Обряды русской свадьбы
Сегодня мы замечаем в определённых слоях городской и сельской молодёжи возвращение интереса к традиционному свадебному обряду. Неудивительно, что, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как искусственно созданный обряд регистрации настолько отталкивает своей казённой формой, что молодые и их гости стремятся поскорее пережить его, как неприятную, но общепринятую часть современной свадьбы.
v Свадьба изначально являет собой торжественное театрализованное действо, народную драму со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссёром-дружкой, набором обязательных персонажей. Недаром говорят "играть свадьбу". Разные её этапы дают широкий простор для воплощения на сцене. Интересен, к примеру, момент сбора свадебного поезда: одновременно в двух пространствах -домах жениха и невесты - совершаются обряды, поются песни (жениху поют женщины-соседки, невесте - подруги).
vКроме того, свадебные обряды и песни, их сопровождающие, существуют на территории России в массе разных вариантов, предоставляющих возможность выбирать наиболее понравившиеся образцы, отвечающие специфике каждого коллектива.
vПри всей вариативности сложился определённый стереотип свадьбы, общий для русских, украинцев и белорусов.
Сватанье.
Сват чаще всего ездил один, в последнее время с женихом. Встарь, однако, жениху сватать не полагалось. Могла сватать и женщина, сваха. Сват обычно родич жениха. После того как сва та усадят, начинался разговор: « У вас есть цветочик,а у нас садчик. Вот нельзя ли нам этот цветочек посадить в наш садчик ?!» или так «У нас женишок, у вас невеста, нельзя ли сосватать в одно место?»
Свата начинают угощать. Непременно ставят самовар, и это тоже не без значения. Дело в том, что должна разливать невеста. Сваты, когда и сами попросят : «Покажите невесту!" Пока она разливает чай, свату представляется возможность еще раз разглядеть девушку. Кроме чая свату за столом обычно подавали саламат.
Впрочем, засватывали, и нередко, девушку в ее отсутствие, особенно если сваты хорошо знали невесту.
Грубо отказывать свату не полагалось. Родители, ежили, считали неподходящим для себя жениха, отговаривались то возрастом девушки, то хозяйственной негативностью.
Девушек отдавали замуж не слишком рано, обычно лет двадцати. Довольно часто невесты были старше женихов на три, четыре даже на восемь лет.
Смотрят место.
Мест о ( хозяйство жениха) смотрели через день-два после сватовства. С мотреть место ездил всюду и везде отец невесты. Нет отц а - старший брат, дядя, одним словом глава семьи. Осматривали хозяйство придирчиво.
Обычно за стол садились после того как поглядят хозяйство. Если же хозяйство не нравилось, то и за стол не садились.
С чувствами дочери отец мог не считаться , но будет ли она сыта, как одета в замужестве, не придется ли ей краснеть перед другим и - это был вопрос родительской чести. Недаром перед венцом, вручая дочь жениху, отец говорил: «Пой-корми сыто, наряжай честно».
Больше всего в хозяйстве жениха ценилось обилие скота и хлеба.
Кроме постели, даров и полотенец невеста получала с собой полный наряд(скруту), в который непременно помимо кошули, шалей, сарафана - гарусника или атласника, рубах -исподок, входили почти обязательные здесь драгоценности: янтари и серебряные цепочки-«гайтаны» На ноги надевали «чирки»
Как посмотрят место, едут на договоры. Договариваться когда свадьба.
Запарубк и ( закрыванье)
«Запарубки» произносится редко, обычно говорят: «запоручивать невесту», а ещё- «завешивать» или «закрывать»
Запарубки были традиционным началом самой свадьбы, и уж с этого времени только исключительные причины , вроде побега невесты, могли расстроить свадебный ритуал.
Когда приезжали запоручивать невесту, она должна была показать горе, даже если она хотела замуж.
Но если жених был её незнаком или, хуже того, отдавали её не за любимого, тут уж - не много приходилось и изображать. Невеста убегала, девки её ловили, она рвала зубами платок, кусалась или пряталась.
