Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Вводные слова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор

Н. В. Гоголя «Ревизор» могут использоваться на уроках русского языка при изучении темы: «Вводные слова».

В современной науке вопросы, касающиеся грамматической сущности предложения, остаются важными и актуальными. В лингвистической литературе явления осложнения структуры синтаксической единицы ещё недостаточно исследованы, особенно мало материала по вводным словам.

Целью работы является анализ предложений с вводными словами в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя, которая была создана в то время, когда на сцене русских театров главное место занимали мелодрама и водевиль. Их Гоголь подвергал суровой критике, потому что в них отсутствовала всякая правда и естественность. Писатель с горечью отмечал оторванность театра и драматургии от реальной действительности, от всего того, что окружает нас каждый день.

Комедия «Ревизор» является новой ступенью в развитии реалистического искусства Гоголя. И важным средством характеристики героев является речь. Речевая манера героя стала неотделимой от его психологического облика, она выступает в комедии в качестве важнейшего средства раскрытия его характерных черт. Своеобразие в языке героев проявляется не только в тех или иных лексических или фразеологических единицах, но и в самом строе речи действующих лиц, а также в употреблении вводных слов, которые играют особую роль в речевой характеристике персонажей.

Проблема вводных слов не сходит со страниц русской лингвистической литературы, но всё-таки нет ни одного специального исследования, в котором с достаточной полнотой было бы определено грамматическое положение вводного члена в предложении, в состав которого он входит. До недавнего времени отвергалась какая бы то ни было грамматическая связь между вводной конструкцией и предложением. Но сейчас рассматривается вопрос о наличии этой связи. Учёные спорят также и о составе вводных единиц.

Так, в учебнике В. В. Бабайцевой, Л. Ю. Максимова выделяются восемь групп вводных слов по значению. Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич («Современный русский язык», 1964г. ) выделяет семь разрядов, среди которых «большую группу составляют вводные слова и словосочетания с модальным значением, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого». Д. Э. Розенталь («Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация», 2001г. ) – девять разрядов. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов (под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта), авторы учебника «Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений», говорят о предложениях с вводными конструкциями: «Вводные конструкции – это вводные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает». Далее они приводят значения вводных слов и словосочетаний и примеры: 1. Степень достоверности сообщения,

2. Различные чувства, 3. Источник сообщения, 4. Обращение к собеседнику и 5. Оформление мысли (связь мыслей, порядок: перечисление, противопоставление, следствие, вывод; способ оформления мысли).

Но все исследователи отмечают обобщённое синтаксическое значение вводных единиц – отношение говорящего к сообщаемому.

Кроме распределения вводных слов по значению, можно отметить и их место в предложении. Оно различно. В начале предложения употребляется 37% вводных слов: «Право, война с турками», «Право, на деревне лучше», «Право, как будто и не ел»; в середине – 60%:«Без вас я, признаюсь, долго бы просидел здесь», «Ты, говорит, напомни мне, как приеду», «Нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь»; и в конце – 3%: «Эх, Петербург! что за жизнь, право!», Ну, нет, вы напрасно, однако же», «Да перестаньте, пожалуйста!»

Среди учёных существуют разные точки зрения о связи вводных слов с другими членами предложения. Так, Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова, авторы пособия для учителя «Словарь-справочник лингвистических терминов» (М. : Просвещение, 1985г. ), отмечают, что не будучи связанными с членами предложения сочинительной или подчинительной связью, вводные слова всё же связаны с предложением, в которое они включаются. Это смысловая связь, которая находит выражение в интонации и в порядке слов. Так, в предложениях: «Впрочем, сударыня, в эту минуту мне очень приятно», «Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы», «Извольте, я готов отдохнуть», «Да перестаньте, пожалуйста!», «А что, друг, скажи, пожалуйста: на что больше барин твой обращает внимание» - вводное слово не может быть переставлено в другое место предложения без искажения его смысла.

