Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Источники, названные в честь святых

Интересно, почему же воде отводится большая роль в жизни человека? Может быть потому что он по большей части состоит из воды? Или потому что наши далёкие предки обожествляли воду и считали её населённой различными волшебными существами. Также, судя по всему, сказывается то, что человек без воды может прожить 3-4 дня, тогда как без еды – около 7-8 дней. И всё это в совокупности создаёт то, почему вода в любых её проявлениях всегда почиталась человеком, особенно в засушливых и почти безводных районах, например, в пустыне.

Меня сильно заинтересовала эта тема, и я решил изучить её. Глобальной целью для себя я поставил такую: узнать об истории родников и значении родниковой воды в жизни человека. Основные задачи я выделили такие: а) Влияние воды на здоровье человека; б) Использование воды в древности; в) Использование воды человеком в быту; г) Привлечь внимание общественности к защите родников.

Издавна родники почитались человеком, так как родники – это вода, а вода – даёт жизнь всему живому на Земле. Вода не только особая пространственная сфера, но и граница между небом и миром. Она же разделяет этапы жизни человека. Очистительные обереги и омовения сопровождают его рождение, свадьбу и смерть. Преодоление водной стихии как границы между жизнью и смертью – традиционный мотив в мифах и обрядовом фольклоре.

Необычайная значимость воды подчёркивается в её соотнесении с землёй и огнём. В рукописи 16 века излагается спор Земли, Огня и Моря (воды) о том, кто является матерью всего сущего. Земля соглашается признать материнство Огня только по отношению к ветрам, скоту, пресмыкающимся, в частности змеям. Море возражает обоим, а Земле говорит, что оно её мать, потому что без воды она ничего не сможет родить.

В отличие от земной и подземной небесная вода считается животворящей. Дождь выступает вещественным мифическим свидетельством союза Неба и Земли, мужским оплодотворяющим семенем. Капли дождя отождествлялись также с зерном, которое просеивается и развеивается посредством отличие от земной и подземной небесная вода считается животворящец. м. потомков.

сита и веялки, то есть дождевых туч.

В древности существовали специальные ритуалы вызывания дождя для успешного роста злаков. Примерные сроки этих магических по характеру молений – с 20 по 30мая, с 11 по 20 июня, с 4 по 6 июля и с 15 по 18 июля. Во время ритуалов люди обращались не к какому-то богу , а к родникам, кладезям, рекам. Воде жертвовали кур, которых либо топили в воде, либо ели возле источников.

Считалось, что первый дождь обладает особой животворящей силой. Он молодит и красит лицо, оздоравливает человека и дарует ему счастье. Поэтому люди спешили умыться первой дождевой водой.

Те же свойства приписывались весенней воде, когда реки очищаются ото льда. В это время в источники не бросали камни, старались не беспокоит воду, так как она являлась « роженицей».

Мифическим воплощением живительной силы воды стали и родники - «громовые ключи», бьющие из-под камней. Их происхождение объяснялось ударами молний (стрел) бога-громовника.

С водой как первоначалом всего сущего связана ее роль в очистительных актах. Вода смывает и топит всякие напасти злых сил. В то же время ритуальное омовение было свидетельством « второго» рождения и именно в этом смысле перешло в христианскую символику крещения как духовного рождения человека.

Ритуальное омовение считалось обязательным на каждый второй день весенних и летних праздников. Известно также купание в крещенских прорубях после ряжения на святках. Особое значение купанию придавали в день Купалы, в день заговения на Петровский пост, в Переполовение. Волхвы советовали купаться в реках и озерах во время дождя, а перед встречей молодого месяца еще и умываться с серебра, чтобы предохраниться от недугов, обрести белизну кожи и силу. (4).

В наше время проблема загрязнения родников очень актуальна. Моря, реки, озёра- всё благодаря не всегда уместному вмешательству человека потихоньку, а где-то и более быстрыми темпами загрязняется. Взять хотя бы, к примеру, одноглазых, а то и вообще без оных, рыб в Москве-реке. Да и многие водоёмы России тоже частенько содержат подобные «сюрпризы».

