Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Традиции и символы празднования Пасхи в России

Пасху считают одним из самых древних праздников. Около 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота. Затем Пасху связывали с началом жатвы, а позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа. В первые века христианства этот праздник отмечался христианами вместе с иудейской Пасхой, так как, согласно Библии, Иисус Христос был казнен и воскрес в дни празднования древними иудеями праздника Песах.

Легенда о воскресении Иисуса Христа гласит: <<По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: <<Кто отвалит нам камень от двери гроба?>> Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: <<Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его>>. Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: <<Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал, еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых>>.

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: <<Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам>>.

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: <<Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть>>.

В 325 году Первый Вселенский собор в Византии постановил, что христианская Пасха должна отмечаться отдельно от иудейской. Тогда же было решено перенести праздник на неделю позже еврейского и отмечать его в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия, между 22 марта и 25 апреля. В современных расчётах за дату равноденствия принимают 21 марта (дата, соответствующая весеннему равноденствию в 325 году). Именно этой привязке к действующему календарю обуславливается различие католической Пасхи от православной: первая использует 21 марта по григорианскому календарю, последняя - по юлианскому.

Сложность вычисления обусловлена смешением трёх независимых циклов:

- обращение Земли вокруг Солнца (дата равноденствия);

- обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

- выведенный человеком цикл (воскресенье).

Христианская Пасха, Христово Воскресение - главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, первоначально был посвящён воспоминанию о смерти Христа, и только с V века название Пасха стало ассоциироваться исключительно с праздником воскресения Христова.

Традиции и символы празднования Пасхи в России

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Свет (Пасхальный огонь) Обновление (Пасхальные ручьи) и Жизнь (пасхальные куличи, яйца и зайцы). Перед самим праздником всегда следует Великий сорокадневный Пост, начало которого приходиться на Пепельную среду. Ее название произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время св. Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верующим, произнося слова <<Из праха вышел и в прах возвратишься>> В период Поста отмечается праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии.

Последнее воскресенье перед Пасхой - день входа Господа в Иерусалим, в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами.

Иными словами он предваряет Пасху. Кроме того, что распустившиеся веточки вербы заменили в северной России ветви более привычных для юга пальм, эти вестники наступающей весны стали символом Пасхи - праздника новой жизни. Каждому христианину хочется не только помолиться в храме, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме, но и принести домой частичку этого праздника.

Обычай приходить с вербой в этот праздник объясняется событиями входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим. Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что он есть истинный Христос.

Последняя неделя Великого Поста - <<Страстная>>, <<Святая>> неделя - литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых - земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как <<Великий>>.

На неделе перед Пасхой для православных христиан наступает Великий (Чистый) Четверг. Во время богослужений в этот день вспоминают одно из важнейших евангельских событий: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Согласно Евангелию, на Тайной Вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии - Святого Причастия. Этот обряд признается всеми христианами - православными, католиками, лютеранами - верующие вкушают вино и хлеб, подразумевая под ними Тело и Кровь Иисуса Христа. С Великого Четверга и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы посвящаются воспоминаниям о земных страданиях Спасителя

С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) - четверг, пятница и суббота. Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи - зажигаются пасхальные свечи. Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос.

На большей части территории России исповедуется православие, поэтому далее рассмотрим поподробнее главные традиции и символы празднования православной Пасхи.