Учёные отмечают, что в качестве вводных слов употребляются специально предназначенные для этой цели слова (впрочем, дескать, пожалуйста и другие) или слова различных частей речи в случаях выражения ими указанных выше значений. Розенталь Д. Э. в «Справочнике по русскому языку. Орфография и пунктуация». М. : 2001г. » отмечает, что в зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения. Можно привести такие примеры из комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге» (Хлестаков, действие 3, явление 6) – «Очень может быть» (Артёмий Филиппович, действие 4, явление 6); «Я думаю, вам после столицы вояжировка показалась очень неприятною» (Анна Андреевна, действие 3, явление 6) – «Ну что, скажи: к твоему барину, слишком, я думаю, много ездит графов и князей?» (Анна Андреевна, действие 3, явление 10); «А я признаюсь: это моя слабость» (Хлестаков, действие 4, явление5) – «А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?» (Хлестаков, действие 4, явление 4); «Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек» (Хлестаков, действие 4, явление 4) – «Кажется, они вчера мне подсунули чего-то за завтраком» (Хлестаков, действие 4, явление 2).

Вводные слова по морфологическому своему выражению могут соотноситься или с именами, или с глаголами, или с наречиями.

В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» вводные слова именного типа выражаются: а) именами существительными без предлога или с предлогом: без сомнения, не правда ли («Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения», городничий, действие 1, явление 1; «Не правда ли, ведь это не столица?», Хлестаков, действие 4, явление 4); б) именами прилагательными, субстантивированными: между прочим («Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию», из письма Андрея Ивановича Чмыхова, действие 1, явление 1); в) местоимениями в сочетании с предлогами: напротив того («никоим образом не можете; напротив того, вы можете принесть удовольствие», Хлестаков, действие 4, явление 12); г) к именному типу относятся также вводные слова, соотносительные с наречиями: верно, подлинно, натурально, напротив («Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!», городничий, действие 5, явление 8; «Вы, верно, их знаете много», Марья Антоновна, действие 4, явление 12; «Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум», городничий, действие 5, явление8);

- вводные слова глагольного типа выражаются: а) личными формами глагола: думаю, говорят, говорит, говорю, признаюсь, воображаю, знаешь, знаете (ли), извольте, помилуйте, скажите, извините (Я, говорит, и написать и почитать люблю», Добчинский, действие 3, явление 2; «В дороге не мешает, знаешь, чайку выпить лишний стаканчик», городничий, действие 3, явление10; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё», Хлестаков, действие 4, явление 3; «Воображаю, Тряпичкин умрёт со смеху», Хлестаков, действие 4, явление 9; «Да там, говорят, есть две рыбицы», городничий, действие 5, явление 1; «Что? много взяли? вот, думают, так в тюрьму его и засадят!. », городничий, действие 5, явление 2;).

Валгина Н. С. , Розенталь Д. Э. , Фомина М. И. , Цапукевич В. В. , авторы учебника «Современный русский язык», М. : 1964, отмечают, что вводные конструкции этого типа стоят на грани между вводными словами и вводными предложениями, так как слова типа думаю могут рассматриваться как односоставные определённо-личные предложения, а слова типа говорят - как односоставные неопределённо-личные предложения.

Шапиро А. Б. , автор книги «Современный русский язык. Пунктуация», тоже отмечает, что «конечно, несомненно, безусловно, пожалуй» часто употребляются как неполные однословные предложения для выражения утверждения или подтверждения; особенно часто это наблюдается в диалогической речи:

-А говорил ты с ним?

-Конечно. Обо всём говорили.

б) инфинитивами или инфинитивными сочетаниями: по правде сказать, можно сказать («а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет туда: это уж такое завидное место», городничий, действие 1, явление 1).

В учебном пособии «Современный русский язык. Пунктуация» (1974г. ) А. Б. Шапиро пишет, что вводные слова и предложения «употребляются как в книжной, так и в разговорной речи. Они всегда являются сопутствующими высказываниями по отношению к тем предложениям, в состав которых они вводятся, и выражают отношение говорящего (пишущего) к содержанию своего высказывания. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, удовлетворённостью по поводу сообщаемого факта, сожалением по какому-либо поводу и т. п. Вводные слова и вводные предложения могут выражать взгляд говорящего (пишущего) на логические отношения между содержанием частей его высказывания, между данным высказыванием и предшествующим(и). Автор отмечает, что в различных произведениях характер вводных слов, а также степень насыщенности ими текста неодинаковы. В рассуждениях, например, употребляются преимущественно вводные слова и предложения, выражающие оценку говорящим (пишущим) логических отношений между высказываниями; в повествовательных текстах характер вводных слов разнообразнее; в описаниях их значительно меньше или они вовсе отсутствуют. А что в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? ll.