Порой люди думают, что несчастье может произойти где угодно и с кем угодно, но только не с ними. А это неправда. И наши городские родники не избегли печальной участи своих иных собратьев. Например два родника в Маклинском лесу. Прежде чем набрать из них воду, приходится откинуть в сторону пару бутылок или иные свидетельства пребывания здесь человека.

Вот из такого родника мы берём воду

Родник Петриха, что в конце улицы Григория Соколова, также испытал на себе губительное соседство с нынешним человеком. И это всё несмотря на то, что родникам раньше отводилась священная роль как до принятия христианства, так после этого. Например, славяне в праздник Ивана Купалы (ночь с 23 на 24 июня) должны были «многое успеть: через костёр перепрыгнуть, в живительных водах омыться, травы собрать, которые только на Купалу и набираются особой целебной силой. Православная церковь в этот день чествует память Иоанна Предтечи, который крестил самого Иисуса Христа. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой». (1).

Ну а теперь о самих родниках.

Родники бывают рукотворные, то есть те, которые человек при помощи своих природных способностей нашёл и выкопал. Обычно это делают считающиеся святыми люди. Родники бывают и природные. Это те, которые возникли без чьей- либо помощи, находя себе дорогу на поверхность земли. Таковыми являются практически все родники.

Итак, проиллюстрирую свои слова.

Вот, например, в окрестностях села Колюпанова, в Тульской области, приблизительно в расположении одной версты, находится овраг, довольно крутые склоны которого покрыты лесом, а по дну протекает небольшая речка Прошенка. Именно здесь в сороковых годах XIX века на одном из склонов этого оврага блаженная Евфросиния (в миру княжна Вяземская фрейлина Императрицы Екатерины II) в возрасте 100 лет собственными руками ископала небольшой колодезь. Всем больным, кто приходил к Евфросинии за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будьте здоровы». Окрестные жители действительно получали исцеление или облегчение своих недугов. Ну а теперь поподробнее об этом роднике: «На источнике блаженной Евфросинии раньше по одной трубочке вытекала вода. Тогда не купались – воды было по щиколотку, и искупаться было трудно, только на себя поливали. Но тогда и этого было достаточно. Батюшка Христофор говорил, что «и одна капля исцеляет». Раньше струйка воды в источник текла, а теперь рвётся из – под земли святая вода.

Над купальней, в которую можно погрузиться с головой, вырос сруб часовни. Даже зимой в сильный мороз есть охотники окунуться. И как щедро изливается вода из источника блаженной Евфросинии, так щедро источаются чудесные исцеления. Крест над источником, надпись, такая сердечная, такая добрая, что кажется, будто голос блаженной Евфросинии слышится: «Берите воду из моего колодца и будьте здоровы».

Свидетельства чудесных исцелений стали записывать. Да разве все записать!

Игуменья Евфросиния может рассказывать без конца « Приезжала к нам женщина с пятилетним мальчиком. Мальчик - то слепой. Приложился к могиле блаженной Евфросинии, мама мальчика приложилась, просили, очень просили об исцелении. Потом на источник я их повела. И прозрел мальчик! Не отказала Евфросиния. Никого не забывает святая старица. Чудеса – то они здесь, у гроба, постоянно совершаются. »

« Женщина стоит на коленях у надгробья блаженной и рыдает. Ребёнок её тянет: «Мама, мама», а она ещё громче рыдает. Её стали успокаивать, мол, ребёнок вас зовёт, успокойтесь. А она сквозь слёзы еле выговорила: « Да ведь он у меня с рождения немой»

Вот ещё несколько поразительных записей.

«16 июля 1995 года. Буданов Дмитрий, 3-х лет, житель Тулы (ул. Марата, д. 33). Приехал вместе с мамой Будановой Риммой Михайловной, которая работает медсестрой в больнице имени Семашко в Туле. У Димы была врождённая слепота, сросшиеся веки. После панихиды на могиле блаженной Евфросинии у мальчика открылись веки, а после купания в источнике зрачки стали двигаться, и он стал видеть».

