Национальный состав города Мелеуза и Мелеузовского района
Многонациональность - важная особенность структуры населения республики, которую нужно ценить и которой нужно дорожить. Говоря словами известного писателя Валентина Распутина, «. человечество расцвечено, разбогачено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться и удивляться друг другу, друг к другу тянуться с жаждой красоты и познания. Многонациональность земли - это радужность, музыкальность, чувственность и полнота мира». В результате тесного общения и взаимовлияния богаче и разнообразнее становятся трудовые навыки и духовная жизнь каждого народа, ускоряются экономический и социальный прогресс каждого региона и страны в целом.
По данным первой всеобщей переписи населения России (1897г. ), общая численность башкир составила 1311017 человек. Исследователи предполагают, что вместе с башкирами здесь были учтены 350-400 тыс. тептярей и мишарей, до 1865 г. входивших в состав Башкиро-мещерякского войска.
Согласно переписи населения России 1917г. численность башкир составляла 1732,8 тыс. человек. В 1920г, их насчитывалось около 1 млн. человек. Главной причиной сокращения численности башкир являются первая мировая и гражданская войны. Так, во время гражданской войны были физически истреблены десятки тысяч башкир, множество их погибло от голода, тифа и холеры в 1921-1922 гг. Поэтому численность башкирского этносов 1926 г. снизилась до 713 684 человек, в том числе в БАССР проживало 625,8 тыс. башкир.
Ниже в таблице приведены данные численности башкир в бывшем СССР по итогам переписей населения 1939-1989 гг.
Годы Общая Проживало в Башкортостане численность численность В % от общей численности башкир
1939 843000 671100 79,6
1959 989000 737700 74,6
1970 1240000 892248 72,0
1979 1371500 935880 68,2
1989 1449157 863800 59,6
Башкиры Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской областей, в основном из сельской местности представляют периферийные (маргинальные) этнографические группы башкирского народа. Их культурно-бытовой уклад и разговорная речь обладают заметным своеобразием, имеющим глубокие исторические корни. В XVIII в. в пределах Саратовской губернии (ныне Самарская и Саратовская области) сформировалась группа так называемых иргизокамеликских башкир. Наиболее многочисленную группу составляли башкиры бывших Мензелинского и Бугульминского уездов, однако в XX в. , после включения этих уездов в Татарскую Республику, они растворились в составе татарского народа. Башкирское население Тюменского севера, Якутии, Кузбасса, республик Средней Азии, Казахстана, Украины и ряда других регионов образовалось в советское время в результате принудительных переселений («спецпереселений»), естественной миграции в районы промышленного освоения и т. д.
Башкирский язык относится к кыпчакской ветви тюркской группы языков, входящей в алтайскую языковую семью; наибольшее родство он обнаруживает с татарским, казахским, ногайским языками; имеет рад общих черт с восточными тюркскими (якутским, алтайским и др. ). В нем есть следы взаимодействия с монгольскими, тунгусо-маньчжурскими, финно-угорскими и иранскими языками; за последнее тысячелетие появились арабские, русские заимствования.
Татары - второй по численности этносе России. Перепись 1989 г. зафиксировала 6 648 760 татар в пределах СССР, из них 5 522 096 - в , Российской Федерации. Современная официальная статистика по установившейся в 30 -е годы традиции учитывает под именем «татары» чрезвычайно сложное этническое образование, представленное широким многообразием локальных групп - татар Поволжья и Южного Урала (казанских, кряшен и мишарей), крымских, сибирских (тюменских, туринских, иртышских, ишимских, тобольских,тарских, Чацких, барабинских, томских), а также литовских татар. Перечисленные этнографические группы выделяются в силу исторически неодинаковых условий их генезиса и развития, особенностей традиционной культуры и языка. Эти особенности формировались и сохранялись в продолжение длительного периода и были обусловлены дисперсным расселением названных групп, контактами с соседними народами и поддерживались на уровне групповой самоидентификации (самосознания).
Начало оформления группы татар Башкирии можно отнести ко второй половине XVI в. , когда начинается возрастающий приток населения в Приуралье, на Южный Урал, в Зауралье. С этого момента истории, вплоть до современности, этнокультурное развитие татар, расселившихся в Башкирии, протекает под влиянием двух главных, с точки зрения этнического взаимодействия, факторов. С одной стороны, сохраняется неразрывное культурное единство с материнским этносом (казанско -татарским) , с другой - происходит интенсивное взаимодействие и взаимовлияние культур татарского, башкирского, финно-угорских (мари, удмурты, мордва) и славянских (главным образом русских) народов. Факторами, способствующими формированию особых, присущих только татарам Башкирии форм культуры, следует признать особенности природно-географической среды обитания, отличные от таковых в Среднем Поволжье, а также неодинаковые исторические судьбы народов, населявших территории бывшего Казанского ханства и исторической Башкирии.
