Архитектура города Зарайска и её роль в воспитании и развитии личности
Архитектура - порядок зданий и сооружений, образующий пространственную обстановку, удобную для жизнедеятельности людей. К архитектуре относятся отдельные здания с их комплексами, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Архитектура — это и особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты (греческое слово аrchitеktоr означает "строитель"). Архитектор обязан соединять в единое целое пользу, прочность, красоту.
Целостность отражения действительности в архитектуре, широкое обобщение, типизация жизненных явлений в форме единичного, конкретного определяет и особенности мыслительной деятельности читателя. На основе восприятия художественного стиля мы воссоздаем эти образы жизни в своей памяти, из опыта жизненных впечатлений и переживаний при активной деятельности воображения и мышления.
Изучение архитектуры сегодня вполне может рассматривается в системе эстетического воспитания как одно из важных средств формирования гармонически развитой личности.
Цель эстетического воспитания, в моём понимании, - развитие эстетического отношения к действительности.
Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах. Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.
В своей работе мне хочется затронуть архитектуру г. Зарайска и её влияние на воспитание и развитие личности.
Зарайск - не рядовой провинциальный город. Он один из древнейших исторических городов Подмосковья. Горд, который на протяжении семи с лишним веков был удельной, а затем уездной, а сейчас районной столицей края в 968 кв. км. Древние летописные своды и последующие исследования историков сберегли за многие века целый набор имен города. Осетр(1146,1541), Красный(1225), Святого Николы Корсунского (1225), Заразск (1225), Новгородок-на-Осетре (1387), Заразеск (15в. ), Зараеск (1501), Никола Заразской-на-Осетре (1532), город Николы Николы Заразского Посад (1595), Никола Заразский (1610), Зорайск (1660), Зарайск (17в. ). На территории города и района выявлены и бережно сохраняются свыше 300 археологических, архитектурных, исторических, литературных и монументальных памятников. Наиболее известны памятник духовной культуры чудотворная икона «Николы Зарайского», архитектурный ансамбль Кремля (1531 г. ), литературный памятник Древней Руси - цикл «Повестей о Николе Заразском», Зарайская верхнепалеолитическая стоянка эпохи каменного века.
На протяжении своей многовековой истории в моём городе создалась архитектура мирового значения. Замечательные памятники русского зодчества служат глубоким, неисчерпаемым источником практической народной мудрости, архитектурного опыта, технических достижений и художественного мастерства, именно они обогащают духовный мир человека, способствуют развитию личности. Раскрывая содержание архитектурных ансамблей , каждый из нас тем самым превращает в личное достояние то, что заложено в произведении искусства, у нас пробуждается понимание того, что красота, не только внешняя, но и внутренняя, нужна человеку так же, как хлеб и воздух.
Художественная выразительность архитектурного образа Зарайска достигалась ритмом, т. е. определенным ритмическим повторением отдельных деталей и частей сооружения (колонн, балконов и т. д. ) или, наоборот, резким выделением главных или иных частей здания. Играют важную роль также фактура, цвет поверхности, игра света и тени на элементах сооружения.
Исторические факты говорят о том, что, по указу Екатерины II «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо» в числе четырехсот городов России Зарайск получил и новый регулярный план застройки. Тогда-то и была заложена архитектурно-пространственная структура исторической части города, сохранившаяся до сих пор почти в неизменном виде. Эта структура представляет собой единый комплекс, включающий в себя естественный ландшафт города и его окрестностей, ансамбль Зарайского кремля с соборами (XVI-XX в. в), храмы (XVII-XX в. в. ), Торговые ряды (XVIII-в. в. ), здания промышленной и гражданской архитектуры (XVIII-XIX в. в. ), четырехъярусную восьмигранную водонапорную башню (1916 г. )
Сегодня не сохранилось описаний застройки города той поры, но становление города можно описать так.
Участившиеся со второй половины XIV века татарские набеги, опустошавшие русские земли, заставили Московское княжество устраивать оборонительные города на своих рубежах. К концу XIV века основную тяжесть борьбы с татарами приняло на себя Рязанское княжество, на территории которого впоследствии была построена оборонительная линия: Большая засечная черта. В нее вошли многие «украинные» (окраинные) города, в том числе Зарайск. По распоряжению великого князя Василия III в 1528 г. заложен Кремль в Зарайске, который в составе каменных кремлей Тулы, Серпухова, Коломны, вместе с лесными «засечными линиями» образовали заградительный барьер, не раз защищавший русское государство от крымских татар.
