Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Старинные обычаи и обряды башкирского и немецкого народа

Много прекрасных обычаев есть у каждого народа, и, наверное, самые привлекательные из них праздники. Почему же появились на земле праздники? Придумали их люди ещё в глубокой древности, чтобы можно было скинуть с себя груз повседневных забот и позабыть хотя бы на некоторое время горе – невзгоды.

Наверное, уже самые первые люди на земле ощущали потребность собраться вместе после удачной охоты на мамонта и, повеселиться при свете костра. Возможно, они украшали шкуры, заменяющие им одежду, цветами. А вместо музыкального сопровождения первым на земле пляскам использовали дубинки, стуча ими, друг о дружку. Так возникли на земле ритмы, так родилась музыка.

Потом человек стал осваивать всё новые и новые просторы земли, орудия охоты и земледелия, а необходимость в праздниках была всё та же. Появились первые государственные праздники.

Корни других праздников (Пасха, Рождество, Ханука) – религии, потому что некоторые обрядовые действия с самого начала имели религиозное содержание. Со временем установились особые порядки проведения таких торжеств, которые постепенно стали традицией.

Наша жизнь не похожа на ту, какой жили наши предки. Изменения вызваны не только техническим прогрессом, но и течением самой жизни. У нас в Росси тоже утверждается новый быт, новые традиции и отношения. Однако не все старые народные обряды переданы забвению. Некоторые из них нашли своё воплощение в новых торжествах. После революции 1917 года Новый год долгое время не праздновался. Но вот он восстановился и превратился в самый весёлый детский праздник с нарядной красавицей – ёлкой. А ведь мало кто сейчас помнит, что новогодняя ёлка пришла к нам от германцев.

Праздники у немцев так богаты рождественскими, новогодними и песнями кануна Нового года, что и в доме с удовольствием слушают песни, источающие благоговение и утешение.

Георг Шюнеман, 1923год.

Рождество справляется во многих странах мира, в том числе и в Германии. Там оно иногда называется Вайнахт (Weihnachten). Как и все католики, и протестанты, немцы справляют его 25 декабря.

Этому дню предшествует множество традиций и обычаев, которые превращают весь декабрь в чудесный, сказочный период. За 4 воскресенья до Рождества начинается Адвент (Advent). Он включает в себя четыре воскресенья, то есть три недели и от одного до шести дней, в зависимости от тог, на какой день приходится Рождество. По традиции, в немецких семьях дом украшается специальным венком (Adventskranz) из еловых или сосновых веток, серебристых шишек, ленточек, гроздьев рябины. На него устанавливают 4 свечи, соответствующие 4 святым Адвентам – декабрьским воскресеньям. Свечи зажигают не сразу, в первое воскресенье Адвента горит одна свеча, во второе – две, и т. д. Четвёртая зажигается на само Рождество и завершает праздничный месяц. Adventskranz, как правило, должен быть освящён в церкви. Рождество, прежде всего, древний религиозный христианский праздник. В основе его легенда о рождение Девой Марией Иисуса Христа. В честь этого в церквях и молельных домах с начала Адвента воссоздаются вертеп, ясли младенца Христа (Weihnachtskrippe), хлев, в котором, согласно христианской легенде, Мария родила Иисуса, волхвы с дарами. Адвент рассматривается церковью как время ожидания верующими спасителя. Не случайно в это время соблюдается пост. Это должно привести к очищению души и отвести зло от приближающегося нового года. Однако Рождество – не только христианский праздник. Рождественские обряды приурочены к дням зимнего солнцестояния. На эти дни приходились языческие праздники солярного культа у всех народов. Древние германцы отмечали в это время большой праздник середины зимы – Mittwinterzeit. Отмечается христианское Рождество со времён императора Константина(IV век). В Германии счёт дней в году от Рождества Христова начал распространяться с IX века. С 1310 года начало года было перенесено на 25 декабря в масштабах всей страны и сохранялось до конца XVII века.