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом. По сложившейся в России к концу XIX века практике, пасхальную утреню (также часто именуемую заутреней) принято начинать ровно в полночь по местному времени пением в алтаре духовенством стихиры <<Воскресение Твое, Христе Спасе>>. Стихира поётся трижды: первый раз - тихо, при затворённых Царских вратах и задёрнутой катапетасме (завесе). Второй раз - несколько громче, при закрытых Царских вратах, но открытом занавесе. Третий раз - при открытых Царских вратах, громко и до половины; вторую половину стихиры допевает хор. Утреню предваряют чтение Деяний апостольских и пасхальная полунощницу с каноном Великой субботы. На 9-й песни канона плащаница уносится со средины храма в алтарь и полагается на престол, где она находится до праздника Вознесения Господня. Продолжая петь стихиру <<Воскресение Твое, Христе Спасе>> клир и народ выходях из храма и идут вокруг него крестным ходом. Пред затворенными дверьми храма предстоятель начинает утреню обычном возгласом <<Слава Святей>>. Затем следует так называемое пасхальное начало, которое предваряет в течение всей Светлой седмицы служение вечерни, утрени и литургии: предстоятель трижды поет тропарь Пасхи <<Христос воскресе>>. Затем предстоятель (клир) возглашает стихи из пророческого псалма <<Да воскреснет Бог>>, в ответ после каждого из стихов народ поет тропарь, при этом двери храма открываются (устав предписывает, чтобы предстоятель сам их отворил).

Затем следуют пение канона Пасхи, пасхальные часы и литургия Иоанна Златоуста. Все молитвословия Пасхи, включая пасхальный канон - творение прп. Иоанна Дамаскина, поются.

Пасхальные часы состоят из благословения, пения пасхального тропаря, воскресной песни <<Воскресение Христово видевше.>>, ипакоя, кондака, отпуста. На литургии, в храмах, где богослужение совершается несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам. Вечером в день Пасхи совершается пасхальная вечерня. Пасхальные новозаветные чтения - Пасхальное богослужение продолжается всю Светлую седмицу. На Пасху в храмах освящают куличи и пасхальные яйца.

4. 1. Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: <<Христос воскресе!>> - <<Воистину воскресе!>>, при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: <<Приветствуйте друг друга с целованием святым>>. Данное приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями ещё к апостольским временам. Приветствие словами <<Христос воскрес!>> выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. По традиции при встрече двух людей первую часть приветствия должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: <<Христос воскресе! (Благословите, батюшка/честны́й отче)>>, а второй отвечает: <<Воистину воскресе! (Бог благословит).>>

5. 1. Пасхальный огонь

Пасхальный (благодатный) огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны смысл костра как и у пасхальной свечи - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и <<шутихи>> для торжественности праздника.

7. 1. Пасхальный крестный ход

Крестный ход - торжественное церковное шествие с большим крестом, иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой. <<Крёстный ход>> - ошибочное наименование процессии, особо распространённое в советское время. Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической Церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако, не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

8. 1. Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное <<землетрясение>>, таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.

9. 1. Пасхальная трапеза

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий Четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной Пятницы, дня траура и молитвы.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. греч. "вместопричастие"), его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешёл к куличам и пасхам.

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами <<ХВ>> и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается <<чеверме>> (болг. <<бедро>>) или <<шиш>> (болг. <<шашлык>> из ягнёнка).

Неотъемлемой частью праздника Пасхи всегда являлось пасхальное яйцо и пасхальные куличи.

Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет - Воскресения Христова.

10. 1. Пасхальное яйцо

Яйцо - главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. Окрашенное в красный цвет яйцо называли "крашенка", расписное - "писанка", а деревянные яйца - "яйчата". Красное яйцо знаменует для людей возрождение кровью Христовой. Существует даже примета, что если умыться водой, в которую опускали крашенку (расписное яйцо), то будешь здоровым и красивым. Ну а бодрствование в ночь перед Пасхой предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замужество, богатый урожай, охотничью удачу. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означала чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

Вот что говорил О. А. Мень: "Яйцо - замечательный символ, древнейший языческий символ воскресения из мертвых: яйцо выглядит как мертвый камень, гладкое, неподвижное, но в нем бьется жизнь, в нем скрыто удивительное чудо. Подумайте над тем, как это чудо вырастает. Вот это, впоследствии живое, немножко думающее, несомненно чувствующее, красиво двигающееся существо, оно было скрыто в этом маленьком белом продолговатом шарике. Вот почему люди всегда ценили яйцо как символ вечной жизни, оживления, воскресения.

