СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Летчики-бомбардировщики

Великая Отечественная война – величайшее событие в жизни моей страны. В этой войне погибло более 25 миллионов моих соотечественников. Люди отдавали жизни за свою Родину, за своих товарищей. Перед этими подвигами мы обязаны склонить голову. К сожалению, все меньше остается живых свидетелей тех событий. Мне очень повезло. В деревне Дракино Серпуховского района, в которой я живу, живы очевидцы тех трагических событий. Из их рассказов я узнал о том, что во время Великой Отечественной войны у нас в деревне дислоцировался Первый скоростной бомбардировочный авиационный полк. Мне бы очень хотелось, чтобы мы помнили о тех людях, которые, жертвуя своей жизнью, шли на подвиг не во имя славы, а только ради спасения своей земли. Тема «Летчики-бомбардировщики» (военная история деревни Дракино) была выбрана мной не только потому, что она представляет большой интерес своим величайшим героическим трагизмом, своими необычайно яркими проявлениями духовных качеств нашего многонационального народа, но и потому, что она дала мне возможность узнать много интересного из истории моей страны, из жизни жителей деревни Дракино.

На основании собранных данных я попытаюсь воссоздать хронику событий 1941 – 1942 года Первого скоростного бомбардировочного авиационного полка, который был размещен в эти годы в деревне Дракино Серпуховского района.

Объект: хроника событий, связанная с Первым скоростным бомбардировочным авиационным полком, дислоцировавшимся в 1941-1942 гг. в деревне Дракино.

Цель данной работы: показать историческую значимость малоизвестных эпизодов борьбы с врагом летчиков-бомбардировщиков Первого скоростного бомбардировочного авиационного полка в годы ВОВ; рассказать об их нелёгкой жизни; показать пример стойкости, жизнелюбия, целеустремлённости летчиков-бомбардировщиков.

Задачи: 1. Собрать информацию о летчиках Первого скоростного бомбардировочного авиационного полка.

2. Собрать воспоминания очевидцев событий, связанных с дислокацией Первого скоростного бомбардировочного авиационного полка в деревне Дракино.

3. Восстановить хронику событий, связанных с Первым скоростным бомбардировочным авиационным полком.

Чтобы глубоко провести исследование я пользовался следующими методами:

• беседы с жителями деревни Дракино;

• изучение документов, фотографий, сохраненных жителями деревни Дракино со времен ВОВ;

• изучение архивных материалов и материалов, найденных в сети Интернет.

II. Основная часть.

1. Из истории первого скоростного бомбардировочного авиационного полка.

Первый скоростной бомбардировочный полк был сформирован в Красноярске в мае 1938 года. Командиром был назначен майор С. А. Донченко начальником штаба – Захаров, комиссаром – Д. А. Волков. Трехмесячную подготовку летчики прошли в Монголии на реке Ханкин-Гол. Аттестаты зрелости им выдала война с Финляндией в январе 1940 года. Затем было участие в Иранской компании. Поскольку обстановка на Западном фронте резко осложнилась, то полк получил приказ срочно перелететь на Калининский фронт. На это потребовался месяц.

С октября 1941 г. своими первыми эскадрильями полк начал осуществлять боевые вылеты на южном крыле Западного фронта в составе 1-ой воздушной армии под командой генерал-полковника М. М. Громова , оперативно подчиняясь командарму 49-й Армии, генерал-лейтенанту И. Г. Захаркину . Непосредственным начальником стал командир 38-й комбинированной дивизии полковник С. С. Щегликов, который получил первоклассных, закалённых в боях лётчиков.

В дивизии было всего шесть истребителей: два самолёта И-15 ("Чайка") и четыре И-16 ("Ишачки") . Полк летал на скоростных бомбардировщиках, имевших скорость 350 километров в час, бортовую нагрузку - 600 кг и 4 пулемёта ШКАС на вооружении.

К этому времени фашисты приблизились к Калуге и Туле. Создалась реальная угроза захвата Каширы, Коломны и Рязани. Срочно потребовалось вести воздушную разведку продвижения 2-й танковой армии Гудериана .

