Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Сопоставительная характеристика католической и православной Пасхи

Пасха – один из самых почитаемых религиозных праздников. В Пасху празднуют воскрешение Иисуса Христа. Но празднуют это священное торжество в разных странах по-разному.

О Пасхе России я узнала, прочитав достаточно литературы. В семье, в которой я живу, Пасха является одним из основных христианских праздников. Изучая немецкий язык в школе, мне захотелось, как можно больше узнать о праздновании католической Пасхе в Германии, об обрядах и обычаях, что является символами этого праздника. Выделить особенности священного торжества двух стран и в конечном итоге дать сопоставительную характеристику католической и православной Пасхи.

Праздник Пасхи, как в России, так и в Германии является самым любимым, самым светлым. Он дарит миллионам людей радость, надежду, укрепляет веру в высокие духовные идеалы. И конечно в этот день нельзя не отметить плодотворную деятельность православной и католической Церквей, иных традиционных конфессий, направленную на сохранение в странах гражданского мира и согласия, решение насущных социальных проблем. Отрадно, что большое внимание религиозные организации уделяют и такой важной, востребованной работе, как упрочение в обществе авторитета семейных ценностей, нравственное воспитание подрастающего поколения.

Пасха – это праздник праздников и торжество из торжеств. Потому что, если Господь с нами и мы с Богом, нам не страшны никакие трудности и испытания. Господь всегда услышит нашу молитву, обращенную к нему

Глава 1. Католическая Пасха

1. Иисус воскрес!

Стояла тишина. Вдруг на небе появился свет, от которого задрожала земля. Появился ангел и откатил камень, закрывающий могилу. Стражники испугались так сильно, что убежали прочь. Когда пришли женщины с дорогими мазями и маслами, гроб был открыт, и он был пуст. Ангел сказал им: Не бойтесь! Я знаю, вы ищете Иисуса. Но Он не там. Он воскрес! Смотрите, здесь он лежал. Идите к вашим друзьям и расскажите им все! Вы скоро снова увидите Иисуса.

Ученики не хотели верить тому, что рассказали женщины. Они думали, что женщины все придумали. Петр и Иоанн сами пошли к могиле, чтобы убедиться. Иоанн шел быстрее, чем Петр и оказался там первым. Он заглянул в могилу, но не зашел внутрь. Вскоре пришел Петр, и они вместе зашли в склеп. Они увидели куски ткани, в которые был, завернут Иисус и платок, которым была накрыта голова Иисуса. Платок лежал сложенный в стороне. И понял Иоанн, что никто не мог украсть покойника. Значит, то, что рассказали женщины, было правдой. Иисус воскрес! Оба мужчины повернулись друг к другу. Но Мария Магдалина, пришедшая вслед за ними, осталась. Она стояла и плакала. Она не могла понять, что произошло. Вдруг она увидела мужчину, которого она приняла за садовника. «Если ты забрал тело» - сказала она - «то скажи мне, пожалуйста, где я могу его найти!». Она не знала, что говорит с Иисусом. И сказал Иисус: «Мария!» И она сразу узнала Его. Радость ее была огромной. «Скажи моим друзьям, что ты меня видела, и что я возвращаюсь обратно к Богу!» - поручил он ей.

Ученики сидели вместе. «Очевидно, это правда!» - сказали они. «Петр тоже Его видел». Двери были заперты, потому что они очень боялись. Внезапно Иисус оказался в комнате, среди них. Сначала они испугались. Они думали, что это призрак! Иисус успокоил их. Он показал им свои раны на руках и ногах, оставшиеся от гвоздей. «Дотроньтесь до меня!» - призвал Он их. «Духи не имеют крови и плоти», И поняли они, что это Иисус. Несмотря на это, они с трудом могли осознать, что это правда. Они были так рады снова видеть Иисуса и говорить с ним! «У вас есть еда?» - спросил Иисус. Они дали Ему немного рыбы и смотрели, как Он ест. После этого не осталось никаких сомнений. Это был Иисус! Это был действительно Он. Иисус объяснил, что все то, что произошло, относилось к плану Бога. Он говорил о Законе Божьем и посланиях пророков. Мессия должен страдать, умереть и воскреснуть из мертвых. Он заплатил за человеческие грехи. Смерть побеждена. Теперь Бог дарует прощение грехов каждому, кто в него верит и к нему приходит. Это Благая весть для всех людей всех народов.

