Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Древности Донской земли

Выезжая за пределы города Ростова-на-Дону, и внимательно посмотрев по сторонам, подчас я задавался одним и тем же вопросом: Сколько тайн и загадок хранит донская земля, что это за таинственные возвышенности, стоящие как часовые посреди распаханных полей, кто же сделал огромные каменные изваяния, так часто упоминающиеся в книгах по краеведению? Обращаясь подробнее к работам донских авторов, я узнал, что донская земля славна тем, что на одной территории, иногда одновременно, проживали несколько народов, неся свою культуру, ассимилируясь между собой, создавая свою неповторимую линию, которую мы видим до сих пор. Одними из самых известных памятников древности на Донской земле, несомненно, являются: комплекс курганов «Пять Братьев», Елизаветинское городище и жемчужина донской земли, тщательно исследованный и являющийся музеем-заповедником – древний город Танаис.

Комплекс курганов «Пять Братьев»

К глубокому сожалению потомков этот комплекс курганов не сохранился в первоначальном виде, и даже не сохранился до нас в том составе курганных памятников, как был назван. На единственном, сохранившемся к началу XXI века кургане из этого комплекса сейчас расположено действующее кладбище, но тем не менее изучение истории и происхождения этого комплекса имеет огромный интерес для школьника.

В дельте Дона, в двух километрах северо-западнее хутора Колузаево, недалеко от станицы Елизаветинской, раньше (начало-середина ХХ века) можно видеть много могил-курганов. Их здесь было до 400. Они были невысокие, иные еле возвышались над уровнем земли. Но у самого Дона стояли в ряд,. как в строю, пять курганов-богатырей. Их называют «Пять братьев». Каждый из «братьев» достигал высоты трехэтажного дома.

Тайну веков хранила эта молчаливая семья курганов. Но их надо было заставить заговорить, чтобы «братья» поведали жиру о том, кто и когда погребен здесь, чем он занимался, откуда пришел.

На эти вопросы могли дать ответ вещи, которые, по древнему обычаю, родственники клали в могилу рядом с покойником. Очень многое об умершем и его племени узнают ученые, исследуя и обряд захоронения. Но, чтобы все это изучить, необходимо раскопать курган.

И вот осенью 1958 года сюда пришли археологи. Еще ранее среди курганов у станицы Елизаветинской были обнаружены остатки древнего поселения. Такие развалины называют в археологии городищами. Ученые установили, что это городище относится к V—III векам до н. э. , и сделали предположение: не древний ли это город греков и сарматов Танаис, который археологи искали много лет?

Известный древнегреческий писатель и путешественник, отец географии Страбон уточнял: «При впадении реки в озеро лежит одноименный город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором». (Озером Страбон назвал Азовское море, а река Танаис — это Дон). Вот, пожалуй, и все что сообщают нам древние авторы.

Но на Дону было много поселений. Какое же из них Танаис?

Некоторые ученые предполагали, что Танаис находился у нынешней станицы Елизаветинской. Но нужны были точные доказательства или опровержения.

И вот маленькая группа археологов начала нелегкую работу—раскопку кургана.

Шли осенние дожди. От обилия воды разлился Дон. А ученые во главе с Валентином Павловичем Шиловым, каждое утро идут по колено в воде два километра из хутора к месту работы и копают, копают.

Сначала курган раскапывал бульдозер, а потом в ход пошли маленькие лопатки, ножи, кисти. Осторожно двигаются в глубь веков археологи. Каждый, даже маленький комочек земли надо размельчить: ведь в нем может оказаться предмет, который способен многое рассказать ученым.

Открыто одно погребение. Но оно оказалось разграбленным еще в древности. Археологи идут дальше. И курган награждает людей за их трудолюбие и упорство: открыта еще одна могила.

Это было богатое погребение. На голове, на шее, на руках и ногах погребенного: высокохудожественные украшения из золота с изображением зверей и фантастических существ. В могиле найдено много оружия. Рядом с покойником лежали: железный меч в деревянных, ножнах, обложенных золотым листом, украшенным искусным тиснением; деревянный горит (футляр для лука и стрел), также покрытый золотой пластиной и украшенный рельефами; кучками были разложены бронзовые наконечники стрел, типично скифские—трехперые и трехгранные, с цилиндрической втулкой; здесь же лежали золотые бляхи с изображением богини Артемиды, железные наконечники копий, дротики, бронзовые ножи-кнемидьг, боевые пояса.

Особую научную и художественную ценность представляют горит и меч. На золотой обкладке горита вытеснены сцены из жизни мифического героя Троянской войны Ахиллеса — от обучения юноши стрельбе из лука до печальной -сцены, запечатлевшей поникшую фигуру его матери Фетиды (морской богини), несущей в руках урну с прахом: погибшего сына. В верхней части горита изображены животные, олицетворявшие, по представлениям древних греков, силу,— лев, львица, бык, вепрь и пантера.

