Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Отражение прошлого в настоящем. Свадебный обряд

В славянских сказках встречается множество персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Сейчас они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса живёт Баба Яга, в горах живёт Змей Горыныч, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом. Сейчас они всего лишь персонажи сказок.

После принятия христианства эта вера получила название язычество. На самом деле в слове «язычество» нет ничего нарицательного. Это означает – народная вера. Поскольку одним из значений древнеславянского слова «язык» является такое понятие, как «народ».

Свадебные традиции и свадебные обряды

Со свадьбой связано множество обрядов, примет и традиций. В современном мире свадебные традиции сохранились не в полной своей строгости и полноте. Но всё же свадебные традиции имеют место быть и сегодня.

Свадебные традиции разделяются на несколько этапов. Это досвадебные обычаи, которые включают знакомство, смотрины невесты. Затем в свадебных традициях можно выделить предсвадебную подготовку: сватовство, девичник и мальчишник. Далее традиционно идут свадебные обряды – выкуп невесты, венчание, свадебное гулянье. Но кроме этих свадебных традиций, можно вспомнить и более «древние» обычаи. Так, например, очень интересная свадебная традиция передавать обручальное кольцо из поколения в поколение: от матери к дочери или от отца сыну. Кроме этого, свадебные традиции зависят от местности и категории населения. Но общность свадебных традиций и свадебных обрядов разных народов существует.

Сегодня заметно возвращение интереса к традиционному свадебному обряду. Не умерла у наших современников и потребность самим попеть на свадебном пиру, - пусть не свадебные, но живые песни, согретые душой поющих.

Неудивительно, что, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как искусственно созданный обряд регистрации настолько отталкивает своей казённой формой, что молодые и их гости стремятся поскорее пережить его, как неприятную, но общепринятую часть современной свадьбы. На наше счастье, устойчивость народных традиций и особенно свадебных просто поразительная, и почти в каждой семье есть свой знаток, умеющий, как поётся в белорусской свадебной песне, "порядочек повести".

От многих старых и не очень сельских бабушек и сегодня ещё можно записать настоящие свадебные песни, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашего народа. В старину без этих песен свадьба просто не могла состояться. Сам христианский обряд венчания в некоторых местах не считался достаточным для того, чтобы община признала брак, совершённый без соблюдения народных обычаев, действительным.

Интерес к свадебной обрядности велик и у многочисленных фольклорных коллективов, стремящихся на сцене воссоздать её отдельные элементы. Действительно, свадьба изначально являет собой торжественное театрализованное действо, народную драму со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссёром-дружкой, набором обязательных персонажей. Недаром говорят "играть свадьбу".

Разные её этапы дают широкий простор для воплощения на сцене. Интересен, к примеру, момент сбора свадебного поезда: одновременно в двух пространствах - домах жениха и невесты - совершаются обряды, поются песни (жениху поют женщины-соседки, невесте - подруги).

Кроме того, свадебные обряды и песни, их сопровождающие, существуют на территории России в массе разных вариантов, предоставляющих возможность выбирать наиболее понравившиеся образцы, отвечающие специфике каждого коллектива. При всей вариативности сложился определённый стереотип свадьбы, общий для русских, украинцев и белорусов.

Во-первых, - это время проведения свадеб. Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников. Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки. После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т. п.

Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых.

Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".

Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определённые сведения с юга России, что венчание проводилось иногда загодя, до свадьбы, а окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира. Несмотря на обилие вариантов, можно выделить основные компоненты свадьбы вообще. Договоримся сразу, что "свадьбой" мы называем не только пиры в домах невесты и жениха, но весь цикл обрядов.

Традиционная свадьба на Руси включала в себя такие этапы: подбор кандидатуры невесты – занимались этим, как правило, родители жениха, но не он сам. До 15 века вообще считалось нормой, что жених и невеста увидятся впервые лишь в день свадьбы. Подбор невесты очень тщательно проводился в семьей жениха его родителями и родственниками. Выяснялись плюсы и минусы предполагаемой невесты, обсуждались её родственники, перечислялись «хозяйские» качества невесты, выяснялось, нет ли между женихом и невестой родственных связей. В случае если всё перечисленное устраивало родителей жениха – начинался следующий важный этап свадьбы – сватовство.