И вы должны идти и рассказать о ней всем!

1. 2. Пасха в Германии

Ей предшествует Страстная пятница. Многие немцы обязательно едят рыбу в этот день.

А в субботний вечер в разных населённых пунктах в Германии устраивают большой Пасхальный костёр. Это очень популярное мероприятие, и очень многие люди приходят посмотреть на этот костёр-символ конца зимы и сгорания всех плохих чувств.

Утром в Пасхальное воскресенье каждое семейство в Германии проводит вместе время за завтраком. Родители накануне прячут корзины со сладостями, пасхальными яйцами и небольшими подарками. После завтрака они говорят детям: «Пасхальный зайчик спрятал от вас корзины, вы должны их найти». Дети ищут их по всему дому и это очень весёлый момент праздничного дня. Во второй половине пасхального воскресенья семьи наносят визиты своим друзьям и родственникам и пьют вместе чай.

Никто в Германии не должен работать ни в пятницу, ни в субботу, предшествующие пасхальному дню.

1. 3. Пасхальные обряды

Пасху празднуют на всей земле и уже очень давно. Пасха - это большой и наряду с Троицей старейший и величайший праздник христианского мира. Природа просыпается к новой жизни, это начало весны.

Пасха (Ostern) или Вознесение Христово немцы, как и другие христиане, отмечают в воскресенье после первого весеннего полнолуния - не раньше 22 марта, не позже 25 апреля. В современном мире немцы отмечают Пасху 2 дня: пасхальное воскресение и следующий день - пасхальный понедельник. Оба дня являются государственными выходными. Первоначально древние германцы праздновали в этот день весеннее равноденствие и восхваляли богиню весны и плодородия Остару, от имени которой и пошло название праздника. Христианская церковь терпимо отнеслась к этим языческим обычаям и объединила этот праздник с Воскресением Христовым, благодаря чему древние традиции приобрели новое значение и трактовку.

Для Пасхи главное значение имеет яйцо, то есть она основана на его идее. Яйцо (Osterneier), имевшее ранее значение жизни и плодородия, в христианстве стало символом новой жизни и нового завета. В Германии яйца стали освящать примерно с IV века, и уже тогда их красили в разные цвета (в основном - в красный).

Хрупкая скорлупа разукрашивается с любовью и фантазией. Большое количество цветных горшков превращают деревенские дома в мастерские. Уже за несколько недель до праздника женщины собираются вместе и разрисовывают яйца. Тысячи таких произведений искусства должны украсить деревенский колодец. Обычай, возникший в 18 веке, основан на почитании воды, как животворящей силы. В конце долгой зимы, когда тает снег и лед, жители деревень украшают свои колодцы и родники, радуясь и благодаря за то, что вода вернулась. За два дня до Пасхи в приготовления включаются юноши и девушки. После очистки колодца, они составляют дуги и гирлянды из еловых веток. Когда дуги связаны, из них устраивается нечто наподобие кроны над колодцем. Старая традиция не потеряла своего значения даже в то время, когда с запасами воды обходятся беспечно. Каждый Пасхальный колодец имеет свой характер, и оживление этого древнего обычая делает его на короткое время в году, как и раньше, главным событием жизни деревни.

Ещё шумеры 4 500 лет назад восхваляли яйцо в своих весенних праздниках. Персы дарили друг другу раскрашенные яйца как символ плодородия и источника всего живого.

И мы продолжаем их дарить. Но зачем?

Это восходит к средневековому обычаю. В Зеленый четверг - четверг перед Пасхой - заканчивается период поста и воздержания. Церковь освящает запрещенные до сих пор яйца. После освящения яйца разрешено употреблять яйца в пищу.

