Особенности свадебного обряда ненцев
Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение свадебного торжества. Желание узнать, как происходит зарождение семьи у людей разных национальностей, явилось мотивом данного исследования.
Многое меняется в современную эпоху – эпоху серьезных социально-экономических перемен. Старинные традиции и обряды, которые мы называли носителями красоты и мудрости народа, уходят из жизни. Однако невозможно согласиться с тем, чтобы они исчезли бесследно. Поэтому актуальность работы заключается в изучении исконно-традиционных ритуалов одного из важнейших этнокультурных процессов (зарождение семьи как ячейки общества) разных народов с целью сохранения обрядовой культуры, исторического достояния и мудрости любого народа, любой нации; расширении сферы познания о других народах и странах, а также культивирование знаний в массы.
Новизна данной исследовательской деятельности просматривается в попытке изучения свадебных обрядов не только разных этнических культур, но и народов разных стран.
Цель научно-исследовательской работы: изучение и сравнение свадебных обрядов четырех народов, принадлежащих к разным языковым группам: русских, англичан, башкир и ненцев.
Поставленная цель определила задачи исследовательской деятельности: рассмотреть историю свадебных обрядов и основные этапы свадебного цикла русского народа; изучить особенности свадебного обряда ненцев; ознакомиться со свадебным ритуалом башкир; собрать сведения о подготовке и проведении свадьбы у англичан; исследовать особенности свадебных обрядов и ритуалов данных народов, выявить черты сходства и различия в подготовке и проведении свадебной церемонии.
Объектом работы явилась традиционная семейно-бытовая обрядовая культура народов двух стран, а предметом исследования - свадебные обычаи и традиции четырех народов.
Гипотеза: изучение свадебных обрядов русских, ненцев, башкир и англичан поможет 1). изучить становление и развитие семейных отношений людей не только разных стран, но и разных религий; 2). узнать новые факты об истории родного края и России в целом;
3). обогатиться новыми навыками культуры умственного труда.
Источником информации для работы послужили: печатный, фото, видео и Интернет материал, результаты соцопроса, поэтому методы и приемы исследования следующие: изучение печатных и Интернет - источников по теме; просмотр видео фильмов, альбомов, фотографий; анкетирование и беседа с людьми разных поколений; анализ и обработка данных. Практическая значимость работы заключается в том, что в ней частично обобщен материал, который может быть использован учащимися, интересующимися языками, историей, географией и этнографией. Материал может быть использован для подготовки учебных и познавательных мероприятий, а полезен учреждениям, практикующим подготовку и проведение свадебных церемоний.
I. Человек постоянно что-то меняет в своей жизни, что-то развивает, а что-то теряет. И все эти приобретения и потери предаются следующим поколениям. Каждый человек связан бесконечным числом нитей с теми, кто живет вместе с ним на земле, так и с теми, кто жил на ней до него. Сегодня велика потребность в реконструкции культурной памяти. История свадьбы – это часть истории культуры в самом широком смысле слова. Свадьба включает в себя историю семьи и семейного законодательства, историю праздничной культуры и обрядовой стороны жизни, а так же историю одежды, быта и повседневности.
Свадьба как обрядовое оформление брака получило особое развитие в период патриархата, когда прочно утвердилось поселение супругов в доме мужа. Содержание свадебных обрядов у разных народов формировалось в течение веков и передавалось из поколения в поколения. Для каждого народа на определённой ступени его развития характерен свой традиционный устойчивый комплекс свадебных обрядов, сочетающийся со всеми видами народного искусства: танцы, музыка, пение, театрализованные действия.
II. 1. В России с религиозной православной религией с одной стороны, с обычаями и ритуалами, уходящими корнями в языческую, дохристианскую эпоху с другой, сформировался особый слой культурных традиций проведения свадьбы. В основе обряда свадьбы – дорога, по которой поезд жениха движется в новую жизнь. Но до свадьбы необходимо было пройти определенные этапы: сватовство, сговор, смотрины, подготовка к свадьбе, девичник, парневник, день свадьбы.
Свадебный обряд начинался со сватовства, которое сопровождалось иносказательным словом: общение шло в форме загадок, оберегов, то есть формой «обиняка» (не напрямую). Приходили свататься обычно вечером.
После сватания назначался день смотрин невесты , и обе стороны договаривались о дне сговора рукобития. Во время сговора дом был полон гостей. У ворот в этот момент могли петь песни.
