Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Русские календарные обряды и блюда связанные с ними

В этом учебном году на уроках литературы я столкнулась с русскими народными обрядами. Каждый обряд на Руси сопровождался пением русских народных песен, ритуальными действиями, а также приготовлениями специальных блюд. Меня очень заинтересовал этот вопрос и я решила подробнее узнать о том, какие обряды называются календарными, как они праздновались ,что ели наши предки во время празднования, и в обычные дни, затем мне захотелось даже приготовить какое-либо блюдо.

Я взялась за проект под названием « русские календарные обряды и блюда, связанные с ними».

Цель работы: узнать о календарных праздниках Руси, найти рецепты блюд, связанные с календарными обрядами

Задачи: 1. Найти литературу, посвященную календарным обрядам

2. Определить разницу между календарными обрядами и религиозными обрядами

3. Найти старые рецепты приготовления блюд и попробовать приготовить.

Для того чтобы выполнить эту работу, мне пришлось познакомиться с рядом книг, самыми интересными оказались книга Головкина Б. Н « По дедовским рецептам» и книга Волкова В. « Русская деревня, труд, быт и нравы наших предков». Из этих книг я узнала что ели, что пили, в какие дни употребляли то или иное блюдо.

В процессе работы мы выдвинули следующую гипотезу: Можно ли сейчас употреблять в пищу данные блюда, не будут ли они полезнее современных?

1) История календарных праздников на Руси.

Когда-то давным – давно наши предки жили совсем не так, как живем мы сейчас.

И дома были другие, и люди одевались совсем по другому, разговаривали не так и праздники были не такие. Сначала до принятия христианства праздники были только календарные. Но с принятием христианства многое стало меняться.

Православная церковь действовала не только серьезными запретами и наказаниями сторонников дедовских обычаев. Она стремилась преобразовать языческую сущность празднеств, вводя церковный месяцеслов либо святцы (в которых в календарном порядке были расположены деньки поминовения христианских святых либо действия из истории церкви), совпадающие с датами основных языческих праздников. Но в этой борьбе победила не церковь, а традиционное дохристианское мировоззрение. Отвергнув отвлеченность христианского учения, крестьянство сделало свое «бытовое православие». И библейские святые и библейские события получили в нем соответствующую для крестьянского мировосприятия конкретность. Образы христианских святых взяли на себя функции божеств плодородия, помощников в труде землепашца. Даже их имена подвергались в народе бытовому переосмыслению. К ним прикреплялись различные прозвища, отражающие долголетние наблюдения за состоянием погоды в эти деньки, особенности сезонного труда.

Так, 1 марта - денек мученицы Евдокии имел несколько прозвищ: Авдотья Весновка, Авдотья (Евдокия) Плющиха (снег «плющит»), Евдокия Замочи Подол либо Авдотья Подмочи Порог (снег начинает таять), Авдотья Каплюжница (начало капели). 8 мая - день апостола Иоанна Богослова имел заглавие Иван Пшеничник ( с этого денька сеяли пшеницу).

Таким образом в устной традиции появились производственно-бытовые «святцы» (преобразованный народный календарь), в каких затейливо смешались языческие и христианские элементы. Церковный месяцеслов существенно прирастил число праздничных дат, ввел два типа празднеств: стабильные, либо «непереходящие» и нестабильные, или «переходящие». Первые строго прикреплены к определенным числам месяца, вторые из года в год меняют свое место в календаре. Все «переходящие» празднички приходятся главным образом на весну - начало лета и связаны с пасхой, день празднования которой вычисляется по восточному лунному календарю.

Судьба календарных праздников и обрядов была различной. Святочные, масленичные обряды уже в середине XIX века принимают нрав типичного народного гулянья с песнями, играми, плясками, в каком участвуют все сельские жители, независимо от возраста и имущественного положения, но главная роль принадлежит молодежи. Обряды, сопровождавшие конкретные трудовые процессы (сев, сбор урожая), вплоть до 20-х годов XX века сохранили свой религиозно-магический смысл. Понимая важность трудовых обрядов в жизни крестьянства, духовенство освещает их своей ролью.

Так, перед самым севом священники окропляли святой водой поля, семечки, женщины катали по полю тучного священника или дьякона, считая, что от этого посев будет тучным и спорым.

При помощи заклинаний - одного из древнейших фольклорных жанров люди стремились заручиться поддержкой сверхъестественных сил природы (весны, мороза), коляды либо масленицы, а в более позднее время - бога.

«Чисто» заклинательных песен в российском календарном фольклоре незначительно (подблюдные песни, веснянки, некоторые масленичные и живые песни). Чаще элементы заклинания выступают в песнях в единстве с иными поэтическими мотивами.

С заклинаниями генетически связаны величальные песни, исполняемые при обходах дворов в зимнюю пору (колядки, овсени и виноградия) либо весной - летом (вьюнишные, егорьевские песни). Они также призывали в дом богатый сбор, счастье, здоровье и благополучие, но в них, в отличие от заклинаний, и исполнителей и слушателей завлекала краса слова и мелодии. Главный персонаж величальных песен - человек, которого славят и которому высказывают различные пожелания: хоть какой, самый бедный крестьянин, становился «князем», «красным солнышком», дом его превращался в «терем», «дворец», так же идеализировалась и его семья. Две основные части величальных песен - величание и пожелание - употребляют наиболее калоритные, во всем русском фольклоре, художественные средства: различные знаки богатства и счастья, украшающие эпитеты, чуть ли не все виды метафор и гиперболы.

Величальным песням присущ нрав описаний, но в народном календаре существовал и особый тип песен-описаний, которые «были приурочены к определенным моментам обряда, вроде бы комментировали их и в то же время организовывали все обрядовое действо, скрепляли отдельные его части, указывали их последовательность».