Раскрашенные пасхальные яйца, которые дарят, прежде всего, детям, приносили им радость. И радость от разноцветных яиц осталась до сих пор.

Раскрашенные яйца можно вешать не только на пасхальные венки, есть, дарить или прятать. Ими также можно играть.

Раньше яйца катали по полям и лугам, чтобы способствовать росту и процветанию государства. Старинным обычаем в Лаузице являются так называемые пасхальные скачки. В Страстную пятницу (пятница перед пасхой, день распятия Христа) в гривы лошадям закручивают бигуди из соломы, в первый день Пасхи всадники расчесывают гривы лошадей, которые приобретают большие завитки. К хвосту привязывают ленту, и лошади украшаются зеленью и цветами. Затем молодые люди скачут, распевая песни, от одной общины к другой. Давнюю традицию имеют также Пасхальные гуляния. Гете отразил это в литературной форме в своем «Фаусте». «Идти в Эммаус» - так говорили, когда молодые люди ходили через поля, чтобы, в конце концов, отпраздновать праздник Пасхи в каком-нибудь трактире. Девушки раздавали яйца, мужчины - разливали вино.

Другой символ немецкой Пасхи - пасхальный заяц (Osterhase). Он также позаимствован из древнегерманских культов и, по народным поверьям, несет праздничные яйца (считается, что их не могут нести обычные куры). Накануне праздника Воскресения Христова заяц прячет от ребятишек в траве, в саду, в лесу пасхальные яйца , которые дети к удовольствию родителей в дни праздника с рвением ищут. Это очень интересный и забавный пасхальный обычай Германии, напоминающий игру "12 записок". Однако этим важным делом (крашением яиц и их прятаньем) не всегда занимался только заяц. Еще в XIX веке в некоторых германских землях эти особенности зайца были совершенно никому неизвестны. Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались животные самых разных видов. В некоторых регионах их "прятали" лисы и петухи, в других – аисты, кукушки, журавли и глухари.

В Средние века пасхальный заяц подвергался гонениям, так как считался символом похотливости (у зайцев весной большой приплод). Почитался одно время только протестантской церковью. Сейчас пасхальный заяц – любимец всех детей. В Германии и других германоязычных странах он очень популярен. Накануне Пасхи его можно встретить везде: на шторах и полотенцах, на дверях и на окне; от шоколадного и привычной мягкой игрушки до деревянных, керамических и даже восковых. Фантазиям на тему зайцев нет счету.

Исследователи этой традиции утверждают, что заяц когда-то принадлежал к свите богини любви Афродиты, кроме того, он прислуживал и древнегерманской богини земли Хольде. Однако миссией посланника богов, он не ограничивается. Как и яйцо – заяц символизирует еще жизнь и плодородие. Прежде когда крестьяне видели зайчиху с многочисленными зайчатами, это было знаком того, что зима с ее холодами и снегами миновала. Начинается весна, новая жизнь. Со временем, в византийской символике животных заяц стал считаться символом Христа, дарующего людям вечную жизнь.

И еще один важный элемент Пасхи – это венок, характеризующий просыпание природы, возрождение новой жизни. Пасхальный венок в Германии вывешивается на входные двери или окна, а можно и одновременно. Украшаются цветами, распустившимися ветками. В этот день принято святить в церкви, только распустившиеся ветки. Их украшают сладостями (особенно шоколадом), фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях.

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения взрослые договариваются с родственниками о визитах на понедельник, дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями.

Пасхальный понедельник – это день визитов. Обязательно посещение замужними дочерьми родителей. Пасхальный обед – это обилие блюд: суп с лапшей (Nudelsup). Обязательно яйцо, сыр, масло. Пекут специально к Пасхе фигурное печенье. Едят булочки. В этот день принято преподносить подарки, тем или иным образом касающиеся тематики Пасхи. Любая символика праздника в различных вариантах уже продается в магазинах задолго до его наступления. Но ценятся вещи, сделанные и украшенные собственными руками.

