Тема экологии в творчестве Н. Мордовиной
Любовь к природе начинается с любви к родному краю. Она не может быть созерцательной. Она связана с личной ответственностью каждого за её сохранность. Любовь к природе – это и любовь к своему народу, это наша мораль, весь образ нашей жизни. Беречь и приумножать богатства нашей родной земли – долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр и рек, будет ли над нами синева неба. Поэт Игорь Шкляревский, председатель экологического движения «Глаза Земли» писал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь – озеленять, отмывать, спасать. »
Тема экологии очень актуальна в наше время, именно в нашем городе Астрахани она стала сильно беспокоить в последние двадцать лет. После того как построили Газовый комплекс в Аксарайске, началось интенсивное загрязнение воздуха, это в свою очередь ведёт к ряду других серьёзных последствий. С каждым годом у нас рождается всё больше и больше детей с серьёзными хроническими заболеваниями. Мы стали слабыми, часто болеем, иммунитет не защищает нас, люди начали рано умирать, смертность превышает рождаемость. Но помимо Аксарайска есть ещё ряд причин из-за, которых экологическая ситуация становится всё хуже и хуже. Хотелось бы вспомнить, что даже В. Хлебников писал: «Волга всегда была вашей кормилицей, теперь она в полугробу. Что бедствие грозно и может усилиться – кричите, кричите, к устам взяв трубу!» Значит, проблема беспокоила ещё тогда, но сейчас стало ещё хуже, т. к. никто «не взял трубу», и не поднёс к своим устам, понадеялись на русский «авось». А привело это к загрязнению, обмелению рыбоходных каналов, ухудшению условий для нереста рыбы, снижению её запасов и вымиранию редких видов. Все люди видят это, но никто не может ничего с этим поделать. И лишь поэты и писатели выносят эту тему в своём творчестве и дают понять народу, что так жить больше нельзя. Мы не должны молчать, а должны действовать. Попытаться помочь своему городу, своему краю, своей родине. Необходимо сделать всё, чтобы вернуть былую мощь России и нашего родного края, нашей родной Астрахани. Очень проникновенны следующие строки И. Левитан о нашем городе:
Как сказала Н. Мордовина, в основе её стихов – доброта души и любовь к природе, к людям. Действительно, в творчестве Нинель Александровны немало стихотворений, проникнутых любовью к одному краю, к природе, к людям, которые живут рядом с поэтессой. В этих произведениях не только любовь, но и беспокойство за судьбу своей малой родины.
Моя работа будет посвящена тому, как раскрывается в поэзии Н. А. Мордовиной тема экологии, в чём своеобразие подхода автора к этой теме, а именно, какие художественные средства использует Нинель Александровна, в чём проявились особенности языка, какова система образов, композиция её стихотворений на эту тему.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществление следующих задач:
1. подбор стихотворений Н. А. Мордовиной, посвящённых теме экологии;
2. определение основной мысли выбранных стихотворений;
3. анализ языковых средств, особенностей фонетического, морфологического, синтаксического строя данных стихотворений;
4. анализ композиции стихотворений;
5. сопоставление творчества Н. А. Мордовиной с творчеством других поэтов-астраханцев, обращавшихся к теме экологии.
1 часть. «В камне, во вздохе, в цветке, глубине моря откроется истина мне».
Обычно стихи начинают писать в молодости. Нинель Александровна Мордовина появилась как поэтесса в свои зрелые годы. Жизненный опыт её разнообразен, содержателен. Война застала её девчушкой, и она приняла свою долю лишений и тягот. Работала токарем, потом в клубе, была сотрудником газеты в Ахтубинске. Вырастила пятерых детей, старшие из сыновей - лётчики. И вот когда они подросли, легче выкраивалось время для творчества, стихи её стали появляться в районной газете.
Её появление в поэзии было ярким и неожиданным. Она приехала из Ахтубинска в Волгоград в Нижне-Волжское книжное издательство с первой своей рукописью. Сейчас уже стало легендой, как она, положив рукопись, главному редактору на стол, сказала: «По-моему, здесь есть книжка». Издателей во все времена удивить ничем нельзя: в России пишет стихи каждый второй, а убеждённость в своей гениальности у каждого третьего, зарифмовавшего пару строк. Вероятно, это ещё одна наша национальная особенность – поэтическое видение мира в рифмах и ритмах. И всё же главному редактору пришлось удивиться – и тому, что перед ним яркая, потрясающе красивая дама бальзаковского возраста со своими первыми стихами, и позже, когда он прочёл рукопись. Это были стихи!