Рождественские ясли впервые стали устраивать в 1223 году в церкви св. Франциска Ассизского. И хотя уже с XI века в монастырях и церквах имелись простые изображения рождения Христа, Франциск устроил всё в новой форме: в пещере была расположена восковая статуя младенца Христа в настоящих яслях, поставлены вол и осёл, освещена пещера была свечами, и соседи совершали паломничество к яслям, как когда-то пастухи Вифлеема. Ныне самые знаменитые ясли находятся в музеях Баварии и Италии, но и сегодня на всех крупных рождественских базарах можно купить красиво вырезанные фигуры для этой сцены. Рождественские ясли повсюду украшают и обустраивают по-разному, в большинстве семей имеются фигурки, которые передаются по наследству. Ясли могли изображать целую деревню и её окрестности или её часть – эти ландшафты для яслей делались во время Адвента, увеличивались или ремонтировались, или их заново красили. Сердцевиной передаваемых из поколения в поколение установленных сцен являются Моления пастухов и Моления Трёх волхвов. Вокруг них группируются Благовещение, Поиски приюта, Вифлеемское избиение младенцев, Бегство в Египет, Иисус в доме плотника Иосифа, Свадьба в Канне. Одежда и жесты основных фигур канонизированы: Мария принимает смирение молитвенное положение, в синем плаще она стоит на коленях рядом с яслями, а с плеч её свисает платок. Иосифа изображают старцем: к его реквизитам относится старая шляпа и длинный посох. Один из пастухов обычно несёт на плече ягнёнка, которого он дарит младенцу Иисусу. Три волхва, Ирод, его солдаты, фарисеи отданы на волю фантазии. Они появляются в «римских» костюмах театра барокко или в восточных одеждах – тюрбанах и шароварах. Иногда ясли показывают и вход в Иерусалим, Тайную вечерю, пленение, допрос Пилата, этапы крестного пути, распятие и Священную могилу. Детям больше всего удовольствия доставляет разрешение обустроить ясли для семейного праздника из собственноручно слеплённых или смастерённых фигур. Сооружение яслей происходит в комнате в первое воскресенье Адвента, при этом принято устанавливать постепенно в каждое воскресенье одну часть яслей за другой: сначала только хлев со мхом и деревьями, затем одно животное за другим, овец и лесных зверей, затем пастухов с их собаками. Наконец, устанавливали всё Святое Семейство, а в сочельник – быка и осла, младенца Христа и ангела. В католических семьях 6 января к ним присоединяют Трёх святых волхвов с их верблюдами и конями.