На тонкой золотой пластине, покрывающей ножны меча, изображены пять эпизодов битвы греков со скифами. По-видимому, меч был сделан по заказу скифа, так как, судя по ходу битвы, треки терпят поражение.

В могиле найдено четырнадцать амфор для вина, два серебряных сосуда, котел для варки пищи. Находок было много.

Большинство из найденных вещей было сделано греческими мастерами в Северном Причерноморье.

Так что же, именно здесь, у станицы Елизаветинской, в древности было греческое поселение? Может быть, Танаис?

Нет, окончательный вывод далеко не всегда можно делать по найденным вещам, которые могут быть привезены из Египта, Индии или других стран. Главное для ученых - как совершено погребение. здесь, в этом кургане, воин был погребен не по греческому обряду, а по скифскому.

Елизаветовское городище

Ранние исследования Елизаветинского могильника и городища давали основание считать, что некогда здесь находилось типичное скифское поселение. Теперь, после раскопок одного из «Пяти братьев», стало очевидным, что на месте Елизаветинского городища Танаиса никогда не было. Население же, жившее здесь, — скифы — находилось лишь в тесных торговых отношениях с греческими античными колониями Северного Причерноморья.

Территория Северо-Восточного Приазовья в античную эпоху являлась зоной, где происходили особо активные контакты греков и варваров. Одной из ранних колоний в этом регионе является поселение, которое относится к первому периоду великой греческой колонизации. Анализ керамического комплекса и прежде всего датирующих фрагментов расписной посуды дает основание утверждать, что оно было основано в 3-й четверти VII в. До н. э.

Греко-варварские контакты в Северо-Восточном Приазовье не фиксируются до 2-й четверти VI в. н. э. Вероятно, с момента основания Таганрогского поселения до 70-х годов VI в. до н. э. нестабильное население в степях Северо-восточного Приазовья было настолько незначительным, что греки-колонисты не устанавливали с ним торговых контактов. Ситуация коренным образом меняется со 2-й четверти VI в. до н. э.

Открытие греческого поселения на территории Елизаветовского городища поставило перед исследователями новую задачу: определить место этого поселения в историческом развитии Северо-Восточного Приазовья. Изучая поселение (V-Ш вв. до н. э. ), можно сказать, что быт его начал изменяться под влиянием торговых отношений с греками. Несомненно, в Ш в. до н. э. здесь находился город, внешний вид которого отличался от вида поселка, существовавшего на том же месте в более раннее время, но пока мы еще не можем сказать определенно о структуре поселения: была ли это торговая колония или полис, подобный Танаису?

Гибель этого поселения в 70-60 гг. III в. до н. э. связывали с изменениями в военно-политической ситуации в этой местности. Но почему же не погиб практически неукрепленный Танаис, уцелевший в условиях набега кочевников?

Танаис был крупнейшим после Пантикапея, столицы Боспорского царства, центром, где происходила торговля между варварами-кочевниками и греками, приплывавшими сюда по Меотиде.

Танаис был основан в I в. до н. э. и, по словам Страбона, являлся самым крупным после Пантикопея торжищем варваров. Он несколько уступал в размерах Елизаветовскому поселению, но имел многие сходные с ним черты. Сейчас известно, что Танаис являлся полисом, но возникает вопрос, был ли он полисом с самого своего основания и, если нет, то когда он стал им? После гибели греческого поселения на территории Елизаветовского го родища, Танаис становится единственным форпостом греческой цивилизации в Нижнем Подонье.

В 30 километрах западнее Ростова, на правом берегу Мертвого Донца, живописно раскинулся хутор Недвиговка. Белые, синие, желтые домики сбегают с пологого склона и останавливаются у самой воды. У домов, за низкими каменными изгородями,— сады, огороды. И почти в каждом дворе — колодцы с журавлями. Вода в них холодная, вкусная.

Хутор протянулся на несколько километров вдоль реки. В западной его части странно выделяется большой квадрат? пустующей земли, заросшей пыльной сухой травой. С западной, северной и восточной сторон квадрата тянутся широкие и глубокие рвы.

Весной после таяния снега, а летом и осенью после сильных дождей, на поверхности земли здесь можно найти позеленевшую медную монету с изображением басилевса или какого-нибудь животного, бусину, медную фибулу. Когда жители Недвиговки вскапывают огороды или что-нибудь строят, они нередко наталкиваются на древние могилы.

Этот квадрат пустующей земли, рвы и бугры, низкие, полуразрушенные каменные стены в ямах-раскопах и есть Танаис, умерший, а вернее, убитый город, убитый дикой варварской рукой полторы тысячи лет тому назад.

Время долго трудилось над тем, чтобы погрести его. Оно засыпало Танаис песком и пылью, проливало над ним дожди, растило травы над его могилой и похоронило так, что спустя полторы тысячи лет ученые не могли определить, где же он был, этот город, самый крайний рубеж культурного мира на берегу безбрежного Варварского океана, город, названный его основателями-греками именем «восьмой реки» в стране скифов — Танаис?