«Сорвин Александр родился 24 марта 1998 года слепым. Отец Сорвин Игорь Викторович и мать Сорвина Римма Николаевна, жители Тулы (Демидовская, д. 56, корп. 2, кв. 44). Врачи при рождении подтвердили, что ребёнок слепорождённый и будет ли видеть после операционного вмешательства, неизвестно. 6 месяцев от роду был привезён на могилку блаженной Евфросинии в Колюпаново и после молитвы и умывания на источнике прозрел, стал реагировать на свет. Врачи после обследования с удивлением подтвердили факт прозрения. Отец и мать младенца счастливы и благодарят Бога и всех, кто помогал им в беде». (2)

В 1885 году, через 30 лет после смерти блаженной, над её источником была поставлена деревянная часовенка. Со временем деревянная часовенка- навес обветшала и потому в 1909 году была снесена, а на её месте на средства благотворителей была сооружена деревянная крытая железом часовня и при ней деревянная купальня.

Продолжая тему о святых источниках я расскажу о родниках села Дивеево Нижегородской области.

Источник преподобной Александры.

На могилке матушки Александры сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание исходящее из могилы. А иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому сложилось поверье в народе, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилки матушки Александры. Здесь происходило много исцелений. Он оказался затопленным водой реки Вичкинза, когда ее запрудили и устроили водохранилище (пруд).

Современный источник возник под горою за аптекой сам, впоследствии был расчищен. И поскольку источник матушки Александры не сохранился, он считается ее источником. В праздник сюда приходят крестным ходом освещать воду.

Был еще один источник матушки Александры, за версту по течению реки. Старица вырыла этот источник сама, когда для созидаемой ею Казанской церкви ломали камень для извести под горой на берегу реки Вичкинзы. Она приходила сама носить камни и для утоления жажды рабочих и прохлаждения от трудов и жары вырыла этот колодезь. Над источником была построена часовня , в которой хранилась Иверская икона. Ныне этот источник находится в запустении. Старое название перенесли на новый источник, который находится недалеко от теперешнего источника матушки Александры.

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери.

Этот самый старинный из всех святых источников Дивеева, был известен еще в XVIII веке, при матушке Александре. Источник имеет название в честь одной из самых почитаемых в русском народе икон – Казанской иконы Божией Матери.

Издавна в Дивеево над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939года в ней служились молебны. В центре часовни был сруб-колодец – сам источник. Из-под стены наружу тек ручеек, из него брали воду. Когда часовню сломали, дивеевский житель обрел подо льдом замерзшего источника икону Казанской Божией Матери очень древнего письма. В 193году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника(Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.

На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освещать воду.

Источник пред. Серафима (пос. Цыгановка).

В 60-х годах, когда место будущего источника входило в запретную зону, охранникам явился старичок в белом балахончике. Пограничники спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом – забила вода и открылся источник. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позже его хотели засыпать. Подогнали трактор , но сломалась какая-то деталь. Тракторист ждал , пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался. А начальника, который давал приказание засыпать источник, сняли с работы.

В настоящее время на источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны.

Возле часовни устроено место для омовения. Изменено русло протекающей здесь реки

Сатис. Теперь русло огибает источник , в результате чего у часовни образовалось живописное озеро с чистой родниковой водой.

А сейчас я расскажу вам о том, что ближе к нам, а именно о родниках Малоярославца.

В долине реки Лужи, где на высоком берегу расположен город Малоярославец, довольно велика концентрация естественных выходов подземных вод (родников). На сравнительно небольшом участке местности насчитывается более 30 родников. Большая часть их расположена на северо-западной окраине Малоярославца. Есть родники и в оврагах, по которым протекают притоки Лужи: речушка Карижка, ручьи Филатовка и Ярославка.

Родник в овраге под монастырём.

Родники вскрываются на абсолютных высотах от 126 м (Чуриковский родник) до 175 м (родник около кладбища) и получают питание в нарском карбонатном и сетуньско-перекшинском водоносных горизонтах. Вода по своему составу относится к гидрокарбонатному классу группы Са. Температура естественных выходов подземных вод изменяется от 4 С (Монастырский) до 6 С (Чуриковский).