7 ноября 1941 г. из Луховиц начались боевые вылеты без сопровождения истребителей. Бомбардировщик летел вдоль дороги, по указанию штурмана нырял из облаков до высоты 200 м и при обнаружении противника атаковал его, после чего взмывал вверх, в спасительные облака, и другим курсом возвращался на аэродром. Самолёты следовали с интервалом 15 - 20 минут. Такой "конвейер" работал в течение всего дня. Были успешные налёты на фашистскую технику под Мценском, на ж/д станцию Узловая, на Серебряные Пруды и Михайлов. В конце ноября полк стал оказывать помощь генералу Белову. На фашистов у Каширы и Ожерелья, Мордвеса, Венёва и Ревякина посыпались бомбы. Кашира, Коломна и Тула были спасены от захватчиков. Неслучайно в полк поступила телеграмма: "Передайте лётному составу благодарность от генерала армии Жукова за хорошую боевую работу. Нужно продержаться ещё трое - четверо суток. Поэтому прошу и требую боевую работу усилить и вести её ночью и днём с максимальным напряжением. "

За короткий 7-часовой осенний день лётчики делали по 5-6 боевых вылетов. Главное заключалось в том, чтобы вовремя успеть подвесить бомбы и заправить самолёт горючим и маслом. Некоторые экипажи даже с одной заправкой делали по 2-3 боевых вылета.

Большие потери полка в живой силе и технике начались при дневных вылетах, особенно в ясную погоду. Требовалось изменить тактику, перейдя к боевым действиям в ночных условиях.

В декабре 1941 г. в ходе успешного контрнаступления Красной Армии враг был отброшен от столицы более чем на 100 километров к западу. Полк со своим штабом перебазировался на полевой аэродром в Дракино. В качестве новогоднего подарка сюда поступили новые бомбардировщики Пе-2 и Ар-2. Полк вывели из подчинения 38-й дивизии и передали командарму 1-й воздушной Армии. Лётчики получили на длительный срок новую, необычную задачу - вести борьбу с авиацией противника. Парадоксально, но факт: битва за Москву начиналась и заканчивалась в воздухе. Чтобы снизить эффективность русского зенитного заградительного огня, фашисты перешли к налётам в ночное время. Лётчикам было поручено сорвать этот замысел. Сразу же под прицел были взяты ж/д станции Волоколамск, Малоярославец, Медынь, Мятлево, Юхнов. Затем началось блокирование фашистских аэродромов, расположенных у населённых пунктов Калуга, Брянск, Жиздра, Сеща, Шаталово, Смоленск, Ярцево, Вязьма, Сычёвка, Ново-Дугино, Гжатск, Ржев. В течение всей ночи наши держали под ударом аэродромы немцев. "Ночные пираты", как себя окрестили советские лётчики, фугасными зарядами повреждали взлётно-посадочную полосу, осколочными бомбами - живую силу и технику, а зажигательными бомбами устраивали пожары. Ситуация осложнялась тем, что бомбы оснащались взрывателями мгновенного действия и с различным запозданием. Таким образом, при каждом полёте минировались аэродромы врага. Для маскировки дракинского аэродрома с него убрали все атрибуты: посадочную полосу, Т-образный посадочный знак, указатель ветра, электрические гирлянды привода самолёта на полосу взлёта и посадки, прожектора освещения. Самым сложным для летчиков, оказалось, найти в темноте свой аэродром, ещё более опасным делом было посадить бомбардировщик ночью на землю.

2. Жизнь летчиков в деревне Дракино. Библиографические данные и факты боевой биографии авиаторов.

Первый скоростной бомбардировочный авиационный полк в конце декабря 1941 года прибыл в деревню Дракино и был расквартирован по домам жителей. Один из экипажей оказался в доме Бугаевой Марфы Федоровны. Это были летчик Черновский Семен, штурман Щеглов Дмитрий, стрелок-радист Потапов Григорий, ночные бомбардировщики.

Из воспоминаний Антонины Николаевны Сергеевой, дочери М. Ф Бугаевой (приложение №7): «Мне было 13 лет в ту пору. Утром я мыла полы и зашел Митя Щеглов в обмундировании, просился с друзьями на квартиру. Мой дедушка Федор Степанович принял ребят как своих сыновей».

Из воспоминаний Антонины Николаевны Сергеевой: «Каждую ночь летчики уходили в полет на защиту рубежей Родины. Все члены моей семьи не тушили в избе свет, дожидались ребят».