Одна из причин, по которой многие любят Рождество – приятные воспоминания об этом празднике, оставшиеся с детства. Рождественский декабрь погружает немецких детей в волшебную сказку. Всё начинается со Дня Святого Николауса. В канун 6 декабря дети выставляют свои ботинки за порог, либо вешают чулки (носки) на стены. Утром они должны найти в них игрушки и сладкие угощения. Однако если дети вели себя плохо – вместо подарков там будут сухие ветки и уголь. Кроме этого, с началом Адвента в немецких семьях появляются «сладкие календари». Картонная коробка, с нарисованными на ней числами – окошечками. Каждый день ребёнок будет открывать одно из них – соответствующее дате – и находить сюрприз: конфету или игрушку. Возможен и самодельный календарь, в виде 24 мешочков, подвешенных на верёвке под потолком. Весь декабрь проходит в Германии под знаком рождественских покупок. Покупают везде: и в больших универмагах, и в маленьких сувенирных лавочках. Никого не останавливает то, что цены подскакивают в разы. В январе, когда подешевеет, смысл покупок будет утерян: ведь ложка дорога к обеду, а подарок – к празднику. Во многих немецких фирмах в трудовое соглашение включается обязательство работодателя выплачивать своим работникам специальную рождественскую премию. Даже безработным к обычному ежемесячному социальному пособию в декабре добавляют определённую сумму: ведь и они должны купить подарки своим родным и друзьям, не оказаться в стороне от всеобщего веселья. С самого начала Адвента на главных площадях немецких городов открываются «рождественские базары» - торговые ряды, где можно приобрести кучу различных подарков, открыток, сувениров и т. п. Такие базары стали уже символом Германии – они привлекают море туристов, как со всего мира, так и своих, местных. Посмотреть, чем торгуют в соседних землях особый шик у современных немцев. По всей стране действуют более 300 ярмарок, самая популярная из них - в Нюрнберге. Типичная немецкая рождественская ярмарка расположена на центральной площади города, близ собора и ратуши. Это не просто торговые ряды, а волшебный мир, в который погружается покупатель. Сказочные теремки, домики-пряники, украшенные еловыми ветвями и яркой иллюминацией: всё блестит, переливается, манит. Для завороженных покупателей на специально сооружённой эстраде под сенью огромной ёлки играют музыкальные ансамбли и солисты-одиночки со всех концов планеты. Большинство покупателей только раз в году – на рождественском базаре – смогут увидеть одновременно и шотландские, и русские, и цыганские, и даже колумбийские ансамбли, сменяющие друг друга, как о мановению волшебной палочки. Скрипка сменяет волынку, скрипку – гитара, гитару - шарманка. А затем духовой оркестр. Если посетителю ярмарки станет холодно, он сможет согреться «глинтвейном» - горячим ароматным рождественским напитком. Среди товаров можно найти что угодно: ёлочные игрушки и ювелирные украшения, стекло и фарфор, китайские веера и русских матрёшек Список этот можно продолжать бесконечно – чего там только нет. Насколько шумно и весело проходит предрождественский Адвент, настолько тихим для города будет сам Вайнахт. В этот день закрываются окна и двери, начинается Святой Вечер, когда каждый стремиться оказаться в кругу самых близких людей, насладиться радостью общения друг с другом. В отличие от нового года, Рождество – семейный праздник. В немецких домах устанавливают и украшают ёлку – рождественское дерево. Обычай ставить ёлку на Рождество в том виде, как мы его знаем, стал распространяться с конца XVII века. Тогда впервые стали ставить ёлочки, украшенные яблоками. Очень быстро этот обычай распространился по всей Германии, а затем и по всему миру. Считалось, что ёлка во дворе отгоняет несчастья и болезни не только от людей, но и от скота. Вернувшись, домой после рождественской службы, немецкие семьи накрывают стол. Начинается Святой Вечер.

Рождественская кухня.

Говоря о немецкой кухне, можно выделять раздел – рождественская кухня. Блюда праздничного стола традиционны и разнообразны. Часто можно видеть варёного карпа. В некоторых семьях за несколько дней до ужина покупают живого карпа и помещают в ванну. Там он должен очиститься. Другое традиционное блюдо рождественского ужина - гусь с яблоками и капустой. Из первых блюд – суп с чечевицей. На десерт – печёное яблоко с начинкой и в ванильном соусе. И, конечно же, выпечка по старинным семейным рецептам. Пряники с молотой гвоздикой и орехами, печенье с кардамоном и сиропом и т. п.

Вот одни из рецептов рождественских блюд:

1. Суп с чечевицей (Linsensuppe)

Продукты:

225г. коричневой чечевицы

1ст. л. подсолнечного масла

1 луковица

1 лук-порей

1 морковь

2 палочки сельдерея

115 г. бекона одним куском

2 лавровых листа

1,5 л. воды

2 ст. л. порезанной петрушки

225 г. франкфуртерских сосисок соль и чёрный молотый перец

Способ приготовления:

Промыть чечевицу под холодной водой.

Нагреть масло в кастрюле и обжарить луковицу в течение 5 мин. до мягкости. Добавить мелко нарезанный лук-порей, морковь, сельдерей, бекон и лавровый лист.

Добавить чечевицу. Влить воду, затем медленно довести до кипения. Снять пену с поверхности и варить, наполовину накрыв, в течение 45-50 мин. , пока чечевица не станет мягкой.

Достать кусок бекона из супа и порезать на мелкие кусочки. Срезать излишек жира.

Вернуть бекон в суп с петрушкой, сосисками и приправить солью и перцем. Варить 2-3 мин. , достать лавровый лист и поднять с петрушкой.

