Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Хакасский календарь и календарные праздники

Именем Читигена называют семь звезд. В русском языке это созвездие называется Большая Медведица. На небе видно, как позади всех идут друг за другом три брата. Перед ними находятся две звезды – это их собаки, а перед собаками ещё две звезды – это маралихи. Средний из трёх братьев несёт на голове котёл и говорит: «Если мы догоним маралих и убьём, то сварим их в этом котле».

Так и идут они по небу друг за другом, вечно гонятся за маралихами. Эти звёзды никогда не исчезают, и хакасы их всегда сравнивают с охотниками.

Древние, забытые письмена Что встаёт перед нашим взором после прочтения этих слов?

Далёкие жаркие страны, пески, раскаленные скалы, караваны и усталые путники, фараоны и жрецы. Действительно, в древних и далёких землях до сих пор много следов былой многовековой грамотности и на камнях развалин, и на потерянных в земле предметах, и во мраке пещер.

Но ведь тайна может быть и рядом. Древние письмена окружают нас и дома, в степях и горах Хакасии. Некогда наши предки намеренно высекали надписи на камне – на века, для потомков, для нас. Камни эти ещё стоят, скалы по-прежнему блестят на солнце. По-прежнему хранят они в строках надписей мысли и чувства, направленные к нам - предкам.

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пёстрыми красками, вальки украшенные загадочными геометрическими узорами?.

Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что сулит ей завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын времени и сын своей страны; чувство Родины всегда неотъемлемо от чувства истории. Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки современности.

Знать своё прошлое того народа, рядом с которым ты живёшь, необходимо, чтобы стать истинным человеком, сыном или дочерью своего народа.

В своей работе я попыталась исследовать, откуда пошёл хакасский календарь и календарные праздники? С чего начинался год? С чего вели отсчёт времени древние хакасы? Каковы обрядовые праздники, приметы? Как представляли в мифах объяснение созвездий?

2. «Двенадцать животных считают годы»

Хакасами была создана своя система измерения времени и пространства. До присоединения к России они пользовались своим календарем. Еще в период Кыргызского государства, как сообщали восточные летописи, население с помощью «двенадцати животных считают годы». В настоящее время память о двенадцатилетнем животном цикле - сохранили только люди преклонного возраста. Каждый год носил имя определённого животного и, согласно народным представлениям, имел свои признаки и особенности. Например:

1. Год собаки – год недостатка молочных продуктов;

2. Год свиньи – трудный год;

3. Год мыши – тёплый, хороший год;

4. Год коровы – холодный год;

5. Год лисицы – плохой год;

6. Год зайца – холодный год;

7. Год ящерицы – хороший год;

8. Год змеи – тёплый год;

9. Год лошади – теплый год;

10. Год овцы – холодный год;

11. Год человека – холодный год;

12. Год курицы – холодный год;

Из пяти двенадцатилетних животных циклов складывался век, в котором насчитывалось 60 лет. Каждый из пяти животных циклов носил определённую цветовую символику, соответствующую пяти стихиям: синий – цвет неба, красный – огня, белый - воды, черный – земли и зеленый – растительности. Подобное представление, вероятно, было заимствовано от монголов.

3. Отсчёт времени.

Вместо минут и часов употребляли следующие понятия: время мычания коровы; время, когда сварится кровяная колбаса; до тех пор, пока не закипит чай; время выкуривания одной трубки табака; время перегонки одного казана айрана, что соответствовало полутора часам. Летом солнечными часами у хакасов служила юрта, двери которой строго ориентировались на восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то лучи освещали внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбище. Затем солнце, поднявшись «на высоту аркана» проникало к женскому изголовью кровати, что соответствовало летом 8-9 часам утра. Это считалось временем завтрака. Далее солнечный луч, медленно продвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку и к обеду достигал второй полки. К четырем часам вечера луч падал на кадку с айраном. В это время надо было пригонять домой телят. Наконец, солнце скользило по верхней части дымохода над дверью и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось «на длину повода коня» и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров. Ночное время определяли по положению незаходящих созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы по зимнему Ориону и Плеядам, по проявлению Венеры и Сириуса. Согласно хакасским легендам, разделение месяца на недели связано со счетом половин лунных фаз, и было предложено культурным героем. Воскресенье носило название - красный день. Он считался праздником. Понедельник –начальный день; вторник –четный день; среда –нечетный день; четверг –четвертые сутки; пятница – пятые сутки; суббота. С каждым днем недели существовали свои приметы, поверья и запреты.