Полистав книги Нинель Мордовиной, любитель поэзии отметил броские, умело сделанные строки, оригинальные рифмы, аллитерации и рефрены, радующие внутренний слух, выходы за пределы привычного ямба. Нинель Мордовина хорошо чувствует слово: она поэтесса опытная, после первой, тоненькой – «Синяя птица» 1966 года – книжки её произведения не раз издавались в Волгограде и Москве: «Зимнее небо», «Ахтуба», «Иволга», «Степная пристань»(1980), «Пристань радости»(1981).
Но ведь дело не только в умении работать словом. Книгу поэта мы вправе воспринимать как выражение внутреннего его мира. Вот он живёт среди нас, ходит по тем же улицам города, что и мы, колесит по дорогам области, встречается с людьми на колхозных полях и в заводских цехах. Что видит поэт, на что откликается, что может рассказать он о мире и о себе?
Никем не разгадана тайна, как и откуда к человеку приходят стихи. Рифмуют – то все, но избранников – наперечёт. Муза ли осеняет или Божественный дар ниспослан свыше? Через поэтов говорит с Землёй вечный и непостижимый космос? Или права великая Ахматова.
Стихи Мордовиной, как те божьи одуванчики, прорастали по ногам, когда в своих кроватках засыпало её шумное ребячье племя, перестираны их рубашонки и починены штаны, проверены уроки и приготовлено всё для завтрака.
И всё это в основном одна, потому что муж – то в полётах воздушных, то в залётах земных. А она была офицерской женой. Семь Я – вот что это значило.
Поэзия Мордовиной удивительно оптимистична. Любовь переполняет её – к жизни, к волжским просторам и речке «с норовом» Ахтубе, к Каспию, к ярким людям, с которыми она имела счастье дружить, к красоте, что всех «превыше сословий», к людской доброте, к России, что «нам – бог и свет!»
Нинель Мордовина жила в Астрахани и очень любила свой край. Она охотно рисовала пейзажи Волжского понизовья, старалась постичь особенный колорит города. Об этом стихотворения «Ахтуба», «На раскатах», «Лотос», «Как в Астрахани ночи хороши!» Нинель Мордовина в своих стихах выносила тему экологии. Любя свой город, она писала о том, как его загрязняют, до чего его довели. Стихотворения «Волга», «Город и горожане», «Лотос» говорят нам именно об этом.
Поэтесса сравнивает в «Волге», какая река сейчас и какая была при наших прадедах. «Что с тобою, Волга, сделали?» - спрашивает Нинель Мордовина, она огорчена, возмущена: «Иль чужие мы в Отечестве, что не бережём своё?» В этом стихотворении можно услышать призыв к защите родного края, т. к. Волга – всё понизовье.
В «Городе и горожанах» Нинель Александровна словно ведёт диалог с молчаливым городом. Пытаясь объяснить, что Астрахань с древних времён была прекраснейшим городом, и она должна оставаться такой: «Крылатой рождена – не стань горбатой!»
В этих двух стихотворениях мы чувствуем, как автор волнуется, как она не хочет, чтобы её внуки, правнуки жили в «замурзанном городе, растерявшем славу», чтобы «стала мачехой Волга людям в наши дни». Нинель Александровна выражает свои чувства с помощью вопросительных, восклицательных предложений («Вы слышали это? Лотос к счастью?», «Волга, Волга, а была ли ты Волгой-матушкой рекой!», «Крылатой рождена – не стань горбатой!», «Ужель у нас для внуков сердца – нет?!») Автор ведёт диалог с молчаливым собеседником, то с Волгой, то с Астраханью. Значит, Мордовина использует такое художественное средство, как олицетворение. Помимо него очень много эпитетов («жёлтая», «тяжёлая вода», «полумёртвая вода», «лики потные», «волны злой отравы налиты», «смертный Аксарай», «многоэтажек грустный рай», «крылатой рождена»). Также много сравнений («как железный вал вода»; «волны злой отравой налиты, словно душенька тоской»; «не рекой течёшь – бедой»; «ах, Астрахань, - наш “маленький Париж”»; «вода из Волги, словно яд опасна»; «в Чернобыле уже стоят, пусты»), гипербол («новека не прошло, - почти до крыш замурзан город, растерявший славу», «многоэтажек грустный рай всё ширится», «уже спешит на Землю новый век»). Есть ещё олицетворения («течёт беда», «полумёртвая вода», «волны больны», «радость искалечили», «дома вставали дивной красоты», «ах, Астрахань! – четыре века ты трудилась, защищала, торговала», «век спешит»), метафоры («крылатой рождена – не стань горбатой!»). Нинель Мордовина использует обращения и в первом, и во втором стихотворениях, анафору – для яркого выражения своих чувств (Волга, Волга, а была ли ты Волгой-матушкой рекой?! Эта жёлтая, тяжёлая, полумёртвая вода; Ах, Астрахань!) В стихотворении «Город и горожане» она использует антитезу («крылатой рождена – не стань горбатой!»), выражая тем самым своё недовольство нашим отношением к великой русской реке.