В Пасху любимы игры с яйцами, традиционны для этого праздника и прогулки с семьей, друзьями.

В настоящее время праздник становясь общенародным, и меньше всего связывается с церковью.

Наиболее распространённые формы приветствия: "Frohe Ostern!" (Радостной Пасхи!) или "Ein frohes Osterfest!" (Весёлого праздника Пасхи!)

1. 4. Что рассказывают о пасхальном зайце

Если в конце зимы так пусто, что зайцы подходят к домам в деревнях близко, поскольку в садах можно найти капустные кочерыжки и забытую свеклу, потом приходит Пасха.

Существуют люди, которые говорят: именно потому заяц стал пасхальным зайцем, что он появляется в деревнях во время Пасхи. Но существуют и другие мнения. Разумеется, не всякая курица может снести настолько желанные, раскрашенные пасхальные яйца. Поэтому нужно было найти что-то особенное. Как и почему это необычное задание было отдано именно зайцу, ученые спорят столетиями.

В Ганновере еще в 19 в. пасхальные яйца приносила лиса. В земле Шлезвиг-Хольштейн это был петух, так же как и в Тюрингии, где в некоторых местах этим мог заниматься и аист. Журавль, глухарь и кукушка причислялись к тем, кто приносил детям яйца, и поэтому можно сказать, что пасхальный заяц стал действительно своим во всех немецко-говорящих странах только в последние сто лет.

Была ли это заслуга производителей шоколада, проложивших ему дорогу? За последние сто лет, определенно.

Но первое удостоверенное свидетельство о пасхальном зайце датируется 1682 г. врачом Георгом Франком. В этом сообщении говорится: На юго-востоке Германии, в Пфальце, Эльзасе и некоторых соседних областях, а также в Вестфалии эти яйца называются заячьими яйцами.

Глупым людям и маленьким детям говорят, что эти яйца снес пасхальный заяц, и прячут их в саду в траве или в кустах и так далее. Ожидается, что малыши будут их усердно искать, к вящему удовольствию старших.

Эти удивительные яйца, которые никто не рискует разбить и съесть, должны иметь другое происхождение, чем обычные куриные яйца, происхождение, которое дает место фантазии. Так и для раскрашенных пасхальных яиц в однажды был найден родитель - пасхальный заяц.

1. 5. Яйцо - символ жизни

С историей пасхальных яиц дело обстоит так же, как и с пасхальным зайцем - никто не знает точно, когда простые куриные яйца удостоились чести стать Пасхальными яйцами, которых страстно желают и с радостью собирают.

Красиво разрисованные яйца дарили друг другу еще вавилоняне к празднику весны, так же как и индусы, по мифам которых мир возник из яйца. Во время этих весенних празднеств яйцо или красили или отделывали красным цветом. С появлением христианства красный цвет остался цветом жертвы, но теперь он ассоциировался с жертвенной кровью Христа, которую Иисус должен был пролить на кресте ради спасения человека.

Что, в конце концов, побудило людей украшать пасхальные яйца, однозначно объяснить нельзя. Было ли это чувство прекрасного или светское воспитание? Яйцу приписываются силы, многие из которых относятся к христианскому ритуалу. Согласно христианским канонам в период Поста нельзя есть яйца. В Пасху ешь яйца, и ты будешь, здоров целый год - как говорится. Особые свойства приписываются всем яйцам, отложенным в зеленый четверг или в страстную пятницу. Яйца, отложенные в зеленый четверг, придают особую силу, если их съесть вместе со скорлупой. Яйца, отложенные в страстную пятницу, не протухают и защищают дом от удара молнии. Такое яйцо можно бросить через дом, оно не разобьется и останется свежим до следующей страстной пятницы. Жертвенные яйца защищают также от духов, болезней и плохой погоды, если их закопать под порогом.

В 17 веке появился обычай прятать яйца в Пасху и рассказывать детям, что это был пасхальный заяц.