Рождественский кекс (Christstollen)

Продукты:

150г. (5 1/2 oz) изюма

75г. (2 3/4 oz) смеси порезанной цитрусовой цедры

150г. (5 1/2 oz) порезанных орехов

4 ст. л. Рома

100 мл. (3 1/2 oz) молока

50г. (1 3/4 oz) сахара

1 пакетик сухих дрожжей (7г. )

450г. (1 1b) простой муки, просеянной

125г. (4 oz) растопленного сливочного масла

5 яичных желтков

2 капельки ванильной эссенции

1 лимон, только тертая цедра

1/2 ст. л. Соли

100г. (3 1/2 oz) растопленного сливочного масла, 100г. (3 1/2 oz) сахарной пудры

Способ приготовления:

Поместить изюм, порезанную цедру, орехи и ром в миску. Перемешать, накрыть плёнкой, проткнуть плёнку сверху кончиком ножа и готовить в микроволновой печи 5 мин.

Соединить молоко, сахар, дрожжи и 5 ст. л. Муки в большой миске и перемешать. Накрыть и оставить в тёплом месте на 20 мин.

Добавить оставшуюся муку, масло и желтки в молоко. Положить тесто на стол и замесить.

Добавить фрукты, ваниль, лимонную цедру и соль. Вернуть тесто в большую чистую миску, накрыть полотенцем и поставить в тёплое место на 2 часа.

Вытащить тесто из миски, раскатать в форме не большого овала (такого размера будет кекс). Скалкой сделать углубление посередине. Загнуть тесто с одной стороны так, чтобы оно чуть заходило за середину. Положить на противень, проложенный пергаментом. Накрыть полотенцем и дать постоять 30 мин.

Запекать 1 час – накрыть фольгой, если он начнёт подгорать сверху. Вынуть из духовки и смазать 1/4 растопленного масла, затем посыпать 1/4 сахарной пудры. Повторить процесс несколько раз, пока масло и сахар не кончится.

Картофельное жаркое «Гарц»

Продукты:

300г. ливерной колбасы

750г. отварного картофеля

1 луковица

5 – 6 яиц соль красный молотый перец помидоры резаный лук

Способ приготовления:

Хорошо смешать ливерную колбасу, размятый картофель, натёртый лук, 1-3 яйца и пряности. Плотно уложить в смазанную жиром сковородку, сделать 4 углубления и залить в них по одному яйцу. Поставить в горячую духовку на 20 мин.

Незадолго до окончания жарки заполнить промежутки кружками помидоров и посыпать блюдо перед подачей на стол резанным зелёным луком.

Перед самым началом трапезы принято обмениваться подарками. Неделя от 25 декабря до 1 января рождественской. В этот период выходят за пределы семьи – люди ходят в гости к дальним родственникам, друзьям. Продолжают обмениваться подарками. Продолжают устраивать обеды с блюдами рождественской кухни. Гуляют по городским улицам. Праздник продолжается.

Масленица (Fasching, Faschingszeit) – один из наиболее весёлых и буйных праздников этого времени года, который раньше длился несколько недель – от дня Трёх Королей до начала Великого поста перед Пасхой – «пепельной среды». Масленица всегда отмечалась как праздник кануна весны; при помощи маскарадных шествий и масленичных игр и шуток, наши предки в дохристианские времена пытались избавиться от страха перед чёрной силой, холодом и болезнями.

Многие формы масленицы поддерживаются до сих пор и даже стали всемирно известны: масленичные игры, карнавалы, танцы.

У немцев на масленицу готовят блюда из свинины и много мучных изделий. Широко распространены насыпные пироги (Kuchen), пончики (Pfannkuchen), блины (Pilsennkuchen), которые фаршируют мясом, и они самая популярная еда на масленице, варили также пшённую кашу (Hirsebrei) и гороховый суп (Erbsensuppe). Излюбленным блюдом является хворост – «крепли» (Krapfen), жареные в кипящем масле или сале, которые едят в обед со сладким фруктовым супом, в 4 часа пополудни – с кофе и вечером с колбасой и ветчиной.

День святого Валентина – День всех влюблённых, 14 февраля (Vielliebchentag): девушки, прежде всего, верили, что выйдут замуж за того человека, которого впервые увидят у своего дома в Валентинов день. Это – день дружбы, когда коллегам и людям, которых любят, посылают цветы и небольшие подарки. Так как символ дня – сердце, то посылаемые букеты цветов связывают в форме сердца, и в этот день в форме сердца пекут пироги. Кроме того, в Валентинов день все посылают друг другу «валентинки» - маленькие сентиментальные открытки в виде сердца.