В стихотворении «Волга» показывается жестокость астраханцев к своему городу, и настойчивость поэтессы в призыве к защите окружающей среды передаётся с помощью звуков [ж], [в], [о]. Хотелось бы заметить, что звук [о] рисует масштабную, широкую картину, часто повторяется в лирике, посвящённой родине. Нинель Александровна использует большое количество глаголов (исчезают, кличут-плачут, течёшь, поила-нежила, запахла, льнули, ловчили, омывали, представляла, смотрят, не бережём, заплевали, загадили, вопим, искалечили, пить), подчеркивающих, какая была река, что с ней раньше делали, как использовали и какая Волга сейчас.
А в стихотворении «Город и горожане» звучит вера, что мы защитим город от самих себя, а город в свою очередь защитит себя от нас – горожан. И это ощущение веры передают часто повторяющиеся звуки [а], [о], [ш]. Также много глаголов и глагольных форм (подарен, вставали, блистали, знали, не прошло, замурзан, молчишь, грозит, трудилась, защищала, забыла, зависим, очнись, рождена, не стань, верили) и прилагательных (крылатой, горбатой, чисты, дивной, маленький, новый). Здесь важно действие и состояние города «до» и «после». Что было до появления нашего поколения (Астрахань в прошлом), что стало после нас (настоящая Астрахань).
Рифма перекрёстная, мужская – женская. Размер, так же, как и в первом, ямб с пиррихием: v - v - v - v - v -v v -v v -v
- v v -v v v -
-v -v -v v -v.
В этих двух произвениях лирический герой боится за будущее своей родины, хочет сохранить красоту, чистоту города. На мой взгляд, если хоть раз прочитать стихотворение Нинель Мордовины, связанное с экологией, то действительно захочется задуматься над тем, что мы можем оставить своим потомкам: «Ужель у нас для внуков сердца – нет?!»
Но есть ещё одно стихотворение, которое называется «Лотос». И сравнив все три произведения Н. А. Мордовиной, мы сможем выяснить, как она пишет такие стихи, что она хочет ими показать нам – астраханцам.
Н. А. Мордовина использует местоимения множественного числа: «мы», «нас», когда говорит о какой-либо проблеме, угрожающей людям. Во всех своих стихотворениях посвященных теме экологии, она заботится о будущем наших потомков, да и о нашем будущем в целом. Природа для Мордовиной, её состояние превыше всего, ведь от неё будет зависеть наша жизнь. Нинель Александровна задаётся вопросом: «А не чужие ли мы?» - раз так относимся к своему, родному. Мордовина сожалеет, что сейчас, увы, не всё так хорошо и прекрасно, как раньше. Автор обвиняет нас, что мы не умеем беречь своё, она повторяет строчки, несущие один и тот же смысл в разных стихотворениях, посвященные теме «экологии». Например: « Мы – щадить не умевшие сроду» - из стихотворения « Лотос» или « Что не бережем своё?» - из стиха «Волга». «Бездарности права, на власть завысив» Ужель у нас для внуков сердца – нет!!» - из стихотворения « Город и горожане». Но она говорит, что нам не поздно изменить эту реальность, « но время стать умней, не миновало», « лотос к счастью? Вся к счастью природа, оттого то и дышим пока», « сами радость искалечили, разорвав святую нить Нам бы жить по-человечьему, чтоб из Волги воду пить». Взволнованность проявляется почти в каждой строке стихотворений.
Во всех этих стихотворениях Нинель Александровна использует ямб с пиррихием. В них обязательно дается описание природы до вмешательства человека, т. е. показывается, как должно быть в действительности, какой должен быть окружающий нас живой мир.