С момента возникновения человека на земле он постоянно соприкасается с миром вокруг нас и осваивает его. Веками создаются и развиваются трудовые способности, которые получают в особенности принципиальное значение в эру земледелия. Именно тогда «ритм жизни оказался еще в большей зависимости от чередования времен года и производственных циклов, сбор - в прямой зависимости от капризов природы, от действия природных стихий».

От способности землепашца предвидеть погоду, чтоб вовремя посеять, сохранить и убрать урожай, зависела не только лишь его жизнь, да и жизнь всего его рода. Поэтому исследователи считают, что годовой цикл изначально сложился на приметах погоды. Сохранилось огромное количество примет в виде пословиц, поговорок и присловий, а также прямых указаний на сроки различных земледельческих занятий. Некоторые приметы являются общими для всех областей России. Другие, а их большая часть, отражают лишь местные климатические особенности.

Второй еще менее надежный способ узнавания погоды и видов на сбор - гадание. Хотя, в отличие от примет, гадания основаны только на суевериях - и в них «есть некоторый узнаваемый психический эффект: благоприятное гадание увеличивает. Психологическую энергию, уверенность внутри себя, уверенность в успехе, а неблагоприятное, напротив, может подействовать на психику угнетающе; поэтому можно считать, что подходящее гадание помогает желаемому «сбыться».

Но человек не ограничивался только созерцанием мира природы и предугадыванием в нем определенных процессов, оказывающих положительное либо отрицательное влияние на земную жизнь. Он давно стремился активно воздействовать на природу, в том числе и посредством многочисленных волшебных ритуалов.

Эти ритуалы должны были повторяться из года в год без каких-либо конфигураций в словах, мелодии и телодвижениях. Только при этом условии мир вокруг нас оставался бы неизменен, а, следовательно, и сбор - не ужаснее прошлогоднего.

Тысячелетиями складывался народный земледельческий календарь, в котором нашли свое отражение практический опыт хлебопашца, его метеорологические и астрономические наблюдения, а также и суеверные обычаи, возникшие вследствие своеобразного понимания им причинно-следственных связей в явлениях природы'. В календаре отмечались сроки начала и конца работ в поле и в доме, выделялись дни неотклонимых культовых ритуалов.

«Пища и потомство, - писал знаменитый британский этнограф Дж. Фрэзер, - вот чем люди стремились обеспечить себя, совершая магические обряды, призванные регулировать времена года и управлять ими». Главную цель землепашца - прокормить семью - проще было достичь при большом числе домочадцев-помощников. Вот почему в российской деревне в протяжении долгого времени преобладала крупная семья, в которой, по мере собственных сил, трудились все, от мала до велика. Основная же тяжесть крестьянской работы ложилась на плечи хозяина и его старших отпрысков. От благополучия отдельной семьи зависела в конечном счете жизнь всей фермерской общины. Поэтому в земледельческих обычаях и праздниках в течение всего годового цикла столь важны семейно-брачные мотивы.

Развитие и появление обрядов было обусловлено историческим развитием Руси. Каждый обряд сопровождался определенными блюдами. Поставив цель в своей работе, изучить блюда русской народной кухни, я нашла очень интересный материал. Известный русский историк И. Е Забылин говорил так: « В течение веков народный быт твердо стоял на своей старине и очень туго изменял свои житейские порядки даже и в мелких подробностях, например, относительно пищи и питья»

Вот обычное постное меню для простого люда, каким оно дано в «Домострое Сильвестровского извода» (16 век): «Шти да каша жидкая, иногды с соком; иногды сушь, иногды репня, а у вужины иногда шти, капуста, толокно; иногды росол, иногды ботвинье. По неделям (воскресеньям. – Авт. ), по праздникам: к обеду пироги какие или гуща или яглы, или селедевая каша, а у вужину: капуста, росол, ботвинье, толокно». Заметим, что соком в то время называли любое жидкое блюдо, сушью – сушеную мелкую рыбу, но и в этой цитате не все, к сожалению, поддаются расшифровке.

Максимович-Амбодик в 1788 году охарактеризовал ботвинью так « Ботвинья или холодная делается из свежих и младых листов и корней красной свеклы в воде сваренных и приправленных с кислыми штами и прочими, смотря по времени и вкусу, принадлежностями».

Адам Олеарий в книге « Описание путешествия в Московию и через Московию» писал о кухне россиян: « У них имеется особый вид печенья, вроде паштета, называемый ими « пирогом»Они делают начинку из мелкорубленой рыбы или мяса и луку и пекут их коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятностей. Этим кушаньем у них каждый угощает гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».

Ритуальные действия с «жаворонками» — печеньем в виде птички — обеспечивают прилет птиц и приход весны. Неисполнение обряда грозит вечной зимой.

Первым признаком весны были «жаворонки» - вкусные булочки в форме птичек, с глазами из изюма. Их пекли у нас на «сорок мучеников», 9 марта. Хоть и холодно бывало в это время, а все-таки знаешь, что тихонько приближается весна.

Гораздо интереснее был обычай на праздник Благовещения, 25-го марта,- выпускать на волю птичку, в память той радости, которую принесла всему миру весть, что скоро родился Спаситель мира.

  25 декабря - Спиридон-солнцеворот - зимнее солнцестояние. Спиридон Солнцеворот - оздоровительный праздник с традиционным купанием в проруби в любой мороз, явлением Урал Мороза и боем «стенка на стенку», потешной дружиной ряженых, полевой кухней, пирогами с горячим чаем и сбитнем.

Девиз: «Мы по солнышку живём, вслед за солнышком идём!». С таким праздником зима совсем не кажется длинной! Спиридон празднуют - самую длинную ночь и самый короткий день в году. Солнце - на лето, зима - на мороз. Медведь в берлоге переворачивается на другой бок. Если солнце светло, лучисто - Новый год будет морозным, ясным, а если хмуро и на деревьях иней - теплым и пасмурным. После Солнцеворота хоть на на куриный шаг или воробьиный скок, да прибудет денек. Кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше неслись они.