Во всех этих причётах невеста просила в общем одного и того же: у отца - не запоручивать её, у других членов семьи – уговорить отца отложить свадьбу. К завесившей её подруге невеста обращалась с укорами: « Супостатка ты, хидница, да ты моя супротивница! Да приказала, голубушка, мне много свету - ту белово »
Жених со сватом меж тем, не ожидая конца причётов, отправились домой.
Неделя.
Всё неделю до свадьбы невеста сидит с подругами завешенная и даже спит, как говорилось «не снимая фаты». Разумеется, она открывала слегка лицо, откидывая ткань выше лба, когда нет гостей , но когда кто, то приходил, тотчас отпускала фатку, хлестнётце и начинает причитать. Так, с перерывами и причитает всю неделю, обычно даже и охрипнет к концу.
Наконец, ближе к концу недели приезжал жених с пряниками, и его тотчас же встречали, причём девушки на улице, как сказано, причитали вместе с невестой. Песен тут они не пели.
Приезд жениха на недели.
Жениху на недели полагалось являться с подарками.
Же нили жениха, приезжавшего с пряниками, и на проводах , в момент отъезда.
В том случае, ежели у жениха есть сестра и она приедет на недели к невесте, то сестре жениха тоже причитают , спрашивая, не отказался ли «чуж-чуженин» от свадьбы.
Утро свадебного дня.
Свадебное торжество: приезд за невестой, венчание и пир в доме молодого - зан имало в полном ри туа л е два, точнее полтора дня. Жених приезжал к вечеру первого дня, а на второй день приходило венчание и пир у молодого. В эти дни, вернее, в ночь между ними, устраивался девичник.
С утра свадебного дня обычно никаких обрядов не происходило.
П риезд женихов.
«Женихами» здесь называли поезд, а спутников жениха- «приборянами» или «приборами»
В прибор входили кроме самого жениха тысяцкий- обыкновенно дядя, или крестный жениха.
Одевался весь в прибор в праздничное, при этом дружка ещё повязывали по поясу полотенцем.
Сани были украшенные, лошади с бубенцами, с колокольцами под другой. Издали слышно, как едут женихи.
Встреченные родителями женихи проходят в избу. Невестина родня распахивает им венком дорогу. Первым идёт дружка, «а сваты с женишком рядом идут»
Стол был уже накрыт. В центре стола лежали два каравая друг на друге: внизу ржаной сверху пшеничный или чаще всего два ржаных, а сверху витушка. На витушку клали ещё маленький хлебец - «мяконький», с которым в руке, позже, невесту поведут за стол.
С этого момента свадебный ритуал разделяется на два одновременных и взаимно перекрещивающихся действия. Пока своё происходит тут, в сутках, у женихов, там, в кути или соседней горнице, у невесты с девками. Идёт сваё. Во-избежании покоров женихов дружка со сватьёй должны как можно скорее поздравствовать девушек с невестой.
Вывод невесты перед столы.
Вывод невесты перед столы есть самый торжественный момент свадебного дня, да и всей свадьбы. Невеста на выводе роскошнее всего одета. Невеста впервые всенародно показывается жениху.
После здравствования приборяна начинают требовать у отца показать невесту. От имени прибора просит сватья или тысяцкий, иногда сват. Сватья встаёт и невесту просит. Жених не встаёт, а прибор весь встаёт.
Скрута, в которую невесту начинают одевать в особой горнице, состоит из праздничной исподки, атласника или гарусника, шали обязательно шелковых украшений.
Прежде чем снаряжать невесту, лицо её умывают.
Умывая, невесту ставили на скатерть и вытирали её другой скатертью т. к. скатерть часто употребляли в свадебном ритуале.
Вода после мытья невесты так же считалась магической. Невеста должна была разбрызгать её по девкам , что бы те тоже вышли замуж.
Невеста начинает в причете просить засветить « светце стерлиновы» и отыскать фатку - ленту, воротить ей утреннею и укатившеюся под ноги чужому чуженину красоту. Красоту ей поднимает кто- то из подруг, отец, брат. И с возвращенною красотой невеста уходит в куть.
Девичник
Начинается девичник с того что невеста особым причетом просит у батюшки «вольки вольные на всю темную ноченьку»
Девки - подруги невесты уже собраны. Парни тоже пришли заранее, толпятся в подпороге.