Во внутренней социальной иерархии выделяются татарские мурзы. Татары отличали друг друга и по названиям местностей, откуда происходило их переселение в Башкирию. Так, по ряду этнокультурных характеристик татары-мишари Зауралья стоят ближе к башкирам, нежели к своим соплеменникам на прежней территории обитания, в то время как мишари центральных и западных районов Башкирии занимают (условно) промежуточное положение , оставаясь близкими по языку и культуре и к зауральским, и к поволжским. Татары крайнего северо-запада Башкортостана практически не отличаются по традициям и языку от своих соседей в Татарстане
Чуваши являются одним из крупных тюркоязычных народов России. В 1989 г. в СССР их было около 2 млн. человек, и они занимали 16-е, а в Российской Федерации - 4-е место (после русских, украинцев и татар).
Основной район расселения - территория нынешней Чувашской Республики.
Абсолютное большинство чувашей (примерно 80-85%) живут в Волго-Уральском регионе (карта). Значительная часть чувашей за пределами Чувашии являются потомками переселенцев, которые в силу разных причин и в разное время оставили свою этническую территорию. Вместе с тем существует мнение, что часть закамских чувашей (в Татарстане), а также некоторые группы по обоим берегам среднего течения Волги представляют коренное население этих мест, т. е. являются потомками волжских булгар. В целом прикамские, закамские, заволжские ареалы расселения чувашей (в Татарстане, Самарском, Симбирском и Саратовском Заволжье) образовались в результате миграций в промежутке XVI-XVII вв. Приуралье, Западную Сибирь, Среднюю Азию и более восточные территории чуваши заселяют в основном в XVIII - начале XX в.
РУССКИЕ
Выделяется 5-6 компактных массивов. Самый большой занимает центральную часть республики - Уфимский, Иглинский, Кармаскалинский, Чишминский, Благовещенский районы. Компактная группа русских, более 30 тыс. , живет на северо-востоке республики в Дуванском и Белокатайском районах. Примерно столько же русского населения в трех южных районах - Мелеузовском, Кугарчинском и Куюргазинском.
История заселения русскими Южного Урала и Приуралья насчитывает более четырех столетий. Русские появились в крае во второй половине XVI в. , вскоре после присоединения основных земель Башкирии к Русскому государству. На новой территории в XVI-XVII вв. стали строить города-крепости (Уфа, Мензелинск, Бирск) и оборонительные линии. Под защитой городов и вдоль крепостных линий основывались поселения. Первоначально русское население было малочисленным, оно состояло из служилых людей -стрельцов, казаков, дворян и их крепостных. В первую очередь русские заселяли центральную часть Башкирии, осваивая земли вокруг Уфы, затем -северо-западную, вдоль Закамской оборонительной линии. Переселение в города и на оборонительные линии организовывалось и контролировалось правительством. С середины XVII в. до 30-40-х годов XVIII в. поток русских переселенцев на Урал и в Зауралье определяется более четко. Возникают крепостные укрепления по р. Исеть, формируется исетское служилое казачество. На рубеже XVII-XVHI вв. в крае появляются старообрядцы. Скрываясь от преследований официальной церкви и правительства, они устремляются из центральной России в Прикамье, на Южный Урал и в Зауралье, основывают в глухих местах деревушки и небольшие монастыри-скиты. Приток старообрядцев не иссякал на всем протяжении XVIII в. Немало было и крестьян, бежавших от крепостной зависимости.
УКРАИНЦЫ
Украинцы ~ второй по численности этнос после русских среди славянских народов. По переписи 1989 г. , в границах бывшего СССР проживало более 44 млн. украинцев. Из них почти 3 7,5 млн. на своей исторической родине - Украине, 4,36 млн. - в России, в том числе 74990 -в Башкортостан.
Сегодня украинцы живут во многих странах мира. Не стала исключением и Башкирия. В серебристых башкирских ковыльных степях в XVII столетии появились украинские переселенцы. Постоянные украинские поселения в Башкирии появились после возведения Новой Закамской (1731 г. ), а несколькими годами позже Яицкой или Оренбургской (1734 г. ) крепостных линий. Строительство укрепленных линий, окружающих Башкирию с юга и востока, преследовало цель превратить ее во внутреннюю провинцию России.
Небольшая группа украинцев расселилась в окрестностях г. Уфы - в селах Князево, Кириллово, Касимово и др. Это были крепостные крестьяне князя Уракова.
После буржуазных реформ второй половины XIX в. приток украинцев в Башкирию возрастает. Отмена крепостного права, капитализация экономики, в том числе сельского хозяйства, вызвали в европейских губерниях России, а также и на Украине «земельный голод», который особенно остро проявился в Полтавской.
Из народов финно-угорской языковой семьи в Башкортостане проживает и мордва. Ныне ее в республике немногим более 30 тыс. человек.
Самоназвание (эндоэтноним) и названия, данные другими народами (экзоэтнонимы) Мордва этнически неоднородна. Она состоит из двух основных групп: эрзи и мокши. При контактах с людьми других национальностей они называют себя мордвой (мордвином, мордовкой), общаясь между собой, чаще всего пользуются названиями эрзя и мокша. Большинство русских Башкортостана не различают эрзю и мокшу, а называют их общим собирательным именем мордва (мордвин, мордовка). Татары и башкиры южных районов республики обычно называют мордву «мукшы», что в переводе с казанского наречия означает мордвин, мордва.