После Спиридона день начинает прибавляться. "От Спиридона солнце на лето, зима на мороз".

Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали как можно громче:

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красное солнышко, в дорогу выезжай!

Скатывали с гор колесо, которое потом сжигали у проруби, приговаривая при

Колесо, гори, катись,

С весной красною вернись!

Но начиналось все с Новогодней обрядности. Началом Нового года русский крестьянин считал время зимнего солнцеворота, когда солнце как бы просыпалось от зимней спячки, дни становились длиннее.

Период встречи Нового года получил название Святок. Они длились две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю). Рождеству предшествует сочельник. С него и начинаются Рождественские святки. В представлении крестьян по приметам

Рождественской ночи определялся будущий урожай, совершались магические обряды. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал за дверь, на двор, угощая духов. Открыв дверь, приглашал на кутью

"мороз" и просил его весной не губить посевы. Этот игровой обряд воспринимался как начало праздников. Непременной частью их были заклинания и поверья: женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные качаны капусты. Девушки ходили в полночь к запертым дверям церкви и подслушивали. Ту, которой чудился звон колокольчика, ожидало скорое замужество, а глухой стук означал могилу.

Святками на Руси называли двенадцатидневный период с Рождества 25 декабря или 7 января (по старому и по новому стилю) до Крещения 6 или по-старому 19 января. Эти двенадцать дней издревле связывались с двенадцатью месяцами года, соединяя в себе самые яркие праздничные обряды и традиции.

Древние считали, что в это время мир каждый год заново выстраивается из хаоса, поэтому все устоявшиеся нормы жизни и поведения перестают действовать, а грани между мирами стираются.

Двенадцатидневные Святки включают в себя три праздничных кануна - Рождество Христово, Василий Щедрый, окончательно утвердившийся в современном народном сознании как Старый Новый год, и Крещение Господне. Эти три кануна задают структуру всего святочного цикла, деля его на две равные части: с Рождества до Васильева вечера - Светлые вечера, которые и дали в свою очередь название всему двенадцатидневному периоду, от Васильева вечера до Крещения - страшные вечера.

Светлые вечера посвящены светлым и чудесным событиям Рождества Христова. В народной традиции в Великое Рождество рождается не только Спаситель мира, но и вместе с ним - новое доброе и теплое Солнце, что в свою очередь символизирует победу добра над злом, тепла над холодом, света над тьмой. И не случайно именно в этот канун рождается Спаситель, который воспринимался народом, как солнце духовного мира.

Страшные вечера связаны с событием, когда открываются ворота ада и на землю спускается вся нечисть, по уже поздним народным представлениям Господь настолько возрадовался рождению сына, что открыл ворота ада и с Васильева дня до Крещения нечисть ходит по земле, пытаясь напакостить живущим. Для защиты от разгула нечистых в традицию Святок прочно вошли маскарады, когда маски защищали человека от воздействия темных сил, т. к. последние не могли навредить смертному, если не знали его имени, не могли его узнать. Святочные ряженые должны были не просто закрыть лица личинами, но и полностью перевоплотиться, изменяя походку, голос и повадки, в некоторых деревнях узнанных ряженых просто выгоняли с посиделок. Для защиты от темных сил в эти дни на домах и воротах рисовали углем и мелом кресты. Среди из загадочных и притягательных элементов святочной традиции - всевозможные гадания о судьбе, которые приходились как раз на вторую половину святок, т. к. первая, по традиции, была посвящена гаданию об урожае и благосостоянии.

Вообще весь мир пытался разговаривать в эти дни с человеком, и тот, кто мог услышать и распознать эти знаки, без помощи и участия потусторонних сил получал удивительные качества и узнавал дорогу к желаемому.

Заканчиваются эти двенадцать святочных дней кануном Крещения Господня, который в традиции считался постным. После полуночи все земные воды становились святыми в память о Великом Крещении Господнем. После ночной храмовой службы, заканчивающейся водосвятием, участники святочных игрищ купались в крещенской проруби, снимая со своего тела и души хаос святочных дней.

Вот и пришла пора прощаться с белой кудесницей. Последним праздником, провожающим зиму, была на Руси масленица.

Эх, честная, широкая масленица!

Как встречали тебя в стародавние времена! Люди в эти дни обряжались в личины (маски) и необычные наряды, причем мужчины - в женские, женщины - в мужские. А некоторые, весельчаки выбирали для себя странные, даже страшные костюмы – пугала. Да только не очень-то этих пугал и боялись, зато смеялись над ними от души. Всех могли развеселить ряженые, отогнать прочь думы тяжелые, хоть на день, хоть на час. А что еще нужно! Гуляли ряженые по улицам, будоражили народ, звали его предаться масленичным удовольствиям. В старину их было немало.

Всю масленицу пекли добрые хозяйки блины, пряженцы, оладьи, пирожки и калачи. В течение недели разрешалось есть коровье масло, а не конопляное, как во время поста (отсюда и пошло название праздника). В общем, не житьё, а масленица!

Всю масленицу зазывали к себе гостей, кормили, поили медом «до упаду и беcчувственности» : так выразился 300 лет назад очевидец празднования масленицы. Не в упрек нашим прадедам недельное переедание. Ведь после масленицы ждал их строгий семинедельный пост. Гостеприимству же и широте народного гулянья можно только позавидовать.

Н. Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области 

За неделю до Великого поста, на Мясопустной, или Сырной, неделе народ праздновал Масленицу. Это был обряд, который, провожая зиму, призывал Весну. «В народном языке Масленица называется честною, а по разгульности – широкою».