Глава 2. Православная Пасха

2. 1. Пасха в России

День святой Пасхи - самый главный праздник года для православных христиан - праздник Воскресения Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и своим Воскресением дал надежду на жизнь после смерти.

Слово «Пасха» пришло из греческого языка и обозначает «Прехождение», «избавление», то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.

День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Православные Помесные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии. Она должна приходиться на первое воскресенье после первого полнолуния, начиная с 30 марта или в первое воскресение, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия в период с 22 марта по 25 апреля. Только на Западе день весеннего равноденствия рассчитывают по Григорианскому календарю, а на Востоке – по Юлианскому.

В православных храмах по всему миру, в ночь с субботы на воскресение, приходят праздничные пасхальные богослужения, отличающиеся особой торжественностью. Перед началом пасхальной службы в храмах зажигают все светильники, люди берут в руки свечи. В эту ночь полагается бодрствовать, ожидая радостной вести Воскресения. Богослужение начинается с крестного хода - торжественной процессии во круг храма с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами, с пением канона Пасхи. В конце участники крестного хода останавливаются перед закрытыми дверями храма, словно перед входом к Гробу Господню. Под пение «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть, поправ и сущим во гробех живот, даровав» - двери в храм открываются, и молящиеся входят в него. Затем начинается пасхальная заутреня, за которой следует Божественная литургия. В конце пасхального богослужения совершается освещение артоса (греч. «хлеб») – большой просфоры с изображением Креста или Воскресения Христова, которая затем устанавливается в храме на аналое в месте с иконой праздника. Артос должен напоминать о том, что Христос смертью и Воскресением стал для христиан истинным хлебом вечной жизни.

Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей. В эти дни духовная радость верующих не должна ослабевать. Однодневные посты в среду и пятницу отменяются. На протяжении всей недели богослужение ведутся по пасхальному чину. После каждой Божественной литургии совершается крестный хот. Царские врата остаются открытыми, потому что в эти дни православным как бы открывается светлый Небесный мир.

В христианской традиции день Входа Господня в Иерусалим считается символом будущего воцарения Бога.

Праздник связан с торжественным днём в жизни Иисуса Христа. Он верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами «Осанна!», - так обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым своё право называться Сыном Божьим.

Церковь ещё раз напоминает, что Великая Суббота и Пасха- это не время посещать кладбища, а время разделить пасхальную радость, приняв участие в богослужении. В дни Пасхи не служатся заупокойные службы: поминовение усопших возобновляется с Радоницы – вторника второй недели после Пасхи, когда православные после церковной молитвы об усопших, посещают кладбища. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!».

2. 2. Встреча религиозного праздника

Верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!», на них следует отвечать: «Воистину воскресе!». Эти слова будут произноситься до праздника Вознесения Господня, который отмечается на сороковой день после Пасхи.

"Вершиной Страстной недели является Пасхальное триденствие: Великий четверг, Страстная пятница и Великая суббота".

Великий четврг - это день воспоминания Тайной вечери Спасителя со своими апостолами и установление таинства священства. В этот день христиане особым образом молятся о священнослужителях. В храмах совершаются особая процессия со Святыми Дарами к специальному алтарю, символизирующему темницу, в которой содержался Иисус Христос. В Чистый Четверг хозяйки начинают приготовления к Пасхе: наводят порядок в доме, развешивают красивые полотенца и занавески. Кроме этого можно начинать красить яйца, печь куличи и готовить творожную пасху.

Страстная пятница - это день, воспоминая о крестной смерти Иисуса Христа. Для христиан это второй после Пепельной среды день строго поста. В Страстную пятницу христиане участвуют в особых богослужениях Крестного пути и Страстей Господних. Внутри храма организуется торжественная процессия к специально отведенному месту, символизирующему Гроб Господень.

"В Великую субботу верующие приносят в храмы для благословения пасхальную пищу: куличи, крашенные яйца, твороженные пасхи, мясные и колбасные изделия, соль.

Все богослужения Пасхального триденствия совершаются вечером.