Рассмотренные стихотворения убеждают нас, что Нинель Александровна безумно любит свой город и просит нас, людей, живущих в нем, охранять и беречь его, как свое родное и самое ценное в жизни.
Поэтесса передает свою просьбу простыми словами, такими, какие мы используем в повседневной речи. Отсутствуют архаизмы, неологизмы, да и зачем они нужны, ведь мы говорим о насущных проблемах, которые всегда окружали нас, о проблемах с которыми сталкиваемся каждый день. Ещё одной особенностью стихотворений Н. А. Мордовиной является преобладание в них сложных предложений. Каждое предложение несет много информации, в каждом – частичка души поэта («Скоро снова у самого устья Волга алый накинет платок – это сотни бутонов распустит лотос – дельты заветный цветок»; «А когда – то наши прадеды льнули к этим берегам, и была им сила дадена Волгой – сердцу и рукам от зари и до зари»; «Дома вставали дивной красоты, театры мастерством игры блистали»). Много в стихотворениях поэтических обращений: «Ах, Астрахань», « Волга, Волга». Они оживляют город, реку, придают им черты людей, что еще подчеркивается и олицетворениями: « Мой город, ты любовь моя и боль, - Услышь мой крик и встань себе в защиту; « Ах, Астрахань, ну что же ты молчишь?» Любимый пунктуационный знак Мордовиной – тире, отрывистое, резкое, контрастное. В этом знаке и противопоставление («Крылатой рождена – не стань горбатой!»), и введение приложения («Лотос – дар уходящего лета – зажигает в протоках огни», « Ах, Астрахань, - наш маленький Париж»).
Любит Нинель Александровна умолчание (много в ее стихотворениях многоточий), она словно останавливает свою речь, заставляя читателя задуматься, поразмышлять: « Лотос – к счастьюВы слышали это?; И лишь многоэтажек грустный рай всё ширится. А для чего?»
Много у Мордовиной противоставлений («Не рекой течешь – бедой»; «Волны злой отравы налиты, словно душенька тоской»; «Волга алый накинет платок – это сотни бутонов распустит лотос – дельты заветный цветок»).
В стихотворениях Н. А. Мордовиной мною обнаружена одна композиционная особенность. Её произведения делятся на две части, каждую из которых можно условно назвать «до» и «после». В первой из них говорится о городе при наших предках, о природе, Волге до нашего вмешательства. А в последней - о городе, о природе, а вернее, о том, что мы с ней сделали. Для примера возьмём стихотворение «Город и горожане», так в нём в первой части автор использует такие выражения как: «Ах, Астрахань, - наш маленький Париж», «дома вставали дивной красоты», «улицы были чисты». А в части «после»: «замурзан город, растерявший славу», «грозит удушьем смертный Аксарай», «вода из Волги, словно яд опасна», «крылатой рождена – не стань горбатой!», «ужель у нас для внуков сердца – нет?!»
Судьба родного понизовья волновала не только Н. А. Мордовину. В своей работе я решила обратиться к творчеству таких астраханских поэтов, которым также как и Мордовиной не безразлична судьба своей Родины. Так, к примеру, в стихотворениях И. Левитан «И белый город тихо стонет» и «К творцу» звучала тема беспокойства о судьбе Астрахани, и не только – о судьбе всей планеты.
Я обратилась к двум стихотворениям Ю. Щербакова, посвящённым теме экологии. В них он проводит параллель между районами, которые уже находятся в «гробу» - с Астраханью, т. е. сравнивает с самыми слабыми местами нашего края. «Поставить рядом с именем Чернобыль неведомое имя Аксарай?» и приходит к выводу, что мы настолько близки к тому мёртвому району России, с которым сравнивает Астрахань, что даже «с неба солнце дышит тяжело, как будто запылила даль степная его противогазное стекло». Автор подчёркивает, что Аксарай ещё «неведомое имя», «лишь слухами обросшее пока не разнесли досужие газеты его, как дым, по всем материкам», но уже привёл к гибельному положению родимый край.