Каких-либо библиографических данных про штурмана Щеглова Дмитрия (приложение №9)найти не удалось. Щеглов Дмитрий после войны жил в Москве. Я попытался найти его «след», но по адресу, который мне удалось узнать, проживает другая семья. Но благодаря военным архивам мне стали известны факты боевой биографии гвардии капитана Щеглова Дмитрия.

Из архивных данных: к концу 1943 г. гвардии капитан Щеглов Дмитрий был награжден тремя орденами. 14. 07. 44 г. во время прорыва советскими войсками немецкой обороны на львовском направлении при нанесении бомбового удара "Бостон" самолет старшего лейтенанта Н. Е. Косырева был сбит. Летчик от прямого попадания зенитного снаряда погиб в кабине самолета. Неуправляемая машина перешла в беспорядочный полет, но штурман эскадрильи капитан Дмитрий Щеглов, стрелок-радист сержант И. Скорик и стрелок сержант Таратута успели выпрыгнуть с парашютами и приземлились прямо на немецкие позиции. Немцы всех троих взяли в плен и направили в ближайший штаб. Там их коротко допросили и пристроили в общую колонну с другими пленными из наземных войск. По пути во Львов советские танкисты освободили колонну. Капитан Щеглов с воздушными стрелками сели на десантные танки и сами стали десантниками. Ворвавшись в город Львов и захватив железнодорожный узел, танки с десантом трое суток вели бои в окружении, удерживая важный узел до подхода наземных войск. Затем Щеглов с остальными членами экипажа после соответствующей проверки вернулся в полк.

Из воспоминаний Антонины Николаевны Сергеевой: «Больше всего мне нравился Гриша Потапов, наверное, потому что обучал меня грамоте, помогал по хозяйству, был очень внимательный. А звал он меня очень ласково - Антонинушка. Я очень переживала, когда узнала о гибели Гриши». И действительно, в глазах этой немолодой женщины я увидел горечь потери.

Из воспоминаний Антонины Николаевны Сергеевой: «В гости к нашим летчикам ходил Лященко Гриша, экипаж которого проживал в доме у Елагиной Клавдии Ивановны. Летчики были очень дружны между собой. Вместе ходили в клуб, вместе обсуждали последние новости с фронта».

Из воспоминаний Елагина Виктора Петровича, сына Елагиной Клавдии Ивановны: «Мне было 7 лет в то время, когда у нас в доме жили летчики. Григорий Васильевич Лященко был общительный, культурный. Со мной занимался, учил стрелять из оружия. А еще он мне выстрогал из дерева самолет, он был как настоящий».

Григорий Васильевич Лященко - один из лучших летчиков полка. Экипаж Лященко умел творить чудеса в воздухе и по праву считался лучшим в полку. Отличился в боях во время обороны Москвы и при контрнаступлении. Был случай, когда экипаж Лященко атаковал колонну немцев с высоты двухсот метров, от огня 20-миллиметровой вражеской пушки получил восемь прямых попаданий — четыре в плоскости, два в фюзеляж и два в стабилизатор, но все же смог долететь до аэродрома и сесть, не потерпев аварии. К счастью, эти прямые попадания миновали баки с горючим и не перебили управление самолетом. Но он был так поврежден, что его пришлось списать на запасные части.

Из архивных данных: 08. 05. 42 г. на дракинском аэродроме были включены прожектора, чтобы осветить путь самолетам с десантниками. Практически сразу же последовал удар немецкой авиации по обнаруженному аэропорту. Погибли четыре летчика, еще шестеро были ранены, уничтожено 4 советских самолета. Среди жертв авианалета были инженер полка по вооружению Николай Головко и летчик Григорий Лященко.