СВАТОВСТВО

Именно сватовство было одним из самых важных этапов в свадьбе. Его проводили либо сваты (братья или родственники жениха), либо сваха. Свататься выезжали исключительно после захода солнца. При первой встрече сваты выясняли, не против ли родители предполагаемой невесты, возможной свадьбы. В случае если родители не были против, беседа продолжалась в доме за столом. Родителей и сватов ,по традиции, обслуживала невеста. Если сваты договаривались с родителями невесты ( её мнение в этом вопросе совершенно не учитывалось), назначалась дата следующего этапа- смотрины невесты.

СМОТРИНЫ НЕВЕСТЫ

Обряд смотрин проводился в доме невесты, примерно через неделю после сватовства. Вплоть до 15 века жениху не полагалось присутствовать на смотринах, и он первый раз видел свою невесту уже только в день венчания. Ответственной за "качество" невесты была специально выбранная смотрительница, в качестве которой чаще всего выступала мать жениха, либо какая-нибудь его близкая родственница, которая затем сообщала жениху результаты проведённого осмотра. Позже, примерно с 16 или 17 века, на смотрины уже собирались все родственники жениха, приглашённые на свадьбу, включая, собственно, и самого жениха. Для родственников, зачастую, это была первая встреча с невесткой и её семьёй.

На смотринах невеста одевалась в лучшее платье, на её лицо накидывали покрывало и выводили к гостям. Смотрительница беседовала с девушкой, выясняя, не глупа ли та, покладистый ли имеет нрав и т. д. Девушку могли заставить продемонстрировать умение работать по дому, или даже заставить пройтись, чтобы удостовериться, не хрома ли она. Отец жениха имел право снять покрывало, и посмотреть на лицо невесты, не дурна ли она собой. Жених и невеста могли пройтись по дому вместе - тогда родственники оценивали, как жених с невестой смотрятся вместе. На смотринах невеста должна была молчать, если невеста перед свадьбой была болтлива, это считалось недостатком. Если отец жениха одобрял невесту - то он целовал её в обе щёки.

Часто случалось, что родственники невесты, имеющей какой-нибудь физический недостаток, выдавали вместо невесты её сестру, или например служанку. То, что родственники жениха были обмануты выяснялось только в день венчания, когда появлялась настоящая невеста. В подобном случае родные жениха могли обратиться к местному духовенству, которое разбиралось в ситуации, и, если находило подтверждение обмана, расторгало брак. Но подобным образом всё завершалось редко, обычно брак признавался действительным, и мужу оставалось только утешать себя периодическими побоями жены и запоями, либо муж мог насильно отправить жену в монастырь. Иногда, чтобы избавиться от нежеланной жены, муж мог даже тайно убить её.

На смотринах не только родственники жениха могли отказаться от невесты, родные невесты тоже могли отказаться от жениха. В этом случае невеста должна была уйти в чулан и там сбросить свой наряд.

Если же смотрины проходили успешно, то после них следовало застолье, "хмельной пир". Отец жениха должен был привезти вино, а родители невесты отвечали за снедь. Пока длилось застолье, исполнялись шуточные песни. После окончания "хмельного пира" подруги невесты провожали жениха до его дома, а тот в ответ должен был пригласить их войти и угостить.

После смотрин, перед тем как невеста появлялась на глаза жениху, перед иконой зажигалась свеча, на которую невеста бросала свой головной платок, стараясь её потушить. После этого лицо девушки закрывалось другим платком, который был завязан особенным образом - два конца платка завязывались на спине, а остальное накидывалось на лицо. Жених мог убрать платок, после того как невесту приводили у нему, чтобы увидеть её лицо. После этого мать невесты давала жениху стакан с медовым напитком. Если невеста жениху нравилась, то он выпивал его до дна, если нет - делал глоток и возвращал обратно. После этого жених выходил на крыльцо и сообщал родственникам всё впечатление о невесте, это делалось даже если он знал её с детства.

После удачных смотрин назначалась дата сговора.

Сговор включал в себя составление рядной записи (нечто вроде современного брачного контракта) и рукобитья.

