Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Элементы народных игр в современной действительности

Некогда, на заре сотворения, великий и могучий разум – Господь Бог – сотворил жизнь в нашем уголке Вселенной.

Наши предки, ведая смысл своей родословной, прекрасно понимали, что хотят, чего ждут от них боги. С детства, зная характер древних божеств и их возможности, они понимали, что и когда надо сделать, чтобы та или иная Богиня или тот или иной Бог возрадовалась бы и вошли в их жизнь, их дом, их семью желанными гостями и остались бы там, на веке вечные, помогая сохранить радость благоденствия.

С годами ведическое отношение к миру было утрачено. Но осталось то, что не подвластно никаким изменениям. Это традиции, которые живут в нашем подсознании, прячась за множеством наслоений. Славянские традиции, не только знание воды, но и владение чем либо, умение удерживать, не терять, накапливать и сохранять все блага жизни и окружающего мира и передавать их потомкам.

Очень ответственное и величественное понятие жизни у наших предков. Как много мы потеряли, забыв такое мудрое понятие о правильности жизни. Чтобы окончательно не потерять узы, связывающие нас с предками, мы сегодня имеем возможность наглядно показать, как жили наши предки. Удержать традиции, которые духовно очищают человека, нравственно укрепляют и физически развивают.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверять свою смелость, ловкость, быстроту и силу.

Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленной самой природой человека, это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации. В данном проекте речь идет о подвижных играх, где в отличии от других игр ярко выражена роль движений. Именно поэтому игры широко используются как средство физического воспитания детей. Предлагаемые игры говорят о разнообразии сюжетов и соответствующих двигательных действий, что привлекает детей, как участников, а руководителям дает возможность выбора в управлении развития нужных качеств и навыков.

Важно отметить и следующее. Дефицит движений детей школьного возраста становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости. Среди школьников особенно распространены хронические заболевания дыхательных путей, и это служит причиной многих болезней внутренних органов, является постоянным очагом интоксикации и сенсибилизации организма. Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр на открытом воздухе.

1. 2 Обзор изученной литературы о древних славянских праздниках.

Изучая литературу о народных, традициях в России мы выявили закономерность, что наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими собственными делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и знаков, прилету птиц и т. д. Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, сбиваемся с издревле освоенного веками проверенного ритма чередования труда и праздника.

Рассматривая литературу о древних славянских праздниках, мы пришли к выводу: народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых.

Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирали в себя светские элементы как отечественной так и зарубежной культур, воспитывал церковную, православную религиозную обрядность. Красной нить в литературе проложено: сохранность традиций прошлого, уходящую в глубину веков до языческих времен. Наши предки создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколения.

К сожалению, скрытые возможности русских весенних праздников ныне далеко не исчерпана. Приходится с сожалением говорить, что народная культура праздников в наши дни значительно подорвана.

К. Р. Ушинский говорил: «Воспитание, лишенное народных корней- бессильно. »

Каждый праздник ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды детей, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, подготовка в игровой форме к взрослой жизни.

Изучая народные праздники, следует отметить, что хотя с принятием христианской веры язычество было запрещено, но языческие ритуалы и обряды, соединившись с христианскими, легли в основу формирования народного мировоззрения образовав нечто новое – бытовое крестьянское православие со своими святцами, трудовым ритмом и собственной эстетикой. С течением времени большинство народных календарных праздников было омрачено, однако многие бытовые обряды существуют до сих пор. Забыты дни Солнцеворотов – важных Языческих праздников, зато христианский праздник Троицы, как в старину, ломают ветки березы и пекут пироги с зеленым луком. Многие христианские святые приняли на себя в народном создании черты предшествующих им богов древности.

Постепенно сложился церковно-народный месяцеслов, где абсолютно органично соседствовали христианские и языческие представления о святых, сохранились древние обряды и традиции со временем первоначальный смысл обрядов был забыт и из мистерий превратился в достояние народного фольклора.

1. 3. Обоснование актуальности темы исследования.

В настоящее время тема «Народных игр в современной действительности» незаслуженно забывается. А вместе с тем в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура подрастающего поколения.

Основная цель политики государства в области физической культуры – оздоровления нации, формирование здорового образа жизни населения. (Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации) Масленица – древний славянский праздник.

Изучая народные обряды и обычаи, учащиеся напрямую соприкасаются с миропониманием предков.

Масленичное гуляние включает в себя много веселых, потешных шуток, прибауток, поговорок, связанных с народными обрядами. Широкая масленица – это ликующий дух, раскрепощенность, веселые лица. Каждый день недели в народе имеет свое значение: Понедельник – заигрыш.

Дети выбегали на улицу и устраивали битву снежками, а сейчас подвижная игра «Снежки» - это прощание с зимой, с последним снегом. Игра стимулирует двигательную активность, силу, ловкость и волю. Профилактика заболеваний органов дыхания, ведь игра идет на открытом воздухе.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл. , в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива. Внутри праздника осуществляется контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнерадостность человека.