Хакасский месяц насчитывал 30 дней. Он делился на две фазы: новая луна и старая луна. В момент рождения месяца, по хакасским поверьям, небо внезапно озарялось. Момент рождения месяца мог увидеть только счастливый человек, который сразу должен был лечь на спину, схватить из-за правого плеча любой попавшийся предмет и произнести заветное желание. Например, если проговорить - «буду вечным баем», то человек станет очень богатым. Некоторые ленивцы, думавшие без труда разбогатеть, верили в подобные сказки и специально в междулуние караулили всю ночь озарения небосклона.

Луна и солнце являлись почитаемыми светилами. Каждое утро хакасы поклонялись на восход солнца. При молении мужчины опускались на правое колено, а женщины – на левое и, держа руки за спиной, три раза отбивали поклоны головой, прося благополучия «черноголовому народу и пасущемуся скоту». Луне молились каждый третий день новолуния. На колени не опускались, но руки держали за спиной и три раза наклоняли голову. Соблюдение обряда почитания каждого новорожденного месяца требовалось со стороны беременных женщин. При троекратном поклоне головы они произносили заветные слова: «Сияйте мои луна и солнце! Пусть живет мое потомство!» хакасы с азиатской почтительностью соблюдали такую же форму поклона перед государственными властями.

Запрещалось показывать рукой на луну. Если это случайно произошло, то произносили заклинание: «Я не вижу, а видит колотушка». В хакасском фольклоре приводится пример, как одна девочка ночью пошла за водой и показала луне кукиш. Та тотчас спустилась на землю и забрала ее с собой. Согласно хакасской мифологии, на Луне обитает семиголовое чудовище Чилбиген, помещенное туда творцом за свою прожорливость. Он хорошо виден на полнолуние. Лунное затмение, согласно одним версиям фольклора, происходит из-за Чилбигена, желающего ее проглотить, а по другим – из-за злой колдуньи, которая своими распущенными волосами закрывает ее. Колдунья поднимается на небо по белой шелковой нити, которая в виде луча протягивается от вогнутой в порог юрты шила и ножниц. В период затмения производят невероятный шум: «Луна умерла!» обязательно стреляют в нее из ружья, иначе колдунья или Чилбиген не испугаются и не отпустят жертву. Окончание затмения является большой радостью для всех людей, ибо они помогли Луне освободиться от напасти.

Во время солнечного затмения поступали точно также. Стучали в медные тазы, крутили до визга уши собакам, стреляли из ружья вверх. Отправляясь в дорогу, жители Хакасии первым делом осматривали небо и по светилам прогнозировали изменение погоды.

Когда вокруг солнца или лун появлялся ореол или радужные «уши», то это служило приметой к холоду и ненастью, т. е. зимой к снегу, а летом – к дождю. Если солнце заходило с «ушами», то завтра ждали тепла, а при восходе к холоду. Когда пред восходом солнца небо обагрилось, то будет ясно. Если серп новорожденного месяца расположен наклонно или прямо, но виден отчетливо, с острыми загнутыми концами, то будет холодная погода, а если стоит прямо с расплывчатыми концами – то теплая. Красные оттенки новорожденного месяца свидетельствовали об изменении погоды и т. д.

4. Хакасский календарь.

Хакасы январь называли месяцем ветров. В начале января, по народным приметам, день прибавляется на шаг птицы, а в конце месяца – на длину веревки для привязки телят.

Февраль обозначали месяц высокого восхождения солнца. Это был период сильных ветров, когда сдувались даже гнезда орлов.

Население южной Хакасии именовало март месяцем бурундука. В это время наступал гон указанных зверьков, и они резвились в тайге. Согласно хакасским сказкам, медведь и бурундук однажды в это время поспорили о количестве дней в месяце. Медведю не хотелось вылезать из берлоги, и, поэтому он утверждал, что в месяце 31 день. Однако бурундук ему возражал, и доказал, что после своего рождения Луна 15 дней возрастает, а затем 15 убывает, а всего, значит 30 дней. Не имея больше аргументов, медведь в сердцах схватил его лапой, отчего на спине у бурундука остались черные полосы. Но с тех пор, как только наступает месяц бурундука, медведю приходится расставаться со своим сладким сном в берлоге.

Хакасы апрель знают как - месяц кукушки. По хакасским мифам кукушка – это бывшая девушка, которая в результате безутешного плача превратилась в вещую птицу. Когда она возносилась из своей юрты в небеса, мать успела схватить её за один башмачок. Отсюда считают, что у кукушки разноцветные ноги, а из снятого башмака выросли цветы – «кукушкины сапожки». Во время первого крика кукушки, по хакасским поверьям, нельзя выходить утром на улицу без приема пищи. Если услышишь впервые её голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить - я сыт, и кукушка будет обманута.