Лирический герой стихотворения видит спасения в приобретении противогаза. Это действительно страшно, мы боимся жить в своём родном городе. У нас гибнет рыба: «выползают на берег спиной осетры». В стихотворении «Как рифмуются звучно» у автора в роли судей выступают вороны, которые видят всё свысока и оценивают происходящее: «и рифмуют вороны неистовый грай: не играй! Не играй! Покарай! Покарай!» А во что не играть? А это одна из особенностей стихотворения. Ю. Н. Щербаков представляет нам эти проблемы как игру: «ах, какую затеяли чудо-игру – не берут браконьерскую нынче икру!» или « не видали чуднее волжане игры – выползают на берег спиной осетры». Но у всякой игры есть конец, а у этой конца не будет до тех пор, пока люди не начнут понимать всерьез, что вокруг них происходит.
Щербаков сначала подходит к проблеме с улыбкой, с шуткой, что не прослеживалось у других авторов. Затем он переходит на серьёзный тон, где уже не до улыбок и шуток. Он подходит к проблеме на полном серьёзе и хочет, чтобы те, кто будет читать эти стихи поняли это и тоже подошли к этому серьёзно и начали бы действовать.
О человеческой беспечности, бездумности пишет О. Куликов в стихотворении «Кликушеством не защитить Байкал».
Гнев поэта почти в каждой строчке, в обилии риторических вопросов: «Беспечности бездумной где предел? Куда нас занесло? В какую небыль?» Куликов в своём стихотворении хочет сказать, что бессмысленно плакать, кричать тогда, когда всё плохое уже случилось! «Кликушеством не защитить Байкал» - говорит автор, потому что мы не пытались ему даже помочь и остановиться, «когда о гибели своей орал он». Поэт спрашивает людей: «Беспечности безумной где предел?» Автор хочет сказать, что разговором Байкалу не помочь: «Слова слабы. Язык так беден наш». Нужно помогать делом, действиями, причём реальными. О прошлом и настоящем Астрахани говорит Б. Свердлов в стихотворение «Канава».
Повтор слов (нет – нету, дамба – дамба) усиливает чувства автора, его переживания по поводу произошедших изменений: «Видит грязь и видит тину». Свердлов не призывает на помощь открытыми фразами. Вместо этого он создал образ художника у Кутума, который увидел и почувствовал эту «грязь» и «тину» настолько, что его произведение будет называться «Мёртвая река». Этим автор хочет показать, что проблемы экологии настолько близки к нам, что в скором времени будут отражаться в произведениях художников.
Лирический герой молит судьбу, чтобы она хранила и город, и Волгу, и человека: «О, не отринь меня, моя судьба!» Поэтесса тоже беспокоится за свою малую родину, но она не настаивает и не приводит сравнений. Она лишь умоляет судьбу: «храни Моё Дитя – не делай зла! Пусть будет век её прямым и долгим». Автор не использует никаких «мы», «нас», лишь она и её судьба, которая решит всё. В её стихах чувствуется страх, в то время как у Нинель Александровны – уверенный тон, настаивающий на своём.
Совершенно разные поэты, разного возраста, разных взглядов и убеждений, но преданные родному краю, тревожатся за его судьбу.
Заключение.
В результате анализа стихотворений поэтов–астраханцев я пришла к выводу, что им далеко не безразлично будущее нашей любимой Астрахани. Все они заботятся и заботились о своих потомках, т. е. о нас, а мы в свою очередь должны заботится о нашем будущем поколении. Мы должны сохранять и беречь её в первозданном виде. Каждый автор раскрывает тему экологии по-своему. Но все они призывают астраханцев к любви и милости к своей «малой родине».
Н. А. Мордовина – одна из тех поэтов, которые далеко не равнодушны к судьбе своего края, к уникальной его природе. Это поэт, у которого очень индивидуальная, неповторимая манера письма. Я брала в своей работе для анализа лишь три стихотворения, посвящённые теме экологии. Но они позволили мне прийти к следующим выводам:
1. в стихотворениях Н. А. Мордовиной, посвящённых теме экологии ведётся скрытый диалог поэта с читателем, выражается общая основная мысль: «вся к счастью природа», но она в опасности: «По Руси течёт беда»;
2. в поэзии Н. Мордовиной своеобразная система образов: река, лотос, город. Эти образы одушевлены, в стихотворениях они живые участники разворачивающихся действий;
3. стихотворения Н. Мордовиной отличаются композиционным своеобразием: делением на две части «до» и «после»;
4. излюбленными художественными средствами поэта являются эпитеты, олицетворения, метафоры;
5. стихотворения Н. Мордовиной отличает своеобразный синтаксический строй, а также фонетические и морфологические особенности.
Творчество Н. А. Мордовиной интересно современному школьнику, заслуживает пристального внимания и изучения.
Комментарии