Главное пасхальное богослужение это навечерие Пасхи. Оно начинается в субботу около 21. 00 с особой литургии света. Во время этой литургии во дворе храма разжигается костер, от которого затем священник зажигает большую пасхальную свечу - Пасхал. Она символирует воскресшего Христа. С этой свечей священник входит в храм, в котором заранее полностью погашен свет - и прихожане от этого огня зажигают свои свечи.

Пасху на Руси отмечали широко. Дореволюционный пасхальный стол был сытным и обильным (См. прил. 26): в некоторых домах на него ставили 48 блюд - по числу дней Великого поста.

С утра в четверг пекли куличи, вечером готовили пасхи, а в субботу несли их в церковь - освящать. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда, ели понемногу - только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

Основой трапезы в эти дни было мясо - по нему за шесть недель воздержания все успевали соскучиться: запеченные окорока, ветчина или барашек; фаршированные утки, индюшки и гуси; молочные поросята и домашняя колбаса; а еще - сыры, шпик и сало, огромные целые осетры. Вот, например, меню пасхального обеда семьи Романовых в 1903 году: 'Пасха. Куличи. Яйца. Осетрина. Белуга. Лососина. Судаки. Севрюга. Фазаны. Куропатки. Тетерева. Рябцы. Утки. Барашки. Ветчина. Языки. Говядина на кости. Телятина ярославская. Пироги разные'.

Русский пасхальный стол всегда был не только щедрым, но и очень красивым. Даже в самых бедных семьях на него непременно ставили свечи, корзиночки со свежей проросшей зеленью пшеницы или овса, куличи и пасхи украшали цветами - их делали из ярких лоскутков ткани и цветной бумаги, которые специально для этого собирали в течение всего года.

Сегодня традиции весеннего застолья в России возрождаются. А в других странах они и не прерывались. Да здравствует разговение!

2. 3. Обряды и обычаи

Пасха - религиозный праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Праздник Пасхи был в России самым любимым, самым светлым. В старину его называли «праздником праздников» или – Великий день. Пасха всегда считалась семейным праздником, с ней связано много обычаев и поверий. Во многих семьях этот праздник немыслим без посещения «святого места», то есть церкви, храма, лавры, который есть в каждом городе.

Традиция дарить на Пасху яйца, символы новой жизни – общая для всех европейских народов. Христиане обмениваются куриными яйцами, раскрашенными в яркие цвета, или шоколадные, в нутрии которых находится сувенир. Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился ещё в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же не возможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Также в этот день наши предки совершали обряд омовения. Считалось, что соприкосновение с водой принесет человеку силу и здоровье на весь год. В ночь со среды на четверг женщины шли на речку с ведрами и кувшинами, черпали воду на восходе солнца и обливались перед домом сначала сами, а потом будили мужа и взрослых детей и также заставляли их обливаться. Маленьких детей мыли в теплой воде. Обязательным был и поход в баню — это надо было сделать до восхода солнца. Умываться в Чистый Четверг - было принято «с серебра». Для этого в кувшин с водой накануне вечером клали серебряную монету.

В последнее воскресенье перед Пасхой в России всегда было принято освящать веточки вербы — первого растения, которое оживает после долгой зимы. Таким образом, ветви вербы на Руси как бы заменяли пальмовые ветви. В народе считалось, что освященная верба очищает и отгоняет нечистую силу. Веточки вербы ставили в переднем углу за икону и хранили весь год.

С первых веков христианства также существует обычай в пасхальную ночь крестить взрослых. Принятие таинства в такую ночь считается особенно почетным. После пасхального крестного хода в полночь верующие возвращаются домой и либо сразу, либо на утро приступают к праздничной трапезе. После они обмениваются сувенирами, пасхальными яйцами и другими подарками.

Пасхальные обряды широко известны. Большая их часть сохранилась в быту до наших дней: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, печение куличей, приготовление пасх. Крестный ход вокруг церкви символизирует встречу с Господом вне храма, напоминая о девах-мироносицах, встретивших воскресшего Бога вне Иерусалима. Обряд  христосования заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!" Обычай дарить в день Воскресения Христова крашеные яйца очень древен и символизирует тайну жизни.