У русских по сравнению с другими народами значительно большее развитие на предсвадебном этапе получил девичник , который устраивали накануне свадьбы у невесты. Событие девичника посвящено оплакиванию «красоты» (это головной убор или повязка определённого цвета) – символа девичества. Невеста в кругу своих подруг прощалась со своей девичьей волей и снимала «красоту». Снимали символы девичества подружки, певшие при этом песни или приговаривавшие магические слова. Невеста, прощаясь с «красотой», плакала и просила у бога счастья в новой семье. Особенно развёрнутым, поэтичным, полным драматизма этот обряд был в среднерусских губерниях. Здесь же долго сохранялся и обычай предсвадебного мытья невесты в бане, куда ее покрытую платком (от сглаза) вели подружки. После бани невесту вели домой, где она одаривала подружек ленточками с веника. Наутро невесте заплетали косу и вплетали свадебный венок.
Мальчишник, парневник – событие прощания жениха с прежней свободной жизнью, «разудалом» житие-бытие.
Поездка «поездом» в дом невесты – это событие выкупа невесты, где главную роль играл дружка жениха. Дружка – это «телохранитель» жениха, распорядитель на свадьбе и «весёлый человек» на свадебном пиру. Прибывший поезд долго не пускали во двор. Им загадывали загадки и чинили всякие препятствия. Когда же въезжали во двор, то жених должен был узнать свою невесту среди девушек, укрытых большими платками. Иногда под самым красивым платком прятали древнюю старуху. То-то смеху было, если жених указывал на нее! После преодоления препятствий, жених все-таки «встречался» с невестой.
В доме жениха и невесту сажали рядом на соболий или на какой-либо другой мех – это сулило богатство молодой семье, и затем свахи чесали им обоим волосы, обмакивая гребень в вине или в меду (крепком для питья). Потом их осыпали хмелем или зернистым хлебом вместе с деньгами, зажигали брачные свечи. После этого оба поезда следовали в церковь.
В церкви, во время венчанья , жениху и невесте стелили под ноги камку или другую материю, или мягкую рухлядь. В храме молодых трижды обводили вокруг аналоя, что означало вечное шествие рука об руку в земной и небесной жизни. В церковь привозили посудину с хлебным вином, из которой священник давал пить жениху и невесте три раза. При третьем разе жених бросал склянку с вином на пол и топтал ее ногами. В церкви обе брачные свечи слепливали вместе, а дома ставили их в кадку с пшеницей на целый год.
Встреча молодых – важный момент свадьбы, связанный с ритуалом встречи уже другого ранга людей «повенчанных». Встречали молодых, посыпая зерном, деньгами, выносили хлеб и соль (символ оплодотворения молодой жены плодами земли). В доме молодых трижды обводили вокруг стола. Этот обряд приобщения жены к домашнему очагу мужа в дохристианской свадьбе являлся одним из главных. Свадебный пир, или «княжий стол» символизировал действительный переход в новую жизнь, закрепляя его, делая бесповоротным. Свадебный пир начинался песней-обращением к святым Косме и Дамиану.
Послесвадебное утро начиналось с проверки умения молодой жены «пахать» - убирать нарочно приносимую и разбиваемую у порога глиняную посуду. На утро устраивали ряженую свадьбу. В этот момент катались на лошадях, рядились, устраивали «баню» родителям жениха и невесты.
II. 2. У многих народов Севера , в частности и у ненцев, брачная церемония включает в себя: сговор, сватовство, выплату калыма, принесение невестой приданного, пир, переселение невесты в дом жениха (свадебный поезд).
Сговор обычно проводился между родителями, когда жених и невеста были еще детьми. Между сговором и сватовством могло пройти 10-15 лет. Формулой сватовства обычно являлись слова: ”Дочку твою я застал или не застал?”. При первых же словах свата отец высылал дочь в соседний чум, а если такового поблизости не было, то невеста ложилась в стороне, и ее прикрывали одеждами. Если жених устраивал отца девушки, то между ним и сватом начинались переговоры о размере выкупа, калыма. Способы переговоров были различны. Наиболее распространенным являлся следующий: отец невесты делал на посохе нарезки, соответствующие размеру выкупа, а сват срезал ножом те из них, которые он считал лишними. Спор о размерах калыма продолжался обычно долго: сват выходил к жениху, советуясь с ним, затем вновь возвращался в чум. И так до тех пор, пока обе стороны не приходили к соглашению. После одна половина посоха хранилась у свата до момента уплаты выкупа, а вторая половина вручалась отцу невесты. Затем жениха приглашали в чум и угощали, но невеста участия не принимала. С этого момента отец невесты начинал готовить приданое.