Из архивных данных: 23. 11. 1941 г. экипаж первого скоростного бомбардировочного авиационного полка лейтенанта Мещерякова вылетел на разведку и обнаружил огромную колонну танков и автомашин численностью до 400 единиц, двигавшуюся от Сталиногорска (ныне Новомосковск) на Михайлов и далее на Каширу. Немедленно последовал доклад командованию, после чего все исправные самолеты были высланы на бомбежку и обстрел колонны. В течение пяти суток полк беспрерывно атаковал противника, сделан 191 вылет. Дорога была усеяна разбитыми танками и автомобилями. Немцы все же упорно продвигались вперед. Они захватили Михайлов, Мордвес, Серебряные Пруды, Захаров. Полку пришлось поменять аэродром (ранее базировался в Егорьевске), так как противник подошел к нему слишком близко. Однако удары по противнику продолжались. Экипажи делали по пять вылетов в день. Особенно отличились в боях летчики Мещеряков, Новиков, Мизенин, Лященко, Лехмус, Тупица, Черновский, Горбунов, Ванюхин. Работа 1-го сбап значительно облегчила советским войскам задачу по обороне Каширы. Наступление Гудериана было остановлено.

3. Захоронение героев.

Из воспоминаний Елагина Виктора Петровича: «У летчиков была хорошая военная экипировка. Зимняя экипировка включала куртку кожаную, унты, шлем с подшлемником, меховые рукавицы. Из оружия обязательны были пистолет, финский нож. Но, несмотря на отличную экипировку, многие молодые ребята-бомбардировщики погибали».

Всех погибших летчиков хоронили на Дракинском кладбище. В 1956 году останки героев были перенесены на Занарское воинское кладбище в городе Серпухове.

В знак памяти о боях за Москву зимой 1941-1942 годов, о солдатах, которые защищали нашу Родину, в Дракино в 1967 году установили полноразмерный макет истребителя МИГ-3 . Каждый год в День Победы сюда приезжают делегации, чтобы возложить венки и почтить память погибших минутой молчания.

22 ноября 1942 г. за проявленную отвагу в боях за Родину 1-й бомбардировочный авиаполк был преобразован в 22-й гвардейский. 4 мая 1943 г. ему было присвоено наименование Красноярский. За участие в боях на I и IV Украинских фронтах и нанесение бомбовых ударов по Берлину, за проявленные доблесть и мужество полк был удостоен ордена Суворова III степени.

III. Заключение.

Авиаторы всегда пользовались всенародной любовью. Их по праву называли золотым фондом нации, сталинскими соколами. Известны слова И. В. Сталина, сказанные в январе 1939 года: "Должен признаться, что я люблю летчиков. Если я узнаю, что какого-нибудь летчика обижают, у меня прямо сердце болит". Мы, современники, тоже их любим и помним, приводим в пример и проливаем скупую слезу на их могилах, храним фотографии, приносим на братские могилы цветы.

В годы Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков военные летчики сбили 55 тысяч немецких самолетов, совершили 595 воздушных таранов, 506 экипажей повторили огненный таран экипажа Н. Ф. Гастелло, более 100 раз производили посадку в тылу противника, чтобы спасти своих товарищей. 2420 летчиков удостоены звания Героя Советского Союза, 65 - Дважды Героев. Такого массового проявления мужества и героизма не знает ни одна военная авиация армий буржуазных государств.

1-й бомбардировочный авиаполк, дислоцировавшийся в деревне Дракино в 1941-1942 гг, с честью выполнил свой долг перед Отечеством. Я считаю, что наш человеческий и гражданский долг хранить память о тех людях, которые ценой собственной жизни ковали победу в этой войне.

Спасибо вам, что мы войны не знали,

За то, что в небе взрывы не слышны,

За то, что вы Россию отстояли.

И первыми с победою в Берлин вошли.

Не все вернулись с той войны живыми,

Ценою жизни победив фашизм.

Храним о вас мы память и поныне,

Примером служит нам ваш героизм!

IV. Словарь

1. СБАП - 1-й скоростной бомбардировочный авиационный полк

2. Бомбардировать - обстреливать из артиллерийских орудий или сбрасывать бомбы на кого-либо, что-либо

◆ 10 января 1944 года девятка под командованием тов. Важинского получила задачу бомбардировать танки и живую силу противника в лесу, южнее Турзун.

3. Дислоцироваться - Воен. Разместиться, размещаться, расположиться, располагаться.

◆Батальоны дислоцировались в пригороде. Военные базы дислоцируются на островах.

4. Тара́н — приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае самолёта). Возможен также таран наземного объекта или корабля. Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

5. Зажигательные бомбы предназначены для вызывания пожаров и разрушения оборудования воздействием высоких температур. Используют такие материалы как напалм, термитную смесь, трифторид хлора, или белый фосфор.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)