Масленица состоит из трёх частей: встречи – с понедельника, разгульная – с четверга, прощание – в воскресенье. Содержание масленичной недели складывается из самых разнообразных действий и  обычаев.    Здесь и праздничные гуляния с песнями, обычай ходить в гости, угощение обрядовой едой, игры, катание на лошадях, обрядовое прощание с Масленицей. Её встречали  и провожали весело, шумно, с большим размахом.

В Нижегородской области сохранность обрядовых действ Масленицы неполная, тем не менее, по имеющимся записям возможно восстановить картину  гуляния и прощания с персонифицированным изображением божества.     

В с. Б. Болдино Нижегородской области  во вторник или среду на масленичной неделе проходил базарный день, куда свозили, по сообщениям информантов, «и скотину, и мёд, и зерно всякое, булок плюшек, кренделя». Молодожёны в с. Рожок Сосновского района в эти дни ездили  на базар за пряником для тёщи. В с. Успеское Первомайского района ехавших с базара встречали вопросами: «Какую часть Масленицы везёшь?». В с. Сар-Майдан Вознесенского района спрашивали: «Какую Масленицу  везёшь?». Если ответ: «Красную!» - значит, Масленица и весна будет хорошая.   А если отвечал: «Плохую!» - считали, что он пьян.

            В Нижегородской области повсеместно на масленичной неделе катались на лошадях, впряжённых в сани. Катались с четверга и до чистого понедельника. Рядили одну лошадь, пару, тройку. Вешали на дугу колокольчики, бубенчики, ленты.   В с. Черное Шахунского района клали полотенце или покрывало на хребет лошади. Здесь же лошадей обвешивали берёзовыми вениками. Катались целой «грядой» с гармонью, с песнями, с частушками.

Среди молодёжи было принято масленичное катание с природных и снежных гор. Катались на санках, ледянках (решето или таз обливают водой и замораживают), на «скамьях» (две большие доски, соединенные  вертикальными стойками, нижняя наморожена коровьим навозом). В с. Черновское Большеболдинского района катались в чистый понедельник на прялочных донцах, чтоб лён был «долог и  волокнист». Ещё одной забавой на масленичной неделе было катание на каруселях, качелях, кознах, которые готовили и устанавливали заранее. Катались и девки, и парни. «Женихи» катали своих «невест».

В некоторых местах Нижегородской области на Масленицу была «ярмарка невест»: в крупное селение съезжались девушки и парни со всех близлежащих сёл, одетые в самые лучшие одежды. Информатор сообщает, что в с. Федёлово Ковернинского района «женихи и невесты оденут хорошие пальты зимние и стоят на полодянки (обочина), и тебя назовёт жених и кататься», т. е. парень мог пригласить покататься понравившуюся ему девушку, даже если они не были знакомы.

Особое положение на этой неделе отдавалось молодожёнам, которые поженились до Масленицы.   В с. Львово Воротынского района молодых зовут в гости даже  три Масленицы. Они ходят к тёще на блины и «живут на блинах» там до воскресенья. Так, в с. Б. Бакалды Бутурлинского района молодые приходили во вторник и гостили всю неделю у тёщи.    В д. Ломовка Кулебакского района бытовал обычай: молодожёны, поженившиеся до масленицы ложкой стукали об чашку и шли к тёще и свекрови по очереди на блины. В с. Сар-Майдан  Вознесенского района молодожёнов в Масленичную неделю угощали яичницей и блинами.  

            В  прощальное воскресенье молодых «вытаскивали на волю». Существовал обычай валять молодых в снегу. «Они прятались, их найдут, вытащат и валяют. Которые приготовятся, оденутся похуже, которые раздеты,  которы жених сам выходит на волю. Набьют ему полные штаны снегу и валяют». В с. Б. Якшень Бутурлинского района молодожёны катались на лошадях.   Они едут впереди, а за ними все остальные,  их останавливали и валяли в снегу.

В с. Рожок Сосновского района  молодожёны покупали на базаре пряник, с которым затем шли в гости к тёще. «Пряник  они отдают тёще,  она его разрезает на 4 части». Собиралась вся родня.   В прощёное воскресенье  молодых отправляли в баню смывать  грехи, для чего им выдавали мыло.

Важную роль на масленичной неделе играют блины, которые пекутся всю неделю, но в некоторых местах Нижегородской области с четверга. На блины зовут гостей. В с. Б. Болдино пекут блины в «общаг» и разносят их по соседям.   В д. Ломовка Кулебакского района был «сковородник» (горбатый высокий старик), разъезжавший в санях, запряжённых лошадьми, он пёк и раздавал блины всем. Кроме блинов на масленичной неделе готовились и другие угощения. Так, например, в п. Княгинино пекли «проженцы» с начинкой из жареного лука готовили на сковороде. В с. Львово Воротынского района пекли «приженцы»: раскатывали сочень и с четырёх углов загибали. В ряде мест Нижегородской области в исконной масленичной традиции блинов не пекли, их заменяли пироги. Так, в с. Белбаж Ковернинского района этот обычай сохраняется и по сей день.

Во многих местах на Масленицу в субботу или  воскресенье проходили кулачные бои.

В с. Фокино Воротынского района кулачный бой проводили на горе. Начинали с мальчишек. Делали большой круг и дрались один на один. В с. Крутец Бутурлинского района такой бой назывался «На любака». Как сообщает информатор, «Поваляют друг друга и расходятся». Дрались также и «порядок на порядок», здесь уже не было правил. В д. Каликино Борского района кулачный бой проходил под частушки.

Масленица заканчивается провожанием и прощанием, которое проходит в воскресенье. В этот день было принято  просить прощение и целоваться, поэтому этот день называют Прощёное воскресенье или Целовальник.

Провожали Масленицу шумно, весело. В с. Сар-Майдан, по словам информатора, провожали Масленицу всем селом: всей толпой шли в конец села, а оттуда двигалась в противоположный. Впереди шли самые весёлые певцы. Повсюду заводили хороводы, пели песни, частушки. Пели специальные масленичные песни.