Когда свадьба велась на один стол и, следовательно, девичник предшествовал свадебному дню, всё равно жених являлся и уводил невесту из кружка.
Невеста с женихом посидит за столом, поговорит или выйдет в другую гостиную. Но девки и парни продолжают веселится.
Утро венчального дня.
Однако кроме раздачи обрядовых полотенец утром до того как приборяна сядут за стол, совершаются ещё ряд важных обрядовых действий. А именно: невеста отдаёт красоту подругам; особым причетом прощается с окошками; бьет поклоны «за царя, цариц у, царёвых детушек». Н аконец, производит расчёт с отцом, получая с него «за палетки денежки».
Утром венчального дня невеста ходила на второй угор, прощалась с деревней.
На все эти утренние причёты уходило много времени, и девки могли из озорства сильно затянуть вывод невесты за столы. Тем более что это был, так сказать, последний час их девичьей воли, последняя возможность подержать невесту в своём холостом круг у.
Этим заключённым расчетом кончается девичья - «девья» жизнь. Девушка уже не просит оставить её в родительском доме, отложить свадьбу, уже как бы согласна на уход и лишь обижается на то, как дёшево оценил отец труды за прошедшие годы.
Застолье у невесты.
После того как невесту посадят за столы, все начинают есть, кроме жениха с невестой, которые перед венцом не едят.
Количество припевок не велико. Особенно этих припевок, что они, как и кружки, не являются специально свадебными. Их распевают и на вечеринках, припевая друг другу парней и девушек. Припевки пели жениху и невесте.
Невеста ещё просила благословления у отца: « Ч то твоё- то благослов леньи це на огне горячее, и на воде не топленое и в людях не забытое. Но это уже заключительные причеты. Невесту начинают одевать.
Отъезд к венцу.
Одевает невесту всегда жених. По крайней мери застёгивает не ней кошулю. Он же на улице должен поднять невесту и посадить её в сани.
С собою обыкновенно им дают два пирожка - рыбничка. В церкви, после того как обвенчают, сватья сажает молодых и даёт им поесть эти рыбнички, причём они делятся: едят один у другого. Рыбнички маленькие, с ладонь и корки сватья не бросает, берёт с собой.
В след за невестой её провожатые повезут в иных санях ящик с подарками от молодой жениховой родни.
Очень часто колдуны останавливали коней свадебного поезда как раз по дороге к венцу. Кладя медвежью лапу или клок медвежьей шерсти у дороги, и кони не шли.
Сторож перед отъездом к венцу обязательно на выходе их дому вновь пропахивал веником дорогу невесте, оберегая её.
В чашку когда невеста умывается бросают хлеб и соль.
Невесту, которую везут к венцу закрывают шалью, тут снова закрывают и закрытую везут в дом молодого, только теперь вместе с мужем. Из церкви супруги едут в одних санях.
После венца.
Новобрачную высаживал из саней жених. Вводили молодых чаще всего через двор. Затем молодым дают караваи. Они кладут караваи на головы и так вносят в дом, а в доме кладут на полицу над тем местом, где будут сидеть.
На полицу также ставили иконы молодых , те, которые благословили. Перед иконами зажигали свечи.
Проходя через двор в избу, молодая должна была огладить каждую корову, и даже покормить коров.
Перед молодыми ставился один прибор, один стакан, ложка и вилка. Молодой должен накормить жену.
Никаких обрядовых песен и причётов не было.
Оставшись с мужем, молодая снимала ему сапоги. В сапоге были деньги для молодой. Утром свекровь приносила горшок воды, умываться.
Умывшись, молодые садятся за стол, и вскоре собираются в гости к родителям молодой на хлибины.
Заключительные свадебные обряды.
В гости к тещи, на хлибины отправлялись опять со всей мужнею родней.
В доме тёще молодые проводили ночь (и, ежели сохраняли цел омудрие накануне, то тут и была их первая брачная ночь ).
Утром теща подавала зятю блины. На блины клалось полотенце или рубаха (подарок). Зять брал подарок, заворачивал в верхний блин деньги и возвращал теще, говоря, что блин сухой.
Комментарии