Подавляющее большинство родников является нисходящими. Этажное расположение родников обычно возникает в результате разрушения горных пород под воздействием реки, когда последняя размывает водоносные пласты на различных уровнях. Примером такого расположения могут служить родники, находящиеся вблизи Малоярославца на высоких склонах оврагов.

Но зачастую родники образуются на заболоченных участках, расположенных на первом от поверхности водоупорном горизонте. Питание их осуществляется так называемой верховодкой – грунтовой водой, скопившейся на водоупоре, имеющим ограниченное распространение. В качестве примера подобных источников можно назвать исчезнувшие мочажины, питавшие пожарные пруды в Малоярославце.

Существуют и другие условия возникновения родников, которые имитируют естественные процессы, но по своей сущности являются искусственными, поскольку появились в результате хозяйственной деятельности людей. Так, при особых гидрогеологических предпосылках источники выходят на поверхность в котлованах, карьерах по добыче глин, известняков и т. д. К примеру, такие родники имеются близ деревни Коллонтай в русле небольшой Нечайки (Легойки), где были вскрыты подземные воды в результате добычи местных мраморовидных известняков. Расход (дебит) этих источников достигает 10-15 л/сек.

Широкое использование грунтовых вод предоставило возможность не только располагать поселения людей на большей площади, но и обеспечить многих жителей возможностью владения собственным колодцем, и, следовательно, возможностью жить в непосредственной близости от источников воды.

С родниками и источниками у многих народов мира связаны различные поверья и религиозные обряды. Среди славянских племен также были сильны языческие традиции. Долгое время люди приносили к водным источникам различные дары: монеты, иногда оставляли рядом с ними, а порой и прямо в них пищу. У славян особо почитались духи, обитавшие на берегах водоемов – берегини, видимо, связанные с культом источников и рек, Кроме этого, в славянских народных верованиях в течение столетии сохранились представления о вилах- духах родников и колодцев. На примитивных рисунках они изображались в виде крылатых девушек в длинных платьях, с козьими или ослиными ногами.

Очень интересным для нас является изучение гидронимов, т. е. названий водных объектов, в том числе и родников, поскольку это помогает внимательно приглядеться к окружающей природе, глубже познать наши исторические корни. Подавляющее большинство естественных водных источников Малоярославца не имеет личных имен, а встречающиеся гидронимы можно разделить на пять групп.

К первой группе относятся родники, имена которых указывают на их географическое положение. Так, один из Карижских родников получил свое название благодаря расположению вблизи реки, в которую впадает родниковый ручей.

Чуриковский и Маклинский – получили свое наименование от населенных пунктов, вблизи которых они расположены. Интересно происхождение названия родника Петриха: улица, на которой он расположен, до революции называлась Петровской (ныне улица Григория Соколова. )

Родник «Петриха» и небольшая купальня при нём.

Родник Подзык получил свое название из-за особенностей. Краевед А. Е. Дмитриев по этому поводу писал: « пройдемтесь по улице имени Плеханова, бывшей Подзыковской. Называлась она так потому, что спускается под гору к ключевому колодцу, исстари называемому «подзыком». Слово «зык» означает звук».

«Подзык». Общий вид.

Отдельные родники или их группы получили название благодаря разнообразному использованию их вод: «Портомойка», «Засоловка», «Старая баня».

Особым случаем является расположение источника вблизи монастыря или церкви. Такой родник считают «святым» и , как правило, он имеет название созвучное с названием обители. В Малоярославце это Никольский или Монастырский источник. Второй Карижский родник, вскрывающийся у уреза воды в реке Лужа, названием своим обязан, скорее всего, Карижской церкви.

Стоит также упомянуть и о совсем редком случае. Один из естественных водных источников получил название по имени исторического деятеля России. В 1722 году « Петр I прожил месяц на заводах Вернера Миллера в Малоярославецком уезде на р. Истье, пользуясь там минеральными водами, находящимися поблизости». Так родник в деревне Истья получил название «Петровский ключ».