Так как процессия длинная - было несколько гармошек.

Персонифицированным образом Масленицы в Нижегородской области было, как антропоморфное чучело, так  и сушёные веники, сноп, скирда соломы, факелы В с. Черновское Большеболдинского района делали чучело из соломы, которое возили с песнями в санях, запряжённых лошадьми. В с. Крутец Бутурлинского района также делали чучело, на которое надевали сарафан.   А в с. Фокино Воротынского района персонифицированным образом Масленицы был сноп  соломы, который ставили на салазки, зажигали и спускали с горы. В с. Понетаевка Шатковского района в Прощёное воскресенье сноп, наряженный бабой, сажали в сани и с песнями возили по селу, а потом сжигали на костре. В с. Сар-Майдан Вознесенского района в Прощёное воскресенье ребятишки бегали с горящими вениками. В с. Соловьёво Княгининского района жгли маленькие костры в ямке, которую делали в сугробе. В с. Богоявление Семёновского района сжигали собранный по деревне  хлам, чтоб «новая жизнь была крепче, добротнее».

Этнограф Терещенко А. сообщает что в «Нижегородской губернии, сколотив вместе несколько дровень, застилают их досками; посередине ставят толстое высокое дерево с воткнутым на верху его колесом; на этом колесе усаживается наряженый, который веселит народ своими забавами и проделками. Потом возят по всем улицам сани с деревом и лошадьми, наряженными в разных других животных: все нарочно на них испещрено странными уборами. Многие вместо масок расчерчивают лицо угольями и сажею; надевают на себя платье на выворот или шкуру животных с рогами и скелетом головы; при шествии скачут и поют»

В с. Б. Болдино в Прощёное воскресенье люди ходили на кладбище «прощаться» с умершими. Просили прощения друг у друга: «Прости меня, Христа ради».

Понедельник после Масленицы назывался чистым. В этот день избавлялись от всего, что связано с Масленицей.   Так, в с. Черновское Большеболдинского района блины, которые оставались, завёртывали и выносили на чердак до Пасхи. В с. Якшень Бутурлинского роайона  Великий пост встречали тем, что переворачивали кринку и вешали её  на кол: « наряжатся мужик: шубу выворачиват, шапку, садится на лошадь и кринку перекувыркнёт на кол.   Кричат «Прощай Масленица». В Первомайском районе в с. Успенское в чистый понедельник топили масло, чтобы сохранить его до Пасхи.

В течение всего года Масленица жила в народной памяти, и каждую зиму её ожидали с нетерпением и  радостью, о чём свидетельствуют приговорки: « Что ты, Масленица, не семь недель, а ты, Великий пост, не один день» или «Как Масленица продлилася  да обратно к нам явилася».

Празднование Масленицы совпадает с новолунием, напоминая о том, что в Древней Руси она праздновалась как начало Нового года по лунному календарю. С XVI в. после церковной реформы, упразднившей мартовское новолетье и утвердившей 1 сентября (по ст. ст. ) как начало нового года, масляная неделя стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. По времени и характеру празднования Масленица, как и Белая неделя других народов (например: Бела, Сирна недела - у сербов и черногорцев; Бела, Сирната, Сирупосна неделя - у македонцев, saptamana alba, т. е. Белая неделя, - у румын) типологически едина с традиционным праздником бурят-монгольских народов цаган-сар {Белый месяц), посвященный окончанию зимы и началу Нового года по лунному календарю. Как сейчас каждый человек стремится встретить Новый год, так в старину - Масленицу. Бытовало даже присловье: "Хоть себя заложить, а Масленицу проводить!"

      Два основных мотива (на фоне многих других) преобладают в праздновании Масленицы: необыкновенное изобилие еды на столах всех домохозяев; особое внимание к молодоженам и молодежи как такой биосоциальной части населения, от которой зависело благоденствие общины в перспективе.

Русские названия Масленицы — Масляная, Сырная неделя, Сырница — говорят о ней как о празднике белой пищи: молока, масла, сметаны, сыра и других молочных продуктов, получаемых от домашних животных. Поэтому в псковско-смоленских говорах эту неделю называют белой мясоедъю.

В Костроме долгое время существовало обыкновение во всесвятское заговение хоронить Ярилу. Так, например, какой-нибудь бедняк, нищий брал на себя поручение хоронить куклу мужчины, с чрезвычайно развитыми принадлежностями производительности, положенную в гробик, а пьяные, а подчас может быть и трезвые, но очень суеверные женщины провожали этот гробик и нелицемерно плакали.

Существовал Ярилий праздник и близ Галича. Даже в начале XIX в. там все еще поступали так: подпаивали мужичка и шутили с ним как хотели, требуя от него изображать собою Ярило.

Не везде Ярилин праздник обозначался одним числом. В селениях Рязанской и Тамбовской губерний он приурочивался то ко дню всех святых, то на петров день. Во Владимире на Клязьме – в Троицын день, в Нижегородской губернии праздник Ярилы 4-го июня соединялся с ярмаркой.

В Твери этот праздник начинался с первого воскресенья, после Петрова дня. Проходил в Трехсвятском саду, куда вечером собиралась молодежь. Они пели, плясали бланжу (танец из 8 пар). Пользуясь этим, многие семьи отпускали туда своих дочерей поневеститься. Там этот праздник был уничтожен архипастырями Мефодием и Амвросием в XIX в.

В Воронеже до 1763г. ежегодно справлялся перед Петровским постом народные игрища Ярилы. На площади города была ярмарка, человека, избранного обществом на роль божества, украшали цветами, лентами, колокольчиками. В этом наряде он ходил по городу. Все это сопровождалось играми и плясками, пьянством и кулачными боями.