В Дальне - Константиновском районе Нижегородской (бывшей Горьковской) области проживала небольшая группа мордвы, которая, утратив национальное самосознание и язык, стала частью русского народа. В историко-этнографической литературе ее называли терюханами (мордва-терюхане). Мордва-каратаи (каратаи) живут в трех селениях Камско-Устьинского района Татарстана в материальной культуре, в особенности народной одежде и пище, они имеют много общего с мордвой и русскими и значительно меньше - с татарами. Под влиянием татар, ранее, возможно, и булгар, они забыли мордовский язык и восприняли татарский. Верующие мордва-каратаи исповедуют православие; в современном их языке много эрзянских, мокшанских и русских слов. В Теньгушевском и Торбеевском районах Мордовии, там, где, как говорится, если растянуть руки - одной рукой можно поздороваться с нижегородцами, а другой - с рязанцами, живет небольшая группа мордвы-эрзи.
Происхождение и этническая история
Родина мордвы находится в Среднем Поволжье, в Окско-Сурско-Цнинском междуречье, территориально относящемся к Волго-Уральской историко-этнографической области. Древние финноугры в составе уральской языковой общности известны с эпохи мезолита: территория их расселения простиралась от Зауралья до Восточной Прибалтики. В период неолита в Среднем Поволжье и Прикамье они были представлены племенами волосовской культуры, которые впоследствии сложились в носителей поздняковской и приказанской культур.
Национальность города Мелеуза
Мелеуз конца XX века - это и значительный транспортный узел: автомобильный и железнодорожный. Сегодня Мелеуз город химической, пищевой, деревообрабатывающей, строительной и других отраслей промышленности. На его территории 85 населенных пунктов.
В настоящее время по последней переписи населения (октябрь 2002 г) численность населения города Мелеуза составляет 63012 человек. Город Мелеуз является средним городом. По сравнению с 1912 годом, когда в селе проживало около 5 тыс. человек, в настоящее время проживает на много раз больше населения. И все это говорит о приросте населения.
В советское время Мелеуз стал районным центром (1930 г), рабочим поселком (1938 г) с первым крупным предприятием - заводом сухого молока. В 1958 году Мелеуз получил статус города с населением 17,8 тыс. человек, а в 1974 году стал городом республиканского значения (35 тыс. человек).
В 1999 году здесь жило 62100 человек, а в настоящее время здесь живет на 912 человек больше.
В городе Мелеуз проживает много разных национальностей. Среди них встречаются редкие национальности такие, как аварцы, абхазы, греки, осетины, саамы, фины. По последней переписи населения (2002 г) в городе Мелеуз проживает 63217 жителей. Среди них, первое место занимают русские, с численностью 31540 человек. Второе место занимают башкиры, 17142 человека. Третье место занимают татары, численность 9513 человек. Четвертое место занимают чуваши, численность 2689 человек. Пятое место занимают украинцы, численность 1062 человек. Шестое место занимают мордва, 338 человек. Седьмое место - азербайджанцы, 117 человек. Девятое место белорусы, 104 человек. И девятое место занимают казахи и чеченцы, с численностью 98 и 84 человек. В городе Мелеузе, также как и в Республике Башкортостан проживают народы различной национальности. Здесь проживают русские, башкиры, татары, чуваши.
Национальность Мелеузовского района.
Исследуя национальный населения Мелеузовского района, я выяснила, что в Мелеузовском районе проживает 26722 человека.
I место - занимают башкиры - 10948 человек
II место - русские - 10840 человек
III место - татары - 3111 человек
IV место — чуваши — 672 человека
V место- казахи-387 человек
VI место - украинцы - 294 человека
VII место- мордва-158 человек
VIII место - армяне - 78 человек IV место - узбеки - 52 человека
X место - Азербайджане - 28 человек
Национальный состав гимназии №1
Мною были приведены исследования среди учащихся 33 классов (760 человек) гимназии№1 по выявлению национального состава.
Среди учащихся встречаются такие национальности, как: казахи, евреи, азербайджанцы.
Больше всего по национальному составу составляют русские, далее идут башкиры, татары, чуваши, украинцы, казахи.
Редкими (то есть их количество составляет 1 -3 человека) являются арабы, белорусы, азербайджанцы, мордва, узбеки, марийцы, таджики, армяне.
Таким образом, в гимназии № 1(из 760 учащихся) национальный состав представлен:
I место - русские (463) человек
II место - башкиры (121)
III место - татары (114)
IV место - чуваши (30)
V место- украинцы (16)
VI место - казахи (8)
VII место - белорусы, азербайджанцы (2)
VIII место - мордва, узбеки, марийцы, таджики, армяне (1), арабы (1)
Выводы:
1. Башкортостан является многонациональной республикой.
2. Анализ национального состава города Мелеуза и Мелеузовского района показал, что здесь проживает более 30 национальностей.
2. В гимназии №1 учатся учащиеся 14 национальностей.
Комментарии