Очень интересны вводные слова в речи действующих лиц комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Наблюдения над текстом комедии помогли выяснить следующее: в первом действии вводных слов 46, во втором – 25, в третьем – 70, в четвёртом – 92, в пятом – 50. Такое соотношение не случайно.

С «любимым дитём фантазии» Н. В. Гоголя, Иваном Александровичем Хлестаковым, мы встречаемся во втором действии. До появления городничего в гостинице Хлестаков заносчив, предъявляет серьёзные требования хозяину гостиницы, который не хочет понять того, что он ведь не простой человек и что к нему должно быть проявлено особое отношение. В поведении Хлестакова унижение и гонор, наглость и трусость тесно переплетаются между собой. С трудом добившись продления «кредита», он уже разносит в пух и прах тех, перед кем только что унижался. В его речи мало вводных слов: в разговоре со слугой «чёрт возьми», когда один – «я воображаю». Узнав, что о нём спрашивает городничий, Хлестаков пугается, воинственный пыл мгновенно исчезает, он растерян и подавлен, и это состояние сразу отражается в его речи, появляются вводные слова «пожалуй», «как нарочно»: «Что, если в самом деле он потащит меня в тюрьму? я, пожалуйнет, нет, не хочуа я, как нарочно, задал тону». Разговаривая с городничим, Хлестаков старается не показать своего страха. Он говорит очень быстро, отрывисто, бессвязно, пытаясь оглушить городничего потоком слов. Одно и то же вводное слово «право» по-разному произносится мнимым ревизором и главой города: «Я, право, заплачу» (Хлестаков), «Извините, я, право, не виноват»(городничий). Другие вводные слова «однако ж, признаюсь (два раза), в самом деле (два раза), право (два раза), напротив, впрочем» свидетельствуют о том, что пустейший Хлестаков от робких оправданий переходит к угрозам, а получив деньги, несколько успокаивается, становится увереннее. Из 25 вводных слов Хлестакову принадлежит 15, что составляет 60% от употребляемых в действии слов.

В третьем действии соотношение меняется: 70 – 35. Меняется и значение употребляемых вводных слов. Наиболее часто встречаются в речи главного действующего лица такие вводные слова, как «кажется (3 раза), признаюсь (4 раза), пожалуйста (3 раза), например (3 раза), однако ж, конечно (2 раза), впрочем (4 раза), право, может быть, говорит, напротив, говорят, пожалуй, думаю, говорю (2 раза), извольте (2 раза), бывало (4 раза), помилуйте. Следует отметить, что из одиннадцати явлений третьего действия Хлестаков появляется только в двух: в пятом и шестом, и речь его насыщена вводными словами. «Конечно, кажется, может быть, пожалуй, думаю, говорю» - эти вводные слова выражают уверенность говорящего, указывают на степень достоверности сообщаемого: «А больные выздоровели? там их, кажется, немного»; «Ну конечно, кто же сравнит с Петербургом!»; «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге»; «я принимаю должность, я принимаю, говорю: так и быть, говорю: я принимаю»; «Яхотел отказаться, но думаю, дойдёт до государя; ну да и послужной список тоже». «Напротив, например, впрочем» указывают на связь мыслей, последовательность их изложения: «Возле вас стоять уже есть счастие; впрочем, если вы так уже непременно хотите, я сяду»; «Впрочем, сударыня, в эту минуту мне очень приятно»; «Я не люблю церемонии: напротив, я даже стараюсь, стараюсь проскользнуть незаметно»; «На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз». «Пожалуйста, признаюсь, извольте, помилуйте» - вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям, приводимым фактам и т. д. : «Что вы, господа, стоите? пожалуйста, садитесь!»; «Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате, хотел отказаться»; «Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться»; «Извольте, господа, я принимаю должность»; «Извольте, я готов отдохнуть. Завтрак у вас, господа, хорош». Неоднократное (четыре раза) употребление вводного слова бывало показывает степень обычности того, о чём говорится: «Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрёно»; «С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну, что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, отвечает, бывало, так как-то всё».