По легенде, раньше в этот день на праздниках молодые люди тянули жребий с именем девушек, с которыми они будут танцевать на празднике.

Девушки должны накануне этого дня пришить лавровые листья ко всем четырём концам своей подушки – и им приснится суженый. Или девушки пишут имена своих поклонников на маленьких листочках, облепливают их глиной и бросают шарики в воду,: какая записка, прежде всего, освободится и всплывёт – тот и будет её суженым.

В этот день обязательно танцуются танцы бондарей: с обручами и гирляндами. А детям обязательно дарят подарки, но только тем, кто встал в этот день до восхода солнца и сказал: «С добрым утром, Валентин!»

Мы рассмотрели наиболее значимые праздники немцев и заметили, что они приходятся на зимний период.

Из весенних праздников пасха (Ostern) считается одним из наиболее радостных праздников. Важную роль играют различные предпасхальные обряды – Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье: освящение «пальм», пальмовое шествие, «зелёный четверг» и т. д. Символом этого праздника является Пасхальное яйцо.

Пасхальное яйцо – символ Воскресения, скорлупа означает могилу, из которой выходит живое существо; по старинному народному обычаю яйцо – символ плодородия и вечного возвращения жизни. Первоначально дарили белые некрашеные яйца, с XII века их начали красить. Красный цвет был самый популярный – как цвет жизни, солнца, крови, что пролил за нас Христос, но затем яйца уже золотили, серебрили, усеивали красными пятнышками, на них рисовали фигурки: во многих местностях яйца украшались изображениями ангела, младенца Христа или агнца с белым знаменем.

Рецепты: луковая шелуха, сварённая в воде, и чай делают яйца коричневыми листья плюща и крапива – зелёными шафран и тмин – жёлтыми, если их вскипятить сок красной свеклы – красными яйца блестят если их потереть шкуркой окорока сырые яйца варить сразу с красителем или листьями уксус в воде даёт более яркий оттенок.

Летние и осенние праздники связаны с сельскохозяйственными работами: День святых великомучеников Иоанна и Павла – защитников от града и непогоды; крестные ходы, празднества, день летнего солнцестояния, день испытания Марии, начало сбора земляники, День святой Анны – матери серебра, покровительницы плодородия, обряды начала жатвы, День святого Бартоломея – покровителя скота, рыбаков, Праздник урожая и много других интересных обычаев и традиций.

Мусульманские праздники.

Мусульманские праздники – неотделимая часть исламских обрядов, таких, как паломничество, молитва, пост или раздача милостыни. Основные праздники ислама взаимосвязаны и с главными догматами этой религии, которые провозглашают веру в единство и единственность Аллаха: его вечность, справедливость и всемогущество; предопределение; признание пророческой миссии иудейских и христианских пророков – единобожников и последнего из пророков - единобожников и последнего из пророков в истории человечества – Мухаммеда; вера в священные книги, вечность и несотворённость Корана; вера в потусторонний мир, судный день, воскрешение мёртвых, существование ада и рая.

Учение Мухаммеда, прорицающее во всём чрезмерность, предопределило и небольшое количество праздников, и скромность празднования некоторых из них.

К общепринятым во всёмусульманском мире относятся праздники Ид аль-адха – жертвоприношение, Ид аль-фитр – праздник разговения, Мавлид – день рождение пророка Мухаммеда, Ляйлят аль-кадр – ночь предопределения и Мирадж – ночь чудесного вознесения пророка на небеса. Эти праздники проводятся во многих мусульманских странах на официальном государственном уровне. Изначально главными, наиболее значительными для мусульман, праздниками считаются Ид аль-адха и Ид аль-фитр. Еженедельный праздничный день мусульман – пятница.

Все торжества, имеющие непосредственное отношение к исламу, отмечаются по мусульманскому лунному календарю.