Планировка города отражала неравенство в социально-экономическом положении различных групп населения, выражавшееся в разнообразии размеров земельных участков. Наиболее крупные в 20 раз превышали мелкие. Неравномерным было и расселение жителей в пределах города и слободах. Одноэтажная деревянная застройка, разбросанность слобод привели к тому, что город занимал значительную территорию.
В XVII веке Зарайск имел обычный для русских городов план: на возвышенности располагался прямоугольник кремля, на территории которого находились каменные соборы, приказная изба и дворы привилегированной части населения. Непосредственно к Кремлю примыкал торг. Весь посад был огорожен Острогом, проходящим по берегам Монастырки, Осетра и искусственных рвов. Прилегающая к Острогу территория занималась жилой застройкой, группировавшейся в слободы и концы, где располагались сады и огороды. В описях того времени приводятся названия многих улиц в переделах Острога, хотя твердо установившихся названий скорее всего не было, Например, от Коломенских острожных ворот к Никольской башне вела Коломенская улица, Большая улица, Коломенская дорога, Московская дорога. В Остроге были расположены и «записная пошлинная изба» — «таможня» размещенная на территории торга, где хранилась казна; «кружечный двор» — «кобак» вблизи юго-восточной башни Кремля, а также два колодца в южной части Острога.
Жилая застройка располагалась и за пределами Острога. Севернее его размещалась Ильинская слобода, южнее и юго-западнее (за рекой Манастыркой) Пушкарская и Черная слобода.
Очень важно отметить, что практически не изменился план города и в XVIII веке, несмотря на большое количество пожаров и возможные частые переделки плана: прямоугольник Кремля, укрепления Острога, месторасположение церквей. Направления основных улиц также оставались неизменными.
Прошедшей XVII век был переломным в истории Руси. Это время объединения всех ее земель, эпоха создания русской национальной культуры, в том числе архитектуры нашего города. От этих времен до наших дней дошли многие выдающиеся архитектурные сооружения, как культового, так и гражданского назначения. Достойное место в их числе занимает и Зарайский Кремль с его соборами.
Век XVIII, особенно вторая его половина, — период расцвета национальной архитектуры, начало эпохи русского классицизма. , на что следует обратить особое внимание. Строительство каменной крепости в Зарайске было делом государственным. Для проектирования и строительства Зарайского Кремля Василий Ш Иоаннович пригласил из Италии известного мастера фортификационного дела, инженера и архитектора Алевиза Фрязина. Перед военным зодчим стояла нелегкая задача: создать крепость на мысу, образованном Осетром и Бубновым оврагом, способную надежно защищать юго-восточную часть пространства границы Московского государства. По замыслу зодчего, новый "каменный город" должен был располагаться внутри старого деревянного Острога и представлял собой четырехугольник с высокими /до 15 м/ башнями по углам и проезжими башнями по сторонам, чтобы облегчить ведение боя для собственных войск и одновременно затруднить для его противника.
Зарайские строители под руководством инженера и архитектора Алевиза Фрязина в течение четырех лет возвели Кремль по всем правилам фортификационного искусства с четким геометрическим построением в плане. Он принадлежит к немногочисленным совершенным русским «регулярным» крепостям. Его прямоугольник не велик. С востока на запад стены вытянуты на 185 м, с юга на север - на 125 м; площадь 2,3 га. При длительной осаде или обороне здесь можно было использовать усовершенствованное огнестрельное оружие и артиллерию, применить новую тактику ведения боя. Каменная цитадель имеет семь башен: три прямоугольных проезжих и четыре двенадцатигранных по углам. Угловые башни сильно выступают за пределы четырехугольника – это позволяло ратникам вести не только фланговый, но и круговой обстрел, из бойниц широкой площадки верхнего боя летели на голову врага стрелы и камни, лилась горячая смола. Бойницы флангового боя имеются и в прямоугольных башнях. У башен сохранились древние названия: проезжая /парадная/ северная - Никольская, проезжая западная Егорьевская /Богоявленская/, проезжая Южная - Спасская; северо-восточная угловая башня, в которой хранились оружие, порох и боеприпасы, называлась Казенной /или Пороховой/, юго-восточная - "наугольной, что у кабака", юго-западная - "Наугольной, что у тайника" (под ней был ход к Осетру, к ключам. В случае длительной осады по нему можно было незаметно спуститься к реке за водой или выйти на связь с Рязанью и Москвой. ), и северо-западная - "Караульная"; она была выше остальных и на ней был установлен десятипудовый вестовой колокол. Толщина крепостных стен 3 м, высота - около 9 м; все крепостные строения и башни исполнены из кирпича, которые с внешней стороны на 2/3 высоты облицованы белым камнем. Стены с двумя ярусами боя, без машикулей, завершаются кирпичными зубцами большой ширины с верхами в виде «ласточкина хвоста». В 17 веке завершение зубцов преобразовано в непрерывную аркатуру. Внутренняя сторона стен представляет аркаду, несущую уступ верхнего боевого хода. Зарайский кремль считался форпостом Коломны с юга, строительство этого, сравнительно небольшого кремля было законченно 1531 г. Повернутый под углом к теченью реки массивный прямоугольник кремля господствовал над деревянной городской застройкой, на фоне которой эффектно выделялись его белокаменные стены завершенные легким аркатурным поясом из полуарочек. Особый стиль архитектуры, продуманный дизайн жизненного пространства все это создаёт неизгладимое впечатление о нашем городе.