И был такой старинный обычай: клали яйца на проросшую травку. Заранее, еще ранней весной, делали садик такой в ящике, куда сеяли различные семена, чаще всего овес. Под солнечным теплом поднимались первые зеленые веточки, верней, побеги, и среди них клали крашеные яйца. У многих народов, почти у всех европейских народов этот обычай существует".

11. 1. Пасхальные куличи

Кулич занимает важное место в пасхальном ритуале. Он символизирует память о том, что Иисус Христос после Воскресения вкушал пищу вместе с апостолами. Причем апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, а ставили перед ним часть хлеба.

Издавна сложился обычай на Пасху оставлять в церкви хлеб, на котором был изображен или крест или образ Воскресения. На кресте был виден лишь терновый венец, фигура Христа отсутствовала, что означало победу над смертью. Этот хлеб затем с крестным ходом обносили вокруг церкви и оставляли на общем столе в монастыре. В субботу, после благословения, его раздавали верующим.

Сегодня практически каждая семья печет или покупает готовые куличи, освящает их в церкви. Его значение для христиан символично еще и потому, что, несмотря на то, что он приготовлен из дрожжевого теста, кулич заменяет ветхозаветные опресноки. Что в принципе означает переход от Ветхого Завета к Новому. И в Евангелии сказано, что во время Тайной вечери Христос благословил именно дрожжевой хлеб.

На Руси хозяйки ставили тесто на куличи в огромном количестве - считалось, что так оно лучше выбраживается. В тесто клали много яиц, сахара, сливочного масла. Благодаря такому составу куличи получаются мягкими и сладкими и долго не черствеют.

Куличи пекли не только на Руси - на Украине и в Белоруссии также выпекали круглый хлеб с рисунком в виде креста.

С куличами связано много примет - так, если кулич в печи потрескался, развалился или не подошел в печи, в семье обязательно будут неприятности, вплоть до смерти хозяина или хозяйки.

Тесто для куличей капризное, его нужно беречь от сквозняков и перепадов температур. Для выпечки используются специальные формы. Они сделаны из толстой жести, высокие, цилиндрической формы. Готовые куличи принято богато украшают глазурями, символическими надписями, орехами, цукатами или цветным сахарным мачком и крашеным пшеном. Эта цветная посыпка - признак классического кулича.

Обычно тесто готовили в ночь с четверга на пятницу, куличи пекли в течение всей пятницы, а в субботу освящали в церкви. Едят куличи и пасхи всю Пасхальную неделю.

12. 1. Пасхальные игры.

Катание яиц

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный <<каток>>, а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, - выигран.

Поиск пасхальных яиц

С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами - картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как <<Киндер-сюрприз>>). Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.

В настоящее время в эту игру дети чаще всего играют на компьютере.

Чоканье яйцами

Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло - проиграл!

Эстафета с яйцом

Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.

Празднование Пасхи за рубежом

Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, - сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря - церковным праздникам, дням памяти святых.

Самого большого влияния Церковь добилась в католических странах - Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, Латинской Америке. Большую роль сыграли характерные для католицизма торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан.

Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигалась на всех богослужениях Пасхальной недели.

Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи - Обновление и Весну Радости. Во многих двориках Германии можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки.

Пасху во многих странах отмечают по разному: Например, в США все американские семьи в пасхальное воскресенье обязательно посещают церковь, где проходит служба во славу Иисуса Христа, воскресшего в этот день из мертвых. Часто служба сопровождается коллективным пением. Затем следует традиционный обед. Дети в честь праздника получают корзины с конфетами и разноцветными яйцами от "пасхального зайца". В Америке очень популярна игра "катание яиц". Дети кладут яйца на наклонную плоскость и наблюдают, чье укатится дальше. А на лужайке у Белого дома в Вашингтоне проходят настоящие соревнования по катанию яиц.

В Австралии перед обязательным походом в церковь местные жители едят сладкие горячие булочки. А пасхальные яйца здесь делают чаще всего из шоколада. Австралийская Пасха приходится на конец теплого сезона, поэтому в этот день многие семьи традиционно отправляются за город на пикник.