Использование Хлестаковым в своей речи вводных слов говорит о том, что он освоился со своим положением, считает, что любезность чиновников, их почтительная услужливость объясняются его личными достоинствами. Он благосклонно принимает знаки внимания со стороны жителей города, а присутствие дам придаёт ему сил: «Возле вас стоять уже есть счастие; впрочем, если вы так уже непременно хотите, я сяду». Врёт Хлестаков вдохновенно, с наслаждением. Приступая к рассказу о петербургской жизни, он не знает, к чему придёт в конце. В этой сцене Хлестаков вознёсся так высоко, что страх чиновников перед ним стал почти паническим, им и в голову не приходит усомниться в реальности власти Хлестакова.

В четвёртом действии он по-прежнему находится в благодушном настроении и принимает дары от города. Употребление вводных слов в речи героев комедии возрастает: из 92 Хлестакову принадлежит 50. Как видно, больше половины, что свидетельствует о высоком положении Хлестакова в собственных глазах. Наиболее используемые следующие вводные слова: кажется (пять раз), впрочем (пять раз), признаюсь (шесть раз), пожалуй (пять раз), конечно (четыре раза), например (два раза), знаете (два раза), пожалуйста (три раза), право (два раза),однако ж (два раза), не правда ли (два раза),верно (два раза), говорят (один раз), изволите, помилуйте, воображаю, сделайте милость; скажите пожалуйста; скажите; скажите, как кстати; по моему мнению; напротив того.

Интересно, что вводные слова кажется, право, не правда ли, пожалуй, конечно, верно относятся к одной группе по значению: выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого, в данном случае уверенность. «Меня, конечно, назовут странным, но уж у меня такой характер», «Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек», «Верно, уж какая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку», - говорит Хлестаков, чувствуя себя более свободным и раскованным, чем в третьем действии. Примечательно, что и количество вводных слов, представляющих собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание к тому, что сообщается, увеличивается. Кроме слов «пожалуйста, признаюсь, извольте, помилуйте» появляются ещё и другие: «знаете; скажите пожалуйста; скажите, как кстати; сделайте милость; воображаю; скажите». Действует Хлестаков со своеобразным размахом, не разбираясь в средствах и способах действия. У него нет никаких внутренних затруднений, он готов совершить любой обман и любую подлость: «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера были немножко ниже ростом, не правда ли?», «А, да! Земляника. И что же, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?».

В пятом действии происходит развязка. Количество вводных слов резко уменьшается: из 50 Хлестакову принадлежит только 6, что видно из его письма Тряпичкину (« думаю, кажется, во-первых, впрочем, я знаю, должно быть»). Если подсчитать общее количество вводных слов, которые употребляет Хлестаков, то увидим, что их 107:

Пожалуй (5 раз), как нарочно, право(6) , однако ж(4), признаюсь (12), в самом деле (2), напротив(2), впрочем(12), чёрт возьми, я воображаю(2), кажется (9), пожалуйста (6), например (5), конечно (6), может быть, говорит, говорят(2), пожалуйста(6), думаю(2), говорю(2), извольте (2), бывало (4), помилуйте(2), знаете(2), я знаю, не правда ли (2), верно(2), изволите, сделайте милость; скажите пожалуйста; скажите; скажите, как кстати; по моему мнению, во-первых, должно быть.

Распределение вводных слов по значению позволяет сделать вывод, что больше всего вводных слов, выражающих оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, неуверенность, предположение, возможность) – 14; вводных слов, представляющих собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям, приводимым фактам – 10; слов, указывающих на связь мыслей, последовательность их изложения – 5; вводных слов, указывающих на источник сообщения, - 3; по одному слову, показывающему степень обычности того, о чём говорится, и выражающему чувства говорящего. Совсем нет слов, указывающих на приёмы и способы оформления мыслей, оценку меры того, о чём говорится, выражающих экспрессивность высказывания. Получается, Хлестаков в своей речи употребляет 62% вводных слов (в сравнении с городничим).

В речи городничего вводных слов тоже немало: из 46 в первом действии ему принадлежит 22. Это следующие слова: право (2 раза), между прочим, видно, без сомнения, конечно (4раза), знаете, пожалуй, не помню, впрочем (2раза), по правде сказать, например, может быть, говорят, я даже думаю (2раза), другое дело, чёрт возьми. В первых словах Сквозник-Дмухановского слышится энергия и решительность: «Так уж, видно, судьба!», «Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения». Он деловито сообщает чиновникам, для чего собрал их, даёт наставления, не требующие коренных перемен. Но потом становится более осторожным в выражениях, что редко с ним случается в обычной обстановке: «А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась»; «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вамвсякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать впрочем, можно даже и так отдать письмо, распечатанное».