В прочем, наши пасхальные обычаи связаны не только с едой. Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю - Седьмицу, Пасха заполнена различными играми, развлечениями. На Пасху принято ходить в гости, поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Гулянья молодежи на Пасху – веселые, озорные – были первыми в году гуляньями на открытом воздухе после зимы. Игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях России еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования (их иногда называли "зеленые святки").

Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего готовились заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось целым.

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п. ) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца XIX – начала ХХв. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху. ". на качелях катаются решительно все, возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и "тальянками" толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями".

На святой неделюшке

Повесили качелюшки.

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешся.

2. 4. Атрибуты христианской Пасхи

Крашеные яйца - обязательный атрибут христианской Пасхи. Широка их символика. Яйцо - одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей. Из "неживого" яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь. Иными словами, яйцо-символ не только рождения, но и возрождения. Разноцветные яйца - золотистые, красные, зеленые, фиолетовые, пунцовые - самый яркий символ этого праздника. В Чистый четверг их варили в луковой шелухе, зелени, красили фиалками, виноградным соком, клюквой, черникой. Ещё один способ, когда-то очень распространенный - забыт. Это окраска яиц шелковыми тряпочками. Расписываются яйца также специальными красками или просто акварелью. Несколько яиц обязательно обклеивали цветной фольгой. А самыми нарядными были «писанки», которые делали обычно всей семьёй: брали тонкие крючки из проволоки, окунали их в растопленный воск, рисовали им на скорлупе и только после этого опускали яйца в краску. В тех местах, где проходила восковая полоска, краска не приставала – и получались волшебные узоры. Красиво окрашенные яйца - гордость семьи.

Традиционный для православной России набор ритуальных блюд включает кулич и творожную  пасху. Кулич - это главное непременное украшение пасхального стола. Особой гордостью хозяйки всегда была высота кулича-бабы. Чем выше, тем большее уважение заслуживало ее мастерство.

2. 5. Цикл примет

Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса Христа.

Утром на Пасху, набрав воды из колодца и неся ее коровам, хозяйки ставили ведро перед дверьми хлева и смотрели "Зарю на воде". Если вода была красной от Зари, то и "лето будет красное". Если вода была бледной, то и "хлеба будет бедно". Также по утру наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно-та ко двору, а которая гомозится да ворочается-та не ко двору! "Шугают" кур с насеста, для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да побольше несли.

"По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным".

В то же время находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждают, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и "покатить яйцо вдоль по дороге – тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака"; в пасхальное воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговоренный творог, встать с ним "у церковных дверей и держаться за дверную скобу – ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой".

На Пасху "старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши", чтобы встретить солнце.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: "Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!"; "Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!" Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха – к свиданию, губа чешется – к поцелуям; бровь станет чесаться – кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п.

Глава 3. Основные способы росписи яйца

3. 1. Три основные техники

Существуют три основных техники расписывания пасхальных яиц: восковая, скобление и вытравливание.

Два последних способа состоят в том, что рисунок наносится на крашеное яйцо путём соскабливания краски или вытравливания с помощью слабого раствора соляной или азотной кислоты.

Но особенно красивые яйца, расписанные восковой техникой, наиболее старой и распространенной. На яйцо наносится рисунок из тонкого слоя пчелиного воска, смешанного со стеарином. Это делается с помощью гусиных перьев, из которых вырезаны геометрические фигуры, булавочных головок и палочек. Затем яйцо кладут в краску. После этого на яйцо можно нанести ещё один восковой орнамент и положить его в другую краску. Начинают со светлой краски. Цвета, естественно, должны хорошо сочетаться. Предпочтение отдаётся краскам для ткани, так как они более светоустойчивы, чем традиционные краски для яиц. Под конец с окрашенных и высушенных яиц воск удаляют. Для этого яйцо осторожно поворачивают над огнём или кладут в духовку. Расплавленный воск снимают сухой тряпочкой. Для придания яйцам красивого блеска их натирают ломтиком шпика. С тем, чтобы эти маленькие произведения искусства, пользующиеся способом в любое время года как сувениры, можно было хранить неограниченное время, яйца следует варить не менее 30 минут, а ещё лучше – выдуть их до раскраски.