В Польше утром пасхального воскресения накрывают красивый обильный стол с холодными мясными закусками, колбасами, сладостями. В центре стола в память о Христовом воскресении ставят выпеченного из теста агнца. И только в этот день на столе появляется особый хлеб - "пасха". Его выпекают из ржаной муки на дрожжах и закваске, соблюдая при этом магический ритуал. Сверху его смазывают свиным салом и украшают крестом из теста. За неделю до Вербного Воскресенья хозяйки уже не пекли хлеб, за выпечку они брались лишь в Страстную неделю. В Страстную Субботу "пасху" несли вместе с крашеными яйцами, мясом и хреном в костёл для освящения. В воскресенье каждый домочадец и домашние животные получали по куску освященного хлеба. Считалось, что он поможет уберечься от различных болезней и недугов.

Кроме собственно пасхального воскресения в Польше празднуют понедельник - второй день Пасхи. В этот день принято поливать друг друга водой. Этот старинный шуточный обычай называется смигус-дынгус. А на пятый день поляки идут на кладбище и устраивают трапезу у могил родственников, как бы делясь с усопшими праздничной едой.

В Швеции Пасха не столь громкий праздник, но, тем не менее, шведы украшают свои дома цветами и статуэтками цыплят, а дети изучают в школах библейскую историю о воскрешении Христа. Пасхальные яйца здесь делают из картона, а внутрь кладут конфеты.

Пятница и суббота накануне пасхи в Германии считаются выходными днями. А в субботний вечер принято разжигать большой пасхальный костер. Утром пасхального воскресения, после завтрака, дети ищут по всему дому корзину со сладостями и цветными яйцами, которую оставил для них "пасхальный заяц", а по вечерам немцы отправляются в гости к друзьям и родственникам, чтобы отметить праздник вместе.

В Швейцарии принято в честь пасхи украшать родники гирляндами из пасхальных яиц, веток, цветной бумаги и лент. Этим занимаются более двух сот церковных общин, расположенных во французской части Швейцарии.

Поистине грандиозным праздником Пасха считается в Италии. Десятки тысяч людей отправляются в крестный ход в Страстную Пятницу, сопровождая Папу Римского до Колизея, где проходит традиционная пасхальная служба. А в пасхальное воскресенье на площади у собора Святого Петра собирается почти полмиллиона человек. В день Светлого Христова Воскресения итальянцы дарят друг другу крашеные яйца. А главным блюдом за праздничным столом у христиан-католиков издавна считается баранина, которую готовят практически в каждом доме.

Заключение

В заключении хочу сказать, что мне было интересно узнать историю возникновения праздника Пасхи, его обычаи, символы, а также различия в праздновании Пасхи в России и в других странах, где принята католическая вера.

В православии и католицизме очень часто Пасха празднуется в разные дни, и лишь три раза в 19 лет она отмечается одновременно. Мне показалось, что католическая Пасха празднуется пышнее, чем православная. В католических костелах в это время проходят особо торжественные литургии с ярким музыкальным сопровождением, возжигается специальная свеча Пасхал, горящая все Пасхальные праздники, такой нет в православных храмах. Отличием в Пасхальном богослужении у католиков является то, что крестный ход начинается после Литургии. В государствах с католической верой на каждую Пасху принято делать Пасхальные ручьи, украшая улицы, бульвары, мосты, фонтаны и даже дворы жилых домой. Задолго до праздника начинаются пасхальные ярмарки, а в сам праздник разжигают пасхальные костры, запускают фейерверки. Дети в этот день ждут подарков от Пасхального кролика.

Самой интересной информацией для меня оказалось то, что во многих странах, исповедующих католицизм, последние три дня Страстной недели, а так же и следующий за Пасхой понедельник считаются выходными днями, и даже каникулы в школах стараются подвести под этот период времени. Думаю, что это объясняется сильным влиянием церкви. Предполагается, что в эти дни и взрослые люди и дети будут обязательно соблюдать строгий пост и находиться на службе в церкви, и никакие дела не должны помешать им посвятить эти дни памяти о страданиях и смерти Иисуса Христа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)