Как видим, охотники и скотоводы применяли для обозначения месяцев названия зверей и птиц, напоминающие имена двенадцатилетнего животного цикла.

Май - месяц заготовки кандыка. Кандык, как и сарана имел большое значение в питании народов Саяно-Алтая, что получило отражение в календаре. В мае звучали первые раскаты грома, служившие вестником Нового года. При первом громе надо было, обежав вокруг юрты, окропить небо и землю первым айраном и произнести «Пусть выйдет старый год, пусть зайдёт новый год! Пусть скот даст много молока!» по всей видимости, в древние времена первый весенний гром связывался с наступлением Нового года. «Дорогою грома» - так в переводе на русский язык называют хакасы радугу. Согласно народным преданиям, если пройти под ней, то мужчина превратится в женщину, а женщина станет мужчиной. Такой человек будет вечно молодым.

Июнь назывался - месяц сдирания бересты. Названия сохранилось с тех времен, когда хакасы жили в берестяных юртах и требовалась заготовка большого количества бересты.

Июль совпадал с периодам сенокошения, а август относился к месяцу жатвы.

Первый месяц осени называли – месяц обмолота хлеба.

Октябрь - месяц малых морозов, когда леденеют малые реки. Считалось, что в это время зима вступила в борьбу с летом. В октябре обычно падало много звезд. Если звезда упадёт на территорию аала, то будут вымирать люди, если в степи – то скот. Иногда звезда представляется в виде красивой девушки, которая может свести с ума парня. Для того, чтобы узнать это, надо взглянуть на спину этой девушки – звезды, где видны будут сквозь неё сердце и легкие. Но она никогда не поворачивается спиной. Поэтому для определения истины надо взглянуть на неё через свою подмышку.

Ноябрь именовался месяцем больших морозов, когда леденеют большие реки. Кроме того, подтаёжное население Хакасии обозначало его – месяц старухи. В этот период, как объясняют хакасы, день становится настолько короток, что, пока старуха оденется, наступает вечер.

Декабрь называется месяц коротких дней. В этот период высота солнца в полдень достигает «длины конских пут», т. е. своего предела и поворачивает назад. Считается, что оно «заснуло».

Лунный год по количеству дней расходился с солнечным календарём. Для соответствия каждые три года добавлялся дополнительный тринадцатый месяц. У сагайцев это был, вероятно, месяц малого бурундука (после марта), у качинцев - - малый силкер (после мая), у бельтыров - месяц алой сараны (после июня). Високосный год считался годом Эрлик-хана. Через каждые три года, в тринадцатый месяц, Эрлик-хан выглядывал из подземного мира. Там куда был направлен его взгляд, происходили стихийные бедствия. Под слиянием христианства високосный год некоторые хакасы стали называть Касьяновским.

5. Обрядовые праздники.

Хозяйственно годовой цикл был отмечен рядом праздников.

В конце мая – начале июня после перекочёвки скотоводов с зимника на летник устраивали Тун пайрам – праздник первого айрана. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму и появлялись первые молочные продукты. Праздник «Тун пайрам» был связан с почитанием скотоводства - основы традиционного хозяйства. Для него готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья. Из айрана перегоняли первую араку. В определённый день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали берёзки, коновязь для ритуального коня и разводили костёр. Почтенный старец кроплением айрана на костёр, берёзки и коня благословлял небо, землю, и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена за время праздника, оставлять её на следующий день запрещалось.

После ритуальной части устраивались спортивные состязания: конные скачки, стрельба из лука, традиционная борьба и поднятие камня. У каждого народа существовал свой вид национальной борьбы. Хакасы боролись, подпоясавшись кушаками. Борцам необходимо было держаться за кушаки и бросить соперника на землю так, чтобы он потерял две точки опоры.

Самое любимое спортивное развлечение скотоводческих народов – конные состязания. Эти конские ристалища имели древние устоявшиеся традиции и разработаны до мельчайших подробностей правила. Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без седел, а для отличия на голову повязывали платок определённого цвета. На скакунов ставили крупные заклады – до 300 рублей деньгами и до 100 голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу.

Стрельба из лука – второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе – качество, ценившееся у хакасов всегда.

Поднятие камня. Он весит около 80 кг. Надо поднять камень до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост, и перекинуть камень через плечо. Кто это сделает больше раз – тот победитель.

На празднике звучит музыка в исполнении различых музыкальных инструментов.

После перекочёвки с летника на зимник отмечали праздник последнего айрана. Он совпадал по времени с христианским Покровом (1 октября). С раннего утра собирались сначала у самого пожилого человека в аале. Затем целый день гуляли, переходя компанией из юрты в юрту.