Как известно, город Малоярославец расположен на высоком правом берегу Лужи у подковообразной излучины. Старая его часть (к концу XV века Малоярославец состоял из небольшой деревянной крепости на Городище и пяти слобод, а размеры города из-за их разбросанности сохранились почти до конца XIX века) ограничена с севера и северо-востока речушкой Ярославкой, а с запада – ручьем Филатовкой. Оба водотока протекают по дну оврагов, на склонах которых вскрываются подземные воды в виде естественных водных источников.

Истоками Ярославки и Филатовки также являлись родники. Концентрация естественных выходов подземных вод на сравнительно небольшой территории, возможно, и послужила образованию поселения. Кроме того, расположение улиц «старого города» полностью повторяет тропинки и дороги, проложенные к таким источникам воды, как родники, ручьи Ярославка, Филатовка, речушка Карижка и река Лужа.

Как свидетельствуют архивы, на родников ручье Ярославке были построены мельницы-колотовки. В документе, датированном 1665 годом, значится мельница « что на оброке Ярославца Малого за посадским человеком за Кирюшкою Савельевым», а также разрешение Черноостровскому Николаевскому монастырю на постройку и беспошлинное владение подобной мельницей.

В 1820-х годах XIX века в Малоярославецком монастыре местные родниковые воды стали использоваться для создания небольших рыбных прудов. Архимандрит Леонид Кавелин в книге « Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря» писал: » В оврагах на ключах подле монастыря устроены три рыбные сажалки, с утверждением на них высоких плотин; на что употреблено 7500руб. ».

Благодаря обилию естественных водных источников, нужды в выкапывании большого количества колодцев не было. На северной окраине города многие жители получали большую часть питьевой воды из родников (Подзык, Петриха, родники в овраге Ярославки).

Еще совсем недавно во многих сельских населенных пунктах и в пригородах малых городов (Малоярославец, Таруса, Боровск) можно было видеть оборудование (каптаж) источников не только деревянными срубами, но и кадушками или бочками без дна, врытыми в землю. При этом родники, как правило, не имели крышек и крыш.

Гораздо больше известно об использовании Малоярославецких родников в начале и первой половине ХХ столетия. Снабжение жителей города питьевой водой по-прежнему осуществлялось из нескольких крупных родников. В монастыре был построен небольшой водопровод, а для подачи воды использовалась гужевая тяга. Жители центральной части города вплоть до 1930-х годов предпочитали покупать развозимую водовозами воду из родника Подзык, продававшуюся за умеренную плату. Этой водой до революции снабжались трактиры, чайные, городские училища, а позже-городские столовые, школы и детские сады. Бочку городского водовоза на Большой Дворянской улице запечатлела одна из фотографий прошлого века.

Около некоторых городских родников были оборудованы «портомойки» (по другому их ещё называют портомойнями или платьемойками), которые использовались местными жителями для стирки и полоскания белья. В 1936 году в Малоярославце насчитывалось четыре портомойки: первая – возле родника Петриха; вторая – в конце Степана Разина; третья – близ родника, расположенного недалеко от кладбища, в овраге ручья Филатовка и четвертая – в овраге ручья Ярославка, близ монастыря.

Такие портомойки, правда, в видоизмененном или разрушенном виде, можно увидеть и сегодня в овраге Ярославке (не используется) и в конце улицы Степана Разина; появилась портомойка недалеко от родника у бывшей «старой» городской бани. Известная художница Е. А. Чернявская даже посвятила подобному сооружению одну из своих картин, которая так и называется: «Портомойня в овраге».

Жители улиц города, на которых или близ которых располагались родники, используемые как источники водоснабжения, ревностно следили за их чистотой. Состоятельные граждане на свои средства благоустраивали выходы естественных источников. Так, например, состоятельный гражданин Мосалов обустроил за свой счет родник Петриху, располагавшийся в овраге на улице Петровской. По воспоминаниям старожилов самыми ухоженными и обустроенными всегда были родники Подзык, Петриха, Монастырский и Карижский.

Священнослужители Черноостровского Николаевского монастыря и церквей города традиционно использовали для водосвятия воды и крещения младенцев местную родниковую воду. Поэтому источникам, воду из которых использовали для проведения религиозных обрядов, уделялось большое внимание.

