Рождество в преданиях и традициях
Чтобы понять смысл Рождества, мне пришлось вернуться на шестьдесят поколений назад. Представим себе дорогу в Иудее, бегущую среди полей и виноградников. Над полями видны пастбища. Над всем этим возвышается каменистая башня, а под ней стоят овцы, склонив головы. За милю от башни сгрудились сияющие белизной дома.
Вот цепочка путешественников с трудом поднимается по дороге. Некоторые идут, другие едут. Среди путников женщина. Это Дева Мария. Она уже носит ребеночка во чреве. А рядом с ней широко шагает мужчина - ее муж Иосиф. Они пришли из Галилеи. Девять дней провели они в пути. Их привело сюда пророчество.
Давным-давно посланники Бога Израилева предсказывали, что дитя из рода Давидова освободит народ Израиля от тирании завоевателей и принесет в мир новую эру.
День пришел, и Мария, говорившая с ангелами, зачала в чреве своем Спасителя, и время родов было близко. И вот отправилась она с Иосифом в Вифлеем. Но ни одна дверь не открылась перед Марией и Иосифом. В Писании говорится, что в гостинице не оказалось свободной комнаты. Тогда мужчина и женщина расположились на ночлег в одной из пещер ниже гостиницы, где хозяин оставлял скот и прятал овец от дождей и ветров.
В поле за городом расположились на ночлег пастухи. Пылал костер, высокие звуки флейты неслись к небесам. Когда ночная темнота сгустилась, звуки умолкли и беседа пастухов постепенно стихла. Возвышаясь над полями, спал Вифлеем. Холмы и город были так тихи и спокойны, что внезапный крик петуха, раздавшийся над пастбищами, показался пронзительным звуком рожка. Пастухи зашевелились и начали в недоумении оглядываться вокруг. До рассвета было еще далеко, стояла глухая полночь. Вдруг они увидели движение в небесах. Звезды задрожали, направились к земле и чернота наполнилась светом.
Затем зазвучал голос, более высокий, чем все остальные звуки, чистый, ясный голос, совсем не похожий на голос людей. Ангел пел о том, что родился спаситель, который есть Христос Господь.
Вот так мать и сын принесли свет и надежду жизни взамен темноты и страха смерти.
Прошло около трехсот лет, прежде чем приверженцы новой религии установили дату рождения младенца, и Рождество стали отмечать 25 декабря, а в России – 7 января.
2. Царство мира.
Как гласят старые сказания, когда полночь возвещала о наступлении Рождества, на мир спускалось спокойствие. Даже в темноте птицы просыпались и пели, и волшебство этого времени было таково, что воробьи распевали рождественские гимны так сладко, как соловьи. Утром мужчины и женщины, которые попадали в безлюдные места, могли увидеть, что звери безмятежно отдыхали все вместе: хищники и их жертвы собирались на один – единственный день, как в мирном царстве.
3. Рождество в давние времена.
Давным-давно Рождество было временем, когда все переворачивалось вверх дном, временем, когда влезали как бы в другую шкуру: слуги становились господами, мужчины переодевались в женские одежды, люди наряжались животными.
И на самом деле Святки были временем изобилия и веселья: пели, танцевали, исполняли рождественские гимны. Люди тащили дары Рождества по зимним полям: борова как отголосок давно забытых жертвоприношений и Святочное полено, чей огонь мог вернуть солнце.
В самом конце пели песню, которая вводила Рождество в дом-колыбельную младенцу Христу. Женщины пели:
Этот бедный малыш
Для кого мы поем
Люли, люли, бай, бай.
Все нежнее и нежнее повторяли они незатейливую мелодию, затем все расходились, а в очаге потрескивало Святочное полено.
Так начинались двенадцать дней Рождества в христианских странах.
Святочное полено наделяли полезными свойствами. Его поддерживали горящим в течении двенадцати часов или дней, а когда огонь был потушен, кусочек дерева сохраняли. Огонь защищал хозяйство от колдовство, золу развеивали над полями, чтобы они были плодородными, или бросали в колодцы, чтобы очистить воду.
4. Рождественское волшебство.
Частью рождественского волшебства были звери. Сказания говорят о том, что в момент Рождества животные заговорили:
-Христос родился,- кукарекал петух.
-Когда?- каркал ворон.
-Этой ночью,- отвечал грач.
-Где?- мычал бык.
Овцы сказали, что место это- Вифлеем, а осел закричал: «Идем!».
И большинство животных послушалось. Быстро летел аист, выдергивая перья, чтобы сделать кровать младенца мягче,- так он и остался навсегда покровителем младенцев. Малиновка развела огонь в пещере и поддерживала его всю ночь. Ее грудку опалило пламя. Соловей пел рождественские гимны. Появилась кошка, но не присоединилась к стоящим на коленях животным, а лишь одобрительно бормотала что-то. Изумленная ее независимостью, Мария благословила кошку, сказав, что она всегда будет жить у очага человека, но никогда не будет его слугой. Сова не присоединилась к компании и была приговорена к вечному покоянию: скрываясь днем, ночью она печально кричала: « Кто проводит меня к новорожденному? Кто? Кто?».
5. Магия деревьев.
В канун Рождества в лесу на деревьях распускались цветы, появлялись плоды и листья. Магия деревьев переносилась в дома на Рождество. Древние римляне украшали дома еловыми ветками — ели считались бессмертными. В Австрии люди срезали ветки вишни, груши или боярышника, ставили их в воду, чтобы к Рождеству они зацвели.