Во втором действии городничий напуган, он сбит с толку видом Хлестакова и его странным поведением: «Извините, я, право, не виноват», поэтому в его речи всего 8 вводных слов из 25 (Хлестаков употребляет 15): извините, право, говорят, с одной стороны, с другой стороны, скажите, кажется (два раза). Но вручив взятку, облегчённо вздыхает: «Дело, кажется, пойдёт теперь на лад»; «Кажется, эта комната несколько сыра?»; «Скажите! такой просвещённый гость, и терпит, от кого же? От каких-нибудь негодных клопов».

Конечно (4 раза), право (3 раза), пожалуйста (2 раза), чёрт его знает, кажись, видно, знаешь, я думаю, можно сказать – 15 вводных слов употребляет городничий в третьем действии из 70, (Хлестаков – 35).

А в четвёртом действии их очень мало: четыре (право, кажется (два раза), как нарочно. ) Из шестнадцати явлений городничий появляется только в двух: пятнадцатом и шестнадцатом. От отчаяния он сначала совсем потерял голову, но потом переходит к необузданной радости, ведь Хлестаков, «ревизор», просит руки Марьи Антоновны, его единственной дочери:

«У меня, право, в голове теперь я и сам не знаю, что делается»; «Вы изволили сами намекнуть насчёт, кажется, свадьбы?»; «Вы изволили, кажется, нуждаться в деньгах?»; «Сейчас! Ещё, как нарочно, самыми новенькими бумажками».

В пятом действии городничий переживает позор, потому что все его планы разрушает письмо мнимого ревизора. Вводных слов – 50, из них ему принадлежит 14, (Хлестакову – 6): однако ж, право (2 раза), дескать, чёрт возьми (4 раза), случится, говорят, думают, знаете ли, признаюсь, по-вашему, подлинно, натурально. До появления почтмейстера он принимает поздравления чиновников, предвкушает восхождение по лестнице славы и почёта: «Кричи во весь народ, валяй в колокола, чёрт возьми! уж когда торжество так торжество»; «А, чёрт возьми, славно быть генералом»; «А, не до слов теперь! Знаете ли, что тот самый чиновник, которому вы жаловались, теперь женится на моей дочери?»; «Да, признаюсь, господа, я, чёрт возьми, очень хочу быть генералом». Неоднократное повторение «чёрт возьми» выражает радость и довольство городничего, предвкушающего своё будущее, а при чтении письма Хлестакова меняется интонация и чувство, с которым оно произносится, здесь злость, возмущение: «Нет, чёрт возьми, когда уж читать так читать! Читайте всё!». Последние вводные слова в речи городничего подлинно, натурально: «Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разумНу кто первый выпустил, что он ревизор?»; «Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!». Они выражают уверенность говорящего в степени достоверности того, о чём он сообщает.

Таким образом, подсчёт вводных слов в речи городничего показал следующее:

Право (8), между прочим, видно (2), без сомнения, конечно (8 раза), знаете (2раза), знаешь, пожалуй, не помню, впрочем (2 раза), по правде сказать, например, может быть, говорят (2 раза), я даже думаю (3 раза), другое дело, чёрт возьми (5 раз), чёрт его знает, кажись, извините, с одной стороны, с другой стороны, скажите, кажется (2раза), пожалуйста (2 раза), можно сказать, кажется (2 раза), как нарочно, однако ж, дескать, случится, говорят, думают, признаюсь, по-вашему, подлинно, натурально – 64 слова.

В своей речи городничий не употребляет вводные слова, указывающие оценку меры того, о чём говорится, и выражающие экспрессивность высказывания. Всего 38 % вводных слов (в сравнении с Хлестаковым).

Остальные действующие лица комедии в своей речи тоже используют вводные слова. В первом действии – 22. Больше всего вводных слов в речи Бобчинского Петра Ивановича – 13: говорит (5 раз), позвольте (4раза), пожалуйста (2раза), сделайте милость, изволите видеть. Характер употребления этих слов свидетельствует о том, что Бобчинский всё время ссылается на источник сообщения и стремится привлечь внимание к тому, что он говорит.