Издавна родниковая вода использовалась и для снабжения городской бани. Место для бани было выбрано не случайно. Она располагалась у подножия склона, из которого бил ключ. Ключевая вода по системе деревянных желобов подавалась в здание бани, где накапливалась в специальной емкости, в которой ее подогревали. Использованная вода вытекала из бани и по системе водотоков стекала вниз к реке.

Для таких старинных городов, как Малоярославец, состоявших сплошь из деревянных строений, страшным бедствием всегда были пожары, которые охватывали порой целые улицы. В связи с этим, насущной проблемой было сооружение резервуаров для запасов воды на случай тушения огня. И если северная, северо-восточная и центральная части города были хорошо обеспечены водой, то остальным кварталам города воды не хватало. Для тушения пожаров на юге, юге-востоке и юго-западе Малоярославца использовались мочажины, дающие начало Филатовке и Ярославке. До этого момента вода из этих ключей служили заболачиванию окружающей местности. На южной окраине города были устроены два пожарных пруда (один в городском саду, второй – рядом с женской гимназией), а еще один – на юго-западе, около Калужской заставы. Эти пруды, постоянно подпитывающие грунтовой водой и водами, расположенными на первом водоупорном горизонте (верховодкой), использовались пожарными командами для тушения пожаров, а местные жители ещё брали воду из прудов для полива своих огородов и садов в засушливые периоды. Во время ливней дождевая вода приносила в пруды с поверхности города частицы почвы, глины, песка и пожарным командам приходилось периодически очищать дно этих прудов от заиливания и зарастания. В зимнее время пруд, расположенный за старым зданием средней школы № 1, превращался в городской каток.

К концу XIX века население Малоярославца насчитывало 2300 человек (1897 год), а к концу 1905 году в городе проживало уже 3290 жителей. Такое увеличение числа жителей провинциального городка связано с проведением через него железной дороги, связывавшей Москву с Брянском и далее с Киевом. Были построены вокзал, паровозное депо, керосиновые погреба.

Город заметно расширил свои границы. В связи с увеличением численности населения возросла и потребность в водоснабжении. Появились новые улицы, где были выкопаны колодцы, но жители некоторых улиц всё ещё продолжали брать родниковую воду. В самом конце XIX века в городе был проложен первый водопровод. Он обеспечил речной водой паровозное депо и железнодорожную баню. Протяженность его была около трёх километров, и состоял он из чугунных труб, залитых на стыках свинцом. Для подачи воды на берегу реки Лужи построили водокачку (водозаборное здание) и две водонапорные башни (недалеко от железнодорожного депо и в районе товарного двора). На станции Малоярославец была проложена система труб и установлены краны для заправки паровозов водой.

Рядом с паровозным депо выстроили баню. Ею пользовались бригады железнодорожников после смены (кочегары, машинисты), а также местные жители. Использованная вода из бани по системе дубовых труб стекала в специальный пруд, засаженной водой. Растительный покров этого пруда использовался в качестве примитивного биологического фильтра. Он способствовал осаждению и отстаиванию грязи, пыли, а растения интенсивно поглощали из сточных вод биогенные вещества и задерживали твердые частицы. Канализационная система на основе дубовых труб просуществовала на станции до 1980-х годов.

Вплоть до конца 1930-х годов положение с водоснабжением в Малоярославце не менялось. Численность населения увеличивалось очень медленно, так как сказалась разруха и голод революционного периода и Гражданской войны. После революции Монастырский родник пришел в запустение, а монастырский водопровод был испорчен.

Перед Великой Отечественной войной для водоснабжения использовались родники северной и северо-восточной частей города. Воду из родников брали жители близлежащих улиц. Кроме того, ею снабжались пункты общественного питания, больница, детские сады, ясли. По-прежнему из родника Подзык воду развозили по всему городу на продажу.

В 1930-е годы на окраине города, в долине реки Лужи, рядом с небольшим озером родникового происхождения была построена городская засолочная станция. Здесь по особым рецептам приготавливали соленые огурцы и грибы, которые поставлялись на экспорт. Технология засаливания была известна узкому кругу специалистов, а бочки с готовой продукцией опускались на хранение в озеро Родниковое, заменявшее холодильник. В 1970-е годы засолочная станция прекратила своё существование, но родники и озеро сохранились. Место, где она размещалась, малоярославчане старшего поколения до сих пор называют «Засоловка» или «Засолочная».