Курбан-байрам – Ид аль-адха – праздник жертвоприношения начинается 10-го числа месяца зуль-хиджа, через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяце рамадан и длится три-четыре дня. Он совпадает с днём паломничества в Мекку.

Праздник жертвоприношения неразрывно связан с одним из «столпов ислама» - паломничеством в Мекку – город, в котором родился и проповедовал Мухаммед.

Основной святыней в Мекке является Кааба – здание из серого камня в форме куба. Снаружи Кааба покрыта чёрной парчой (кисвой), которая ежегодно изготавливается в Египте и доставляется караваном в священный город. Незадолго до прибытия паломников чёрное покрывало заменяется белым, но в конце месяца паломничества Каабу облегают новой чёрной кисвой, а старую разрезают на куски и распродают как реликвии. Внутри Каабы обстановка скромная: три деревянные колоны поддерживают кровлю; никакой мебели; множество светильников и надписей; пол вымощен мраморными плитами. В восточный угол здания вмонтирован заключённый в серебряное обрамление «чёрный камень» (по-арабски – аль-хаджар аль-асвад) – главный объект поклонения в Каабе.

Прежде чем вступить в священный город, паломник должен произвести ритуальное омовение (гусл). Многие окрашивают ногти хной, смазывают тело различными благовониями, некоторые бреются наголо. Затем паломник надевает ихрам – два куска белой материи, одним оборачивает бёдра от пояса до колен, другим прикрывает шею и грудь, накидывая на левое плечо и завязывая его на правом боку. Паломники не имеют права снимать ихрам до окончания паломничества. У мужчин голова должна быть не покрытой, у женщин головной убор обязателен. В качестве обуви разрешаются только сандалии без застёжек.

Начало праздника определяется появлением новой луны, за ним башкиры следят различными способами, в одних местах смотрят на воду (в пруд, озеро, реку), в других спускаются в глубокий колодец или яму и оттуда высматривают луну. Человек, который первым явится к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой луны, получает награду.

Всюду царит веселье, все довольный, говор, смех, песни далеко разносятся по окрестности. В первый день праздника приглашаются в гости только близкие родственники и соседи, а затем уже начинается хождение «по гостям», сначала по приглашению, а потом заходят запросто, к кому вздумается. Сам хозяин не участвует в еде вместе с гостями, а должен стоять всё время на ногах, переходятся от одного к другому, пока не будет приглашен самими гостями, принять участие в трапезе.

В каждом доме мусульманина в праздник Курбан-байрам царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не отведав праздничного угощения.

Башкирская кухня богата национальными традициями, которые уходят своими корнями вглубь столетий. Как известно, башкиры длительный исторический период вели кочевой образ жизни и основной деятельностью, было скотоводство и охота, то главное место в башкирской кухне занимает мясное блюдо. Так, например излюбленным блюдом башкирской кухни можно назвать бишбармак, тукмас, ус-босмак.

Рецепты:

На 4 порции:

Мясо птицы (курица, гусь, утка) – 300г.

масло сливочное – 0,5 ст. л.

лук репчатый – 1 шт.

морковь – 1 шт.

мука – 1 ст. л.

яйцо – 1 шт. , специи по вкусу

Приготовить концентрированный куриный бульон. Варёное мясо разрубить по 2 куска на порцию. Для приготовления тукмаса из муки, яиц и воды замесить тесто, раскатать тонким слоем и нарезать полосками мельче, чем лапшу. Затем оставить на30-40 мин. в холодном месте.

В кипящий подсоленный бульон положить пассерованные лук и морковь, подсушенный тукмас, специи. Когда тукмас всплывёт, варить бульон на медленном огне 5-6 мин.

Перед подачей на стол добавить в тарелки мясо.

Бишбармак

На 4 порции баранина – 600 г.

картофель 2 шт.

лук репчатый – 2 шт.

мука пшеничная – 1 ст.

яйцо – 1 шт.

вода – 1,5 ст. л.

масло сливочное – 1,5 ст. л.

бульон – 2,5 ст.

соль, перец, сахар по вкусу.

Используют рёберную часть жирной баранины. Мясо нарубить на куски весом 70 г. и отварить в небольшом количестве воды. Добавить специи.