Зимних праздников хакасы не знали. Под влиянием христианских обрядов стали отмечать Рождество, во время которого ряжеными ходили колядовать. Среди хакасов успешно пустили корни и другие христианские праздники: Крещение, Масленица, Пасха, Троица, в данной работе мы их не рассматриваем, также как и традиционные жертвоприношения, относящиеся к религиозной жизни.

6. Древние представления в сегодняшней Хакасии.

В 1991 г. в связи с образованием Республики Хакасия был проведён новый праздник «Ада-Хоорай», основанный на древних обрядах и посвященный памяти предков. Место проведения его было выбрано на священном перевале Уйтагат. Здесь в честь предков был поставлен пятиметровый обелиск, наверху которого вырезана личина и солярный знак. Солярный знак, дошедший до нас со времён Окуневской культуры (2 тысячелетие до нашей эры) характерен практически для всех каменных изваяний, без которых невозможно представить облик Хакасии он связан с почитанием небесного светила.

Отрадно отметить, что солярный знак как элемент государственной символики изображен теперь на официальном флаге и гербе Республики Хакасия. На обелиске вырезаны руническим письмом с транскрипцией на русскую графику имена легендарных предков хакасов, павших в борьбе за независимость своей Родины. Одним из первых среди них идет имя – Барс-бега. – первого кыргызского кагана, погибшего в битве с армией Тоньюкука в 711 году. Надо отметить, что барс, как и волк, считался тотемным животным тюркских народов и выступал, вероятно, покровителем Кыргыского государства.

Согласно хакасскому обычаю, обелиск повернут своей личиной на восход. Рядом с ним насыпан каменный курган «обаа». Каждый приходящий на моление обязан поднять на гору камень в честь духов Уйтага. Горные хозяева считаются покровителями хакасов.

Ритуальная площадка украшается национальной символикой - флажками красного, синего, белого и чёрного цветов. Они символизируют почитание хакасами четырёх стихий; красного огня, синего неба, белой воды и чёрной земли. Моление возглавляет алгысчыл – человек, знающий благословление огню, земле, воде, небу. Ритуальная процессия, состоящая из семи девушек и девяти парней, троекратно обходит вокруг обелиска, огня и кургана. Для кормления духов предков забивается жертвенное животное. Его шкура вместе с головой и конечностями устанавливается на специальную площадку у кургана в направлении на заход солнца. В ту сторону уходят души умерших. Во время моления хакасы складывают руки за спиной и производят поясные поклоны на восток. Хакасская форма моления отличается от христианской в первую очередь тем, что себя не осеняют крестным знамением. После каждой молитвы все опускаются на одно из колен (мужчина – на правое, женщина – на левое) и троекратно припадают челом к земле. Общественное моление содействует объединению народного духа, поднимает нашу мысль выше обыденной суеты к вечному.

Заключение. Выводы по теме исследования.

Земля, раскинувшаяся по берегам реки Абакан и по левому берегу реки Енисея, - Республика Хакасия.

Хакасия - солнечный сибирский край. Природа её по своей красоте, уникальности и богатству не уступает Кавказу, Карпатам и даже самой Швейцарии. Достаточно совершить только однодневную экскурсию по Хакасии, чтобы полюбоваться переливами ковыля и пшеницы, светлыми берёзовыми и лиственничными перелесками, дремучими кедрами и стройными елями, карликовыми берёзами и снежинками, спокойным и бурным течением рек, малыми и большими озёрами в степной и высокогорной части.

Сколько прекрасных образов рождается, когда соприкасаешься с тайнами природы! А если эти образы возникают от огромной любви к родному краю, родной земле, то о них хочется рассказать всем, чтобы увидели и услышали люди всю прелесть Хакасии.

Итак, в своей работе мы проследили, что хакасы в результате многовекового наблюдения за небесными светилами выявили закономерности их движения, которые послужили созданию у них лунно-солнечного календаря. Названия месяцев отразили хозяйственный уклад населения, астрономические наблюдения и природные явления. Наиболее архаичные среди них относятся к периоду первобытной охоты и собирательства. Хрононимы, используемые населением подтаёжной части Южной Хакасии (сагайцы и шорцы), аналогичны с календарём северных алтайцев и связаны с почитанием охоты, земледелия, пробуждением и засыпанием природы. Национальные праздники, без которых невозможно представить традиционную культу любого народа, возникли из поклонения родной земле и основы существования скотоводства. Нам остаётся только одно – беречь и изучать древние сказания, письмена на камнях, пытаться понять ушедший мир настоящих человеческих ценностей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)