После того как всё было обговорено, обе стороны готовились к свадьбе.

На кануне свадьбы для невесты устраивали девичник, а для жениха мальчишник.

МАЛЬЧИШНИК И ДЕВИШНИК ПО СТАРИНКЕ

В последний вечер перед свадьбой в доме жениха проходил молодечник, или по-современному мальчишник, приходили друзья и начиналось гулянье. В самый разгар мальчишника приезжали коробейники, то есть друзья невесты и ее родственники, и привозили приданое. Коробейники вели переговоры с родней жениха, требовали выкуп! И эта забытая традиция сейчас перекочевала в разряд самостоятельных, а ведь раньше она никак не относилась к тому, что принято называть современным выкупом. После долгих торгов «добро» оставалось в сундуках, а родственники готовили брачную постель для молодых. Важно было правильно положить подушки, так, чтобы они соприкасались разрезами наволочек, а еще было важно, чтобы постель готовил добрый человек, не «глазливый». Вот почему этим часто занималась мать невесты. Постель традиционно готовили в доме жениха. После ухода сватов жених передавал невесте банный веник и мыло для ритуальной бани. Видеть невесту за день до свадьбы жениху строго запрещалось.

Девичник же с тех пор не слишком сильно видоизменился, лишь утратили значение некоторые ритуалы.

Грустные песни петь было не принято, вопреки распространенному мнению, а вот изготовить к свадьбе «красоту» в этот вечер было нужно. «Красота» связывала невесту с прошлой жизнью, с девичеством, и символом девства был любой женский убор, платок, повязка, лента. «Красоту» невеста передавала младшей подруге, сестре, родственнице, которая вступила в пору расцвета. Мерить свадебные платья во время девичника, было не принято. Вечером наступало время бани, жениховским мылом подруги мыли невесту, веником парили. На ночь с невестой оставалась одна, редко две близкие подруги.

Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты. Фактически продолжался девичник - прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов.

Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же. В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

Следующий этап – это выкуп невесты.

Браньё (выкуп) – обряд, возникший на Руси, при котором жених забирал из дома невесту. Как семья жениха, так и семья невесты, тщательно готовились к выкупу. Жених с вечера украшал свадебный возок, а утром мать расчёсывала ему волосы в знак того,что юноша прощается с холостяцкой жизнью. Церемония начиналась с того, что гости жениха подъезжали к дому невесты, прежде чем войти, нужно было пройти ряд испытаний. Довольно часто проводились кулачные бои между семьями жениха и невесты.

Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат, у белорусов - сестра невесты. Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица.

ВЕНЧАНИЕ

К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. По дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство. Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином.

Обряд венчания проходил он в церкви. Жених и невеста троекратно целовались и обменивались кольцами. Свадьба, как уже говорилось, праздновалась по несколько дней. В первый день устраивали обряд венчания и празднования свадьбы в доме невесты. До дома невесты добирались на свадебных поездах – на украшенных лошадях с повозками, где молодых встречали с хлебом и солью.

Хлеб у славян с древнейших времён играл важную культовую роль. Вкушение хлеба и соли молодым после приезда с венчания являлось символическим актом оплодотворения плодами земли молодой супруги. В то же время светлый и круглый хлеб считался символом солнца и плодородия.

Затем начинался свадебный пир.

СВАДЕБНЫЙ ПИР

Одной из основных составляющих свадебного ритуала на Руси всегда являлся свадебный пир. В подготовке свадебного пира принимало участие практически всё село, он являлся важным общественным событием в жизни села, которое по прошествии вспоминали ещё долгое время. Если какие-то семьи не устраивали свадебного пира, то это их решение подвергалось публичному осуждению, поэтому даже самые бедные в селе семьи прилагали усилия, чтобы найти средства и устроить достойный свадебный пир.

Всего на свадьбах накрывали два стола, первый из которых назывался "свадебный". За этим столом молодым ничего не полагалось есть, несмотря на то, что им постоянно подносились различные яства. Молодые должны были только принимать поздравления от гостей.