Долго спорили между собой ученые. Одни считали, что в разное время существовало два Танаиса: Один - ранний, III—I веков до н. э. , разрушенный боспорским царем за неповиновение, якобы расположенный у нынешней станицы Елизаветовской. Второй — Танаис первых веков н. э. , построенный на том месте, где впоследствии возник хутор Недвиговка. Другие ученые считали, что Танаис всегда находился на одном и том же месте. Но не могли указать это место.

И только в середине 50-х годов советские археологи окончательно установили, что пустой квадрат земли у хутора Недвиговки— это и есть то место, где в течение 700 лет стоял Танаис. Здесь он возник, здесь и погиб.

Танаис был основан в III веке до н. э. греческими колонистами, выходцами из Пантикапея.

В III—I веках до н. э. Танаис являлся самым крупным населенным пунктом Подонья.

Все дома в Танаисе были сложены из камня неправильной формы. Иногда камни слегка подтесывались. Крыши домов танаиты делали камышовые или соломенные, очень редко — черепичные. Дома состояли из нескольких маленьких комнат, располагавшихся вокруг дворика. Во внешних стенах окон и дверей не было. Окна и двери выходили только во дворик. Стены обмазывались глиной только изнутри. Полы жители Танаиса тоже делали глинобитными.

Маленькие городские кварталы отделялись один от другого узкими кривыми проходами. Ширина их была такая, что в некоторых местах два человека лишь с трудом могли разойтись. Город был окружен оборонительной каменной стеной. Она достигала толщины трех метров.

В Танаисе жило смешанное население: греки и варвары, сарматы и меоты.

В ранний период существования города очень большую роль играло рыболовство. Особенно ценились донские осетры. Их вывозили в Грецию и даже в далекий Рим. В дальнейшем главную роль в хозяйстве стало играть земледелие. Бескрайняя плодородная равнина, начинавшаяся прямо от городских стен, давала хорошие урожаи пшеницы, ячменя, ржи, проса.

Занимались танаиты и скотоводством. Они разводили овец, коз, свиней, коров, лошадей.

Уже в ранний период своего существования Танаис был крупным торговым центром. Здесь греческие купцы обменивали или продавали вино:, оливковое масло, посуду, ткани, оружие и другие товары, привозимые из Греции и городов Боспорского государства. В обмен они получали хлеб, рыбу, скот, шкуры, мед, а также рабов.

Богата была и политическая жизнь этого города:

Скифы под предводительством царя Скилура, а затем Паллака с трудом сдерживали натиск сарматов. В то же время они сами наступали на столицу царства — Пантикапей. Не в силах больше противостоять напору варваров, боспорский царь Перисад отдал свою державу могущественному царю Понта - Митридату. Так в конце II века до н. э. Боспор, в состав которого входил и Танаис, стал владением понтийекого царя.

Не успел Митридат утвердить на Боспоре свою власть, как в. 107 году до н. э. в его новом владении вспыхнуло восстание рабов под предводительством Савмака. Рабы захватили столицу и провозгласили Савмака царем. Государство рабов просуществовало несколько месяцев. Полководец Митридата – Диофант - подавил восстание, Савмак был казнен.

Митридат вел длительные войны с Римом. В конце концов он был разбит и бежал из своего Понтийского царства на Боспор, в Пантикапей. Здесь он намеревался создать новую армию и двинуть ее на Рим. Но в 63 году до н. э. против Митридата восстали боспорские города. Даже его любимый сын Фарнак изменил ему и вместе с войском перешел на сторону римлян. Старому властителю некогда могущественной Понтийской державы Митридату ничего не оставалось делать, как покончить жизнь самоубийством.

Римляне признали Фарнака царем, и Боспор стал союзником Рима.

Танаис, расположенный на самом краю Боспорокого царства, в меньшей мере испытал на себе воздействие этих событий. Но что-то происходило и в 1этом городе. Какое-то проявление непокорности боспорским царям имело место и среди танаитов. Это вызвало карательный поход царя Полемона. В самом конце I века до н. э. Полемон штурмом взял воссставший Танаис и разрушил его.

После этого погрома западная часть города больше никогда не восстанавливалась. Весь этот район был превращен в место мусорных свалок. Жизнь сосредоточилась на меньшей территории, в восточной части города.

В конце I — начале II века н. э. Танаис был восстановлен. Город был сравнительно небольшой, его территория равнялась примерно 5 га. Вокруг города возвышались мощные крепостные стены с башнями, подступы к ним преграждали глубокие рвы. Население жило очень скученно, потому что городская площадь была ограничена, а селиться за городскими стенами перед лицом беспокойных кочевников было опасно. Там лишь хоронили мертвых.

На II и первую половину III века н. э. приходится период наибольшего расцвета Танаиса. Купцы привозили сюда товары из Пергама, Александрии, Италии, Боспора и других городов и государств древнего мира.

Вот такой историей и такими древностями богата наша Донская Земля.

В настоящее время, по моему мнению, необходимо познавать историю родного края, исследовать ее тайны, так как прошлое родной земли представляет богатый материал для знаний в будущем.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)