Планировка города начинает изменяться под воздействием горячего дыхания Петровских перемен. Провинциальные города творчески развивая и перерабатывая опыт Петербурга применительно к местным условиям, получались с ярко выраженными неповторимым колоритом.
Одновременно с реконструкцией генеральных планов Русские города сильно изменились и в архитектурно — стилевом характере, поскольку их разностилевая старая застройка сменилась новой.
В городах вводились широкие прямолинейные улицы с обязательством застраивать их по «красным линиям», то есть располагать дома не внутри усадеб, как это было прежде, а вдоль тротуаров. Предусматривалось городское благоустройство: мощение улиц камнем и деревянными торцами, устройство водоотводных кюветов, освещение улиц. Посадка деревьев, устройство садов и парков.
В соответствии с духом времени, по указу Екатерины II, Зарайск также подвергся кардинальной перестройке. Город получил четкую, геометрически правильную систему улиц и площадей. Работы по регулярной планировке города возглавлял в 1779-1780 гг. геодезист подпоручик Георгий Шелыгин.
К сожалению, этот период истории города на сегодняшний день представляют только Кремль, Благовещенская и Троицкая церкви, здание Присутственных мест Кремля, мост на бывшем Астраханском тракте, ряд жилых домов (купцов Ярцева, Локтева, Иванова). Остальные памятники архитектуры (а их всего 65) более позднего периода.
План города конца XVIII — начало XIX вв. практически не изменился и сегодня, он расширился и в северном, и в южном, и в восточном направлении, значительно вырос вверх, но старая часть города, его первооснова, осталась неизменной.
Вторая половина XX века явилась для Зарайска решающей в плане градостроительства, когда было принято решение — сохранить исторический центр и расширять город на север и восток. С той поры город обзавелся I и II микрорайонами, кварталом Южным. При столь массовом и большом строительстве удалось главное — новое строительство явилось логичным продолжением застройки города, новые здания не превалируют, а лишь подчеркивают красоту старой части города.
Частично восстановлены такие памятники, как жилой дом купца Иванова — ныне здание музыкальной школы; дом купца Ярцева — ныне здание казначейства; восстановить два из четырех зданий Гостиного двора, в которых размещены рынок и автовокзал; дом писателя Г. А. Мачтета — ныне здание Центра занятости; здания Зарайского земства, усадебного жилого дома.
К 850-летию города отремонтированы Иоанно-Предтеченский и Никольский соборы Кремля, произведено его внутреннее благоустройство, восстановлено здание Детской художественной школы, Курган — братская могила русских воинов 1608 года.
В настоящее время ведутся работы по реконструкции Присутственных мест Кремля. Начаты работы по реконструкции школы № 1 — бывшей городской усадьбы конца XVIII — начала XIX веков. Подготовлены материалы и направлены в конкурсную комиссию с целью участия нашего города в Федеральной программе малых и средних городов Российской Федерации в условиях Экономических реформ; «подпрограмма» Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России». В рамках этой программы предполагается закончить реконструкцию Гостиного двора. Ведутся работы по восстановлению сени и надгробия над могилами князей Федора, Евпраксии и их сына Ивана, создана (в 2003 г. от ред) заповедная зона у «Белого Колодца».
Архитектура нашего города способствует решению таких задач, как:
- формирование качеств эстетически развитой творческой личности;
-способствовать наследованию и приумножению духовных и материальных богатств русской культуры через развитие исторической памяти, творческих и познавательных способностей;
-формирование умения эстетически воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве и действительности;
- побуждение стремления к самостоятельному изучению памятников нашего города.
Архитектура имеет очень сильное воздействие на воспитание уважительного отношения к прошлому и настоящему, оказывает влияние на эстетическое, интеллектуальное, творческое, духовное развитие личности.
Комментарии