После второго блюда, когда гостям подался жаренный лебедь (как вариант - гусь или индейка), перед молодожёнами ставилась на стол жаренная курица. Курица заворачивалась во вторую из трёх скатертей, которые расстилались на столе перед новобрачными, и затем родителей мужа просили, чтобы он благословил "молодых вести опочивать". После этого, символическая курица уносилась в сенник, в котором находилось брачное ложе. Всё это делал тысяцкий, за которым следовали каравайники и свечники, в обязанности которых входило поставить в кадку с пшеницей свечи. Кадка ставилась у изголовья кровати. После процессии в сенник вводили молодожёнов, отцу жениха при этом полагалось провожать их от двери помещения, в котором стоял праздничный стол. Мать жениха должна была встречать их у двери сенника, одетая в шубу наизнанку и держащая в руках осыпало.

В некоторых регионах этот ритуал имел незначительные отличия. Например, в то время, пока ждали, когда посланные за родителями невесты дружки вернутся с ними обратно, проводился обряд, который назывался "покойник". Заключался он в следующем. Из числа гостей выбирался доброволец, который должен был изображать покойника. Его укладывали на лавку и накрывали простынёй. После этого над "покойником" начинали голосить плакальщицы. Данный обряд должен был обеспечить любовь молодых до гроба.

После того, как новобрачные уходили, пир продолжался. Накрывался второй стол, который назывался "горный". К тому времени, когда был накрыт второй стол, прибывали родственники и гости невесты. Подъехавших к пиру встречали у самого крыльца с водкой. Первыми в дом должны были войти сваты невесты, они, с гневом и негодованием, спрашивали о похищении невесты. После этого родственники жениха признавались, что украли невесту, и молодых выводили к гостям. Невеста дарила родственникам мужа подарки, кланялась им, обнимала их и целовала. После этого молодых садили за праздничный стол и перед ними ставились две бутылки вина, которые были связаны вместе красной, или розовой ленточкой. Когда молодые отправлялись почивать, они должны были унести эти бутылки с собой.

Та часть торжества, которая проводилась за горным столом, всегда сопровождалась торжественными поздравлениями и весёлыми праздничными песнями. Часто исполнение песен и витиеватых поздравлений возлагалось на специально приглашённых профессионалов - "величалок". Внимание уделялось не только новобрачным, но и всем присутствующим за столом. Первый застольный тост полагалось произносить свату. На горном столе тысяцным разрезался и разносился гостям свадебный кулич. После этого новобрачные падали в ноги родителям и просили, чтобы те благословили их брачное ложе. После этого, под шум и музыку, тысяцкий и сваха уводили новобрачных в сенник.

Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть, на сеновал и даже в хлев. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. Если невеста "честная" - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что они частенько загодя прятались. Им подавали "на угощение" рюмку без дна.

Второй день свадьбы назывался "пирожными столами". Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу. Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами подчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем, наконец разрезали и угощали гостей.

Иногда пир продолжался и на третий день, и далее - уже в домах родственников. Называлось это "отводины"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль".

После свадьбы для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь. Молодуха должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству. Но на Масленку и после Пасхи о молодожёнах вновь вспоминали: молодёжь катала их с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег(чаще всего - поцелуй). После Пасхи молодых "окликали", обряд назывался очень красиво - "вьюнины", - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать. Только после окликания, в котором участвовали только женатые члены общины, свекровка начинала нагружать невестку тяжёлой работой.

Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес. Во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками.

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество.

До наших дней дошли многие праздники, древней Руси. Такие праздники как Купальная ночь, Медовый и Яблочный спас, День Перуна, Велесичи Кудесы – день домового, Масленица и Начало Масленичной недели, Навий день, День Марены, Весеннее равноденствие, Ладодение,1 апреля - Именины Домового,3 апреля Водопол день водяного и многие другие. О многих праздниках уже забыли, но некоторые празднуются и по сей день.

В результате подробного изучения мной литературы по выбранной теме и на основе моих жизненных примеров, я сделала вывод, пусть мир изменился, но и сегодня мы замечаем в определённых слоях городской и сельской молодёжи возвращение интереса к традиционному свадебному обряду. И многие молодожены совершая «обряд» женитьбы по сей день, соблюдают народные традиции и это радует.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)