Для приготовления салмы из муки, яйца, воды замесить пресное тесто, раскатать тонким слоем, немного подсушить, нарезать полосками шириной до 3х см. , из которых вырезают ромбики. Отварить их в бульоне или воде, откинуть на дуршлаг, затем смазать сливочным маслом. Картофель отварить отдельно, нарезать кружочками толщиной 3-5 см.

Перед подачей на стол положить в тарелку варёные салму, картофель, мясо, сверху посыпать нарезанным кольцами сырым репчатым луком и залить бульоном.

Можно подать бульон отдельно.

Ус-босмак

На 4 порции мука пшеничная – 200 гр.

маргарин – 40 гр.

яйцо – 1 шт.

дрожжи – 0,5 ч. л.

вода – 1,5 ст.

мякоть баранины или жирной говядины – 160 г.

картофель -2 шт.

лук репчатый – 1 шт.

жир – 1 ч. л.

яичный желток – 1,3 ч. л.

бульон – 2 ст. л.

соль, сахар, перец по вкусу

Для приготовления начинки мясо нарезать кубики весом по 10 гр. картофель – мелкими кубиками, лук мелко нарубить. Всё перемешать, заправить солью, перцем. Замесить сдобное тесто, разделить на кусочки по 85 гр. , раскатать сочни, на середину положить фарш, придать пирожкам форму треугольника, края защипать «верёвочкой», оставив отверстие. Сверху смазать яичным желтком. Выпекать в духовом шкафу, периодически подливая в отверстие жирный бульон.

Готовые пирожки подавать с бульоном.

Сабантуй

Обычаи башкирского народа имеют свою особенную характеристику, они впрочем, не представляют большого разнообразия и из рода в род переходят не изменяясь. К замечательным из обычаев относится празднество, известное под именем Сабантуй отправляемое башкирами ежегодно перед начатием пашни весною. Обычай этот сохранился у них, вероятно, ещё от времён язычества.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочёвки с зимнего пастбища на летнее.

Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению новых молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимая на праздничном майдане самые почётные места, возле собранных подворно призов, пышно убранных юрт. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, каждый из которых был получен на различных сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Таким оригинальным способом вёлся счёт победам.

На праздниках исполнялись патриотические кубаиры о подвигах народных батыров, об их героической борьбе. Рассказы знаменитых башкирских сэсэнов вызывали слёзы на глазах у слушателей. Кубаиры сменялись весёлыми песнями, плясками, игрой на кубызе, курае.

Вот один из рецептов праздничного угощения: Чак-Чак мука пшеничная – 450 г.

яйцо – 6 шт.

сахар – 1,5 ст.

мёд – 3 ст. л.

вода – 1,4 ст.

масло топлёное – 10 ст. л.

соль по вкусу

Из взбитых яиц, муки и соли замесить некрутое тесто, раскатать его жгутиками толщиной до 0,5 см. и нарезать кусочками в форме фасоли. В большом количестве разогретого жира обжарить чак-чак. Сварить сироп из сахара и воды с добавлением прокипячённого мёда.

Сироп считается готовым, если капля его на гладкой поверхности не растекается.

После охлаждения придать чак-чаку форму горки, сверху залить сиропом.

Карга буткасы (воронья каша).

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочевки на летние пастбища. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет).

Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе.

Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки различными предметами, как бы предсказывая природе благополучия, пышное цветение.

Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Изучив специальную литературу об обычаях и традициях национальной кухне башкирского и немецкого народа, мы выяснили, что у каждого из них есть свои особенности, отражающие образ жизни, характер, культуру и быт. Также обратили внимание на то, что много общего, как в религиозных праздниках, так и в бытовых обрядах. Несмотря на различие форм проведения того или иного праздника, все они, передаваясь из поколения в поколение, имеют огромное воспитательное значение: молодёжь осваивает духовную культуру своего народа, получая все необходимые этические навыки, эстетические установки, моральные принципы. Мы считаем, что это необходимо особенно в настоящее время, когда утрачиваются многие нравственные ценности, молодёжь не знает свои корни, своего народа историю. Ведь каждый из нас должен помнить о том, что нет будущего у того народа, который не знает своего прошлого.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)