Эти праздники продолжались до тех пор, пока преподобный Тихон не уничтожил праздник навсегда. [Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М-1989 г. , с. 80-83

Следующий праздник Сочельник

(сочевник), навечерие Рождества Христова. По заведенному обычаю, русский народ в Рождественский сочельник — 24 декабря/6 января — постился до позднего вечера, именно до появления звезды. В Западной и Южной России, как только является на небе вечерняя звезда, все семейство приступало к св. рождественской вечери. Пред самым началом этой трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство, заключив молитву благожеланиями, принималось угощаться, и от обильного угощения Рождественский сочельник обыкновенно назывался Щедрым вечером или Богатою кутьею. Важнейшей принадлежностью стола на Рождественский сочельник служили кутья и взвар.

Среди всех календарных обрядов особенно любимыми были зимние и летние Святки, связанные с зимним и летним солнцеворотом. 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года — Святки. Начинался он в ночь с 24 на 25 декабря и продолжался две недели, до самого Крещения (6 января). И потому ли, что отвечал он каким-то особенным свойствам и потребностям русской души, или потому, что сохранял в себе отголоски самых древних обрядов славянских пращуров, но только оказался он не менее стойким, чем разгульная русская Масленица, и продержался в народе до шестидесятых годов ХХ века.

Святки праздновались всеми, в них участвовали и стар и млад. Но в основе своей это был праздник молодежи — игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.

Взять, к примеру, те же посиделки. Осенью и зимой такие общие сборища, чтобы вместе повеселиться, устраивались каждую неделю. Но святочные посиделки, и прежде всего рождественские, были особенными. Каждый участник приносил с собой в узелке несколько смен новой верхней одежды — рубах, сарафанов, платков, и при каждой новой игре переоблачался. Молодые же из бедных семейств, не имевшие возможности купить себе обновки, занимали их у более состоятельных соседей, а потом отрабатывали хозяевам, давшим им одежду на время святочных игр. (Кстати, этот обычай переодевания в новое во многих семьях сохранился до наших дней, правда, перенесен был на Новый Год. Кто новую рубашку одевает, кто платье, а кто так просто носки. )

Иное дело — когда рядились всевозможной нечистью. Наряжаясь, например, чертом, человек как бы отмежевывался от всего дурного в себе, концентрируя в своем новом, “вывернутом” образе всю свою чертовщину, чтобы освободиться от нее, когда сбросит наряд. При этом происходило своеобразное “очищение”. Чтобы избавиться от всей нечисти в душе, надо было ее выявить и олицетворить (то есть, ввести в образ), что и происходило во время Святок.

Наряжались по мере возможностей собственной фантазии, используя самые разнообразные средства. Так, вывернутая наизнанку шуба или меховой жилет и штаны составляли подчас половину дела. Лицо, вымазанное сажей, самодельные кудельные космы, вставные, вырезанные из репы зубы, рога превращали ряженого в жуткого дьявола. Наряжались также покойниками, цыганами, солдатами, ведьмами Позволялось изображать и действительное лицо, известное всем какой-нибудь характерной особенностью.

Первые дни Святок, как правило, предназначались для того, чтобы проведовать родителей, старых. Сделать подарки сиротам и бедным, посетить тюрьмы и остроги. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле.

2) Блюда русской кухни, связанные с календарными праздниками.

Развитие и появление обрядов было обусловлено историческим развитием Руси. Каждый обряд сопровождался определенными блюдами. Поставив цель в своей работе, изучить блюда русской народной кухни, я нашла очень интересный материал. Известный русский историк И. Е Забылин говорил так: « В течение веков народный быт твердо стоял на своей старине и очень туго изменял свои житейские порядки даже и в мелких подробностях, например, относительно пищи и питья»

Вот обычное постное меню для простого люда, каким оно дано в «Домострое Сильвестровского извода» (16 век): «Шти да каша жидкая, иногды с соком; иногды сушь, иногды репня, а у вужины иногда шти, капуста, толокно; иногды росол, иногды ботвинье. По неделям (воскресеньям. – Авт. ), по праздникам: к обеду пироги какие или гуща или яглы, или селедевая каша, а у вужину: капуста, росол, ботвинье, толокно». Заметим, что соком в то время называли любое жидкое блюдо, сушью – сушеную мелкую рыбу, но и в этой цитате не все, к сожалению, поддаются расшифровке.

Максимович-Амбодик в 1788 году охарактеризовал ботвинью так « Ботвинья или холодная делается из свежих и младых листов и корней красной свеклы в воде сваренных и приправленных с кислыми штами и прочими, смотря по времени и вкусу, принадлежностями».

Адам Олеарий в книге « Описание путешествия в Московию и через Московию» писал о кухне россиян: « У них имеется особый вид печенья, вроде паштета, называемый ими « пирогом»Они делают начинку из мелкорубленой рыбы или мяса и луку и пекут их коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятностей. Этим кушаньем у них каждый угощает гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».

Ритуальные действия с «жаворонками» — печеньем в виде птички — обеспечивают прилет птиц и приход весны. Неисполнение обряда грозит вечной зимой.

А вот еще о Масленице. «Стол огромный. Чего только нет на нем! Рыбы, рыбы. икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки. За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашей. наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой. блины молочные, легкие, блинцы с яичками. еще разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой. »

    Без блинов — не масленица, без пирогов — не именины. Масленичное обрядовое печенье — блины — удержалось в русском быту до наших дней. Блины — одно из самых древнейших изделий русской кухни — появились еще до IX века, в языческие времена. Слово блин, как считают исследователи, — искаженное «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, то есть мучное изделие. В Библии встречается упоминание о том, что царь Давид раздавал по случаю празднества «по укруху хлеба, и по части печенаго мяса, и по сковрадному млину» (II кн. Царств VI, 19).