3. 2. Мои идеи

Ещё год назад я училась в детской художественной школе (ДХШ №1) и тема росписи яйца мне очень близка. Зная некоторые способы, я бы хотела внести в эту работу несколько своих идей.

Идея 1.

Это довольно лёгкий и очень интересный способ.

Ход действий:

- яйцо выдуть или сварить (варить не менее 30 минут);

- обмотать всё яйцо шерстяной ниткой;

- варить яйцо в воде 20 минут;

- после того, как яйцо поварилось, снять нитки;

- подарок готов.

Идея 2.

Прошлой весной в Пасху я решила преподнести своему братишке яйцо – зайчик. Почему яйцо - зайчик? Да потому, что яйцо – обязательный атрибут праздника, а зайчик – символ Пасхи в Германии. Уже тогда я немного знала о пасхальном зайце и хотела удивить братишку. Сейчас мне эти знания пригодились в научной работе.

Итак, я выдула яйцо и начала наносить краски (гуашь) на скорлупу.

Получилось очень мило.

Заключение

В заключение можно подвести некоторые итоги данной работы.

Итак, Пасха – религиозный праздник в честь воскрешения Иисуса Христа. Праздник Пасхи является самым любимым и светлым. В старину его называли «праздником праздников» или – Великий день. Пасха всегда считалась семейным праздником, с ней связано много обычаев и поверий. Во многих семьях этот праздник немыслим без посещения «святого места», то есть церкви, храма, лавры, которые есть в каждом городе.

Особенностями католической и православной Пасхи являются символы праздника и некоторые обряды и обычаи.

Сопоставительная характеристика:

- праздник Пасхи, не имея постоянной календарной даты, празднуется в Германии и России в разное время. Но всегда в ночь с субботы на воскресенье. День празднования Пасхи устанавливается в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия в период с 22 марта по 25 апреля. Только в Германии день весеннего равноденствия рассчитывают по Григорианскому календарю, а в России – по Юлианскому;

- в нашей стране Пасха не мыслима без богослужений. А в Германии она всё больше и больше становится общенародным праздником и меньше всего связывается с церковью;

- немцы называют четверг Зелёным, мы же «Чистый четверг» или «Великий четверг». Пятницу и католики, и христиане величают Страстной. Ещё одно отличие – это пасхальный понедельник, в это день все рабочие Германии отдыхают, что нельзя сказать про Россию;

- некоторые обычаи и традиции Германии отличаются от наших, к примеру: украшение колодцев и родников, прятанье от детей корзин со сладостями и пасхальными яйцами, пасхальные скачки.

Но многие пасхальные обычаи католической Пасхи в силу культурных традиций очень похожи на обычаи православной. Одна из основных традиций – дарить на Пасху яйца, символы новой жизни, раскрашенные в яркие цвета, сувениры и разнообразные подарки.

- пасхальные игры Германии и России похожи: катание яиц, пляски, обход дворов. Но в нашей стране Пасхи не бывало без качелей, что отличает нас от немцев.

- символы католической Пасхи – это пасхальный заяц, расписные яйца и венок, характеризующий просыпание природы, возрождение новой жизни. Символы православной – крашеные яйца и куличи.

- наиболее распространенные формы приветствия в Германии: «Frohe Ostern!» ( Радостной Пасхи!) или «Ein frohes Osterfest!» (Весёлого праздника Пасхи!). Россияне же приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!», на что им отвечают: « Воистину воскресе!».

Не смотря на многие отличия, нашу Пасху и Пасху Германии всегда будет объединять одно – Пасха – праздник Воскрешения Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и своим воскрешением дал каждому надежду на жизнь после смерти.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)