Во втором действии всего 5 вводных слов, которые используют в своей речи Осип (право, конечно, кажись, верно) и слуга в гостинице (пожалуй). Осип – человек трезвый и практический, он отлично знает все реальные возможности Хлестакова, поэтому и употребляет вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого, в данном случае уверенность.

В третьем - опять 22 слова. Марья Антоновна три раза употребляет право и один раз да право. У Анны Андреевны в речи 10 вводных слов (три раза однако, два раза пожалуйста, три раза верно, по одному разу может быть и я думаю). Эта дама любопытная, любит высказывать своё мнение. Добчинский , как и Марья Антоновна, три раза использует говорит и один раз признаюсь. Бобчинский и Артёмий Филиппович - по одному вводному слову: видно и может быть. Осип повторяет два раза говорит.

Четвёртое действие более других насыщено вводными словами: 36. Мало употребляют слов - вставок почтмейстер (однако ж), Артёмий Филиппович чувствует себя уверенно (конечно), Лука Лукич робок (право, признаюсь), Бобчинский (верно, извините), Добчинский и здесь больше говорит (право, извините, изволите видеть два раза); как всегда, у Анны Андреевны больше слов (извините, признаюсь, позвольте, право два раза), чем у Марьи Антоновны (верно, право три раза). Разговорился Осип, который тревожится за своего барина (не ровён час, знаете, верно, право два раза). Жалуясь Хлестакову на городничего, купцы четыре раза повторяют слово говорит, один раз изволь, уж пожалуйста. Аммос Фёдорович в этом действии тоже употребляет вводные слова (помилуйте, конечно, я разумею). Судья, невежественный и самоуверенный, воображает себя человеком, которому открыты многие тайны жизни, недоступные для других. У него высокая самооценка.

В пятом действии у него уже семь слов (пожалуйста, пожалуй, по крайней мере, я думаю, может быть, однако ж, в самом деле), у Артёмия Филипповича тоже семь слов (может, например, чёрт возьми, должно быть, впрочем, право, конечно). Он испытывает разные чувства: уверенность, неуверенность; высказывает предположение, возможность того, что может произойти. Это осторожный, хитрый человек. Анна Андреевна принимает активное участие в обсуждении будущего семейного положения (натурально, признаюсь два раза, во-первых, конечно четыре раза – 8 слов). Она уверена в том, что будет жить в Петербурге. Марья Антоновна только и смогла произнести право, как и жена Луки Лукича – право, но три раза. При подсчёте оказалось, что Анна Андреевна использовала в своей речи 23 вводных слова, Марья Антоновна – 9, Бобчинский – 16, Добчинский – 9, Артёмий Филиппович Земляника – 10, Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – 14. Чаще употребляются слова право – 20 раз, говорит – 17, конечно – 8, верно – 6.

Сравнение употребления вводных слов в речи действующих лиц показывает, что Хлестакову принадлежит 41%, городничему – 24%, на долю остальных приходится 35%.

Таким образом, проведённый анализ позволяет сделать вывод о многообразии значений вводных слов, употребляемых в речи действующих лиц комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.

Наблюдения за речью учащихся при изучении комедии показали следующее. Отвечая на вопрос: «Как вы можете объяснить смысл фамилии Хлестакова?», ученики использовали вводные слова «может быть, наверное, я думаю, возможно», выражающие предположение, так как полной уверенности не было. Употребление слов «во-первых, во-вторых, кроме того, к примеру, итак» при ответе на вопрос: «Какие выразительные средства использовал Н. В. Гоголь в сцене вранья Хлестакова?» помогло последовательно изложить мысли. «Послушайте, согласитесь, поверьте, извините, если хотите знать» - такие вводные слова были употреблены при ответе на вопрос: «Что такое хлестаковщина?». Учащийся обращался к своим одноклассникам, стараясь привлечь их внимание к тому, что он сообщал.

Я считаю, что данная тема актуальна не только в литературе, но и в жизни, потому что многие люди часто необоснованно употребляют в речи вводные слова, перегружая ими свои высказывания, а это не всегда помогает понять слушающему говорящего.

И закончить исследование хочется словами языковеда Шапиро Абрама Борисовича: «Вводные слова и вводные предложения употребляются как в книжной, так и в разговорной речи». Это слова, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношение между отдельными мыслями в речи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)