    Блины различают по тому виду муки или крупы, которые идут на их изготовление: ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные, пшеничные, пшенные, манные. Давно уже высказано мнение, что блины являются символом солнца, а их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой.

Опару для блинов готовили, соблюдая особенные обряды. Некоторые хозяйки готовили ее на дворе из снега, упрашивали месяц выглянуть и подуть на опару, чтобы блины получились белые и рыхлые. Приготовление первой опары сохранялось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.

    В старину первый и последний блин отдавался нищей братии на помин усопших. Старухи, кладя блин на окошко, приговаривали: «Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок». В прощеное воскресенье пекли особые блины — «убогие»: «Приходят нищие — старички, старушки. Кто им испечет блинков! Им дают по большому масленому блину — на помин души. Они прячут блины за пазуху и идут по другим домам».

Интересно отметить, что преобладающим предметом одаривания были хлебные изделия — пироги, пряники, хлеб, носивший особое название — «прощеник». Этот хлеб «прощеник» и кусок мыла считались самыми дорогими подарками в крестьянской семье.

    На лакомки, в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам. В Тульской губернии для зятя пекли еще блинцы, оладьи и творожнички (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество песен, пословиц, поговорок, анекдотов. Пожалуй, из всего масленичного ритуала осталось нынче только воспоминание, что в масленицу надо пойти «к теще на блины». Ну, а уж если зять пришелся не ко двору, ему в Нижегородской губернии могли спеть и такую песенку:

Теща про зятя пирог пекла.

Соли да муки — на четыре рубли,

Сахару-изюму — на восемь рублей,

Встал этот пирог — в двенадцать рублей.

Думала теща про всех про гостей —

Зятюшка сел — да в присест пирог съел.

Теща по горенке похаживает,

На мила, на зятюшку поглядывает:

Как тебя, зятюшка, не разорвало?.

     Не случайно, в западных и южнорусских районах (Смоленщина, Псковщина, Калужская, Курская губернии), а также в Западной Сибири, когда встречали Масленицу, то в песнях пели о том, как люди "Масляницу встречали, сыры с маслом починали", пирогами и блинами гору устилали.

      Масленица не всегда и не везде была блинница. Можно перечислить сколько угодно мест, где в старину блины не пеклись. "Вологодские губернские ведомости" в 1852 г. (№ 6. С, 52) сообщали, что "лет 30 назад" блины "здесь совсем не употреблялись о Маслянице"; приготовление к празднованию состояло "в пряжении" разного "пирожного": сырников, яичников, ягодников, крестиков, плетушек, розанчиков, хворостов и др. В с. Кстово Нижегородской губернии в Сырную неделю пекли маленькие пряженцы с грушей, луком, маковой дурандой, яйцами, малиной и черникой, а богатые - с изюмом (Зеленин, 1915. С. 825). Даже в наше время сохраняется местная традиция в масленичной выпечке. Например, в д. Вороново Вязниковского района пекут пряженцы с изюмом; в с. Большое Болдино Нижегородской области - малинки (шарики с начинкой); в Чухломском районе всю Масляну пекут в печке на сковородке лепешки из жидкого пшеничного теста величиной с полтинник. Обратим внимание и на сообщение М. Д. Чулкова (1744-1792) о том, что блины, оладьи, пряженцы и др. - все это "вообще называется масляницею" (Чулков. С. 194), т. е, в XVIII в. под Масленицей подразумевался конкретный ассортимент еды в течение Сырной недели. Тем не менее, за прошедшее столетие блины стали повсеместно любимой масленичной едой.

      По древней традиции первый блин или отдается нищему, или оставляется в качестве тайной милостыни на слуховом окне на помин души усопших предков, или его съедает набожная хозяйка - также за упокой умерших. Раньше в семьях, где была дочь на выданье, первый блин отдавался ей. В Воскресенском районе Московского округа девушки выбегали с блином на улицу и у первого встречного спрашивали имя - таковым будет и имя жениха. В Калужской губернии с первым блином посылали детей в огород "весну закликать". В Дмитровском уезде Орловской губернии, закликая весну на Масленицу, призывали "галушку-ключницу" отомкнуть лето.

          : "медведи", "козы", мужики, переряженные "бабами", верхом на лошадях. Дело доходило до того, что даже лошадей рядили в мужские порты. Их натягивали на передние, иногда на задние ноги. Порой на лошадиный круп натягивали юбку. В дополнение к этому наряду на лошадь навешивали березовые венки, украшали ее лентами.

Русь всегда славилась разнообразием своих столовых напитков. Впервые квас упоминается в « Повести временных лет»974 года. Однако это слово в то время еще означало скорее закваску, чем квас в его современном понимании. И лишь в 12 веке в рукописной книге «В чистую неделю достоит мед ясти пресным и квас житный». Итак квасу по меньшей мере 800 лет. Естественно, столь продолжительный период эволюции дал возможность преуспеть в искусстве его изготовления. В Кремле, в частности, еще в 16 веке были малый государев, малый боярский и походный погреба, отпускавшие «всякие пития», в том числе приказные и расхожие квасы, которые изготовляла кремлевская квасоварня. Самый обычный, наиболее распространенный квас – хлебный, или красный. Среди множества рецептов мы нашли такой.

Одна из героинь книги, деловитая хозяйка поучает читателя: « Для доброго красного кваса надо взять одну меру ржаного свежего мелко смолотого солода, столько же ячного, перемешать в чану веслом, потом облить кипятком, штоб солод смок; , дать стоять час , штобы сусло не промозгло; развести горячею водою столько, чтоб весло ходило свободно, потом все переложить с спусник (сосуд со спускным краном), наливать горячею водою и, спустясусло в чан, дать ему стоять час. Когда поостынет и будет чуть тепло, то должно положить в сусло хороших свежих дрождей три ложки, несколько свежей мяты и закрыть чан, а как покажется белая пена, мешать чаще и не давать перекисать; после сливать в бочку, положить еще довольно мяты и поставить в ледник»

В чести у наших предков на столе были различные соки, прежде всего лесных деревьев.