После освобождения Малоярославца от фашистских оккупантов местные жители долго восстанавливали коммуникации города, поскольку во время упорных боев Малоярославцу был нанесен серьезный ущерб. Были сожжены и разрушены предприятия, школы, жилые дома, другие здания и сооружения, в том числе водокачка и три резервуара водного питания. Кроме этого, отступавшие в 1941 году советские войска взорвали водонапорную башню, располагавшуюся недалеко от железнодорожного вокзала в районе товарного двора. Жители Малоярославца долгое время продолжали использовать воду колодцев и не замерзающих в течение всего года родников. Некоторые горожане, проживавшие вблизи Филатовки, использовали участки его русла для обустройства небольших прудов, а вода из них использовалась в бытовых целях.

Для водоснабжения городского хлебозавода, располагавшегося в одноэтажном монастырском кирпичном здании на улице Кутузова, служил Монастырский родник. От деревянного сруба до цеха были проложены металлические трубы. Рядом с колодцем под навесом располагался двигатель внутреннего сгорания, который приводил в действие насос, закачивавший воду в баки хлебозавода. Вплоть до перевода городского хлебозавода в новые цеха на улицу Кирова (где он располагается и по сей день), при производстве хлеба использовалась вода из Монастырского родника. В это же время продолжал существовать один из монастырских прудов, питавшийся стекающей из Монастырского родника водой.

На северо-восточной окраине города в долине Лужи был построен цех по производству фруктовых вод. В основе его деятельности также был естественный природный источник – родник. Он был каптирован и причислен городской санитарно-эпидемиологической станцией Малоярославца к источникам постоянного водоснабжения. Долгое время это предприятие производило газированную воду и леденцы на палочках, а в середине 1990-х годов была даже попытка выпускать на основе местной родниковой воды пиво, но сложная экономическая ситуация в стране привела к закрытию производства.

В 1960-е годы для удовлетворения потребностей города в воде, с которым уже не справлялись колодцы и родники (численность жителей города до 17500 человек), были пробурены скважины в районе улицы Чернышевского, а также за железной дорогой, напротив депо. На южной окраине растущего города была пробурена скважина и построена водонапорная башня. В течение многих лет городской водопровод получал воду из этой скважины, пока уровень воды не понизился в результате интенсивного водоотбора. Многие родники имели в это время деревянное каптажное оборудование, и жители близлежащих улиц продолжали пользоваться родниками.

В этот период началась прокладка водопроводных сетей по центральным улицам Малоярославца. Внешний водопровод с уличными водозаборными колонками постепенно стал приходить на смену колодцам. Внимание к родникам заметно ослабло и некоторые из них стали приходить в запустение. Каптажные сооружения обветшали, центральные жилы подверглись заиливанию, а местность около них – заболачиванию. В отдельных источниках было отмечено повышенное содержание нитратов (Подзык). На протяжении ХХ столетия дебит некоторых малоярославецких источников уменьшился в результате их интенсивного заиливания (родник в Сквере 1812 года, а также у Боровского моста), а мочажина, питавшие бывшие пожарные пруды перестали существовать.

Тем не менее, во второй половине1990-х годов в городе с почти 30-тысячным населением возродилось внимание к родникам, некоторые из них оборудовали бетонными кольцами, отремонтировали две портомойки.

Урбанизация оказала сильное влияние на родники Малоярославца и его пригородов. В настоящее время многие родники до сих пор используются жителями для питья, а также как резервные источники водоснабжения (Подзык, Петриха, Карижские, Маклинский, один из родников в овраге Ярославки).

Дачники в районе погоста Карижа уже не первое десятилетие берут воду из двух родников, расположенных в долине Лужи, а отдыхающие в Маклинском дачном поселке продолжают использовать воду родника, находящегося в Маклинском овраге.

Источник в Маклинском лесу.