Праздник «Масленицы» показывает на своем примере ощущение слияния с природой, а вместе с тем утверждая власть человека над ней.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое стараемся смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем.

Что заботило, радовало и тревожило крестьянина, чем они занимались, как трудились; о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?

Все это не просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить некоторые ошибки и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.

1. 4. Формирование целей урока – праздника.

Праздник – это итог определённой практической деятельности. Подготовка к празднику, его ожидание создают дружескую обстановку, активизирует, сплачивает детей.

Целью нашего урока является формирование у учащихся чувства дружбы, товарищества, воспитанию внимательного и чуткого отношения друг к другу. В процессе планирования, подготовки и проведения праздничного мероприятия у детей совершенствуется умение анализировать, синтезировать, сравнивать; развиваются самооценка и самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и трудовые навыки, укрепляются внутриколлективные отношения.

Игра с давних времен составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития человека. Изменяются условия игры, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу. Игра – это потребность, обусловленная самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов; потребность общения, получения внешней информации.

Спорт и игру роднит одно и тоже начало – соревнование. Они развиваются параллельными путями, тесно сближаются между собой.

Игровой метод в спортивной подготовке.

Основные цели игры – укрепление здоровья, обучение двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.

Содержание подвижных игр – составляют: сюжет (тема, идея) и двигательная деятельность, ограниченная правилами.

Игры снимают напряжение, возникающие в процессе ученых занятий!

Игра – одна из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действительных средств самопознания развлечения отдыха, физического и интеллектуального развития. В игре дети охотнее принимаются за учение.

1. 5. Определение задач при проведении урока – праздника «Масленица - широкая».

Задачи, применимые в ходе урока игры несут в себе духовные обогащения, творческую и физическую активность учащихся.

На примере древнеславянских забав были выделены игры, которые решают образовательные задачи и осуществляют воспитательное влияние в процессе организации и проведения игры. Приобщение детей к творческому наследию наших предков, созданию настроения, проявлению детской инициативы и творчества. Это игры, которые дети с большим удовольствием будут воплощать во вне урочное время, дома и на отдыхе, находясь в коллективе друзей. Игра является методом физического развития детей, их нравственного воспитания.

На уроке продемонстрирован наглядный пример игры – как потребность детей, обусловленных самой природой человека.

Учитывая особенности психического и физического развития детей рассматривалась задача содержания игры – движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом и прыжками, увёртываниям, метаниями в цель и на дальность, преодолеванием небольших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты без больших длительных напряжений.

Активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдалением и снижением степени проявления утомления учащихся.

Движение – насущная потребность растущего детского организма. Недостаток движения приводит к возникновению целого ряда заболеваний: нарушению осанки, ухудшению дееспособности стопы, избыточному весу, снижению функциональных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательных систем учащихся, в результате чего появляется неадекватная реакция работы сердца на нагрузку, уменьшается жизненная ёмкость легких, замедляется моторное развитие. Дети с дефицитом движения обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены, чаще и продолжительнее болеют.

1. 6. Характеристика методов исследования.

Основная характеристика методов исследования элементов народных игр в современной действительности заключаются в следующем:

1. Наблюдение, поиск информации о традициях русского народа.

2. Беседы с родителями, взрослыми людьми, учителями.

3. Изучение высказываний людей старшего поколения.

4. Изучения отношения к проводимым мероприятиям.

5. Анализ полученной информации.

6. Предполагаемый конечный результат.

2. 1. Масленица – древний славянский праздник.

Масленица – это исконно народный праздник, основными атрибутами которого являются блины, костры, куклы, игры, забавы, катание на санках. Ведь народ от мала до велика на какое-то время впадает в детство.

В этот день все старались погулять и развлечься. Религиозный смысл праздника заключается в том, что это была подготовительная неделя перед Великим постом, этот праздник входит в Православный календарь.

Блины – основа масленицы. Первый блин посвящали умершим предкам. Они являются непременным атрибутом – круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все удлиняло дни.

Масленица – это веселые проводы зимы и ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Этот старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Во время Великого поста надо воздерживаться от употребления определенной пищи, нельзя предаваться развлечениям. А Масленица – самый веселый и шумный праздник, «блиноеда». Название праздника возникло потому, что, по православному обычаю, перед Великим постом мясо уже нельзя есть, а молочные продукты употреблять разрешается. Вот и пекут масляные блины. По этой же причине Масленицу называют сырой неделей.

Перед наступлением Масленицы, вечером, молодежь выходит на ледяные горки встречать Масленицу песнями. Устраивая ледяные горки, поливали их водой, приговаривали: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!»

