выставлены азовские пушки, створки крепостных ворот, коромысло и стрелка торговых весов – символы покорения Азова и овладения казаками торговыми путями и устьем Дона. Здесь, в Черкасске, 31 августа 1696 года впервые в истории России произведен фейерверк в честь победы русского оружия под Азовом. Да, трусов на Дону не терпели! Храбрость признавалась высочайшей добродетелью. Об этом так говорят казачьи пословицы и поговорки: «Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет», «Казачья смелость порушит любую крепость», «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен», «Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить». Здесь же в 1670 году Степан Разин призывал голытьбу идти на Москву. На майдане, на войсковом кругу, 9 мая 1708 года, был избран войсковой атаман Кондратий Булавин и через время тут же, на площади, был казнен.
Достопримечательностью Старочеркасска является архитектурный комплекс 18 – 19 веков, подворье войсковых атаманов Ефремовых, который был обнесен каменной стеной. Первой постройкой был дворец, напротив возведена домовая церковь. После реставрации там была размещена одна из выставок Старочеркасского историко-архитектурного музея – заповедника. Затем был построен двухэтажный каменный корпус, где ныне существует Монастырская гостиница. В Старочеркасске есть действующий монастырь, на территории которого расположена выставка «Старый город Черкасск 16 – 20 века», рассказывающая об истории донского казачества и его столицы – Черкасск. Войти на территорию монастыря можно через святые ворота, единственные по своей архитектуре.
Я обошла все здания музея – заповедника. Увидела много интересного: войсковые регалии, оружие, одежду казаков – некрасовцев, рыбачьи снасти. В музее сохранены предметы, входившие в убранство дома зажиточного казака и старинной казачьей кухни.
Торговая площадь украшена декоративными указателями.
Рассказывая о Черкасской старине, хотелось бы вспомнить и о том, что Черкасск – родина многих военных деятелей Дона, принимавших активное участие в войнах России: Краснощекова И. М. , Фролова В. Ф. , Денисова А. и М. И. Платова.
Атаманы на битву за волю
Поднимали донских казаков
И земля под копытом стонала,
Содрогалась от топота степь.
Казаки, неуемно мятежные,
Бились храбро за волю и честь.
Вокруг Преображенской церкви сохранилось старинное кладбище. На нем похоронены некоторые атаманы 17 – 19 веков: атаман Данила Ефремов, атаман Орлов (участник штурма Измаила), атаман И. М. Краснощеков (участник войны со шведами). Здесь покоятся многие генералы и офицеры – участники Отечественной войны 1812 года. Обещали на этом кладбище создать мемориальный комплекс славы русского оружия.
На Дону мои корни,
Моих предков святая земля.
Своей жизнью они отстояли
От врагов край родной для меня.
Без истории нет будущего. Один из философов писал: «Седая древность при всех обстоятельствах останется необычайно интересной эпохой для будущих поколений, ибо она является основой позднейшего прогресса». Станица Старочеркасская и её окрестности изобилуют памятниками и памятными местами. На юге России нет другого такого места, где бы в таком количестве были предоставлены памятники, созданные умелыми руками многих поколений.
Покидая станицу Старочеркасскую, мы ещё долго будем любоваться красотами окрестного пейзажа, маяками её церквей на фоне равнинного степного пейзажа. И испытывается гордость за донских казаков, которые жили много лет назад и благодарность тем, кто сберег все памятники для нас, молодого поколения.
Я – казак. Сыновьям завещаю
Край донской наш беречь и любить.
Коль с врагами придется сразиться,
Для потомков свой край сохранить.
Заключение
Без знания прошлого своей родины нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.
Казаки по–сыновьи бережно относились к природе родного края, называя степь – Матушкой, а Дон – Батюшкой, хранили народные традиции. Они понимали, что это их жизнь, будущее их детей и внуков.
Бережное отношение к истории нашего края, её традициям – святой долг каждого из нас. И воспевать свою землю, как это делали наши деды и отцы:
«Родимый край как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов Тебя люблю, родимый край И тихих вод твоих осоку, и серебро песчаных кос, плач чибиса в куге зеленой, песнь хороводов на заре и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон – не променяю ни на что»
Комментарии