От этих обычаев и берет начало традиция ставить в доме на Рождество елку, сверкающую огнями и увешанную фруктами и подарками.
6. Но откуда же брались подарки?
В Норвегии и Дании рождественские подарки разносили домашние эльфы, что жили на чердаках и в конюшнях. В канун Рождества они появлялись, чтобы разложить подарки по всему дому.
В Италии рождественские подарки раздавала детям старая женщина, летавшая по воздуху на метле: хорошим детям - подарки, плохим - угольки. Звали ее Бефана, она появлялась накануне Крещения.
Немецкие семьи в канун Рождества посещал ангел, восседавший на крошечном олене, нагруженный сладостями и игрушками. Милое создание было посланцем небес и поэтому называлось Христово Дитя.
7. Рождество в России. В России в канун Рождества от дома к дому путешествовала на санях одетая в белое девушка- эльф. Деревенские дети приветствовали ее рождественскими песнями. Коляда награждала их подарками.
На Руси этот праздник особенно любим. Рождество длится три дня. День, предшествующий Рождеству, называют сочельником, от слова «сочиво». Сочиво – это каша с растительным маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось есть только сочиво и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос. Стол покрывали соломой, поверх нее стелили скатерть. Из-под скатерти вытаскивали соломинку и гадали: длинная – будет хороший урожай, короткая – год будет не урожайным. А еще разрезали луковицу на 12 частей, посыпали солью. А на утро смотрели – какая высохла, тот месяц будет сухой, а какая долька влажная, в тот месяц будут дожди или снег.
В день Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами. Нельзя было шить, плести лапти, охотиться.
Второй день Рождества называется Собором Богородицы, посвящен Деве Марии. С этого дня девушкам разрешали гадания.
Третий день – Степанов день. Степан – образ мужчины – землепашца. Считалось, что рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, строгим хозяином. Еще в этот день всей деревней выбирали пастуха.
12 дней после Рождества называют святками, то есть святыми днями. В дни святок принято посещать знакомых, друзей, дарить подарки. Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, больницы, тюрьмы.
Особой традицией святок на Руси является колядование. Молодежь и дети наряжаются, ходят по домам с большой самодельной звездой, исполняют песни-колядки, посвященные Рождеству.
8. Дни зимнего волшебства.
Канун Рождества праздновали не только люди. В Скандинавии говорили, что в эту ночь навестить родной дом приходили призраки умерших. Потомки радушно принимали их: после того, как была закончена трапеза живых, оставляли еду для умерших предков. Затем живые уходили, чтобы души предков могли войти и отпраздновать свое Рождество.
Волшебство 12 Рождественских дней выпускало духов поля, леса и воды. В русских лесах нимфы, называемые русалками, выходили из озер и рек, чтобы танцевать и петь свои таинственные песни.
Среди исландских зимних духов - Рождественские парни – 13 троллей, которые вторгались в крестьянские хозяйства, забирали пищу и крали детей.
Из всех рождественских духов наиболее известен и любим Санта Клаус или Дед Мороз, являющийся к тысячам детей. Он спускается под звуки рождественских гимнов и приносит подарки, оставляя их под елкой.
9. Суть Рождества.
Эльфы и рождественские деревья, веселье и пир олицетворяют то, чем стало рождество: триумф света над тьмой! Люди знают: зима уступит дорогу свету и жизни. Там, где лежит снег, появятся подснежники, скучные поля начнут золотиться пшеницей. Предвидя это, люди смеются в середине зимы, они поют о сиянии Младенца Христа и о себе самих, которые будут жить, чтобы увидеть новую весну.
III. Заключительная часть. Исследовательская работа.
«Возлюби ближнего своего!»
Вот так прочитав одну волшебную сказку, я узнала много нового и интересного. Заинтересовавшись темой РОЖДЕСТВА, я прочла христианские книги о Рождестве, посетила в Рождественскую ночь храм целителя Пантелеимона, Успенский храм. Мне очень понравился вертеп из еловых веток с иконой Рождества Христова – так верующие люди пытаются воссоздать образ той далекой зимней ночи, когда родился Христос. С настоятелем храма целителя Пантелеимона отцом Виктором мы разговаривали о том, что необходимо быть добрым, честным человеком, помогать людям, любить Христа.
Я прочла много Рождественских песен: «Дом укрась ты остролистом», «Остролист и плющ», «Друзья-животные» и другие. Все они рассказывают о том, как вся природа служила Ребенку Христу. Но одна из них мне понравилась особенно:
Взвилась аистиха в канун Рождества
И детям сказала своим:
Сейчас я должна улететь в Вифлеем
На Божьего сына взглянуть.
Сначала она покормила детей,
Потом уложила их спать.
Красиво и быстро летела она-
И вот перед ней Вифлеем.
«Где ж Он, из рода Давидова Сын?»-
Вопрос задавала в домах.
И ей отвечали, что нет Его здесь,
Он - в яслях, что в стойле стоят.
Нашла аистиха Его в тех яслях
С самой святою из Дев,
И нежная птица без слез не смогла
Смотреть на Его постель.
И белые теплые перья свои
Она стала рвать из груди,
Что б ясли услать и Его оградить
От всяких несчастий и зла.
«Благословенна будь ты всегда,-
Он аистихе сказал,-
За то, что, увидев в печальных яслях,
Ты так пожалела меня.
Пусть будешь повсюду желанною ты,
В жилищах простых и дворцах,
И Птицей Священной тебя будут звать,
И будешь ты другом детей!»
Комментарии