Срок свадьбы зависел от срока уплаты калыма и наличия приданого. Свадьбы обычно проводили осенью. Следует отметить, что специальной свадебной одежды у ненцев не было, жених и невеста одевались в обычную праздничную одежду. В свадебный день жених вместе с родственниками отправлялся к чуму невесты. Впереди ехал сват, за ним жених, с товарищем, который выполнял за жениха в этот день всю работу и даже правил оленями. За ними следовали все родственники. Узнав о приближении жениха и его родственников, отец и мать невесты выезжали им навстречу и приводили к своему чуму. Жених доставал из-за пазухи лоскут красного сукна и пытался просунуть этот лоскут в чум невесты, причем женщины-родственницы невесты всеми силами старались не позволить ему сделать это. В конце концов, сукно вталкивалось женихом в чум. Там его начинали рвать лентами и раздавать родственницам невесты. После этого жених и его родственники получали возможность войти в чум. В чуме начиналось угощение. Жениху и невесте обычно давали сердце и язык оленя. В день свадьбы в чуме семьи невесты исполнялись предания, песни, повествующие о том, как сватали невесту. После угощения начинались сборы в чум жениха (часто это бывало уже утром следующего дня). Нарты невесты (аргиш), запряженные оленями, привязывались к саням жены свата. За ними цепочкой припрягались грузовые нарты с приданым невесты. От родителей невеста получала женскую нарту с четверкой оленей; нарты для перевозок груза, запасные вещи, постель, шесты для чума. От стада родителей отделялась важенка, бык-производитель и ңавки – ручные олени. Перед тем, как направиться к чуму жениха, несколько раз объезжали вокруг чума невесты. Кружение вокруг чума было проверкой прочности нарт и добротности упряжи перед дальней дорогой.
Порядок же следования участников свадебного обряда к чуму был таков: впереди ехал жених, за ним отец, мать и гости жениха, затем следовал сват (или отец невесты), за ним жена свата с невестой и приданым, за нею ее мать и остальные гости.
В стойбище жениха проводился обряд жертвоприношения оленя. Затем мать жениха и мать невесты вводили в чум невесту. Свекровь усаживала сноху на то место, которое она теперь будет занимать всю жизнь, сопровождая свои действия напутственными словами. После этого подавалось угощение. На следующий день в стойбище проводились состязания.
На третий день родители невесты прощались с новой семьей дочери. В нарты упаковывали подарки от семьи жениха, отлавливали оленей, полученных в качестве не’мир” («калым»).
II. 3. Британская национальная свадьба имеет также множество традиций и обрядов . В Британии женитьба организовывалась только по желанию родителей или опекунов молодых. Часто жених и невеста не были знакомы до свадьбы. В брачном соглашении отец запрашивал плату за руку своей дочери.
В Британии девушка, покидая отчий дом перед брачной церемонией, должна была посмотреть в зеркало, чтобы сопутствовала в жизни удача. Увидеть по дороге в церковь трубочиста, ягнят, жаб, пауков, радугу, черную кошку считался положительным знаком. Плохая погода в свадебный день откосится к разряду плохих примет. Но если в день свадьбы шел дождь или снег, то это предвещало плодородие и богатую семейную жизнь.
Во время посещения церкви жених и невеста должны были нести гирлянду из цветов, т. к. считалось, что сильный аромат цветов отпугивает злых духов. Во время церемонии бракосочетания в церкви звучали песнопения, которые исполнял церковный хор. После заключительной молитвы жениху и невесте давали квадратный кусок ткани - «ткань заботы». Несомненным атрибутом в Британской свадьбе был обмен кольцами между женихом и невестой. При выходе молодоженов из церкви звучал колокол, отпугивающий злых духов, и их обсыпали лепестками цветов. Во время свадебного обеда жених с невестой должны были станцевать брачный танец. После свадьбы у молодоженов наступал медовый месяц, т. е. в течение месяца молодые должны были пить чистый мед, что способствовало рождению здорового ребенка.
Согласно Британской традиции самым благоприятным временем года, было время между сбором урожая и Рождеством. Старое английское поверье гласит: «Жениться в ярком сентябре - быть семейной жизни богатой и счастливой». Самым плохим месяцем считался май. В языческие времена лето начиналось в мае с шабаша ведьм.
При переезде невесты в дом мужа, отец бросал в след кожаную туфлю. Это указывало на то, что отец передает свою дочь обутую (в достатке) будущему мужу.
II. 4. У башкир существовало несколько видов вступления в брак. Первым вариантом было похищение девушки (кыз урлау). Неблагоприятными днями для похищения невесты считались вторник и суббота, а благоприятным — четверг. Обычно парень уговаривал подружек привести понравившуюся ему девушку в условленное место, где их поджидали сообщники парня. На выбранную девушку накидывали тулуп и увозили; при этом односельчане девушки или родственники могли устроить погоню. Прежде, чем привезти девушку в свой дом, парень заезжал к своим родственникам. Тетка парня давала девушке подарок (деньги, платок, халат), предназначавшиеся для матери жениха, поскольку считалось, что нельзя входить в дом с пустыми руками. Когда парень заводил избранницу в дом, его родители спрашивали ее согласия на брак. Если невеста была согласна, то молодых оставляли одних. На следующее утро обязательно приглашали муллу, который официально признавал их мужем и женой. Обряд никах в таком случае проводился позднее.