Раньше в деревне Чуриково, а теперь и в одноименном микрорайоне города, некоторые жители и дачники до сих пор продолжают брать ключевую воду из источников на берегу Лужи.

Некоторые родники сохранили религиозное значение, например, около Карижской церкви, Монастырский. В 1991 году Малоярославецкий Черноостровский Николаевский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и там начались реставрационные работы. Был возрожден Монастырский родник, сделан каптаж и построена монастырская купальня, которые позже были перестроены и приобрели более привлекательный облик.

Следует отметить, что ряд естественных выходов подземных вод практически прекратил существование в результате интенсивной хозяйственной деятельности. Восстановление этих родников нецелесообразно, так как они давно не используются местными жителями для питьевых и бытовых нужд (родник в Сквере 1812 года).

Родник в сквере 1812 года

Однако отдельные источники представляют интерес и перспективны как для промышленного применения (скажем, бывший цех по производству безалкогольных напитков, родники в бассейне Нечайки), так и в качестве природных объектов для школьных учебных экскурсий в долине реки Лужи, в овраге Ярославки. (3).

Сопоставив все факты, изложенные в этом докладе, я выяснил, что родниковая вода действительно полезна для здоровья, т. к. содержание в этой воде вредных веществ значительно ниже нормы, разрешённой ГОСТом, или вообще отсутствует.

В исследуемой родниковой воде полностью отсутствуют микробы. Но и в Пудовом колодце, где общее микробное число хоть и равно 1 от нормы в 100 колоний на см3, бактерий нет, а те, что есть, были занесены, видимо, с людьми, совершающими омовения в купальне. Люди используют воду из этого колодца для питья в любое время года, а омовения совершаются даже зимой. И самое интересное, что после этого никто не заболевает. Это подтверждает целебные свойства родниковой воды. Если сравнить анализы воды по их жёсткости, то можно заметить, что вода наиболее мягкая в Пудовом колодце и колодце в деревне Локонское. А в общем сравнении анализов родниковой воды заметно, что в не городских источниках она почти по всем показателям чище и, следовательно, полезнее.

И неудивительно, что раньше в деревнях люди были не в пример крепче и здоровее нынешних городских жителей, ведь вода, употребляемая ими, была чистая, не загаженная промышленностью и удобрениями. А то, что применялось, на качество воды не влияло.

Чтобы доказать влияние чистой воды не только на людей, но и на растения в пяти семьях (у меня дома, у моей бабушки, у моего научного руководителя и у неё на даче а также и у её родителей) независимо друг от друга был проведён такой опыт: подопытные растения были разделены на две группы и первая группа поливалась водопроводной водой, а вторая группа поливалась чистой родниковой водой. И спустя год было выяснено, что у растений из второй группы отсутствовали болезни, у листьев был здоровый блестящий цвет. Тогда как растения первой группы были более хилыми и тусклыми. Их чаще поражали болезни. Это лишний раз доказывает, что чистая вода действует благоприятно и на растения.

А когда в краеведческом музее я интересовался местными родниками, питавшими пожарные пруды то мне дали вот такую информацию: ещё в начале ХХ века в Александровском саду, что располагался на территории нынешнего Дома Культуры и стадиона «Юность», был большой пруд. Но, когда ключи, питающие его иссякли, пруд стал быстро заиливаться и его засыпали после Второй Мировой войны. Точно такая же участь постигла и пожарные пруды, располагавшиеся в районе первой школы. И этот район города до сих пор называется «Прудки».

Кроме этого я встречался с жителями дома № 40 на Первой Совхозной улице и дома № 41 на Второй Совхозной улице. И они показали мне родник с чистой водой, питавший ранее небольшой пруд. Рядом с этим ключом водятся тритоны. И это доказывает чистоту воды, так как эти земноводные водятся только в чистой воде. В загрязнённой же воде тритоны очень быстро погибают.

Читая этот доклад в школе на научно-практической конференции, на классных часах у младших классов я предполагаю, что молодежь, зная о значении родников у наших предков, их значении в наше время сможет понять, что родники необходимо беречь и хранить, чтобы наше нынешнее водное богатство сохранилось и для нас и для потомков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)