Кроме широко известного и сегодня кисловатого березового сока, собирали также сладковатый кленовый и липовый (липовица). Они, однако, были менее популярны, чем березовый. Из забытых ныне соков отметим лишь сок щавеля. Впрочем, как напиток он не применялся. Наряду с виноградным и яблочным уксусом уксус из щавеля (оцет) служил одной из приправ к традиционным русским блюдам.

3) Интервью с людьми нашей местности

В ходе работы мы беседовали с жителями и нашей местности. Вот какие праздники и обряды вспомнили некоторые из них. Марина Андреевна

Ермакова-жительница Малого Зиновьева. Когда она приехала сюда жить из Нижнего Новгорода, то очень была удивлена праздником Свезение. Свезение-

это праздник деревень Малого Зиновьева и Федосеева. Этот праздник отмечается 1 февраля. В Свезение все люди ходят в гости друг к другу. В каждом доме накрыты столы. На столах подаются пироги, кулебяки, расстегаи, кутья. Кутьёй называлось кушанье из риса и другой крупы с медом, изюмом и т. д. Освящалось в церкви и вкушалось на поминках и в Сочельник (сочиво).

В ходе работы интересно было провести опрос среди учащихся и взрослых. В опросе приняли участие 15 человек. Мы спросили этих людей знают ли они блюда русской национальной кухни, что готовится сейчас, какие блюда и напитки чаще всего бывают на вашем столе. Вот какие результаты мы получили:

1. Какие национальные блюда вы знаете? И употребляете в пищу?

3 человека ответили не знаю

6 человек,сказали щи

6 человек ответили неверно, назвав блюда других национальностей

2. Какие блюда бывают на вашем столе в Троицын день, в Масленицу?

В Масленицу все 15 человек сказали блины,

2 человека сказали оладьи

В Троицын день 9 человек ответили не знаю

3 человека сказали уха.

2 человека сказали шашлыки

1 человек сказал окрошка.

3. Знакомы ли вам такие блюда; как пряженцы, сбитень, жаворонки?

5 человек ответили не знаю.

6 человек ответили жаворонки.

2 человека сбитень и жаворонки.

2 человека ответили сбитень.

Пряженцы никто не ответил.

А что чаще всего бывает на вашем столе?

3 человека ответили суп макароны, картошка

5 человек ответили картошка.

3 человека ответили щи.

2 человека сказали пицца.

1 человек сказал пельмени.

Какие напитки употребляет ваша семья?

11 человек сказали чай, кофе.

2 человека сказали сок.

2 человека ответили морс, компот.

Заключение

Закончив свой проект я могу сказать что не все из того что было задумано, я хотела найти материал о своей местности, но нашла мало, хотелось побольше к тому или иному празднику, но сведений оказалось недостаточно. Я поняла, что можно было сделать несколько работ о праздниках, о русской национальной кухне, об обрядах. Возможно, в следующем году я продолжу эту работу.

Но в процессе работы я узнала много интересных праздников, которые, к сожалению, уже не отмечаются, а если отмечаются, то не так ярко, как было раньше. Узнала много интересных, необычных и вкусных рецептов. Проведя анкетирование, я пришла к выводу, что сегодня на столах русских людей нет национальных русских блюд. А они полезны и вкусны. Я предлагаю знакомиться с этими рецептами на уроках технологии и не забывать традиций русского народа.

Приложение

Жаворонки

Надо замесить муку с разведенными в чуть теплой воде дрожжами, прибавить сахара, постного масла, ванили. Можно прибавить в тесто немного морковного сока. Вымесить, дать хорошо подняться, потом разделить тесто на полоски и каждую полоску раскатать, чтобы получился маленький валик. Каждый валик надо завязать узлом, одному концу придать форму головки с защипленным клювиком, а другой конец надрезать ножом, чтобы из него получился птичий хвостик. Вставить две изюминки для глаз, посыпать сахаром и поставить в духовку.

Сбитень (рецепт1)

В. В Похлебкин в книге «Национальные кухни наших народов» дает, например, следующий рецепт:» 150 граммов меда, разведенного стаканом воды, нужно прокипятить в сотейнике, постоянно снимая образующуюся пену. Отдельно вскипятить разведенные в стакане воды 100 граммов сахара. Соединив затем обе части, проварить на медленном огне в однородную массу так, чтобы выпарить побольше воды. В 1-1,5 литрах воды сварить 2-3 чайные ложки зверобоя, 2 бутона гвоздики, 5-6 зерен черного перца, четверть чайной ложки порошка имбиря, чайную ложку корицы, 2 чайные ложки мяты в течение 20 минут в кастрюле с закрытой крышкой. Затем дать 10 минут отстояться, процедить, добавить сладкую смесь и подогреть, но не до кипения и пить только в горячем виде».

Сбитень ( рецепт 2 )

В пособиях конца 18 века рецепт сбитня звучал попроще: « Взять по хорошей щепоти шалфея, зверобоя и буквицу, горсть клюквы, фунт меду, перцу и инбирю по изволению; наливши на все то кружку воды, поставив на огонь и дать кипеть, снимая при том пену, потом, словя клюкву, передавить в чашке и, процедя туда же, вскипятить опять».

Само его название происходит от старинного «събити» - собрать воедино, что говорит о большом числе исходных компонентов. Напиток часто изготовляли в специальной сбитенной лавке или сбитенном курене, а продавали его прямо на улицах голосистые разносчики – сбитенщики. «Сбитень горячий, пьют подъячи! Сбитень-сбитенек пьет щеголек!» - кричали они, указывая на большие, обернутые холстом медные чайники – саклы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)