Понедельник – «встреча», гостей встречали, и Масленицу тоже. Застолье посвящалось началу масленицы. Дети, скатываясь на салазках с гор, кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о масленице. Парни отбирали у девушек эти блины и ели их. Из тряпок и соломы делали женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. В руках у этой фигуры помазок и блин – символы Масленицы. Ведь блин, румяный, круглый, напоминал солнце. Еще древние славяне почитали Ярилу – бога солнца. С Масленицы начиналась весна, пробуждение природы, солнце наполняло энергией все живое и давало пищу, свет и тепло людям. Масленица была праздником весеннего животворного солнца.

Вторник – «заигрыши», в этот день начинаются самые веселые игры.

Среда – «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и старалась держать его в секрете. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, больше – во всю сковороду или маленькие – с чайное блюдце, тонкие и легкие. К блинам подавалась приправа – сметана, яйца, икра.

Четверг – «разгуляй». Катались на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки. Ребятишки возили по деревням гулять масленицы в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы.

Пятница – «тещины вечерки», в этот день ходят к теще на блины.

В субботу - «заловкины посиделки» - навещали всех родственников.

Воскресенье – прощенный день, завершение праздника. Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновением», просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

2. 2. Влияние народных праздников на воспитание детей.

Основными задачами воспитания детей являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического и духовного воспитания. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший и средний возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процессе воспитания. В своей работе мы рассмотрели вопрос об игре в национальной традиции наших предков. На приеме праздника – игры «Масленичных гуляний». Игра, дети и развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Различные игры, забавы, конкурсы, состязания, - которые были предложены, оказались детям по душе. Дети с интересом, азартом и воодушевлением принимали участие в празднике. Игры, состязания были по душе, а это значит, что праздник доставил каждому ребенку чувство удовлетворения и удовольствия.

А если игра правильно подобрана и выражает наклонности ребенка и силу его души, то это имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно и на будущую судьбу.

Где ещё учащиеся почувствуют себя раскрепощенными, свободными как не на соревнованиях, играх. Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят.

А на празднике – красота! Никто на тебя не кричит, все по правилам игры. Можно показать себя, какой ты сильный, ловкий, быстрый, смекалистый!

Действительно, нигде так не раскрывается ребенок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребенок сам не подозревая развивает свои физические и моральные качества учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Все эти игровые занятия хороши для детей, они отрывают их от подворотни, вредных привычек. Подвижные игры - это подвижный процесс, связанный с развитием у детей двигательных качеств, формированием душевных качеств, их отношения к другим детям, коллективу.

Стремление к игре присутствует и у ребенка, и у взрослого человека. Поэтому важно их объединить в совместных играх, где те и другие лучше познают друг друга, и появляются взаимная симпатия и уважение.

2. 3. Организация подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей.

В организации празднования масленичных гуляний мы учитывали интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития среднего школьного возраста.

На примере игры «Снежки» дети сохраняли в памяти наглядно-образное объяснение игры. Главное содержание этой игра заключалось в движении, способствующему совершенствованию и обогащению двигательного опыта ребенка: увёртыванию, метанию в цель и на дальность, преодолению не больших препятствий, проявлению ловкости и быстроты без больших длительных напряжений.

Игра «Жмурки с колокольчиком» выполнялась с закрытыми глазами двух учащихся. Игра на координацию движения, проявление значительной точности движений, чувства времени и пространства.

Игра «Бой подушками» и «Передай веселый мяч» характеризуются как активное единоборство, выполнение кратковременных силовых напряжений, что способствует развитию мышечной системы.

При проведении игры учащимся сообщается о всех командах, сигналах, роли играющих хода и правилах игры. В процессе игры можно наблюдать и оценивать: знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно и согласованно действовать в игре, умение использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия.

В нашем проекте особая роль отводится подвижным играм, где в отличии от других игр ярко выражена роль движений. Так как движение широко используется как средство физического воспитания.

При организации детей а подвижных играх уделялось внимание творческой инициативе в выборе способов достижения цели. Мы увидели, что игра привлекла детей еще и тем, что как объект информации она не представляет для них неопределенности. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Игра таит в себе много неожиданностей. Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у ребенка положительные эмоции, приятное волнение, причем это проявляется перед началом игры без относительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением.

3. 1 Итоги исследования

Данный проект разработан для средней школы с целью ознакомления учащихся с народными играми и познанию влияния национальной культуры на физическое и духовное состояние ребенка.

В основу нашего проекта положена одна из проблем дефицита движений детей школьного возраста, которая является причиной ослабленного здоровья учащихся. В результате исследований мы выявили, что на основе элементов народных игр для учащихся можно развить музыкальный слух, освоить танцевальный шаг, воспитать творческое воображение, ловкость, силу и волю. В проекте представлены различные элементы народных игр, связанных с национальной культурой – естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которым закладывается с раннего детства. В подвижных играх встречаются элементы, связанные с различными движениями туловища, головы, рук, а также с бегом, прыжками, преодолением препятствий. При этом в работу включается сердечно сосудистая и дыхательная система; укрепляется двигательный аппарат. При подборе игрового материала учитывается воздействие физической нагрузки на отдельные части тела и группы мышц.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)