После совместной ночи молодым обязательно топили баню. Этим делом занималась женщина - старшая сестра жениха или жена его брага, иногда его мать. Утром этого дня пекли оладьи каймак, где активное участие принимали молодые. В тот же день родители парня отправлялись к родителям девушки, взяв угощение и подарки. Гости сообщали родителям невесты о том, что дочь находится в их семье и готовится свадьба. На этой встрече родители обговаривали размеры мэхер (калым) и назначали день проведения никах. Никах - это религиозный обряд заключения брака, обязательно с присутствием муллы и чтением исламского молитвенного канона. После прочтения молитв мулла объявляет молодых мужем и женой и скрепляет их союз перед богом, а также узаконивает отношения брачующихся перед лицом общества.
Второй вариант заключения брака – это брак по сватовству или брак «купли-продажи». В этом случае парень засылал сватов в дом невесты (в любой день, кроме вторника). Одной из распространенных фраз была следующая: «Бездə комеш, сездə – алтын, аларны бергə кушыек» («У нас есть серебро, у вас золото, давайте, соединим их в одно целое»). Сватовство состояло из трех этапов: в первый приход сваты «смотрели» невесту, во второй раз расхваливали жениха, а в третий раз приходили с родителями жениха, чтобы обговорить размер мəхəр. Родители невесты готовили приданое (бирне). Через некоторое время, обычно в четверг или пятницу во второй половине дня проводили никах туй, куда приглашали только близких родственников жениха и невесты. Мулла проводил обряд бракосочетания и оглашал размер мəхəр.
После никах туй, через 1-2 месяца играли большую свадьбу (зур туй). Жених с поезжанами приезжал за невестой. Перед домом невесты жених одаривал присутствующих сладостями, рассыпал по двору монеты и по ковру заходил в дом. В доме невеста должна была развязать на женихе широкий пояс (пута), завязанный узлом. Чем быстрее развязывала невеста пояс, тем легче считалась жизнь молодых в браке.
Во время свадебного пира обязательным был вынос жареного гуся – время вручения подарков. Молодые получали определенные части гуся.
По первому свадебному дню определяли, какой будет жизнь молодых после свадьбы. Если в этот день шел снег или дождь, то считалось, что молодые будут жить в достатке. В первый свадебный день старались не подметать пол и не мыть посуду, т. к. это приведет к бедной жизни.
Существовал обычай приглашать молодоженов к родственникам. Молодожены ходили по гостям, оставляя в знак благодарности полотенце (тастымал), кусочек пирога гульбадия и получали подарки.
Через три дня свадебный пир продолжался в доме жениха. Этот этап свадебного обряда назывался кода туй – свадьба у сватов. На кода туй открывали лицо молодухи. Обычно это делал отец жениха. За показ лица новобрачной давали деньги, вручали подарки. Во время заключительного этапа свадебной церемонии кода туй молодой давали коромысла и ведра и отправляли за водой. Приобщение к воде означало также переход молодой женщины в чужой род.
После всех этапов свадебного пира жених с дружкой приезжали за приданым невесты. Это был самый драматичный момент во всем свадебном обряде. Перед выносом сундука с приданым, невеста плакала, причитала, пела бэет. Молодых провожали родственники невесты.
При приезде в дом жениха, сначала вносили сундук с приданым, который сопровождала кыз җиңгә. При входе в дом новобрачные вставали на подушку, причем первой шла невеста. Подушка считалась символом достатка в семье. Мать жениха при этом подносила ложку меда и масла со словами: «Бал кебек, татлы бул, май кебек елгыр бул, ачыны –төчены бергә күрең» («Будь, как мед сладкой, как масло податливой, ловкой, а соленое и пресное вместе пробуйте»). После этого молодые входили в дом.
III. В процессе исследовательской деятельности был проведен анализ собранных данных по затронутой проблематике. Теоретические положения соотнесены с практическими наработками и в результате этого были сделаны определенные выводы:
1. Выработанный многими поколениями в течение нескольких веков свадебный обряд дает яркое представление о народном семейном быте, о традициях и о поэтических сторонах народной жизни любой нации и любого народа.
2. Свадебные обряды предназначались для благополучия семьи, и раз они передавались из поколения в поколения, следовательно, они играли важную роль в жизни человека.
3. Существующие у русских, ненцев, башкир и англичан свадебные ритуалы и семейно-бытовые обрядовые традиции имеют как черты сходства , так и отличия. Сходство в организации и проведении свадебных церемоний можно объяснить постоянством этнических контактов народов России и прохождением схожего пути исторического развития России и Британии. Отличия брачных ритуалов одних народов от других обусловлены своеобразным хозяйственно-бытовым укладом жизни, языком и культурой.
Комментарии